Дружбой дорожить умей. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками

Воспитательное мероприятие

(беседа с элементами деловой игры)

«Дружбой надо дорожить»

1. Формировать понятия «истинная дружба».

2. Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

3. Познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека;

Научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о дружбе. Во все времена у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе.

В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу.

2. Работа учащихся с пословицами (закончить пословицу)

1. Все за одного, а один за. . . (всех)

2. С мира по нитке – голому. . . (рубаха)

3. Семеро одного не … (ждут)

4. Один в поле не. . . (воин)

5. Одна ласточка весны. . . (не делает)

6. Старый друг лучше. . . (новых двух)

7. Без беды друга не. . . (узнаешь)

8. Нет друга – так ищи, а нашёл – так. . . (береги).

9. Для друга и семь вёрст не. . . (околица)

10. Где лад, там и. . . (расклад)

3. Работа с поговорками о дружбе (выяснение их смысла)

Учитель: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

1. Трусливый друг опаснее врага.

2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку – много друзей.

3. Неверный друг, что дырявая шуба.

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг.

За что друг побранит, за то враг похвалит.

6. И много друзей – мало, и мало врагов – много.

7. Дерево крепко корнями, а человек друзьями.

8. Дружба, что стекло; расколешь – не соберешь.

9. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.

10. Дружба крепка не лестью, а лаской и честью.

11. Горы и скалы разрушаются ветром, людская дружба – словом.

12. Хочешь дружбы – будь другом.

4. Продолжение беседы.

Учитель: Слово «дружба» по своему значению тесно связано с такими понятиями, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и отношение к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир:

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит

Ты не спишь – он спать не может

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Каким бы ты хотел видеть своего друга?

Чего бы ты желал для друга?

5. Обсуждение высказываний о дружбе.

Учитель. Так что же такое дружба? Давайте попробуем дать определение этому понятию. (Дети высказываются), затее обсуждаются высказывания на доске.

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности и общности интересов.

Дружба – это единодушие относительно прекрасного и справедливого.

Дружба – это соучастие в благих делах и испытаниях.

Дружба – привязанность, возникшая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.

Учитель. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

6. Продолжение беседы.

Учитель. А кто мне ответит на такой вопрос: «Почему рельсы на железной дороге всегда рядом?» (учащиеся размышляют).

Учитель. (итог) Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретится, но не позволяют дела. Каждый рельс несет на себе половину поезда. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минутку отлучится, другому придется нести на себе целый поезд.

Это и есть настоящая дружба: быть рядом друг с другом не для игр, не для развлечения, а взять на себя половину поезда, чтобы не пришлось нести на себе целый поезд.

А знаете, ребята, что очень важно?

То, что не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

7. Чтение учащихся стихотворения.

О плохих и хороших друзьях.

(А.Дюрер)

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда ему живётся туго,

Кто сердце не готов отдать

Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно у друга

Первого его – достоин только одного:

Неумолимого презренья.

Добрый друг не тот

Кто перед нами спину гнёт,

К уловкам прибегая лисьим!

Но кто в поступках независим,

Удачу иль беду твою воспримет

Так же, как свою,

Кто за тебя горою встанет.

Не подведет и не обманет.

8. Анализ ситуаций.

Учитель. Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев и могут ли друзья познаваться в радости?

Ситуация 1. Когда со мной случилось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело –

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Кто помогли когда – то мне.

Ситуация 2. Два студента готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекция в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, нет лекции. Он просит у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.

Учитель. Вы прослушали две ситуации. Давайте обсудим. К каким выводам пришли?

Учитель. (Итог) Мы с вами можем сделать следующие выводы.

Истинная дружба проходит испытания не только горем, бедой, но и радостью.

Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Подтверждением этому служат слова Ивана Златоуста: «Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть; то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другим. Сорадование служит доказательством того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоём укоренилась любовь.»

Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит. А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, принимая участие в ваших делах, он в действительности занят самим собой.

Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки.

9. индивидуальная работа учащихся с понятиями: друг, товарищ, приятель, ровесник.

Учитель. И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать приятельскими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник.

(Высказывания написаны на листах бумаги)

Друг – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий.

Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник – человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток.

10. Знакомство с законами дружбы.

