Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина. Кто виноват и что делать, если ребенок не хочет учиться

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева , – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации . «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова , мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора , считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности .

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника .

Наталья Малыхина

Греческого священника и детского психотерапевта Василия Фермóса, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ. Перед началом учебного года в очередной раз поднимаем школьную тему.

Последние дни августа — время ожидания и самой активной подготовки детей и родителей к школе. Большинство школьных принадлежностей уже куплено, но надо приобрести букет цветов, подготовить одежду, наладить режим дня и … настроиться на долгие месяцы почти беспрерывного сидения за книгами. Конечно, школьная жизнь — это не только уроки, учебники и экзамены. Это ещё и встречи с одноклассниками и друзьями, совместные игры и соревнования, походы в кино и в гости друг к другу, занятия в разных спортивных секциях, художественных и музыкальных кружкáх и студиях и многое-многое другое. И к сентябрю всего этого начинает не хватать даже тем ребятам, интересы которых явно не лежат в области получения академических знаний.

Сегодня мы поговорим о некоторых проблемах, возникающих у детей во время обучения в школе, а также о том, каким образом родители могут помочь своим детям-школьникам преодолеть все эти «ловушки» образовательного процесса.

Наши дети проводят в школе половину дня, а в старших классах — ещё больше времени, не говоря уже о тех часах, которые они тратят на приготовление домашнего задания. Можно без преувеличения сказать, что именно школа (после семьи) играет определяющую роль в развитии ребёнка и формировании его личности.

Ребятишки-дошкольники мечтают стать первоклассниками, а потом наступает разочарование, дети не хотят ходить в школу, не желают самостоятельно заниматься и читать книги — всё это знакомо родителям не понаслышке. Почему же столь часто школьная жизнь, которая начиналась с мечты, впоследствии становится кошмаром? По какой причине способные дети не желают учиться в полную силу? Что отвращает наших детей от чтения художественной литературы? Имеет ли какую-либо связь любовь к чтению книг и хорошая успеваемость в школе? Каким образом мы, родители, можем сотрудничать с учителями? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Довольно часто можно услышать жалобы от родителей и учителей по поводу многих «способных, но ленивых» ребят, которые не хотят трудиться на уроках и самостоятельно, не занимаются столько, сколько могли бы. Основных причин такого отношения к учёбе несколько.

Во-первых , способный и умный ребёнок при всех своих достоинствах может не любить читать книги . По разным причинам ему не нравится или он не привык читать всё то, что мы подразумеваем под термином «мировая художественная литература» или, говоря школьным языком, называем «внеклассным чтением». А ведь, когда ребёнок полюбит книги, и ему понравится читать, он сможет гораздо эффективнее готовиться к урокам, читать учебники и дополнительную литературу.

Начнём с того, что дети гораздо легче воспринимают образ, чем текст, и им, к тому же, гораздо тяжелее, чем взрослым, сконцентрировать своё внимание на каком-то одном занятии или объекте. Поэтому телевизор для любого ребёнка — настоящая ловушка. Держа в руках пульт управления телевизором, он становится на время «хозяином положения» и может в любой момент переключиться на другой канал, едва только ему станет не так интересно наблюдать за «движущимися картинками» со звуком в этой передаче. Представьте себе, насколько такому ребёнку трудно будет сосредоточиться, чтобы прочитать ТЕКСТ на двух-пяти-десяти страницах ОДНОЙ книги!

Как можно помочь своему ребёнку полюбить чтение? Родители должны стать настоящими исследователями и психологами, узнать, что по-настоящему интересно сыну или дочери, что увлекает их детей, и попытаться найти книги на эти темы. Например, наш ребёнок любит животных и уже давно мечтает о кошке или собаке. Наконец, ему подарили котёнка, и наше чадо старается узнать всё о том, как ухаживать за своим питомцем, что он любит и чего избегает. Мы, родители, можем найти детские журналы о животных, детские энциклопедии и просто книги для его возраста, в которых рассказывается о взаимоотношении человека и животных. Постепенно, именно потому, что ему интересен предмет, наш ребёнок втянется в сам процесс чтения и даже не заметит, как начнёт с увлечением читать книги и на другие темы.

