Дети и подарки: какие ошибки допускают родители.

Что такое подарок? Интрига и игра, символ хороших отношений между людьми. Поэтому нам хочется дарить подарки, особенно детям, ведь они так искренне удивляются и радуются им. Однако если каждый вечер в вашей семье начинается с вопроса любимого чада: "Что ты мне купила?", пора разобраться, в чем причина такого поведения.

Приходя с работы, вы наблюдаете одну и ту же картину: ребенок бежит не к вам, а... к вашей сумке. Он разочарован и обижен, если не находит в ней новой игрушки. В чем же дело: ребенок избалован или плохо воспитан? Попробуем разобраться.

1 версия: Даришь - значит, любишь!

Шоколадка, очередной плюшевый мишка, уже через десять минут заброшенный в дальний угол и забытый, становятся для ребенка своеобразной компенсацией недостаточного родительского внимания. И в этом есть логика: действительно, подарок является доказательством того, что близкий человек о нас думал, даже когда не был с нами рядом. Ребенок неосознанно чувствует: несмотря на все важные дела, папа и мама не забыли обо мне, значит, я им нужен. Довольно часто такую систему компенсации поддерживают сами родители, считая своим долгом ежедневно приходить домой не с пустыми руками. Постепенно маленькому человечку начинает казаться, что чем больше ему дарят, тем больше любят.

Совет: Загляните в себя: возможно, вы испытываете чувство вины перед ребенком за то, что вечно заняты, не выполняете обещаний или возвращаетесь домой, когда он уже спит. Подарок в этом случае - способ успокоить собственную совесть, загладить вину. Тепло и нежность родители выражают через сладости и игрушки. Помните французский фильм "Игрушка"? Герой Пьера Ришара поставил совершенно точный "диагноз" отцу мальчика, завалившего сына дорогими вещами: "Вы покупаете его!" Однако время, проведенное с родителями, возможность свободного общения с ними ничем нельзя заменить. Поэтому найдите совместное занятие, которое понравится малышу: сходите в зоопарк, испеките вместе блины или просто поиграйте. Но помните: в этот момент вы должны быть полностью включены в ваше общее дело - никаких разговоров по телефону или параллельного составления плана завтрашнего совещания. Если выкроить свободное время не удается, побольше обнимайте и целуйте ребенка, не бойтесь "телячьих нежностей" - они лучше игрушек покажут вашу любовь.

В подобной ситуации родители могут руководствоваться и иными мотивами: они стремятся подарить ребенку те радости, которых были лишены сами. Не стоит ежедневно брать на себя роль Деда Мороза, ведь подарки от этого персонажа радуют нас именно благодаря долгому ожиданию.

2 версия: Ты - мне, я - тебе!

Родители должны принимать и любить ребенка таким, какой он есть, без всяких условий (психологи называют это "безусловным принятием"). Но иногда возникает ситуация, в которой подарки могут использоваться родителями в качестве "кнута и пряника". В этом случае из уст взрослых звучит приблизительно следующее: "Если будешь себя хорошо вести, слушаться бабушку, сидеть тихо, я куплю тебе конфету или игрушку. А если не будешь - не куплю". Основатель гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс называл эту воспитательную позицию "условным принятием". Родители манипулируют ребенком: любят его, дарят подарки при условии правильного поведения. Ребенок же понимает, что абсолютно всё, даже хорошие поступки, может быть предметом торговли. Если он заслужил подарка, то ждет его как должное... а иногда даже и требует. И через некоторое время уже родители могут услышать от любимого чада: "Если я уберу игрушки, ты купишь мне мороженое?"

Совет: Куклы, солдатики и сладости не имеют никакого отношения к тому, как ребенок себя ведет, поэтому не делайте их орудиями давления на малыша. Подарок - не средство поощрения, а тем более наказания.

