Что находилось внутри пасхального яйца карла фаберже. Яйца Фаберже: история происхождения

О.БУЛАНОВА

Одни из самых ценных и известных произведений ювелирного искусства в мире – это пасхальные яйца Фаберже. Создателем этой роскоши является российский по происхождению ювелир, немец по национальности Петер Карл Фаберже (1846-1920), глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 г. он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Фаберже получил покровительство царской семьи и звание “ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа”.

Его самые знаменитые творения – серия пасхальных яиц – создавались между 1885-м и 1917 г. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

Самое первое яйцо было заказано царем Александром III Карлу Фаберже и ювелирам его фирмы в 1885 г. как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Т.н. “Куриное” яйцо снаружи было белым – гладким и покрытым эмалью, размером 6,5 на 3,5 см. Посередине него проходила золотая полоса. По этой полосе яйцо открывалось.

Внутри находился желток из золота, а в нем обнаруживалась такая же золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона с рубиновой же подвеской. Сделано это было, как нетрудно заметить, по традиции складывающихся матрешек.

Кстати, сама идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной, однако уровень исполнения превзошел все ожидания. Первое пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII в.

Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Дизайн Фаберже должен был держать в тайне.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Федоровне, новой императрице.

Кстати, Александре Федоровне было однажды подарено очень скромное яйцо, но которое, тем не менее, ей очень нравилось. Случилось это в 1916 г. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня. Яйцо стояло на четырех подставках в форме гильз.

Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая мировая. Но, скорее всего, яйцо этот получилось подчеркнуто скромным, потому что Фаберже был хорошо осведомлен об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжелые годы и вовсе аскетичным.

В яйце “Память Азова”, сделанного из зеленого гелиотропа, украшенного золотом и бриллиантами, находился маленький золотой фрегат. В сувенире императрицы Александры Федоровны из прозрачного горного хрусталя вращались вокруг оси двенадцать маленьких миниатюр с пейзажами.

Самое известное яйцо в мире – “Коронационное”. Сделано оно в форме императорской кареты. Императрице Александре больше нравилось розовое яйцо “Ландыши”. В нем были спрятаны портреты Николая II и его дочерей.

Самое большое изделие сделано как музыкальная шкатулка и называется “Кремль”.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них – Фаберже, не следует).

Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август и Альберт Хольстромы, Генрик Вигстром, Эрик Колин, Алма Пил и др.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что вскоре все окружение царя хотело иметь дома такие яйца, а известность Фаберже дошла и до других стран.

Однако Фаберже не стал массово выпускать свои сувениры. Его фирма выполнила всего несколько изделий для частных заказчиков.

Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. Кроме того, существует еще 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены еще какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов.

Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 г. “яйцо Ротшильдов”, которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

“Яйцо Ротшильдов” сделано в виде часов, внутри находится механический петух, инкрустированный драгоценными камнями. Каждый час птица поет и размахивает крыльями.

Из императорских яиц только одно – “Георгиевское” – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей, императрицей Марией Федоровной, в ее багаже. Случилось это в 1918 г., когда императрица уехала через Крым на свою родину, в Данию.

Остальные остались в Петрограде. Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств по приказу Сталина 14 из них было продано, причем Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, были оценены соответственно в 400 и 500 рублей.

Рубль тогда, конечно, стоил намного дороже, чем теперь, но все равно сумма была смехотворной. Для сравнения: стоимость одного яйца Фаберже по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 рублей.

Такой продажей большевистские власти убивали двух зайцев – и необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия “проклятого прошлого, наследия реакционного искусства”.

Продажей занималось учреждение под названием Контора “Антиквариат”. Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

Что касается серии из семи яиц для жены А.Кельха, то над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Их бы, может, было бы не семь, а больше, но Кельх после с 1905 г. прекратил заказы подарков: супруги официально начали жить отдельно, да и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи крахом на русско-японской войне.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось составить нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных “сюрпризов” из неизвестных или несохранившихся яиц, а также четыре частных яйца.

В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом.

Яйца Фаберже изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и других ценных материалов. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами – горным хрусталем, драгоценными сортами древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Надо отметить, что иногда яйца гораздо крупнее, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз.

Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Яйца Фаберже всегда представляли огромный интерес для желающих изготовить подделку ювелиров. Потому что в случае успеха сумасшедшая прибыль была бы гарантирована.

Впрочем, иногда настоящие яйца известной фирмы выдавались за другие изделия. Один из примеров: “Курочка Кельха” была продана Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило ее цену. Прием был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы.

Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зеленое “Яйцо с копытами” из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из ее приближенных. Также больше нет упоминаний о “Яйце-Конфетнице”.

Известно довольно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства.

Любопытно, что из-за большого количества подделок во второй половине 90-х Метрополитен-музей (Нью-Йорк) провел выставку подделок миниатюр Фаберже. Выставка пользовалась сумасшедшим успехом, потому что изделия на ней представленные были изумительными.

Виртуозно расписанное или скромное, окрашенное луковой шелухой, как когда-то делала бабушка, обклеенное картинками из супермаркета или с неровно выведенными от руки буквицами «ХВ» – удивительно, но пасхальное яйцо всегда во главе Светлого праздника. Как оно оказалось в центре внимания христиан и не только? И как ему даже в XXI веке удается подталкивать нас, кто шагу без вайфая ступить не может, соблюдать старинные традиции - красить, обмениваться, чокаться? И в конце-то концов, почему вообще вокруг обычного яйца вертится целый мир, полный смыслов, легенд, примет? Хотите узнать всю правду о пасхальном яйце? Тогда присоединяйтесь!

В начале было Яйцо

Есть две наиболее распространенных среди христиан притчи, поясняющих, как яйцо связано с Пасхой (и что редко бывает в подобных делах, легенды эти друг другу даже не противоречат). Согласно первой, вход в гробницу, где покоилось тело Иисуса Христа, был закрыт огромным камнем, своей формой напоминавшим яйцо. Как повествует Евангелие от Петра, на третий день после погребения Иисуса стражники, охранявшие вход в Гроб Господень, увидели сошедших с небес ангелов, при появлении которых камень сам собой откатился. До наших дней сохранился небольшой фрагмент того священного камня - он хранится в часовне Храма Гроба Господня, в Иерусалиме. Так яйцо стало символом гроба, в чьих недрах зародилась жизнь, которой суждено появиться на свет вопреки любым препятствиям. Говорят, в Польше даже есть такая пословица: «Христос восстал живым из гроба так же, как цыпленок вылупился из яйца».

Другая притча знакомит нас с чудом, произошедшим с обыкновенным яйцом на глазах императора Тиберия, в годы правления которого и был распят Иисус Христос. После вознесения Христа на небеса Святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась проповедовать в Рим. В ту пору немыслимо было нанести визит правителю с пустыми руками: и если богатые подносили золото, драгоценности, яства, то бедные люди одаривали императора самыми простейшими, но ценными для них вещами, например, яйцами домашней птицы. Мария Магдалина принесла не только яйцо, но и удивительную весть: «Христос Воскресе!», – сообщила она, вручая Тиберию куриное яйцо и рассказывая о произошедших в Иудее событиях. Император, которого историки описывали как человека проницательного, но своевольного, усомнился и сказал, мол, никому не подвластно воскреснуть из мертвых, как и вот этому самому белому яйцу не под силу стать красным. И только он это вымолвил, как яйцо изменило свой цвет. По одной из версий, пораженный император даже ответил: «Воистину воскресе!», зародив тем самым традицию пасхального обращения христиан друг к другу (разумеется случайно, ведь Тиберий верил в Юпитера, Нептуна и весь сонм римских богов).

