Эфиопия: Страшные обычаи племени "мурси". Интимная жизнь в самобытной культуре племени мурси

МУРСИ - ЛЮДИ С ТАРЕЛКАМИ В ГУБАХ

Говоря о племени мурси, часто рассказывают, что женщин изначально "уродовали" для того, чтобы они были непривлекательными для работорговцев. Отсюда, мол, и пошла традиция растягивать нижнюю губу и вставлять в нее "тарелки" диаметром 10-15 см и - изредка - до 30 см. Красивый миф, не более того, опровергаемый рядом этнологов, изучавших это эфиопское племя из долины реки Омо. В частности, Шона ЛаТоски, посвятившая исследованию мурси продолжительное время и жившая среди них, указывает, что у самих мурси нет никаких рассказов, подтверждающих миф. Также нет и исторических источников, в которых бы упоминалось, что мурси когда-либо вообще подвергались преследованию со стороны работорговцев, что объясняется удаленностью и труднодоступностью их территории в тот период.

Следовательно, единственное объяснение существования данного обычая кроется в эстетическом. Как отмечает ЛаТоски, девушки мурси в возрасте около 15 лет задумываются о том, чтобы проколоть себе нижнюю губу, что обычно делает мать или другая женщина из семьи. Процесс растягивания происходит постепенно и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время девушка носит деревянные заменители "тарелок", постепенно увеличивая их диаметр.

До каких размеров растягивать нижнюю губу также определяется девушками самостоятельно. При этом они исходят не только из собственного желания, но и из физиологических особенностей; у некоторых девушек губы не в состоянии вместить слишком широкую тарелку.
Существует два типа губных "тарелок" - глиняные (мн.ч. dhebinya) и деревянные (burgui). Первый тип изготавливают сами девушки и женщины. Деревянные "тарелки" делают исключительно мужчины и их носят либо молодые девушки, либо незамужние женщины. При этом, по словам информантов ЛаТоски, отношение девушек мурси к деревянным "тарелкам" можно описать как "вещь, вышедшая из моды".

Глиняные "тарелки", в свою очередь, подразделяются на несколько типов в зависимости от дизайна и цвета. Четыре основных типа, выделяемых ЛаТоски, это: красные (dhebi a golonya), рыжие (dhebi a luluma), черные (dhebi a korra) и естественного цвета, "белые" (dhebi a holla).

В настоящее время, то есть в период с 2004 по 2010 год, когда проводились исследования, девушка мурси может отсрочить прокалывание и растягивание нижней губы до момента своего замужества.

МУРСИ И ТУРИСТЫ. НЕПРОСТЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФОТОГРАФОВ И МОДЕЛЕЙ

К вопросу о назойливом "попрошайничестве" мурси, так часто фигурирующем в рассказах туристов.
Дэвид Тёртон, занимавшийся исследованиями мурси, в одной из своих статей в "Антропологии сегодня" за апрель 2004 года через диалог раскрывает непростые отношения, которые складываются между племенами Южной Эфиопии и туристами, приезжающими за экзотикой.

ДТ: Скажи, что вы думаете насчет того, что к вам приезжают туристы на машинах, чтобы фотографировать вас и снимать видео? Только честно.
Мурси: Мы говорим "Это их дело". Те, кто приезжает, относятся к категории людей, которые делают фотографии. Это вещи "белых". Что мы знаем об этом? Это ты один из тех, кто знает. Мы живем здесь, а они приезжают, чтобы сделать фотографии. Есть такие, которые фотографируют и тут же появляется изображение наших тел. Если это плохо, скажи нам.
ДТ: Меня интересует, что именно вы думаете об этом, а не то, что говорят белые.
Мурси: Что мы думаем? Мы не знаем. Они не говорят на нашем языке, поэтому мы не можем спросить у них, зачем они делают фотографии. Но мы можем спросить у тебя, ведь ты говоришь на языке мурси. Они приезжают с "кучумба", которые всегда остаются сидеть в машинах. И когда туристы заканчивают фотографировать, они увозят их. Мы спрашиваем себя, зачем они делаю фотографии? Чтобы узнать нас? Или для чего?
Должно быть те, кто делает фотографии, не знают, как правильно вести себя, как жить. Даже старые женщины приезжают к нам и делают фотографии. Это нормально для белых, они всегда так себя ведут? Вот о чем мы спрашиваем себя.

