Что значит философский камень. Алхимия

А также для создания эликсира жизни .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Алхимики Средневековья: гомункул и философский камень

    Science show. Выпуск 3.Философский камень

    КАК СОЗДАЛИ ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

    Субтитры

Алхимическая символика

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос , пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис - гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро , но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец , олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы , но и служить универсальным лекарством ; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile - «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами ; среди таковых, как считалось, было четыре женщины - Мария Профетисса , Клеопатра Алхимик , Медера и Тапхнутия . В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков , в аду , а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена - золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора . Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения золота

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков - рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Под землёй у них [алхимиков] комната, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати-пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.

Mutus Liber

По Джорджу Рипли

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня :

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.

Джордж Рипли

В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

Источник духовной мудрости

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить иначе как божественным. Состоял он из минерала, который содержал живое начало и обладал духовным. Считалось, что философский камень обладал свойством превращения в золото любого металла. Извечная мечта человечества! Естественно, все, что было связано с процессом изготовления камня, было тайной, покрытой мраком.

Еще более заманчиво было возможное духовное изменение, вплоть до совершенного, которое давалось его обладателю. Считалось, что самые начальные попытки получить этот мистический предмет, относились к сознанию человека, возможности очистить человеческую душу, получить , и бессмертие как квинтэссенцию всего процесса.

Поиск философского камня. История изысканий

Понятие философского камня ввел в обиход выходец из Египта Гермес Трисмегист. Он был личностью неординарной и, по преданию, являлся сыном самых важных богов Египта, Осириса и Исиды. Иногда его считали воплощением древнеегипетского бога Тота. Большая часть трудов Гермеса Трисмегиста была уничтожена в огне пожара Александрийской библиотеки. Те, которые удалось спасти, были закопаны в тайном месте, а информация о нем утеряна. До наших дней дошли искаженные переводы, по которым с определенной долей вероятности можно судить о деятельности Гермеса. Судя по ним, занимался он именно созданием философского камня, изучая субстанции, способные дать человеку бесконечные знания, молодость и вечную жизнь. Найден и переведен документ, содержащий рецепт его изготовления. Очень поэтичный и образный, а главное - непонятный. Так что каждый алхимик делал по-своему.

Известна легенда о царе Фригии Мидасе. Еще в детстве Мидас получил знак о будущем богатстве. Однажды, вел бог Дионис свое войско в Индию. Мидас подмешал в воду источника, из которого пил учитель Диониса Силен, вино. Тот не смог продолжать путь и оказался у Мидаса во дворце. Через десять дней вернул Дионису учителя Мидас, в награду получив возможность превращать в золото все, к чему он прикасался. Но в золото превращалось действительно все, и вода, и пища. Тогда по наущению Диониса Мидас искупался в реке, которая стала золотоносной, но сам дара лишился. На самом деле из исторических источников известно о сказочном богатстве царя Мидаса, но вряд ли это связано с камнем, просто во владениях Мидаса были все золотые месторождения Фригии.

Поиск философского камня и всю сопутствующую деятельность алхимики окружали тайной и мистикой. В ней могли участвовать только посвященные. Все знания передавались устно и были обставлены особым ритуалом. Строго соблюдалось следование в опытах. Кое-что все-таки записывалось. Но те из рукописей алхимиков, которые дошли до нас, зачастую похожи на абракадабру и слабо поддаются расшифровке. Те же, которые удалось дешифровать, представляют собой вполне понятные химические опыты. Например, описание получения окиси свинца. И еще много полезного открыли экспериментаторы в стремлении получить философский камень. Они получали как новые вещества (порох, селитру, важные соли и кислоты), так и описывали их свойства и процессы. Правда, делали это в очень туманной форме. Можно сказать, что средневековые алхимики в поисках философского камня заложили основу химии, дающей средства и исцелять болезни, и влиять на урожайность, да и жизнь продлевать, пока не бесконечно.

