Дети работавшие в 19 веке. Детский труд в викторианской англии

Гуманитарный университет профсоюзов

Факультет конфликтологии

Реферат
по дисциплине «Профсоюзное движение»

«Детский труд»

Выполнила: Студентка 1 курса
Факультета конфликтологии
1 группа
Андреева Дарья Андреевна(1)

Преподаватель: Лобок. Д. В.

Санкт-Петербург
2013 г.
Введение

Детский труд остается серьезной проблемой в сегодняшнем мире. По данным Международной Организации Труда (МОТ) 215 млн. работающих детей в мире заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни.
Проблема детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психо- социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.
Детский труд встречается практически во всех производственных и непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки».
Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование, продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков).

1. Что такое детский труд
Понятие
Детский труд - любая работа, которая по своим условиям или обстоятельствам ее выполнения наносит вред здоровью, физическому, умственному или нравственному развитию ребенка, или препятствует получению образования.
Понятие «детский труд» включает в себя как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу и деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью или причинением вреда.
Под детским трудом понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка и запрещено международным и национальным законодательствами. Это такой труд, который лишает детей возможности учиться в школе, либо заставляет их, помимо школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, которая закрепощает их и отрывает от семьи.
Необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:
- в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
- лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
- они не имеют возможности ходить в школу;
- они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.
В своих экстремальных формах детский труд – это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.
«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.
Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут

Наихудшие формы детского труда (НФДТ)

Все формы рабства или практика, сходная с рабством:
- продажа детей и торговля ими;
- долговая кабала и крепостная зависимость;
- принудительный или обязательный труд;
- принудительная или обязательная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий проституцией;
- производство порнографических снимков;
- участие в порнографических представлениях;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий противоправной деятельностью
- для производства и продажи наркотиков.

Работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

В ПОНЯТИЕ НФДТ НЕ ВХОДИТ:
- выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования;
- помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле;
- зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул способами и методами, которые:
- не нанесут вред физическому или психическому здоровью;
- не связанными с противоправными действиями;
- не занимающие продолжительное время в течение дня;
- не связанные с опасностью для жизни и здоровья, нравственными устоями;
- профессиональная ориентация и трудовое обучение в школе, лицее и колледже, училище, практика на предприятии или в организации с целью получения профессиональных навыков - все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Причины детского труда

Дети работают потому, что от этого зависит их собственное выживание и выживание их семей, а зачастую еще и потому, что беспринципные взрослые пользуются их слабостью и незащищенностью в своих целях. Детский труд также связан со слабой развитостью государственных систем образования, и имеет корни в культурных и социальных представлениях и традициях.
Нищета безусловно является основной причиной, заставляющей детей работать. Доход, полученный от работы ребенка оказывается важнейшим фактором выживания самого ребенка или его семьи.
Широко распространенные мнения, а также местные традиции и обычаи (даже если они имеют в своей основе благие намерения) также играют важную роль. Например:
мнение о том, что труд благоприятно сказывается на формировании характера и развитии навыков детей;
традиция преемственности, то есть наследования детьми профессии их родителей, причем в таких случаях детей еще в раннем возрасте заставляют обучаться данной профессии и применять на практике полученные знания и навыке;
традиции, толкающие неимущие семьи занимать крупные денежные суммы для организации праздников и религиозных обрядов и полагаться на труд своих детей для возврата таких долгов. Явление крепостного труда, признаваемого одним из видов наихудших форм детского труда, по-прежнему широко распространен, в основном, в связи с незащищенностью бедных семей от подобного социального давления;
широко распространенное убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, что приводит к тому, что их забирают из школы в раннем возрасте и заставляют выполнять работу по дому или продают в услужение или в заведения сферы сексуальных услуг.
детский труд может настолько глубоко корениться в местных традициях и обычаях, что ни родители, ни сами дети не сознают, что детский труд противоречит интересам самих детей и является незаконным;
дети из больших семей имеют больше шансов оказаться на работе, чем дети из семей малочисленных, так как доходов родителей недостаточно для содержания большой семьи.
Доступность и качество школьного образования входит в число наиболее важных факторов:
во многих сообществах отсутствуют необходимые условия для обеспечения школьного образования;
даже там, где школы существуют, образование зачастую не рассматривается ни детьми, ни их родителями в качестве достойной альтернативы работе. Многие семьи просто не могут позволить себе отдать ребенка в школу. Даже если занятия в школе бесплатны, семья несет издержки в виде потерянного заработка, так как ребенок ходит в школу, а не на работу;
образование, обеспечиваемое в школах, зачастую не является качественным и/или рассматривается родителями и самими детьми как не соответствующее местным потребностям и условиям;
не удивительно, таким образом, что посещение детьми школы зачастую просто считается бесполезным;
преобладает мнение, что девочка лучше подготовится ко взрослой жизни, если она будет работать, а не учиться;
в результате вышеописанных факторов огромное число детей рано попадают на рынок неквалифицированной рабочей силы. Зачастую они неграмотны и остаются таковыми на протяжении всей своей жизни; у них также нет базового образования, которое могло бы помочь им развить необходимые навыки и дать возможность достойно жить и работать в будущем.
Крайне важным фактором также являются сами семьи. Огромное число детей бесплатно работают на семейных предприятиях (на фермах, на предприятиях частного сектора и т.д.), которые полностью зависят от труда членов семьи. Множество национальных законов и нормативных актов, а также такие международные нормы, как Конвенция МОТ № 138 допускают исключения в таких случаях. Однако, даже работая на семейных предприятиях, дети здоровье и безопасность детей может подвергаться серьезному риску.
При этом определение проблемы следует начать с того, что признать ее сложность и многогранность. Законодательные органы и власти должны избегать упрощенных объяснений причин детского труда.
Например:
существует распространенное мнение о том, что для борьбы с детским трудом ничего нельзя сделать – детский труд является результатом и проявлением бедности и может быть искоренен только после искоренения самой бедности;
в соответствии с другим сложившимся убеждением, детский труд существует только из-за беспринципных взрослых, эксплуатирующих детей ради получения быстрой прибыли и бесчестным путем заработанного преимущест ва перед конкурентами. Единственное, что необходимо сделать, согласно данному убеждению, это привлечь нарушителей к ответственности и отправить детей обратно в школу, где им и место.
В основе скорейшего искоренения наихудших форм детского труда в должно лежать законодательство, провозглашающее полное искоренение детского труда в качестве конечной цели политики государства, а также недвусмысленно определяет и запрещает наихудшие формы детского труда в приоритетном порядке. Такое законодательство должно также предусматривать адекватные санкции в отношении нарушителей и соответствующую компенсацию жертвам нарушений, и такое законодательство должно неукоснительно и беспристрастно применяться.
Совокупность этих причин ведет к тому, что даже там, где детский труд объявлен незаконным, он продолжает существовать и воспринимается как естественное явление, причем обычно он незаметен для стороннего наблюдателя. Часто детский труд окружен стеной молчания, безразличия и социальной апатии. Но эта стена уже начинает рушиться. Процесс глобализации и развитие современных средств коммуникации сделали страдания работающих детей одним из основных вопросов на повестке дня мирового сообщества.
Постоянно растущая обеспокоенность международного сообщества проблемой детского труда, выразившаяся в тех или иных событиях, явилась результатом следующего:
Тенденции либерализации течения торговли и капитала. Все громче стали высказываться требования о запрещении использования детского труда в борьбе за место на мировом рынке.
Большей прозрачности в мировой экономике и упразднении объединений государств после окончания Холодной войны.
Отказа потребителей покупать товары, если при их производстве, в частности, использовался детский труд; и
Придания гласности фактов коммерческой сексуальной эксплуатации детей, и особенно вовлечения детей в проституцию, порнографию и секс-туризм.
В свою очередь это привело к более полному пониманию причин детского труда; осознанию того, что основными причинами являются бедность, отсутствие образования или его низкий уровень, а также социально-культурное устройство и традиции. Детский труд нельзя искоренить посредством принятия какого-то закона. Это цель, достижение которой потребует времени. Однако существуют такие виды детского труда, с которыми необходимо покончить немедленно.
Таким образом, в 1990-х годах было принято решение, что приоритетным направлением искоренения детского труда является искоренение его наихудших форм, что с ними необходимо покончить как можно скорее, для чего следует разработать и осуществ ить согласованные программы действий на национальном и международном уровнях.