ДТ: Вот это то, о чем вы сами задумываетесь!
Мурси: Скажи нам, зачем они фотографируют? Они хотят, чтобы мы стали их детьми? Или зачем? Зачем они фотографируют?
Если они приезжают к нам только для того, чтобя сделать фотографии, то они должны платить нам, не так ли? Но они не хотят.
ДТ: Да, это плохо. Это сердит вас?
Мурси: Да. Они делают множество фотографий, дают нам чуть-чуть денег, садятся в машины и уезжают. Да, белые люди воры.
ДТ: Да, это плохо. А "кучумба"? Они отличаются от белых?
Мурси: Да, они не делают фотографий. Они только просят у нас еду: "Дайте нам козу". И мы даем. Когда приезжает много белых, мы даем коз кучумба за то, что они привезли нам белых. Это вроде платы. В твоей стране вы ведь платите?

ДТ: Да, конечно.
Мурси: Кучумба больше похожи на нас. А эти "вещи" (фотографии) из твоей страны, где растут железные кровати (улыбается). Дай нам машину и мы поедем в твою страну, чтобы делать фотографии белых.

АРБОРЕ

В деревне Арборе живут представители народности арборе, относящиеся к Афро-Азиатской лингвистической группе. Всего насчитывается примерно 4,5 тысяч людей арборе.

Кроме внешних отличий, они отличаются от других племен многочисленными разноцветными бусами. Женщины арборе обычно покрывают голову черными платками. Во время ритуальных танцев арборе поют, что по их мнению, очищает их от накопившейся отрицательной энергией.

На смену ей приходит положительная энергия, приносящая удачу. Являясь скотоводами, арборе измеряют свое благосостояние поголовьем скота.

ХАМЕР

Хамер, или бешада - довольно большая народность, насчитывающая примерно 35-50 тысяч человек, которая заселяет восточную часть низины долины Омо. Очень схожи с бенна. Хамер вляются мусульманами-суннитами, однако, до сих пор, сохранилось много элементов их традиционной религии. Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей.

Отличительными чертами хамер являются высокие скулы, сложные костюмы, украшенные бусами, каури и кожей, и толстые медные ожерелья. Основой их культуры является скотоводство. Это отражается в их языке хамер-банна, где существует, по крайней мере, двадцать семь слов для обозначения различных оттенков цвета и структуры кожи скота. В отличие от детей других народностей Эфиопии, племена хамер, каро, бенна, и некоторые другие ведут себя достойно. Их дети не просят денег.

Им самим интересно пообщаться, пощупать, потрогать белого человека. Зачастую они ведут себя лучше туристов, которые к ним приезжают.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд "бег по спинам быков". Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду "маза". Не сможет - будет еще год ждать и тренироваться.

Процедура вступления в брак у хамеров проста. Жених сговаривается с отцом невесты о размере выкупа. В среднем жена стоит 8-10 коров. Для Эфиопии это целое состояние, и далеко не каждый мужчина может позволить себе иметь супругу. После уплаты выкупа жених забирает девушку из дома родителей и, независимо от того, какой по счету женой она является, строит ей отдельный дом. Туда она приносит свое приданое, состоящее обычно из одежды, нескольких мешков зерна, десятка кур и других мелочей, необходимых для обустройства быта. Сам супруг своего отдельного дома, как правило, не имеет и ведет полукочевой образ семейной жизни, проживая попеременно в домах своих жен, которые ставятся неподалеку друг от друга, часто даже в одном большом огороженном дворе. В случае если жена умирает вскоре после вступления в брак, муж вправе потребовать от ее родителей вернуть выкуп. Но чаще этот вопрос решается по-другому: если в семье невесты имеется другая дочь, достигшая брачного возраста, то вдовец взамен умершей получает ее. Если же девочка еще слишком мала, то родители заранее обещают ее зятю. За добрачным поведением помолвленной строго следят, в противном случае семье придется возвращать выкуп. Вдовы, обычно, не вступают в повторный брак.