3 версия: Хороших вещей много не бывает

С самого раннего возраста у любого человека формируется индивидуальная система ценностей. Ее можно представить в виде лестницы: чем на более высокой ступеньке находится та или иная ценность, тем более она значима для человека. У одного из нас это любовь и семья, для другого важнее всего интересная работа и возможность творческой реализации, а для третьего - материальная обеспеченность. Систему ценностей мы во многом "списываем" с нашего окружения. Для маленького ребенка это прежде всего семья. Если разговоры в семейном кругу в основном касаются заработной платы, основные радости связаны с покупкой новых вещей, а больше всего малыша ругают за потерю игрушки или разбитую чашку, у ребенка появляется потребительская мораль. Он с колыбели ориентирован родителями на получение выгоды. И требует подарков не потому, что плохо воспитан, а потому что так принято в его семье.

Совет: Попытка приспособить дитя к жизни в жестких условиях современного общества, сделать его "конкурентоспособным" - неблагодарная затея. Целеустремленность, ум и способность к творчеству значительно лучше помогают адаптироваться, чем жадность и стремление добиваться желаемого любой ценой. И все же не расстраивайтесь: ценностная иерархия полностью складывается лишь к юношескому возрасту, поэтому пока у вас есть прекрасная возможность изменить ситуацию. Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам. Например, на вопрос: "Что ты мне принесла?" - ответьте с интригующей таинственностью: "Я принесла совершенно новую, потрясающе интересную... сказку!" Завтра это может быть ужасно сложная загадка, послезавтра - идея новой игры. Не бойтесь, если сначала вы увидите разочарование на личике крохи, постепенно он обязательно втянется в игру.

4 версия: Развесели меня!

Вспомните, в какой момент взрослых непреодолимо тянет к витринам магазинов? Когда жизнь начинает казаться однообразной. Малышу тоже бывает скучно.

Совет: У "тоски зеленой", как часто именуют скуку, целый веер причин. Возможно, вы редко водите ребенка в гости или приглашаете гостей к себе, предпочитаете один и тот же маршрут прогулок, при этом не утруждаете себя тем, чтобы обратить внимание крохи на играющих котят или новый скворечник. Другая причина кроется в том, что дети не всегда умеют играть, у них не хватает воображения, чтобы придумать новые сюжетные ходы в игре, поэтому старые игрушки быстро надоедают. Ваша фантазия поможет разнообразить деятельность ребенка: покажите, что старую знакомую куклу Машу можно не только укачивать и кормить, но и водить в гости, лечить, причесывать. А может быть, ваше чадо "засиделось" дома, в окружении бабушек и нянь , в то время как ему давно пора в детский сад, где есть возможность общаться со сверстниками.

Обсуждение

И у нас была эта ситуация. Я очень подолгу задерживаюсь на работе еще и в командировки езжу. Сыну 5 лет. Полгода назад нашла выход. Прихожу и на вопрос "Ты мне что нибудь принесла?" протягиваю ему письмо! в котором я ему пишу печатными буквами как прошел день или как как я его люблю и проч. Теперь вечером он меня встречает криком, "Мама, у меня к тебе сюрприз!"

29.01.2008 12:01:09, Alemi

Да, я согласна с вами. Я очень сама люблю делать ребенку маленькие сюрпризы - каждый день или почти каджый день. :)Предпочтение отдается книжкам и раскраскам. Моя дочь очень лбит читать, и мы с ней вместе вечером читаем новую книгу или раскрашиваем картинки:)

А я не вижу ничего плохого в вечерних сюрпризах. Правда, у нас оно никогда не важно настолько, чтобы ребенок расстроился, не найдя чего-нибудь. Но это же маленький праздник - какой-то пустячок, принесенный мамой - будь то надувной шарик или наклейки. Я и себя в детстве помню - мама почти всегда приносила нам с сестрой какие-то мелочи - шарики, заколочки, пупсики, конфетки. Это скорее игра с мамой, чем реальный "подкуп". При занятой и на работе, и в быту маме - очень актуально:) Сейчас я могу принести дочке, например, раскраску или книжку с наклейками, или паззлик - и пока я готовлю, она будет тут же на кухне этим занята, а я смогу участвовать в процессе. ПОлучается, что мама думала о ней в течение дня (как был верно подмечено в статье), а во-вторых - дочка с мамой вместе занята остаток вечера. Имхо - не так уж плохо. Не может же трехлетка каждый день помогать маме с готовкой ужина:)))

Спасибо! Интересная статья. Будем исправлять ошибки.