Учитель: Почему – то по пустякам, по неразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из – за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними. А теперь ответьте, существуют ли законы дружбы?

Они существуют, и мы попробуем их определить. (Законы каждому ученику на листе)

Законы

1. Не оставлять друга в беде. Отвернутся от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

2. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретя надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3. Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

4. Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает, то во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

5. Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов.

6. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит призирать корыстолюбие.

11. Жизненные уроки. «Как надо дорожить дружбой»

Учитель. Из ваших ответов и рассуждений можно сделать вывод о том, что от друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту.

Друг не может быть злобным и завистливым, жадным и хвастливым. Зазнайство и тщеславие так же не в чести у дружбы.

Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научится этому.

Быть другом – большая честь и обязанность, будьте строги к себе, честны сами с собой, справедливо оценивайте свои поступки – только тогда близкие вам люди увидят в вас друга на всю жизнь.

III . Рефлексия.

Учитель. Ребята, я надеюсь, что вам понравился классный час. Для того, чтобы узнать ваше мнение о нем, я приготовила вам маленькие анкеты.

Анкета 1

1. Понравился ли тебе классный час?

2. Что для тебя было наиболее интересно в нем?

3. Какие жизненные уроки ты извлек из классного часа?

4. Изменилось ли твое отношение к твоим друзьям.

Анкета

(проводится перед мероприятием)

1. есть ли у тебя друг?

2. Какие качества характера своего друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

5. Чего не смог бы простить ему?

6. Всегда ли ты говоришь правду другу?

7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?

8. Помогает ли тебе дружба в жизни, в учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул. Молодежная,14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471-41) 3 – 32 – 42

bickanovsсkaja @yandex.ru. www.obo-buk.

"Дружбой дорожить умейте"

Классный час в 4 классе

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кислова Наталья Владимировна

2016 г.

"Дружбой дорожить умейте"

Цели:

Задачи:

УУД:

со взрослыми и сверстниками.

Оборудование:

Мультимедиа-проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, лепестки, листики желтые и коричневые (для рефлексии), видеоролик, песни о дружбе.

Ход занятия

1.Организация начала занятия.

Приветствие «Подарите улыбки».

2. Мотивация и целеполагание. (Звучит куплет из песни «Давай дружить»).

Кто догадался, какой теме будет посвящен наш классный час? Слайд 1

Тема нашего занятия «Дружбой дорожить умейте »

(Постановка проблемы )

Ребята, как вы думаете, почему сейчас очень много говорим о дружбе? С чем это связано?

В песне прозвучали слова « не трудно дружбу потерять, найти ее трудней».

Как можно потерять и найти дружбу?

Вот и нам предстоит разобраться, почему же нужно дружбой дорожить?

3.«Модель дружбы». Работа по теме.

Но чтобы нам ответить на этот вопрос, давайте сначала поразмышляем, а что же такое

дружба? Что значит дружить?

Кого называют другом? (ответы детей)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

«Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой». Слайды 2-3

С.И. Ожегов

4. Работа в группах.

У Вас на столе лепестки. Напишите те качества, которыми должен обладать друг. Соберите цветок. (Дети работают в группах.)

Какие качества вы записали? Почему?

(Дети крепят цветы на доску). С каким настроением у вас ассоциируется слово «дружба», «друг»? (С радостным, светлым, как наши цветы).

Как вы думаете, кого можно назвать другом?

Настоящий друг – это… Слайд 4

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

Казалось бы, что от друга требуется немного. Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие.

От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту.

К другу идут с радостью, он разделит ее с вами.

Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

А какими качествами обладаете вы? (Я-это…) Слайд 5

Мы с вами назвали положительные качества.

Но можно ли представить друга завистливым? Какие еще слова не совместимы с понятием ― дружба? (Ответы детей)

Да, я согласна с вами, ребята. Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба» и жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость.

Друг - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому.

Слайд 6 (ОВЗ)

** Ребята, а между кем возникает дружба? Какая дружба вам ближе ?(между одноклассниками ). Почему ? (Возраст, интересы, совместное взросление, взгляды на жизнь, общие дела).

Ребята, а какая картинка на слайде привлекла больше вашего внимания?

  • Почему важно сохранять дружбу?
  • Как это повлияет на вашу дальнейшую жизнь?