КАРО

Каро - самое малочисленное племя на юге Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1 500 человек. Деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо.

Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. По своим традициям, культуре и языку каро близки хамерам. Каро по праву считаются лучшими мастерами по разрисовке тел, особенно по подготовке к танцам и праздникам.

Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Для рисунков на теле используются природные материалы: мел, железная руда, отложения охры, уголь. Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека.

КОНСО

Центром области является город Консо, также известный как Карати, расположенный на высоте 1 650 метров на реке Саган. Около 150 тысяч человек консо населяют эти засушливые гористые местности. Ближайшие соседи - скотоводческий народ борена, родственный им по языку. В отличие от большинства народов Эфиопии, консо издавна живут в городах, каждый из которых управляется независимым советом старейшин. Социальный статус человека определяется его возрастом, точнее принадлежностью к определенному поколению. Существуют 9 кланов. Глава клана является одновременно его жрецом. Ремесленники составляют отдельную замкнутую социальную группу. Полигамия практикуется только в зажиточных семьях, большинство же мужчин консо довольствуются одной женой.

Основное занятие консо - интенсивное земледелие с использованием террас и ирригации (маис, сорго, тефф). На продажу выращиваются хлопок и кофе.

Скот держат в загонах, предохраняя этим вытаптывание полей. Навоз используется в качестве удобрения. Используют молоко и мясо крупного рогатого скота и мясо овец и коз, как продукты питания. Но основная пища - растительная, другие животные - табу. Женщины одеты в характерные юбки с цветными продольными полосками преимущественно оранжево-синего диапазона.

Область Консо известна скульптурами "вага". Вага вырезается из дерева в память покойных великих воинов, на которых изображается подвиг. Вага размещаются на месте, где был похоронен воин. Композиция обычно включает много фигур - фигуру покойного, его жен и детей, а также фигуры убитых врагов или зверей.

Обычно на лбу вага вырезается фаллический символ. Увидеть старинные вага можно теперь довольно редко, они давно стали предметом купли-продажи. А традиция их возведения отмирает. Этому способствуют миссионеры, упорно борющиеся с древними языческими культами.

На востоке Африки, в Эфиопии, на территории национального заповедника Маго проживает племя Мурси. Территория обитания племени делится на пять областей, в границах каждой из которых обитает один клан, который занимается скотоводством, земледелием, пчеловодством, по мере необходимости кочует. Численность племени в целом — около 6 тыс. человек.

Представление об обычаях и образе жизни этого племени дает видеофильм «День донги. Воины мурси», который позволит составить впечатление об этих аборигенах Эфиопии при просмотре онлайн.

День донги. Воины мурси.

Мужчины Мурси очень воинственны. Руководит жизнью племени совет старейшин («барра»), каждый из членов которого имеет право высказать свое мнение по поводу решения возникших проблем. В случае плохой урожайности и болезней скота именно «барра» называет сроки начала нового кочевья в поисках более плодородных земель и чистой воды. Глава клана определяет поведение племени в военных делах, и осуществляет поиск виновного в случае совершения преступления. При помощи копья он с легкостью находит преступника. Процедура состоит в том, что каждый мужчина племени переступает через лежащее на земле копье в подтверждение своей непричастности к проступку: считается, что если виновный все-таки не захочет признаться и переступит через него, то в течение недели умрет ужасной смертью.

Все мужское население делится на несколько социальных групп, положение в которых определяется возрастом и заслугами каждого. Самые молодые юноши относятся к группе «донго», затем следует возрастная группа «терра», которую составляют мужчины средней возрастной категории, следующая за ней – группа «рорро» — заслуженные «ветераны», помогающие в деле поддержания порядка в племени. Статус «рорро» говорит о близости члена племени к завершению жизненного цикла. Самое высшее положение занимает группа «барра», которая и формирует совет старейшин.

Вся жизнь племени сопряжена с магическими ритуалами. Сюда не дошли христианские миссионеры и исламские проповедники. Сочетание культа смерти и языческих ритуалов составляет основу верований Мурси. Женщина-оракул (и лекарь по совместительству) читает будущее по звездам. Она предсказывает, какие испытания постигнут племя, лечит травмы, раны и болезни заговорами и магическими пассами рук. Если внезапно заболевает скот – основа благосостояния племени, в жертву приносят белую козу, которую забивают и сжигают на жертвенном костре. Ритуал проводит Священник, который знает, в каком порядке нужно осуществлять все процедуры, и сопровождает жертвоприношение пением.

