Баба яга из ткани. Баба Яга в чулочной технике — пошаговый мастер — класс

Рукоделие всегда будет модным.

На него время никак не влияет.

Несмотря на рыночные отношения, душа тянется к уюту и теплу. Эти ощущения дарят поделки, сделанные своими руками.

Чаще всего для их создания используются простые бытовые вещи. Например, женские колготки.

Им можно подарить вторую жизнь и сделать куклу.

Кукла Баба-Яга из колготок своими руками

Баба-Яга – хорошо известный сказочный персонаж. Бывает доброй и злой. Мастер-класс построен на создании милой и приветливой куклы для украшения кухонного интерьера. Игрушкой можно веселить детишек или гостей.

Для изготовления куклы из колготок своими руками потребуются: капроновые колготки, пластиковая бутылка, синтетический наполнитель, ножницы, нитки в тон, иглы, кукольные глаза, проволока и плоскогубцы.

Этапы процесса изготовления Бабы-Яги:

1. Сначала для куклы требуется изготовить каркас. Для этого берется обычная пластиковая бутылка. У нее обрезается нижняя половина с донышком;

2. Получившаяся деталь туловища обертывается синтетическим наполнителем. У горлышка и «на талии» ткань плотно утягивается нитками;

3. На туловище надевается капроновый носок от колготок;

4. Формирование лица у куклы своими руками. Для этого в визуальную область лица вставляется небольшой комок синтетического наполнителя. Он моделирует нос;

5. Верхняя часть бутылки с носком завязывается. При помощи ниток и иголки формируется переносица. Нужно протянуть иглу в горизонтальном направлении и стянуть нить;

6. После этого нужно сформировать ноздри. Игла протаскивается слева и справа на носу в вертикальных положениях;

7. Носу придается более четкая форма с боков. Игла протискивается в те же предыдущие отверстия, но петли затягиваются с левой стороны и с правой (с левого бока и с правого);

8. Формирование щечек и ротика. Для этого под слой капрона вставляются еще комочки из синтетического наполнителя: немного по обеим сторонам от носа, немного на лоб и область подбородка;

9. Формирование рта. Для этого протаскивается игла. Натягивается нить. Рот не прошивается мелкими стежками;

10. Очень аккуратно с помощью иглы и нитки подтягивается верхняя губа;

11. Придается улыбка. Для этого утягиваются щечки;

12. Утягивается подбородок;

13. Приклеиваются игрушечные глазки. Для этого лучше воспользоваться клеевым пистолетом. В крайнем случае – клеем моментального высыхания. Но с ним нужно быть очень осторожными. Ошибки недопустимы;

14. Над глазами утягивается ткань для формирования бровей;

15. Над носом ткань тоже немного утягивается;

16. На завершающем этапе изготовления лица кукле делается макияж. Наносятся румяна на щеки. Подрисовываются губы. Рекомендуется использовать акриловые краски по ткани. Но перед их нанесением желательно испытать их на пробном кусочке ткани;

17. Зашивание макушки. Лишняя ткань прячется внутрь горлышка и зашивается;

18. Волосы. В магазине можно приобрести готовые кукольные волосы и пришить к голове. В качестве альтернативы возможно изготовить пряди для куклы из колготок своими руками. Требуется подобрать шерстяные нитки желаемого тона и сплести косу;

19. Этап изготовления ручек. Для этого берется проволока и режется на отрезки. Требуются два длинных отрезка и десять коротеньких. У длинных – оба конца загибаются в овал. У коротких – закручиваются в «улитку», но только с одного конца;

20. Каждый отрез проволоки оборачивается лентой по спирали из синтетического наполнителя. Лента шириной 1 см;

21. Формирование кисти руки. Для этого в кольцо большого проволочного отреза вставляются четыре коротких отреза. Их длина регулируется согласно анатомическому представлению о руке. Воображаемая ладонь обматывается более широкой лентой из синтетического наполнителя;

22. Где-то на середине сбоку в ладонь вставляется пятый проволочный отрез. Лента из синтетического наполнителя полностью наматывается на руку;

23. На ручку у куклы из колготок своими руками надевается лоскут капрона квадратной формы. В области запястья он утягивается временной ниткой;

