Американское воспитание: от пуританства к узаконенной свободе. Как американцы воспитывают своих детей

Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети. Но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками.
Американская система воспитания формировалась под воздействием европейской. Ведь Америка - это страна переселенцев, куда съезжались люди со всех стран Старого Света. Так же как и в европейской системе, индивидуальность малыша и свобода в действиях занимают первое место в американской системе.
Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.
Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступать в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье, ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформля­ют свои отношения после рождения нескольких общих детей.
Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителям переживать легче, когда детей несколько. Американские мамы не спешат отдавать своих крох в дошкольные учреждения, предпочитая заниматься воспитанием ребенка самостоятельно. В Америке считается, что, отдавая ребенка в детский сад или ясли, родители тем самым лишают его детства.
Кардинальное отличие американской семьи от украинской или русской заключается в том, что в украинской и русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок. Все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький. В американской семье «главой» является семейная пара.
Одной из черт американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.
Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час (средний заработок американцев составляет 8-12 долларов в час) довольно трудно.
Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг - очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.
Вмешательство государства в процесс воспитания в Америке очень велико. Любые жалобы ребенка на наказания или ограничения могут повлечь серьезные судебные разбирательства с родителями.
Исходя из этого сформировалось основное правило американской системы воспитания: любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. Американскими психиатрами доказано, что после разговора с ребенком задуманное наказание уже не кажется таким уж оправданным.
Суровые методы воспитания звездных детей
Многие звезды Голливуда руководствуются в воспитании своих детей суровыми правилами: никогда не убаюкивать ребенка, чтобы он заснул, укладывать новорожденного в кроватку бодрствующим (если он поплачет 20 минут, хуже ему от этого не будет); никогда не забирать его из кроватки, если он не прекратил плакать. Ребенок, согласно этим правилам, должен усвоить, что в доме командует не он. И лучше пусть он выучит этот урок, иначе у него в будущем будет много проблем.
Как считает автор этой методики Рейчел Вэддилав, повышенная нервозность современных молодых людей во многом является следствием неправильного ухода за ними в первые недели их жизни.
Рейчел Вэддилав, благодаря 30-летнему опыту и нескольким успешным книгам, стала гуру детского воспитания. Свою методику она излагает в «Книге о детях и о том, как наслаждаться первым годом их жизни».
Молодым родителям эту методику советуют освоить Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Кейт Мосс, Барбара Стрейзанд, Бен Стиллер, Роберт Де Ниро, у которых Рейчел Вэддилав работала няней.
Пожалуй, самой суровой мамой среди звезд можно назвать Мадонну. Так, она с гордостью говорит: «Лурдес (старшая дочь Мадонны) знает, что, если она оставит свою одежду на полу в комнате, придет мама и все выбросит. Кто не делает уроков, тот не смотрит телевизор, но тот, кто его смотрит, делает это не больше 30 минут в день». Она также запрещает детям сладости и мороженое. Мадонна не разрешает своим детям Лурдес и Рокко пить много молока или читать газеты, позволяет смотреть фильмы и читать книги только по воскресеньям. Мадонна заявляет, что делает «все необходимое, чтобы поддерживать дисциплину».
Мадонна говорит о том, что позволяет им «три каприза в неделю», но жалуется на то, что бывший муж разрушал ее стратегию, принося детям конфеты. Мадонна говорит, что если Лурдес отказывается надевать какое-то платье, то она заставляет дочь носить его несколько дней подряд.
Одним из минусов американской системы воспитания является довольно равнодушное отношение родителей к дошкольному образованию малыша. Именно поэтому некоторые американские дети приходят в первый класс, не умея писать или считать. И общество относится к этому нормально. Придет время, сам изучит - основное правило даже самых именитых и знаменитых американских мам.

Американцы — очень интересная нация. У них есть, чему поучиться. Их отличает раскованность, уверенность в своих силах, вера в то, что возможности человека не ограничены, невероятная предприимчивость, гигантское трудолюбие и т.д. Естественно, большая часть этих качеств не передается с генами, а закладывается в детстве и развивается на протяжении всей жизни.

Я проработал с Американцами 16 лет. За это время много наблюдал за их культурой, ценностями, отличительными особенностями. Я много наблюдал за тем, как они относятся к семье, работе, и конечно, к детям. Поэтому эта статья включает и множество личных наблюдений.

Итак, как же американцы воспитывают своих детей?

Предпринимательство.

Это то, что отличает американцев от всех. То, что сделало их экономику самой сильной в мире, а уровень жизни людей — одним из самых высоких на планете. Это то, за чем в Америку стремятся люди со всего света. Это качество поддерживается на всех этапах (воспитание, литература, история, школа, колледж, на работе и т.д.). Американцы глубоко верят и учат своих детей тому, что для обычного человека нет предела в реализации его мечт.