Вообще легенда о встрече Марии Магдалины с Тиберием, по мнению исследователей, относится к позднему Средневековью и, конечно, никакими доказательствами не подкреплена. Ну и пусть, зато она стала, пожалуй, самым гармоничным и поэтичным объяснением присутствия яйца на пасхальном столе. Впрочем, в одной из рукописей Х века, найденных в библиотеке греческого православного монастыря святой Анастасии Узорешительницы, был описан церковный устав: после молитв на Пасху монахам следовало читать молитву на благословение яиц, сыра, а игумен должен был вручать монахам яйца со словами «Христос Воскресе!».

Но не только христиане наделяли яйцо дополнительными смыслами. Человек всегда видел в нем нечто большее. В фольклоре и верованиях множества народов нет-нет, да промелькнет яйцо - как символ жизни, надежды, чистоты и начала начал. Вот, например, Брахма, бог-творец в индуизме, был рожден из золотого яйца, из остатков которого затем проросла Вселенная. В древнеегипетской Книге мертвых тоже есть место Сияющему яйцу: его снесла небесная гусыня, и именно из него потом появился бог Солнца Ра. А в Древнем Китае считалось, что когда-то повсюду царил хаос, и был он заточён в огромном яйце. Внутри яйца сам по себе родился первопредок Пань-гу, который своим топором прямо внутри яйца разбил скорлупу и отделил Инь (землю) от Ян (неба). В буддизме скорлупа яйца тоже фигурировала и отождествлялась со «скорлупой невежества» - освободиться от нее означало родиться второй раз, достичь просветления.



Так что сомнений нет, яйцо - уж извините за каламбур - птица важная! И на Пасху эту важность принято подчеркивать...

Украшать и красить!

Пасха - праздник, к которому верующие всегда относились с особым почтением и любовью, щепетильно соблюдая обычаи даже в том, что касалось украшения главного пасхального символа. Очевидно, что истинный цвет пасхального яйца - красный. И дело тут не только в притче о чудесном превращении яйца на глазах у потерявшего дар речи императора Тиберия. Красный символизирует жертвенную кровь Спасителя, это цвет плодородия, радости, любви, триумфа жизни.

В малом люди научились творить чудеса своими руками и придумали, как окрашивать яйца и в красный, и вообще во всевозможные цвета. В православной традиции в зависимости от характера росписи яйца даже поделили на три вида: писанки, крашенки и крапанки.



Крашенка - это одноцветное пасхальное яйцо. Православные готовили на праздник тринадцать крашенок, по числу апостолов с Иисусом Христом во главе. Цвет крашенки становился отдельным посланием, а работа над палитрой поначалу требовала изобретательности: красный (отвар луковой шелухи или свеклы) - радость, желтый (листья березы, календула, кора яблонь) - солнечный свет, зеленый (крапива, побеги молодой ржи) - весна и надежда, коричневый (кора дуба, ольхи) - плодородие, а иссиня-черный (лепестки мальвы) знаменовал скорбь - эти противоречащие смыслу Пасхи как торжества жизни над смертью крашенки делали, чтобы оставить на могилах близких в дни поминовения.

Писанка давала больший простор для фантазии, но и требовала особого мастерства и художественных навыков. Это пасхальное яйцо с нанесенным обрядовым орнаментом или сюжетным рисунком. Сложно представить, что наши предки тратили время на фактически ювелирную работу над яйцом, когда хлопот по хозяйству в Чистый четверг (а красить яйца принято именно в этот день) и так был целый воз. И все же создание писанок стало отдельным видом декоративного народного творчества, сакральным ритуалом, корни которого уходят еще в языческие времена.

Дело в том, что писанка - это, по сути, оберег, в который человек вкладывал много личного, и именно поэтому их было принято делать для себя и близких, а не для продажи... Писанки создавались семейные, детские, для здоровья и плодородия, воинские и хозяйственные. Женщины наносили на яйцо воск, прорезали рисунки на застывшей массе, окрашивали яйцо, затем снова прорезали и снова окрашивали. А в итоге стапливали воск, оставляя лишь получившийся яркий узор. Те, кто был побогаче, использовали в рукоделии бумагу, бисер, ткань, нитки, живые цветы. К трапезе писанки не предлагались - в ход шли более простые яйца. Освященную в церкви писанку бережно хранили: яйцо помещали в плетеную корзинку и подвешивали в центре избы. Она не только охраняла дом, с писанкой обходили поле, чтобы привлечь урожай, бросали в огонь, чтоб избежать пожаров, катали по больному человеку для исцеления и даже искали с ее помощью клады.



Кстати, в украинском городе Коломыя расположен Музей писанки , экспозиция которого насчитывает свыше 6000 яиц. Помимо украинских и русских, французских, шведских, канадских, чешских писанок здесь есть старинные экземпляры из Пакистана, Шри-Ланки, Индии, Ирана и других уголков мира, где яйцо имеет особый почет.

Крапанка - это еще один вид росписи яйца, также требующий значительной сноровки. Ее название происходит от старославянского «капля»: пасхальное яйцо раскрашивается крупными цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Во времена, когда набор художественных принадлежностей был ограничен, сделать крапанку можно было с помощью того же воска. Сначала яйцо окрашивалось в один цвет, на него капали воск, затем в некоторых местах воск счищался, и яйцо перекрашивали - и так несколько раз. В результате получалось очень радостное и разноцветное яйцо, будто бы всё в бликах света.

Сегодня, конечно, роспись пасхального яйца стала целым направлением в рукоделии и в каком-то смысле даже азартным делом. В интернете можно найти массу невероятных способов для создания произведений домашнего искусства: в ход идут не только банальные пищевые красители и термопленки, но и акрил, средства декупажа, трафареты, крупа, растительное масло для имитации разводов, мулине, кружево... Да что уж там, яйца расписываются в стилистике поп-арта и в духе кубизма, на них появляются портреты героев комиксов и мультфильмов, логотипы известных брендов и даже QR-коды. Может, и кажется порой, что стремление добиться неординарности взяло верх над первоначальным смыслом пасхального яйца, но ведь главное, чтобы оно было сделано с любовью!



Яйцо всему голова

«Дорого яичко к Христову дню» - так гласит русская народная пословица, напоминая, что особенно ценно то, что сделано вовремя. Действительно, пасхальное яйцо в Светлое Воскресенье используется в массе христианских и народных ритуалов. Без него, можно сказать, никуда!

Первая трапеза. Старательно разукрашенное и освященное яичко является обязательной частью первой пасхальной трапезы, когда, придя с заутренней службы, верующие садились разговляться после Великого Поста. Отведать яйцо утром на Пасху - залог радостного праздника, счастливой жизни и здоровья.