Работодатели, использующие детский труд.

Наиболее часто данный факт объясняется тем, что, по сравнению со взрослым, детский труд гораздо дешевле и, кроме того, как часто утверждается, дети физически могут выполнять некоторые виды работ лучше, чем взрослые. Некоторые отрасли промышленности, как говорят работодатели, полностью зависят именно от детского труда. Такие аргументы вызывают особое беспокойство, потому что процесс глобализации, а также повышенная конкуренция на мировом рынке в области определенных товаров еще более расширят масштабы детского труда и ухудшат ситуацию в данной области. В то же время, если согласиться с этими доводами, глобализация приведет к повышению риска эксплуатации детей, поскольку их работодатели будут стремиться достичь конкурентного преимущества на мировых рынках. Насколько данным аргументам можно доверять?
Результаты серьезных исследований доказывают, что детский труд не является незаменимым для развития и жизнеспособности ни одной из существующих отраслей промышленности.
Исследования, проведенные на отдельных предприятиях, использующих труд большого количества детей, породили большие сомнения в достоверности аргумента о том, что дети физически лучше приспособлены для выполнения некоторых видов работ. Практически все виды работ, осуществляемые детьми, также успешно выполняются и взрослыми. Даже в ручном плетении ковров – занятии, в котором детский труд считается незаменимым – было выявлено, что дети не более умелы, чем взрослые, а самые искусно выполненные ковры были сплетены взрослыми женщинами.
В ходе исследований, проводившихся на предприятиях по производству ковров и украшений в Индии, также было выяснено, что, в качестве составляющей конечной цены экспортируемых заказчику ковров или украшений, экономия затрат на рабочей силе, достигнутая за счет использования труда детей, крайне мала. Производители могли либо отнести дополнительные издержки, понесенные за счет найма на работу только взрослых, в разряд операционных, либо компенсировать их путем повышения цены изделий, не подвергая риску жизнеспособность своих предприятий.
Если вышеупомянутый аргумент не оправдывается на производствах, традиционно во многом полагавшихся на детский труд, таких как производство ковров, какое экономическое оправдание можно найти для использования детского труда на любом другом производстве?
Таким образом, оказывается, что главная причина использования детского труда, вовсе не связана с экономической эффективностью. Детьми проще управлять, чем взрослыми – хотя они и обладают меньшими навыками, они в меньшей степени осознают свои права, доставляют меньше хлопот, меньше жалуются и более приспосабливаемы – и, в конечном итоге, ими легче всего пожертвовать в случае возникновения каких-либо сложностей.
Для многих работодателей дети представляют собой резерв нерегулярной рабочей силы, которую можно нанимать и увольнять по своему желанию. Если труд детей нелегален, ни они сами, ни их родители, скорее всего, не пожалуются властям из-за страха потерять даже тот скудный заработок, который дети приносят своим семьям. Кроме того, некоторые работодатели искренне считают, что они оказывают услугу нанятым ими детям, предоставляя им возможность работать и получать зарплату. Таким образом, объявление детского труда незаконным может в некоторых случаях привести к обратному эффекту – лишению работающих детей большой части защиты, которая обеспечивается взрослым посредством трудового законодательства. Это еще раз подчеркивает идею о том, что простое запрещение детского труда не принесет позитивного результата. Простые запреты в отношении детского труда не приводят к успеху, если они не сопровождаются целым рядом иных мер.

Анализ ситуации в Москве.
Главным аргументом по мнению некоторых работодателей в пользу детского труда, является тот факт, что дети начинают ценить деньги, поскольку добывают они их своим трудом. Дети получают собственный доход не за счет попрошайничества или воровства, а за свою работу, и это главное – так считают более двух третей опрошенных работодателей (69,1%). Тем самым, говорят работодатели, прививается трудолюбие, дети приучаются работать, а не бездельничать (45,7%). К тому же они постоянно находятся под присмотром взрослых, что тоже немаловажно. Последний аргумент приводит треть опрошенных работодателей (34,6%).
Таким образом, в отдельных случаях одной из причин существования детского труда является совпадение интересов, как работающих детей, так и работодателей. Дети получают необходимые им средства к существованию, а работодатель – дешевую рабочую силу, а в дополнение к этому еще и моральное удовлетворение от того, что им была оказана помощь нуждающимся детям.

