Чем увлечь 5 летнего ребенка. Занятия с ребенком пяти-шести лет

Какие занятия и развлечения можно предложить детям в разные периоды их развития?

  • Мамы деток любых возрастов постоянно ломают себе голову над тем, чем же им занять своих любимых крошек. Во-первых, ребенку очень часто бывает скучно, и он начинает капризничать
  • Во-вторых, у мамы при этом нет возможности даже минутку уделить себе и домашним делам. Нужно понимать, что малышу не интересно просто сидеть и ничего не делать
  • Ему нужно чем-то заниматься, его интересует все новое, неизведанное и увлекательное

Что же остается делать мамочкам? Как им разнообразить досуг своих деток? Чем их занять хоть на несколько минут?

Чем можно занять маленьких детей?

  • Конечно, лучшим занятием для детей являются прогулки на свежем воздухе. Это и познавательно, и полезно для здоровья. Во время таких променадов, необходимо показывать малышу разные предметы, называть их четко и немного о них рассказывать. Кроха быстрее научится имитировать голоса и рыки животных, если они будут попадаться ему на улице, а мама будет издавать при этом характерные звуки
  • Если ребенок уже ходит, то его нужно приобщать к коллективу. Потому лучше ходить на детские площадки, где гуляют такие же по возрасту детки. В процессе общения у малыша формируются личностные качества — он пытается отстаивать свою позицию и при этом стоить дружбу. Детки, которые часто общаются со своими сверстниками, гораздо быстрее начинают разговаривать
  • Если же погода на улице не позволяет гулять, то можно провести время и дома. На помощь маме, конечно же, может прийти старый добрый телевизор. Пока кроха посмотрит любимый мультфильм, его мамочка успеет что-нибудь сделать свое Однако, при просмотре малышами телевидения нужно соблюдать некие рамки. До двух лет ребенку лучше вообще не смотреть телевизор. Если же малышу очень нравится какой-нибудь мультфильм, его можно посмотреть не более получаса
  • После двух лет детям разрешается просмотр телевизора или игры на компьютере не более двух часов. При чем, эти два часа должны быть разбиты на несколько заходов с продолжительными перерывами
  • Деткам всех возрастов и полов всегда очень нравятся игры с мячом. Их можно организовывать, как на свежем воздухе, так и в пределах квартиры. Только вот дома необходимо соблюдать некоторую осторожность, чтобы любимая мамина ваза не полетела со стола


  • Многие малыши любят слушать музыку и танцевать. Такое времяпрепровождение должно понравиться не только крохе, но и его родителям. Ведь первые танцы деток зачастую выглядят так забавно
  • Что касается такого творчества, как рисование и лепка из пластилина, то с этим можно экспериментировать в любом возрасте. Правда, знакомство с пластилином должно проходить под чутким руководством родителей, ведь малыш может попытаться попробовать необычный материал на вкус. Если первая попытка оказалась неудачной, и кроха совершенно не заинтересовался, не нужно отчаиваться. Всему свое время
  • Рисованием же сегодня можно заниматься в любом возрасте. Для грудных деток существуют специальные пальчиковые краски. Ими можно рисовать, даже сидя в ванной. Полотном естественно послужит сама ванная. Такие краски очень просто смываются и не въедаются в ее поверхность
  • Рисовать можно и на бумаге. Малышу будет очень интересно использовать свои пальчики в качестве кисточки. Он может оставлять маленькие кружочки на бумаге, а маме нужно будет называть цвет краски, в которую кроха обмакнул пальчик

Чем можно занять ребенка в 3-4 месяца?



3-4 месяца — это период, когда малыш только-только научился держать голову и переворачиваться. Он уже может удерживать в руках погремушки и размахивать ими во все стороны.

Кругозор крохи также расширился — он может видеть на расстоянии одного метра. Это позволяет ему рассматривать мобиль над кроваткой и тянуться к нему рукой. Кроме того, малыш начинает понемногу разговаривать. Правда улюлюкание и агукание еще сложно назвать разговором, однако это одна из ступеней к столь долгожданному слову «мама».

Основными задачами этого периода являются подготовка к ползанию, сидению и разговору.

  • Для того чтобы подтолкнуть малыша к ползанию, можно использовать незнакомые и знакомые предметы. Положив кроху на животик, нужно разместить перед ним интересующую его игрушку
  • Малыш будет тянуться к ней, а вы можете понемногу подталкивать его сзади. С этой целью можно использовать и прыгающие или пружинящие предметы. К примеру, мячик или деревянное расписное яйцо. Дотянувшись до предмета, малыш увидит, что тот от него снова улизнул, и вновь будет пытаться достать его
  • Обязательно нужно давать своему любимчику погремушки различной расцветки, величины и фактуры. Ему будет интересно рассматривать и ощупывать их. К тому же, звук, издаваемый ими, будет приводить в восторг вашу «кнопочку»
  • Прекрасным занятием с малышом на всех этапах его развития являются песенки, стишки и потешки. Желательно, чтобы мамуля пела или проговаривала их, наклоняясь к крохе. Он должен видеть ее губы и учиться искусству произношения различных звуков. К тому же, для малыша нет слаще музыки, чем любимый и родной мамин голосок


Мамин голос — лучшая мелодия для малыша
  • Помогут развитию и познанию своего тела малышом потешки с названиями частей тела. Мама может проговаривать стишок и при этом показывать, трогать или щипать ту часть тела ребенка, о которой идет речь
  • Разнообразить кругозор малыша можно, посадив его буквально на несколько минут в подушках и оперев об быльце кровати. Если же речь идет о девочке, которую нельзя сажать, то ее просто можно поносить по квартире, указывая на предметы и называя их. Стоит лишь уточнить, что предметы должны находиться на расстоянии не более 90 см от глаз малыша. Кстати, детки очень любят смотреть на свое отражение в зеркале
  • Малыши в любом возрасте очень любят играть в прятки. Мама закрывает руками свое лицо или лицо ребенка, а открыв его, говорит «ку-ку». Как правило, крошки от этого хохочут и семенят ножками

Можно поиграть с детем в «Козу-дерезу» или «Сороку-белобоку».

Чем занять ребенка в 5-6 месяцев?

  • Если кроха уже умеет сидеть, можно поиграть с ним в песочницу. Только вместо песка можно использовать разнообразные крупы. Такие игры должны проводиться под строгим контролем родителей, так как ребенок в любом случае попытается попробовать то, что ему дали, на вкус
  • Опытные мамы рекомендуют на первых порах использовать только соль. Попробовав ее раз, малыш вряд ли еще захочет дегустировать сыпучие смеси. Такое занятие очень хорошо развивает мелкую моторику


  • Детки в таком возрасте также очень любят мять и рвать бумагу. Не пожалейте и для своего крохи пару листиков. Будет очень интересно наблюдать за тем, как он отлично справляется с этой задачей
  • По виду будет похоже на то, как офисные работники готовятся к приходу налоговой инспекции. Правда, такие занятия также должны проходить под присмотром. Как правило, в конце концов, малыш решит замести все следы и попытается съесть бумагу
  • Что касается разговорной речи, то родителям стоит продолжать петь крохе песни, рассказывать стишки и потешки
  • Желательно, чтобы любые действия родителей сопровождались комментариями. Нужно объяснять ребенку, что сейчас мама его переодевает или моет
  • В 5-6 месяцев некоторые малыши уже начинают сидеть и ползать. Но не все. Необходимо продолжать с ними упражнения с попытками дотянуться до любимой игрушки, только подталкивать уже не нужно — необходимо просто дать его ножкам опереться о руки или быльце кровати
  • Ребенок в 5-6 месяцев любит играть в ладушки, «Сороку-белобоку». При чем, все движения он может уже выполнять сам


Игра в «Сороку-белобоку»
  • Игра в прятки теперь может выглядеть немного по-другому. Можно накрыть платочком или пеленкой какой-нибудь предмет и спрашивать у крохи, где он делся. Затем нужно сорвать с предмета завесу и сказать «ку-ку»
  • Возможно, сразу малыш не поймет, что именно происходит, но со временем он проследит некую хронологию и закономерность в ваших действиях. В качестве искомого предмета можно использовать что-нибудь, что издает звук. Так кроха будет слышать звук и по нему ориентироваться, где находится предмет
  • Играть в прятки можно и другим способом. Когда ребенок находится в кроватке, нужно на секундочку выйти из поля его зрения и из-под кроватки спросить «Где мама?». Затем необходимо выглянуть и сказать «ку-ку». Малыш будет несказанно рад, и может весело хохотать

Чем занять ребенка в 7-8 месяцев?

