Что такое дружба. Дружба - что это такое

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - ) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю узы солидарности. В гомеровском эпосе «друзья» - это и те, кто связан общим делом (будь то или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства начинают наполняться и индивидуальным содержанием: они строятся как менее функциональные, более личные и добровольные отношения.
Для греков классической эпохи Д. - это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы; это и то в родственных, соседских и т.п. отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Д. осознается и ценится так же, как отношения, не обусловленные родством, привычной совместностью жизни или интересом. Это становится предметом внимания антич. и более поздних мыслителей, стремившихся понять, что, помимо ритуала, соглашения или расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание Д. как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.)
По преданию, Пифагор словом «Д.» обозначил единения в мире всех со всеми. Ему же принадлежит высказывание: «Дружба - это ». Однако наиболее ценными разновидностями Д. он считал Д. с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство невозможно. Со времен ранней античности Д. символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой Д. был развит Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в др.-греч. философии Д. Содержание Д., по Аристотелю, заключается в особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В Д. люди благодетельствуют; друг представляет для друга сам по себе; друзья проводят совместно (или живут сообща); они «наслаждаются взаимным общением», они схожи во всем и делят друг с другом и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг - это другое Я. При всей разноплановости характеристик Д. наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в Д. желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу «относится, как к самому себе» (см. МИЛОСЕРДИЕ). В стоицизме Д. осмысляется как отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит указать на то, что они - честные и справедливые (Эпиктет). Цицерон понимал Д. как , при котором к другу стремятся из приязни, нежели из стремления к удовольствию или пользе. Подобно Аристотелю, Цицерон описывает Д. как совершенное и нравственно-прекрасное отношение: «первый дружбы» заключен в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб.
В эпоху позднего Возрождения М. Монтень, последовательно отличая Д. от отношений родителей и детей, от любви к женщине, а также от расхожего понимания Д. как близкого знакомства или полезной связи, создает образ совершенной Д. как такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой Д., и все душевные побуждения человека чисты и безупречны. В филос. последующих времен сохраняется протипоставление Д. как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим. Критичность или возвышенность в восприятии Д. зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное . В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу Д. становится преобладающим (Д. Юм, И. Кант, позже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Вместе с тем происходит более углубленное осмысление Д. в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается юношеской страстной и беззаветной Д. В 20 в. Д. становится предметом специального анализа психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Д. присущи: личностный (в , напр. , деловым отношениям) , добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе) , внутр. близость, интимность (в отличие от простого приятельства) , устойчивость. Реальное Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символич. породненном (кровная Д., побратимство и т. п.) ; способы её заключения, нрава и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактич. родства (воинская Д., напр. , Ахилла и Патрокла у Гомера) . По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политич. приверженцев.

В истории философии Д. рассматривалась преим. в этич. плане, при этом одни подчёркивали эмоц. Д. (напр., Монтень) , другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (напр., Гельвеции) . Нем. романтики, создавшие настоящий Д., видели в ней убежище от эгоизма бурж. мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей. В кон. 19 в. начались первые эмпирич. исследования Д. психологами и социологами.

Содержание и функции Д. существенно изменяются с. возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная в «другом Я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собств. переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряжённые поиски и частая Д. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется новых форм общения.

В стоицизме дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, чтоони друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, чтоони - честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба “там, где честность, где преданность прекрасному” (Diss, 11,22,30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amie., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что

Дружба — важнейшее чувство в жизни любого человека. Наравне с любовью, тема дружбы присутствует во всех произведениях. Мы предлагаем ознакомиться с тремя вариантами сочинений, написанных по отрывкам из текстов к ОГЭ.

Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Осеевой-Шмелевой «В это утро Динка проснулась с тревогой на душе…»)

Определение понятия

Дружба – одно из сильнейших чувств, которое знакомо человечеству. По силе воздействия оно сравнимо лишь с любовью или страстью. Во Всемирной истории известно немало фактов, когда дружба помогала в самых невероятных ситуациях. До сих пор философы спорят, что важнее для человека – настоящая дружба или величайшая любовь? И то, и другое одинаково необходимо, однако бывают случаи, когда встает выбор между двумя этими категориями.