Дарить и христосоваться. Мы и сегодня продолжаем традицию, начатую еще Марией Магдалиной. Нарядные яйца становятся щедрым пасхальным подарком, и обмен ими происходит в знак любви, гостеприимства и единства верующих. «Христос Воскресе!» - говорят, вручая яйцо близкому человеку, чтобы услышать в ответ: «Воистину Воскресе!». После этого нужно похристосоваться - то есть трижды расцеловаться в щеки. Кстати, если уж делать все по правилам, то первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой член семьи.

Битки. Откуда пошла традиция биться на Пасху яйцами, неизвестно. Так уж было заведено. Да и сегодня разве вы не начинаете пасхальный день с символического столкновения двух яиц - чье же крепче? Но трактовки у этого обычая очень даже интересные. Первая версия заключается в том, что между собой борются добро и зло: яйцо, которое, по счастью, не разбилось, устояло против препятствия, является победителем - его хранили в доме в качестве оберега. Другая версия тоже вполне правдива. В более консервативные времена прилюдно расцеловываться было не принято, поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди христосовались с помощью битья яиц. Есть и еще одно объяснение: наиболее удачлив тот, чье яйцо-таки разбилось, ведь когда скорлупа раскрывается, из яйца, как из гроба, появляется сам Христос. Как бы то ни было, битки - замечательная праздничная традиция, которая ненавязчиво приобщает к пасхальной истории детей, да и взрослым не дает заскучать!

Катание яиц. В ходу у православных была еще одна пасхальная забава - скатывание яиц с небольшой горки. Смысл игры сводился к меткому попаданию в разложенные под горкой яйца соперников - если катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Либо победа доставалась тому, чье яйцо прокатилось дальше, миновав препятствия. Иногда у подножия горки раскладывали крашеные яйца и всякие незамысловатые призы. Тот из предметов, который выбивало скатившееся яичко, и был выигрышем. Опытные игроки умели бросать яйцо особенно ловко, например, с подкручиванием или так, чтобы в момент столкновения оно обернулось к мишени острым концом и непременно разбило ее. Пасхальное катание яиц - общехристианская традиция. И по сей день игра является веселой частью праздника в Германии. А еще катанием яиц на Пасху развлекаются даже на лужайке перед Белым Домом в Вашингтоне (это называется White House Easter Egg Roll) - но тут дети катают яйца, хм, поварешками. В общем, надо попробовать!



Охота на пасхального кролика

Несмотря на то, что яйцо как пасхальный атрибут распространено у христиан повсеместно, у католиков главным символом Пасхи является кролик. Считается, что его появление в истории Светлого Воскресения восходит к древнегерманским языческим традициям: неизменным спутником богини плодородия Эостры, которую чествовали в день весеннего равноденствия, был кролик, славящийся своей плодовитостью. Легенда была задокументирована в Германии в XVI веке - тогда был опубликован первый рассказ о кролике, который в канун Пасхи откладывал яйца (вот невидаль!) и прятал их в саду, как клад. По немецкому поверью, распространившемуся потом по всей Европе, а затем перекочевавшему и в Северную Америку, пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим деткам гнездо с разноцветными яйцами, которое надо непременно отыскать! Иногда ребятишки даже «вьют» это потаенное гнездышко и поджидают, когда же кролик нанесет визит (очень похоже на ожидание Санты под елкой в канун Рождества). Изображения этих чудесных, щедрых зайцев, держащих в лапках яйца, а также их фигурки из дерева, фарфора, воска, теста и - самые желанные! - из шоколада со временем стали символом католической Пасхи. «Охота» на пасхального кролика и поиск припасенных им подарочков превратился в семейное развлечение, которого в Пасху ждут и взрослые, и дети. Игрушечные кролики сегодня выступают героями целых сюжетов и композиций: они учатся в школе, играют, участвуют в пасхальном застолье, в общем, всем своим видом подают хороший пример!



Обычай наряжать пасхальное дерево по аналогии с деревом рождественским тоже пришел из Европы - это символ Древа жизни, буйства весны. Деревья во дворах или домашние букеты из веточек украшаются лентами, бантами, пасхальными яйцами. Самое знаменитое и самое прекрасное пасхальное дерево растет в саду у немца Фолькера Крафта (Volker Kraft) , в городе Заальфельде: вот уже 50 лет он украшает яблоню около своего дома цветными яйцами - и их уже более десяти тысяч! Первое пасхальное дерево (по-немецки Osterbaum) Фолькер Крафт увидел еще в детстве, в 1945 году, и загорелся идеей «вырастить» собственное. В 1965 году вместе с женой Кристой он начал претворять мечту в жизнь - сначала на яблоне появилось 18 пластиковых яиц, потом, решив, что пластиковые украшения слишком дороги, супруги взялись за рукоделие. Они начали расписывать яйца вручную, а чтобы те не были для дерева слишком тяжелы, выдували содержимое яйца, оставляя лишь нарядную скорлупу. За полвека коллекция, в создании которой принимала участие вся семья и друзья, разрослась так, что хранить яйца уже попросту негде. В 2015 году ветви пасхального дерева, от которого даже по фотографиям дух захватывает, украсили десять тысяч яиц, среди которых, по словам местных жителей, не встретить двух одинаковых. Это вам не елку нарядить - украшать дерево семейство Крафтов начинает за несколько недель до Пасхи! Полюбоваться им приезжают сотни туристов и, вдохновившись чудесной пасхальной традицией, распространяют ее по всему миру.

Яичный масскульт

Живопись, кино, литература, дизайн, даже компьютерные игры - пасхальные яйца проникли всюду. И мы решили за ними поохотиться...

В знаменитом романе русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне», работа над которым длилась аж 14 лет, Пасхе посвящено несколько глав. Все они пронизаны каким-то щемящим сердце теплом, радостью и не требующей пояснений верой - когда читаешь, хочется вернуться в детство и ждать Светлое Воскресенье под ароматы куличей:

«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные «дорожки». В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него - все волшебное. Вот - с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое - отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, - и чудится мне, в цветах, - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, - и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

А вот у Александра Куприна рассказ «Пасхальные яйца» (1911 год) получился весьма ироничным - но такой уж удалась Пасха у его главного героя...

«Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах». Герой рассказа вручил своему богатому, черствому и вспыльчивому дяде необычное яйцо из цветочного магазина. Если написать на том яйце водой любые буквы и посыпать семенами кресс-салата, то за неделю на его поверхности зеленым цветом вырастали добрые пасхальные слова. Но по случайности или по оплошности продавца дядюшке, который в свои 70 лет очень гордился своей черной шевелюрой, досталось яйцо с надписью из проросшего кресс-салата: «Я был лысым». Так герой остался без наследства.

Само собой, встречаются пасхальные яйца в религиозной живописи. В православной иконописи Мария Магдалина, почитаемая как святая равноапостольная, в отдельных сюжетах изображается редко, в основном как жена-мироносица с сосудом благовоний. Но иногда можно увидеть ее и с красным пасхальным яйцом в руках. Уже знакомый нам пасхальный сюжет запечатлен русским живописцем Василием Верещагиным на картине «Визит Марии Магдалины к Императору Тиберию» - она украшает стену Церкви Марии Магдалины в Иерусалиме.

