Детский сад история возникновения. Первые детские сады в россии

Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе - на уровне первичных навыков чтения , письма и счёта .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 45 лет назад в Светлогорске самолет Ан 24Т упал на детский сад

    ✪ Отдавать ли ребёнка в детский сад? Нужен ли детский сад ребенку?

    ✪ Как правильно отдать ребенка в детский сад? Сатья дас. Карпаты 30 07 2018. Сатья дас. Сатья дас

    Субтитры

История

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в начале XIX века в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном - так называемая «школа для маленьких детей» .

Само название - «Детский сад» пришло из Германии и было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем . Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети - цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г. (г. Гельсингфорс, ныне - столица Финляндии Хельсинки). В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1863 г. редактором журнала «Детский сад» А. С. Симонович .

В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

В данные детские сады принимались дети от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад», в котором рассказывалось о дошкольном образовании.

Первый бесплатный детский сад был открыт в России в 1866 г. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга».

Там имелась швейная мастерская для пошива детского белья, кухня, прачечная, школа для детей. Более взрослые дети обучались священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как плетение, рисование, вырезание и многое другое. Но в виду отсутствия средств к существованию, бесплатный детский сад был вскоре закрыт.

Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот.

В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.

Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1920-1930 годах в СССР в ходу был термин «детский очаг», или просто «очаг». Согласно определению, данному в БСЭ 1-го издания, очаг является детским садом с продлённым рабочим днём . Потребность удлинения времени пребывания детей в саду была вызвана максимальным вовлечением женщин-матерей в социалистическое строительство, участием их в общественной жизни.

К середине ХХ века более двух миллионов детей уже посещали детские сады. В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев. В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

В начале XXI века в России насчитывается более 45 тыс. детских дошкольных учреждений. Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.

Классификация детских садов

В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения , и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

Игры в детском саду

Для детей дошкольного возраста игра имеет особое значение, поскольку игра для них - и учёба , и труд , и способ познания окружающего мира, и форма воспитания .

Критика детских садов

Согласно американским и европейским исследованиям, во время пребывания в детском саду у детей повышается уровень кортизола .

Психология привязанности считает, что до пяти лет ребёнок не в состоянии адекватно пережить разлуку с родителями на весь день. Поэтому, если детский сад неизбежен, то пребывание там нужно пытаться смягчать рядом способов .

См. также

  • День работников дошкольного образования (Россия)

Примечания

Литература

  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Р. Прушицкая. Статья "Детский очаг" // БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / О. Ю. Шмидт (главред). - 1-е изд. - М. : Советская энциклопедия, ОГИЗ РСФСР, 1931. - Т. 21 ("Дейли - Джут"). - Стб. 627-628 - 61,000 экз.
  • Дошкольная педагогика / Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. - М. :

Как тип педагогического учреждения первый детский сад был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р.Оуэном – так называемая «школа для маленьких детей».

Само название «Детский сад» было придумано в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем. Он создал систему дошкольного воспитания. Им же было создано «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге.

Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода.

Совершенно естественно было называть тех, кто растит цветы жизни, «садовницами». Так официально и звались воспитательницы первых детских садов. «Садовников» тогда (как, впрочем, и до сих пор) не было. Не мешать ребёнку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа, - вот главный принцип фребелевского детского сада.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Первые детские сады в России появились по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Первый платный детский сад был открыт Седмиградским в Гельсингфорсе в 1859 г., второй в Петербурге в 1863г. женой профессора Петербургского университета С.А.Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863г., четвёртый - в Петербурге 27 сентября 1863 г (по другим данным в 1866 г.) редактором журнала “Детский сад А.С.Симонович.
В детском саду С.А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре детской «садовницы».

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились и в детском саду А.С.Симонович. В периодической печати того времени он отмечался как «лучший и разумнейший». В дошкольное заведение принимали детей в возрасте от трёх до восьми лет. В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения .

Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в Г. Туле Е.П.Смидович.

В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр). С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф.Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его». Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.
В 1832 году на свои средства Е.Гугель, П.Гурьев и А.Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель. Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

Первый Kindergarten
В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г.Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми».
Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А.Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.
Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция
А.Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю.
Для маленького ребенка жизнь заключается в игре. Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми; игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее; в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».
Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».
Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных.
Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети.
Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду.
Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает».
Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность? Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей; если у матери нет времени или педагогического опыта; если нет особого помещения для игр; если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А.Симанович.

Первые сады в России
В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи). В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К.Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц. Последовательница Фрёбеля С.Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н.Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович
Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф.Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А.Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.
Двадцатидвухлетняя А.Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей. Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К.Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения. По мнению А.Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А.Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы.

Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте. Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А.Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е.Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А.Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.
Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А.Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я.Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге. По воспоминаниям В.Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.
Новые сады
Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е.Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.
В 1867 г. фрейлейн К.Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А.Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».
С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В.Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н.Задлер (Раухфус) и Е.Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И.Паульсона и К.Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: «Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой. В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются». По данным Д.Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест. Е.Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).
Во второй половине XIX века в разных городах России стали создавать фрёбелевские общества, занимавшиеся целым спектром социокультурных начинаний: подготовкой воспитательниц, садовниц, организацией детского досуга в летнее время, выпуском детской литературы, выездами за город для детей из малоимущих семей. Например, в Петербурге два народных детских сада зимой посещали до 120 детей, а летний народный детский сад ежедневно в течение лета посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В Киеве в 1908 году был основан Фрёбелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц. Здесь преподавали новый цикл учебных дисциплин: биологию и физиологию человека, общую гигиену, психологию, педагогику, историю педагогических учений, детскую литературу, иностранные языки, игры, ручной труд, при институте были созданы педагогические и психологические лаборатории и детсады, в которых проводились практические занятия.
Однако создание детских садов породило многочисленных противников, как в Европе, так и в России. Отнюдь не все открытия Фрёбеля прижились, хотя он тщательно разрабатывал последовательность применения методов от простого к сложному, научения детей плетению, вырезанию и другим навыкам. Педагогическая реальность внесла свои коррективы, которые не изменили сущности принципов детского сада. Серьезной критики подвергли начинание врачи, полагавшие, что детские сады служат рассадниками болезней, с чем можно было бороться, не позволяя приводить заболевших детей. Имелись и другие возражения: мелкие работы вредят детскому зрению, а громкое пение - голосу, в детском саду-де слишком много заботятся об умственном развитии детей, и они вследствие этого делаются нервными. В ответ в детских садах отказывались от слишком утомительного для зрения вышивания, сидячую деятельность заменили подвижными играми.
По данным А.Симонович, в конце ХIХ века в Москве работали 13 дошкольных учреждений по 20 детей в каждом, однако это не были «учебные заведения для маленьких детей», где обучали чтению, письму, счету, иностранным языкам. Принципы концепции нарушены, ибо вовсе не требовалось создавать начальные школы, кроме того, в детском саду все строилось на принципе семейности, то есть не предполагали никакого отделения девочек от мальчиков друг от друга, как в казенных учебных заведениях. В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. К октябрю 1917 года в России было уже 280 детсадов.
В 1900 году в Москве Ф.Pay открыла первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей, готовивший к поступлению в училища для глухонемых. Детей старшего дошкольного возраста учили умению сочетать звуки в слова и простейшие фразы, а также чтению с губ, здесь проводили фрёбелевские занятия и учили рукоделию. Детские игры специально приспосабливали к упражнению чтения с губ и речи.
Широкое распространение в Москве получили детские сады домашнего типа А.Розенберг, Е.Дмитриевой, которые посещали максимум 10 детей. Детские сады Е.Залесской, М.Оксаковской, Н.Трескиной были созданы при учебных заведениях, их численность составляла более 25 детей. Частный домашний детский сад с пансионом А.Лампрехт, по сути, занимался подготовкой для поступления в школу, принадлежавшую той же владелице. Московский детский сад Е.Залесской оказался долгожителем (с 1897 по 1912 год). Начиная занятия по методу Фрёбеля, Е.Залесская трансформировала педагогическую концепцию работы с детьми, сделав ее эклектичной.
Кроме домашних, существовали народные детские сады. С 1905 года Луиза Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом «Сетлемент» (позднее общество «Детский труд и отдых»), возглавляемым С.Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада. С 1919 года этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Теория свободного воспитания была положена в основу педагогической концепции этого сада, детям предоставляли право выбора занятий и игр. Шлегер - автор работ «Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду», обогативших отечественное дошкольное воспитание. Она так формулировала принципы концепции свободного воспитания применительно к дошкольным образовательным учреждениям:
«1) дети имеют право на собственную жизнь;
2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности, и изучать нужно каждый возраст;
3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;
4) свободная работа служит нам показателем роста;
5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».
Единой программы воспитательной работы в народном садике не стали разрабатывать, хотя Л.Шлегер вскоре разделила занятия на «предложенные» и обязательные по плану воспитательницы. В 1913 году при Обществе содействия дошкольному воспитанию в Петербурге Елизавета Тихеева организовала детский сад, она выступала за необходимость использования системы дидактических материалов для развития речи, разработала рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Е.КНЯЗЕВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием
ИППО МГПУ

Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten — дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten - «детский сад».

Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх».

Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.

Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» — воспитательницы — играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину — в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику — дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата — 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Постепенно в разных городах России стали появляться специализированные фребелевские общества, продолжавшие внедрять в массы идеи знаменитого основателя первого детского сада. Эти организации, в первую очередь, занимались подготовкой «садовниц», а также выпуском детской литературы и проведением летнего досуга детей из малоимущих семей. Впоследствии в Киеве в 1908 году был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц, при котором также были основаны педагогические и психологические лаборатории и детсады, предназначенные для практики обучающихся.

Кроме того, существовали и домашние детские сады — к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей — они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения — занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям - им даже предоставлялась скидка.

Об одном из таких детских садов, существовавшем в 1908-1909 годах, рассказала Ольга Кайданова на страницах педагогического журнала «Свободное воспитание».

Например, детям нужно было «сделать росу» — произвести опыт с блюдечком над самоваром».

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

Спасение от «домашнего рабства»

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Наиболее бурное развитие система детских садов в России получила только в советский период, так как раньше их неотступно преследовали проблемы с финансированием. Стартом для формирования государственной системы дошкольного образования стала «Декларации по дошкольному воспитанию», принятая 20 декабря 1917 года. Согласно ее положениям, основными принципами дошкольного образования были бесплатность и доступность.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Постепенно на первый план выходит еще одна важная задача таких заведений — необходимость разгрузки женщин от «домашнего рабства». Детский сад позволял женщинам раньше выйти на работу, при этом совмещая материнство и активную общественную деятельность.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов — в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 — уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Огромную роль в те годы сыграла самоотверженность «садовниц». Воспитатели и нянечки прилагали максимум усилий, чтобы садик стал для детей вторым домом, а группа — семьей.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада №12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.

Несмотря на то, что сейчас в образовательных дошкольных учреждениях работают в основном женщины, сама идея «детского сада» принадлежит мужчине, как и первое ее воплощение


Фридрих Фребель

История жизни Фридриха Фребеля

Родившийся в 1782 году в семье бедного пастора мальчик был шестым по счету и практически не знал свою мать - она умерла еще до того, как малышу исполнился год. Постоянно отсутствующий отец, занятые своими делами старшие братья и сестры, нехватка элементарной заботы - все это сказалось на развитии мальчика. Даже когда его забрал к себе дядя, Фридрих испытывал недостаток семейного тепла. В школе, в которую его отдали, мальчик не подавал особых надежд, обучение казалось ему тоскливым, а приобретенные знания - непригодными для реальной жизни.