В 7-8 месяцев почти все малыши уже сидят и пытаются ползать. Этими умениями и стремлениями можно воспользоваться. Нужно продолжать игры с передвижением игрушек.



  • Для ребенка, который уже сидит, намного проще найти интересные задания и игры. Для развития мелкой моторики можно продолжать давать ему различной величины емкости с сыпучими крупами. Если у крохи получается держать в руке ложку, то можно показать ему, как ею пересыпать крупу
  • Если же это у него не получится, то можно дать ему большую емкость, куда он сможет ссыпать все крупы по очереди, а потом пытаться отделять их друг от друга. Такая игра еще называется «Золушкой»
  • Помимо круп, в коробочку или банку (не стеклянную) можно наложить разнообразных по форме, цвету и величине предметов, которые могли бы быть очень интересны малышу. Пусть он поочередно достает эти предметы, а затем складывает их обратно
  • Отличный эффект получается от металлической банки из-под детского питания. Предметы, падая на дно банки, ударяются об него и издают звонкие звуки, что также привлекает внимание ребенка. Если предметы в банке очень мелкие, то лучше проводить игры под присмотром родителей
  • Малыши в возрасте 7-8 месяцев очень любят все разбрасывать и наблюдать за тем, куда и как бросаемый предмет упадет. Если посадить кроху в кроватку и привязать выбрасываемые предметы за ниточки или веревочки, можно научить его самостоятельно возвращать предметы в кроватку
  • Кстати, очень часто то же детки любят проделывать с пробкой на цепочке в ванной. Выбрасывая ее за борт ванной, они затем с удовольствием тянут цепь, и пробка вновь появляется перед их глазами


  • Посадив ребенка на пол, можно катать с ним мячик. Папа может сидеть напротив крохи, а мама подстраховывать его сзади. Папа будет бросать мяч малышу, а мама помогать ему возвращать его обратно
  • Что касается творчества, то уже можно знакомить кроху с восковыми карандашами. Естественно, малыш не станет сразу же великим художником. Не факт, что он вообще будет самостоятельно что-то делать. По началу, маме придется своими руками водить руку ребенка с карандашом в ней. Однако, со временем кроха будет все больше и больше проявлять интереса к такого рода занятиям
  • В 7-8 месяцев можно начать игру с кубиками. Желательно, чтобы кубики были мягкими (пластиковыми, резиновыми или тряпичными). Можно показать малышу, как строить башню или замок. Конечно, поначалу его функция будет заключаться лишь в том, чтобы разрушить только что построенный объект. Но со временем ему самому захочется водружать кубик на кубик, и создавать башенки
  • Очень забавляют маленьких деток стаканчики-вкладыши. Они с большим удовольствием разбирают их стопку и стараются собрать их снова в кучу


Процесс купания тоже можно превратить в веселое времяпрепровождение. Для этого, помимо уточек и дельфинчиков, можно использовать специальные наклейки для ванной, губку и все те же стаканчики.

Наклейки малыш может лепить на стены ванной, а затем так же радостно их отрывать.

Игра с губкой:

  1. Покупаем одну или несколько губок разных цветов и формы
  2. Опускаем губку в воду, достаем ее и выдавливаем на глазах у малыша из нее остатки воды
  3. Даем крохе проделать все то же самостоятельно

Стаканчики

  • Берем стаканчики-вкладыши или обычные разовые стаканчики
  • Набираем в них воду и переливаем ее из одного стаканчика в другой
  • Даем крохе попробовать перелить воду самому

Чем занять ребенка в 9-10 месяцев?

К девяти месяцам многие малыши уже ползают и пытаются понемногу топать. Чтобы ускорить процесс хождения, нужно усовершенствовать ползание. Для этого можно сооружать для ребенка разнообразные преграды в виде подушек, себя, валиков или других подручных средств. Можно приобрести для него тоннель.

Не все малыши столь отважны, чтобы с первого раза самостоятельно полезть в тоннель. Для стимуляции отваги у ребенка, родителям порой приходится выступать в качестве примера и лезть в тоннель первыми.



Так как малыш в таком возрасте очень любит рвать и мять бумагу, можно предложить ему поиграть с туалетной бумагой. Помимо развития моторики, туалетная бумага провоцирует ребенка следить за бегущим рулоном и гнаться за ним. Такая игра может на длительное время увлечь кроху и освободить его маму.

В возрасте 9-10 месяцев малыши стараются во всем подражать своим родителям. Потому в этот период можно подарить крохе (в не зависимости от пола) его первую куклу. Ребенок будет отображать на кукле все те действия, которые мама проделывает с ним (кормить, целовать, гладить, расчесывать, укладывать спать). Для начала, конечно, маме придется показать крохе, как это делается.

Можно начать развивать у малыша ассоциативный ряд:

  1. Кладем перед малышом две разные или отличимые по цвету одинаковые фигуры
  2. Достаем такую же фигуру из-за спины и просим кроху найти ей пару
  3. В процессе объясняем ему, по каким признакам данные предметы являются парой
  4. Использовать в качестве предметов можно кубики, мячики, носки, туфельки

Сложная игра в прятки

  • В глубокую емкость насыпаем довольно высокий слой крупы
  • В крупу на глазах у малыша закапываем один или несколько предметов
  • Пусть кроха сам попытается отыскать эти предметы
  • Нужно быть готовыми к тому, что крупа будет рассыпана или специально разбросана по комнате


  1. Берем два прозрачных стаканчика с водой и краски
  2. Макаем пальчик малыша, к примеру, в красный цвет и опускаем его сразу в один стакан, а затем в другой
  3. Тут же добавляем в один из стаканов синюю краску и наблюдаем изменения
  4. Во второй стакан капаем зеленую краску и удивляемся, почему цвета отличаются
  5. В следующий раз малыш может сам выбрать те цвета, которые он захочет
  6. Со временем он сможет предугадывать, какой оттенок получится при смешивании разных цветов

Так как пластилин еще довольно опасен для детей такого возраста, можно попробовать его аналог — соленое тесто. Малыш может мять его в руках, прокалывать пальчиком, оставлять в тесте отпечаток своей ладошки или даже ступни. Конечно, все эти манипуляции должны происходить под строгим контролем родителей.

Чем занять ребенка в 11 месяцев-в год?

11-12 месяцев — пора для многих начинаний — речи, ходьбы, самостоятельной еды и гигиены.