Обучение. Высшее образование в США платное. Средний долг студента, закончившего колледж в США, составляет 37 тыс. долл. (данные за 2016 год). Если это престижный университет, то долг может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Студенческие займы обычно растягиваются на годы и даже на десятилетия.

Школа и спорт.


Уровень подготовки в школах в Штатах более расслабленный, чем у нас. То же касается спортивных секций. Списывать у товарищей не принято и является серьезным нарушением. Однако, родители, как правило, достаточно сильно вовлечены в школьную жизнь.

После колледжа сам по себе. У американцев принято, что ребенок отправляется в самостоятельное плавание сразу после колледжа. Соответственно, дети лишаются финансовой поддержки родителей и становятся полностью самостоятельными.

Без декрета. В Штатах нет оплачиваемого декрета. Работодатель не может ждать маму полтора-два или три года. Поэтому многие мамы, которые не могут себе позволить воспитывать ребенка дома (одинокая мать, семья с невысоким доходом или высокими долгами и пр.), выходят на работу, через несколько дней или через пару недель после родов. За детьми присматривают в Day Care Centers (типа наших садиков) или няни.

Бабушки и дедушки. Американские бабушки и дедушки не вовлечены в воспитание и помощь по уходу за детьми так, как у нас. У них своя жизнь, у вас своя. Это не значит, что они меньше любят внуков, чем мы. Просто так принято.

Наказания.


Наказывать детей не принято, особенно физически. К тому же, физические наказания запрещены законом. Также не принято кричать на детей. Тем не менее, многие родители очень строги с детьми в плане правил (время сна, подъема, общение с друзьями, время для игр и пр.). Наказания, как правило, сводятся к лишению радостей (похода в кино, игрушек, компьютерных игр, прогулки и т.д.).

Отношение к ошибкам. Мы привыкли, что за ошибки нас ругают и дисциплинируют в течение всей жизни. В Штатах к ошибкам относятся, как к самому лучшему источнику опыта. Подобное отношение постоянно культивируется в книгах и в учебных программах.

Американские родители проводят больше времени с детьми, чем в других развитых странах. Несмотря на гораздо более высокие темп и требования на работе, чем те, к которым привыкли мы, исследования показывают, что американские родители проводят больше времени с детьми, чем раньше, и чем родители в других развитых странах. Это особенно касается отцов.

С детьми на равных. Американцы больше других наций относятся к детям, как к равным. Отношения отцов и детей менее формальны. Авторитарный стиль воспитания не приветствуется, хотя, повторюсь, что многие родители крайне строги и требовательны к детям.

Туcовки и путешествия.

Маленькие американцы с рождения ходят с родителями в рестораны, музеи, кафе, на вечеринки. Тоже касается путешествий. И для этого есть все условия. Пеленальные столы можно встретить почти везде, от задрыпанной заправки, до дорогого ресторана. Окружающие, в публичных местах, абсолютно спокойно относятся к тому, что с вами маленькие или грудные дети.

👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

Раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?
Сергей Петров

На бога надейся, и сам не плошай!

Америка — страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой — под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане — представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви.

Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

Характерно, что того же ждали и от девочек — ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился.

Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья — главная ценность

Воспитание в семье до сих пор — важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет — то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе.

Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Учеба подождет

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых «общественных центрах» (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников.

Темы — на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий — развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени.

Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Жизнь как она есть

Еще одна «диковинка» американского воспитания с российской точки зрения — то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы — очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком «щадящем режиме», им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров.

Подавляющее большинство представителей этой профессии в США — женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это — частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать — одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.

Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее — с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов. Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать — обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение.

Для этого малыши могут «сочинить» книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.

Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке — мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и «единство в многообразии», то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны.

Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения «pledge of allegiance», клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали.

Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение — факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют.

А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).

В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к «ябедничеству», которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с «ябедами» и «доносчиками» не возникает.

«Чужаков» не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности.

Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины — скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев.

Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

В бонусе читайте секрет воспитания детей от Анджелины Джоли и Брэда Питта


Трудно вспомнить более известных родителей, чем многодетная пара Анджелина Джоли и Брэд Питт. Сейчас в их семье шестеро детей – Мэддокс, Пакс, Захра, Шило Нувель и близнецы Нокс и Вивьен. В планах – завести еще одного биологического и одного приемного ребенка, и на этом пока остановиться.

Малыши у этой звездной пары разных национальностей. Старшему Мэддоксу девять лет, близнецам всего год. Воспитать такую компанию непросто, но голливудская чета справляется – на радость папарацци семейство частенько выбирается на совместные ланчи, где дети демонстрируют неплохое воспитание.