В представлении алхимиков не было существенной разницы между природой живой и неживой. Золото не было исключением. Оно было результатом роста и созревания металла в недрах. При этом железо считалось недозревшим металлом, медь – результатом попадания в ее состав испорченной серы и так далее. К сожалению, процессы в природе шли очень медленно и алхимики думали, что философский камень поможет процессы «созревания» и «выздоровления» металлов ускорить.

Было и еще одно убеждение: меняя содержание двух главных составляющих любого металла – ртути и серы – возможно, превращение одних металлов в другие. В своем фантастическом поиске алхимики достигли абсолютно реальных результатов. Были изобретены первые аппараты для дистилляции жидкостей, перекристаллизации солей и сублимации твердых веществ.

В средние века поиск философского камня свелся к способности его превращать все в золото. Бедность, видимо, была самым главным бичом того времени. Однако, наличие огромного количества золота высокого качества у некоторых исторических личностей, например, короля Эдуарда, императора Рудольфа, необъяснимо никакими историческими фактами. Возможно, все-таки кому-то и удалось найти методы, отличные от горной добычи?

Вымысел или правда?

Ответы снова придется искать в истории. Король Эдуард заказал у испанца Раймонда Луллия 60000 фунтов золота для чеканки монет. Предоставил ему ртуть, олово и свинец. И что же Луллий? Он получил-таки золото. И количество, и качество его было впечатляющим, так как те нобли использовались в крупных сделках и до сих пор хранятся в музеях. Это кажется невероятным! Однако, возможно, в документах была опечатка, и нулей было куда меньше?

Почему камень - «философский»?

Итак, причем же здесь философия? А дело оказалось вот в чем. Золото для любого уважающего себя алхимика превращалось из цели сразу в средства. Целью всей их золотоискательской лихорадки было "всего-навсего" вселенское благоденствие, благоустройство всего Космоса. Истинная цель алхимиков была проста до безобразия – они стремились к совершенствованию, «исцелению» несовершенных металлов, а затем и миропорядка. Не зря алхимики очень часто назывались врачами.

К слову, философско-медицинская сторона алхимии присутствует в сказаниях не только Запада, но и Востока. Так, например, китайские алхимики знали секрет «золотой пилюлю бессмертия». И хотя это был в некотором роде аналог философского камня, но выплавлялась эта панацея непосредственно в теле человека. А цель внедрения «чужеродного организма» была следующая полное одухотворение человека (богословский аспект) и приобретение бессмертия (вопрос философский).

Литература разных эпох отражает волнительные поиски философского камня. Так, отец Фауста, словами великого Гете, готовил лекарство от чумы:

"Алхимии тех дней забытый столп,

Он запирался с верными в чулане

И с ними там перегонял из колб

Соединенья всевозможной дряни.[...]

Людей лечили этой амальгамой,

Не проверяя, вылечился ль тот,

Кто обращался к нашему бальзаму".

«Едва ли кто при этом выживал», - вспоминает Фауст с горькой усмешкой. Алхимики «химичили» с зельями знатно, и не всегда их опыты на людях были удачными. Особого внимания заслуживает рассказ писателя-эрудита Хорхе Луиса Борхеса. Он повествует о поучительном разговоре между врачом-алхимиком Парацельсом и неким юношей, который пришел проситься к нему в ученики. Парацельс говорил, что если юноша тешит себя надеждой создания золота, то им не по пути. Но юноша ответил, что не золото его манит, а Наука. Он желал пройти путь к Камню вместе с учителем. И вот что ответил ему Парацельс: «Путь - это и есть Камень. Место, откуда идёшь, это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь».

Кажется, многие из нас, прочитав эти слова, уверятся, что им философский камень никогда не дастся в руки. Поиск философского камня будит научную мысль, не напрасно алхимики повторяли: «Преобразуйте себя из мёртвых камней в живые философские камни!».

Только камень заполучить нелегко. Предупреждение оставил сам Мефистофель:

«Им не понять, как детям малым

Что счастье не влетает в рот.

Я б философский камень дал им -

https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/s_st_m-150x150.jpg

Сказки, мифы, легенды… Во всем этом фольклоре чаще всего есть глубокий смысл, который хотели донести до нас наши предки. Иногда духовное значение трудно рассмотреть в какой-либо истории из прошлого. Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах,...