  • Что касается гигиены, то в таком возрасте малышу можно уже завести его личную зубную щетку. Пока нет смысла покупать зубную пасту — пусть для начала научится просто чистить зубы
  • На первых порах чистка зубов будет занимать буквально пару секунд — два движения в одну и другую сторону. Но со временем малыш будет подражать своим родителям и подолгу елозить щеткой по зубам. Обязательно нужно хвалить кроху за его стремление к чистоте
  • Все больше ребенка в 11-12 месяцев интересует самостоятельное передвижение по квартире. Если в ходунках его движения скованны, то в хождении без ходунков никаких ограничений нет
  • Теперь он может спокойно включать и выключать свет, тянуться к дверной ручке и ключам в замке, столу и тому, что лежит на столе. Потому в столь ответственный период родителям стоит быть очень аккуратными и предусмотрительными — нужно убирать подальше опасные, бьющиеся, режущие и колющие предметы
  • Многим мамам и папам приходится завязывать ручки шкафов, чтобы малыш их не открывал. Во избежание таких действий, лучше выделить на кухне и в комнате по одному шкафчику, где будут находиться безопасные, но при этом интересные для крохи вещи
  • Это могут быть разноцветные капроновые крышки, сложенные в картонную коробку, цветные пластиковые или металлические мисочки, кружки и ложки. Вилки и ножи, даже пластиковые, лучше убрать подальше от ребенка


  • Что касается капроновых крышек, то малыш может надолго засесть с ними — ему очень нравится по очереди вынимать их из коробки, ощупывать и складывать назад в коробку. То же можно сделать и с крышками от пластиковых бутылок. Кстати, 11-12 месяцев — подходящий возраст для умения окручивать и закручивать крышки на бутылках. Малыши очень стараются научиться этому сложному делу
  • Для развития речи нужно продолжать петь крохе и рассказывать стишки с потешками. Малышу уже будут интересны красочные книжечки с крупными изображениями. Читая книгу, лучше посадить ребенка себе на руки так, чтобы он мог видеть и картинку, и мамин рот во время произношения слов. Именно так малыши и учатся говорить — им нужно понять, как должен располагаться язык между зубами и какую форму приобретают губы при произношении определенных букв и слогов
  • Ближе к году можно начать учить кроху играм с сортерами. Для начала нужно несколько раз показать и озвучить ему, что куда нужно вставлять для того, чтобы фигурка очутилась внутри игрушки. Желательно прикладывать к отверстию сортера и неподходящие фигурки, чтобы малыш понимал, что такой формы предмет не пройдет в окошко. При этом можно отрицательно махать головой и проговаривать, что этот выбор неправильный. Вскорости кроха сам начнет ориентироваться в формах и цветах, подходящих для определенных отверстий
  • Детки в таком возрасте очень любят кукольные театры в исполнении их любимых родителей. Потому можно приобрести или пошить пару кукол, одевающихся на руку, и показывать малышу представления. При этом не обязательно прятаться за ширму — кроха и так будет смотреть на двигающуюся игрушку и воспринимать сказанные мамой слова за речь зверушки
  • Для того чтобы сделать игрушку для кукольного театра, можно воспользоваться старым носком. Понадобится лишь пришить или приклеить к нему носик, глазки и ротик. Все остальное зависит только от вашей фантазии

Чем занять ребенка в 2-3 года?



Возраст 2-3 лет — это отличное время для творческих занятий с малышом. В ход могут идти уже все известные способы — мелки, пластилин, краски, карандаши и фломастеры. Сегодня в магазинах продаются специальные раскраски для малышей. Можно такие же картинки найти в интернете и просто их распечатать.

Желательно следить за детьми в момент их творчества, так как полотном для их творений могут стать обои, двери или пол.

В 2-3 года ребенок может подолгу играть с конструктором, выстраивая высокие башни и замки.

  • Во время всех этих занятий малышу можно включать детские песенки и напевать их вместе с ним. При этом можно также пританцовывать. Крохе очень понравится всем известный «Танец маленьких утят» или пародия на «Лебединое озеро»
  • Большую популярность сегодня приобретают так называемые «развивающие доски» для детей. Примеры таких досок можно найти в интернете. Закажите такую доску папе или дедушке, и у вас появится просто уйма свободного времени
  • На развивающей доске можно расположить несколько вариантов замков (щеколда, крючок, навесной замок и т.д.), застежку «молнию», выключатель для света, колокольчик, звонок, диск от телефона и много всего того, что заинтересует вашего малыша. Под маленькими дверцами с замками можно наклеить любимых мультяшных героев крохи. Справившись со сложным замком, малыш будет вознагражден встречей со своим любимцем


В возрасте 2-3 лет многие родители начинают водить своих малышей на разнообразные кружки — танцы, плавание, борьба, изучение иностранных языков. Маленький ребенок — как губка. Он очень быстро все впитывает и всему учится. Однако, стоит следить за состоянием своего крохи. Если малыш выглядит вялым и уставшим или не хочет ходить на занятия, лучше не заставлять его это делать.

Вообще, желательно ребенку проводить побольше времени на свежем воздухе. На улице, особенно в теплую пору года, крохе намного легче найти себе занятие. Это могут быть песочница, качели, детские игровые площадки, которые сегодня расположены практически в каждом дворе. Играя на свежем воздухе, малыш одновременно развлекается и закаляет свой организм.

Чем занять ребенка в 4-5 лет?

В 4-5 лет ребенку очень трудно усидеть на одном месте. Можно предложить ему порисовать, полепить или сделать аппликацию. Аппликации можно делать с помощью покупных журналов, в которых нужно просто вырезать предметы и приклеить их в отведенные места.



  • Для аппликаций можно также использовать и подручные средства (листья сухие или свежие, цветочки или их лепестки, крупу, зерна кофе и т.д.). У мам-рукодельниц всегда найдется уйма разнообразных элементов декора, из которых они вместе с ребенком могут создать интересную картину или поделку. Впоследствии такой шедевр может украсить детскую малыша
  • В качестве материала для поделок часто используются шишки, желуди, спички и пластилин. Из этих нехитрых материалов можно сделать целый зоопарк
  • Деткам в возрасте 4-5 лет, особенно тем, кто сам плохо рисует, придется по душе рисование под копирку. Каждый может почувствовать себя этаким Пикассо или Дали. Также художникам-неумехам подойдут рисования по точкам. Такие заготовки можно найти в магазине, а можно и создать самой маме, взяв за основу какой-либо простой рисунок, и воспользовавшись калькой
  • Можно дать малышам карандаши и точилку — они с удовольствием заточат каждый карандашик, да еще и по несколько раз


Детки в 4-5 лет очень любознательны и их интересует все необычное. Можно выдать крохе лупу и дать возможность все под ней рассматривать. Очень поучительным и увлекательным в таком возрасте будет микроскоп.

Сегодня в продаже есть специальные детские микроскопы. Рассматривать в такой чудо-аппарат можно все, что угодно. Как правило, малыши очень удивляются увиденному, ведь привычные им предметы под микроскопом выглядят совершенно по-другому.

Чем занять ребенка в 6-7 лет?



  • Так как в возрасте 6-7 лет детки либо готовятся к школе, либо уже начинают в нее ходить, лучше в свободное время дать малышу отдохнуть от мозговой активности. Также желательно, чтобы ребенок как можно больше двигался, так как регулярное сидение за партой в одном и том же положении может отрицательно сказаться на осанке крохи
  • Родителям нужно давать своему малышу побольше гулять и заниматься спортом. Мальчикам для такого возраста подходят танцы, карате, футбол, баскетбол, волейбол, посещения бассейна
  • Волейбол и футбол рекомендуется также тем мальчишкам, рост которых не превышает средние показатели. Такие виды спорта помогут им вытянуться вверх и дорасти до среднего, а то и выше роста. Очень модными сегодня считаются секции хоккея и тенниса


Теннис — отличный вид спорта для ребенка любого пола

Девочек в 6-7 лет можно отдавать на те же танцы, гимнастику, в бассейн. Большой популярностью на сегодняшний день среди юных леди пользуются занятия большим теннисом. Каждая девчонка мечтает стать второй Марией Шараповой или Анной Курниковой.