Что обычно делает мама, чтобы её ребёнок хорошо кушал? Она старается приготовить ему более вкусную еду, как-нибудь интересно и красиво оформить её — рисует смешную мордочку на каше, кладёт в йогурт разноцветные фрукты или складывает смешные фигурки из нарезанных овощей. Мы так заботимся о пище телесной для наших детей! Но так же необходимо поступать и с пищей для души: если у нашего чада «нет аппетита» читать книги, сделаем это занятие более привлекательным для него!

Можно брать с собой ребёнка в книжные магазины, обращать его внимание на красиво оформленные, привлекательные книги, листать их вместе с ним и, при возможности, покупать. Не надо давать ребёнку деньги «на книги», потому что слишком велика вероятность, что он потратит их на журналы, которые не принесут ему никакой пользы, или на посторонние вещи.

Необходимо вместе с ребёнком читать книги, а потом вместе обсуждать прочитанное. К тому же, для того чтобы дети захотели подружиться с книгой, они, по крайней мере, должны видеть, что их родители часто читают книги, а не смотрят постоянно телевизор и не посвящают всё свободное время компьютеру! Ведь это несправедливо — самому сидеть у телевизора или за компьютером и говорить при этом ребёнку: «Иди-ка почитай!»

Во-вторых , у ребёнка может не оказаться стимулов для учёбы ! Ребёнок — не механизм для автоматического запоминания и записывания всего, что говорится в школе. Обучение — это сложный психологический процесс, который не продвигается вперёд сам собой, для него нужна мотивация. Как побудить детей к учёбе?

Основным стимулом в жизни ребёнка является похвала. Если ребёнок не получил похвалу, если не были отмечены его способности и достижения уже на первых порах обучения, то впоследствии он вряд ли захочет по собственной воле садиться за уроки, читать книги, ходить в школу.

Но ведь и у нас, взрослых, происходит, в сущности, то же самое: мотивация сотрудников — это одна из основ менеджмента. Если на работе останутся незамеченными наши усилия, усердие, достижения, то вряд ли мы станем трудиться с такой же самоотдачей, как в случае, когда наши достижения получают признание коллег и начальства.

Многих детей, вместо того, чтобы похвалить и подбодрить, наоборот, психологически травмируют и обижают, и, в итоге, они разочаровываются в школе. Это может произойти как по вине учителей, — неопытных, равнодушных или уставших, — так и из-за чересчур требовательных родителей, которые слишком сурово обращаются со своими детьми.

Любая проблема ребёнка — это повод для родителей задуматься о своей жизни и поведении. Взрослым необходимо подумать, не слишком ли многого они требуют от сына или дочери? Ведь бывает, что в детях родители видят самих себя, а вернее, свои несбывшиеся мечты и надежды, и заставляют детей соответствовать родительским устремлениям.

Такие родители обычно делают сразу две ошибки: они забывают или не считают нужным похвалить ребёнка за удачный ответ или правильно решённую задачу и, в то же время, постоянно преувеличивают его неудачи, с детства навешивая на него ярлык «неспособного», «тупого». Ребёнок начинает ощущать себя именно таким, у него не появляется стимул продвигаться вперёд в учёбе, узнавать что-то новое, повышать свою успеваемость. Таких детей достаточно поддержать и показать им, что они очень способные. Это не поздно сделать даже в старших классах школы.

Иногда причиной того, что дети не любят ходить в школу, является отрицательный школьный опыт родителей , которые, соответственно, не в состоянии передать своим детям хорошие чувства к школе. А зачастую именно из-за своего прежнего отрицательного опыта родители настолько сильно желают дать хорошее образование своим отпрыскам, что, опять же, начинают на них в этом отношении давить, заставлять слишком много заниматься.

Но что делать, если, например, ученик начальной школы совсем не хочет учиться и делать уроки самостоятельно? Наверное, неправильно будет просто отсылать его в детскую с призывом «пойти заняться, наконец, делом». Ребёнку необходимо почувствовать наше участие, мы должны помочь ему хотя бы в начале выполнения домашнего задания, а также объяснить материал в случае возникновения трудностей. Родителям желательно помогать детям в выполнении домашней работы, но не проверять и не исправлять их ошибки , потому что иначе у учителя будет искажённое представление о знаниях детей!

Необходимо сотрудничество семьи и школы для того, чтобы грамотно решать все проблемы детей, связанные с учёбой. Было бы неплохо, если бы родители часто приходили к учителям, чтобы рассказать о проблемах, которые возникают дома во время приготовления уроков, посоветоваться и узнать, как ребёнок ведёт себя в школе.

