Чем отличается мотивация от стимула. Виды мотивов поведения

Дадим определение понятиям «стимулирование» и «мотивация». Стимулирование в менеджменте – это внешняя мера поддержки активной деятельности человека. Оно способствует созданию условий, при которых труд человека становится более эффективным.

Мотивация – это осознанное внутреннее побуждение человека к активности. Он заинтересован в решении задачи и действует в рамках удовлетворения своей потребности (духовной, физиологической, ценностной). Под потребностью понимается нехватка чего-либо, находящегося вне человека, необходимого для поддержки нормальной и активной жизнедеятельности и трудоспособности.

Мотивация сотрудника направлена на изменение внутренних факторов. Она напрямую связана с потребностями человеками, поэтому мотивирующие программы работают на то, чтобы работник захотел что-либо делать. А в чем заключается цель стимулирования персонала? Здесь все иначе.

Главная задача стимулирования – ускорение процесса производства за счет склонения субъекта к совершению действия.

Программа стимулирования может быть позитивной (к примеру, применение льгот и премий) и негативной (угроза штрафа, увольнения, сокращения и т.д.).

Отличие мотивации от стимулирования

Основные отличия мотивации от стимулирования в следующем:

  1. Мотивация направлена на внутреннее побуждение человека. Стимулирование воздействует внешне, на обстоятельства.
  2. Мотивация всегда носит позитивный характер. Стимулирование может характеризоваться негативным толчком к действию.
  3. Стимулирование может использоваться до момента его прекращения. Мотивация завершается после реализации потребности.
  4. Стимулирование – это воздействие на человека. Мотивация – внутренняя потребность.
  5. Мотивация свойственна конкретному сотруднику. Стимулирование – группе работников, объединенных по одному критерию.

Стимулирование – это воздействие на работника, которое заканчивается сразу после завершения определенного процесса.

Мотивация протекает индивидуально. Она будет в силе до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена или заменена.

Главное отличие мотивации от стимулирования в менеджменте

Стимулирование и мотивация принципиально различны. Суть этого различия в том, что стимулирование используется как одно из мотивирующих средств. Так оно может включать мероприятия, направленные на материальную и нематериальную мотивацию.

Стимулирование работает по принципу «здесь и сейчас». Про мотивацию такого сказать нельзя – она действительна в течение длительного времени. Ее мы ощущаем до момента прекращения актуальности потребности.

КОГДА МОТИВИРОВАНИЕ НЕ РАБОТАЕТ, И ПОЧЕМУ?

Что нужно делать для повышения производительности и результативности труда?- мотивировать или же лучше стимулировать персонал? Чем стимул отличается от мотива?
Давайте ответим на эти вопросы по порядку...

Рассмотрим две фразы: «человек мотивирован» и «у человека есть стимул хорошо работать». В чем отличие?

Стимул – это всегда внешнее побуждение по отношению к человеку. Слово «стимул» произошло из греческого языка, где обозначало палку для понукания скота. Таким образом, сразу становится понятен исходный смысл выражения «примени стимулы для улучшения работы» , т.е. возьми палку или плеть и вводи её в действие. В настоящее время смысл этого термина, претерпел изменения, как и претерпели изменения методы, принципы и технологии стимулирования.

Мотив – это комплекс внутренних побуждений человека к совершению действий, его намерение что-либо сделать, желания, стремления, например, намерение хорошо работать.

Если мы сравним значение терминов «стимул» и «мотив», то увидим, что действиями и поступками человека движут именно «мотивы», а не «стимулы». Стимулы (внешние побуждения) лишь призваны возбудить мотивы (внутренние побуждения) внутри человека, т.е. желания и намерения. Пока внешнее побуждение («стимул») не превратится во внутреннее желание и намерение («мотив»), оно не действует на человека.

Таким образом, стимул может стать мотивом, а может им и не стать. Внешний стимул превращается во внутренний мотив, только когда встречается с потребностью человека . Грубо говоря, если волк сыт (потребность в пище в данный момент отсутствует), то он не побежит за зайцем (заяц здесь выступает в роли стимула). Тогда, чтобы заставить волка что-либо сделать, нужно опираться на другие его потребности, например, на потребности в жажде (волк, съев зайца, возможно, захочет пить), безопасности (куда-нибудь спрятаться, чтобы спокойно переварить зайца), сне (отобедав зайцем, волк, возможно захочет подремать), отдыхе, общении с себе подобными, размножении или другие потребности, если они имеются. Если же никаких потребностей не имеется, то мы никаким образом не сможем управлять нашим волком, или если мы не знаем его текущих потребностей, причем, потребностей в их взаимосвязи с другими потребностями, в порядке их приоритетов. Например, каким образом добивались, чтобы птицы не клевали зерно в амбаре. Очень просто - амбар ставили подальше от всех источников воды. Птица, поклевав зерно, сразу же хочет пить. Если до водоема 2 дня лёта, то слетав пару раз туда и обратно, она махнет рукой, вернее, крылом и плюнет на идею – летать на обед к амбару, а за компотом - в другой конец поля, и оставит амбар в покое.

О приоритетах в потребностях человека мы ещё поговорим ниже, а пока выведем формулу эффективного мотивирования:

Стимул * Потребность = Мотив.
А, также выведем формулу продуктивной работы:

Мотив + Условия для продуктивной работы = Продуктивная работа.