И Джоли, и Питт росли в строгих правилах, и в собственной семье пытаются придерживаться тех же принципов. Главный из них – отказ от любых проявлений агрессии. Детям не покупают игрушечного оружия, в семье действует строгий запрет на компьютерные «стрелялки». Кроме того, детям нельзя смотреть боевики и, в первую очередь, экшны с участием родителей. Все-таки мама в образе сексуальной киллерши – не лучший пример для подражания.

Однако и свободы детям не занимать. В отличие от строгого отца, Анджелина заботится о гармоничном развитии детей. Все дети в мире устраивают в комнате бардак, рисуют на стенах, пачкают джинсы шоколадом, и делать из этого трагедии не стоит.

Разорвина Анна Сергеевна, аспирант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Россия, г. Ульяновск

Некоторые особенности семейного воспитания в США

Исторически сложилось так, что Россия – страна, находящаяся между востоком и западом, во многих сферах жизни перенимает черты, свойственные как восточному, так и западному укладу жизни. В данной статье рассмотрим некоторые значимые аспекты семейного воспитания в США, выявим различия и, возможно, черты, которые можно было бы перенести в новую российскую действительность, поскольку формирование целостной системы семейного воспитания в нашей стране еще продолжается .

Ведущее место в семейном воспитании отводится США как стране с современными концепциями в этой сфере, поэтому сегодня с целью дальнейшего использования в нашей стране целесообразно изучение идей и достижений американской педагогической мысли семейного воспитания.

Главной тенденцией современной американской педагогики стала активизация взаимодействия школы с родителями и семьей вообще. Заметным признаком деятельности многих социальных работников и педагогов США является их стремление придать совместной деятельности школы и семьи системный характер. Современная американская исследовательница Лилиан Кац (L. Katz) выделяет 7 основных разногласий между матерью и учителем в восприятии ребенка. Например, она отмечает, что «родители, безусловно, любят своего ребенка как индивидуальность, в свою очередь, учителя имеют возможность рассматривать этого же ребенка и его индивидуальные особенности в условиях группы». То есть они видят ребенка по-разному, с разных сторон, а чтобы увидеть его в целом, следует объединить усилия родителей и учителей.

Говоря о родительском просвещении в США следует отметить, что на данный период оно достигает очень высокого уровня. Социальные и педагогические работники проводят специальные курсы семейного воспитания для родителей, на всех уровнях (школа, микрорайон, город и др.) действуют родительские ассоциации, организуется благотворительная деятельность, проводится работа с неблагополучными семьями. Также в США действуют родительско-учительские ассоциации, работа которых включает лекции для родителей, групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями, посещение детей на дому и так далее .

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Привязанность здесь – скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и для себя – самое главное, поэтому у детей поощряется агрессивность, напористость и умение активно отстаивать свою позицию. Считается, что такими качествами обладает настоящий лидер, а это качество приветствуется в американских воспитательных учреждениях. Детям разрешается спорить и с родителями, и с учителями, но для индивидуалистов-американцев это всего лишь форма выражения собственного мнения и активного восприятия того, что слышишь, так же как и способ утвердиться в своих правах . Общеизвестным является факт того, что уровень требований в американской школе ниже, чем в российской, сами программы значительно сокращены (американские школьники отстают от российских на 2-3 года в математике и естественно-научных знаниях, хуже знают литературу и историю). Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) не сильно беспокоят американских родителей, считается, что когда придет время, ребенок всему научится. Неуспевающим в школе уделяется меньше внимания, учителя больше занимаются с хорошими учениками, между ними развита сильная конкуренция. Позиция такова: изначально в классе равные условия для всех, но одни пользуются ими сполна и добиваются успехов, а другие не могут или не хотят, зачем же учителю тратить на них лишнее время? Главное, чтобы они не чувствовали себя неудачниками, учителю нужно помочь им выбрать специальность, не требующую высокого уровня образования. Набор предметов в американской школе может удивить наличием таких курсов как искусство общения, убеждающая аргументация, сексуальное просвещение, искусство упаковки вещей и других.

Воспитание в семье – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. Непременной составляющей культа семьи в Америки являются дети, но, несмотря на это, родители не становятся их заложниками. Кардинальное отличие американской семьи от русской заключается в том, что в русской семье главой является не женщина и не мужчина, а ребенок – все подчинено ему, особенно когда ребенок маленький, а в американской семье «главой» является семейная пара.