Так в тексте Валентины Александровны Осеевой-Хмелевой представлена ситуация, когда девушка выбирает между дружбой и любовью. Привычная детская жизнь, когда Андрей катал ее на велосипеде, когда они исследовали ржаные поля и лесные поляны, перестала удовлетворять потребностям жизни новой, взрослой. Теперь в ней появилась любовь. Динка сама не понимала, насколько тяжело будет принимать такое решение. Да и Лёнька не хотел доставлять неприятности товарищам. Все дело в том, что их детская дружба, которая длилась несколько лет, нуждалась в преображении, в изменении самой формы. Возможно, от этого она станет только крепче. Ведь настоящую дружбу трудно уничтожить.

Аргумент из личного опыта

В нашей жизни часто дружбу бездумно меняют на что-то другое. Друзья детства, пережив множество радости и бед месте, часто перестают общаться из-за того, что заводят семьи или слишком увлекаются собственной карьерой. Я думаю, что всеми силами нужно пытаться сохранить отношения, ведь друзья детства – это те люди, которые порой знают нас гораздо лучше родителей, а, может быть, и нас самих.

Заключение

Дружба – важнейшая часть бытия. Потеряв друга, мы словно теряем часть себя. На мой взгляд, размениваться по-настоящему крепкими отношениями нельзя. Важно поддерживать их на протяжении всей жизни, чтобы в случае необходимости кто-то смог протянуть руку поддержки.

Второй вариант сочинения (по тексту Н. Татаринцева «Все началось на перемене перед шестым уроком…»)

Определение понятия

Я думаю, настоящая дружба – когда человек приходит тебе на помощь в нужной ситуации, не спрашивая, надо тебе это или нет. Только тот, кто действительно переживает, способен распознать в любых твоих поступках разумное зерно и поддержать в сложной ситуации, пойдя против всех. Такие друзья остаются рядом на всю жизнь.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте Н. Татаринцева Игорь Елисеев понял причину поступков одноклассника Пети Васильева, который отказался поддержать классный коллектив и сбежать с урока химии. На первый взгляд кажется, что Петя не прав, что он намеренно отгораживается от коллектива, чтобы выслужиться перед учительницей. Одноклассники обвиняли его в желании лучшей оценки, в предательстве. Но Игорь, который сел рядом с Васильевым, объяснил, что мальчик ведет себя так, потому что заботится о здоровье своей матери. У нее случился инфаркт, и проблемы в школе могли угрожать ее жизни. Благодаря Игорю, класс, хоть и нехотя, но понял Петю. А он понял, что у него есть настоящий друг.

Аргумент из личного опыта

Думаю, не каждому дано встретить в жизни такого человека, как Игорь. Дело в том, что в наше время каждый больше думает о себе. Поэтому нужно с самого детства присматриваться к людям, которые нас окружают, стараться понять их, узнать поближе. Возможно, среди них есть тот, кто разделит все наши радости и беды.

Заключение

Дружба – одна из важнейших категорий человеческих взаимоотношений. Ее не нужно искать. Друг найдет тебя сам. Это может быть одноклассник или мальчишка из соседнего подъезда. Но найдя такого человека, его нужно беречь, как зеницу ока.

Третий вариант сочинения (на примере текста Л.Е. Улицкой «Илья и Саня вместе учились с первого класса…»)

Определение понятия

Дружба – самое таинственное и ценное, что зарождается в детской душе, еще не познавшей силы любви между мужчиной и женщиной. Она объединяет общностью интересов, возможностью рассказать самые сокровенные тайны, желанием поддержать в сложной ситуации.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Л. Е. Улицкой представлена история зарождения именно такой дружбы, которая незримыми нитями соединила троих ребят, до этого не знающих друг о друге ничего. Общее дело по спасению котенка и издевательства одноклассников сблизили их юные сердца и навсегда сделали неразлучными друзьями. Теперь они уже не просто высокий худощавый, плохо одетый подросток, чересчур примерный мальчик-пианист и рыжий очкарик. У них есть сила, которая в любой ситуации поможет преодолеть неприятности каждого по-отдельности и всех вместе.

Аргумент из личного опыта

Как известно, самая крепкая дружба – дружба, зародившаяся в детстве. Она практически не подвержена предательствам и проходит через всю жизнь. Еще во времена А.С. Пушкина лицейские друзья становились самыми близкими людьми, с которыми можно было обсудить все свои положительные и отрицательные качества и получить совет, который могут дать только настоящие друзья.