Некоторые родители (чаще всего это делают мама или бабушка) вынужденно часами сидят рядом с ребёнком и вместе с ним делают уроки. Иногда, действительно, необходимо посвящать много времени урокам ребёнка — например, когда из-за длительной болезни или по семейным обстоятельствам он долго не посещал школу, и у него много пробелов в знаниях. Тогда без помощи взрослого ему не справиться. Но в этом случае связь между родителем и ребёнком изменяется, преображается в отношения учителя и ученика.

Родитель на время становится учителем, что привносит в его отношения с собственным ребёнком элемент принуждения. Одним словом, когда один из родителей становится репетитором своего чада, то у ребёнка становится одним учителем больше и одним родителем меньше… Если есть хоть малейшая возможность, лучше записать ребёнка на соответствующие курсы или нанять ему учителя для дополнительных занятий.

Кроме того, в семьях с несколькими детьми матери довольно трудно несколько часов в день уделять внимание урокам одного ребёнка: помимо разных бытовых проблем (мама просто не будет успевать сделать по дому всё, что необходимо), это может вызвать и ревность со стороны остальных детей.

Если в знаниях ребёнка не существует больших пробелов, то родителям совершенно не обязательно поминутно контролировать выполнение домашнего задания и, тем более, делать почти всё за ребёнка. Ведь этим мы, сами того не желая и даже не подозревая, ухудшаем ситуацию, поскольку наше поведение как будто говорит ребёнку: «Мы считаем тебя маленьким, думаем, что у тебя не получится сделать всё это самому, и кто-то должен за тебя потрудиться; мы считаем, что ты не можешь быть ни в чём самостоятельным и независимым, хотя ты уже достаточно взрослый». Другими словами, родители сами невольно «помогают» своему чаду стать инфантильным и не способным отвечать за свои поступки.

Но что делать, если ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и требует обязательного присутствия одного из родителей?

Во-первых, самому родителю необходимо осознать , что отрицательных последствий его постоянного присутствия рядом с делающим домашнее задание ребёнком гораздо больше, чем положительных. Только потом родители могут сказать ребёнку о своём решении. Дети — прекрасные психологи, и они отлично понимают, какие именно мотивы заставляют взрослых поступать с ними так или иначе: сиюминутная усталость? раздражение? нехватка времени? Или родители действительно желают и в данной ситуации добра своему чаду и поэтому поступают так? Если ребёнок почувствует колебание родителей, то он начнёт «давить» на них, и взрослые капитулируют.

Во-вторых, надо спокойно поговорить с ребёнком и объяснить, что теперь он уже достаточно взрослый, чтобы дать ему больше возможностей проявить инициативу и самостоятельность. Необходимо, чтобы наш ребёнок понял, что мы вовсе не бросаем его и всегда будем в его распоряжении, если у него возникнут сложности, но основную часть своей работы ему надо будет взять на себя.

Пройдёт несколько дней, а возможно, и недель, прежде чем и родители, и их чадо привыкнут к новому положению вещей. И не надо бояться, что несколько дней ребёнок будет ходить в школу плохо подготовленным. Ведь чтобы научиться учиться , нашему ребёнку, как и любому другому человеку, необходимо время! Родителям не стóит излишне переживать, будто сын или дочь не справятся с новыми обстоятельствами, ведь обычно дети не выдерживают только то, что не выдерживают их родители!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Грызть гранит науки порой не под силу даже взрослым, стоит ли требовать излишнего усердия и усидчивости от ребенка? Многие родители хватаются за голову, засыпая ребенка вопросами: «В кого ты такой ленивый?», «Неужели это так сложно понять?», «Почему ты не понимаешь, что учиться нужно?» - естественно, все вопросы остаются без ответа, а ребенок замыкается в себе и таит обиду на недальновидных родственников.

Успокойтесь и постарайтесь разобраться, почему ребенок так себя ведет. Чаще всего причина неуспеваемости - это не только банальная лень-матушка, но и влияние внешних факторов - конфликты с учителями или одноклассниками, большая нагрузка, стрессы, несоблюдение режима дня и многое другое.