5.Сценка (читают 2 мальчика).

А теперь очень внимательно послушайте сценку. Она называется

«Мальчишки и девчонки».

Мальчик 1. Ты где вчера был?

Мальчик 2. Я вчера с Ленкой в кино ходил.

Мальчик 1. С Ленкой в кино ходил? И не стыдно? Да она же...

Мальчик 2. Чего?

Мальчик 1. Да она же... как ее... Да она же девчонка!

Мальчик 2. Ну и что?

Мальчик 1. Да я бы с девчонкой ни за что в кино не пошел!

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Да потому что девчонки - это...

Мальчик 2. Ну что - девчонки?

Мальчик 1. Да девчонки - они же... с косичками!

Мальчик 2. Подумаешь - с косичками! Что же тут такого? А Ленка тем более без косичек.

Мальчик 1. А это еще хуже.

Мальчик 2. Почему же хуже?

Мальчик 1. Потому что дергать не за что.

Мальчик 2. А зачем их дергать?

Мальчик 1. А что с ними еще делать?

Мальчик 2. Поговорить можно.

Мальчик 1. О чем с ними говорить? Про платья, что ли? Бантики, рюшечки!

Мальчик 2. Ну почему же про рюшечки? Мы с ней про книжки говорили.

Мальчик 1. Конечно, про книжки, потому что зубрилы они все.

Мальчик 2. Ничего и не зубрилы. Она еще и в музыкальной школе учится.

Мальчик 1. Ага! До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка ехала в такси! Она все равно зубрила. Да еще и ябеда.

Мальчик 2. Кто ябеда? Ленка? А ты вспомни, когда Колька в класс ужа принес, кто Марье Ивановне наябедничал?

Мальчик 1. Так я же не знал, что это уж! Я думал, что это удав.

Мальчик 2. Вот ты испугался, а Ленка его в руках держала!

Мальчик 1. Конечно, удавы девчонок не трогают.

Мальчик 2. А зато Ленка лучше всех в теннис играет.

Мальчик 1. В теннис! Да это же... девичья игра. Вот я борьбой займусь, знаешь, у меня какая шея будет?!

Мальчик 2. Подумаешь - шея! В самбо никакая шея не нужна, а девчонок туда принимают.

Мальчик 1. Таких глупых?

Мальчик 2. Это почему же глупых? Ленка глупая?

Мальчик 1. А была бы она умная, она бы с тобой в кино не пошла.

Мальчик 2. Почему?

Мальчик 1. Она получше кого-нибудь нашла бы.

Мальчик 2. Кого же это?

Мальчик 1. Да меня хотя бы.

Мальчик 2. Да она с тобой не пойдет.

Мальчик 1. Посмотрим, как не пойдет! Вот пойду и приглашу ее в кино.

Мальчик 2. Кого, Ленку?

Мальчик 1. Не Ленку, а Лену.

Мальчик 2. Так она же это...

Мальчик 1. Кто?

Мальчик 2. Девчонка.

Мальчик 1. Ну и что? Некоторые девчонки лучше любого мальчишки.

Мальчик 2. Так я тебе с самого начала это говорил. Пошли вместе пригласим ее в кино.

Мальчик 1. Пошли.

- В чем же, в конце концов, убедились мальчики? (ответы детей)

Какими хотят видеть мальчики девочек?

А девочки мальчиков?

(Девочки, мальчики хотят вас видеть добрыми, умными, веселыми, красивыми, а также, чтобы вы умели готовить.

Мальчики , а девочки считают, что вы должны быть смелыми, веселыми, сильными, умными и добрыми. Учтите это.)

  • - Ребята, а какие взаимоотношения в вашем коллективе? Вы дружите? В чем проявляется ваша дружба? Какие для этого качества нужны и важны?
  • Дружба-это ценный дар.

5. ФМ. Мимическая гимнастика. Рукопожатия. Слайд 7-8

6. Комментирование ситуаций.(Консультанты).

А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Задача группы прокомментировать ситуацию и найти из неё выход.

1 группа. Одноклассник употребляет плохие слова и выражения.

2 группа. Твой друг стал получать плохие оценки, родители запрещают тебе с ним дружить.

3 группа. Твой друг совершил плохой поступок, а наказывают тебя.