Мотив – это причина продуктивной (производительной) работы, намерение человека хорошо трудиться.

Только стимул, встречающий потребность, мотивирует. Стимул, не встретивший потребность человека – не мотивирует. В этом смысле любая мотивация имеет нематериальную основу , поскольку она основана именно на потребностях. Даже если эти нематериальные потребности удовлетворяются материальными стимулами, то человеком всё-равно управляют нематериальные мотивы - его желания.

Таким образом, перед каждым руководителем в свете стимулирования труда персонала, стоит задача - обнаружить потребности каждого конкретного человека, соединять их с внешним стимулом, который наиболее полно удовлетворит обнаруженные потребности человека при условии, что он выполнит нужную для фирмы работу, а также создавать условия для выполнения этой работы в целях удовлетворения своих потребностей.

У людей много потребностей. Больше, чем это кажется с первого взгляда. В список потребностей входят не только деньги. Хотя люди работают за деньги, но на самом деле у них имеется масса других неудовлетворенных потребностей, которые также ждут предложения по их удовлетворению, и делать упор в стимулировании труда только на деньги в лучшем случае – наивно.

В свете постоянно растущей конкуренции на рынке, цель каждой фирмы – добиться от людей продуктивной работы, поскольку на рынке в условиях жесткой конкуренции выживают лишь те, кто смог напрячься, сделать чуть больше других, чуть быстрее, чуть лучше, кто лучше организовал труд персонала и правильно его стимулировал. И главный инструмент для всего этого – правильно выстроенная система стимулирования сотрудников на хорошую работу. Других инструментов добиться от людей хорошей работы не существует. Даже различия в технологиях, которые могут различаться, и организации труда, в конечном счете, зависят от правильного подбора людей, которые занимаются этими вопросами – вопросами применяемых технологий и организацией труда персонала, и их стимулированием на продуктивную работу.


Сами по себе люди не стремятся работать в полную силу, да и вообще не страдают особым рвением к работе, а тем более, не стремятся выкладываться в полную силу - скорее, наоборот, склонны экономить силы и избегать любой лишней работы. Поэтому, любая работа требует стимулирования. Однако, единственно известный многим руководителями принцип принуждения людей к труду "палкой", в условиях свободного рынка - неэффективен, поскольку,

во-первых, на работе насильно никто никого не держит - работа выполняется по взаимному согласию между работодателем и сотрудником, и пытаться так стимулировать персонал, значит, оказаться перед проблемой набора персонала (конечно, можно пригнать солдат с ближайшей воинской части или набрать кадровый хлам, который согласится с таким управлением, но вопрос - зачем он нужен компании?);

а во-вторых, работа, выполняемая под принуждением или страхом крайне неэффективна.

Если человека заставлять каким-то образом работать против его воли, но результат будет намного хуже, чем когда сформировать у него желание и стремление хорошо работать, стимулировать и получить в лице сотрудника - союзника, а не противника. Невозможно заставить человека работать хорошо, набрасываясь на него с угрозами, проклятиями или бранью. А, самое главное, невозможно сколь-нибудь длительное время управлять людьми таким образом. Такой способ управления встречает внутреннее сопротивление людей таким попыткам управления, и вообще расхолаживают желание работать. Приводит это к снижению производительности труда, явному и скрытому бойкоту распоряжений, массовым увольнениям. На сегодняшний день вся жизнь и конкурентная борьба стали настолько напряженными, что добиться чего-либо в жизни можно, лишь мобилизовав все силы и ресурсы. Человек может добиться чего-либо, только имея безграничное желание сделать это. А, заставить человека делать что-то против его воли, то, что он сам НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛАТЬ , крайне сложно, особенно когда речь идет о ведении деятельности в условиях конкуренции и условиях кадрового голода на рынке рабочей силы, поэтому лучший способ заставить людей работать хорошо – это возбудить в них самих желание хорошо работать, зажечь огонь внутри их самих, а не пытаться разжигать его под ними, не пытаться заставлять их работать против их желания. Результаты труда в том и другом случае будут различаться в разы, а иногда и в десятки раз.


