Елена Мачинская: «То, что происходит с ребенком при повторной травме, действительно, страшно. Что происходит с ребенком при родах

Малыш появился на свет. А значит, у него начинается новая жизнь, абсолютно не похожая на ту, что была внутри мамы. С первой секунды ему приходится выживать и приспосабливаться к заданным условиям - очень яркий свет и очень холодно. Новорожденному потребуется поддержка, чтобы привыкнуть к новому миру. Конечно, рядом с ним будет мама, но пока ей нужно прийти в себя после родов, а малышом займутся врачи.

«Летидор» расскажет, какие манипуляции проводят с ребенком сразу после родов и на что обращают внимание неонатологи, осматривая малыша.

Мама впервые видит младенца

Вероятно, родители уже видели своего кроху на мониторе прибора УЗИ, но теперь состоялась первая личная и такая долгожданная встреча. Ребенка подносят к маме и просят обратить внимание на пол ребенка и сказать, кто же родился - «мальчик» или «девочка».

Малыша выкладывают на живот

Пуповину еще не отсекли, а малыша сразу же выкладывают на живот и показывают мамину грудь. Этот трогательный момент называют контактом «кожа к коже». Ребенок прикасается к маме и так устанавливается их новая связь. Новорожденного прикладывают к соску матери - так он получает первые драгоценные капли молозива.

«У этой процедуры масса положительных последствий, - объясняет Александр Олегович Фрейдин, врач ультразвуковой диагностики, акушер-гинеколог, генеральный директор ООО "ЗЕМСКИЙ ДОКТОР", Г. Курск. - Во-первых, возникает первый психоэмоциональный контакт матери и малыша. Во-вторых, ребенок получает с молоком матери свой иммунитет. В-третьих, его кишечник и кожа обсеменяются правильными (материнскими) бактериями. В-четвертых, как бы грубо это ни звучало, доктора наблюдают за тем, как малыш себя ведет, нет ли отклонений. Все это работает, даже если молока пока нет».

Забор крови из пуповины

Иногда в этот момент делают забор пуповинной крови.

«В этом есть необходимость при подозрении на инфекции или другие неуточненные заболевания, - комментирует Александр Фрейдин. - При желании мамы могут взять кровь на стволовые клетки».

Отсасывание слизи из носа

После родов ребенку удаляют из носа и рта околоплодные воды и слизь, чтобы ему было легче дышать. Делают это по ситуации: иногда - как только показалась головка, иногда - сразу как выложили младенца на живот матери.

«Часто акушерка проводит аспирацию верхних дыхательных путей плода с целью убрать из них слизь и кровь, эти вещи мешают дыханию ребенка, - говорит доктор Фрейдин. - Если околоплодные воды не очень чистые (это может быть инфекция или ребенок задыхался внутриутробно), неонатолог проводит глубокую аспирацию, иначе у ребенка может развиться пневмония».

Оценка по шкале Апгар на 1-й минуте

Это способ оценки состояния ребенка при рождении. Неонатолога (врача, который специализируется на особенностях развития ребенка в течение первого месяца жизни) интересуют следующие пять показателей: частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость (реакция на отсасывание слизи из верхних дыхательных путей) и окраска кожного покрова. По каждому из пунктов в зависимости от состояния малыша присваивается от 0 до 2 баллов. Всего ребенку могут поставить не более 10 баллов. Вторичную оценку проведут еще на 5-й минуте. В итоге оценка будет состоять из двух показателей, например, 6/7.

Осмотр на пеленальном столе

Еще в тот момент, когда идет третий этап родов, для новорожденного готовят пеленальный стол - включают специальные лампы, чтобы прогреть поверхность и после рождения перенести ребенка на теплые пеленки. Дело в том, что температура среды в утробе матери была 36-37° С, а температура воздуха в родовой - как минимум на 10 градусов ниже.

На пеленальном столе неонатолог еще раз осматривает малыша, обращает внимание на состояние родничков и тазобедренные суставы, чтобы исключить их повреждение.

Антропометрия

Теперь пришло время измерить длину тела (от макушки до пяток) и вес новорожденного, а также окружность головы и грудной клетки. Эту процедуру будут повторять не раз на протяжении первого года. Врачам нужно знать изначальные показатели, чтобы наблюдать за дальнейшим развитием ребенка.