Взрослый Фридрих Фребель активно искал путь в жизни: он учился на лесничего, пробовал себя в разных специальностях, однако все они казались ему скучными. Лишь получив наследство, он стал независимым человеком и вскоре нашел привлекательную профессию. Знакомство с Песталоцци и другими педагогами-новаторами сыграло решающую роль в судьбе Фребеля - он открыл школу для мальчиков. Впрочем, эта школа (как и все его образовательные заведения) довольно быстро закрылась.

Первый детский сад и его «садовницы»

«детский сад» для детей дошкольного возраста. Возможно, таким образом он пытался компенсировать свое унылое детство и подарить другим детям то, чего сам был лишен.

Сотрудниц заведения он называл «садовницами» и настаивал на необходимости их специального обучения. На курсы «садовниц» допускались лишь женщины, окончившие школу, опрятные, доброжелательные, хорошо относящиеся к детям. Стоит отметить, что Фребель сам отбирал претенденток на работу и считал, что от них во многом зависит слаженная работа детского сада.

До появления фребелевского сада в мире существовали лишь стандартные школы для детей старшего возраста и монастырские приюты для малышей. Причем вторые были предназначены не для обучения и развития, а лишь для содержания детей. По задумке, детский сад не должен был заменять ребенку семью, а лишь оказывать помощью матери. Фребель всегда был рад родителям, которые приходили на занятия, чтобы освоить новые методики воспитания.

Инновационность подхода Фребеля заключалась не только в возрасте воспитанников, которых брали в дошкольное учреждение, но и в самой образовательной методике. «Папа» детского сада разработал первые пальчиковые игры, собрал сотни песен для занятий, создал первую детскую мозаику и множество игр для развития мелкой моторики. Особой популярностью пользуется первый конструктор, являющийся одним из «даров» Фребеля.

Несмотря на старания Фребеля, детский сад был закрыт, поскольку программу образования в нем сочли атеистической.

«Дары» Фридриха Фребеля

Будучи основоположником дошкольного образования, Фребель был вынужден разработать свой дидактический материал, получивший со временем название «дары Фребеля». Развивающих комплектов, предназначенных для игры, было шесть.
Первый «дар» состоял из восьми подвешенных на веревочках шерстяных шариков (все цвета радуги и белый). Их предлагалось раскачивать, трогать, прятать от малыша и т.д.

Второй «дар» - это шар, цилиндр и куб одинакового размера. С помощью этих фигур ребенок должен был освоить азы геометрии, конструирования, простейшие свойства форм (шар катится, куб неподвижен, цилиндр совмещает эти свойства). Наконец, «дары» 3 - 6 представляли собой кубы, разделенные на мелкие детали, предназначенные для строительства.
К каждому набору «даров» Фребель прилагал и образец работы с ним. Из конструктора можно было создавать «формы жизни» (дома, мосты, башни) и «формы красоты» (мозаичные симметричные узоры).

Современные педагоги видят у системы «даров» Фребеля лишь один недостаток - места для фантазии почти не остается, ребенок должен действовать строго по инструкции.

Наследие Фребеля

При жизни Фридриху Фребелю не удалось добиться признания своих методик, однако в последующие годы они были оценены по достоинству и воплощены по всему миру. Талантливого педагога по праву считают одним из основателей дошкольного образования, а его «дары» десятками тысяч раскупаются современными родителями.

Несмотря на две сотни лет, прошедшие с момента создания его образовательных программ, ими до сих пор активно пользуются в детских садах Европы, России, бывших стран СССР. Да и само понятие «детский сад» плотно вошло в нашу жизнь.
На могиле Фридриха Фребеля установлен памятник в виде куба, шара и цилиндра - его первой педагогической разработки, известной практически каждому ребенку.