7. Игра «Закончи предложение».

Можно ли на друга обижаться? А за него порадоваться? За что?

Я обижаюсь на друга, когда... (он дерется)

Я сержусь на друга, когда...

Я радуюсь с другом, когда... (нам весело)

Я доволен другом...

Я радуюсь за друга, когда... (ему хорошо)

Я помогаю другу, когда... (он не может одеться)

Я люблю друга за то, ... (что он мой друг)

Я забочусь о друге, когда... (он болеет)

Я доверяю другу во всем, потому что…

  • Законы дружбы… Слайд 9

8. Итог. Рефлексия.

О чём важном мы с вами говорили?

Почему так важно ценить дружбу, иметь настоящего друга?

  • Ребята, как вы считаете, насколько важным и полезным было сегодня наше занятие для каждого из вас?
  • Перед вами листики желтые и коричневые.
  • Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение - возьмите в руки желтые листочки, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - коричневые.
  • Показ видеоролика «Берегите дружбу, дорожите дружбой».

Дети крепят к доске свои цветы-достижения.

Звучит «Песня о дружбе» (если друг не смеется, ты включи ему солнце…) Слайд 10

Кто знает песню - подпевает.

Спасибо вам, ребята, за хорошую работу и прекрасное настроение.

Самоанализ воспитательного мероприятия "Дружбой дорожить умейте".

Цели: способствовать расширению знаний детей о дружбе, о дружеских взаимоотношениях, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу, содействовать формированию дружного классного коллектива.

Способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

УУД: Создать условия для обучения детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Содействовать развитию речевых умений, обогащению словарного запаса.

Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения, помогает строить свои взаимоотношения, видеть в людях хорошее и плохое. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация и повышает познавательный интерес учащихся, активизирует их деятельность.

Основная форма организации деятельности школьников – групповая, что обусловлено традициями проведения игры, формат которой я старалась сохранить. Это было верное решение, так как работа в группах позволяет детям развить коммуникативные навыки. Мне же это позволило сделать педагогические наблюдения: как дети общаются между с собой, какая атмосфера в детском коллективе.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

Уровень сложности заданий был оптимальным с учетом возрастных особенностей, поэтому каждый ученик мог дать ответ, высказать свою точку зрения, проанализировать свою деятельность и сделать вывод, дать оценку занятию. Для этого я старалась создавать ситуацию успеха. Каждый ребенок смог проявить себя как личность . На чем и основана технология личностно – ориентированного обучения.

На занятии придерживалась следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Я считаю, что поставленные цели и задачи мною реализованы полностью.



Цель: Создатьусловия для формирования и развития нравственных основ дружбы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами взаимоотношения друзей.
  2. Сформировать основы дружелюбия, уважения и чуткости по отношению к друзьям
  3. Расширить кругозор учащихся

Оборудование:

  1. Слайд-фильм «Дружбой дорожить умейте!»
  2. Медиаустановка
  3. Проигрыватель с грампластинками или магнитофон с записями песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Когда мои друзья со мной»
  4. Книжная выставка «Добро и тепло вокруг нас»

Ход урока


(Рисунок 1. Заставка)

Жили-были два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик зернышек. Обрадовался Чик и решил ничего не говорить своему приятелю Чирику: «Если я зерно раздавать буду, то себе ничего не останется».

Стал Чик один зернышки кушать. И день, и два, и три кушает, а Чирик в это время летает везде, себе пропитание ищет.

Склевал Чик все зернышки, яшичек из под них на мусорку выбросил и не заметил, что несколько зернышек, оставшихся в нем, на землю высыпались.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в мешочек и полетел к своему другу Чику: «Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек. Давай разделим их пополам и склюем!»

Чик отмахивается: «Не надо! Зачем! Ты их нашел – ты и ешь!»

А Чирик в ответ: «Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить все пополам. Разве не так?»

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал все зерно, которое бабушка послала и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его.

Взял он эти пять зернышек: «Спасибо тебе, Чирик, и за зернышки, и …за урок!»

О каком уроке говорит Чик?

– Об уроке дружбы. Главное правило этого урока – не быть жадным.

А еще какие правила дружбы существуют?