2. Рабство и эксплуатация детей в мире.

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития.
С помощью детского и рабского труда в мире производится около 120 видов товаров. Жертвы этой индустрии - минимум 12 млн человек из 59 стран. Около 352 млн детей в мире в возрасте от 5 до 17 лет работают. Такие данные содержатся в докладе Международной организации труда (МОТ) «Будущее без детского труда». По данным МОТ, около 246 млн детей заняты трудовой деятельностью, которая должна быть исключена. Из них около 179 млн вовлечено в наихудшие формы детского труда, среди которых - рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве. По оценкам правительства РФ, в России работает до 1 млн детей. Из них, по данным МОТ, 50 тысяч - в Москве, 16 тыс. - в Санкт-Петербурге. Детская проституция в Москве достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находятся более 50 тысяч детей, возраст которых колеблется от 3 (!!!) до 14 лет. По данным на 2008 год в Дагестане процветает детская проституция.
В Украине процветает детская проституция, а торговля детьми является гигантской проблемой и суровой реальностью. Такие выводы обнародовал в своем докладе согласно резальтатам экскурсии Украины в последних числах октября 2006 года специальный докладчик ООН по вопросу о торговле детьми.
В Киргизии IWPR в 2004 году нашли сеть борделей и детскую проституцию на улицах.
Чешские органы власти в 2001 году заявили, что в Чехии существует детская проституция.
Детский рабский труд в Китае. Выявлен в 2007 году на нелегальных угольных шахтах и кирпичных заводах в провинции Шаньси. Дети попадают туда разными путями: их похищают, продают, заманивают обманом. Их заставляют работать по 18-19 часов в сутки. Возраст детей 8-13 лет.
Кот-д’Ивуар является основным производителем какао-бобов в мире. По заявлению ряда международных правозащитных групп, на плантациях там используется рабский труд детей. В частности компания Cargill Inc. В «Каргилле» запрещена эксплуатация детского труда - официальный рабочий возраст 18 лет. Однако этот закон игнорируют. Шоколадная индустрия, правительства и организации по защите гражданских прав создали международную кампанию, направленную на решение проблемы, однако детский труд по-прежнему эксплуатируют. Крупные компании вроде «Каргилла» не владеют плантациями, так что официально они не нанимают работников. Они просто скупают бобы какао у рабочих. И всё же борцы за права человека говорят, что ответственность за улучшение условий труда лежит как раз на подобных компаниях. Шоколад с этикеткой fair trade производится без применения рабского труда.
Корпорация Nike используют детский рабский труд.
По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), компания Monsanto использует детский труд. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тыс. детей. Многие дети умерли или получили серьёзные заболевания в результате воздействия пестицидов. Ежегодная прибыль Monsanto составляет $5,4 миллиарда.
Nestle - компания обвиняется в использовании детского труда, нарушении прав рабочих, агрессивном продвижении вредных для здоровья продуктов, нарушение законов в области здравоохранения и охраны окружающей среды. Именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. Более 40 % какао бобов произрастают в Береге Слоновой Кости (Африка), по оценкам Госдепартамента США, в этой стране на какао плантациях в жутких условиях работают около 109 тысяч детей. Какао фермы были признаны самой худшей в мире формой детского труда. В 2001 г. канадское отделение организации «Save the Children» сообщило о том, что 15 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет (многие из которых - голодающие дети из Мали) были обманным путем доставлены или проданы в рабство всего за $30 какао фермам Западной Африки. Прошлым летом Международный фонд прав трудящихся подали иск против Nestle и нескольких её поставщиков от имени бывших детей-рабов, работавших на эти компании.
Детский труд в Узбекистане. Каждую осень дети в Узбекистане вынуждены работать по сбору хлопкового урожая за небольшую плату. Немецкие компании входят в число тех, которые получают прибыль от такого рода нарушений прав человека. Stadtlander оказывает пособничество и подстрекает к нарушениям прав человека. Хорошие отношения Stadtlander с Узбекистаном полностью соответствуют политике немецкого правительства. «Новое партнёрство» соединяет Германию с президентом Каримовым, и немецкие солдаты направляются в Афганистан из немецкой военной базы в Узбекистане. Немецкие банки также получают прибыль от хлопковой торговли. Одним из них является частично принадлежащий государству Commerzbank, у которого есть офис в Ташкенте. Банк был вовлечен в финансирование хлопковых сделок для европейских клиентов в Узбекистане «в течение многих лет». Deutsche Bank также финансирует соглашения с Узбекистаном. Дистрибьюторы, наподобие C&A и Wal-Mart в настоящее время пытаются не иметь дело с одеждой, которая содержит хлопок из Узбекистана. Но трудно проследить путь узбекского хлопка, который дилеры смешивают с хлопком из других стран. В 2010 году Британский Фонд экологической справедливости (Environmental Justice Foundation, EJF) выпустил доклад, посвященный практике масштабного использования в Узбекистане принудительного детского труда под названием «Рабская нация». Хлопковая индустрия Узбекистана по мнению эксперта EJF, является современной формой рабства, масштабы которого нельзя сравнить даже с тем, что происходит в других похожих на Узбекистан закрытых и репрессивных странах мира.
В Казахстане школьников вместо учёбы незаконно заставляют собирать хлопок. За детский труд взрослые платят копейки, абсолютно не заботясь об их безопасности.

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены:

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных ценностей);
Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за посещаемостью школьников, снижение доступности образования);
Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия, скаутское движение);
Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;
Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд.
Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда.
Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за выживание.
Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с социально- экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того, специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда – делает возможным использование труда детей.
Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную рабочую силу.

3. Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК)

Международная Программа по искоренению детского труда - ИПЕК (IPEC, International Programme on the Elimination of Child Labour) основана в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом. Правительство Германии стало первым спонсором этой программы, в которой сначала участвовали шесть государств. Сегодня ИПЕК оказывает поддержку по осуществлению программы в более чем 80 странах, и работает в нескольких направлениях, а именно:
внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда;
проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ;
проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводящихся в данной сфере на региональном и международном уровнях.
Политическая воля
и т.д.................