Яйца Фаберже вообще стали понятием нарицательным, символом дорогого, изысканного подарка. Между тем, Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году по заказу императора Александра III именно в качестве пасхального сюрприза для его жены Марии Федоровны. Оно называлось «Курочка» и было покрыто снаружи белой, под скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, размещалась изготовленная из цветного золота курочка. Но на этом сюрприз не заканчивался - внутри курочки таилась миниатюрная копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Вот это писанка, так писанка! Впрочем, всю идею Карл Фаберже заимствовал: в начале XVIII века европейскими мастерами уже было изготовлено подобное яйцо, несколько экземпляров которого хранятся сегодня в музейных коллекциях Дрездена, Вены и Копенгагена. И все же Фаберже так поразил императрицу своим творением, что сразу был признан придворным ювелиром и получил заказ создавать по яйцу ежегодно. Кстати, работа была такой кропотливой и тонкой, что на одно яйцо действительно уходил почти целый год. Эта традиция сохранялась вплоть до царствования Николая II. С 1885 по 1917 год было создано 71 яйцо неописуемой красоты, из которых императорскими считаются 52.

В современной массовой культуре есть метафорическое понятие «пасхалки» - некой загадки, авторского намека, спрятанного внутри произведения, будь то сериал, книга, комикс, игра или даже компьютерный софт!

Вот уж где символизм яйца раскрывается на полную! Считается, что первым «пасхалку» («пасхальное яйцо», Easter Egg) намеренно использовал в 1979 году Уоррен Робинетт, программист компьютерной игры «Adventure». Тогда авторов игры нигде не указывали официально, и тщеславный Робиннет решил спрятать упоминание о себе внутри игры: чтобы попасть в комнату с именем разработчика, следовало отыскать невидимую точку в одной из частей лабиринта и перенести ее в другой конец уровня. Постепенно постмодернистские «секретики» с легкой руки режиссеров, программистов, мультипликаторов стали появляться в самых разных жанрах. Для фанатичных и внимательных зрителей, читателей, геймеров стало особым приключением и удовольствием искать авторские намеки. Например в фильме «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981) на стенах древнего храма можно заметить иероглифы в виде роботов из «Звездных войн» R2D2 и C-3PO! А на обложке альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» есть отсылка к The Rolling Stones - кукла Ширли Тэмпл с надписью «Welcome the Rolling Stones». Кстати, несколько месяцев спустя The Rolling Stones ответили коллегам и выпустили альбом, на обложке которого физиономии битлов выглядывают из цветочных зарослей. «Пасхалки» таятся в «Бойцовском клубе», «Заводном апельсине», «Матрице», сериалах «Остаться в живых», «Во все тяжкие», в мультфильмах «Симпсоны», «Алладин», большинстве компьютерных игр, программе uTorrent и массе других произведений. Ищите сами, ведь если вы были хорошими мальчиками и девочками, пасхальный кролик обязательно приготовил для вас сюрпризы!



Это большое яичное расследование навело нас на мысль, что пасхальное яйцо обладает чудесной силой объединять нации и конфессии, детей и взрослых, любителей шоколада и искателей приключений, старинные традиции и самую что ни на есть современность. Обычай христосоваться, «чокаться» яйцами на Пасху, конечно, распространен и на Кипре. Желаем вам счастливой Пасхи и «Καλά τσουγκρίσματα! (калА цугрИзмата), что означает «хорошего чоканья»!

Текст: Екатерина Мошкина

Пасхальные яйца Фаберже - восторг и роскошь, предмет вожделения и мерило богатства, икона ювелирного искусства.

Карл Фаберже - художник и предприниматель, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, - смог создать крупнейшую ювелирную фирму в России, чья деятельность определила развитие ювелирной отрасли конца XIX – начала XX вв., - времени, когда Санкт-Петербург считался одной из ювелирных столиц мира.
Год рождения первого пасхального яйца Фаберже - 1885-й. Оно было заказано ювелиру Александром III в качестве пасхального подарка его супруге - императрице Марии Федоровне. Причем делая заказ, император ничего не сказал о том, как должно выглядеть яичко, но то, что получилось, привело в восторг и монаршую чету, и весь их двор, а затем и всю Европу. С тех пор императорский заказ на пасхальные яйца Фаберже стал регулярным, и эта традиция продлилась до революции 1917 года.
Над их созданием трудились мастера - Михаил Перхин, Генрих Вигстрем, Василий Зуев, Август Хольстрем, все вместе исполнившие 54 пасхальных яйца, ни разу при этом не повторившись.
Сегодня доподлинно известно, что за период с 1885 по 1917 год Фаберже было создано для императорской фамилии 54 яйца. Десять из них изготовлено при жизни Александра III в подарок Марии Федоровне, остальные 44, уже по заказу Николая II, - для вдовствующей императрицы и его супруги, последней российской царицы Александры Федоровны. Ни одно из этих творений не повторяло друг друга, в строжайшей тайне держалось и то, какой сюрприз будет скрыт в новом яичке. Отвечая на вопрос венценосных клиентов, что же будет представлять собой новый пасхальный подарок, Фаберже обычно ограничивался лаконичной фразой, звучавшей примерно так: «Вы останетесь довольны».
Помимо изготовленных для дома Романовых, ставших собственностью царской семьи, яйца Фаберже попали к Нобелю, американской герцогине Мальборо, аристократу Юсупову. Иркутская купчиха, золотопромышленница Варвара Базанова владела семью яйцами от Фаберже.

2. №1. Курочка. 1885 г.

1 мая 1885 года в день Светлой Пасхи царь Александр III протянул своей возлюбленной царице Марии Федоровне, совершенно неинтересное, белое эмалированное яйцо. Оно было приблизительно 7 см и внешне походило на большое утиное яйцо. Только когда императрица открыла подарок царя, оно выявило свою истинную природу: как в сложной матрешке, в нем находился желток, сделанный из золота, внутри желтка была спрятана золотая курица, сидящая на гнезде из золотой соломы, в курице была спрятана миниатюрная копия императорской короны с алмазами, внутри которой лежал крошечный рубиновый кулон.
Александр очень хотел отвлечь жену от угроз террористов, отвлечь ее от беспокойства за свое положение. Он хотел окунуть ее в воспоминания о счастливом детстве в Дании, когда Марию еще звали Дагмар и когда все еще было безоблачно и беззаботно. В детстве принцессе Дагмар показывали замечательное яйцо из королевского собрания, датированное началом 18-го века. Оно было из слоновой кости, а не из эмали, которую использовал Фаберже и последний открываемый предмет был кольцо, а не кулон, но в любом случае изделия были очень похожи.
Спустя 6 недель после подарка, царский двор выпустил следующее объявление: «Его Императорское Величество дал свое высочайшее разрешение Санкт-петербургскому ювелиру, купцу 2-й гильдии Карлу Фаберже, с магазином на Большой морской, 18, носить титул поставщика императорского двора с правом использовать государственный герб на вывеске магазина». Корона и кулон не сохранились. Продан Кремлем в 20-х годах.