Конечно, усаживать ребенка за стол, светить ему лампой в глаза и устраивать допрос «Что у тебя происходит в школе» не нужно. Искусство беседы всегда считалось тонким и трудным, но тем важнее его освоить. Важно, чтобы ребенок вам доверял, тогда и проблемы вы будете решать сообща, а не бороться с уже сформировавшимся результатом - прогулами и плохими оценками.

Почему ребенок не хочет учиться?

Конфликты с одноклассниками . Поставьте себя на место ребенка: вам хотелось бы ходить в школу, в которой постоянно напряженная атмосфера? Постарайтесь в ходе беседы выяснить, с кем и почему ребенок конфликтует чаще всего, а уже потом давайте советы. Можно вместе посмотреть фильмы или почитать книги на эту тему, придумать истории и вместе найти решение.

Драка - не всегда лучший выход из ситуации, но ребенок должен уметь защитить себя, так что, возможно, ему будет интересно заняться, к примеру, восточными боевыми искусствами, где тренер объяснит, что сила нужна для защиты, а не для нападения.

Конфликты с учителями . Некоторые мамы и папы в случае, если ребенок жалуется на несправедливого педагога, безапелляционно заявляют: «Значит, было за что, сам виноват». Другие, наоборот, всеми правдами и неправдами защищают чадо: «Не переживай, всегда знала, что у вас учительница - дура». Сначала разберитесь в ситуации, а потом уже ищите виноватых. Диалог с ребенком - лучшее решение: поставили плохую оценку за незнание темы? - значит, нужно вместе ее повторить. Ученик постоянно опаздывает? - проконтролируйте, чтобы ваше чадо являлось в школу вовремя, предложите его подвезти на машине или проводить. Конечно, бывают и противоположные ситуации, когда педагог откровенно невзлюбил ученика и попросту на нем срывается, тогда и методы противодействия с вашей стороны должны быть решительными.

Учеба дается трудно . Поймите, дети-вундеркинды рождаются редко, но даже им в этой жизни приходится нелегко. У каждого ребенка есть свои таланты и способности к тем или иным предметам: ну не всем же перемножать в уме пятизначные числа или помнить наизусть все даты из мировой истории. Ваша задача - своевременно выявить профориентацию ребенка: трудно учиться в школе с математическим уклоном - отдайте его в заведение, где доминируют естественные науки или иностранные языки. У чада обязательно должно быть хобби, которое будет по душе ему, а не родителям. Часто бывает так, что предки видят в ребенке будущего футболиста, а он терпеть не может гонять мяч и падать в грязь. Или отдают на 7 лет в музыкальную школу, в итоге, видя инструмент, дите чуть ли в конвульсиях не бьется. Поощряйте успехи чада, прививайте ему интерес к разным наукам и сферам деятельности. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми - вы просто наградите малыша комплексами с раннего детства.

Тотальный контроль . Давайте мысленно вернемся в наше детство: неужели вас ни разу не заставляли переписывать задачу заново, из-за того, что там «начеркано» или писать прописи два часа кряду, потому что почерк «как курица лапой»? Желание контролировать все и сразу вполне объяснимо, но этим вы ущемляете личность ребенка. Проверка дневника, всех домашних заданий, постоянная критика и упреки, шантаж «не пойдешь гулять, пока не сделаешь уроки», «сначала пойдешь на кружок, а потом поговорим о тренажерном зале». Люди, да вы из ребенка можете изгоя сделать! А потом уже поздно будет удивляться и спрашивать «А почему он не делится со мной своими проблемами?», момент-то упущен. Вы для него диктатор, а не близкий друг. Ослабьте поводья, пусть у ребенка будет 1-1,5 часа отдыха после школы, повесьте на стене режим дня, научите чадо ему следовать - тогда и проблем будет меньше.

Собственным примером. Ребенок не любит читать или заниматься спортом. Скажите честно, а все ли в вашей семье следуют этой догме? Папа лежит на диване, мама на кухне ест печеньки с чаем. На месте ребенка любой бы возмутился, а почему он должен бегать по стадиону, если можно проводить время с комфортом. Зачем читать книги, если можно посмотреть телевизор или поиграть за компьютером? Только личный пример и мотивация поможет вам приучить ребенка с раннего детства к полезным занятиям, в противном случае, когда он станет «вредным подростком», вы получите жесткий отпор.

