Что нужно знать о роддомах в россии. Как устроен родильный блок? Что необходимо взять в роддом

Родильный дом I Роди́льный дом

лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания стационарной и амбулаторной помощи женщинам во время беременности, родов и при гинекологических заболеваниях, а также медицинской помощи новорожденным до момента выписки из родильного дома.

Основными задачами родильного дома являются оказание женщинам стационарной акушерской помощи в период беременности, родов и после родов; обеспечение надлежащего выхаживания новорожденных и квалифицированной лечебно-диагностической помощи заболевшим и недоношенным детям; оказание лечебно-диагностической помощи гинекологическим больным; работа по гигиеническому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни; перевод больных по показаниям в другие лечебно-профилактические учреждения; осуществление реабилитационных мероприятий и выдача рекомендации по их проведению после выписки из акушерского стационара.

II Роди́льный дом

лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. д. входят стационар и .


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Синонимы :

Смотреть что такое "Родильный дом" в других словарях:

    Медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильном доме имеются женские консультации, в крупных родильных домах гинекологические отделения … Большой Энциклопедический словарь

    Медицинское учреждение, оказывающее помощь беременным, роженицам и родильницам. Обычно при родильных домах имеются женские консультации, в крупных родильных домах гинекологические отделения. * * * РОДИЛЬНЫЙ ДОМ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ, медицинское… … Энциклопедический словарь

    Самый первый роддом в Северодвинске, ныне Северодвинский городской краеведческий музей Родильные дома обеспечивают квалифицированную медицинскую помощь женщинам во время … Википедия

    Лечебно профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской помощи женщинам и их лечения во время беременности, родов и в послеродовом периоде; в состав Р. д. входят стационар и женская консультация … Большой медицинский словарь

    В СССР, лечебно профилактическое учреждение, обеспечивающее квалифицированную медицинскую помощь женщинам во время беременности (См. Беременность), родов (См. Роды), послеродового периода (См. Послеродовой период) и при гинекологических… … Большая советская энциклопедия

    Лечебно профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь беременным, роженицам и родильницам. (

Очень часто обсуждаемый вопрос типа мол роддома для чего придумали?
Не нашла про роддома в Европе, но в России - это однозначно было заведение для тех, кто детей этих оставлять не собирался.
Да и в дореволюционной России процент рожениц дома был большой.

История возникновения родильных домов

Первый родильный дом (родильный госпиталь) в Москве (и в России) был открыт в 1764 при Воспитательном доме и имел три отделения: “для секретно родящих”, “для рождающихся незаконных детей” и “для женщин замужних, но не желающих оставить ребёнка”. В 1801 профессор Московского университета В. М. Рихтер (1767-1822) основал и возглавил Повивальный институт с родильным госпиталем на 3 кровати. Первый городской родильный приют с бесплатным приёмом рожениц был создан в 1880 на Швивой горке. В 1903 в Москве было 12 родильных домов (на 138 кроватей). В 1906 открыт “образцово-показательный” родильный дом им. А. А. Абрикосовой (ныне родильный дом № 6), при котором были созданы женская и детская консультации. В 1907 на средства купца Лепёхина был открыт родильный дом (на 63 кровати), носивший его имя (впоследствии Родильный дом № 7 им. Г. Л. Грауэрмана). В 1907 открылась первая в Москве больница для послеродовых больных. В 1909 при Староекатерининской больнице открылся городской родильный дом в память С. Т. Морозова. На средства покойного Лепехина его племянница Милюкова устроила в Дегтярном переулке лечебницу, в которой позднее разместился родильный дом, а переулок получил название Лепехинского.

До 1917 родильные дома города могли принять лишь около половины рожениц (остальные рожали на дому). Значительный рост сети родильных домов произошёл после постановления ЦИК и СНК СССР о запрещении абортов (1936) и в 1960-85.

Показательна в этом смысле история Снигиревки до 1917 года
приведу цитату

За этот период в стенах института было обучено 168 повивальных бабок, которые после окончания специальной подготовки направлялись в различные губернии. В 1833 г. родильный госпиталь и Повивальный институт были объединены в одно родовспомогательное учреждение. С этого времени оно стало называться Санкт-Петербургское родовспомогательное заведение.
Родовспомогательное заведение тогда состояло из 5 отделений для: 1) "законных" бедных родильниц; 2) "секретных" родильниц; 3) "незаконных" родильниц; 4) повивальных воспитанниц (на 40 человек); 5) крестьянских учениц (на 20 человек).
Срок обучения в Повивальном институте был сокращен до 2 лет.
В Положении о родовспомогательном заведении были сформулировны цели этого учреждения, которые предусматривали:
прием беременных и рожениц как "законных", так и "незаконных", коим доставляется без всякой платы полное содержание, всякого рода акушерское и врачебное пособие до совершенного их выздоровления;
снабжение Государства сведущими и опытными повивальными бабками, которые получают воспитание и полное теоретическое и практическое образование в повивальном искусстве;
усовершенствование и распространение родовспомогательной науки.