И признан незаконным. В прошлом детский труд был широко распространён, но после появления и признания концепций безопасности труда и прав детей области применения детского труда постепенно стали сокращаться. Среди видов детского труда, существующих в цивилизованных странах, можно отметить работу в шоу-бизнесе (кино , театр , эстрада). Дети часто бывают вовлечены в различные виды преступной деятельности, в том числе проституцию и порнографию . В некоторых странах Африки детей вооружают и заставляют участвовать в боевых действиях .

Причины

Детский труд может быть рассмотрен как следствие нищеты и низкого уровня развития общества. Одна из основных причин, вынуждающих детей работать состоит в том, что от этого зависит выживание их семей и их собственное выживание. Немаловажную роль играет воля взрослых, которые могут использовать незащищённость детей в своих целях. Также играют роль социальные и культурные традиции, например:

  • мнение о том, что труд способствует формированию характера и развитию навыков детей.
  • традиция преемственности профессии.
  • убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, в связи с их традиционной ролью домохозяек.

Вышеуказанные традиции могут быть настолько сильны, что дети, а также и родители могут не осознавать, что детский труд незаконен и противоречит интересам самих детей.

История

Почти во всех странах мира на протяжении истории дети крестьян, рабов, а потом и ремесленников помогали родителям. Скорее всего, трудоспособные дети помогали ещё в первобытных обществах . В средневековой Европе дети, обучаясь у вольных ремесленников, а затем у цеховых , помогали им.

Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше. Там существовало множество запретительных правил внутреннего распорядка, например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте (для чего на окнах висели решётки или заглушки), играть в перерывах на еду.

В Британии ещё существовали работные дома , где нищие (взрослые и дети) трудились принудительно в близких к тюремным условиях. О тяжелейших условиях детского труда писал английский историк Генри Джиббингс (англ. ) в книге «Промышленная история Англии» . Одним из первых внимание к проблеме детского труда в Британии привлёк знаменитый реформатор Роберт Оуэн - в 1816 г. он выступал об этом в Парламенте . С конца XVIII века и на протяжении XIX будущих ремесленных учеников («английских рабов», как называл их писатель) обычно набирали в работных домах, и, когда они попадали в «учение» на городские фабрики, то не получали никакого жалования, одежды. Часы труда были ограничены лишь полным истощением сил после применения различных принудительных способов к продолжению работы (например, после побоев надсмотрщиков). Дети часто работали до 16 часов подряд, иногда ночью, а в воскресенье чистили машины. Кормили их самой дешёвой и плохой пищей, которая часто шла также на корм свиньям. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые пытались бежать с фабрики, и чтобы предупредить бегства, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы: они работали и спали в цепях. Такому же обращению подвергались и молодые женщины. Многие, не выдержав непосильного труда, умирали, и их хоронили по ночам в каком-нибудь глухом месте, чтобы народ не мог узнать масштабов такого «рабства». Некоторые совершали самоубийство для избавления от мучений.