15.02.2007 20:18:41, Sabayka&Гошик (2 года)+Кукусяка в п

Спасибо за статью. Для меня очень своевременная. У нас на данный момент эта проблема имеет место. Многие ошибки узнала в своем поведении, но до этого момента действительно не знала чем объяснить поведение дочери.

15.02.2007 13:36:03, superLi

Комментировать статью "А подарок принесла?"

Про подарки взрослым детям. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами.

У нас в семье принято приносить мелкие подарочки детям. Шоколад отлично! Если редко встречаетесь с детьми и на д.р. их не ходите, можно и по 1 т.р. дать, но это уже ваше желание...

Не подарил. Объяснил это тем, что у нас был ремонт и куча проблем. Сказал, то к дню Вчера узнала что муж дарил подарки своей бывшей когда они дружили. А он мне никогда ничего не...

Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

подарки. Как поступить?. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в а я вообще считала всегда, что разворачивать подарки при дарителе не очень прилично....

Подарки на ДР в школе. Ничего умного ни разу не подарили. За 8 лет на двоих детей. Я способна сама купить подарки своему ребенку. Такие, какие считаю нужным.

А подарок принесла? Поэтому нам хочется дарить подарки, особенно детям, ведь они так искренне Малышу тоже бывает скучно. Совет: У "тоски зеленой", как часто именуют скуку...

НГ без подарка.. Наказания. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от...

А подарок принесла? Никогда не дарю детям подарки на чужие ДР. даже мыслей таких нет. и пчему утешительный? разве, когда у близкого человека ДР, надо расстраиваться?

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. А детям легче поверить в конкретный подарок, чем в абстрактное " чудо ". Вера в чудеса.

подарок на др?. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок от 7 до 10. Моему ребенку 6, подарили как раз на 6 лет, очень нравится всякие штучки придумывать, уже пожалели, что не самый...

Конференция " Детская психология " " Детская психология ". - Ваш ребенок сам заказывает подарок или предпочитает получить на новый год сюрприз? (у нас - сюрприз и только сюрприз).

Нематериальные подарки. -- посиделки. О своем, о девичьем. Лично мне подарки - стихотворная сказка в духе Федота, написанная и записанная на кассету подругой - про меня.

Если вам делать подарки неприятно, не делайте подарков, только и всего. Мне вот тоже приятно, когда кто-нибудь что-нибудь мне просто так приносит:) А ребенку как приятно думать...

Подарки каждый день. Детско-родительские отношения. Детская психология. Подарки каждый день. Держаться нету больше сил. Снова пришла к вам за советами, опять, похоже, не...

Ребенок просит дорогие вещи. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация...

Дочка потеряла мой подарок!. Детско -родительские отношения. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Он может подарить -отдать другому ребенку подарок, но от него не возьмет, скажет "мне не надо".

Подарки от бабушки с дедушкой... Сейчас это не столь злободневно, ибо мы находимся от Свекровь принесла букетик цветов, который отдала не мне, а просто поставила со словами...

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Часто дети, которым всего-то и нужно от нас, что чуточку внимания, воспринимают подарки как извинения за то, что родители целый день на работе.

Каждый день домой мы идем не с пустыми руками: то пирожное любимое, то киндер, то . Уже полный дом этих безделушек, а ребенок ждет новых, и мы потакаем его желаниям. Даришь - значит любишь! Так считают многие дети и своими поступками подтверждают взрослые.

Подарок вместо внимания

Это самая распространенная модель поведения современного родителя. Мы пропадаем целый день на работе, а затем еще на кухне и у телевизора. А там - ребенку уже и спать пора. Вот и хочется компенсировать недостаток внимания чем-то материальным. Так наши ребятишки чувствуют: мама и папа не забыли обо мне, я им нужен. Постепенно им начинает казаться, что, чем больше подарков, тем больше их любят.