Синдром «Нехочухи» . В принципе, немного полениться любят все, и ваш ребенок не исключение. Было бы удивительно, если бы кроха была нереальным трудоголиком. Давать нехочухе отдыхать, конечно, нужно, но в разумных пределах. Вместе составьте расписание, объясните, почему его нужно соблюдать. Если с 16:00 в графе стоит слово «уроки», будь добр, садись учиться. Дадите слабину - режим соблюдаться не будет, тогда успеваемость снизится катастрофически. Позитивная мотивация при работе с ребенком очень важна, не скупитесь на похвалу. Сделайте забавные напоминалки, предоставьте ребенку право выбора: что ты хочешь сначала сделать, почитать или выучить физику? А когда закончишь, можем вместе пойти на баскетбол (танцы и так далее), поиграть в настольные игры, навестить друзей.

Ребенок еще не понимает, зачем он учится, поэтому лучше объяснять ему на примерах. Если бы Да Винчи не знал основы физики, он бы не изобрел дельтоплан, не зная анатомии, врач не смог бы спасти жизнь человеку и так далее. С младшими школьникам урок должны напоминать игру: математику можно закреплять, считая во время обеда, скажем, кусочки хлеба или ложки, природу учить во время прогулки, а не просто рассматривая картинки. Если у чада проблемы в школе, стоит привлечь и школьного психолога - с его помощью выявить страхи, комплексы и проблемы будет проще. Секрет плодотворного общения с чадом прост: не будьте равнодушными!

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

«Не хочу учиться!» – глобальная проблема современной школы, с которой сталкивается не один родитель. Как с ней бороться, самостоятельно или следует обратиться к помощи профессионалов?

Неохота к образованию и нежелание что-либо делать всегда говорит о внутреннем ступоре человека, низкой мотивации, конфликтности или двойственности решений вне зависимости от возраста.

Советы, что делать родителям, если дети забрасывают учебники и не хотят учиться в школе:

  • Наберитесь терпения. Любой психологический кризис заканчивается и начинается новый виток развития личности. Пройдет и гормональная перестройка и агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться.
  • Но останавливайте любые проявления неуважительного отношения в свой адрес. Это чревато укоренением.
  • Ежедневно показывайте свою любовь к дочке или сыну. Даже если они вели себя плохо, говорите им «Я люблю тебя всегда, даже когда ты сердишься, злой или грубишь». Постоянное чувство любви придает уверенности любому человеку.
  • Показывайте, что вы не махнули рукой на ситуацию, а скорее хотите найти выход из нее.
  • Чаще говорите по душам, без угроз, критики и обвинений.

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».

Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.

Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».

Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.

Почему ребенок не хочет учиться причины

Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.

Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.

Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Как можно помочь ребенку перебороть нежелание учиться?

Несколько психологических советов от наших психологов:

  • Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Существует такой термин «большая мама». Не паникуйте, будьте гарантом и поддержкой вашего дитя.
  • Приводите детям различные доводы, примеры из жизни более и менее успешных людей.
  • Сыграйте на контрастах: расскажите историю из жизни глупого и необразованного персонажа из фильма или книги, пусть параллели проведет он горе-ученик.

Что делать если ребенок не хочет учиться 1 классе и каковы причины нежелания учиться?

Причинами такого отношения к знаниям могут стать:

  • низкий уровень адаптация в школьной среде и коллективе;
  • низкий уровень мотивации к учебному процессу;
  • закомплексованность;

Во втором семестре в учебных заведениях обязательно проводится тест на адаптацию, вы можете побеседовать о его результатах со специалистом.

Вам, как родителю, необходимо в срочном порядке выявить причину низкого уровня заинтересованности вашего школьника, чтобы не упустить момент и нежелание не переросло в привычку.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

Простые советы родителям , чтобы школьник захотел учиться:

  • использовать метод поощрения;
  • принцип конкурентности (например, клеить кружочки на общий стенд за проделанную работу, чтение вслух или письмо);
  • использовать рассказы об успехах и достижения умных и талантливых людей, желательно современных, пусть возникнет образ для подражания;
  • использование игрового метода (идеален для начальной и средней школы);
  • включение в учебный процесс инновационных технологии: проектора, презентации, фильмов, телефонов.

Что делать если дети не хотят учиться

Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

  • Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.
  • Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.
  • Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.
  • Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.

Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы.

Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

  • страх;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • апатия.

Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики , которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.