3. №2. Курочка с сапфировым кулоном 1886 г. Изображение не сохранилось

К большому сожалению изображения нет, как собственно и самого яйца. Яйцо предположительно передано на склад Кремлевской оружейной палаты на хранение в 1917 году.
Золотая курица, усыпанная ограненными розой алмазами, держащая сапфировое яйцо в клюве и сидящая в корзинке, выполненной из золота и алмазов. Нет никаких упоминаний о том, как было оценен подарок, за исключением того, что в 1887 году царь заказал третье яйцо. Затем заказы стали регулярными. Возникла традиция.
С каждым годом ювелир обретал все большую свободу в выполнении ежегодного заказа. Царем были установлены только три правила: подарок должен иметь овальную форму, дизайн не должен повторяться, каждое яйцо должно содержать сюрприз для императрицы. Кроме этого, даже сам царь не мог знать большего. Фаберже отвечал на все вопросы любезным: «Ваше Величество будет доволен». Любознательная княгиня получила однажды едкий ответ: «В этом году яйцо будет квадратным».

На фото подвеска. Золото, нефрит, бриллианты. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург, до 1898

4. №3 Синее яйцо-часы со змеей.

Оно было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Великолепное творение Фаберже в технике quatre couleurs из золота. Эмали эталонного качества нескольких цветов: прозрачные королевского синего цвета, непрозрачные перламутрово-белого и знаменитого «устричного» оттенка. Гильоше, бриллианты. h-18,3см. Дизайн яйца восходит к лучшим традициям Севра. Змея из золота, «насаженная бриллиантами», обвивает корпус. Она неподвижна, голова ее указывает на белую тонкую панель с римскими цифрами. Под панелью скрыт сложный ротационный механизм часов. Маэстро Фаберже был несказанно горд тем, что для этого яйца использовались исключительно драгоценные камни и металлы, добытые в Сибири и на Урале. Объект был продан через «Антиквариат», как обычно, без составления договора продажи в 1927 году. Многие годы галерея WARTSKI искала покупателя. И нашла. Магнат Ставрос Ниаркос, владелец целого флота и судовых верфей, приобрел яйцо в 1972 году. Наконец, в 1974 году, этот объект Фаберже обрел тихую гавань. Хитрый грек преподнес яйцо Князю Монако Ренье III к серебряному юбилею восшествия на трон Гримальди. Сразу же яйцо-часы превратились в предмет восхищения супруги Ренье III Принцессы Грейс, она брала их с собой во время официальных визитов. Во дворце часы неизменно находились в ее личных покоях. Яйцо-часы со змеей получили второе имя: «Часы Принцессы Грейс». После трагической гибели супруги в 1982 году, Князь Ренье приказал опечатать ее покои. Дабы все, чем дорожила Принцесса, оставалось в неприкосновенности. В апреле 2005 год трон унаследовал бонвиван принц Альберт II. С 2008 года объект экспонируется.

5. №4 Яйцо «Кавказское», 1893.

Техника исполнения- прозрачная эмаль по гильошированному фону, акварельная живопись на кости, чеканка, литье.
Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан (Н.Орлеанский музей искусств)
Происхождение: Подарено императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1893 года.
Галереи Хаммера,Нью Йорк, приобретено у советского правительства около 1927 года.
У младшего брата Николая великого князя Георгия Александровича в октябре 1890 года начался тревожный кашель, позднее стало понятно, что у Георгия туберкулез. Он провел остаток своей короткой жизни в императорском охотничьем домике на Кавказе, где климат, как считалось, был более здоровым, чем пагубная зима и сомнительное лето Центральной части России. В детстве Георгий был изрядным шутником. После его смерти в 1899 году в возрасте всего лишь 28 лет, Николай, к тому времени уже царь, время от времени посмеивался, вспоминая некоторые из его особенно успешных авантюр. Вынужденное изгнание Георгия за тысячи миль от семьи Фаберже выразил в «Кавказском яйце». На верхушке прикреплен портрет Великого князя, который нужно смотреть через плоский алмаз, а по краям портрета четыре открытые панели с миниатюрными видами домика, где Георгий провел последние годы своей жизни. Над панелями алмазами обозначен год - 1893. Само яйцо сделано из четырех-цветного золота, серебра и платины и покрыто рубиново-красной эмалью. Контраст между вульгарной роскошью и простой жизнью, изображенной на миниатюрах, поразителен. Возможно это сказано слишком сильно, но совокупность миниатюр больше говорит об одиночестве, чем мог бы сказать портрет.

6. №5 Яйцо в стиле Ренессанс, 1894 г.

Мастер - Михаил Перхин
Высота - 14 см
Материалы- белый агат, золото, прозрачная зеленая, красная и синяя эмаль. Непрозрачная черная и белая эмаль, бриллианты, рубины. Резьба, чеканка.
Коллекция журнала «Форбс», Нью Йорк.
Происхождение: Подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1894 года.
Приобретено Армандом Хаммером около 1927 года. Мистер и Миссис Генри Тальбот де Вере, Клифтон,Англия. Мистер и Миссис Джек Лински,Нью Йорк.
Яйцо «Ренессанс» это уже десятое традиционное пасхальное яйцо, подаренное Марии Федоровне мужем. Она получила подарок в Гатчине. Яйцо было вырезано из прозрачного тонкого агата, разновидности кварца. Практически такое же хрупкое, как настоящее яйцо, оно было украшено наподобие торта алмазами, рубинами и цветной эмалью. Это одно из немногих яиц Фаберже, которое было как бы вытянуто по горизонтали и имело необычную выпуклую форму. Похожее на украшенный драгоценными камнями ларец для драгоценностей, оно было выполнено в виде шкатулки восемнадцатого столетия, которую Фаберже видел в Дрездене еще школьником. Однако, содержимое яйца давно исчезло, а без сюрприза изделие само по себе было не очень интересно. Во время празднования пасхи мысли Марии Федоровны были в Германии, где счастливый Николай наконец-то получил согласие Аликс на брак. Аликс очень долго сопротивлялась переходу в православную веру. Это не было простой прихотью. Аликс выражала твердую уверенность в своей протестантской вере и практически не оставляла никаких возможностей для дальнейшего убеждения. Николай в начале апреля 1894 года официально предложил Аликс руку и сердце, но был встречен с прежней непримиримостью. Два часа беседы ни к чему не привели. Все, что Аликс могла ответить на просьбы Николая, было тихим «Нет, я не могу», при этом слезы катились у нее по щекам. Однако, Николай был настроен решительно и у него нашлись союзники среди других царственных особ. В общем крепость пала и Мария Федоровна, получая очередной подарок на Пасху уже думала о скорейшей свадьбе.

7. №6. Яйцо с бутоном розы, 1895 г.