В русских и карельских волостях в конце XIX века была популярна игра «Котя, котя, продай дитя»: «Игроки представляют, что имеют у себя каждый по ребенку, а часто даже приглашают маленьких детей и садят их перед собою. Садятся обыкновенно кружком…» Водящий обращается к одной из пар со словами: «Котя, котя, продай дитя!» В случае отказа ему отвечают: «Сходи за реку, купи табаку!» Если игрок соглашается и говорит: «Продам», он тут же должен бежать по кругу в одну сторону, а спрашивающий - в другую. Кто раньше прибежит к «проданному» - тот садится, а опоздавший снова начинает «покупать»1. Это была не просто детская забава в конце XIX - начале XX века на самом деле покупали и продавали.
Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован.
Старожил карельской деревни Пелдожа А. И. Баранцева (1895 года рождения) вспоминала коллизию, развернувшуюся в семье Мярян: «Куча детей у них родилась: Мийккул, затем Настуой, затем Анни и Мари были. Всех их родители отправили в Питер, там и жили. Видишь ли, раньше бедные родители часто продавали своих детей в прислуги к богачам в Питер. Так отправили в Питер и детей Мярян…»2 Традиционно ребенок считался «готовым» к отправке в город в 10 лет. Но при возможности родители предпочитали отсрочить уход мальчика из семьи до 12-13, а девочки - 13-14 лет.
На первой неделе Великого поста сотни подвод, в каждой из которых размещалось от трех до десяти детей, тянулись по крепкому насту из Олонецкой губернии в столицу. Петербургский писатель и журналист М. А. Круковский написал на основе своих впечатлений цикл очерков «Маленькие люди». Один из них - «Приключение Сеньки» - рисует историю крестьянского мальчика, отданного отцом за пять рублей в Петербург. «У крестьян Олонецкого края, - писал Круковский, - во многих прионежских деревушках существует неразумный, бессердечный обычай без особой нужды (курсив мой. - О. И.) посылать детей в Петербург и отдавать их мелким торговцам в услужение, «в обучение» как говорит народ»3. Публицист был не совсем прав. Именно нужда заставляла крестьянина принять непростое решение. Семья на некоторое время избавлялась от лишнего рта, надеясь в будущем получать от «бурлака» (так крестьяне называли проживающих и зарабатывающих «на стороне») денежную помощь.
Торговля детьми, скупка и доставка в Петербург дешевой рабочей силы становилась специализацией отдельных крестьян-промышленников, которых в быту именовали «извозчиками» или «рядчиками». «Помню хорошо, в Киндасове жил некто Патроев… Он все время набирал детей и увозил в Питер. Вася Лаурин, мой брат Степан Секон, Гриша Родин, Мария Ивановна… Мари Мярян - все они были в Питере [подручными]. Патроев отвозил их в кибитке, вот как раньше детей продавали. А потом купцы там были, мастера, они заставляли детей работать в пошивочных [и других мастерских] шили да все», - вспоминала Баранцева4. Во второй половине ХIХ века поставкой детей из Олонецкого уезда в Петербург успешно занимался крестьянин Федор Тавлинец, проживавший в деревне Погост Рыпушкальской волости. За 20 лет он отправил в столицу около 300 крестьянских детей. Там он устраивал их в ремесленные заведения, заключал контракт с ремесленниками на обучение и получал вознаграждение за поставку учеников. О его деятельности властям стало известно, когда «извозчик», нарушая договоренности, попытался уклониться от передачи части вырученных денег родителям5.
Мальчиков обычно просили разместить в магазины, а девочек - в модные мастерские. Они снабжали ребенка одеждой и провизией на дорогу, паспорта же вручали промышленнику. С момента увоза судьба детей всецело зависела от случая и, прежде всего, от возницы–промышленника. «Извозчику» не платили за перевоз, он получал деньги с того человека, которому отдавал в обучение ребенка. «Понятно, что при таких условиях, - писал житель села Кузаранда Н. Матросов, - последний рыскает по столице и разыскивает место, где ему дадут побольше денег, не спрашивая, способен ли ребенок к данному ремеслу, хорошо ли ему будет жить и что выйдет впоследствии»6.
За каждого ребенка, сданного в учение на 4-5 лет, «извозчик» получал от 5 до 10 рублей. При увеличении срока обучения цена возрастала. Она в 3-4 раза превышала сумму, отданную скупщиком родителям, и в значительной степени зависела от внешних данных, состояния здоровья и расторопности малолетнего работника. Лавочник или хозяин мастерской оформлял ребенку вид на жительство, обеспечивал его одеждой и питанием, получая взамен право всевластно им распоряжаться. В судебной практике того времени подобное явление фиксируется именно как торговля детьми. Например, хозяйка одной из ремесленных мастерских на суде объясняла, что в Петербурге принято покупать детей в учение, в результате чего покупатель приобретает право пользоваться рабочей силой ребенка7.
Масштабы торговли детьми в конце XIX века, по мнению современников, приобретали громадные размеры. Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз - ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину»8. Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу, или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…»9. На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку.
Но не только бедность заставляла олонецких крестьян расставаться со своими детьми. Воздействовали и уверения, что в городе ребенок будет определен «на хорошее место». Народная молва хранила память о богатых выходцах из Карелии, сумевших разбогатеть в Петербурге. Рассказы об их капиталах будоражили мысли и чувства карельского крестьянина. Неслучайна пословица - «Miero hinnan azuw, l’innu neidižen kohendaw» - «Мир цену установит, город девушку сделает лучше» По наблюдениям чиновников, священников, учителей каждый отец, имевший нескольких детей, мечтал отправить одного из них в столицу.
Однако не все дети могли быстро привыкнуть к новым условиям жизни в городе. Карельский сказитель П. Н. Уткин рассказывал: «Увезли меня в Питер и определили на пять лет мальчиком к сапожнику. Ну, мне стало жить очень плохо. В четыре часа утра разбудят и до одиннадцати вечера на побегушках». Герой повествования решился бежать10. Многие по разным причинам уходили от хозяев, вынуждены были скитаться. В рапорте уездного исправника Олонецкому губернатору в конце ХIХ века было зафиксировано, что отданные в учение, а по сути дела проданные в Петербург, дети «подчас почти полунагие в зимнее время, прибывают разными путями на родину»11.
Охрана детского труда законодательно распространялась лишь на крупное производство, где надзор за исполнением законов осуществляла фабричная инспекция. Ремесленные и торговые заведения оказывались вне этой сферы. Законодательно возраст вступления в ученичество не оговаривался. На практике обычно не соблюдалось и установленные «Уставом о промышленности» ограничения продолжительности рабочего дня учеников - с 6 утра до 6 вечера, и тем более, назидание мастерам: «…Учеников своих учить усердно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая их к домашнему служению и работам»12. Условия жизни, в которых оказывались подростки, толкали их на преступления. Треть всех правонарушений, совершаемых малолетними в начале ХХ века (а это были в основном кражи, вызванные недоеданием), приходилась на учеников ремесленных мастерских13.
Материалы олонецкой печати дают представление о том, как складывались судьбы проданных в Петербурге детей. Кому-то, как говорила пословица, Питер становился матерью, а кому-то - мачехой. Многие из оказавшихся в столице детей вскоре оказывались «на дне» петербургской жизни. О них инспектор народных училищ С. Лосев писал: «В то же время, когда Великим постом в Петербург направляются из Олонецкой губернии подводы с живым товаром, из Петербурга бредут по деревням и селам пешком, побираясь Христовым именем, оборванные, с испитыми лицами и горящими глазами, нередко пьяные, смиренные при просьбе милостыни и нахальные в случае отказа в ней, молодые парни и зрелые мужчины, изведавшие петербургское «ученье» в мастерских, петербургскую жизнь…»14. Среди них было немало тех, кто в наказание за нищенство или другие проступки был лишен вида на жительство в столице. С детства оторванные от крестьянского труда, эти люди разлагающе воздействовали на односельчан. Пьянство, прежде не свойственное карелам, получало распространение в их среде в конце XIX - начале ХХ века, особенно среди молодежи и 15-16-летних подростков. Тот, кто стыдился своего возвращения неудачником в родную деревню, пополнял ряды «золоторотцев».
Впрочем, немало было молодых людей, которые «удержались на плаву», адаптировались к городской жизни. По мнению современников, из всех «ценностей» городской цивилизации они освоили лишь лакейские манеры и так называемую «пиджачную» культуру, состоявшую в манере одеваться по определенному шаблону. Подростки стремились вернуться в деревню в «городском» костюме, вызывавшем почет и уважение сверстников. Появление новой вещи не оставалось незамеченным близкими и знакомыми. Принято было, поздравляя с обновкой, говорить: «Аnna jumal uwdištu, tulien vuon villaštu» - «дай бог обновку, а в будущем году шерстяную». Как правило, первым делом подросток покупал галоши, которые по возвращении в деревню независимо от погоды одевал по праздникам и на беседы. Затем, если позволяли средства, приобретались лакированные сапоги, часы, пиджак, яркий шарф… Просвещенные современники смотрели на это с иронией. Один из них писал: «Сколько спеси и глупого чванства, к сожалению, приносят лакированные сапоги с собой. Человек перестает узнавать своих ближних из-за блеска сапог. Единственно утешает в сих случаях то обстоятельство, что сняв с себя галоши и сапоги, он становится прежним Васькой или Мишкой»15.
В отличие от отходников на лесозаготовки и другие ближние промыслы, зарабатывавших на новую рубашку к Пасхе, сапоги или пиджак, «питеряки», «питербуры», то есть парни, работавшие долгое время в столице, обладали «щегольским» костюмом и составляли особо уважаемую и авторитетную группу деревенского молодежного сообщества. Вот детали одного из вариантов «изящного» костюма 13-14-летнего парня, возвратившегося в Олонецкую Карелию из Петербурга в 1908 году: пестрые брюки, котелoк, красные перчатки16. Также мог присутствовать зонтик и надушенный розовый носовой платок. Статусная роль одежды в карельской культуре выражена достаточно ярко. Видимо, поэтому в карельском языке слово «herrastua», наряду со значениями «щеголять», «франтить», имеет и другой смысл - «мнить себя начальником».
Наиболее удачливые и предприимчивые «выученики Петербурга», сумевшие разбогатеть и даже стать хозяевами собственных заведений, были, конечно, не многочисленны. Их визитной карточкой на родине становился большой красивый дом, в котором жили родственники и куда время от времени наезжал хозяин. Слава и капиталы этих людей являлись веским аргументом для крестьянина, отправлявшего своего ребенка в столицу.
Влияние города на жизнь подростка в конце XIX - начале ХХ века было неоднозначным. Современники не могли не отметить позитивное воздействие -интеллектуальное развитие юношей и девушек, расширение их кругозора. В большей мере это относилось к тем, кто проработал на фабриках или заводах Петербурга. Вернувшись в деревню, эта немногочисленная часть молодежи уже не расставалась с книгой.
И все же принудительная отправка детей в город вызывала озабоченность прогрессивной части общества. Крестьянин-карел В. Андреев из деревни Сямозеро писал: «Увезенные в город и помещенные в мастерские - они [дети. - О. И.], принужденные жить в помещениях хуже собачьих конур, питаемые отбросами и разной бурдой, постоянно избиваемые хозяевами и мастерами - большинство хиреет, и гостьей всех этих мастерских - скоротечной чахоткой уносится в могилу. Меньшинство же, перенесшее каким-то чудом все эти мытарства, достигало звания мастера, но, живя в пьяной и развратной компании несколько лет, само заражалось этими пороками и преждевременно сходило в могилу или пополняло ряды преступников. Дельных и работящих мастеров считалось и считается весьма мало». Ему вторил крестьянин П. Коренной: «Выходят в люди десятки, сотни гибнут. Их душит городская жизнь, отравляет организм, портит нравственно, возвращая деревне людей болезненных, с испорченной нравственностью»17.
Примечания
1. Олонецкие губернские ведомости. 1897. 10 сентября.
2. Баранцев А. П. Образцы людиковской речи. Образцы корпуса людиковского идиолекта. Петрозаводск. 1978. С. 112.
3. Круковский М. А. Маленькие люди. М. 1907. С. 57.
4. Баранцев А. П. Указ. соч. С. 130.
5. Национальный архив Республики Карелия (далее - НА РК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 49/98. Л. 4-5.
6. Матросов Н. Село Кузаранда Петрозаводского уезда//Вестник Олонецкого губернского земства (далее - ВОГЗ). 1908. № 20. С. 15.
7. Труды I Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщин и его причинами, происходившего в СПб. С 21 по 25 апреля 1910 г. СПб. 1911. С. 104.
8. Круковский М. А. Олонецкий край. Путевые очерки. СПб. 1904. С. 247.
9. Свод законов Российской империи. Т. Х. Ч. 1. Ст. 2202-2203.
10. Конкка У. О собирании и некоторых особенностях карельских сказок//Карельские народные сказки. М.; Л. 1963. С. 50.
11. НА РК. Ф. 1. Оп.1. Д. 49/98. Л. 4-5.
12. Законы о детях. Сост. Я. А. Канторович. СПб. 1899. С. 177.
13. Окунев Н. А. Особый суд по делам о малолетних: Отчет Санкт-Петербургского столичного мирового судьи за 1910 г. СПб. 1911. С. 37.
14. Холодная В. Г. Символика и атрибутика праздничного костюма парня в русской деревне с 40-х годов XIX по 20-е годы ХХ в.//Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М. 2001. С. 136.
15. И. М. Стекольный промысел в Ладвинской волости Петрозаводского уезда//ВОГЗ. 1909. № 13. С. 20.
16. Лосев С. Наброски и заметки//ВОГЗ. 1909. № 2. С. 9.
17. Андреев В. К открытию в Сямозерской волости двухклассного училища//ВОГЗ. 1908. № 24. С. 20; Коренной П. О нашем сельском хозяйстве//ВОГЗ. 1910. № 15. С. 33.