Вторичная обработка пуповины

В этот период проводят повторную обработку пуповины. На расстоянии полсантиметра от пупочного кольца фиксируют специальную скобку и отсекают остатки пуповины на 2 см выше скобки. Срез обрабатывают марганцовкой.

Очищение маслом и профилактика глазных инфекций

Кожу младенца обрабатывают вазелиновым маслом, аккуратно удаляют сыровидную смазку. Для профилактики инфекционных заболеваний глаз ребенку закапывают специальные капли в конъюнктивальный мешочек или закладывают мазь под веко.

Браслеты и пеленание

На ручки и ножки ребенка надевают специальные браслеты, на которых указаны фамилия, имя, отчество матери, пол ребенка, вес и рост при рождении, дата и время рождения. Такие браслеты с маркировкой родители хранят на память. Затем новорожденного снова пеленают. В обычном роддоме ребенок остается в родильном отделении под наблюдением, а через 2 часа, вместе с мамой, его перевозят в послеродовое отделение.

Прививка от гепатита

В первые же сутки ребенку ставят прививку от вирусного гепатита В. Это инфекционное заболевание печени, которое может привести к циррозу и раку.

До трех еще рано Биддалф Стив

2 Что происходит с детьми?

Что происходит с детьми?

Домашнее воспитание малышей – это ответственность за их жизни, благодаря чему мы становимся больше людьми и меньше потребителями.

Детство сегодня далеко не то, что было у предшествующих поколений, особенно у совсем маленьких детей. В 1981 году только 24 % матерей вернулись на работу до того, как их детям исполнился один год. Сейчас эта цифра составляет более 70 %, причем 95 % отцов заняты полный рабочий день. В результате почти четверть миллиона британских детей до трех лет находятся в яслях целый или сокращенный день.

Во всем мире количество детей, посещающих ясли, увеличилось вчетверо за последние 10 лет. Первоначально предполагалось, что детские учреждения будут посещать трех– и четырехлетние дети, но в яслях оказались и дети младшего возраста. Иногда родители отдают в ясли младенцев, которым несколько дней от роду. Также увеличилось и время пребывания в яслях, миллионы детей в возрасте до трех лет остаются в детских центрах на 10 часов пять раз в неделю в Америке, Великобритании, Японии и в других индустриально развитых странах мира.

Такая система ухода за маленькими детьми – явление очень молодое. Она появилась без предшествующих исследований и понимания сути вопроса (сравните, например, с появлением детских садов, которые были специально созданы для детского интеллектуального развития). И если окажется, что ясельные учреждения – вещь вредная, то миллионы жизней будут подвергнуты неблагоприятному воздействию. Как мы увидим позднее, потребности детских организмов и даже строение их мозга могут измениться, причем далеко не в лучшую сторону.

На калитке

Я нахожусь поблизости от современного городского воспитательного учреждения для детей. Погода хорошая, и группа трехлеток выходит на прогулку. Я вижу одну девочку, которая не играет с остальными детьми. Она повисла на калитке, апатично раскачивая ее. Я смотрю на часы и наблюдаю за девочкой минут 20. За это время она не останавливается ни на минуту, раскачивая калитку и глядя по сторонам. Молодой мужчина-воспитатель занят другими детьми. Кажется, ему просто нет дела до нее. Но вот происходит нечто: мальчик, еще один одиночка, движется вдоль забора, ведя палкой по металлическим прутьям. Он останавливается, когда подходит к девочке, – препятствие на пути. Они смотрят друг на друга. Я не знаю, разговаривают ли они, потому что нахожусь от них достаточно далеко. Мне бы хотелось, чтобы они немного пообщались. Но, к несчастью, этого не было. Мальчик решает проблему, словно девочки здесь и нет: проводит палкой по ее пояснице и движется дальше. Она же продолжает с отсутствующим видом висеть на калитке. А язык ее тела, кажется, так просто понять: «Выпустите меня отсюда».