Заключение

Дружба, возникшая в детстве, — уникальное сближение людей, которое пронизывает всю жизнь. Если удастся сохранить эти чувства, то их ничто не способно будет уничтожить.

С детства у нас есть друзья, но, к сожалению, не все понимают что такое дружба. Дружба – это очень тесные отношения, которые, как правило, основываются на взаимном доверии, общих интересах и привязанности. Дружбой называют глубокую связь между людьми, при этом она предполагает не только взаимопомощь и верность, но и внутреннюю близость. Довольно часто мы меняем значение слов «приятели» и «друзья».

Что такое дружба на самом деле?

В нашей жизни много друзей не бывает, их может быть 2 - 3, ну максимум 4. Если у вас есть пару друзей на работе, еще столько же во дворе и 3-4 со школьной скамьи, и ко всем им вы относитесь одинаково, то, скорее всего это ваши приятели.

Ведь к близкому другу мы относимся несколько иначе, он нам близок по душе, с ним мы можем советоваться, рассказывать все, что набралось внутри. Именно с другом мы можем выражать свои мысли вслух. Вот что такое дружба.

С приятелями несколько иначе, да, они могут поддержать вас в трудную минуту, переживать с вами разные стадий вашей жизни, вы можете делиться с ними со своими переживаниями, Но вы никогда не будете доверять им все.

Вы побоитесь рассказать им о своих личных переживаниях, о своих проблемах с противоположным полом. Ведь вы не уверенны в том, что ваши слова будут храниться в секрете. Основываясь на вышеуказанных словах, вы можете определить, кем является вам тот человек, с которым вы сейчас в хороших, дружеских отношениях.

Итак, мы определили, что дружба – это чувство, это не что-то внешнее, оно лежит глубоко в сердце. И, как правило, дружба возникает спонтанно. Кроме этого дружба базируется на ряде факторов, они нужны не только для зарождения дружбы, но также для того, чтобы ее сохранить. Давайте рассмотрим основные факторы:

Взаимное уважение

Это означает, что необходимо относится друг к другу с почтением, считаться с его мнением. Следует отметить, что уважение друг к другу проявляется как в словах, так и делах. Проявляя уважение к другу, вы тем самым говорите, что вы его цените как личность, уважаете его достоинства. Без этого невозможна дружба.

Доверие

Под этим словом мы подразумеваем уверенность в добропорядочности и искренности вашего друга, то есть мы уверенны в том, что он никогда не обманет намеренно и не предаст ни в каких ситуациях.

Это два главных факторов влияющих на дружбу, сохранив их, вы можете только укрепить ее. Теперь вы знаете, что такое дружба, и как отличить друга от приятеля.

Есть ли настоящая дружба между людьми

Многие люди обделены вниманием и страдают из-за его недостатка, их расстраивает отсутствие рядом близкого человека. Каждый ребенок в детстве всегда бежит к своей маме, если вдруг что-то случится или произойдет какая-то неприятность. Ведь мама всегда поможет и поймет. Со временем человек становится взрослым и отношения с мамой становятся другими, она не всегда может быть рядом и помогать, а необходимость в том, чтобы кто-то вас поддержал только растет. В связи с этим каждый человек ищет настоящего друга.

Дружба – это одновременно бескорыстные и личные отношения, которые люди строят между собой. Дружба основывается на искренности, доверии, общих увлечениях и интересах, взаимных симпатиях. Одним из обязательных условий для возникновения и развития дружбы между людьми является отсутствие любой конкуренции и хотя бы приблизительно равное положение на социальной лестнице.

Что такое дружба? Это чувство очень похоже на любовь, оно такое же сильное и объединяет сердца. В нынешнем мире таких друзей очень сложно отыскать, так как люди выдвигают очень много требований к своему предполагаемому другу. И, если задуматься, то поиск друзей довольно странное занятие. Не стоит им заниматься, со временем друзья сами найдутся. Наступит момент, когда вам потребуется помощь.

Помощь друга должна иметь духовный характер, это сочувствие или дельный совет, забота и понимание, такую помощь не сравнить с поддержкой в материальном плане.

Любой человек хоть и в небольшой степени, но ощущает физическую потребность в помощи и они играют огромное значение для него. Больше всего необходима помощь друга людям, находящимся в депрессии, в стрессовой ситуации.