Как видно из всего вышеперечисленного роды дома были обычной практикой и акушерок обучали в основном для этого.
Интересно было бы почитать когда практика родов в роддоме стала повсеместной.

По мере развития медицины государство стремилось взять такую важную область, как деторождение, под свой контроль. О том, как это происходило в дореволюционной России, и пойдёт речь в этой статье Ирины Мартыновой. Текст взят из её книги "Родиться по собственному желанию".

---
В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанным на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный "мужской" подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное "женское" ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века "врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд" (В.П.Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената "Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Все "бабки российские и иностранные" должны были, согласно этому "Представлению", пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, "кои по аттестатам явятся достойны", приводились к Присяге - отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию "для народного известия".

Принимая Присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего:

- "днемъ и ночью, немедленно ходить къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были";
- "ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться";
- "къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ" и др.

29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

Первым профессором и преподавателем "бабичьего дела" в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну).

В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц. Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение - Родильный госпиталь - для бедных родильниц.

В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нем был учрежден первый повивальный госпиталь - для незамужних и неимущих родильниц (ныне - Родильный дом №6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

Научное становление акушерства и улучшение преподавания "бабичьего дела" в Петербурге произошло благодаря Н. М. Максимовичу-Амбодику (1744-1812), которого справедливо называют "отцом русского акушерства". В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н. М. Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле", по которому обучались многие поколения русских акушеров.

Н. М. Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: Эпиграфом к своему "Искусству повивания" он поставил выведенные жирным шрифтом слова: "Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами".

С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи - всего 200 лет тому назад дали им "дотронуться" до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан "Устав повивальным бабкам", по которому к "бабьичему занятию" допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую Присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, "дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять". Важно отметить, что присяжные бабки "недостаточным родильницам" должны были "услуживать безденежно". В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение - Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). "Родильня" принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М. Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I Указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название "Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем". При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.

В 1806 году при Московском университете был открыт новый Повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское Медучилище №1 "Павловское"). В 1820 году число коек увеличилось до шести.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также "за долговременное рачительное исполнение обязанностей" они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".

На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась. Как уже отмечалось, согласно Уставу, "всякая повивальная Бабка должна быть <...> благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, <...> должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно". В учебном пособии "Полное руководство к изучению Повивального Искусства" от 1886г., докотора П.И.Добрынина, доцента при "Санкт-Петербургском Родовспомогательном Заведении" указано: "Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства".

С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц - родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году - уже 161 повивальная бабка. А в 1899 - 1900 учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 - в сельских местностях.

В XVIII веке начинают открываться родильные дома (Страсбург,1728; Берлин,1751; Москва,1761; Прага,1770; Петербург,1771; Париж,1797). Родовспомогательные заведения и родильные приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из недостаточных классов населения или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением - "родильной горячкой", т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой "горячки" были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII - первой половины XIX веков от 10 до 40 - 80%.

В XIX веке два крупных научных открытия - введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, - а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней, сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно (см. Заметки повитухи. Кесарево сечение.). Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

Оперативное акушерство (посредством хирургического вмешательства) в России также имело национальные особенности. Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота об интересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственности по отношению к судьбе обеих жизней. Удалось избежать крайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативной венской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработать самостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использование физиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумное ограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого в интересах матери и ребенка. Отдельные операции (например, рассечение лона, или кесарево сечение) с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русских докторов-акушеров в силу калечащих результатов этих операций.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома - по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании 100-летия Императорского Клинического повивального института Вел. Кн. Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: "98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!", или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях - врача-акушера.

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжала работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до нее. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы - там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200"000. По сравнению с царской Россией произошло 30-кратное увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

Устав Повивальным Бабкам

1. Всякая повивальная Бабка должна быть в звании своем испытанна, удостоена и присягою обязана; притом благонравна, доброго поведения, скромна и трезва, дабы во всякое время в состоянии была дело свое исполнять.