24. Каждый пальчик утягивается иглой и прошивается. Рекомендуется прошить дважды;

25. Оставшиеся края лоскута натягиваются до предполагаемого плеча и сшиваются. Лишнюю ткань можно обрезать. Шов в области запястья прошивается новый;

26. По аналогичной схеме изготавливается вторая рука в зеркальном положении;

27. Получившиеся ручки пришиваются в соответствующие места на туловище куклы из колготок своими руками;

28. Одежда. Для куклы рекомендуется сшить платье с каким-нибудь национальным орнаментом. Одевается платок и завязывается в старинном стиле на один узел под подбородком. Бабу-Ягу можно украсить бусами и лентами. Ленты будут красиво подпоясывать игрушку.

Вот и все, получилась очень красивая дизайнерская куколка, которая очень органично впишется в любой кухонный дизайн. Такую Бабу-Ягу можно подарить даже в качестве оберега.

)
На основе русской народной куклы.

Материалы и крой

1. Прямоугольник из белого ситца 25 х 25 см.
2. Кроим из цветного ситца круг диаметром 32 см (это с учетом припусков).

3. Из цветного ситца прямоугольники:
4 см х 9 см - 2 шт. (ладошки)
16 см х 8 см - 1 шт. (душегрейка)
16 см х 10 см - 1 шт. (фартук).
4. Нитки белые и красные для наматывания деталей, подойдут швейные.
5. Толстая хлопковая нить белого цвета для присборивания юбки (прочная).
6. Лен или льняные нитки на волосы.
7. Втулка из картона (можно использовать втулку от туалетной бумаги или свернуть из картона полоску), высота 6-7 см, диаметр 5 см. Я беру втулки в хозяйственном магазине, где продают цветочные горшки.
8. Шпагат из пеньки.
9. Кусочек войлока круг диаметр 5 см под дно ступы. Диаметр будет равен диаметру втулки.
10. Палочка, я использовала палочку для суши, обрезаем ее до 15-16 см с острого конца. Тупой конец должен смотреть вниз и быть ровным.
11. Одна спичка. Отрезаем от нее конец 1 см.
12. Шпажка на метлу.
13. Клей "Момент универсальный".
14. 5 рублевая монетка.
15. Если Баба Яга будет без ступы, то нужен синтепон или вата. Я использовала небольшой кусок ваты на голову.
16. Прямоугольный треугольник со сторонами 15 см на платок.

Описание шитья тряпичной куклы "Баба Яга в ступе"

1. Ступа

Отрезаем нить из шпагата в несколько метров. Точная длина значение не имеет, если не хватит, всегда можно отрезать еще. Промазываем конец нити клеем "Момент" и приклеиваем его с внутренней стороны втулки. Наматываем нить на стенку втулки, продевая во внутрь, в каждом круге. С одной стороны приклеиваем или пришиваем войлок, диаметр совпадает с диаметром втулки. Ступа готова. Во внутрь должна свободно входить 5 рублевая монета.

2. Нос

Берем спичку и отламываем от нее кусок 1 см. Складываем белую ткань по диагонали и находим центр. Отступаем от центра на 1 - 2 см вставляем спичку вдоль диагонали и обматываем ее белой швейной нитью. Расправляем складки на ткани. У нас получился нос. Нос может быть из маленького комочка ваты.

3. Голова

Намазываем конец палочки для суши, который был острым, клеем и наматываем нитки в клубок. Диаметр клубка 2,5 см. На клубок сверху накладываем вату и заматываем ее слегка белой нитью для шитья. Концы нитки завязываем на четыре узла. Считалось в поверьях, что количество узлов и обмотки должно быть четным. Надеваем белую ткань, располагаем цент ткани на макушке головы. Приматываем белыми нитками на шее.

4. Нога

Вырезаем произвольно из любой ткани прямоугольник, он должен быть больше пятирублевой монеты в несколько раз. Заматываем в этот лоскут монету. Хвостик должен быть немного смещен от центра. Вставляем ровный тупой конец палочки на монету ровно по центру, обматываем палочку хвостиком из ткани и заматываем белой ниткой. Вот и "костяная нога" готова.