У настоящей дружбы никаких правил нет, только сами друзья могут устанавливать свои правила. Так как это их личные отношения. В дружбе нужно не только пользоваться помощью, но и оказывать помощь и поддержку взамен. Вот что такое дружба по-настоящему.

Существует много песен, поговорок и рассказов о друзьях. На многих порталах вы найдёте немало советов, позволяющих узнать настоящего друга. Но всё равно, содержание дружбы, как и многих других чувств, находится за гранью человеческого понимания. Есть множество их определений, но они освещают только часть, теряя основные моменты. Действительно ли узнать настоящую дружбу можно только в горести или есть возможность проверить это заранее?

Настоящие друзья любят вас просто так, не за что-то, не за какие-то достижения или за связи, а просто потому, что вы есть. Именно к вам в случае чего они обратятся за помощью, а так же наоборот, вас они смогут поддержать в сложной ситуации и помогут в ней разобраться.

Настоящий друг никогда не оставит вас в одиночестве. Вы будете испытывать скуку в его отсутствие, а при встрече с ним очень сильно обрадуетесь.

Если вы не знаете, кого считаете настоящим другом в своем кругу общения, определитесь со своими взглядами на дружбу. Ведь у каждого человека своя особенная интерпретация этого чувства. Кто-то описывает дружбу ежедневными встречами с весёлыми разговорами, для кого-то друг – это тот человек, с которым можно и месяцами не видеться, а при встрече забывать о долгой разлуке.

Не поленитесь и придумайте как можно больше вопросов и их обязательно запишите. Продумайте точный ответ на каждый из них, чтобы узнать настоящего друга. Доверяйте не столько анализу ощущений, сколько своей интуиции и своему сердцу – им ли не знать о том, кто ваш настоящий друг. Закончив работу, ещё раз посмотрите, возможно, есть что-то, что вы забыли, что-то очень важное, без чего вы не можете представить настоящего друга?

Вспомните всех своих друзей. Обладают ли они всеми описанными качествами? Всеми в комплексе или каким-то одним? Вы с удивлением или разочарованием, увидите, что не все ваши друзья отвечают созданному портрету настоящего друга. Не спешите огорчаться, ведь это еще не конец своеобразного тренинга.

Прислушайтесь к тому, что подсказывает вам внутренний голос. Узнать настоящего друга позволит ещё одно чувство – беспрекословное доверие. Выше сформированным списком мы заставили тебя искусственно разочароваться в твоих друзьях, но, возможно, не во всех.

Чувства к настоящим друзьям намного сильнее любых записей и выводов. И если среди тех людей, чью дружбу вы проверяете, нашёлся хотя бы один, к которому в процессе анализа ваше отношение никак не поменялось, он и есть настоящий друг.

Ваша дружба выше всяких условностей и попыток навязать правила, она существует вопреки всему, и ничто не способно её разрушить. И помните, что настоящий друг – это тот, в ком вы всегда уверены. Так что прежде чем начать такую проверку, подумайте, действительно ли она вам нужна.

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью и духовной общностью двух людей; при этом высшей нравственной оценки удостаивается дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу. Неотделимый атрибут дружбы - общение, открывающее путь к реализации своего «я» через «ты». Настоящая дружба органично несет в себе элемент внешней свободы, что наделяет ее силой раскрепощения внутренней свободы. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравств. ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, Д. индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии. В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства Д. - отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутр. близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «другое Я» («alter ego»). Однако каноны Д. и предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных индивидов; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всем соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности дет. и юношеской Д.

Возрастная динамика дет. Д. обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребенка, с другой - изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиол. основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. Уже 1-1,5-годовалые дети реагируют на сверстников иначе, чем на взрослых, и проявляют особый интерес к контактам с ними. С возрастом в отношениях с другими детьми ребенок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми. У 3-6-летних детей существует осознанная потребность в обществе сверстников, общение становится все более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребностью в доброжелат. внимании к себе. Дифференциация и рост устойчивости дет. дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.

У дошкольников и мл. школьников Д. обычно является непосредственной, нере-флексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объемом совм. деятельности и количеством проведенного вместе времени. В ср. шк. возрасте поведенческие свойства Д. начинают рассматриваться как подчиненные социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс Д., к-рый подчеркивает, прежде всего, нерушимость ее правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. д. У старших подростков и младших юношей ценности Д. психологизи-руются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия, к-рые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.