2. Повивальная Бабка должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, не взирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно, наблюдая всегда молчаливость, особливо в таких случаях, кои не терпят разглашения.

3. Когда Бабка будет позвана к какой роженице убогой, или низкого состояния, которая или только еще собирается родить, или уже точно мучится, то она не должна, ежели в тоже время потребуется к какой богатой, почетной, или знакомой своей, ни под каким видом, оставя первую, отлучаться, разве, по согласию родящей, другую присяжную и искусную Бабку вместо себя при ней оставить

4. Так же повивальная Бабка не должна оставлять роженицу прежде, нежели роды совершенно кончатся, и мать и дитя приведены в надлежащее спокойствие.

5. Когда Бабка приметит, что роды предстоят тяжелые, то должна или другую искусную Бабку, или повивальной науки Профессора, или подчиненного ему Акушера призвать в совет немедленно, дабы чрез долговременное тщетное ожидание оттоде не терялось время, а чрез то и опасность не увеличилась.

6. Долг бабки есть объяснить Акушеру или Врачу все происходившее и настоящее состояние родящей, и что он по своему благоусмотрению прикажет, то бабка повинна во всей точности исполнять.

7. Когда родится странный, и не обыкновенный урод, то бабка об оном немедленно и обстоятельно рапортовать должна по удобности места, или Медицинской Коллегии, или оной Коллегии Канторе.

8. Когда Родильница, не разрешась от бремени, скончалась не задолго до прибытия бабки, в таком случае должна сия немедленно об оном дать знать Акушеру, либо в близ находящемуся Доктору или Лекарю дабы чрез искусное вскрытие утробы, вынув младенца, сохранить его жизнь, буде возможно.

9. Повивальные Бабки должны иметь при себе Помощниц, но оных без себя к родам не допущать, пока не получать о своем искустве свидетельства.

10. Дабы Помощницы вящшее прилагали к повивальному делу рачение, должна бабка в подаваемом Профессору повивальной науки, или Акушеру, по прошествии каждаго месяца рапорт, показывать их имена, поведение и прилежность.

11.Бабка в ежемесячных рапортах обязана по присяжной должности показывать, при коликих числом родах была сама, или ее помощница, сколько, и какого полу родившияся, были ли из оных мертвые, и были ли трудные роды, требовавшие помощь Акушера.

12. Каждая ученица повивальнаго искуства, должна знать Грамоту; не быть моложе осмьнадцати, ниже старше тридцатя лет.

13. Как скоро ученица по отаменной способности в повивальной науке довольно успеет, и знание свое на испытаниях, и при действительных родах покажет, то, не взирая на кратковременность обучения, будет повивальною бабкою удостоена.

14. Бабкам позволяется в сходных данных им при обучении, выписывать для роженицы и новорожденному самые легкие лекарства, как то розмарин, ромашку, миндальное масло, манну, ревенный сироп, коричную воду, также потребное на припарки и для промывательных.

15. В трудных родах не должна бабка отваживаться приступать к операции, а повинна немедленно от определенного на то Акушера, или в отлучке его по законным причинам, от Профессора Повивальной науки потребовать помощи.

16. Бабкам наистрожайше запрещается вступать в лечение от других болезней.

17. Каждая бабка не должна ни по чьей просьбе, приступать к поспешествованию преждевременнаго от беременности разрещения, и повинна о таковом беззаконном намеренни доносить куда следует.

18. Каждая Бабка, усердно и верно звание свое исполняющая, имеет ожидать от Государственной Медицинской Коллегии надлежащаго покровительства; с нерадивою же и предписания, в сем Уставе изображенные, престутившею, поступлено будет по строгости законов.

Из Государственной Медицинской Коллегии в Град Святаго Петра. Сентября 9 дня 1789 года.

ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.

Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь."

(Собственноручная подпись).

Родильный дом – это лечебное учреждение, где беременная женщина может получить квалифицированную медицинскую помощь от момента зачатия до родов, включая процесс самих родов и ранний послеродовый период. Для новорожденного малыша родильный дом является первым медицинским заведением, где ему помогут не только появиться на свет, но и адаптироваться к жизни в окружающей среде.

Правила в роддоме очень отличаются от правил других лечебных учреждений, ведь для стерильного организма малыша особенно страшна инфекция. Поэтому в каждом родильном доме установлен строгий режим, который нельзя нарушать.