Количество коров и коз определяет состоятельность каждого члена племени. Это удивительно, но за невесту каждый мужчина племени должен сделать выкуп в виде 30 и более коров. Мурсийские женщины имеют свой эталон красоты: перед замужеством каждая девушка делает в нижней губе и в мочке уха надрез, и вставляет туда тарелку из глины или из дерева. Этот глиняный или деревянный круг – дар невесты жениху. Чем больше диаметр тарелки, тем сексуально привлекательнее считается красавица. Тарелка в губе (дэби) – признак того, что женщина состоит в браке. Она может вытащить круг из губы, но дэби всегда должна быть на месте в случае, когда жена подает еду мужу. Женщины вправе обмениваться тарелками между собой, не подлежит обмену только подарок мужа.

Бои на палках являются местным видом спорта. Молодые юноши и мужчины в ходе соревнований доказывают свою ловкость, силу и отвагу. В частности, широко распространен праздник «Донго», по итогам которого выбирается самый сильный воин. В ходе празднества происходит инициация юношей. Готовятся к этому событию в течение нескольких недель. Мужчины находятся на специальной диете, основой которой является молоко и кровь молодых коров. В ходе боев не допускается убийство соперника, нужно только сбить его с ног. Победителя выбирает судья, только последний устоявший на ногах получит это почетное звание.

Цивилизация удивительным образом коснулась африканцев этого племени. Туроператоры предупреждают туристов об опасности контактов с дикарями, поскольку у них есть привычка разгуливать по саванне с автоматами наперевес. А поскольку Мурси отличаются буйным нравом и склонностью к алкоголизму, опасность удваивается. Но, тем не менее, области их обитания посещаются туристическими группами. Многие кланы существуют за счет туризма, и благосклонно позволяют делать фото и видеосъемку посетителям за определенную плату.

Удивительное племя Мурси – детище Эфиопии, привлекает внимание многих исследователей тем, что остается в первобытном состоянии, несмотря на достижения современной цивилизации, отличается отсталым мировоззрением и неразвитой культурой. Но его пример показывает, какой путь преодолело человечество, прежде чем достигло нынешних высот развития.

Внешний вид

И мужчины, и женщины племени мурси коротко стригут волосы, выбривая на черепах разнообразные орнаменты и используют различные дизайны.

Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.

Мужчины мурси известны жестокими боями на палках. А женщины - ношением в нижней губе пластины, напоминающей по форме глиняное блюдце. Размер диска зависит от социального статуса девушки, и, как правило, указывает на количество скота, которое семья надеется получить, выдав ее замуж. Еще в юном возрасте девочки прорезают часть нижней губы и начинают вставлять деревянные диски,постоянно увеличивая их до достаточно больших размеров, пока в день свадьбы они не заменят их глиняными “дэби”. При этом часть нижних зубов выбивается.

Читать еще

Выглядит это странновато и страшновато. Но у этой традиции есть историческая подоплека. Дело в том, что это членовредительство - попытка уберечь себя от рабства, не имеющее ни к духам, ни к ритуалам никакого отношения. То, что это стало модой и визитной карточкой мурси на каком-то этапе исторического процесса, - прихоть и ирония судьбы. Давным-давно родители, чтобы дочь не продали в рабство, старались максимально ее изуродовать. Ей обривали волосы, делали шрамирование и прокалывали губу. В отверстия вставляли деревянные затычки, диаметр которых постоянно увеличивали. Девушка со временем превращалась в пугало с лысой головой, удаленными верхними и нижними резцами и подносом над подбородком. Когда губа трескается, рвётся и кровоточит, её обмазывают специальными заживляющими зельями. На месте разрыва вырастают новые, более прочные мышечные волокна и соединительная ткань.

Племя Мурси – 7 000 африканских демонов


Средняя численность племени Мурси – 7 тыс. человек. Однако остается только догадываться, как эти люди до сих пор еще остаются в живых, ведь вся жизнь этого племени направлена на уничтожение собственного тела.