В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. особенно велико. Это объясняется рядом причин: ростом самосознания и связанной с этим потребностью сравнивать свои переживания с чужими; обостренным осознанием своей индивидуальности; переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников; растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, к-рые не замыкаются в рамках группового «мы».

Поиск Д. - самая насущная и страстная потребность мл. юношеского возраста. Дружеские отношения (как правило, однополые) теперь значительно избирательнее, чем раньше; Д. становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта Д. напоминает влюбленность, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Нередко эти отношения имеют юмоэротич. окращенность, часто неосознанную. Юношеский культ Д. сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверенных в интимных секретах возрастает от ср. классов к старшим, тогда как аналогичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности. Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними - важнейший фактор эмоционального благополучия юношей и девушек; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психол. последствия.

Возрастные особенности Д. являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключит. общению. Однополые девичьи диады и триады (9-12 лет) более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в к-рых обычно присутствуют дух соперничества, иерар-хич. организация и т. д. Ценности Д. у девочек раньше психологизируются, а мотив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчеркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь». «Пик» однополой дружбы у девочек также наступает раньше, чем у мальчиков и приходится на подростковый возраст; в старших классах девушки уже мечтают о Д. с мальчиком, в к-рой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориентация на однополую Д. и связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.

Хотя смешанная, разнополая Д. в принципе возможна, она встречается значительно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых, но не у подростков и юношей, и наделяется другими психол. свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, существующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психол. контакты и взаимопонимание, особенно в период полового созревания. В условиях равноправия женщин, совм. обучения и т. д. половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в Д. выражен сильнее, чем ориентация на дополнение, а половая принадлежность - один из важнейших компонентов Д. оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определенные общие качества, ценностные ориентации и т. д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника - важнейший шаг к пониманию его внутр. мира и особенностей поведения.

Способность к психол. интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, ее самосознания и социального самоопределения. Однако эта связь неоднозначна. Степени общительности, устойчивости и психол. интимности (глубины) межличностных отношений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Многие коммуникативные особенности - общительность, импульсивность, застенчивость и др. - весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ребенка, юноши или девушки среди сверстников, место в коллективе и характер дружеских отношений, в частности ориентация на парную Д. или на принадлежность к дружеской компании из неск. человек.

Психол.-пед. значение Д. определяется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, ее самосознания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ребенок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других. Дефицит дружеских контактов уже в возрасте 8-10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дет. Д. невозможно. Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребенка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень притязаний и т. д. Эти отношения и качества поддаются психол.-пед. коррекции путем включения ребенка в тот или иной вид деятельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребенка к определенным аспектам собств. поведения и т. п. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравств. смысл Д. с точки зрения ее обществ. направленности и общественно значимых ценностей, к-рые она утверждает.