Родильный зал

Родзал – главное место в родильном доме, где происходит появление на свет малыша. С момента установления регулярной родовой деятельности роженица переводится в родильный зал, где пребывает с медицинским персоналом, а при желании с партнером (мужем, мамой, сестрой).

Современные родзалы выполнены в теплых тонах и оборудованы всем необходимым инвентарем. Самым главным атрибутом каждого родильного зала является кресло-кровать Рахманинова, на которой зачастую происходит рождение ребенка. В хорошо оборудованном родзале также есть кровать, гимнастическая стенка, фитбол, специальный стул для сторонников вертикальных родов, пеленальный столик с подогревом и набор для проведения реанимации новорожденных в родильном зале.

Как рожают женщины в роддоме?

В настоящее время практикуется активное поведение женщины в первом периоде родов. Роженица может свободно перемещаться по родзалу, выполнять упражнения на гимнастической стенке и надувном мяче, что способствует уменьшению болевых ощущений, быстрому открытию шейки матки и опусканию головки плода. Женщина сама может выбирать где и как она хочет рожать. В настоящее время практикуются роды стоя, сидя на специальном стуле, роды в коленно-локтевой позе.

Уход за ребенком в родильном доме начинается с момента его появления на свет. Состояние новорожденного оценивают по шкале Апгар на 1 и 5 минуте после рождения, максимальная оценка составляет 10 балов. Состоит она из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 балов: частота сердечных сокращений, цвет кожи, дыхание, мышечный тонус и рефлекторная возбудимость.

Первичный туалет новорожденного в родзале начинают проводить как только прорезалась головка. Врач-неонатолог удаляет слизь из ротовой полости малыша при помощи отсоса, потом ребенка кладут на живот матери и прикладывают к груди, если ребенок не нуждается в дополнительной медицинской помощи. Раннее прикладывание новорожденного ребенка к груди очень важно, так как оно способствует установлению тесного контакта между мамой и малышом, происходит заселение кожи и кишечника защитной микрофлорой, а также стимулирует выработку окситоцина у роженицы, который помогает матке сокращаться.

Затем ребенка забирают на пеленальный столик, где вытирают с его кожи родовую смазку, проводят профилактику конъюнктивита, взвешивают, измеряют, одевают и завязывают на ручке браслетик, где указывают номер истории родов, фамилию имя отчество матери, день и время рождения.

Многих беременных женщин интересует – как одевать ребенка в роддоме? Есть одна особенность: у новорожденного центр терморегуляции еще не зрелый и под воздействием температуры комнаты ребенок может переохладиться, поэтому малыша нужно одевать немного теплее, чем одевается мама, особенно в первые дни.

Прививки детям в роддоме делает детская медицинская сестра после осмотра врача-неонатолога, отсутствия противопоказаний и подписания мамой специальных документов.

Уход в роддоме

После родов дежурный врач в родильном доме проводит осмотр роженицы, проверяет состояние швов, размеры матки, а также состояние молочных желез. Осмотр в роддоме проводится в специальных смотровых комнатах в стерильных условиях после проведения женщиной гигиенических процедур.

В последнее время появляется много информации о родах вне лечебного учреждения (на дому, в бассейне), и есть пары, которые решаются на такие рискованные поступки. Необходимо помнить, что процесс родов нельзя предугадать, и всегда есть риск возникновения ситуации, когда жизнь женщины и ребенка зависят от вовремя оказанной квалифицированной медицинской помощи, поэтому не стоит подвергать опасности себя и своего ребенка.

Родильный дом - это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания поликлинической и стационарной помощи женщине во время беременности, родов и при гинекологических заболеваниях, а также медпомощи новорожденным с момента рождения и до выписки из родильного дома. В состав родильного дома входят женская консультация (см. Консультация) и стационарные отделения, лаборатории, лечебно-диагностические кабинеты и административно-хозяйственные помещения.

Стационарная часть родильного дома состоит из следующих обязательных отделений и помещений.
1. Приемно-смотровое отделение, в которое поступают беременные и роженицы, состоит из приемной, фильтра, смотровой и душевой. В приемно-смотровом отделении акушерка проводит опрос и обследование беременных и рожениц (измерение таза, взвешивание, измерение роста, определение положения плода, выслушивание его и др.), а также их . Из этого отделения здоровых рожениц направляют в физиологическое родовое отделение, а беременных и рожениц с инфекционным заболеванием и подозрительных на инфекционное заболевание - в обсервационное акушерское отделение. Из приемно-смотрового отделения в отделение патологии беременности направляют беременных, нуждающихся в стационарном лечении или в пребывании в стационаре с профилактической целью, либо для уточнения диагноза.