Мастер - Михаил Перхин
Материалы - цветное золото, прозрачная красная и непрозрачная белая эмаль. Бриллианты, бархат.
Бутон из золота, непрозрачной желтой и зеленой эмали.
Высота - 6,8см
Происхождение- коллекция журнала «Форбс», Виктор Вексельберг.
За этот год произошли серьезные события. 20 октября 1894 года Александр III умер, ему было всего 49 лет. На следующее утро состоялась короткая служба, на которой Аликс приняла православие. Принцесса Аликс Гессенская, бывшая лютеранка, теперь была «истинной веры великой княгиней Александрой Федоровной». Спустя неделю после похорон свекра, которого, она едва знала, Александра Федоровна примерила платье, которое носили многие поколения российских великих княгинь в день их свадьбы. Трехметровый шлейф из серебряной ткани был оторочен мехом горностая. Говорят, что Мария Федоровна так прокомментировала это: «Да, я знаю, как это тяжело. Но боюсь, что это - только наименьшая из тяжестей, которые предстоит нести российской императрице». А Александра вынесла дню своей свадьбы жестокий приговор: «Свадьба показалась лишь продолжением долгих похоронных церемоний»
«Бутон розы» это первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Все. Теперь Аликс законная супруга Николая и по традиции будет получать на пасху подарок. То есть теперь в год у нас получается два императорских яйца. Марии Федоровне и Александре Федоровне. Николай будет дарить подарок и матери и жене. Александра Федоровна получила первое яйцо, Мария Федоровна - 11 , наверное, следующим в показе у нас будет оно »Двенадцать монограмм».
Фаберже начал решать серьезную задачу, как угодить Александре. Яйцо «Бутон розы» было сравнительно небольшим. Можно было бы счесть красный цвет эмали слишком насыщенным, поскольку он мог напоминать те яркие пятна, которые выступали на лице царицы на людях, а выбор желтой эмали для окраски бутона розы внутри яйца также кажется неудачным. Хотя в Германии это сочли бы самым благородным цветом для розы, Александра, возможно, знала о традиционном использовании желтых роз, как подарка, свидетельствующего о конце отношений. Даже если так, это вряд ли разволновало ее. Она была беременна и радовалась своей замужней жизни. В любом случае она, должно быть, была очарована двумя сюрпризами, появлявшимися, когда лепестки бутона разворачивались: это были императорская корона и рубиновый кулон, похожий на тот, что находился в курице в первом яйце, подаренном Марии. Параллель была, конечно, намеренной: Фаберже с нетерпением ждал возможности узнать, как будут развиваться его отношения с новой царицей, будут ли они столь же счастливыми и столь же прибыльными, как с ее предшественницей.
Кстати, яйцо реставрировано. Оно было повреждено в ходе семейной ссоры.
PS Корона и кулон, которые находились внутри розы, теперь отсутствуют.

8. №7 Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» 1891 г.

Материалы - золото, платина, бриллианты, рубины, гелиотроп, аквамарин и бархат.
Высота - 9,3 см
Местонахождение- Государственные музеи Кремля.
Происхождение- подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1891 года.
В октябре 1890 года цесаревич Николай взошел на борт российского военно-морского судна «Память Азова», чтобы отправиться в девятимесячный поход вокруг Южной Азии. У его родителей было много причин послать его в эту поездку. Николаю было в тот момент 22 года, ему нужно было расширить свой кругозор. Это плавание также могло помочь ему забыть о начинающемся безумном увлечении Матильдой Кшесинской, семнадцатилетней балериной императорского балета. В этом плавании его сопровождал Георгий, ему нужно было подлечить кашель. И, наконец, у этой поездки был дипломатический аспект. Николай должен был представлять Россию, при каждой остановке встречаясь с иностранными сановниками.
Яйцо «память Азова» было подарено Марии Александром в то время, когда оба их сына находились вдали от дома. В яйце находится сюрприз: точная копия крейсера из золота и платины, в котором путешествовали эти два молодых человека. Алмазы изображали иллюминаторы, оснащение было точно скопировано с оригинала, якорная цепь и оружие двигались. Модель опиралась на пластину, сделанную из аквамарина, изображающего воду. Само яйцо, чуть ниже 10 см в высоту, было вырезано из цельного куска гелиотропа, испещренного красными и синими прожилками, и украшено золотыми завитками в стиле рококо. Марии, по-видимому, очень понравилось это яйцо, пробудив в ней сильные эмоции.
Независимо от того, какие цели их Величества связывали с поездкой их сыновей, сомнительно, что они были достигнуты. Николай мало расширял свой кругозор, в Египте его внимание занимали исполнительницы танца живота, а не местные достопримечательности. Георгий покинул корабль из-за того, что у него усилился кашель, к тому же у него возникла лихорадка. А в Японии с Николаем произошел опасный инцидент. На улице на цесаревича напал вооруженный мечом полицейский с намерением зарубить его. Царевич получил довольно серьезное ранение, шрам от которого остался на всю жизнь, быстрая реакция кузена Николая спасла ему жизнь. Дальнейшие дипломатические реверансы Николаю трудно было соблюдать. И, наконец, когда Николай возвратился в Санкт-Петербург, он снова возобновил свою связь с Кшесинской».
Путешествовали на крейсере 9,5 месяцев. Фаберже тоже путешествовал с царевичами. В Сиаме (Тайланд) была остановка, Фаберже получил заказ от сиамского короля, Фаберже сделал нефритового Будду. Из путешествия вернулись «сухим» путём. Во Владивостоке заложили 1-ю железную дорогу.

9. № 8 Яйцо с Датскими дворами 1890 г.

Мастер - Михаил Перхин
Материалы - зеленое и розовое золото, розовато-лиловая опаловая эмаль по гильошированному фону, звездчатые сапфиры, изумруд, бриллианты огранки «роза».
Карман и подкладка из красного бархата.
Ширма - зеленое и цветное золото, акварель по перламутру.
Высота - 10,1 см
Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан.
Происхождение - подарено Императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1890 года.
Галереи Хаммера, Нью Йорк. Приобретено у советского правительства около 1927 года.
«Датские дворцы». Увеличение свободы творчества Фаберже происходило постепенно, но к 1890 она была уже полной. Яйцо этого года было настолько сложным, что на его создание нужно было не меньше 12 месяцев. Это великолепное, блестяще выполненное изделие. Оно сделано из цветного золота, покрытого совершенно гладкой эмалью, на фоне молочно-розовой прозрачности которой ярко выделяются ограненные розой алмазы и изумруды, которые образуют сетку на его поверхности. Сюрприз, скрытый в яйце, показывает, насколько Фаберже начал понимать своего истинного клиента, Марию Федоровну. Яйцо открывается и внутри его оказывается золотой экран с десятью перламутровыми панелями. На каждой панели располагается изящная акварель кисти придворного миниатюриста Константина Крижицкого. Пять изображений датских королевских резиденций, на двух следующих - виды дворца в Петергофе, на одной панели изображен Гатчинский дворец и, наконец, ряд изображений завершался изображениями двух императорских яхт «Полярная звезда» и «Царевна». Как и яйцо «Курочка», сделанное за пять лет до этого, оно напоминало Марии о ее детстве, но на сей раз Фаберже создал откровенно персонифицированный подарок. Это был уникальный образ получательницы подарка - он напоминал ей о датском происхождении и о роскоши, которой она теперь наслаждалась в России.

10. №9. Яйцо в память о коронации, Петербург, 1897 г.