Неполное определение ↓

форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеч. жизни; одно из лучших нравств. чувств человека. Д. выработана в процессе многовекового социального общения людей. В Древней Греции символом неразлучной Д. была дружба Диоскуров – Кастора и Полидевка (Поллукса). Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса, не в силах перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою, просил отца послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить брату половину своего бессмертия, и с тех пор Диоскуры проводили день в подземном царстве, а день – на Олимпе. Миф этот получил широкое распространение в Древней Греции, а в Древнем Риме даже чтили культ Диоскуров. В Древнем мире были указаны осн. признаки истинной Д. – единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Конфуций, напр., учил: "Полезных друзей 3 и вредных друзей 3. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый..." (цит. по кн.: Попов П. С., Изречения Конфуция..., СПБ, 1910, с. 102). В Древней Греции понятие Д. становится предметом специальных филос. и этич. трактатов. Демокрит, Эпикур, Аристотель подчеркивали ее земной, чувств, характер, способствующий достижению основной, по их мнению, цели жизни – разумного удовольствия. "Дружба, – говорил Эпикур, – обходит с пляской Вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни" (LII, см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 122). Утверждая о бескорыстном характере Д., Эпикур вместе с тем связывал ее с пользой. "Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет из пользы" (XXIII, там же, с. 220). Со времени Эпикура эта идея становится традиционной для древнегреческой этики. В одном из своих ранних, диалогов "Лизис" Платон указывал, что Д. возможна только между людьми добрыми и подобными друг другу. Добрые, по словам Платона, "... подобны и друзья между собою; злые же, ...никогда не бывают подобны самим себе, будто отуманенные и неустойчивые. А что неподобно самому себе и отличается от себя, то едва ли уже может уподобляться другому, или быть его другом" (Lys. 214 ДЕ). Для Платона, к-рый различал любовь к телу и любовь к душе, Д. – это вид душевной любви, наиболее благородный и бескорыстный вид связи людей. Развернутое учение о Д. дает и Аристотель в "Никомаховой Этике". Аристотель различал три вида дружбы: Д., основанную на взаимной пользе; Д., преследующую удовольствие, и Д., основанную на добродетели. Первые два вида Д. являются низшими; здесь люди любят не друг друга, а только ту пользу или то удовольствие, к-рое достигается в их общении. Такая Д. не может быть продолжительной, т.к. с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама Д. Истинная Д. – это Д., основанная на добродетели. Здесь Д. имеет цель сама в себе и сохраняется до тех пор, пока люди, разделяющие ее, остаются хорошими, добродетельными. Вместе с тем Д., основанная на добродетели, включает в себя и взаимную пользу и удовольствие. Предполагая равенство участвующих в ней лиц, Д. тесно связана со справедливостью и теми условиями гос. жизни, в к-рой проявляется эта справедливость. "Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость" ("Никомахова Этика" VIII, 13; рус. пер., СПБ, 1908). В соответствии с этим Аристотель утверждал, что при тиранич. правлении Д. либо вовсе отсутствует, либо же занимает весьма незначит. место. "...Там не может быть дружбы, где нет ничего общего между правителем и управляемыми; нет места и справедливости..." (там же). Напротив, больше всего Д. проявляется в демократиях, т.к. здесь граждане, "... будучи равными, имеют много общих интересов" (там же). Совершенство обществ. жизни состоит, по Аристотелю, в справедливости, соединенной с Д. Эллинистич. философия и этика постепенно отходят от традиц. антич. понимания полезной роли Д. в отношениях между людьми. Цицерон в трактате "Лелий – о дружбе", определяя Д. как "согласие во всех духовных и мирских делах", назидательно трактует Д.: она приносит утешение, наслаждение в счастии и т.д. Однако Д. у Цицерона превращается в самодовлеющую ценность, не имеющую ничего общего с пользой, с реальными интересами людей. В основе ее, по мнению Цицерона, лежит чувство взаимного благоговения. В. Шестаков. Москва. Ср.-век. религ. этика лишает чувство Д. обществ. содержания, рассматривая его как один из видов сверхчувств. любви к богу. Напротив, бурж. этич. учения видели основания Д. в естеств. наклонностях человека. Напр., англ. философ 18 в. А. Смит рассматривал Д. как "результат... естественной симпатии" (см. "Теория нравственных чувств", СПБ, 1868, с. 293). Франц. просветители 18 в., защищавшие принцип разумного эгоизма, связывали Д. со всеобщим, естественным желанием людей "содействовать своему взаимному счастью", поскольку в Д. согласуются индивидуальные интересы (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 186). Социалисты-утописты 19 в., обосновывая принципы будущего идеального общества, указывали на Д. как на одно из самых "возвышенных и облагораживающих человеческий характер" чувств. Они видели в Д. совершенную любовь к людям, основанную на равенстве, свободном общении, солидарности и взаимном доверии всех членов общества. Фурье, отделяя Д. от чувств "материального" и "распределительного" характера, относил ее к страстям привязанности, к духовному началу. Согласно Фурье, Д., преодолевая помехи корыстолюбия, семейных и сословных интересов, является силой, объединяющей всех людей в общество социальной гармонии (см. Избр. соч., т. 4, М., 1954, с. 46; т. 3, М., 1954, с. 210, 547 и др.). Подвергая резкой критике капиталистич. общество, утописты указывали, что господствующие в нем религия, недоверие, эгоизм и т.