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов - золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, который смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Как возникла идея философского камня

В начале развития алхимии как науки ее последователи предполагали, что чудодейственная субстанция, обладающая способностью превращать олово и медь в золото - это камень (отсюда и название). Однако со временем мнение поменялось, и средневековые ученые начали работать над созданием порошка либо жидкого эликсира.

Эмблема философского камня

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть.

Ненапрасный труд алхимиков

Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия.


Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

В постоянных попытках получить долгожданный результат в виде чудодейственного эликсира, в процессе трудных поисков, ученые Средневековья сделали массу важных открытий:

Получили азотную, серную и уксусную кислоту;

Создали спирт;

Получили новые соли;

Составили первую в мире систему химических элементов;

Алхимики открыли новые вещества - сурьму и мышьяк;

Ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.

Знаменитые алхимики

Великие умы неустанно трудились над созданием философского камня. Вот лишь некоторые известные прогрессивные ученые-алхимики, внесшие свой вклад в развитие науки:

  1. Альберт Великий - изучал минералы, увлекался философией, ставил опыты по неорганической химии, значительно опережавшие свое время. Автор знаменитого трактата «Об алхимии». Ученый верил, что философский камень можно получить, если использовать правильные компоненты.
  2. Арнольдо де Вилланова - блестящий ум того времени, проводивший смелые лекции в Парижском университете. Современники верили, что ученому удалось открыть философский камень.
  3. Раймонд Луллий - его называют величайшим алхимиком всех времен. Утверждал, что сумел произвести трансмутацию неблагородных металлов в вожделенное золото.
  4. Парацельс - знаменитый алхимик и врач, создавший новые лекарства, изучавший магию. Много лет жизни потратил на поиск философского камня, которым хотел лечить людей.
  5. Николя Фламель - сказочно разбогатевший простой ремесленник, утверждавший, что разгадал тайну философского камня.

Николя Фламель

Факты об алхимии

Алхимия много сделала для развития науки, однако постепенно превратилась в тормоз на пути научных исследований и постепенно пришла в упадок. И все же остались люди, которые посвящают время этому старому учению, а некоторые даже пытаются приготовить в домашних условиях философский камень.

Прежде чем попытаться это сделать, разберемся в теории создания такого материала. Древние алхимики предполагали, что известные металлы попросту произрастают в земле, постепенно созревая. В представлении средневековых ученых, активное участие в этом процессе принимала сера. При этом «дозревшим» металлом считалось золото, а «недозревшим» - железо.

Как получить философский камень

Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре - белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла.

Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один - «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

Раздумывая над названием блога, я уже знал, что там будет присутствовать что-то философическое, но еще не знал, что камень. Первой ассоциацией с камнем была твердость, второй - христианский Петр-Кифа, и только в третью очередь я подумал об алхимии. Забавно, что в Интернете на словосочетание «философский камень» все время вылезал Гарри Поттер.

Но давайте заглянем в Википедию: философский камень (ребис) — в описаниях средневековых алхимиков некоторый химический реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (так называемой трансмутации) металлов в золото. Философский камень — это порошок, который принимает различные оттенки во время приготовления согласно степени своего совершенства, но в сущности имеющий два цвета: белый и красный. Считалось, что на первом этапе алхимик должен был достичь получения твердых белых камешков, далее этот материал постепенно должен был приобрести красный цвет, а сам Философский Камень должен был быть красновато-коричневым (или кроваво-красным). Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:

. Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют,
. Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
. Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.

Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик.

Ни один из тех, кому молва приписывала открытие Философского Камня, не употреблял его для достижения личного обогащения, а тратил огромные деньги исключительно на благотворительность. Таким образом, красноватый порошок, способный любой металл превратить в золото, излечивать все болезни и продлевать жизнь, есть не что иное, как материальное подтверждение великих духовных истин. Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества.