Подводя итоги, стоит сказать, что как бы сильно не были заняты родители малышей, они всегда должны уделять время своим крохам. Ведь может случиться так, что, когда вы, наконец, выкроите время и захотите поиграть со своим малышом в мячик, ему это уже может быть неинтересным. Компьютер и планшет станут интересовать его намного больше, а вы так и не успеете насладиться его нескладными первыми движениями.

Видео: Чем занять ребенка?

Дети – большие фантазеры и выдумщики, они отлично придумывают игры и развлечения. Но иногда эту задачу приходится брать на себя взрослым. Особенно важно знать, чем занять ребенка 5 лет дома, во время долгого периода плохой погоды и/или болезни. Часть игр и занятий рассчитана на одного малыша, другие предполагают развлечения в компании.

Игры дома

Развлечение для малышей можно превратить в интересные и полезные развивающие занятия. При этом в игровой форме подрастающему чаду даются новые знания, формируются полезные навыки. Выбирая, чем занять детей 5-6 лет дома, стоит остановиться на:

Помимо этих развлечений, стоит предложить детям книги, соответствующие возрасту.

Моторика и координация

Решая, чем занять ребенка 4…5 лет дома, стоит обратить внимание на те упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. Такая практика полезна для дальнейшего обучения письму и рисованию, развитию гибкости и подвижности кистей и пальцев рук. Педагоги раннего возраста предлагают для этой цели:

  1. Сборку и перебор предметов. Размеры подбираются в соответствии с развитием малыша. Предлагается конструктор из деталей габаритами 1…5 см, для деток помладше подойдут мягкие или жесткие кубики 3…10 см или сортеры с элементами того же размера. Годовалым или двухгодовалым малышам не стоит давать игрушки, которые можно по неосторожности проглотить.
  2. Сборные коврики и пазлы. Соединение элементов в единый рисунок развивает не только моторику, но и наблюдательность, внимание, фантазию.
  3. Тематические игровые наборы: посуда, инструменты врача, слесаря, парикмахера и так далее. Такие игрушки развивают бытовые навыки, дают понимание о профессиях и готовят к взрослой жизни.
  4. Детские домино, лото, шашки и другие варианты настольных игр. Они должны быть адаптированы к возрасту малыша.
  5. Самодельные и покупные карточки и картинки для вырезания, раскрашивания, склеивания.
  6. Упрощенные наборы для рукоделия.

При первом общении сына или дочки с новой игрушкой потребуется помощь взрослых. Необходимо несколько раз объяснить правила игры, сопровождая пояснения действиями. Оптимальный вариант – игра с малышом взрослого человека или предоставление компании сверстников.

Вопрос, чем занять ребенка дома, актуален всегда, но в период болезни особенно. Слабость, боль, температура лишают малыша привычной активности и желания двигаться. Если врачи рекомендуют соблюдать постельный режим, выбор занятий ограничивается.

На время сына или дочь займут мультфильмы, но постоянно напрягать глаза при высокой температуре или головной боли нельзя. В таких случаях можно рекомендовать:

  • сборку-разборку простых механизмов или конструктора. Чтобы больному было удобно, а детали не потерялись, лучше организовать поднос или маленький столик;
  • небольшие по размеру паззлы или головоломки, настольные игры, игровые наборы;
  • рисование;
  • лепка из пластилина или пластичной массы;
  • бумагокручение, оригами или вырезание.

Если мама, папа или другой старший родственник имеют свободное время, решить, чем занять ребенка 5 лет дома, проще. С ним нужно просто общаться: загадывать загадки, читать, показывать картинки или слайды, петь (если заболевание не влияет на горло или слух), играть в пальчиковые игры. Заменить живое общение отчасти помогут аудиокниги и аудиоспектакли.

Важно помнить: заставлять больного малыша делать то, чего он не хочет, не стоит. Лучше отвлечь внимание и найти другое интересное занятие.

Найти полезную и интересную игру для дошкольника проще, чем для младенца. Предложите ему развивающие игры с элементами обучения счету и грамоте. Это может быть лото, где к рисункам добавлены цифры и/или буквы, настольная игра со счетом (домино, карты, «путешествия»). В малых количествах полезны интерактивные компьютерные игры или обучающие приложения для смартфонов.

Выбирать следует те игровые приложения, которые включают обучающие элементы: на счет, грамотность, логику, получение новых знаний. В качестве ежедневных занятий приемлемы обучающие программы для улучшения памяти, освоения иностранных языков, познавательные видеопередачи.

Если сложно решить, чем можно занять ребенка 5 лет дома (в дороге, в больнице, в общественном месте), допустимо дать ему на 30…40 минут планшет или смартфон, показав, как обращаться с техникой. Общение с мобильными устройствами ежедневно, по несколько часов, опасно и вредно для детей, лучше найти другие варианты занятий.

Заключение

Решая, чем занять ребенка 5 лет дома, родители не должны забывать: их задача – не обеспечить себе свободное время и спокойствие. Главным в выборе занятий для детей считается развивающая и воспитывающая роль игры, ее польза и благотворное влияние на личность малыша.

Сайт Impregnant предлагает еще одну подборку идей для организации полезного времяпровождения детей в возрасте 3, 4, 5, 6, 7 лет. Чем занять ребенка до 2 лет - смотрите . Досуг малыша больше не будет ограничиваться только просмотром телевизора и "втыканием" в смартфон.

Чем занять ребенка 3-4 лет?

В три-четыре года дети уже умеют занять себя самостоятельно – было бы только чем. В игре они строят примитивные диалоги между куклами или машинками, а со временем начинают разыгрывать роли, играя с родителями. Этот возраст в основном совпадает с выходом мамы на работу, поэтому количество прогулок на улице резко сокращается: вечером нужно поделать домашние дела, а в выходной хочется отоспаться. Но прогулки – это не просто свежий воздух. Это и укрепление иммунитета, и формирование навыка взаимодействия с окружающим миром, и развитие интеллекта, и двигательная активность. Вдоволь набегавшегося ребенка проще занять спокойными играми, да и сон становиться крепче.

Дома

1. Все по местам. Для занятия понадобится большая корзина – туда вы соберете все вещи ребенка, которые лежат не на своих местах – одежду, игрушки и т.п. Затем высыпьте содержимое на пол, возьмите что-то из кучи и попросите назвать предмет. Если кроха знает, что это, спросите, где оно должно лежать. Подскажите, если не знает, и попросите отнести вещь на место. Обязательно похвалите, когда он это сделает. Потом предложите малышу выбрать еще что-то, и еще. Играйте, пока куча не «рассосется» или пока главному участнику игры не надоест. Такое занятие не только освободит маме время для глажки белья, но и постепенно приучит дите к порядку.

2. Приготовление пищи. Многие мамы предпочитают, чтобы во время их пребывание на кухне ребенок находился где-нибудь в противоположном конце дома, а не слонялся рядом. А зря. Чем раньше приучать чадо к домашним делам, тем лучшим помощником он станет, когда подрастет. Разумеется, не стоит доверять ему мытье посуды или жарку котлет, но чадо сможет самостоятельно намазать масло на хлеб или измельчить столовым ножом грибы. Да, не идеально, но ведь и Москва не сразу строилась.

3. Что в мешке? Понадобится наволочка и 10-15 узнаваемых на ощупь вещей (машинки, шишки, мячики и т.п.). Сначала покажите их ребенку, попросите назвать, а затем сложите в «мешок» и предложите назвать, не рассматривая. Занятие развивает тактильные ощущения и логическое мышление.

4. «Дочки-матери». Обычно детей-трехлеток очень интересуют младенцы. Берите кроху с собой к друзьям, у которых есть ребенок младшего возраста – пускай ваше чадо, с их позволения, проводит с ним немного времени. Если у вас уже появился еще один ребенок – позвольте старшенькому помогать за ним ухаживать.