Во всём мире, если брать за основу данные МОТ, трудится приблизительно 200 – 250 миллионов детей. Многие из них работают в тяжелейших, вредных условиях, по принуждению либо просто потому, что иначе невозможно. Что касается России, точные данные на этот счёт отсутствуют, хотя приблизительная цифра – 6 миллионов. Такое деяние подпадает под категорию (равно как , и др.)

Особенности злодеяния

Теоретически дети в России защищены от насилия, эксплуатации и других незаконных действий. Практически всегда кара за преступление более сурова, если жертвой стал несовершеннолетний.

Однако информация по эксплуатации детей буквально рассеяна по самым разным кодексам. И далеко не всегда нарушителей ждёт хоть сколько-нибудь весомое наказание.

Нормы законодательства

Международные конвенции

Существует важный международный документ, который ратифицировали полторы сотни стран. Это Конвенция 1989 года, посвящённая правам детей (принята Генеральной Ассамблеей ООН), в том числе и право ребенка на защиту от эксплуатации.

Сразу в нескольких статьях (например, 19, 32) говорится о запрещении детской эксплуатации. Государства-участники обязаны принять меры, чтобы защитить детей, организовать надлежащий надзор, а также обеспечивать реабилитацию жертв эксплуатации.

Российская Федерация

В законах России можно назвать несколько ключевых норм:

  1. 37-я статья Конституции говорит о свободе труда, недопустимости принуждения в этой сфере. Труд должен проходить в должных условиях, включая достойную оплату.
  2. Федеральный закон №124-ФЗ (принят в 1998 году) гарантирует детям-работникам льготы, отпуска и сокращённое рабочее время. Об этом говорится в 11-й статье.
  3. Закон №273-ФЗ, в котором говорится об образовании в РФ, говорит о недопустимости привлечения ребёнка к труду вне программы учебного заведения (п. 4 34-й статьи).
  4. Во многих статьях ТК РФ говорится об особенностях принятия на работу несовершеннолетних, оплате их труда и прочих нюансах.