п. не благоприятствуют развитию свободного общения между людьми. Воспитание Д., как и др. человеч. чувств, они связывали с устранением ложных представлений, порочных законов, с утверждением нового обществ. строя (см. Р. Оуэн. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1950, с. 5–14; его же, "Образование характера", СПБ, 1909, с. 12–21). В совр. бурж. учениях проявляется тенденция к надвременному и абстрактному пониманию Д. Напр., персоналист Флюэллинг заявляет, что высшим проявлением Д., охватывающим все ее виды, является "великая дружба" – любовь к богу и общение с ним ("The person or the significance of man", Los Ang., 1952, p. 243). Нек-рые представители совр. бурж. микросоциологии рассматривают Д. в качестве одного из первичных факторов, якобы определяющих "внутреннюю структуру общества". Дж. Морено в своей теории социометрии (socius – товарищ, metrum – измерение) трактует Д. как определ. "социометрическую матрицу", лежащую в основе исследования форм коллективности (см. "Социометрия", М., 1958, с. 181–82). Марксистская этика раскрывает зависимость Д. от социальных условий жизни людей, их потребностей и интересов. Только единство больших обществ. целей и высоких интересов ведет к глубокой и прочной Д. В эксплуататорском обществе образцы такой Д. складываются в среде угнетенных масс, среди людей, борющихся за передовые обществ. идеалы. Именно это объединило личной Д. таких выдающихся людей, как Герцен и Огарев, Белинский и Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Величайшая Д. связывала Маркса и Энгельса, отношения к-рых, по словам Ленина, превосходили "... самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" (Соч., т. 2, с. 12). Герцен, вспоминая о своей Д. с Огаревым, указывал на большое значение этого чувства в воспитании. "Мы воспитали друг друга, – говорил он. – Это первое чувство мое – Д р у ж б а. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль как из океана..." (Полн. собр. соч. и писем, П., 1919, т. 1, с. 326). Д. предполагает честность, принципиальность в отношениях между людьми.. "Только на принципиальной основе может быть принципиальная дружба между людьми", – говорил Хрущев ("Пленум ЦК КПСС 24–29 июня 1959. Стенографич. отчет", 1959, с. 484). В социалистич. обществе раздвигаются рамки отношения товарищества и Д. Сами социалистич. Производств. отношения характеризуются отношениями Д. и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. В основе отношений между людьми в социалистич. обществе лежат коллективизм, интернационализм, гуманизм. Благородный принцип: "человек человеку – друг, товарищ и брат" пронизывает все стороны человеческих взаимоотношений в социалистическом обществе. На этой основе возникает и развивается Д. производств. коллективов, Д. народов многонац. государств, Д. народов стран социалистич. лагеря. Преданность делу коммунизма, народу, Родине является идейной и нравств. основой личной Д. в социалистич. об-ве, делает ее глубокой и содержательной, способной выдержать самые тяжелые испытания. Как определ. форма общения Д. зарождается в практич. участии в общих делах коллектива, т.к. в практич. деятельности налаживается непосредств. общение людей, раскрываются их характеры, подлинные чувства и стремления. Для развития личной Д. особенно благотворно влияние хорошо сплоченных и организованных коллективов, сближающих людей на основе единых целей, общих дел и увлечений (труд, учеба, спорт, самодеятельность, искусство и т.п.). В соответствии с этим возникают понятия школьной Д., студенческой Д., солдатской Д., к-рые отличаются общностью интересов данного коллектива. Прекрасные образцы личной Д. возникают в борьбе рабочих и колхозников, борющихся за почетное звание бригад коммунистич. труда. Стремление работать и жить по-коммунистически порождает в среде трудящихся взаимную помощь, тесное общение друг с другом как на производстве, так и в быту. Чувства Д. и товарищества отражены в моральном кодексе строителей коммунизма, вошедшем в Программу КПСС. Лит.: Маркс К., [Письмо] Л. Кугельману от 25 октября 1866, Соч., т. 25, [М.], 1934, с. 481; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Соч., 4 изд., т. 2; Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, ч. 1–2, М., 1956–57; Цицерон Марк Туллий, Лелий, или диалог о дружбе, Киев, 1904; Аристотель, Этика, [пер. с греч.], кн. 8–9, СПБ, 1908; Утченко C. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952, с. 184–211; Блатин А. Я., О дружбе и товариществе, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1962, с. 340–48; его же, Из истории этических учений, М., 1959, с. 73–75, 86, 160–61; Штаерман?. ?., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961, с. 87–92; Dugast., L´amiti? antique d´apr?s les moeurs populaires et les th?ories des philosophes, P., 1894; G1eiсhen-Rиsswurm ?., Freundschaft, Stuttg., 1912; Оddone ?., L´amicizia, Milano, 1936; Philippe P., Le r?le de l´amiti? dans la vie chr?tienne selon St. Thomas d´Aquin, Rome, 1938. Л. Архангельский. Свердловск.