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Происходит то, что происходит Чем более определенным, то есть четко направленным, является ваше действие, тем быстрее вы получите прямо противоположный вашим желаниям результат. Усиление действия в одном направлении столь же усиливает противоположное. Ваши усилия

Из книги Как общаться с ребенком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним автора Тимошенко Галина

Как это происходит Ребенок потрудился на славу, появляясь на свет. Однако, как вы понимаете, ему и дальше не удается отдохнуть. Только представьте себе степень сложности задач, стоящих перед ним! У него ведь не только мышцы почти никакой силой не обладают – он же еще вообще

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Как это происходит Знаете, что самое важное и самое интересное во внутренней жизни ребенка на этапе выживания? В это время весь мир – и он сам в том числе – существует для него как нечто абсолютно цельное, единое и нераздельное. Этакая всеобщая субстанция – почти океан из

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Как это происходит Если снова обратиться к нашей аналогии развития ребенка с Большим взрывом, то станет ясно: ко второму этапу его развития частота происходящих внутренних революций заметно снижается. И самое радостное – снижается сокрушительность неграмотных

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Как это происходит На фоне главной вселенской революции второго этапа развития – появления настоящей речи – в жизни ребенка практически незамеченным (для невнимательного взгляда) происходит еще одно событие – переход от называния себя в третьем лице к использованию

Из книги Переговорная книга быстрых рецептов автора Коткин Дмитрий

Как это происходит Разобраться в этом событии нам с вами будет намного проще, чем в предыдущем. Хотя бы уже потому, что речь будет идти о самых простых и понятных вещах – о том, с чем и как ребенок в это время играет. Вы, конечно же, помните, что играть он начал еще на первом

Из книги автора

Как это происходит Честно говоря, нам не очень много осталось рассказать о том, что происходит с ребенком в возрасте от двух до пяти лет. Все, что относится собственно к четвертому событию – началу самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, – очень тесно

Из книги автора

Как это происходит Мы уже очень многое обсудили в связи с событиями, происходящими с ребенком в течение первых лет его жизни, и вы наверняка уже догадались, что самое главное в его жизни к пяти годам уже произошло. Но это вовсе не значит, что дальше родители могут

Из книги автора

Как это происходит Мы уже говорили, что когда ребенок начинает ходить в старшие группы детского сада, а впоследствии в школу, в его жизни появляется первая четко структурированная система внешнего оценивания. Если предыдущее развитие ребенка протекало благополучно, то и

Из книги автора

Как это происходит Основное событие этого этапа – начало переходного возраста, или, говоря по-научному, пубертатного периода. Самые очевидные для окружающих и самого ребенка – впрочем, на этом этапе он уже чаще именуется подростком – изменения связаны с его анатомией и

Из книги автора

Как это происходит А происходит это совсем незаметно – во всяком случае, со стороны. По отношению к этому колоссальному внутреннему событию очень сложно выделить сюжетную основу, поскольку само по себе мышление в основном и состоит в переработке всего, что с человеком

Из книги автора

Что происходит Итак, если верить в академическую модель, то люди болеют, когда что-то не в порядке с их потребностями. Это вполне логично. Нет кислорода – это болезнь, нет еды – болезнь, нет внимания, информации и т. д. – это тоже болезнь. Остается непонятным, как человек: а)

Из книги автора

Как все происходит Остается не очень понятным, каким образом нереализованные потребности отражаются на физическом здоровье человека. С потребностями материальными все более или менее ясно. Если организму не хватает воды, кислорода, пищи, или напротив, организм получает

Из книги автора

Как все происходит Дональд Маркус назвал привычку откладывать на будущее «искусством оставаться в дне вчерашнем». Я бы добавил «и избегать день нынешний». В этом вся суть. Существуют некоторые вещи, которые делать необходимо, причем речь идет о вашем собственном выборе,

Из книги автора

Из книги автора

3. «Что происходит?» Фраза «Господа, а что у нас сейчас происходит?» волшебным образом влияет на манипулятора, потому что она направлена на то, чтобы заставить его объяснить свои мотивы поведения, то есть рассказать про то, что он на самом деле хотел бы скрыть от своей

На сегодняшний день многие мамы решают не работать в период раннего детства своего ребенка, и полностью заниматься его развитием. Современные детские сады по разным причинам не устраивают родителей, и они принимают решение оставить малыша дома. Ведь занимаясь с малышом индивидуально, удастся привить ему значительно больше знаний и навыков, нежели чужому человеку в группе сверстников, – думают родители. Однако тут есть большое НО, на которое ни в коем случае нельзя закрывать глаза – это общение ребенка со сверстниками. Не стоит относиться к этому несерьезно, ребенок обязательно должен иметь регулярный контакт с другими детьми для гармоничного развития. Но разве недостаточно общения со взрослыми? – думает вы. Конечно, нет. Общение со взрослыми и со сверстниками различается, и развивает различные коммуникативные действия.