Также в последнее время идет речь о внесении поправок в статьи УК РФ с цеью урегулирования проблемы эксплуатации детского труда.
Теоретически всё очень даже хорошо. На практике ситуация совершенно иная.

Состав преступления

В Уголовном кодексе нет определённой статьи, которая посвящалась бы отдельно эксплуатации детей. Соответственно невозможно говорить и о составе преступления.

В некоторых случаях возможна квалификация по статье 127.1, если эксплуатация сопровождается . В примечании к этой статье говорится о либо услугах, подневольности, различных (об этом подробнее далее).

Виды и формы эксплуатации детского труда в России

Самая распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.

Что ещё делают дети? Помогают родителям торговать, убирать территории и помещения.

Здесь порой трудно найти довольно тонкую грань между необходимым трудом в семье и настоящей эксплуатацией. Более того, многие оценивают такую ситуацию положительно. Мало кто задумывается, что детям при этом порой просто некогда делать домашние задания, учиться, не говоря уже об играх.

Можно говорить и о неком виде эксплуатации детского труда в школе, когда малышей заставляют убирать ее территорию и переносить вещи из одного кабинета в другой.

О ночных видах эксплуатации труда ребенка смотрите в следующем видео:

Методика расследования

МОТ отмечает: проблема детского труда в России часто игнорируется, оценивается неверно и потому не решается. Часто в этом виноваты родителей детей.

Когда в семье подрастает дочка или сын, её (его) часто поощряют к устройству на работу/подработку. Если дело находится, чадо становится буквально героем.

Однако многие родители не принимают никаких мер, если их детей обманывают недобросовестные работодатели. Одни отговариваются распространёнными словами вроде «жизнь у нас такая», другие буквально вынуждены выживать. Кто-то просто не желает «связываться», не умеет правильно оформить жалобу. Есть и те, кто глубоко равнодушен к своим детям.

О преступлениях заходит речь только в самых серьёзных случаях. Например, когда сами родители продают своих детей или в подпольные публичные дома/порнографические киностудии.

Уголовная ответственность


Никакой специфической уголовной или другой ответственности за эксплуатацию ребёнка в чистом виде не установлено.
Положение дел на рынке труда в России складывается так, что многие люди бесправны и почти не имеют возможности себя защищать.

Сформулировать ситуацию проще всего так: «Не нравится? Уходи и не работай, найдём других, более сговорчивых и не таких требовательных». Это относится и ко взрослым, и к детям.

Действия сексуального характера

В 34-й статье международной «детской» Конвенции говорится о том, что ребёнок должен быть защищён от совращения или эксплуатации сексуального характера. Это означает запрет на проституцию, порносъёмку, склонение/принуждение в сексуальном плане.

  • В случае сексуальной эксплуатации детей и подростков нормы статей УК РФ несколько жёстче. Показательна в этом плане уже упомянутая статья 127.1 (рассматривается отдельно).
  • Если ребёнка принуждают к проституции, это уже 240-я статья УК. Тюремный срок при этом может исчисляться тремя – восемью годами. Плюс ограничение свободы (один – два года) и возможный запрет на занятие определённых должностей/некоторые виды деятельности (в пределах пятнадцати лет).
  • Наконец, в 242.1 УК РФ говорится об изготовлении порнографических материалов с привлечением несовершеннолетних. Особо квалифицированным такое преступление признают, если пострадают дети младше четырнадцати лет.

В зависимости от тяжести злодеяния наказание может вылиться в тюремное заключение (максимум – 10 лет), ограничение свободы в пределах двух лет и запрещение занимать некоторые должности либо выполнять определённую деятельность на срок до пятнадцати лет.

Очевидно, что сфере детской эксплуатации законодательство России ещё требует разработки новых норм и корректировки существующих. Только в этом случае каждый ребёнок будет по-настоящему, в должной мере защищён.

Весьма познавательный и полный материал по вопросу преступления сексуальной эксплуатации детей рассмотрен в следующем видеосюжете:

В последние десятилетия XVIII в. в Англии впервые в мире начали широко применяться машины в промышленности. Это был крупный шаг вперед в развитии человечества (см. стр. 305).

В наше время, в условиях социализма, каждая новая машина облегчает труд людей и повышает благосостояние общества. Иное дело при капитализме, в обществе, разделенном на эксплуататоров и эксплуатируемых. Появление машин там принесло новые беды и страдания трудящимся. Раньше, когда машин не было и производство велось вручную, оно требовало физической силы, сноровки, умений, приобретавшихся иногда в результате длительной выучки. Изготовлением промышленных изделий занимались главным образом мужчины. Первые же машины были крайне просты по своему устройству. Работать на них могли женщины и дети. Капиталисты предпочитали нанимать их на работу. Платить детям можно было значительно меньше, чем взрослым мужчинам; дети не могли оказать сопротивления фабрикантам и защитить свои интересы.

Долгие годы рост английской промышленности происходил за счет жесточайшей эксплуатации труда не только взрослых рабочих, но и сотен тысяч детей.

Беспросветная нужда заставляла родителей посылать своих детей на фабричную каторгу. На фабриках работали дети семи, шести и даже пяти лет. Работа начиналась в половине шестого утра и продолжалась до 8-9 часов вечера, т. е. 14-15 часов в сутки. В дни промышленной горячки, когда возрастал спрос на товары, рабочий день еще удлинялся. Бывали случаи, когда работа начиналась в 3 часа ночи и заканчивалась в 10 часов вечера. С трудом поднимали по утрам родители своих детей, измученных непосильным трудом. Опаздывать было нельзя, за это надсмотрщики жестоко избивали малолетних рабочих.

В течение всего рабочего дня дети стояли у машин. Садиться строго воспрещалось. Нельзя было разговаривать, отвлекаться от работы.

На фабриках изготовлялись хлопчатобумажные ткани. В рабочих помещениях стоял удушливый запах смеси машинного масла, хлопковой пыли и чада от сальных свечей. Хлопковая пыль так насыщала воздух, что все казалось как в тумане. Вдоль длинных рядов машин копошились маленькие фигурки. К ногам малышей были подвязаны высокие деревянные колодки, чтобы они могли доставать до машин. Посторонним посетителям фабрики сразу бросался в глаза изнуренный вид детей: лица их были по-старчески сморщены или болезненно одутловаты, взоры безжизненны или полны тоски.