(Рисунок 2. Обсуждение каждого правила)

– Не меняй друзей: будь постоянным в дружбе

– Всегда будь откровенным с другом

– Не выдавай чужие секреты

– Не бойся просить прощения, если не прав

– Старайся прощать обиду своему другу

– Не груби

– Не злись

– Не жадничай

– Всегда помогай товарищу

– Будь чутким, искренним и честным в дружбе

Так что же такое друзья и что такое настоящая дружба?



(Рисунок 3. Слова зачитывает ребенок)

Дружба! Какое чудесное слово!
Кто не дружил, тот его не поймет!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведет

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий блестящих,
И любая беда – не беда,
Если рядом друг настоящий!

Дружба нужна детям и взрослым в любой жизненной ситуации. Она греет сердца.

Какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

(радость)

А где же учат дружить и дорожить дружбой?

Вспомните слова известной детской песенки.

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить…

(учат в школе, учат в школе, учат в школе)

А с чего начинается дружба?

(включить песню Пляцковского и Шаинского «Улыбка»)

Кого мы называем настоящим другом?

(Того, кто всегда придет на помощь, никогда не бросит в беде)

А еще настоящие друзья все делят пополам.

У Самуила Яковлевича Маршака есть стихотворение, послушайте его и скажите,

можно ли таких друзей, хоть они и делят все поровну, назвать настоящими?

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня – без задних ног.

Каких плохих качеств не должно быть у человека, чтобы он смог быть настоящим другом?


(Рисунок 4. разобрать каждый пример с детьми, особо уделив внимание малознакомым словам)

(Зависть, лень, эгоизм, равнодушие, робость, пустословие, хвастовство и др.)

Героиня стихотворения Агнии Барто ищет себе подругу, но почему-то никто не хочет с ней дружить. Послушайте стихи и попробуйте ответить почему:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки».

Почему Катя не хочет дружить с ней?

Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.

Почему Ильина не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».

Почему Светлова Надя не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!».

Почему же с этой девочкой никто не хочет дружить?

(Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают)

Каким же должен быть настоящий друг?

(Звучит песня Савельева и Пляцковского «Настоящий друг»)

Ребята, вы обратили внимание на слова в песенке о друзьях, которых не разольешь водой? А о каких друзьях так говорят?

(ответы детей)

У Бориса Заходера есть шуточное стихотворение о друзьях – неразлейвода:

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка…
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
И она еще смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

У Расула Гамзатова есть такие хорошие строчки:

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

Учитесь слушать и прощать, а еще «умейте давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение» - как записано в одной древнеиндийской рукописи.



(Рисунок 5)

Подходят ли эти заповеди нам?

(ответы детей комментировать)

Из древней Греции к нам пришли такие мудрые изречения:



(Рисунок 6)

– Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым.

Знай: как изменили нам, старым, испытанным товарищам, так изменят и новым.

– Упрекай друга наедине, хвали – публично.

– Избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей

(Каждое изречение прокомментировать и обсудить)

И снова - хорошие слова о дружбе:

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Дружба, дружба, дружба!

(Звучит песня Танича и Шаинского «Когда мои друзья со мной»)



(Рисунок 7 – слова зачитать всем вместе)

Инна Судакова
Урок-игра «Дружбой дорожить умейте»

Государственное бюджетное учреждение Амурской области

«Тындинский социальный приют для детей»

Игра : «Дружбой дорожить умейте

Подготовила : воспитатель младшей дошкольной группы

Судакова Инна Викторовна

май 2009 – 2010 учебный год

Игра о товариществе и дружбе :

«Дружбой дорожить умейте

Цель : познакомить детей с правилами дружбы , показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей.

1. Есть ли у тебя друг?

2. Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу?

5. Чего не смог бы простить ему?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Всегда ли ты принципиален в дружбе ? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?

8. Помогает ли дружба тебе в жизни , в учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

(Анкетирование учащихся желательно провести заранее. Наиболее удачные ответы ребят рекомендуется зачитать по ходу урока .)

В е д у щ и й. Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе . Во все и всех народов очень высоко ценились дружба , верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким , тот себе заклятый враг» , - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе . В дружной работе , в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе . Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за … (всех) .

2. С миру по нитке – голому…. (рубаха) .

3. Семеро одно… (не ждут) .