Мы рекомендуем: загляните в себя. Возможно, вы чувствуете свою вину за то, что постоянно заняты или не выполняете своих обещаний приходить пораньше. И подарок в таком случае - лишь способ успокоить свою собственную совесть. Родительское тепло нельзя заменить игрушками, дорогими приставками или сладостями.

Если у вас совсем нет времени в будни, выходные обязательно посвящайте ребенку . Найдите совместное занятие, например, сходите в зоопарк, кино, боулинг, вместе испеките , а потом так же вместе их съешьте. Самое главное: полностью растворяйтесь в ребенке в это время, никаких разговоров по телефону или отвлечений на рабочие моменты (какими бы важными они ни были). Побольше обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, что очень скучаете по нему - это лучше всяких игрушек покажет вашу истинную любовь.

Дарья Перепелова, психолог: «В моей практике был случай, когда у мужчины от первого брака остался ребенок, и не было у них возможности часто встречаться. Папа очень любил сына и очень страдал, что уделяет ему мало времени. Так у ребенка появлялось множество дорогостоящих игрушек по первому требованию, и делались такие подарки даже ценой необходимых вещей для самого папы. Когда мужчина понял, что ребенок любит его не за подарки, а просто за то, что он - любящий папа, подарки стали приобретать другой характер. Они больше играли в футбол на выходных, своим хобби выбрали боулинг или воздушных змеев. Такие события связывают людей гораздо теснее, чем материальные вещи, которые потом пылятся в углу».

Ты - мне, я - тебе!

Очень часто родители используют подарки в качестве «пряника» в воспитании ребенка. Мы обещаем поощрение за хорошую учебу, спокойное поведение или такое долгожданное «отлично» по математике. Это своего рода манипуляция: родители любят своего маленького школьника, дарят ему подарки, но при условии правильного поведения . Так ребенок понимает, что всё, в том числе хорошие поступки, могут быть предметом торговли. И вскоре мы уже можем услышать требование подарка даже за исполнение любой мелочи. «Если я схожу за хлебом, ты купишь мне новую куклу»?

Игрушек много не бывает

Индивидуальная система ценностей формируется у каждого человека с раннего возраста. Если представить её в виде лестницы, то на самой высокой ступеньке будет самая значимая для человека вещь: семья, любовь, работа или материальная обеспеченность.

Какой будет эта система ценностей, зависит от нашего окружения . Для ребенка это - семья. И если вы в основном говорите о зарплате, о покупке новых вещей, и ссоры происходят лишь на материальном уровне, то у ребенка формируется потребительская мораль. Он с маленького ориентируется лишь на получение выгоды. Поэтому не удивляйтесь требованию подарков: это не плохое воспитание, а привычная форма общения в семье.

Мы рекомендуем: не пытайтесь подготовить ребенка к жестким условиям современной материально зависимой жизни. Гораздо больше достичь желаемых целей помогут ум, целеустремленность и творческий потенциал. Ценностная иерархия складывается у человека лишь к юношескому возрасту, поэтому у вас есть немного времени, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам . Например, сегодня на вопрос: «Что ты мне принесла?» отвечайте интригующе «Я принесла тебе абсолютно новую и совершенно потрясающую… сказку!». Завтра придумайте идею для новой игры или досуга, веселые загадки или задорные частушки. Мы понимаем, что энтузиазм к такому виду деятельности проявится у ребенка не сразу. Разочарование в детских глазах на какое-то время вам обеспечено, но зато потом игры будут доставлять ему массу удовольствия.

Мамочка Ольга с просит совета: «Я недавно прочитала, что делать ребенку подарки без повода нельзя. Так мы совсем его избалуем и вообще плохо воспитаем. Но я вот сомневаюсь в этом утверждении. Это же подарки, а не выпрошенные в магазине игрушки. Может, стоит иногда делать приятное ребенку просто так?».