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог сыграл для читателя роль, подобную философскому камню, превращая неблагородное внутри него в благородное. Сам Мефистофель, как будто обращаясь к гостям блога, предупреждал:

«Им не понять, как детям малым
Что счастье не влетает в рот.
Я б философский камень дал им -
Философа недостаёт!»

Продолжим, однако, дальше экскурс в алхимию и древние предания. Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - Гермес Триждывеличайший. Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (его астрологическая планета - Меркурий, ртуть). Если рассматривать «образ» Камня в символическом значении, можно вспомнить, что для алхимиков Философский Камень — еще и квадратура круга (противопоставление круга квадрату, т. е. слияние двух противоположностей: Неба и Земли, вечности и материи и т. д.) — символ соединения противоположностей путем очищения и трансформации вещества. Символ Философского Камня - перевернутое зеркальце Венеры или анкх, ключ от дверей рая.

Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Золото - совершенный металл - образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:

Сера - бессмертный дух - то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.
. Ртуть - душа - то, что соединяет тело и дух
. Соль - тело - то материальное что остается после обжига.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. Первовещество - это (мужское) вещество, становящееся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы. Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени, что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его бесполезным и избавляется от него, хотя для философов это наивысшая ценность. Первовещество - это не однородная субстанция, оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал, содержащий ртуть. Это определение достаточно универсально, и для изучения мистической алхимии оно вполне самодостаточно. Философская ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог читался при полном забвении пола. Как известно, гендера не существует ни у маленьких детей, ни у ангелов (известно же, что ангел лишь посланник Бога, не более того, и потому ему даны крылья, подобно тому, как Гермес обладал крылатыми сандалиями для донесения вестей от греческих богов).

В шутку рецепт от Гермеса-алхимика.

«Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся. Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и тотчас, приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное. Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови».

Мне хотелось бы, чтобы доподлинно этот блог превратил прагматиков в немного мистиков, а мистиков в немного прагматиков, и чтобы сухость рационального начала читателя чуть-чуть растворилась в растворе теплой мироощутительной интуиции, будучи подвержена неопалимому мистическому пламени.


Алхимическая символика

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос , пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис - гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро , но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец , олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы , но и служить универсальным лекарством ; раствор его, в известной степени разведённый, так называемый золотой напиток (aurum potabile) (также питьевое золото), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами .; среди таковых, как считалось, было четыре женщины - Мария Профетисса , Клеопатра Алхимик , Медера и Тапхнутия . В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду , а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена - золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора . Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков, рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом. «Под землёй у них [алхимиков] комната, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати-пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю;шесть месяцев цыплята питаются землей, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда все остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, ее надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения».

Mutus Liber

По Джорджу Рипли

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня :

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.

Джордж Рипли

См. также

  • Аб-и-хайат - арабский аналог эликсира жизни.
  • Рингсэ - Квантовый компьютер в головном мозге

Примечания

Ссылки

Литература

  • К. Зелигманн «История магии и оккультизма»
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.
  • Рабинович В. Л. Алхимический миф и химеры собора Парижской богоматери (К проблеме сопоставления). - Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990.
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Философский камень" в других словарях:

    С латинского: Lapisphilosophorum (ляпис филозофорум). Так средневековые алхимики называли некое умозрительное и магическое вещество, при помощи которого якобы можно было превращать обычные металлы в благородные, например, свинец в золото, а также … Словарь крылатых слов и выражений

    Отыскиваемое средневековыми алхимиками вещество, посредством кот. они надеялись превращать в золото все металлы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ ученые средних веков разумели под… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. Алхимия. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    ФИЛОСОФСКИЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ - термин алхимии. По мнению составителя словаря, поиск философского камня, один из важнейших смыслов мудрости для человека, как поиск Пути его духовного возрождения, гармонии его материального и духовного богатства. В алхимии, ее представители… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Философский камень - Книжн. 1. В представлении средневековых алхимиков: чудодейственное вещество, способное превращать металл в золото, исцелять от болезней, возвращать молодость, удлинять жизнь и т. п. Вскипятилин, богатый, с ограниченными сведениями человек,… … Фразеологический словарь русского литературного языка