Мастера - Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, карета - Георг Штайн.
Высота яйца - 12,6см, высота кареты - 9,3 см
Материалы - цветное золото, прозрачная желто-зеленая и непрозрачная черная эмаль. Бриллианты, бархат. Модель кареты - золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, хрусталь.
Происхождение - подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года.
Приобретено Эмануэлем Сноумэном для Уартски, Лондон, около 1927 года.
Николай подарил Александре яйцо, которое многие считают «самым значительным произведением Фаберже по общественному поводу». Оно было посвящено их совместной коронации как императора и императрицы в 1896 году и стало примером совершенства как идея проекта, цвет, работа по металлу и сюрприз. Сделанное из красного золота, яйцо покрыто великолепной переливчатой желтой эмалью, окруженной золотой решеткой, наверху-выполненный из черной эмали романовский орел. Цветовая комбинация должна была вызывать в памяти золотые одеяния, которые были на царице во время церемонии. В яйце находилась точная копия коронационной кареты Александры. Только на ее изготовление понадобилось пятнадцать месяцев работы молодого ювелира двадцатитрехлетнего Георгия Штейна, глаза которого были способны справиться с созданием невероятно мелких деталей золотой кареты. Она была полностью выполнена на шарнирах, украшена красной эмалью и алмазами, ее окна были сделаны из горного хрусталя, а колеса - из платины. Даже сегодня это изысканное произведение искусства вызывает удивление - карета производит впечатление пружинистой и легкой в управлении, что это кажется просто невозможным.
Так что, с одной стороны яйцо - наглядная демонстрация гения Фаберже. С другой стороны, с точки зрения получателя яйца, едва ли можно было сделать нечто менее приятное. На Пасху 1897 года императорская чета предпочла бы забыть событие, которое должно было стать одним из значительнейших событий царствования Николая. Что касается Александры, то точная копия ее кареты могла быть лишь неприятным воспоминанием о ее поездке в Москву: бурные приветствия ее свекрови, несколько более спокойный прием, оказанный ее мужу, и мрачная тишина, которой приветствовали ее, пришедшую со стороны немку. Уже тогда она почувствовала непопулярность, которая будет характеризовать все ее царствование.
Однако самую мрачную тень отбросила на зрелище коронации трагедия, которая произошла несколькими днями позже на Ходынском поле на окраине Москвы. Это было традиционное место, где москвичи приветствовали своего нового царя. Но, за тринадцать лет, прошедшие после коронации Александра III город невероятно расширился и власти были совершенно не готовы к прибытию полумиллиона человек. Толчея и паника. Число убитых можно оценивать только приблизительно: должностные лица Николая оценили число погибших в 500 человек, но истинная цифра скорее ближе к 5000. Трагедия. Но что больше всего подданные, включая членов императорской семьи, не могли простить Николаю, так это его реакцию на трагедию. Под влиянием своих властных дядей, царь даже не предложил отменить бал у французского посла, который происходил вечером того дня. Двор танцевал в то время, когда умирали раненые на Ходынке. Последующие посещения императором больницы и пожертвования, которые он сделал семьям своих жертв, не могли исправить положение. Все это наложило неприятный отпечаток на остальное царствование Николая.
Но, у Александры было еще особенно тяжелое воспоминание о коронации. Согласно словам ее горничной Марфы Мухановой, напряжение этих дней вызвало у Александры выкидыш. Это и само по себе было достаточно печальным событием, но самым неприятным было то, что доктор Александры был убежден: не родившийся ребенок - мальчик, царевич, которого так отчаянно желали она и Николай. Наверняка каждый взгляд на яйцо напоминал императрице о ее потере.
Интересный момент о чувствах самого Фаберже. Он был на коронации. В последствии он рассказал об этом событии только одну историю. Фаберже двигался вслед за церемонией на ее четырехколесном экипаже, лучшие годы которого были позади. Во время поездки днище выпало, но седок продолжал двигаться пешком, перебирая ногами внутри кабриолета. Потрясающий образ: ясно, что ювелир думал при создании яйца о средстве передвижения, столь сильно отличающимся от кареты Александры.

11. №10. Яйцо с ландышами, Петербург, 1898 г.

Мастер - Михаил Перхин
Материалы-золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость.
Высота - 20 см
Происхождение - подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года.
Приобретено Эмануэлем Сноуманом для Уартски. Лондон,около 1927 года. Коллекция журнала «Форбс», Виктор Весельберг.
Из всех творений Фаберже это яйцо одно из самых красивых. В яйце «Ландыши» есть то, что сразу привлекает внимание. Возможно, это то, как при освещении под определенным углом под розовой эмалью проступает золотистый тон подложки. Возможно, это нежность, с которой жемчужинки свисают по бокам яйца, изображая стилизованные ландыши. Они были одними из любимых цветов Александры, и она не могла не оценить также стиль ар-нуво, в котором было выполнено это яйцо - новая отправная точка для ювелира, который больше черпал вдохновение во французскои искусстве восемнадцатого столетия. Сама Александра продолжала использовать тему ар-нуво при ремонте Александровского дворца.
Больше всего понравился Александре сюрприз яйца. При нажатии на жемчужную кнопку сбоку яйца появлялись три миниатюры и веером разворачивались на верхушке: на центральной был изображен Николай в военной форме, а по бокам располагались портреты великих княгинь Ольги и Татьяны, двух старших детей Александры. Это были без сомнения три человека, которых Александра любила больше всех на свете. Она была рождена, чтобы быть матерью, и до безумия любила своих девочек - обеим было тогда меньше 3-х лет - настолько, что это еще больше усиливало неудовольствие санкт-петербургского света. Даже ее бабушка, королева Виктория, которая была сама заботливой матерью, считала, что она слишком затянула с кормлением грудью. При отсутствии сына, Фаберже не мог продолжать создавать яйца, которые славили бы бесполезных для продолжения династии дочерей, однако, родители их очень любили. Яйцо «Ландыши» не стало началом новой серии произведений. Фаберже пришлось искать вдохновение в ином. Поэтому в следующие несколько лет почти каждое яйцо, предназначенное для Александры, будет сложным, но обезличенным украшением, либо акцент будет делаться на главных событиях царствования ее мужа. Фаберже негде было развернуться.

Продолжение следует....

Изысканные произведения Фаберже пережили трагическую и залитую кровью историю, которая разбросала их по всему миру.

Что можно найти внутри пасхального яйца? Плитку шоколада? Пушистого, желтого Пасхального игрушечного цыпленка? На протяжении 30 лет императрицы царской России научились ожидать немного большего от пасхальных подарков. Внутри чисто белого, в натуральную величину яйца — вылепленного из эмали, не шоколад - подарок царя Александра III царице Марии Федоровне в 1885 году, был золотой желток, скрывающий золотую курицу. Внутри золотой курицы были алмаз и миниатюра императорской короны.

Это было только первое из 50 декоративных пасхальных яиц, сделанных для русской царской семьи Санкт-Петербургской студии Питера Карла Фаберже между 1885 и 1917 годами, когда Октябрьская революция привела к власти большевиков.
Яйца были изготовлены из золота, покрытого мелкими слоями лака и усыпанный драгоценными камнями.


Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России. Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней. В ход шли драгоценные эмали и тонкая ювелирная работа.


Романовы


Одно из яиц Фаберже содержит модель Транссибирского экспресса — это праздник в честь железной дороги, его крошечный локомотив в комплекте с алмазной фарой тащит пять золотых вагонов, их окна из горного хрусталя и выгравированные с бесконечно маленькими надписями на вагонах «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». С помощью маленького ключика поезд можно привести в движение.