Мама Кристина считает так: «Баловать немного можно, ведь еще неясно, какие испытания выпадут на долю ребенка в будущем. Я вот до сих пор помню, как родители делали мне неожиданные подарки, просто так, без повода. В конце концов: что плохого, чтобы немного побыть избалованным ребенком? Кстати, я очень благодарна своим родителям, что избавили меня от многих проблем и облегчили жизненный старт. Своим деткам тоже иногда делаю подарки, особенно, когда они совсем не ожидают. Ведь так приятно делать сюрпризы любимым людям! Конечно, это происходит далеко не каждый день, и дарю я преимущественно полезные вещи. Важно уметь вовремя остановиться, чтобы ребенок потом не стал требовать подарки».

Наверное, взрослые не задумываются о таком важном умении - ДАРИТЬ.

В этом убеждает и статистика поисковых запросов:

подарки для детей - 6650 запросов , плюс несколько страниц с похожими формулировками.

подарки + от детей родителям 138

искусство дарить подарки 17

искусство делать подарки - 24

как научить ребенка дарить подарки - 0

Учим детей дарить подарки

Принес ребенок из детского сада неумело (не всегда, конечно) сработанный подарок, и мы умиляемся, гладим по головке. "Какой молодец! Не забыл про маму!" А попробуйте спросить чадо, когда у мамы День рождения? Не каждый ответит, уверяю Вас!

Позвольте, я расскажу свою историю?

Когда моя дочь была маленькой, она любила получать подарки. Любила и дарить - искренне и с радостью. Но, была одна тонкость: на Дни рождения друзей, родственников подарок подарить было необходимо (она даже отказывалась идти в гости, если у нее не было личного подарка), а вот День рождения мамы проходило без таковых.

И это не потому, что девочка была равнодушной, ей просто никто не сказал, что мама тоже достойна поздравления. Мама была и волшебником, и дарителем, но не получателем!

Когда рос сын, я уже взяла бразды правления в свои руки. Договорилась с подругой, которая напоминала сыну о моем Дне рождения, и они вдвоем пошли покупать мне подарок. Мальчишке это очень понравилось, и с тех пор ни один мой День рождения не проходил без его подарков.

Даже в самые трудные времена я находила на столе утром праздничного дня рисунок, поздравление и букетик последних осенних цветов.

Получать подарки тоже нужно уметь, но это уже совсем другая тема. Хочется добавить лишь несколько слов о том, что дети могут подарить своим близким не обязательно что-то материальное, а например, праздник.

Наверное, многие мамы, оглядываясь на свое детство, уверенно скажут, что по сравнению с родителями имеют больше... ВСЕГО: игрушек, книг, одежды, развлечений, возможностей. А вот чего стало у детей меньше (увы, во многих семьях), так это обязанностей и ответственности. Наверное, это не страшно: всему свое время. Тогда почему мы грустим, когда дети не отвечают нам вниманием? Ребенок прекрасно знает все даты, когда ему положены подарки и праздники, а вот про День рождения своих домочадцев, увы, помнит далеко не каждый(((Искусству дарить нужно приучать с детства, но не будешь же напоминать своему чаду, что у тебя завтра праздник. Возможно, чтобы исключить такие досадные моменты, нужно больше вовлекать детей в общую жизнь семьи? И совсем необязательно это вовлечение должно выражаться нудными нотациями, попробуйте устроить , бабушкам, сестренкам (или Папам, дедушкам, братишкам), отнеситесь к этому мероприятию серьезно, и наверняка ваши дети посмотрят на вас другими глазами.

Совместная радость сближает и делает родственников по-настоящему родными людьми, не упускайте такой возможность: дарите сами детям подарки и учите их делать это искренне и своевременно, проводите вместе праздники, это впечатления, которые будут с вами навсегда, часть вашей семейной истории!

Многие ваши подруги переживают из-за того, что их дети категорически не хотят ни с кем делиться игрушками, а у вас другая проблема. Ребенок раздаривает все подряд - любимую куклу; конструктор, шапку, варежки и даже ваши серьги. Попробуем разобраться в причинах подобной щедрости и узнаем, что может помочь родителям в такой ситуации.

Кому это мешает?

Ребенку. Когда ребенок хочет забрать свои подарки обратно, дарит дорогую игрушку или то, что ему не принадлежит, он оказывается в центре конфликтной ситуации.

Вам. Родители, как правило, вынуждены вмешиваться в неприятную ситуацию, чтобы вернуть подаренную или выменянную ребенком вещь.

Прежде чем определить способы воздействия на своего ребенка и справиться с возникшей в семье проблемой, необходимо найти ее возможную причину. Дети часто раздают игрушки или ими меняются. При этом ими движут совершенно разные мотивы: щедрость, простота и наивность, внутренняя неуверенность, мягкость и безотказность. В каждой ситуации свое решение.

Ребенок дарит и забирает обратно

Какой милый малыш, он подарил свою любимую книгу маленькой двоюродной сестре! Но, уходя домой, он решил забрать ее обратно. Вы не предвидели, что ребенок будет сожалеть о подаренной книге, и вот началась драка. Маленькие дети еще плохо понимают разницу между «подарить» и «одолжить на время». Причиной может стать какой-либо эмоциональный всплеск. Маленькие дети очень импульсивны: подарив что-либо другому малышу, впрочем, как и присвоив что-либо без разрешения, ребенок не задумывается, что после этого будет.

Что делать? Начните объяснять ребенку смысл подарка сразу, как только он изъявил желание подарить что-либо другому малышу. Скажите, что, если он дарит, значит, назад забрать эту игрушку он уже не сможет. Объясните, что дарить - это отдавать навсегда; когда ты подарил, игрушка уже перестает быть твоей, теперь у нее другой хозяин. И если через какое-то время ваш ребенок желает получить подаренное обратно, напомните ему о своих словах. Не принимайте его сторону и не уступайте, даже если он заплачет.

Что говорить? «А ты был бы рад, если бы бабушка забрала назад подарок, который она подарила тебе на день рождения?»

Неравноценный обмен

Когда ребенок теряет интерес к какой-то вещи, он легко расстается с ней, дарит ее кому-нибудь или обменивает на то, что ему нравится, и порой этот обмен далеко не равноценный, но только с точки зрения родителей. Не стоит ожидать, что в три-четыре года ребенок сумеет оценить дорогую вещь.

Для маленькой девочки ничего не стоит обменять мамин золотой кулон с рубином на красивый стеклянный шарик, который она увидела у товарища по детской площадке.

Что делать? Не запрещаите ребенку меняться, просто помогите ему делать это правильно, то есть не обижая ни себя, ни других. Объясните, что можно подарить красивый рисунок, какую-нибудь игрушку, но нельзя отдавать посторонним мамины и папины вещи. Иногда «щедрость» у детей объясняется неумением оценить родительский труд. Очень важно, что в 2-3 года наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина сумка, это бабушкины очки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка, что всегда нужно спрашивать, перед тем как взять чужое. При этом помогите малышу видеть прямую связь между родительским трудом и подаренной ему игрушкой. Малыш с детства должен усвоить, что деньги всегда получают за труд, а не просто так. Поощряйте малыша делиться, дарить друзьям подарки, но при этом считаясь с вами и советуясь. И, если малыш подарил кому-то дорогую вещь, акцентируйте внимание все же не столько на ее цене, сколько на самом факте поступка. Покажите, что вас огорчает даже не то, что не осталось дорогой вещи, а безответственность малыша, его доброта не за свой счет.

Что говорить?
«Этот кулон был мне очень дорог, его подарил мне твой папа. Для этого ему пришлось много работать. Мы надеемся, что теперь, делая друзьям подарки, ты не будешь забывать о наших с папой чувствах».

Безвозмездный подарок

Так происходит всегда во время прогулки: малыш раздаривает все свои сокровища и ничего себе не оставляет. Почему?

Ребенку трудно найти друзей. Возможно, он переживает трудную ситуацию дома (развод родителей, рождение брата или сестры, переезд) и ему не хватает внимания и любви? Возможно, таким образом ребенок пытается компенсировать потерю душевного равновесия с помощью благодарности за сделанные подарки? Так ребенок пытается «купить» недостающие любовь и внимание. Подумайте, что можно изменить, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноким.