2. Отделение патологии беременности предназначено для госпитализации беременных с отягощенным акушерским анамнезом, неправильным положением плода, многоводием, многоплодием, больных , сердечно-сосудистыми и другими неинфекционными заболеваниями. В крупных городах некоторые родильные дома специализируются в оказании медпомощи по какому-либо определенному виду акушерской и экстрагенитальной патологии (например, при невынашивании, сердечно-сосудистых заболеваниях и др.). В научно-исследовательских институтах акушерства и оказывается специализированная помощь беременным и роженицам по многим видам патологии.

В отделении, кроме палат, имеются манипуляционные, процедурные комнаты, санузлы, комнаты для персонала и др.

3. Физиологическое родовое отделение состоит из предродовых палат, родовых палат (на 1-2 койки), комнаты для первого туалета , малой и большой операционной с предоперационной и стерилизационной; комнаты со свето- и звукоизоляцией для больных или преэклампсией; санузлов и других помещений. Наличие двух родовых палат позволяет осуществлять их цикличное функционирование: в то время как одна родовая заполнена, во второй проводится уборка и дезинфекция. Количество коек в предродовых палатах составляет примерно 12% от общего числа коек физиологического послеродового отделения, а в родовых - 8%.

4. Физиологическое послеродовое отделение состоит из палат на 1-4 койки, манипуляционной; комнаты для сцеживания, и хранения грудного молока; санузлов, комнаты персонала и др. Общее число коек в палатах этого отделения составляет 50-55% всех коек акушерских отделений родильного дома. Кроме того, 10% коек (сверх штатных) предусматривается для соблюдения цикличности заполнения и освобождения палат и выполнения санитарно-гигиенического режима. Это требование относится также к обсервационному отделению и отделению новорожденных. Такая система позволяет при выписке родильниц полностью освобождать определенные палаты и производить тщательную уборку (мытье, облучение , проветривание и др.) как материнских, так и детских палат. Родильница находится в родильном доме при нормальном течении родов и послеродового периода 7-8 суток; выписку ее из родильного дома с ребенком производят через выписную комнату. При выписке родильнице выдают справку о рождении ребенка, на основании которой в женской консультации выдают женщине листок временной нетрудоспособности на весь . Родильный дом о каждом выписанном ребенке сообщает в детскую по месту жительства матери.

5. Обсервационное акушерское отделение предназначено для приема беременных, рожениц, проведения родов и лечения родильниц и новорожденных, которые являются или могут явиться источником инфекции (роженицы с повышенной температурой, мертвым плодом, родильницы с , мертвым плодом, с кожными гнойничковыми заболеваниями и т. д.); сюда же переводят родильниц из физиологического послеродового отделения в случае их заболевания или заболевания ребенка. В отделение поступают также женщины после родов в домашних условиях или в дороге. Отделение строго изолировано от других отделений и помещений родильного дома. В состав его входят: родовое отделение, послеродовые палаты на 1-2 койки, родильный бокс с отдельным наружным входом для особо строгой изоляции беременной, роженицы или родильницы с новорожденным. Общее число коек в отделении составляет примерно 20-25% числа всех акушерских коек родильного дома.

6. Отделение для новорожденных детей состоит из двух частей. Одна предназначена для детей, матери которых находятся в физиологическом послеродовом отделении, и вторая - для детей, матери которых находятся в обсервационном отделении. Каждая часть строго изолирована друг от друга и от материнских палат и других помещений. Для и детей с предусматриваются отдельные палаты. Перед палатами рекомендуется иметь шлюзы (как правило, на группу палат).

7. Гинекологическое отделение состоит из хирургического отделения и отделения, в котором применяются консервативные методы лечения. Гинекологическое отделение полностью изолируется от акушерских, имеет свою приемно-смотровую часть, выписную комнату и другие помещения.

Медперсонал физиологического отделения, отделения патологии беременности, отделения новорожденных детей не соприкасается с персоналом обсервационного отделения. Все сотрудники родильного дома при вступлении на дежурство принимают душ, надевают легкое (не шерстяное) платье, чистый халат, шапочку, тапочки. Помимо лечебной работы, персонал родильного дома ведет большую санитарно-просветительную работу среди женщин - проводит лекции и беседы по вопросам , питания кормящей матери, ухода за молочными железами, гигиены половой жизни и др.