4. Один и у каши … (сирота) .

5. Один в поле … (не воин) .

6. Одна ласточка весны … (не делает) .

7. Старый друг лучше….(новых двух) .

8. Без беды друга не …. (не узнаешь) .

9. Нет друга, так ищи, а нашел так … (береги) .

10. Раздружится друг – хуже … (недруга) .

11. Для друга и семь верст не … (околица)

12. Где лад, там и … (клад) .

Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе , и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку – много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться ).

3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, зато враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие – либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей – мало, и мало врагов – много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).

8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба , тем легче переносятся человеком удары судьбы).

9. Дружба , что стекло : расколешь – не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

10. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идет только во вред ).

11. Дружба крепка не лестью , а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить ).

12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба – словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу , поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы – будь другом (когда сам научишься дружить , тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

В е д у щ и й. Слово «дружба » по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживания, единство восприятия окружающего мира и в отношении к нему. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир :

Настоящий друг везде

Верен : в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов.

Он помочь тебе готов.

А каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга? (Ответы учащихся. Уместно зачитать ответы учащихся на вопросы анкеты) .

В е д у щ и й. Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного : понимание. Немного? Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие еще слова не совместимы с понятием «дружба » ? (Ответы учащихся.)

Друг не может быть злобным и самовлюбленным. Также не соединяются с понятием «дружба » жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить , должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным : интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходи он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу . Предложенный тест поможет вам определить, добрый ли у вас характер?

Тест «Добрый ли у вас характер?»

1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?

2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?

3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?

4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам : «Эй ты, поди сюда» ?

5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?

6. Часто ли вы болеете?

7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, однако, что это ошибка?

9. Тяготит ли вас общественные обязанности?

10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения?

11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?

12. Сохранили ли вы свои детские игрушки?

13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивания друзей?

14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи?

15. Злопамятны ли вы?

16. Находите ли вы, что все время стоит погода, нетипичная для данного сезона?

17. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении?

18. Раздражает ли вас классическая музыка?

19. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа?

Обработка результатов

Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы № 3, 9, 10, 13, 14, 19, по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Подсчитайте очки. Свыше 15 очков, то у вас покладистый характер и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. От 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами еще можно ладить. Ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

(Данный тест желательно провести заранее, а результаты озвучить на уроке ).

В е д у щ и й. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» .

Все живут – не тужат,

А со мной не дружат !

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу : - Дружи со мной…

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу : - Но ты учти –

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной –

Ты дружи со мной одной !

Есть разряд у Ильиной –

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной ,

Стану знаменита!

Все пятерки по одной

У Светловой Нади.

Я прошу : - Ты со мной

Подружись хоть на день !

Мы с тобой поладим :

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят : Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье :

Срочно требуется.

В е д у щ и й. Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы дает, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать – язык не поворачивается. И это только потому, что общаясь с вами, принимая в вас участие, он в действительности занят одним собой. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки . И хотя подобные отношения приятны и важны, но их скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий : друг, товарищ, приятель, ровесник, и занесением их в наш словарь.

Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Товарищ – человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям жизни.

Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник – человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдем немало тому примеров. Во как поэт Владимир Высоцкий проверял друзей :

(Звучит «Песня о друге» В. Высоцкого.)

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни – рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой – чужой,

Ты его не брани – гони.

Вверх таких не берут, и тут

О таких не поют.

Если он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной –

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

В е д у щ и й. Однако существует еще одно мнение о дружбе , как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения : несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал – богаче стал,

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит , как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

(Н. Доризо)

В е д у щ и й. И помните, друзья создаются в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться .

Игра «Терем – теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей. Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок» . Сюжет сказки переворачивается : мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря : «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участник игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабу, мухи и т. д., исполняют роли статистов – они только произносят слова : «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить» . Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего : они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка или «Сударыня мышка!» ) и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например : «Пусти его пожалуйста, он тебе другом станет» или же «…он станет двор мести» . Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

Интересно наблюдать, какие аргументы будут приводить дети и какие из них окажут решающее воздействие на главную героиню. В итоге, как правило, все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом : жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод (затем все участники размышляют о том, что было главным в ходе игры) .