Как правило, руководители пытаются стимулировать персонал деньгами - они говорят: "Сделай это и мы тебе заплатим". В результате - человек сидит и плюет в потолок, ссылаясь на "объективные" причины, или делает вид, что работает, поскольку удовлетворен тем, что имеет, или делает работу, но не с тем качеством, не в те сроки, не так, как нужно организации. Т.е. денежное стимулирование в чистом виде не работает, либо ведет к совершенно противоположным результатам – чем больше платишь, тем меньше работают - аналогия с волком, который сыт и не думает, что завтра опять будет голоден. И чем больше он сыт, тем меньше у него стимулов бежать за появившемся на полянке зайцем.
И получается, что некомпетентное стимулирование - это либо "деньги на ветер", либо вообще невозможность их заработать, поскольку прибавку к зарплате чаще всего рассматривают как должное и за большую зарплату продолжают работать точно также, как и за маленькую, а то и хуже. Меньше платят – совсем прекращают работать исходя из принципа "пусть лишат всех премий и надбавок, зато напрягаться не надо", уволят – устроюсь в другое место, "где достойно оценят мой труд". И часто предложение напрячься и заработать для себя чуть больше - воспринимается людьми как несусветная чушь - им и так неплохо. Угрозы - лишить премий и срезать оклады тоже никак не действуют, вернее, действуют наоборот - люди увольняются, либо вообще прекращают работать, восстанавливая "справедливость". Попытки заставить людей работать из-под палки, бранью и угрозами тоже ни к чему не приводят - человек только сидит и делает вид, что работает, либо думает - как бы сделать так, чтобы меньше кричали. Да и к каждому человеку не приставишь начальника с палкой, который будет стоять возле него постоянно и подгонять, а также контролировать - что он сделал. При этом работа, требующая полной отдачи, в условиях рынка вообще не совмещается с угрозами и страхом.
Профессиональное стимулирование труда - это умелое и компетентное сочетание денежной и недежежной форм стимулирования. Денежное стимулирование без нематериального не работает. А, отсутствие нематериального стимулирования демотивирует, поскольку формирует у персонала ощущение, что ему что-то недодали. Поэтому денежное и неденежное (нематериальное) стимулирование труда должно выполняться одновременно для достижения целей стимулирования и формирования у человека ощущения справедливости вознаграждения за его труд - денежное стимулирование без компетентного нематериального - это "выброшеные на ветер деньги".
Большую роль в мотивировании играет установленная в организации (или сложившаяся стихийно) корпоративная культура. Если в результате Ваших действий Вы создали на работе такое настроение, что находиться на работе уже трудно, то человек, ничего не делая, уже работает и устает. Заставить работать его в таких условиях, значит, заставлять выполнять двойную работу за один оклад, причем выполнять двойную работу человеку придется в уставшем состоянии и состоянии стресса, а значит, выполнять её он будет крайне плохо, безответственно, медленно и с ужасным качеством. Итог такому положению дел – это снижение производительности труда, недовольство уровнем оплаты, требование повысить зарплаты, увольнения. Попытки непрофессионально стимулировать труд персонала (использование стимулов в их исходном значении в виде, условно говоря, «палки») - ведут к прямо противоположным результатам или к массовым увольнениям. Поэтому стимулированием надо заниматься профессионально и компетентно с полным пониманием сути и методов стимулирования, с использованием материальных и нематериальных стимулов.

Главный демотивирующий фактор.

Главный демотивирующий факто - это поощрение плохой работы и наказание хорошей.

Несмотря на кажущуюся абсурдность данной фразы, именно такую ситуацию можно наблюдать в большинстве фирм. Каждый может вспомнить много случаев в своей жизни, когда прямо или косвенно наказывалась хорошая работа, и поощрялась плохая. Как правило, это всегда происходит неявно, поскольку абсурдно делать это явно, а неявно – делай сколько хочешь. Но если руководство не удовлетворено тем, как сотрудники работают, то, как правило, единственная причина плохой работы сотрудников заключается только в одном – в том, что наказывается хорошая работа и поощряется плохая . Если на фирме люди работают из рук вон плохо – ищите ответы на вопрос – как именно Вы поощряете плохую работу и как наказываете хорошую. Данный вид антимотивации встречается во всех организациях, где наблюдается низкая производительность труда, снижаются объемы производства, падает качество.

Часто главный управляющий находится в неведении этого безобразия, сидит в кабинете и не знает - как именно на местах поощряется плохая работа и наказывается хорошая, поэтому спрашивайте об этом персонал, сотрудников, коллег, просите их задуматься над вопросом – где и как они (или кто-то другой) наказывает их, или может наказать за хорошую работу и как поощряется плохая работа. Добивайтесь ответа, не отпускайте, пока ответ не будет получен.


У плохой работы может быть много причин, и чаще всего – это несколько причин, усиливающих одна другую, но, как правило, «поощрение плохой работы и наказание за хорошую» - обязательно присутствует в той или иной форме, когда наблюдается неудовлетворяющая фирму работа персонала .

 физиологические, которые выявляют физиологические особенности человека.

Использование данного метода позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки; возможна компьютерная обработка результатов.

Результат определения самооценки - целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального результата. При проведении повторной самооценки вносятся изменения в предыдущий отчет, после -проводится экспертная оценка .

Эффективность самооценки - мощный инструмент, способствующий совершенствованию деятельности работника. Однако положительный эффект будет достигнут при разработке и реализации плана практических мероприятий, который будет полностью одобрен и поддержан самим работником и руководителем предприятия .

Анализ самооценки даёт возможность работнику определить качество выполнения своей работы, заслуживаемый уровень оплаты, необходимое обучение и то, какова его эффективность на общем фоне.

Работник, имеющий высокую самооценку, способен принимать обдуманные решения. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и сделать правильный выбор, опираясь на опыт. Самооценка служит основой, на которой выстраиваются взаимоотношения с окружающим миром .

Самооценка отражает уверенность работника в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальной считается высокая самооценка, уважение к себе при реалистичной оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к тому, что человек заранее опускает руки перед проблемами, трудностями. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями .

Литература

1. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: ИД «Бахрах», 2008.

2. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. - М. : Наука, 2006.

3. Шибутани Т.Я. Концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: ИД «Бахрах», 2013.

4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ref.by (дата обращения: 05.03.2016).