Также можно купить куклу-младенца вместе со всеми сопутствующими аксессуарами – бутылочкой, одежками и т.п. Обязательно расскажите, что «новорожденный» ничего не умеет и что он нуждается в уходе – его нужно кормить, купать, переодевать, катать в коляске, укладывать спать. Игра подходит не только для девочек, но и для мальчиков, особенно, если в семье ожидается пополнение.

5. Личный снег летом. На улице жарище, что аж асфальт плавиться? Не беда, самое время приготовить личный снег. Понадобиться всего лишь пачка кукурузного крахмала и папина пена для бритья. Ингредиенты смешать, при желании добавить пищевого порошкового красителя и вперед, к лепке крахмалевика снеговика.

Чтобы не проводить внеплановую генеральную уборку – массу поместите в тазик, расстелите на полу покрывало и обозначьте границы. Хорошо, если малыш будет играть со старшим братом или сестрой – тогда возраст младшего участника может быть и немного меньше.

6. Если у вас мальчик или интересующаяся машинками девочка – выдайте ребенку шкатулку с пуговицами или крупными бусинами. Детям часто очень нравиться возиться с подобными штуками: загружать трактором с ковшом в самосвал, отвозить «гравий» на «стройку», производить «бетон» в бетономешалке. В 3-4 года ребенок уже достаточно сознателен, чтобы не тянуть мелкие детали в рот.

7. Конструктор. Различные конструкторы – в топе развивающих игрушек для детей всех возрастов. При покупке нужно только подбирать размер деталей в соответствии с количеством прожитых лет малыша. С конструктора можно соорудить и дом, и гараж, и фигуры животных, и даже деревья. Если родители будут периодически подкидывать творческие идеи – игрушка никогда не будет припадать пылью.

8. Игра в «гости». Возможно, у ребенка уже есть набор игрушечной посуды, подаренный ему еще на прошлый день рождения. Соберите ее, смахните пыль и объявите крохе, что к его любимому мишке придут гости. Пока он будет занят «приготовлением угощений» и «сервировкой стола» - мама сможет заняться необходимыми делами. Хорошо было бы также отыскать все игрушечные овощи и прочие пластмассовые продукты питания. За их неимения выдайте дитю немного фасоли или гороха – кулинарить с пустой посудой не так интересно.

9. Нанизывание. Для того, чтобы на некоторое время занять ребенка сгодится все, что имеет сквозные отверстия – шайбы, гайки, крупные бусины, резиновые прокладки в кран и т.п. Также понадобится 50-70 см веревки с завязанным на одном конце узлом, которая без проблем пройдет в дырки. Сообщите малышу, что зайка передал ему вкусняшку (или подарочек), но злая колдунья их выкрала и оставила таинственное задание – нанизать вот эти штуки. Затем вручите ему веревку и коробку с бусинами. Когда ребенок закончит – обязательно вознаградите старания. Такое занятие развивает не только мелкую моторику, но и терпение, усидчивость, способность доводить начатое до конца.

10. Игры с прищепками. Вырежьте из картона силуэт рыбки, ежика, цветочка – пускай ребенок украшает их прищепками. Занятие очень хорошо разрабатывает пальцы и мускулы рук.

11. «Развивалки» из спичечных коробков. Своими руками мама может сделать развивающий реквизит для изучения букв, который не найти в магазине. Сверху на коробок наклеить букву, а внутрь положить картинку предмета, на эту букву начинающегося. Подготовка к чтению станет легкой и веселой.

12. Книги. Некоторые дети этого возраста проявляют активный интерес к буквам – не нужно препятствовать и думать, что еще рано. Чем больше нейронных связей построится в мозгу человека, пока он юн, тем выше будут его интеллектуальные способности. 3-4 года – самое время покупать азбуки. Пусть их будет 2-3 – постарайтесь, чтобы картинки в книжках на одну и ту же букву разнились.

3-4-летки – очень эмоциональны и впечатлительны. Все увиденное и услышанное они воспринимают за чистую монету. Лучшая литература для этого возраста – поучительные рассказы и стихи про других детей и животных, о повседневных ситуациях и, конечно же, сказки с хорошим концом. Учитывайте, что ребенка будет очень сильно занимать главный герой, и он может расстроиться, если на долю персонажа выпадут уж слишком тяжелые испытания.

Среди «лидеров» для детей 3-4 лет – «Колобок», «Крошечка-Хаврошечка», «Конек-Горбунок», «Айболит», «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Три поросенка», «Золушка» и т.п.

На прогулке

1. Кто как ходит? Родитель называет крохе названия животных, транспорта, профессий. Задача малыша – показать, как кто передвигается. Например, зайка – скачет вперед, солдат – марширует, паровоз – крутит колеса. Игра может так занять ребенка, что в садик он будет только «летать» как самолет. Забавно будет поменяться ролями – пускай кроха загадывает слово, а взрослый – изображает.

2. «Широка река». Взрослый кладет на землю параллельно друг другу две палки или чертит мелом две линии. Задача ребенка – перепрыгнуть за вторую черту и не «упасть» в воду. После тренировки «берега» можно расширить и предложить перепрыгнуть «речку» с разбегу.

3. «Съедобное-несъедобное» - старая игра, знакома нам из детства. Взрослый бросает ребенку мяч, называя при этом предмет или еду. Если съедобное – он ловит его, несъедобное – игнорирует или отбивает. Занятие развивает внимательность и логику.

4. «Измерение» луж. Как не старайся, но ребенок почему-то успевает оказаться в луже прежде, чем за ним закроется дверь подъезда. Запретный плод сладок, поэтому, пока малыш вдоволь не накупается в этом «болоте», ожидать от него смиренного поведения не стоит. Позвольте крохе иногда побродить в воде – естественно, в подходящей для этого обуви и одежде. Пускай это занятие будет и не самым положительным примером для наследования другим детям – зато сколько оно принесет радости и восторга! «Измерять» лужи нужно рядом с домом – в долгом обратном пути легко «подобрать» простуду и прочие неприятности.

5. Если купание в лужах по разным причинам отменяется – возьмите с собой на прогулку несколько бумажных корабликов. Отправление кораблей в далекое плавание – очень хороший способ занять ребенка, если другие игры невозможны по причине ухудшившейся погоды. Спуск на воду можно сопроводить торжественной речью – несомненно, вечером в ванной чадо ее повторит.

6. Брызги из бутылки. Летом, пока родители работают в саду или на огороде, заскучавшего ребенка можно занять с помощью пластиковой бутылки. Наберите в нее воды, проделайте в крышке несколько дырочек – готово, пока малыш все не польет, с огорода уходить не захочет.

7. Генератор пены. Возьмите несколько емкостей, налейте на дно шампуня (геля для душа и т.п.), добавьте воды и перемешайте. Если дуть в мыльный раствор соломинкой – будет образовываться много пены. Гораздо интересней играть в ветряную погоду.

Чем занять 5-летнее чадо?

Казалось бы, ребенок в 5-летнем возрасте уже достаточно взрослый для того, чтобы занять себя самостоятельно, но, увы, нет. Чадо или скитается по квартире со словами «мне скуучноооо», или не отрывается от просмотра мультиков, портя себе зрение, осанку и, как часто бывает, еще и психику. Подавляющее большинство малышей-пятилеток посещают детские учреждения и кружки помимо них, но ведь случаются и форс-мажоры, как, например, болезнь, карантин, прорыв труб в садике. Хорошо, когда сидения дома и прогулки на улице будут заполнены чем-то развивающим и полезным.