Часто мастера фирмы Фаберже экспериментировали с нетрадиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта дерева, редкие минералы. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе.


Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. До наших дней дошло 62 яйца. Большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.


Карл Фаберже был потомственным ювелиром, путешествовал по Европе и обучался в Дрездене, после чего начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого он вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Так Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».


Все яйца, сделанные фирмой Карла Фаберже для императорской семьи, хранились в специальной комнате в Аничковом дворце. В ходе революции 1917 года они были выкрадены большевиками и переданы в Оружейную палату Кремля. Тем не менее семь из яиц пропали без вести и по сей день не обнаружены.


Одно из яиц не было закончено из-за революции 1917 года. Яйцо «Созвездие» было уникальным в своем роде, так как для него были использованы редкоземельные минералы. Сейчас яйцо хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана в Москве.


Хотя Дом Фаберже был национализирован большевиками после революции, сын Карла Питер покинул страну и умер в Швейцарии в 1920 году. Для приобретения иностранной валюты для молодого Советского Союза, Сталину пришлось продать около 14 яиц, которые осели в европейских коллекциях.


Девять яиц из оригинальной коллекции были проданы Малькольму Форбсу и долгое время находились в Нью-Йорке. Так было до тех пор, пока их не выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг, который потратил на коллекцию более 100 миллионов долларов.


Яйцо Ротшильдов. В 2007 году яйцо из частной коллекции семьи Ротшильдов побило сразу два аукционных рекорда как самый дорогой хронограф и как самое дорогое из проданных яиц Фаберже. Сумма продажи составила 8,9 миллионов евро.


Невероятно, но в 2004 году одно из пропавших без вести яиц нашлось совершенно случайным образом. Анонимный счастливчик купил его на блошином рынке по ценре золотого лома. Каково же было его удивление, когда он узнал истинную стоимость яйца — около тридцати миллионов долларов.


Традиции продолжаются. Недавно Дом Фаберже возродил свою пасхальную традицию. В феврале 2015 года фирма создала яйцо для правящей династии Катара. Современное яйцо сделано из перламутра, серого жемчуга, бриллиантов и белого золота.

Здравствуйте, гости блога Алтынай! Очень приятно, что в преддверии дня Воскресения Христова Вас заинтересовал вопрос, что же находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже.

Яично — пасхальная эпопея знаменитого ювелира это необыкновенно интересная и познавательная тема. А знаете что нужно делать, что – бы вникнуть в нее и докопаться до истины? Не поверите, но нужно искать женщину! Да, да, дорогие друзья. Шерше ля фам, как бы выразились французы.

Не удивляйтесь, пожалуйста. Сейчас мы с Вами постепенно расставим точки над буквой «и». И, в конце концов, заглянем внутрь прекрасного творения Фаберже.

Так кто же эта дама, которая явилась вдохновительницей создания 1 пасхального шедевра Фаберже? Кому мы должны быть благодарны за появление исторических ценностей, которые и поныне радуют нас? Да это никто иная, как Мария Федоровна Романова. Супруга Российского императора Александра Третьего.

Исторические факты гласят о том, что Император испытывал к своей жене самые нежные чувства. И в 1885 г., перед Великим праздником Христова Воскресения, решил сделать ей подарок – пасхальное яйцо, подобное тому, каким она любовалась в родной Дании. Кстати, это яйцо, которое сотворили еще в середине 18 века, и поныне хранится в датском замке Розенборг.

Работу над подарком влюбленный супруг доверил мастерам фирмы Карла Фаберже, которого сделал ювелиром своего Императорского Величества тремя годами раньше. Задачу поставил такую – сделать яйцо со своей изюминкой и обязательными сюрпризами внутри, но за основу взять датский экземпляр. Дабы подарок навевал дражайшей супруге приятные воспоминания о юности и девичестве на Родине.

Ювелирных дел мастер выполнил просьбу царя, создал великолепное произведение искусства. В историю оно вошло под названием «Курочка». Первое пасхальное яйцо очаровало Императрицу, привело в истинный восторг. И с тех пор у династии Романовых появилась новая традиция – ежегодное праздничное яйцо Фаберже в дар царствующим императрицам.

Всего их было у Романовых пятьдесят два. Каждое удивляло оригинальностью и помпезностью. Но первое, без сомнения, самое знаменитое. «Курочка» и сейчас поражает своим изяществом и красотой посетителей музея именитого ювелира, который находится в северной столице России.

Сюрпризы 1 пасхального яйца Фаберже

Женщину – вдохновительницу мы с Вами нашли. Теперь впору ответить на самый интригующий вопрос – что – же она обнаружила внутри первого пасхального яйца? Какие такие сюрпризы подготовил ей муж?
Что – бы испытать всю торжественность ситуации, давайте, на минуточку, представим себе картину вручения роскошного подарка.

Вот Мария Федоровна принимает в лилейные ручки яйцо, которое так похоже на настоящее. Оно изготовлено из золота, но для натуральности покрыто матовой эмалью. И размеры соответственные. Если в миллиметрах, то в длину 65, а в ширину 35.

Посередине пробегает тонкая золотая каемочка – это место штыкового соединения двух половинок скорлупы. Императрица легким движением рук разворачивает половинки в разные стороны. Яйцо открывается, и изумленному взору дамы предстает золотой желток.

Но и это еще не все. В желточке находится разноцветная золотая курочка, которая смотрит на мир рубиновыми глазками и содержит в себе главную интригу. Что – то подсказывает Марии Федоровне, что птичка имеет шарнирный механизм в хвостовом оперении, который и откроет доступ к главным сюрпризам.

И вот наступила самая радостная минута, апогей торжества — извлечены золотая миниатюрная императорская корона, усыпанная бриллиантами и цепочка с кулоном, увенчанным шикарным рубином. Все рады и счастливы. И получившая бесподобный подарок жена, и муж, доставивший этакое удовольствие.

Жаль только, что потомки не смогут лицезреть содержимое первого пасхального красавца. И корона, и цепочка пропали. Будем надеяться, что не безвозвратно. Надежду нам вселяет послереволюционная история 1 пасхального яйца от Фаберже.

Как «Курочка» путешествовала по свету 58 лет

Лихолетье революционных событий перенесло первый пасхальный подарок из Аничкова дворца, где его бережно хранила царствующая династия, в Кремлевскую оружейную палату. Отсюда он был выкуплен в 1920 г. английским бизнесменом.

С этого времени и вплоть до 1978 г. яйцо путешествовало по частным коллекциям Лондона, Парижа, Нью — Йорка. Неизвестно где бы оно находилось сейчас, если бы не российский предприниматель Виктор Вексельберг. Он выкупил первый пасхальный экземпляр и еще восемь других, и вернул их в Россию.

Триумфальное возвращение произведений искусств на Родину позволяет надеяться на то, что, может быть в скором времени отыщутся и сокровища, которые находились внутри самого первого яйца, созданного знаменитым ювелиром.

Правда, красивая и захватывающая история? А еще она побуждает творчески подойти к покраске яиц на Пасху. Меня уж точно. А вас? Подписывайтесь на наш блог, узнаете много — много интересного и увлекательного. А пока до новых встреч и приятной подготовки Вам к пасхальным праздникам!