Давайте рассмотрим, что особенного в общении детей друг с другом, и чего не даст малышу общение со взрослым.

Яркая эмоциональная насыщенность

Взрослый не будет визжать, кричать, смеяться и кривляться. Ребенку необходимо выражать различные экспрессивно-мимические проявления, испытывать разные эмоциональные состояния, включая не только нежность или бурную радость, но и ярость и негодование. Даже если бы родители захотели проявление таких эмоций у своего малыша, у них все равно не вышло бы – дети ведут себя в присутствии взрослых намного спокойнее, чем в присутствии детей.

Свобода и непосредственность

Со взрослыми ребенок чувствует необходимость соблюдения определенных поведенческих норм. В компании детей можно вести себя нестандартно и нерегламентировано – в движениях присутствует непринужденность (дети падают, прыгают, подражают друг другу, принимают необычные, смешные позы), в общении – раскованность (дети кривляются, сочиняют новые слова и придумывают небывалые истории).

Проявление оригинальности

Взрослый говорит, как надо поступать, то есть преподносит готовую модель поведения. Сверстник же поощряет проявление индивидуальности, нестандартности. Самые популярные игры в компании детей направлены на проявление творческого начала.

Развитие коммуникативных действий

Взрослый требует к себе уважения и не допускает непослушания, а вот общаясь с другими детьми, ребенок пополняет диапазон своих действий: он учится спорить, успокаивать, навязывать свою волю, уговаривать, требовать, жалеть, обманывать и т.д.

Расширение словарного запаса

Взрослый говорит с ребенком, используя привычный ему набор слов. В других семьях говорят иначе – и дети заимствуют друг у друга новые лексические обороты. Кроме того, в детских компаниях принято придумывать новые, несуществующие слова, что хорошо развивает образное мышление ребенка.

Развитие личностных качеств

В общении с родителями инициатором всегда является взрослый. Чаще всего он предлагает игру, он ее контролирует и ведет. Находясь в детской компании, ребенок развивает лидерские качества, ему приходится проявлять инициативу – навязывать свои желания, пытаться управлять действиями партнера и т.д.

Умение строить диалог

Взрослый общается по принципу диалога, и умеет вести его с ребенком. Самому же малышу это несвойственно – в первые четыре года он не умеет строить диалог со сверстниками, зачастую каждый говорит о своем и не слышит партнера. Навык полноценного общения приходит к ребенку в 5-6 лет, но только если он имеет такой опыт на протяжении долгого времени до этого.

Осознание себя

Взрослый – не ребенок. А осознавать себя ребенок может только в сравнении с себе подобными. В раннем возрасте он ищет сходство с ровесниками, становясь чуть старше, ему важны положительные отличия от них.

Стремление к общности

В возрасте 2-4 лет ребенку необходимо находить сходство с другими детьми, это приносит ему радость. «Ты маленький, и я маленький», «Ты прячешься, и я прячусь», «У тебя синие ботиночки, и у меня такие же», «Ты смеешься, и я смеюсь» – ощущение общности, которую ребенок обнаруживает пока только благодаря внешним признаками, ему очень важна.

Необходимость в признании

В возрасте 4-6 лет ребенок начинает нуждаться в оценке и уважении сверстников. Теперь он по разговору, взгляду и мимике осознает отношение окружающих к нему, ему необходимо быть важным и ценным для партнера. Появляется конкурентное начало, ребенок начинает испытывать чувства зависти и ревности, с которыми ему необходимо научиться справляться.

Безусловно, родители для ребенка – самое главное, и никто никогда не сравнится с ними по степени важности для него. Но не стоит ограничивать мир малыша только общением с мамой и папой, ведь для развития ребенка ему необходимо общаться с другими детьми. Если вы решили не отдавать ребенка в детский сад, и заниматься его обучением и воспитанием дома, позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша не было нехватки общения со сверстниками.

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.