Дома

1. Игра в школу. Большинство домашних занятий должно быть направлено на подготовку ребенка к общеобразовательному учреждению: развитие логики, внимания, памяти, мышления, изучение счета, тренировка чтения и обращения с ручкой (обведение фигур по пунктирной линии, раскрашивание не выходя за контуры), ориентирование во временах года, правилах дорожного движения и поведения дома, в публичных местах и на улице, закрепление знаний о себе: личные данные (имя, возраст, адрес, не помешает даже группа крови и резус), данные родителей. Малышу очень понравится игра в школу, где он будет прилежным учеником, а мама или папа – учителем. Чтобы не переутомлять чадо, «уроки» должны длиться 25-30 минут.

2. «Переводки». Чтобы занять ребенка кое-чем необычным, понадобятся различные плоские предметы с выпуклым «рисунком», альбом для рисования и цветные карандаши. Сгодятся листья, монеты, жетоны метро, металлические нашивки на одежду и т.п. Предмет подкладывается под альбомный листок, а затем зарисовывается. Получается, что его структура со всеми бороздами и выпуклостями будет отображена на поверхности листа.

3. Игра с дыроколом. Для проделывания дырок лучше всего подойдет плотный цветной картон, а не бумага. Когда малыш вволю «надыроколится» - вручите ему несколько разноцветных тоненьких ленточек или веревочек – занятие превратится в шнурование.

4. Ребенку 5-ти лет уже смело можно вручить ножницы и занять вырезанием. Если вы любитель глянцевых журналов – не выбрасывайте их, а отдавайте чаду на «растерзание». Такое занятие больше нравиться девочкам, но если папа отдаст свой прочитанный номер журнала с машинами – понравиться и мальчикам. Вырезки потом можно наклеит на картон и сделать красивую аппликацию.

5. Светящийся пластилин. Понадобится УФ-лампа (она есть у всех, кто делает маникюр гель-лаками дома), витамин B в капсулах (2 шт.), 2 ст. муки, 2 ст. теплой воды, 2 ст. л. растительного масла, 4 ч. л. винного камня (ищите в отделе специй или на дне банки домашнего виноградного сока) и 2/3 ст. мелкой поваренной соли.

Витамин высыпать из капсул, добавить муку, винный камень, соль и хорошенько перемешать. Затем влить воду, растительное масло и снова перемешать до однородного состояния. Смесь варить в металлической емкости на среднем огне, пока она не начнет напоминать пластин и перестанет липнуть. Остудить, отдать ребенку, включить лампу и выключить свет. Все, садитесь за ноут и пишите свою дипломную – пока не наступит время подкрепиться, кроха отвлекать вас не будет.

Если УФ-лампы не достать – предложите чаду обычный пластилин. Работа с материалом полезна во всех возрастах, а перед школой – особенно.

6. «Поиск сокровищ». Если завтрашний день будет проведен дома – не поленитесь купить в магазине какое-нибудь «сокровище» и составить карту, лучше даже несколько. Первую отдайте после завтрака – она приведет малыша ко второй и т.д. Поверьте, немного потрудившись с вечера, вам удастся не только занять ребенка 5 лет на пол дня, но и подарить ему незабываемые впечатления.

7. Поделки из спичечных коробков. Не выбрасывайте коробки из-под спичек, и родственников попросите их собирать. С помощью клея и цветной бумаги с них можно смастерить кукольную мебель, гараж для автомобиля и все, на что хватит фантазии.

8. Занимательная коробка. Ни в коем случае не выбрасывайте картонную упаковку, оставшуюся после покупки холодильника или прочей крупной бытовой техники. Потратив всего час на ее украшение, еще долгое время не придется гадать, чем занять ребенка. Разрисуйте все внутри черным маркером и раскрасьте цветными фломастерами. Нарисуйте на дне дороги, разметку, обозначьте место гаража и других сооружений (их можно сделать из конструктора), газон, футбольное поле и т.п., на стенках – деревья и цветы. Если играть в машинки и куклы уже надоело, то «ездить в гости» по нарисованной схеме куда интереснее.

9. Если вы еще никогда не покупали малышу пазлы – самое время отправится за ними в магазин. Пускай сам принимает участие в выборе – куда приятней складывать картинки с любимыми персонажами, нежели с теми, что навязали родители.

10. Прослушивание аудио сказок – неплохая альтернатива развивающим мультфильмам, если суточный лимит времени на просмотр телевизора уже исчерпан. Чадо может не просто слушать сказок, а воспроизводить ее вживую с помощью своих игрушек.

11. Радужный вентилятор. Если на улице жара. А в квартире работает вентилятор – почему бы его лопасти не превратить в радужные? Для воплощения идеи понадобятся ножницы, скотч или клей, карандаши (фломастеры, краски) и белая бумага или упаковка цветной бумаги.

Одну из лопастей обвести на листе бумаги, вырезать, и по этому трафарету сделать еще 4-5 «наклеек». Если бумага не цветная – раскрасить в разные цвета, при необходимости дать высохнуть и при помощи скотча или клея прикрепить к «крыльям» вентилятора. Теперь при включении он будет дарить не только прохладу, но и радугу.

«Превращение» можно проделать и с ребенком помладше, но подразумевается, что пятилетка сможет сам раскрасть «наклейки», вырезать их, и возможно, по примеру родителя, прикрепить к лопастям. Также он уже достаточно большой, чтобы знать, что в работающий вентилятор нельзя совать пальцы и различные предметы.

12. Книги. Некоторые дети в 5 лет уже умеют хорошо читать. Им еще сложно одолевать большие произведения, поэтому для самостоятельного чтения подойдут сборники с короткими сказками, на 2-4 страницы, и небольшими стишками, до страницы. А вот на прослушивание чтения взрослыми понадобятся объемные сказки и рассказы, лучше с нескольких частей.

Ребенок активно переживает за позитивных героев книги, презирает плохих. Ему нравится отвечать на вопросы о прочитанном, а сцены из произведений, понравившихся больше всего, непременно будет разыгрывать в играх. Расширяйте кругозор малыша разными жанрами на темы героических событий, бытовых ситуаций, случаев, произошедших с его сверстниками, моментов окружающей природы, вместе читайте и разгадывайте загадки, объясняйте значение пословиц и поговорок, знакомьте со сказками народов мира. Кстати, книги гораздо больше развивают воображение и фантазию у ребенка, нежели .

К непременному прочтению в возрасте 5 лет рекомендуется «Сказка о царе Салтане», «Белоснежка», «Золотая рыбка», «Снежная королева», «Русалочка», «Юшка из топора», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек», «Винни-пух», «Незнайка», «Щелкунчик», «Золушка», «Пиноккио» и др.

На улице

Если уж вы придумываете, чем занять ребенка 5 лет на улице, то и не надейтесь, что это будут спокойные игры – попассивничать можно и дома. Недостаток физической активности всегда отрицательно сказывается на общем состоянии малыша. Чем меньше он бывает на свежем воздухе, тем ниже его иммунитет и даже интеллект.

1. Игры в мяч не теряют актуальность с возрастом. Предложите ребенку поиграть в футбол, «пионербол» (ловить мяч, а не отбивать), «вышибал», «съедобное-несъедобное». Дошкольники уже обладают хорошей реакцией.

2. Как и раньше, занимательным занятием будет рисование мелками, «классики», катание на велосипеде, самокате, можно уже даже купить ролики. Научите дочку прыгать на скакалке и играть в «резиночку» - любимое занятие вашего детства не должна быть забыто.

3. Научитесь доверять малышу и не одергивайте его каждых пять минут на детской площадке. Напомните правила безопасности (обходить качели, не толкаться, пропускать тех, кто несется с большей скоростью) и позвольте выбросить лишнюю энергию, но будьте готовы прийти на помощь. Игры на площадке развивают физическую силу, вестибулярный аппарат и умение чувствовать пространство.

4. Уличный «дартс». Нарисуйте на асфальте концентричные круги разноцветным мелом (как в дартсе) и достаньте с сумки заранее приготовленную кухонную губку. Задача малыша – попасть губкой в «яблочко» с определенного места.

5. Метание мяча. Игру можно реализовать во дворе своего дома и на даче. Понадобятся веревки, старое покрывало (брезент, тент), разноцветные широкие клейкие ленты и ножницы.

Проделайте в покрывале дырки разной формы, в которые свободно сможет пролететь имеющийся мяч, оформите края скотчем и им же приклейте возле отверстий заработанные очки, натяните покрывало между деревьями. Пока вы отдыхаете на шезлонге, ребенок метает мяч. Можно устроить турнир, а затем наградить всех участников мороженным или сладостями.

Чем заняться ребенку 6-7 лет?

Как правило, в будние дни у 6-7 леток свободного времени практически нет. Садик, танцы, гимнастика, каратэ, подготовительные курсы, английский – вечером хватает сил на поужинать и на водные процедуры. Но вот в выходные и праздничные дни малыш, привыкший жить по расписанию, начинает скучать, а родители – думать, чем занять ребенка. Impregnant предлагает еще несколько идей для организации полезного времяпровождения дошкольника.

Дома

1. Съедобный пластилин. Мама может или приготовить сахарную мастику по своему испробованному рецепту, или воспользоваться следующим:

Полстакана «подтаявшего» сливочного масла взбить с 1 ст. л. сливок, постепенно ввести сахарную пудру и, при желании, немного ванили. Месить ее нужно как тесто, только вместо муки – пудра. Масса должна получиться плотной и густой. Ее можно или оставить белой, или разделить на несколько «кучек, и в каждую добавить по капле пищевого красителя. С массой можно делать все что угодно: раскатывать и выдавливать фигурки формочками, лепить руками, катать шарики и т.п. Занять ребенка таким способом очень актуально перед семейными праздниками или приездом бабушки – оценить изделия чада можно будет всей семьей, а затем съесть их вместе с десертом.

2. Модный показ. Если у вас дочь – проведите парад мод. Достаньте ей свою старую одежду, туфли и бижутерию. Пока вы заняты – пускай переодевается и демонстрирует «модные образы». Не забывайте каждый фотографировать – потом создадите забавный коллаж. Кстати, может малышка подберет какой-нибудь трендовый образ, который вы начнете использовать?

3. Домашние «классики». Если пойти поиграть на свежий воздух ну никак не получается, удивите чадо домашними «классиками». Для их «рисования» понадобится обыкновенная изолента или разноцветные скотчи. «Начертите» изолентой на полу сетку (с ковра или плитки она снимется безо всяких последствий), впишите цифры и пускай дите скачет в любое время года и любую погоду.

4. Не забрасывайте лепку, чтение, рисование и письмо даже на каникулах и во время летнего отпуска – навыки у ребенка еще не так сильно закреплены, как у взрослого. Каждый день вознаграждать успехи чем-то материальным – не всегда вариант, поэтому договоритесь о еженедельной награде (поход в парк развлечений и т.п.), если малыш, к примеру, каждый день прочитает одну страницу, напишет 5 строчек в прописи, нарисует два рисунка и слепит одну фигурку. Обязательно выполняйте обещанное.

5. Джедайский меч из подручных средств. Это отличная идея занять ребенка, если ему предстоит провести вечер с папой, или он ожидает в гости друга. Понадобится скотч, два длинных воздушных шарика, две не слишком ярких фонарика или две втулки от туалетной бумаги и два плоских светодиодных фонарика. С помощью скотча надутые шарики крепятся к фонарикам и вуаля – звездный меч готов!

6. Книги. Без книг ребенку нельзя и недели, даже в эру глобальной компьютеризации. Если он умеет читать сам и ему нравится это – поощряйте увлечение покупкой новых книжек, и даже в таком возрасте не переставайте читать на ночь. Следите, чтобы малыш соблюдал гигиену чтения – не делал это лежа и при плохом освещении.

Ребенка 6-7 лет могут занять сборники рассказов и сказок народов мира. Ему обязательно понравится «Маленький Мук», «Оловянный солдатик», «Приключения Незнайки», «Волшебник изумрудного города», «Карлик Нос», «Дядя Федор», пес и кот», «Маленькое приведение», «Питер Пен», «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Приключения Буратино» и т.п.

На улице

1. «Большой теннис» с воздушным шаром. Потребуются две крепкие одноразовые тарелки, две пластиковые вилки, скотч и несколько воздушных шариков. Соорудите «ракетки», прикрепив к вилкам клейкой лентой тарелки, надуйте шарик – реквизиты для игры готовы.

2. «Лазерная паутина». Если на дачу нежданно нагрянули друзья с детьми-школьниками, идей для времяпровождения нет, зато есть деревья и много метров веревки – юных гостей можно занять игрой в шпионов. Хаотично натяните между деревьями веревку – чем больше линий, тем лучше. Прекрасно, если на каждую найдутся колокольчики или что-то в этом роде – если ребенок заденет «лазерную линию» - сработает «сигнализация». Игра развивает координацию и ловкость движений.

3. «Полярная экспедиция». Занять ребенка 6-7 лет таким способом игрой можно, если на улице зима и выпало много снега. Просто делайте ходы, лабиринты, вставляйте в снег отломанные ветки. Возьмите с собой бутылку с горячей крашенной водой и проделайте дырку в крышке – теперь можно и «рисовать». Обязательно прихватите большие лопатки – теперь можно построить и полярную станцию.

4. Если у вас есть дача или частный дом – отведите ребенку собственный огородец. Пускай посадит там понемногу всего, что душа пожелает – хоть овощи, хоть цветы – и ухаживает за ними все лето. Как правило, детям очень нравится такое занятие, ведь это их личная территория, а урожай будет казаться самым вкусным и самым лучшим в мире.

5. Запускание воздушного змея. На игрушку совсем не обязательно тратиться - ее можно сделать вместе по мастер-классу с интернета. Процесс запуска нужно совершать в ветряную погоду и на открытом пространстве без деревьев и электрически проводов. Такое развлечение всегда занимает детей и дарит им массу впечатлений и позитивных эмоций.

6. «Следопыт». Подарите ребенку лупу – он с удовольствием займет себя изучением жучков, паучков, прочих букашек, цветов и всего-всего-всего.

7. Гербарий. Ребенок 6-7 лет уже может занять себя ведением гербария. Самый простой способ засушивания листиков и цветов – между страницами старой, скучной и ненужной книжки. Вероятно, малыш поделится идеей со своими друзьями – это ведь лучше, чем ловить покемонов.

8. Твистер. В игру не обязательно играть дома – ее можно взять на улицу. Будьте готовы к тому, что к вам подключатся все друзья малыша со двора. Если имеющуюся игру жалко запачкать и испортить – сделайте такую же со старой ненужной простыни.


В этой статье:

Как заниматься с ребёнком 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет детям необходимо начать подготовку к школе. Психическое развитие ребёнка в этот период проходит активно, он готов учиться. Однако занятия пока лучше проводить в игровой форме.

Выбирайте книги с яркими картинками, крупным текстом. Лучше всего подойдут книги и материалы, которые будут немного сложными для вашего малыша. Тогда мышление стимулируется гораздо активнее, чем с задачками, которые решаются быстро и просто. Нет ничего плохого в том, чтобы подумать, поразмыслить над заданием.

Развитие мышления и логики в этом возрасте происходит быстро. Учёба детям даётся сейчас довольно легко, но нужно хорошо организовать распорядок дня. В первой половине дня лучше всегда заниматься математикой, письмом. Чтение и творчество оставьте на вторую половину дня, лучше всего после прогулки.