5. Ладошки и рукава

Складываем прямоугольник 5 см х 9 см вдоль на 4 части, срезами во внутрь. Заутюживаем. Складываем пополам. На прямоугольнике от головы, найти два боковых угла. Сложить ткань вдоль края на 0,5 см. Отогнуть краешек угла во внутрь, сгиб должен быть около 4 см. Вкладываем ладошку на сгиб, вынув краешек ладошки на 0,5-1 см. Присбориваем и заматываем нитью красного цвета. Завязываем узелки, концы обрезаем. Складываем нижние углы вдоль палочки и заматываем нитью белого цвета нижнюю половину рубашки.

Забыла сразу сделать фотографию, поэтому показываю уже после следующего этапа работы.

6. Душегрейка

Прямоугольник 16 х 8 см разрезать вдоль до середины. Отогнуть края. Узкий конец срезами во внутрь к центру. По широкому краю на спинке на 0,5 см.
Прикладываем душегрейку поверх рубашки двумя концами по переду. Перехлестываем правую половинку сверху. Заматываем белыми нитками на талии. Расправляем краешки.

7. Юбка

По краю круга из цветной ткани прокладываем строчку иглой и толстой прочной нитью. Отворачиваем припуск 1,5 см на изнанку. Оставляем концы нитки свободными. Если вы не планируете ставить куклу в ступу, то заполняем мешочек с юбкой синтепоном. Я синтепоном не стала заполнять, иначе кукла не влезла бы в ступу. Надеваем юбку с нижнего края на ногу и затягиваем нитку. Завязываем плотно на спинке на 4 узла. Концы нитки обрезаем. У меня диаметр круга был чуть меньше (кроила по тарелке), чтобы юбка не слетала, я пришила его к душегрейке и рубашке на талии вручную белой швейной нитью.

8. Волосы и платок

Наматываем льняную нитку на книгу по длинному краю. Снимаем нитки с книги. Завязываем нитью белого цвета на середине мотка. Пришиваем на макушке центр волос иглой и ниткой вручную простыми стежками. Разрезаем петли ниток на концы. Концы волос должны быть разной длины. Распределяем волосы на четыре части, две укладываем на спинке, по одной с боков по переду.
Загибаем длинный край на платке и повязываем его на голову, завязываем два узелка сверху надо лбом. Расправляем концы платка.

9. Фартук

У прямоугольника из цветной ткани 10х16 см заутюживаем длинные стороны на изнанку на 0,5 см и складываем его пополам. Прикладываем прямоугольник на талии по переду, срезом вниз, сгибом кверху. Присбориваем и заматываем шпагатом. Завязываем концы на спинке и оставляем свободными. Опускаем фартук вниз.

10. Поясок

Плетем косичку из шпагата. Я взяла 6 ниток длиной 40 см. Завязала на концах узел и сплела косу, затем отмерила 22-25 см и завязала второй узел. Повязываем поясок на талии, концы пояса спереди.

11. Метла

Отмеряем по ладошкам размер ручки метлы и сламываем острый край деревянной шпажки. Из шпагата вырезаем концы произвольно на метелку. Намазываем обломленный край шпажки клеем и прикладываем нитки шпагата по окружности шпажки. Заматываем белой нитью чуть выше середины длины ниток. Отворачиваем нитки в сторону края и заматываем их второй раз белой нитью, отступив от края на 0,5-1 см. Вставляем рукоять метлы в петли на ладошках.
Вместо шпагата на метелку можно взять лыко.

12. Вставляем Бабу Ягу в ступу, фартук и поясок не заправляем. Баба Яга в ступе готова.

Примечание.

Баба Яга обрядовая кукла приносит в дом достаток, добро и порядок. Делать эту куклу желательно на убывающей луне.
Баба Яга имеет свою большую предысторию, я не буду полностью ее пересказывать, расскажу только самое интересное, что я когда-то вычитала. Помните сказку про Жихарку, которого Баба Яга сажала на деревянную лопату. Так вот прототип Бабы Яги была ведунья, которая хранила знания предков. Когда рождался слабый, недоношенный ребенок его допекали. Она замешивала тесто и заворачивала младенца в это тесто. Клали младенца на деревянную лопату и совали в теплую (конечно остывшую) русскую печь. Ткань быстро высыхала и могла повредить кожу ребенка, а тесто сохло медленно, ребенок в тесте был скутан теплом весь.
А почему я подарю ее на 1 апреля соседке в деревне, я расскажу в хвастушках.