Два раза в день устраивались получасовые перерывы для еды. Но и в эти минуты дети работали: они смазывали остановленные машины. Принесенную с собой скудную пищу они проглатывали на ходу.

Мучения детей становились нестерпимыми к вечеру, когда особенно сказывались усталость и изнеможение. Невольная дремота смыкала их глаза. То и дело надсмотрщики пускали в ход плеть.

Дети росли хилыми и слабыми, от долгого стояния за машиной у многих искривлялись ноги и позвоночник. Маленькие рабочие часто получали тяжелые увечья.

Дети трудились и под землей, в шахтах. Там они грузили уголь в вагонетки и катили их по рельсам. Самые маленькие открывали и закрывали воздушные заслонки. Проходы в шахтах часто бывали такими низкими, что приходилось ползти на четвереньках, привязав вагонетку к поясу и пропустив ремень между ног.

Женский и детский труд вытеснял труд мужчин. Многие рабочие семьи существовали на гроши, которые зарабатывали женщины и дети. Случалось, что ребенок был единственным кормильцем целой, семьи, а взрослые безуспешно пытались найти работу.

Рабочий Джо отправился однажды навестить своего друга Джека, которого не видел несколько лет. Разыскав лачугу Джека, он спустился в низенький подвал. В углу Джо увидел охапку соломы, покрытую старыми простынями. Она служила постелью. Джек сидел на обрубке дерева перед огнем и чинил чулки жены.

Черт возьми, Джек, что ты делаешь! Где твоя жена? - воскликнул Джо.

Жена на фабрике. Она отправляется туда в половине шестого утра и работает до восьми вечера. Когда Мэри возвращается, она совсем разбита и ничего делать не может. У меня нет работы, и не было ее уже три года. Да, Джо, есть достаточно работы для женщин и детей в нашей местности, но нет для мужчин. Легче сто фунтов стерлингов найти на улице, чем найти работу. Все теперь стало вверх ногами. Мэри должна работать, а я сидеть дома, смотреть за детьми, подметать, стирать, стряпать и штопать. Знаешь, Джо, это очень тяжело для человека, который привык к другому труду.

Об этой горестной беседе кто-то из приятелей Джо и Джека поведал в письме, которое попало в руки Фридриха Энгельса, и он опубликовал его в своей книге о положении рабочего класса в Англии.

Энгельс приехал в Англию в конце 1842 г. С глубоким интересом он стал изучать положение пролетариата в этой передовой в то время капиталистической стране. Энгельс прочел множество книг и документов, касающихся положения рабочих. Он посещал кварталы, где ютились рабочие, и своими глазами наблюдал ужасающую нищету. Энгельс ходил по узким кривым улочкам, окруженным высокими фабричными зданиями и покрытым вечной копотью. Грязные многоэтажные дома от подвала до самой крыши были битком набиты жильцами. Он видел хилых, болезненных детишек, одетых в лохмотья женщин, которые вылезали из сырых подвалов на дневной свет. Энгельс заходил в квартиры рабочих, где часто в одной небольшой комнате ютились по две семьи и пять или шесть человек спали на одной кровати.

Энгельс написал яркую и правдивую книгу «Положение рабочего класса в Англии». Она вышла в свет в 1845 г. и явилась грозным обвинительным актом против капитализма и буржуазии. И до Энгельса многие изображали страдания пролетариата. Эти люди обращались к капиталистам с просьбами помочь рабочим. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс. Борющийся против капитализма пролетариат сам может изменить свое положение.

И действительно, рабочие Англии мужественно и стойко боролись с капиталистами. Они требовали сократить рабочий день, увеличить зарплату, оградить детей от беспощадной эксплуатации.

В 30-40-х гг. XIX в. в Англии развернулось могучее чартистское движение (см. стр.350).

В августе 1842 г. произошла стачка рабочих Ланкашира, получившая название «пробочной забастовки». Бастующие уносили с собой пробки от паровых котлов, чтобы не допустить возобновления работы на фабриках. Забастовщики ходили от фабрики к фабрике, призывая всех рабочих присоединиться к ним. В несколько дней стачка охватила десятки тысяч рабочих. Она была подавлена только при помощи войск и полиции.

В марте 1844 г. 40 тыс. углекопов северных районов Англии, узнав о намерениях владельцев шахт снизить зарплату, побросали свои кайлы и начали забастовку. Чтобы принудить рабочих к покорности, владельцы шахт и домов предложили рабочим очистить занимаемые ими квартиры. Все 40 тыс. семей оказались выброшенными на улицу. Больных и слабых, стариков и детей безжалостно вытаскивали из постелей и выталкивали из домов. И все-таки рабочие не сдавались. Только на шестой месяц забастовки, оказавшись под угрозой голодной смерти, рабочие прекратили сопротивление. Энгельс писал, что углекопы вели борьбу с выдержкой, сознательностью и мужеством, которые вызывали восхищение.

Борьба рабочих вынудила английский парламент принять меры к ограничению эксплуатации детей. В 1833 г. был принят закон, по которому труд подростков от 13 до 18 лет был ограничен 12 часами, труд детей в возрасте от 9 до 13 лет - 8 часами, а труд детей моложе 9 лет запрещен (за исключением шелкоткацких фабрик). Но закон этот остался на бумаге. Понадобилось еще несколько лет борьбы, прежде чем рабочие добились в 1844 г. принятия нового закона, по которому был установлен контроль над соблюдением условий труда детей. В 1847 г. рабочие Англии добились ограничения труда подростков 10 часами в день. Фактически и мужчины стали работать по 10 часов, так как трудились в одну смену с женщинами и детьми. В те годы это было большим завоеванием пролетариата Англии.

С конца 40-х гг. XIX в. применение труда детей стало сокращаться. К этому времени появилось много усовершенствованных сложных машин, управлять которыми детям было не под силу.

Бесчеловечная эксплуатация детей в первые десятилетия фабричного производства в Англии убедительно показывает, какой ценой был достигнут прогресс промышленности и рост богатств в этой передовой капиталистической стране Европы.

Детский труд применялся не только в Англии. Так было и во Франции, в Германии, России, США, Японии и в других странах. Да и теперь в капиталистических странах дети рабочих и бедноты не ограждены от эксплуатации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .