Цитаты о детях и любви к ним. Маленькая большая любовь
6. .).
- Мироздание, Вселенная, Бог (7. .).
3. ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ
Я ↔ Дети
Счастлив/счастлива ли я как отец/мать?Как я себя проявляю в этой ипостаси?
Для чего я живу с детьми? Для чего мне нужно продлевать свой род?
Как я отношусь к моим детям (мысли, чувства, действия)?
Если вы живёте ради детей, переживаете за них, то забираете их энергию, буквально проживаете за них жизнь. Как правило, такое случается в тех семьях, где остро ощущается дефицит Любви, а значит, и дефицит жизненной энергии. А так как энергии не хватает, родители начинают подсознательно тянуть её у детей. И дети начинают болеть.
Если мы целью делаем Бога, то мы силы и любовь берём от Него. А если мы целью делаем любимого человека, то силы и любовь мы отбираем у него, а это уже энергетический вампиризм. Вот так матери, безумно любя своих детей, неосознанно воруют у них здоровье и счастье.
Существует золотое правило: «Если я хочу, чтобы мои дети были счастливы, то я должен быть сам счастливым человеком».
Можете ли вы сказать, что вы счастливы? Нравится ли вам место, в котором вы живёте, уровень достатка, взаимоотношения с людьми? Система образования, здравоохранения, политика в государстве? Выходит, что для того, чтобы вы и ваши дети жили в благоденствии и гармонии, необходимо создать пространство Любви. И кто его будет создавать, как не вы сами?
Находясь на старых позициях жертвы, мы привыкли, что кто-то должен заботиться о будущем наших детей, кто-то должен их воспитывать. Всё наше воспитание сводится только к зарабатыванию денег. Мол, надо ребёнку обеспечить достойную жизнь: квартиру купить хорошую, машину, желательно иномарку, оплатить учёбу в престижном университете. Но для этого нужны деньги, для этого нужно много работать. А времени на общение с детьми совсем не остаётся. Вот и получается, что его воспитывает детский сад и школа, телевидение и улица. А потом мы возмущаемся и удивляемся: «И в кого ты такой вырос?» Но стоит ли возмущаться, когда мы сами отдали своё чадо на воспитание системе, которую создали своими мыслями и образами. А образы эти далеко не светлые.
Если мы посвящаем большую часть своей жизни служению золотому тельцу, то что хорошего мы можем ждать от наших детей? Мы им не додаём нашей любви и внимания, потому что на них уже не остаётся ни сил, ни времени.
А в чём смысл воспитания?
Если снова прикоснуться к магии русского языка, то мы увидим, что смысл этого слова сокрыт в нём самом:
ВОС-ПИТАНИЕ
Глагольная приставка «Вос- (Воз-)» означает направление действия вверх, движение по восходящей, создание чего-нибудь вновь.
Получается, что воспитание – это питание ребёнка на разных уровнях развития.
ДУХ
ДУША
ТЕЛО
Вот такая ступенька, по которой ребёнок восходит к своему совершеннолетию. Процесс воспитания включает в себя заботу о телесных, вещественных и нравственных потребностях малолетнего до определённого возраста. Обучение его всему необходимому для жизни, формирование его характера.
Питанием тела младенца непосредственно занимается мать. В её молоке сокрыта информация обо всём мироздании.
Постепенно ребёнок вырастает, и начинает формироваться его душа (чувства). Вот тут уже активно должен включиться в процесс воспитания и отец ребёнка.
Потом идёт укрепление духа. И отец, как олицетворение духа Творца, выходит на первое место.
Конечно, эти ступени условны, так как и тело, и душа, и дух человека формируются и укрепляются на протяжении всей его жизни.
Но как смогут родители заложить в душу ребёнка прекрасные чувства, если у них самих их нет. Как смогут сделать его сильным духом, если сами ощущают себя жертвой. Да и с молоком нынче у некоторых матерей напряжёнка. Ведь можно дать только то, что имеешь. Если вы хотите угостить кого-то борщом, а ваша кастрюля пуста, то как бы не было велико ваше желание, вы не сможете этого сделать.
Вот и получается, что воспитание ребёнка – это, прежде всего, воспитание самого себя
. Должна быть забота родителей не только о детях, но и о своём теле, душе и духе.
И если посмотреть на весь процесс воспитания с позиций новой модели сознания, то оказывается, что на это совсем не нужно тратить время. Нужно просто жить вместе со своими детьми в пространстве Любви, которое вы создаёте на протяжении всей своей жизни. Воспитать настоящего человека можно только в . Именно Человека с большой буквы, Богу подобного, Человека-Творца, а не потребителя.
Давайте посмотрим на себя более честно. Как мы строим отношения с нашими детьми?
Мы часто призываем душу на воплощение, не подготовив нужного пространства любви. Этим самым проявляем насилие, ограничиваем свободу приглашаемой души, тем самым ограничиваем и свою свободу. Нередко желаем конкретно мальчика или девочку - опять насилие. Выбираем время зачатия, сообразуясь с какими-то своими планами, вмешиваемся в процесс беременности, даём не то имя, которое нужно ребёнку. А дальше ещё больше насилия: нередко детей оставляем без отца, а то и без матери, не разрешаем общаться, воспитание идёт под гнётом материнской любви, образование - сплошное насилие. Очень часто не желаем отпускать от себя, иметь профессию, которую мы желаем, женитьба и замужество - тоже под контролем… Вот так мы ограничиваем свободу пришедшей в нашу жизнь души.
Наилучшим примером безусловной любви есть чувство матери к новорожденному.
Любить маленького живого человечка легко и просто. Его любят только за то, что он существует. Если матери и отцы смогут пронести это состояние любви через весь период роста и взросления ребенка, они могут быть уверенны, что сын или дочь:
- вовремя повзрослеют и без сожаления оставят плохие детские привычки;
- станут уверенными людьми с позитивной самооценкой себя и своих действий;
- обретут самоконтроль в проявлении своих чувств и эмоций, смогут понести ответственность за себя и других;
- реализуют все потенциальные возможности, заложенные Торцом в человеке;
- будут ограждены от таких разрушающих качеств личности, как отверженность, страх, вина, самоосуждение, неуверенность в своем положении.
Если ваши взаимоотношения с детьми будут строиться на условной любви, на требованиях и ограничениях, вы будете выражать свою любовь к ним только тогда, когда их поступки будут соответствовать вашим ожиданиям, то вы вырастите детей, которые:
- будут чувствовать в жизни свою некомпетентность;
- они будут верить в то, что бесполезно стараться сделать что-то хорошо, так как этого всегда будет недостаточно;
- по жизни такие взрослые люди преследуемы чувством неуверенности в своих силах, беспокойства и низкой самооценки;
- постоянные спутники таких взрослых – нерешительность, неспособность принимать решения, следовать обещаниям.
Ради самого себя и ради блага своих детей изо всех сил старайтесь, чтобы ваша любовь как можно ближе была б к безусловной и безоговорочной. Будущее детей основано на этом фундаменте.
Любовь к детям заключается в выражении нежности, ласки и заботы со стороны родителей. Родительская любовь самая искренняя и основана на сознательном и безграничном самопожертвовании и самоотдаче
Ребёнок при рождении получает самый ценный из подарков - жизнь. А для родителей ребёнок — это подарок судьбы, единственное ради чего стоит жить. Безграничная любовь овладевает сердцами родителей, окутывает их самыми нежными и прекрасными чувствами: любовью к своему ребёнку.
Ребёнок — это самое важное, что есть у нас в жизни, и никакая карьера, друзья или материальные блага не заменят этого счастья. С появлением малыша в семье родители учатся жить и любить по-новому.
Прежний ритм жизни в семье меняется, возникают определённые трудности, усталость. Но только новая, светлая, чистая и трепетная любовь к ребёнку способна помочь растворить все невзгоды.
Новая любовь
На разных стадиях развития мы испытываем разные чувства любви: любовь к себе, дружба, влюблённость, страсть. Но только любовь между мужчиной и женщиной даёт зарождение новой жизни, новой любви. А это и является продолжением рода человеческого.
Любовь к детям - это чувство, которому нужно начинать обучаться тогда, когда под сердцем только зарождается новая жизнь. Эта новая любовь и есть смысл жизни.
Любить ребёнка, отдавать ему всю свою нежность, ласку, заботу, внимание - это, как умение дышать, приходит само с появлением малыша. Но также важно понимать, какую ответственность мы берём на себя с его появлением.
В современном мире существует множество научных методик по воспитанию ребёнка, много книг по детской психологии, обучению и воспитанию. Но есть самый верный способ - слушать своё сердце. Материнское сердце - это неиссякаемый источник любви и мудрости.
Моя родительская любовь
Я на протяжении вот уже многих лет неустанно благодарю Бога за то счастье материнства, дарованное мне. Меня никто не учил быть матерью или как воспитывать ребёнка. У меня было постоянное желание выражать свои чувства к малышу, обнимать, целовать, наслаждаться запахом его нежной кожицы, не спускать его с рук, даря тепло своего тела.
Я не слушала советы о том, чтобы не приучать ребёнка к рукам. Мне было приятно, когда он находился рядом, и я чувствовала биение его сердечка. И тогда я твердо решила, что буду прислушиваться и следовать подсказкам своего сердца по отношению к своему малышу.
Главное чётко понимать, что ребёнок это ранимое существо, у которого есть душа, чувства и сердечко переполненное любовью к родителям. Это ещё пустой сосуд, который предстоит заполнить здоровьем, чувствами, знаниями и от этого будет зависеть дальнейшая судьба и жизнь ребенка.
Ребенок, как росточек невинный, ранимый, хрупкий. Главное правильно взращивать, ухаживать и оберегать его. Есть очень мудрое высказывание апостола Павла: «Что посеете, то и пожнёте». Об этом нужно помнить всегда.
Каждый ребёнок является отражением того мира, который его окружает. А этот мир - семья, в которой он растёт. Это живой человечек со своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Он быстро растёт и, как губка, впитывает в себя всю окружающую реальность.
Мои материнские принципы воспитания ребёнка
Необходимо понимать, что много любви не бывает. Нужно научиться, как ребёнок любить, думать, чувствовать, радоваться, плакать и переживать. Лишь только тогда будет достигнута полная гармония в отношениях с ребёнком и его воспитании.
Если ребёнка любят, он и сам будет способен любить.
Не стоит ждать, что ребёнок будет таким, как мы этого хотим. Необходимо помочь ему стать не нами, а собой. Главное услышать, понять и принять. Не судите и не судимы будете.
Научится принимать все проблемы ребёнка как свои, а не с высока, с гордыней. Не унижать, а понять, помочь и научить, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Нужно благодарить ребёнка за помощь, пусть даже самую незначительную, за хорошие поступки, внимание и послушание. Учить ребёнка чувству благодарности своими наглядными примерами, безупречными поступками и отношением.
Не упрекать ребёнка и не требовать платы за то, что дали ему жизнь. Он даст жизнь другому — это необратимый закон благодарности.
Родительская любовь даёт детям чувство защищённости, делает их сильнее и увереннее, от этого зависит становление личности.
Родительский инстинкт иногда слишком оберегает своё дитя, и здесь главное не перестараться. Чрезмерными криками и строгостью хорошего человека не вырастить. Строгость вызывает жестокость и лицемерие.
Нельзя наказывать ребёнка, если злитесь. Это вызывает впечатление злобы, ненависти, а не справедливого наказания. А если родители справедливы, значит правы. Нужно дать понять, что есть правила, которые нужно соблюдать, что он не всегда может быть прав в своих поступках.
Категорически нельзя называть детей оскорбительными словами: лентяй, глупец, бездарь и т. д. Это часто губит их, они легко поддаются внушению и через некоторое время могут стать такими. Нужно внимательно подбирать слова для высказывания в разговоре с детьми.
Ребёнок не должен быть свидетелем ссор и споров между родителями, он видит ложь, нечестность, слабость и недостатки. Дети должны безгранично доверять своим родителям, а те в свою очередь подавать безупречный пример.
Нужно любить чужого ребёнка. Никогда не желать и не делать ему того, что не пожелаете и не сделаете своему. Детей нет свих или чужих. Помогите другим, и Вашему кто-то поможет. «Закон бумеранга» — всё в жизни возвращается.
Я всегда строила свою жизнь и отношения сама. И могу с уверенностью сказать, что не все дети берут примеры с отношений своих родителей. Некоторые стремятся построить свой мир любви и счастья, со своими правилами и принципами, где будут дарить любовь и получать её с избытком.
Я уверена, что любовь к детям — это основное правило в воспитании. А любовь способна творить чудеса!
Детство - мир невероятных приключений и возможностей, когда все вокруг окрашено в самые яркие краски и каждое мгновение наполнено волшебством. Взрослея, люди окунаются в водоворот забот и теряют способность смотреть на мир глазами ребенка - восхищаясь окружающим и удивляясь ему. Но с появлением малыша они вновь обретают возможность понять всю красоту мироздания.
Предлагаем вниманию читателя подобранные цитаты о детях. Возможно, мысли выдающихся людей заинтересуют вас и пригодятся в воспитании подрастающего поколения.
Чему дети учат взрослых?
Слова песни «Куда уходит детство» из кинофильма «Фантазии Веснухина» очень точно передают ту светлую грусть, с которой взрослые вспоминают замечательную пору своей жизни. А общение с детьми дает возможность хоть ненадолго забыть о проблемах и вернуться в удивительный мир детства. Но вновь научиться его понимать, к сожалению, удается не многим. Поэтому высказывания и цитаты великих людей о детях полезно лишний раз перечитать и осмыслить.
- Ребенок может научить взрослого человека трем вещам: быть счастливым без причины, всегда быть чем-то занятым и знать, как потребовать желаемого со всей своей мощью. (П. Коэльо).
- Все дети - художники. Проблема заключается в том, чтобы остаться художником, когда повзрослеешь. (П. Пикассо).
- Родители могут многому научиться у своих детей, а в особенности, как справляться с жизнью. (М. Спарк).
- Только там, где собираются дети, есть реальный шанс для веселья. (М. Мак-Лафлин).
- Когда я подхожу к ребенку, он вызывает у меня два чувства: нежность, потому что он есть, и уважение к тому, кем он может стать. (Л. Пастер).
- Ребенок является мнением Бога о том, что мир должен продолжать свое существование (К. Сэндберг).
- В то время как мы пытаемся научить наших детей всему, что знаем о жизни, наши дети учат нас, что жизнь - это и есть все. (А. Швиндт).
- Взрослые - это устаревшие дети. (Доктор Сьюз).
Самый большой подарок Бога человеку - это ребенок. С появлением малыша жизнь приобретает новые краски и становится более осмысленной. Его глазами Господь смотрит на нас и оценивает поступки. Поэтому цитаты о детях такие проникновенные и близки каждому.
- Руки матери сделаны из нежности, поэтому дети сладко спят в них. (А. Калам).
- Единственная любовь, в которую я действительно верю, - это любовь матери к своим детям. (К. Лагерфельд).
- Помните, что дети, брак и цветники отражают вид любви и труда, которые они получают. (Т. Хесберг).
- Мать - имя Бога в устах и сердцах маленьких детей. (У. М. Такерей).
- Дети требуют любви и сочувствия гораздо больше, чем наставлений и указаний. (Э. Салливан).
- Лучшее, что родители могут дать детям, - это несколько минут своего времени каждый день. (О. А. Баттиста).
- Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Эту несправедливость и несоответствие им возмещают собственные дети. (Д. Еремин).
- Дети нуждаются в вашем присутствии и любви больше, чем ваших подарках. (Д. Джексон).
- Дети - это ключи рая. (Э. Хоффер).
Цитаты и афоризмы: о детях и воспитании
Существует множество мнений и методик по воспитанию. Педагогика не стоит на месте и развивается в ногу со временем. Преподаватели по всему миру, однако, так и не пришли к общим выводам, но в одном они едины - ребенку необходимы забота и внимание. С этим согласны и выдающиеся люди, чьи цитаты о детях приведены ниже.
- Наказывать ребенка не вправе тот, кого ребенок не любит. (Д. Локк).
- Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (О. Уайльд).
- Если вам есть что сказать миру, напишите книгу. И если она покажется вам слишком сложной для взрослых, то напишите ее для детей. (М. Ленгель).
- Первый год жизни мы обучаем ребенка ходить и говорить, а остальную часть его жизни - замолчать и сесть. Что-то пошло не так. (Н. Д. Тайсон).
- Если хотите, чтобы ваши дети стали лучше, пусть они услышат, как вы говорите хорошие вещи о них другим людям. (Х. Гинотт).
- Если люди говорят плохо о твоих детях, значит они говорят плохо о тебе. (В. Сухомлинский).
- Воспитание детей - творческое занятие и скорее искусство, чем наука. (Б. Беттелхейм).
- Меньше волнуйтесь, что дети никогда не слушают вас, будьте обеспокоены тем, что они всегда наблюдает за вами. (Р. Фулум).
- Все знают, как воспитывать детей, за исключением тех людей, у которых они есть. (П. Дж. О’Рурк).
- До замужества я имела шесть теорий о воспитании детей. Теперь у меня шестеро детей и никаких теорий. (Д. Уилмот).
О детях и жизни
- Дети видят магию, потому что смотрят на нее. (К. Мур).
- Дети - это руки, при помощи, которых мы можем ухватиться за небеса. (Г.Уорд Бичер).
- Самая интересная информация исходит от детей, потому что они говорят все, что знают, и не останавливаются. (М. Твен).
- Ребенок - луч солнечного света от Бесконечного и Вечного. С возможностями добродетели и порока, но пока неокрашенный. И от нас зависит, выберет он светлую или темную сторону. (Л. Абботт).
- Лучшее, что можно передать своим детям и внукам, - не деньги или другие материальные вещи, а накопленное наследие характера и веры. (Б. Грейам).
- Мы беспокоимся о том, каким ребенок станет завтра, но забываем, кем он является сегодня. (С. Таушер).
Надеемся, читателю были интересны подобранные нами высказывания и цитаты о детях. А завершением статьи послужат слова знаменитого индийского ученого и государственного деятеля Абдула Калама: «Дети являются одной третью населения Земли и всем нашим будущим».
Группа профессионалов провела опрос среди детей возраста от 4 до 8 лет: "Что такое любовь?" Ответы, которые они получили, оказались глубже и шире, чем кто-либо мог себе представить. Судите сами:
"Когда у бабушки начался артрит, она не могла больше наклоняться и красить себе ногти на ногах. Тогда дедушка стал делать это для неё - всё время, даже тогда, когда у него самого начался артрит на руках. Это любовь". (Ребекка - 8 лет).
"Когда кто-то тебя любит, то он произносит твоё имя по-особому. Ты просто знаешь, что твоё имя безопасно у него во рту". (Билли - 4 года).
"Любовь - это когда девушка надушивается, а парень - одеколонится, и они идут на свидание и нюхают друг друга". (Карл - 5 лет)
"Любовь - это когда вы кушаете в Макдоналдсе, и ты отдаёшь кому-то бОльшую часть своей картофельной соломки, не заставляя его делиться с тобой своей". (Крисси - 6 лет).
"Любовь - это когда ты улыбаешься даже тогда, когда очень устала". (Терри - 4 года).
"Любовь - это когда мама готовит кофе для папы, а потом, прежде чем дать ему, отпивает немного, чтобы убедиться, что вкус в порядке". (Дэнни - 7 лет).
"Любовь - это когда вы всё время целуетесь. А потом, когда уже устали целоваться, то всё равно хотите быть вместе и разговаривать. Мои мама с папой такие. Когда они целуются, аж противно". (Емили - 8 лет).
"Любовь - это то, что присутствует в комнате на Рождество, если перестанешь распечатывать подарки и прислушаешься". (Бобби - 7 лет).
"Если хочешь научиться любить ещё лучше, то надо начать с такого друга, которого ты терпеть не можешь". (Никка - 6 лет).
"Любовь - это когда ты говоришь парню, что тебе нравится его рубашка, и тогда он носит её каждый день". (Ноэль - 7 лет).
"Любовь - это как старушка и старичок, которые всё равно дружат, даже после того, как они уже так долго знают друг друга". (Томми - 6 лет).
"Когда мне нужно было играть на пианино на концерте, я вышла на сцену и мне стало страшно. Все эти люди в зале смотрели на меня, а потом я увидела папу, он улыбался мне и помахал мне рукой. Только он один делал это. Мне больше не было страшно". (Синди - 8 лет).
"Моя мамочка любит меня больше всех. Разве кто-нибудь ещё целует меня перед сном?" (Клара - 6 лет).
"Любовь - это когда мама даёт папе лучший кусочек курочки". (Илэйн - 5 лет).
"Любовь - это когда папа приходит домой потный и неприятно пахнущий, а мама всё равно говорит ему, что он красивее, чем Роберт Редфорд ". (Крис - 7 лет).
"Любовь - это когда твоя собачка лижет тебе лицо, даже после того, как ты оставила её одну на весь день". (Мэри Энн - 4 года).
"Я знаю, что моя старшая сестричка любит меня, потому что она отдаёт мне все свои старые платья, а сама вынуждена идти и покупать себе новые". (Лорен - 4 года).
"Когда ты любишь кого-то, твои ресницы ходят вверх-вниз и из тебя вылетают маленькие звёздочки". (Карен - 7 лет).
"Любовь - это когда мама видит папу на унитазе, но не считает, что это противно". (Марк - 6 лет).
"Не нужно говорить "Я люблю тебя", если это неправда. Но если это правда - то надо говорить это очень часто. Люди забывают". (Джессика - 8 лет).
И в заключение. Автор и лектор Лео Бускаглия однажды рассказывал о соревновании, которое ему выпало судить. Целью соревнования было найти самого любящего и заботливого ребёнка. Победителем стал 4-летний мальчик, чей сосед, престарелый мужчина, недавно потерял свою жену. Когда мальчик увидел, что старик плачет, он пришёл к нему во двор, забрался к нему на колени и просто сидел там. Когда мама потом спросила его, что он сказал дяденьке, мальчик ответил: "Ничего. Я просто помогал ему плакать".
DIT KOMPETENTE BARN
Copyright © 1995 by Jesper Juul
Published by agreement with Copenhagen Literary Agency ApS, Copenhagen.
The Russian language publication of the book was negotiated through Banke, Goumen & Smirnova Literary Agency
Впервые издано в США издательством «Фаррар, Страус и Гиро» Farrar, Straus and Giroux в 2001
Переработанное издание – «Бальбоа Пресс» Balboa Press 2011
Все права защищены © 2011 Еспер Юуль
Copyright © 1995, 2011 Jesper Juul
Первое издание – 1995 Дания, «Шёнберг» Schonberg. Denmark
Dit kompetente barn
© Ирина Меркина, перевод на русский язык, 2018
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018
Из этой книги вы узнаете:
Как отношения родителей влияют на младенцев
Можно ли без слез и ссор приучить детей помогать по дому
Как наладить отношения с трудным подростком
Почему взаимное уважение – основа счастливой семьи
Как правильно повысить самооценку у ребенка
Предисловие ко второму изданию
Когда вышло первое издание этой книги, мне казалось, что взрослые люди в разных уголках мира готовы строить более здоровые и конструктивные отношения как с детьми, так и друг с другом. Сегодня я уже не вполне уверен в этом, хотя вижу определенное движение в этом направлении. Я ждал, что наше общество наконец повернется лицом к детям и оценит их мудрость и отзывчивость.
Так, в основном, и происходит во многих семьях. Хотя родителям нелегко изменить свои привычные взгляды и роли, они открывают для себя богатство и счастье равноправного общения с детьми.
С учителями, консультантами и с другими взрослыми, которые работают с детьми, этого, увы, не случилось. Знающие и мудрые дети не только раздражают их – они видят в них угрозу своему авторитету. Одна мысль о том, что дети знают и понимают гораздо больше них самих, заставляет этих взрослых упорно держаться за прежние методы обучения и воспитания. А многие откровенно мечтают о «старых добрых временах».
И все же каждый из нас должен найти свой ответ на вопрос: чего я хочу?
Какие человеческие и социальные качества мы хотим видеть в своих детях/учениках/студентах, когда им исполнится двадцать?
Лично я мечтал бы увидеть молодых людей, обладающих крепким душевным здоровьем и социальными навыками, которые помогут им добиваться успеха в жизни.
Я уверен, что этого хочет большинство из нас – родителей и учителей, политиков и педиатров, бабушек и дедушек и ученых-неврологов. Но «старые добрые» традиции, как и многие современные способы учить и воспитывать детей, для этого совершенно не годятся и даже приводят к катастрофе. Достаточно посмотреть на статистику: алкоголизм, наркомания, преступность, насилие, брошенная учеба, нездоровое питание, суициды и попытки самоубийства, травля и прочие отклонения поведения, злоупотребление сильными лекарственными препаратами и т. д. Все эти явления не только заставляют страдать сотни тысяч людей. Общество идет на огромные затраты, борясь с ними и не давая им выйти за допустимый уровень.
Последние 20 лет клинической и педагогической практики убедили меня, что нужно переходить к новым, более здоровым принципам в воспитании. Это вполне реально, если мы объединим опыт многих семей с последними открытиями в сфере психологии, теории привязанности и нейронауки, добавив сюда тысячи успешных проектов по всему миру. Мы уже знаем, что нужно делать. Остается понять – как. Я надеюсь, что эта книга вдохновит вас не отступать и идти веред, на каком бы этапе вы сейчас ни находились.
Еспер Юуль
Международная лаборатория семьи Familylab International
Вступление
Как и многие люди моего поколения, к двадцати годам я считал, что взгляды моих родителей (да и их родителей) на семью и воспитание безнадежно устарели. Следующие десять лет я работал семейным психотерапевтом с так называемыми «трудными» детьми и подростками, а также с группами матерей-одиночек. В итоге оказалось, что мой подход ничуть не лучше – вернее, в нем были те же изъяны.
Во-первых, ему не хватало этической составляющей. Во-вторых, я исходил из высокомерного представления, что одни люди правы, а другие заблуждаются.
Это касалось и моей работы. Одни коллеги и пациенты считали, что я все делаю правильно, другие – наоборот. Поскольку первых было гораздо больше, я наивно полагал, что со мной все в порядке. Прошло время, прежде чем я начал прислушаться к другим голосам. Но сначала мне пришлось самому стать отцом и убедиться, как мало я знаю и умею. Только тогда началось мое образование; до этого была лишь подготовка.
До того как стать родителем, я был уверен, что семья должна строиться на взаимопонимании и демократичных отношениях между детьми и взрослыми. Этот принцип противостоял нравоучениям, нетерпимости, контролю и всему, что наносит ущерб детскому чувству собственного достоинства и жизненной энергии.
Но, общаясь с моим сыном, а также с семьями, которые приходили ко мне на прием, я постепенно пришел к выводу, что это очень поверхностный взгляд. Конечно, отношение к ребенку в семье и в обществе во многом изменилось со времен моего детства. Наше понимание человеческой природы, педагогической и общественной морали стало более гуманным и менее категоричным. И все же меня беспокоили две вещи – и как профессионала, и как отца.
Я видел, что родители ведут бесконечную борьбу. Они встречаются с психотерапевтами, чтобы говорить о своих детях, и уходят с этих встреч проигравшими, разочарованными и обессиленными. Психотерапевт, со своей стороны, чувствует себя бесполезным и некомпетентным. Он связан по рукам и ногам традиционной клинической психологией, которая главным образом ищет виновных, а не решение проблемы.
Первыми от этого страдают дети. Мы взваливаем на них груз, который мало кто из нас, взрослых, готов добровольно взять на себя. Нет, мы не хотим им зла; напротив, мы их любим и верим, что эта ответственность необходима, чтобы стать взрослыми. Но это порочная логика. Мы просто не понимаем, что такое ребенок.
Шведский психолог Маргарета Броден выразила эту идею фразой, которая легла в основу названия этой книги: «Может быть, мы ошибаемся; может быть, дети все знают?» (см. «Мать и ребенок в необитаемой стране», 1992) .
Идея Броден родилась из научного исследования ранних интеракций между младенцами и их родителями. Поскольку я практик, а не ученый и общаюсь с детьми разных возрастов, у меня свое отношение к ее наблюдениям.
Прежде всего, мы совершаем огромную ошибку, полагая, что ребенок рождается «не вполне человеком». И научная, и популярная литература видит в нем скорее потенциальное, чем полноценное человеческое существо, своего рода промежуточный вариант, лишенный социальных качеств. Поэтому мы верим, что на детей, во‑первых, нужно влиять и подвергать их неким манипуляциям, а во‑вторых, они должны достичь определенного возраста, чтобы стать равными остальным людям. Иными словами, нам нужно воспитать из детей настоящих (то есть взрослых) людей. Методы воспитания при этом могут быть самыми разными – от «поощряющих» до «авторитарных». Но до сих пор мы не задавались вопросом, насколько вообще обоснован такой подход.
Об этом я и хочу поговорить в своей книге. Я уверен: почти все, что мы вкладываем в понятие «воспитание», – вещи внешние, наносные и очень вредные. Такое «воспитание» мешает не только детям, но и взрослым, тормозит их личностное развитие, разрушает отношения в семье. Настаивая на этих привычных методах, мы создаем порочный круг, не желая понять истинную задачу образования, оздоровления и социальной политики в отношении детей и семьи.