Ба́ба-Яга́ (ведьма, колдунья) - персонаж славянской мифологии, фольклора, волшебной сказки славянских народов. Баба-яга умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках. Баба-Яга - хозяйка магии. В сказках она владеет огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу. Заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

В старых славянских источниках Бабя-Яга или Веда – авторитетная наделённая мудростью Женщина, Берегиня, ведающая тайным, способствующая процветанию, одухотворению и росту благосостояния жизни людей. Кукла придаёт женщине силу, растворяет страхи, пробуждает и поддерживает любовь к творчеству. Все женщины немного ведьмы (ведающие матери).

Суть Бабы Яги

Исходный образ Бабы Яги соотносится с понятием Силы и с разумом. Хранители Древнерусской Веры называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой. Слово йога имеет древне-арийские корни и переводится как «путь единения», а искусство йоги является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово «Баба» означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. В сказках Баба-Яга помогает героям - тем, кто достоин. Помощь в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

Атрибуты Бабы Яги

Кукла Баба-Яга имеет косматые волосы. По народным поверьям длинные распущенные волосы являются элементом магии силы. В ее руках метла – волшебный предмет. Метлу Баба-Яга использует как волшебный летательный аппарат, ею же выметает грязь, негативную энергию и по поверью, метла направленная веточками вверх – привлекает деньги и прочие материальные блага. Кукла Баба-Яга - сильнейший оберег для женщины, дома, семьи, оберег на деньги, финансы, благополучие. Примите во внимание, что Кукла Баба Яга, особенная, она помогает справляться с негативом, убирает магические воздействия, направленные на вас, если таковые имеются.

Баба Яга - страж порога

Баба Яга всегда охраняла переход или вход из чего-то или куда-то, поэтому куклу Бабу Ягу располагают у себя в коридоре напротив входной двери так, чтобы входящий человек видел куклу. Считается, что человек со злым умыслом в ваше жилище не войдет, а если войдет, то все его зло останется за порогом вашей квартиры, дома. Баба Яга не дает занести негативные энергии в дом, она их трансформирует. Кроме того на волосы кукла вы можете привязать красную ниточку, ленточку и загадать то, от чего хотите избавиться, например от болезни, от дурных отношений, от проблем, в т.ч. финансовых.

Метла Бабы Яги

В руках Бабы Яги метелка. Метла – это всегда антенна для денег. Если Баба Яга держит веник веточками вверх, мы завязываем на метле ниточку и заказываем финансы. Начните практику с малого, переходя к великому. Завяжите бантик из тесьмы на метле и закажите, сколько денег хотите на месяц. И повторяйте ежемесячно. Если мы опускаем веник веточками вниз, то это мы избавляемся от негативных энергий.

Берегиня "Баба-Яга" уникальна и тем, что, помимо стандартных качеств может быть наделена дополнительными. Какими - будущая хозяйка решает сама, указывая при заказе, чего ей не хватает.

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников


Заплетаем косички или делаем растрепанные волосы, зависит от образа создаваемой вами Бабы-яги. Повязываем платок на голову так, чтобы узелок был спереди.


По-желанию Ежке можно одеть жилетик, повесить на шею бусы.

В этом мастер-классе сказочной героине вручили в одну руку метлу, а в другую – мешочек с надписью «Удача». Метелка изготавливалась из обычных тонких веточек, обмотанных шпагатом вокруг палочки для суши.


Мешочек шьется очень легко. Из отрезка ткани вырезается прямоугольник, сшивается по краям, наполняется синтепоном, стягивается по верху. Надпись («Удача», «Счастье», «Богатство» и пр.) пишется на отдельном кусочке ткани, который потом приклеивается или пришивается на мешочек.

Вот мы и сшили очаровательную и моложавую Бабу Ягу:

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

Посмотрите также.