Что делать? Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком - лучшая профилактика нежелательной щедрости. Если возможно, запишите его в кружок, который поможет ему завязать отношения с другими детьми без подарков. Лучше понять чувства малыша вам поможет игра в сказочную историю, схожую с реальными событиями. Допустим, Миша был очень добрым и всегда угощал всех зверей конфетами и игрушками. Но однажды у него кончились все игрушки и конфеты. Что же делать Мише, ведь у него ничего не осталось. Что он чувствует в этот момент? Как решит себя вести дальше? Посмотрите на реакцию ребенка: что он придумает, какое продолжение последует?

Может быть, другие звери стали делиться с ним своими игрушками, сладостями? Или он так и сидел в одиночестве, а другие звери посмеивались над ним? Если вы увидите растерянность, неуверенность, помогите своему ребенку, расскажите ему продолжение этой истории, и пусть у нее будет счастливый конец: он встретит мудрого гнома, который объяснит, когда, чем и с кем стоит делиться.

Что говорить? У тебя есть друзья, потому что ты хороший друг (ты очень добрый, и с тобой весело играть), а не потому что даришь кому-то подарки. Настоящую дружбу не покупают и не выменивают на игрушки и сладости. Люди дружат, потому что им вместе интересно.

Уступить под натиском

Учить ребенка быть щедрым и делиться с другими - история неоднозначная. Многие дети на детской площадке могут быть не такими щедрыми, как ваш, а некоторые могут вести себя как маленькие вымогатели.

Что говорить? Говорите за малыша, пока он не может это делать сам. «Прекрати, пожалуйста! Нам это не нравится...»; «Мы не можем дать тебе эту игрушку, потому что сами в нее играем...» - эти фразы очень помогут крохе в будущей жизни.

Личный пример

Самый эффективный способ воспитать правильное соотношение между жадностью и щедростью - личный пример родителей. Ведь мама и папа - самые авторитетные люди.
  1. Подавайте хороший пример.
    Попробуйте объяснить крохе, что чужое следует брать, только получив разрешение. Спрашивают ли мама с папой разрешения, прежде чем взять чужую вещь?
  2. Показывайте и разъясняйте, что такое «личная вещь». Есть вещи, которые предназначены для всех, например печенье в вазе на столе, и вещи, принадлежащие кому-то одному: школьные тетради брата или папины документы - их нельзя брать ни в коем случае.
  3. Уважайте детскую собственность. Взрослым надо уважительно относиться к вещам, принадлежащим ребенку. Не решайте самостоятельно, какую из игрушек можно отдать младшим братьям и сестрам.
  4. Если что-то пропало, не будьте поспешны в суждениях. Прежде чем принять решение о наказании, обязательно поговорите с ребенком и выслушайте его, прежде чем действовать. В одной семье был такой случай: родители хватились копилки с медяками. Оказалось, что их маленькая дочь выкупила у дворовых мальчишек котенка, над которым те издевались.
  5. Не обижайте ребенка перед другими. Если произошла неловкая ситуация, постарайтесь сдержать свои эмоции, прежде всего извинитесь и найдите возможность поговорить с ребенком наедине.
  6. Попробуйте прибегнуть к «наглядной агитации». Если малыш уже достаточно большой, а привычка раздаривать все подряд вас беспокоит, позвольте ему почувствовать последствия своих решений «на себе». Подарил новую дорогую игрушку - отмените поход в кукольный театр, объяснив, показав, что цена его подарка равноценна посещению всей семьей спектакля.
  7. Следите за тем, как вы сами тратите деньги и как относитесь к желаниям ребенка. Проанализируйте: нет ли в вас самих похожей безотказности? Не тратите ли вы слишком часто деньги на игрушки, порою лишние? Не идет ли это в ущерб более насущным потребностям других членов семьи? Замечаете ли вы в своем ребенке чувство признательности за те блага, какие он получает от родных?