5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizeducation.ru (дата обращения: 07.03.2016).

6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru (дата обращения: 07.03.2016).

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ И СТИМУЛИРОВАНИЕМ ПЕРСОНАЛА

ШАРИПОВА Н.А.

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского БУСС Д.В.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

В данной статье будут рассмотрены основные различия между мотивацией и стимулированием персонала, типичные ошибки, связанные с трактованием этих понятий, а также главные методы мотивации.

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, активизация, методология, персонал, кадры, работники, менеджмент.

Мотивация является одним из ключевых понятий в теории управления персоналом, так как побуждает персонал к труду и параллельно ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что ведет к достижению поставленных организацией целей. Мотивация - это совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее деятельностью .

А относительно трудовой деятельности нужно отметить, что данное понятие характеризуется как действия работника с целью удовлетворения своих потребностей в материальных и других ценностях. Трудовая деятельность также связана с достижением целей организации. Под работником подразумевается сотрудник как важная составляющая структуры организации.

Стимул - побудительная причина поведения, заинтересованность в совершении чего-либо . Стимулирование труда - совокупность действий, представляющих собой средства удовлетворения в большей мере материальных потребностей. Если сформулировать иначе, то мотив - это своеобразный толчок, вызывающий побуждение к действию ради достижения цели, соответствующей внутреннему состоянию человека, тогда как стимул - желаемый объект. То есть мотивация - внутренний процесс, стимулирование - внешний.

В настоящее время в научной и бизнес-среде нередко допускается серьезная методологическая ошибка. Очень часто эти два понятия отождествляют или путают друг с другом.

Примером этого служит статья Р.Т. Трегубовой «Мотивация и стимулирование труда как метод управления поведением внутри организации», опубликованная в журнале «Мир (Модернизация. Инновации. Развитие)». Предлагаю рассмотреть данную статью и пронаблюдать за типичными методологическими ошибками.

Автор утверждает: «Для большинства людей до сих пор основным мотиватором являются деньги. Одним они необходимы для удовлетворения первичных потребностей, другим они нужны для удовлетворения потребности в уважении и признании (например, высокая заработная плата для некоторых людей является показателем положения индивида в обществе)» . Но, как было сказано выше, мотивация - это внутренний процесс, а деньги - это однозначно внешний фактор, а значит, это стимул. А вот удовлетворение первичных потребностей, а также потребностей в уважении и признании можно считать мотивом.

Следующая ошибка автора: «Суть отличия стимулирования от мотиваций состоит в том, что стимулирование является одним из методов мотивации» . Данное утверждение очень распространено. Отчасти это можно считать верным, но если считать стимулирование частью именно мотивации, то мы упустим из вида такой важный и часто применяемый на практике метод, как принуждение. У совокупности этих трех методов есть научное название - активизация трудовой деятельности, то есть, это функция управления (менеджмента), которая представляет собой совокупность всех концепций и мер, направленных на содействие человеку добиваться изменений в способах труда при учете индивидуальных потребностей человека, а также целей, которые преследует сама организация. Следовательно, стимулирование, наряду с принуждением и мотивацией, это методы не мотивации, а активизации.

А для чего нам необходимо это знать? Для более эффективной работы организации необходимо обладать знаниями, с помощью которых возможно управлять процессами мотивации и стимулирования работников , то есть теми, благодаря которым руководитель может достичь необходимой эффективности управления. А это невозможно, если мы не будем ориентироваться в данном вопросе.

Для того чтобы лучше понимать разницу между мотивацией и стимулированием, рассмотрим основные методы мотивации:

1. Предоставление подарков за высокие и лучшие результаты и творческие успехи. Данный метод давным-давно забыт. Он бы внес состязательный характер между отделами. На мой взгляд, этот метод необходим. Для предприятия он не затратный, но его влияние на мотивацию к труду действенно. Важно отметить, что такие мероприятия должны быть именно неожиданными, нерегулярными и непредсказуемыми. Потому что прогнозируемые, то есть такие, которые практически становятся неизменной частью общественной жизни организации, являются стимулированием и не имеют настолько сильного эффекта, так как становятся данностью и не всегда являются объективными, что может дать лишь отрицательный эффект.

2. Возможность работников напрямую обращаться к руководству - степень приближенности руководства к рядовым сотрудникам. Возможность задать вопрос непосредственно руководителю - это часть гласности, демократии.

3. Комфортность рабочего места. Обеспечение безопасных условий труда. Оснащение офисных рабочих мест компьютерами и оргтехникой, удобными креслами и столами, поддержание микроклимата в помещениях, обеспеченность канцелярией - если это на должном уровне организованно на предприятии, то работник может сконцентрироваться на выполнении своих обязанностей.

4. Условия для отдыха. Открытие на территории предприятия комнаты психологической разгрузки. Внедренные такой меры поможет стабилизировать микроклимат в коллективе, избежать излишних стрессов сотрудников, улучшать их психологическое здоровье, о котором, как и о физическом, не стоит забывать.

5. Организация корпоративных мероприятий. Это возможность для работников предприятия пообщаться друг с другом в тесной неформальной обстановке. Благодаря такой мере можно сократить барьер между административно-управленческим персоналом и рядовыми сотрудниками.