Дошкольный возраст

Если вы планируете развивающие занятия для детей 5-6 лет, то следует обратить внимание на:

  • мышление;
  • воображение;
  • логику;
  • знания об окружающем мире.

Сейчас у
ребёнка должна идти активная подготовка к первому классу, а значит, необходимо заниматься в этом направлении. В этот период дети очень восприимчивы к занятиям. Особенно если они построены интересно. Вам понадобятся развивающие материалы, игрушки, наглядные пособия. Такова особенность психического развития ребёнка в этом возрасте - всё должно быть ярким, запоминающимся. Иначе мозг детей 5-6 лет просто пропускает скучную информацию мимо.

Для детей занятия на развитие мышления и логики должны строиться по подобию игры. Можно предложить им разбиться на команды и пообещать победителям призы. Если же вы занимаетесь один на один с малышом, то предложите ему небольшие поощрения за хорошо выполненные задания. Но не нужно ставить подарки и вкусности в роли единственного мотивирующего фактора.

Развитие мышления

На первое место выступает развитие мышления. Возраст в 5-6 лет считается идеальным для начала активных занятий. Время концентрации ребёнка уже доходит до 25-30 минут. Сейчас учимся считать в пределах сотни. Нужно знать простой счёт, счёт десятками. В пределах 20 складывать и вычитать по единицам, пятёркам и десяткам. Не стоит перегружать
малыша знаниями, но и останавливаться только на простом не стоит. Скоро начнется школа, малышу будет гораздо проще адаптироваться, если он уже привык к занятиям.

Развитие мышления можно проводить в простой игровой форме. Для этого не нужно ничего особенного. В детском садике такие занятия обязательно проводятся, но дома с родителями заниматься тоже можно. Мышление включает в себя ситуационную логику. Старайтесь всё время занимать малыша какими-нибудь задачками. Даже во время прогулки предложите, например, считать столбы или деревья. Обращайте его внимание на цвета, размеры, формы предметов.

Как организовать занятия

Если вы решили заниматься с малышом самостоятельно, то это не так просто, как может показаться. Все занятия на развитие мышления и логики, изучение окружающего мира требуют систематизации и чёткого распорядка дня. Очень скоро начнётся школа, а там время уроков и перемен установлено строго. Приучайте малыша к такой форме работы. Сейчас ваши занятия с ним будут короче школьных, но это не беда. Переходить от вашего темпа работы к школьному будет проще, а адаптационный период не будет таким болезненным.

Рабочие материалы

Развивающие материалы для ребёнка 5-6 лет лучше всего искать в книжном магазине или в интернете. Обязательно обращайте внимание, для какого возраста составлены упражнения, для кого рекомендованы. Давать очень простые задачки - не самый лучший вариант. У ребёнка должен быть стимул развиваться. Пусть они даже будут немного сложными для его уровня. Перед тем, как дать материалы для изучения, проведите небольшую контрольную работу, чтобы проверить,
что малыш знает на данный момент. Обычно в начале книги всегда есть подобный тест.

Для чтения подойдут сказки, детские рассказы. Подбирайте их по интересам ребёнка, выбор сейчас огромный. Опять же, старайтесь брать тексты немного сложнее, чем малыш привык видеть и читать.

Не лишним будет поинтересоваться, по каким книгам будут проходить занятия в школе, которую вы выбрали. Многие школы принимают детей с шести лет, а до этого можно подготовиться по учебникам первого класса. Не обязательно начинать по ним занятия, можно просто пролистать, показать малышу. Пусть он привыкнет к книге, обозначениям в ней.

Занятия на развитие кругозора можно комбинировать:

  • книги и фото;
  • фильмы;
  • поход в музей.

Старайтесь проверять, как малыш запоминает материал. Тут дело даже не в том, хорошо он выучил или нет. Важно другое: какая форма занятий лучше подходит именно вашему малышу. Так вы сможете заинтересовать его получением знаний. Потом будет легче работать со школьной программой.

Распорядок дня

Для детей 5-6 лет идеальным вариантом будут занятия дома по 20 минут 3 раза в день. К этому необходимо добавить творческие задания по 30-60 минут. В творчестве время можно не ограничивать. Если ребёнку интересно рисовать или лепить - пусть занимается этим столько, сколько захочет. Больший интерес составляют занятия логикой, счётом, письмом, общим развитием.

К возрасту пяти лет у детей уже сформировалось осознанное запоминание. Раньше малыш запоминал стихотворение только после многократного повторения. Это механическое запоминание. Он не прикладывал особого труда, чтобы его выучить. К 5-6 годам он уже начинает делать умственное усилие для того, чтобы
выучить материал. Это уже не так легко, поэтому занятия нуждаются в хорошей временной организации.

  1. Начинать занятия лучше всего через 30-40 минут после завтрака.
  2. Сначала занятия счётом, логикой, письмом.
  3. Во время перерыва - полностью свободное время, малыш может заниматься тем, чем хочет. Для перерыва между занятиями достаточно 15-20 минут.
  4. Второе занятие - на развитие кругозора. Привлекайте малыша к активному обсуждению.
  5. Следующий перерыв большой. Тут может быть обед, прогулка, свободное время.
  6. Последнее занятие может состоять из чтения или пересказа.
  7. После этого можно дать ещё время на творчество.

Не стоит ставить занятия в вечернее время и перед сном. Малыш должен отдохнуть от занятий, подготовиться ко сну. Перед сном лучше всего дать свободное время, игры, просмотр детского фильма или мультика.

Счёт

Задания разделите на:


Показывайте всё на простых примерах, картинках, палочках (фасолинах, монетках и других мелочах). Сейчас для ребёнка очень важно видеть сам процесс. Для этого используются наглядные пособия. Через несколько уроков постарайтесь перейти непосредственно к записыванию известных чисел. Однако новый материал продолжайте объяснять на понятных и наглядных примерах.

Логические задачки

Сюда можно отнести небольшие кроссворды, лабиринты, поиски сходства и отличий предметов. Такие задания на логику и размышление всегда нравятся детям 5-6 лет, ведь воспринимаются как игра. Следите, чтобы задание давало возможность задуматься. Нет смысла в логических задачках, если они решаются с ходу, без размышлений. Только так реально задействуется ситуационная логика, используются предыдущий опыт и знания.

Творчество

Творчество однозначно должно быть свободным. Тут родители могут проявить небольшую хитрость. Давайте общее задание, которое подразумевает некие условия. Например, в рамках развивающего занятия вы побывали в музее или зоопарке. Предложите ребёнку нарисовать что-то конкретное. Например, трёх млекопитающих из зоопарка по выбору. Или представить себе, как выглядит жилище, нора или гнездо тех зверей,
которые живут в жарком климате. Тут малышу придётся подумать, вспомнить то, что узнал во время экскурсии.

Этот рисунок можно использовать на уроке письма, предлагая потренироваться писать названия животных, цветов использованных фломастеров. Конечно, стоит оставлять время на творчество и без заданий. Так у ребёнка будет возможность отдохнуть, расслабиться. Это стимулирует развитие мышления не хуже, чем занятия по математике и логике. Рисование, лепка дают возможность представлять себе предметы объёмно, в пространстве.

Чтение

Важно научить малыша не просто разбираться с буквами, но и читать простые предложения. Развитие речи без чтения не будет нормальным. Предложите ему пересказать прочитанный текст. В возрасте 5-6 лет допускается чтение по слогам с соблюдением ударения. В день достаточно 1-2 абзацев с обсуждением прочитанного. Предлагайте разного рода работу с текстом:

  • дополнить рассказ;
  • пересказать;
  • ответить на вопросы по тексту.

Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.