Согласно их религиозному учению, человеческое тело – это оковы, в которых томятся души Демонов Смерти.


Мужчины и женщины племени Мурси низкого роста. У них широкая кость, короткие кривые ноги и приплюснутые носы. У них дряблые тела и короткие шеи. В общем, вид у них болезненный и отталкивающий.


Члены племени Мурси украшают свои тела татуировками, правда, делают это весьма варварским способом. Они производят на теле надрезы и помещают туда личинки насекомых, затем ждут, пока насекомое погибнет, после чего на месте надреза образовывается рубец.


Все племя Мурси источает специфический «аромат». Они натирают свое тело специальным составом, который способен отпугивать насекомых.


Женщины племени Мурси


На их головах практически нет волос. Женщины племени украшают свои прически ветками деревьев, болотными моллюсками и мертвыми насекомыми. В общем, запах от такого замысловатого головного убора чувствуется издалека.


Еще в юном возрасте девочкам племени прорезают нижнюю губу, а затем начинают вставлять в отверстие круглые деревяшки, с каждым годом увеличивая их диаметр. За годы дырка в губе становится просто огромной, и в день свадьбы в нее вставляют глиняную тарелку, которую называют «дэби».


У девушек племени все же есть выбор, разрезать губу или же нет, но за невесту без «дэби» дадут очень маленький выкуп.


Считается, что этот обычай появился в те времена, когда эфиопов массово забирали в рабство, поэтому некоторые жители африканского континента часто сознательно калечили себя. Однако сами члены племени неоднократно отрвергали эту версию.


На шее у женщин племени Мурси висят необычные украшения. Они сделаны из костей фаланг человеческих пальцев. Каждый день дамы натирают свои украшения теплым человеческим жиром, чтобы они блестели и радовали глаз.


Мужчины племени Мурси


Мужчины племени часто находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. В племени есть много огнестрельного оружия. Автоматы Калашникова в племя доставляют из Сомали.


Те мужчины, кто не сумел получить автомат, носят с собой боевые дубины, с которыми они очень профессионально умеют обращаться. Часто мужчины племени вступают в бои между собой. Они сражаются за лидерство. Иногда такие поединки могут закончиться гибелью одного из соплеменников. В этом случае победитель должен отдать свою жену в семью побежденного противника в качестве компенсации.


Мужчины Мурси украшают себя серьгами из клыков, а также специальными шрамами, которые наносятся на тело по случаю убийства кого-то из врагов. Если убили мужчину, то на правой руке они вырезают специальный символ в виде подковы, если женщину - на левой. Порой на руках просто не остается места, тогда находчивые Мурси переходят на другие части тела.


Мужчины племени не носят одежды. Их тела полностью покрыты белым узором, который символизирует собой оковы плоти, заточившие Демонов Смерти.


Жрицы смерти


Все женщины племени Мурси являются Жрицами Смерти. Вечерами они готовят специальные галлюциногенные порошки на основе болотного ореха. Женщина кладет полученный порошок на дэби и приближает ее к губам своего супруга, затем они одновременно слизывают его. Этот ритуал называется «поцелуй смерти».


Затем наступает «сон смерти». Женщина бросает в очаг галлюциногенную траву, а мужчина располагается на специальных антресолях, находящихся под потолком хижины. Дурманящий дым окутывает туземца, и он погружается в царство причудливых сновидений.


Следующий этап – «укус смерти». Женщина поднимается к мужу и вдувает ему в рот специальный порошок, приготовленный из смеси десяти ядовитых трав.


Теперь наступает заключительная часть обряда «дар смерти». Верховная Жрица обходит все хижины и разносит противоядия, впрочем, спасает она не всех, кто-то из Мурси обязательно умрет этой ночью. Верховная Жрица рисует на дэби вдовы специальный символ – белый крест. Вдова пользуется особым уважением в племени, получается, что она полностью выполнила свой долг. Ее хоронят с особыми почестями: тело помещают в обрубок ствола и вешают на дереве.


Если в племени Мурси умирает обычный представитель, то его мясо варят и съедают, а костями выкладывают дорожки в своем .