6. Руководство признает ошибки. Это способ снижения эмоциональной нагрузки в коллективе. Почему бы и не признать свои ошибки, если они имеют место? Всем людям свойственно ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Этот приём для рядовых сотрудников повысит значимость руководителя. Публичное признание ошибок - мужественный шаг для менеджера, повышение открытости для персонала, единение с ним.

7. Метод «участие в делах благотворительности». Если организация занимается благотворительностью, например организует мероприятия для детей из детского дома и многодетных семей, то это достойно всяческих похвал. Но этот момент можно использовать также для мотивации сотрудников, если для официальных мероприятий в этой области общественной жизни организации будет привлекаться не только высший менеджмент, но и рядовые

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) 2016

сотрудники. Этот процесс будет носить не только поощрительный, но в то же время консолидирующий корпоративный дух характер.

Можно сделать вывод, что мотивация и стимулирование - это два разных, хоть и в чем-то похожих

метода активизации трудовой деятельности в организации. И только мотивация может быть эффективна в долгосрочной перспективе. И каждый по-настоящему хороший менеджер должен знать это и уметь применять этот метод на практике.

Литература

1. Сорочайкин А.Н. Информационное общество и теория управления персоналом / А. Н. Сорочайкин // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 1. - С. 121-125.

2. Сорочайкин А.Н. Управление персоналом: глоссарий: терминолог. слов / А.Н. Сорочайкин, Л.В. Ермолина. - Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2012. - 104 с.

3. Трегубова Р.Т. Мотивация и стимулирование труда как метод управления поведением внутри организации. / Трегубова Р.Т. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2012. - №9. - С. 89-91.

4. Хилл Н. Думай и богатей / Н. Хилл. - М. : ФАИР, 2008. - 272 с.

Добрый день, друзья! С вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.

Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.

От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.

Потребность – познавательная.

Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).

Деятельность – чтение.

Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.

Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:

  1. Почему я делаю что-либо?
  2. Какие потребности мне хочется удовлетворить?
  3. Каких ожидаю результатов и чем они значимы для меня?
  4. Что заставляет меня действовать определенным образом?

Основные характеристики

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  1. Вектор направленности.
  2. Организованность, последовательность действий.
  3. Устойчивость избранных целей.
  4. Напористость, активность.

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

  • По источнику мотивов.

Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).

Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.

  • По результатам действий.

Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).

Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).

  • По устойчивости.

Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).

Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).

  • По охвату.

В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.

Сферы применения понятия

Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм,
  • психоанализ,
  • когнитивная теория,
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

В менеджменте

В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.

Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные . Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.

Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:

  • повышает удовлетворенность сотрудников работой;
  • добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).

При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.

Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).

Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.

Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.

Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.

Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.

В экономике

Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.

С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.

Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия. Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей. Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).

Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.

Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.

Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.

Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!

Почти все руководители хотят заставить своих подчиненных работать эффективнее, упорнее, результативнее. Кроме того, мы не всегда довольны своей работой или карьерой. Чтобы изменить свою жизнь и достичь желаемых результатов нужны сила воли, выдержка, вера в себя. А всегда ли нам этого хватает? В то же время мы видим рядом наших коллег, соседей, друзей, их жизнь кажется нам счастливой и успешной. Секрет их прост – эти люди просто знают о невероятной силе внутренней мотивации и внешнего стимулирования к действию.

Мотивация и стимулирование: в чем разница?

Часто понятие мотивов и стимулов отождествляют, но это не синонимы и для эффективного применения их нужно четко разграничивать.

Каждый из нас имеет физиологические, материальные и социальные потребности. Именно потребности человека заставляют его работать на компанию, работодателя – принося пользу компании, мы достигаем своих целей. Итак, позволяет работнику выполнением трудовых обязанностей удовлетворить свои потребности.

Мотивация – это внутреннее убеждение человека, стремление действовать. Она касается интересов человека, его установок, желаний и внутреннего мира.

Мотивация никогда не является принудительной, это внутренний стержень, который управляет нашими действиями и дарует нам удовольствие от работы. Очень важно, что мотивация не может зависеть от материальных вознаграждений, должно быть внутреннее убеждение, которое пробудит в человеке жажду и энергию к работе. Мотивация всегда эмоционально наполнена, потому что то, чего мы хотим, не может оставить нас равнодушными. Когда есть мотив, то есть и желание, а это главное. Мотивированный человек хранит свое время, составляет четкий план работы и верит в свои силы. Поэтому с мотивированными работниками больше шансов добиться успеха.

В общем мотив – это необходимость, смысл действовать, а стимулы – это уже инструменты воздействия, те раздражители, которые нас подталкивают к действию и помогают на пути к цели. Стимулирование – это не внутреннее (как при мотивации), а внешнее воздействие. Самый яркий пример стимула – премия: хочешь, чтобы подопечные выполнили работу быстрее – доплати им. Но стимулы бывают и нематериальные, например, похвала работника перед коллегами. Для студента стимулом может стать не только сданный на отлично экзамен, но и похвала преподавателей, то есть общее признание его знаний.

Итак, цель стимулирования мотивировать к эффективной работе. И мотивация, и стимулирование имеют одну общую цель – повышение эффективности труда.

Мотивацию и стимулирование можно сравнить со стратегией и тактикой в ​​военном деле. Мотивация – это то глобальная задача, которая стоит и перед работником, и перед компанией. Например, работник стажируется в компании, его цель – набраться практического опыта. А мотив компании – эффективно использовать его работу.

Стимулирование это уже тактика решения проблемы: удовлетворение потребности работника и толчок к эффективной работе.

Важной характеристикой стимулов является их краткосрочность. Мотивы имеют постоянное действие, наверное потому, что они являются внутренним убеждениям человека.

В некоторых коллективах для выполнения поставленных перед организацией задач не нужно применять никаких стимулов, если работники хорошо мотивированы. Это означает, что нашим поведением и действиями управляют наши потребности.

Самой популярной теорией человеческих потребностей является «Пирамида Маслоу».

Абрахам Маслоу (AbrahamMaslow) 1 апреля 1908 – 8 июня 1970 – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, исследовал человеческие потребности и их влияние на мотивацию работы человека. Маслоу создал собственную теорию мотивации . Выводы он делал не по результатам опросов или экспериментов, а при анализе биографий известных людей, их достижений и успехов. Считал, что иерархия потребностей не является постоянной и фиксированной, ведь зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Абрахам Маслоу разместил все наши потребности по иерархическому принципу: сначала должны быть обеспечены потребности нижних уровней (первичные), а уже после этого – потребности более высокого уровня. Всего есть пять групп человеческих потребностей, которые, по его мнению, являются базовыми для каждого из нас: физиологические, потребность в безопасности, социальные, потребность уважения и признания, потребность самовыражения (самоактуализации).

Стоит начать с физиологических потребностей, без которых невозможна жизнедеятельность ни одного человека: потребностей пищи, воды, дома, отдыха. Именно материальное вознаграждение, заработная плата может обеспечить нам удовлетворение этих самых необходимых потребностей.

Потребность в безопасности, уверенности в будущем становится важной мотивацией для большинства работников. Ведь каждый из нас, наверное, периодически задумывается, будет ли возможность прокормить себя и свою семью? И именно материальные гарантии и социальная защищенность могут предоставить нам уверенность в завтрашнем дне.

Человек является социальным существом, то есть мы имеем потребность общаться с коллегами и сотрудничать в коллективе. Для удовлетворения социальных потребностей руководитель должен не только обеспечивать работникам возможность общаться в процессе работы, но и периодически советоваться с подопечными, чтобы показать, что важно мнение каждого.

Также, по теории Маслоу, мы ожидаем признание наших достижений и уважения коллектива. Для этого руководитель должен справедливо оценивать и поощрять старания подопечных.

Если трактовать потребность любви как мотивацию трудовой деятельности, то это означает, что мы на работе привыкаем к коллективу, проявляем чувства дружбы, взаимопомощи и поддержки. Очень часто именно здоровая атмосфера в коллективе является тем мотивационным фактором, который «привязывает» нас к одному месту работы.

Потребность в самоактуализации (самовыражении) – это потребность реализовать свои потенциальные возможности и стремление личностного развития. По мнению Маслоу, основой человеческой деятельности является именно желание человека выразить и это чувство. Ученый Фредерик Герцберг сделал вывод, что самоутверждение является главным мотивационным фактором для работников высокой квалификации.

[Фредерик Герцберг (FrederickHerzberg), 17 апреля 1923 – 19 января 2000 – американский психолог, анализировал психологию управления бизнесом, в 1960-х гг.. разработал двухфакторную теорию мотивации . По его концепции есть факторы, связанные с чувством удовлетворения или неудовлетворения работой. Гигиенические факторы (условия труда, техника безопасности) имеют отношение к неудовлетворенности. Мотиваторы (карьерный рост, похвала, признание) отвечают за удовлетворение работой).]

Для удовлетворения потребности самовыражения и самореализации руководителям нужно обеспечить подчиненным возможность учиться и развивать их потенциал, поощрять все творческие и карьерные возможности. Но поскольку человек постоянно развивается, растут и его личностные цели. Поэтому потребность в самовыражении не может быть удовлетворена полностью.

Маслоу считал, что ни одна из наших потребностей не является единственным мотивом поведения, они в большей или меньшей степени связаны.

В разные периоды нашей жизни, в зависимости от социального уровня, возраста, жизненных планов и запросов, одни потребности являются для нас более приоритетными, чем другие. Но сам процесс мотивации человека через его потребности являются бесконечным.

Свою мотивационную теорию разработал и Дэвид МакКлелланд.

[Дэвид МакКлелланд (DavidMcClelland), 20 мая 1917 – 27 марта 1998 – американский психолог, исследовал мотивацию человека через его потребности. В 1940-х гг.. разделил человеческие мотивы на три группы: достижения – потребность в успешности; мотивация аффилиации – потребность в соучастии (причастности); мотивация власти – потребность во власти.]

По его мнению, важными являются потребности человека во власти, в соучастии (причастности) и в успехе.

Потребность власти проявляется в стремлении контролировать ситуацию, управлять другими людьми. Важно, чтобы работник или руководитель не просто пытались удовлетворить свое самолюбие, самоутвердиться, привлечь всеобщее внимание, а хотели работать для решения задач всей компании.

Потребность соучастия означает, что человек не хочет быть одиноким. Мы нуждаемся в дружеской поддержке, одобрении коллег или похвалы руководства. Поэтому важно не ограничивать общение в коллективе, давать всем высказать свои мысли.

Потребность успеха – это стремление достичь высоких результатов работы. Люди, настроенные на успех, смело берут на себя ответственность, они активны и готовы работать сверхурочно. Конечно, такие люди не боятся новых трудностей и стремления карьерного роста и самосовершенствования. С такими подчиненными часто нелегко работать, потому что они стремятся к лидерству, а не подчинению, однако если суметь правильно организовать работу и сформировать систему стимулов, то эти работники принесут компании больше пользы.

Выполняя свои трудовые обязанности, мы ожидаем, что наши старания, наши усилия и результаты работы будут оценены по достоинству. По модели мотивации Виктора Врума есть три важные взаимосвязи: труд – результаты; результаты – вознаграждение и ценность этой награды.

[Виктор Врум (VictorVroom), родился в 1932 гг. – Американский психолог, исследователь человеческой мотивации, автор теории ожидания, согласно которой человек надеется, что затраченные силы и результаты труда будут соответствовать ценности вознаграждения. Если ожидания высокие, то мотивационная сила растет. Сложность задач работника должна соответствовать его умением и квалификации, ведь когда работнику не хватает возможностей для выполнения задачи, это его демотивирует. ]

Если мы не чувствуем связи между затраченными силами, стараниями и результатами, наша мотивация ослабевает. Поэтому на пути к цели необходимы стимулы, а конечная вознаграждение должно быть ценным для человека.

Английский экономист Адам Смит (AdamSmith, 1723 – 1790 гг.) В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» («An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations», 1775) сделал вывод, что для эффективной работы нужно только «вкусного пряника» – высокой заработной платы. Но на практике руководители убеждаются, что иногда только «пряника» недостаточно. Поэтому стимулом может быть и страх потерять заработную плату, регулярный доход или должность, страх ошибиться и быть плохим работником.

Итак, мотивацию можно разделить на позитивную и негативную. Целями при положительной мотивации является достижение успеха в работе, похвала руководства, качественный результат.

Когда работника критикуют, тогда срабатывает отрицательная мотивация: человек хочет исправиться, доказать руководству, что заслуживает похвалы. Наградой для такого человека является отсутствие наказания. Отрицательная мотивация вызывает напряженные психологические состояния человека, постоянный страх ошибиться, поэтому ею нельзя злоупотреблять. Чаще политику негативной мотивации ведут авторитарные, жесткие руководители.

Как положительная, так и отрицательная мотивации со временем вызывают у подопечных привычку, а потому становятся неэффективными и теряют свой ​​мотивационный смысл. Руководителям нужно грамотно сочетать различные типы мотиваций и чередовать их применения.

Итак, руководство должно прежде всего сформировать собственную систему мотивации . А позже через стимулы побудить к действиям. Оба понятия – и мотивирование и стимулировани е – должны эффективно взаимодействовать, дополнять друг друга.

Как мотивировать персонал

Работник любой компании – ее главный ресурс. Но успех организации зависит не только от того, насколько профессиональны и опытны ее сотрудники, но и от того, хотят ли они работать, или они мотивированы. То есть важно, чтобы персонал не только «умел», но и «хотел». Поэтому приоритетом для каждой компании должна быть персонала.

Потребности вызывают у человека желание их удовлетворить и реализовать. Задачей руководителей является показать, что именно из-за выполнения определенных задач и своих трудовых обязанностей человек сможет удовлетворить свои потребности. Поэтому работники должны увидеть в целях компании и свои цели.

Если организация стремится развиваться и быть успешной, ей следует учитывать интересы персонала, сформировать мотивационную систему и систему стимулов, чтобы работники выполняли поставленные перед ними цели. Простейшие требования к организации труда – уважение к подопечным, постоянная обратная связь «руководитель – подчиненный», возможность самореализации и карьерного роста работников.

Часто бывает, что не дает желаемого результата. Руководители разводят руками, а причина проста – отсутствие мотивации . Возможно, для этого работника важнее провести вечер с семьей, чем работать сверхурочно за материальное вознаграждение – премию. Или же человек не хочет выполнять определенную работу, потому что это ему просто не лежит к душе. Важно, чтобы стимулы действительно приносили конкретному человеку мотивацию к действию.

Факторы мотивации бывают разные: материальные блага, социальный статус, слава, духовное обогащение, общение, эмоции. То есть каждый из нас сначала спрашивает себя: зачем мне это нужно? Например, молодая семья чаще всего имеет материальные проблемы, поэтому популярной мотивацией для семейной пары становится возможность купить автомобиль или выплатить кредит за квартиру.

Поэтому в первую очередь нужно найти повод, ведь работник всегда ищет, где выгоднее, где есть преимущество или перспектива.

Или неудивительна ситуация, когда в коллектив приходит новый работник и вместо долгой адаптации показывает высокий уровень результативности, его идеи кажутся свежими и гениальными, но и он готов работать сверхурочно? Такие истории не редки, а причина этого – человек мотивирован на то, чтобы хорошо себя зарекомендовать, показать свои знания, умения, опыт, профессионализм. Новый работник видит все перспективы карьерного роста. Однако такого запала надолго не хватает. Повседневная рутинная работа, постоянная конкуренция с коллегами – все это со временем изводит человека и притупляет интерес. И здесь должно проявиться все мастерство руководителя, который может стимулировать работника получать новые вершины.

Чтобы вызвать нужную реакцию у человека, нужно хорошо понять, что ему нужно, чего он хочет и что ему предложить для достижения этой цели. Руководитель только через общение с персоналом может хорошо изучить его настроение, желания и потребности.

Также полезно проводить среди персонала опросы. Это поможет почувствовать атмосферу в коллективе и понять, какие мотивы побуждают к активной трудовой деятельности.

Одним из первых методов, с помощью которого начали осуществлять эффективное воздействие на подчиненных был метод «кнута и пряника». Например, даже сказочные герои за успешно выполненное задание получали вознаграждение – руку и сердце царевны, если же задача была провалена, то героя ожидала смертная казнь.

Современный руководитель должен сам решить, когда это «кнут», а когда «пряник». А умело сочетать оба варианта – это тактическая искусство руководителя.

Все руководители ценят активных, нацеленных на результат, упорных и амбициозных сотрудников. Также работодатель всегда предпочитает работников мотивированным, то есть неравнодушным. Мотивированный человек как бы «зажженный» в действие, потому что четко видит впереди желаемый результат. Именно такие люди достигают успеха.

Мотивировать внешне могут коллеги, начальник и даже близкие люди. Мотив соперничества в большей или меньшей степени заложен в каждом из нас. Например, когда наш друг преуспевает это часто становится толчком и нам лучше себя проявить, поднять планку выше. Это своеобразное соревнование, которое не дает нам остановиться на достигнутом. Чужой опыт успеха лучше показывает – возможно все! И настойчивость не должна угасать со временем, ее нужно поддерживать, чтобы все-таки довести начатое дело до конца. Стоит помнить, что работники, которые готовы работать на компанию инициативно и активно независимо от материальных стимулов – редкость. При рыночной экономике изменились и социальные ценности человека. Для обеспеченной жизни важен статус, власть, знакомства. Поэтому больше всего ценится высокооплачиваемая работа с перспективой карьерного роста.

Но важно, что влияние стимулов на разных людей вызывают одинаковые реакции. Это зависит от внутренних убеждений, ценностей человека. Например, материальное вознаграждение является универсальным стимулом, однако не всех мотивируют деньги. Современные организации часто забывают о нематериальных стимулах: уважение руководства, похвалу перед коллективом.

Каждый из нас уникален: кто-то пытается делать свою задачу в пол-силы, кто-то берет на себя меньше обязанностей, а кто-то, наоборот, стремится к карьерному росту и охотно работает сверхурочно и самоотверженно. Здесь также решающую роль играет стимулирование со стороны руководства. Если подчиненный видит перспективу, то тратить больше усилий и времени, тогда и результат придет быстрее.

Также стимулам не стоит придавать постоянной и устойчивой формы, ведь к хорошему человек быстро привыкает. Руководитель должен сам почувствовать, где человеку нужен стимул. Например, когда руководитель хочет, чтобы работник остался на работе сверхурочно или уехал в внеплановую командировку, ему обязательно следует подумать и о дополнительном стимулировании работника. Стимулы должны быть понятными и простыми, персонал должен четко понимать, что именно от него требуют и ожидают.

Нет идеальной системы мотивации , которая сработала бы в любом коллективе. Надо учитывать социальный статус работников, их возраст, образование и пол, а также психологические особенности каждого индивида, его темперамент, характер, поведение в коллективе. Однако самое главное – определить цели, которые ставит перед собой компания.

Проанализировав условия труда, уровень заработной платы, взаимоотношения в коллективе можно и формировать мотивационную систему. Материальные стимулы эффективны, если их применять вместе с нематериальными.

В противоположность мотивации работников существует понятие «демотивация» – опасная «болезнь» для любой компании и коллектива. Демотивация проявляется снижением работоспособности, активности, отсутствием инициативы. Движение с более высокого карьерного уровня на более низкий уровень, несправедливая оценка стараний приводит к фрустрации (лат. Frustration – неудача, обман), то есть разочарование, крушения надежд. Это опасное состояние тревоги, а иногда даже отчаяния, поэтому руководитель должен предотвращать появление таких настроений в коллективе. Равнодушный работник не приносит пользы на работе, растет негатив к руководству и коллективу. Причин демотивации много, и для каждого коллектива они разные. Но особенно угрожающими являются атмосфера неуважения и отсутствие внимания со стороны руководства, несправедливая оценка работы сотрудника, игнорирование мнения персонала при авторитарном руководстве, отсутствие перспектив карьерного роста.

Работник может быть недоволен не только материально, но и психологически. Такие демотивированные работники часто увольняются с работы.

Итак, каждый из нас нуждается в вере в лучшее будущее. Нам нужна цель, стремление и возможность самореализоваться. На пути к достижению своих целей и мечтаний мы можем принести пользу работодателю. Задачей же руководства является через эффективные стимулы организовать высокомотивированную команду, с которой любая компания, фирма или организация сможет достичь успеха.

«Людьми не надо управлять. Их надо направлять »(Питер Друкер,« Задачи менеджмента в XXI в. “,” ManagementChallengesforthe 21 stCentury », 1999 г.)