Забота американских родителей о физическом здоровье ребенка является заботой номер один, при этом они достаточно равнодушно относятся к прогулкам на свежем воздухе, очень редко можно увидеть в парках женщин с колясками, практически нет детей, гуляющих самостоятельно, исключения составляют игровые площадки с детскими спортивными сооружениями. Там дети получают первые навыки физических упражнений, которые помогают им плавно перейти к настоящим спортивным занятиям. Спорт – это образ жизни в американской семье, можно даже сказать, что спорт – это Бог в американской системе воспитания.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению, все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры . В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, и чтобы их дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания. В США нет системы дошкольного образования с программой воспитания и обучения, обязательной для всех регионов, но есть отдельные Дневные центры ухода за ребенком– Day Care Center, которые имеют самый разный статус (частные, муниципальные, университетские, принадлежащие крупным корпорациям или фондам и т.д.), плата за их посещение различна, но, как правило, высока. Тем не менее, есть 2 важных черты, присущие всем этим центрам – внешняя неприглядность и даже аскетичность внутреннего устройства и крайне доброжелательная атмосфера и терпение воспитателей. Воспитатель обязан создать у ребенка стойкое уважение к самому себе, он не боится перехвалить воспитанника, а вот создавать у ребенка чувство вины – очень плохой путь воспитания.

Бабушки в США, как правило, не отягощены заботами о внуках, во многом такое отношение происходит из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и т.к. они сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому часто внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит очень дорого, и большинство семей просто не может себе этого позволить. Но и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих детей тепличные условия. Детям предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому их нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США – женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегальные), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение .

Американские родители на каждом шагу советуются со своими детьми, обсуждая с ними разные вопросы, детей с раннего возраста приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти будут сегодня на обед или куда поехать отдохнуть. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, рано привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и как разнообразить свой досуг. Трудовой этике детей обучают с малых лет, путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги) и ребенок, из какой бы семьи он ни был, познает прелесть финансовой независимости. Уже в 13-14 лет школьник совершенно официально поступает на работу, где он занят несколько часов в день (чаще всего это официант в кафе или продавец, посудомойка в ресторане или мойщик машин, помощник в библиотеке или компьютерном зале). Как только дети подрастают, они уезжают из родительского дома и чем дальше, тем лучше. Они должны один на один встречаться с трудностями и уметь их преодолевать, сами зарабатывать на жизнь и лишь в чрезвычайных обстоятельствах обращаться за помощью, и совсем не обязательно получат эту помощь – родители могут отказать из педагогических соображений. Нам такие методы кажутся достаточно жесткими, спартанскими, но они дают результаты – молодые американцы вырастают уверенными в себе, независимыми и способными самостоятельно решать большинство своих бытовых проблем, т.е. приспособленными к жизни. Здесь мы наблюдаем резкий контраст с Россией – в нашей стране родители не спешат отпускать своего ребенка из-под своей опеки достаточно долго, стараются помогать им на протяжении всей жизни насколько это возможно, а совместное или близкое проживание родителей и детей для большинства является желательным.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию. Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников, любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью запретны.

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе преобладает мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны родителей, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и. т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и других удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). Таким образом, лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей. Именно этим и отличается американская система воспитания от русской, где до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка .

В заключение нужно сказать, что американская система воспитания может дать обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно, но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.

Литература :

    Валеева, Н.Ш., Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №4.

    Жуков, В.И. Семья и семейное воспитание. Кросс-культурный анализ на материале России и США,РГСУ , 2009 г.

    Петров,C. Воспитание по-американски: от пуританства к узаконенной свободе. // Мама и Малыш. 2005. №5. с. 10-16.

Американцы отличаются раскованностью, стрессоустойчивостью, внутренней свободой, преданностью государству. Американское воспитание восточными странами не принимается, но одновременно ценится другими народами. Культом семьи являются дети. На маленьких жителей страны направлено все внимание взрослых.

Воспитани е детей в США приходится на зрелый возраст родителей - период определенных достижений, когда родители уже имеют ресурсы, чтобы вырастить маленького члена семьи. Среднестатистический американец не думает о продлении рода, женитьбе в 20 лет. Юношей и девушек интересуют другие цели:

  • Получение образования, идеально - высшего, стать студентом престижного колледжа, университета.
  • Развитие личностных, профессиональных качеств - получение новых знаний, поиск престижной работы, получение профессиональных навыков.

Россияне воспринимают рождение малыша после 30 как позднее, а американские женщины в этом возрасте только задумываются о личной жизни. К 40 годам среднестатистическая женщина-американка принимает решение о беременности, рождении малыша.

Количество детей

Воспитание в Америке начинается с младенческого возраста. Большинство родителей понимает, что младенцу тяжело расти среди взрослых, поэтому зачастую американки рожают детей-погодок. Это делается ради облегчения развития личности маленького человека среди сверстников. Воспитывать двоих, троих детей легче: малыши вместе играют, растут, познают мир.

Как американцы воспитывают детей

Характер малыша воспитывается с раннего детства. П равила воспитания содержат негласный постулат: дети - не помеха родителям, семья должна быть вместе. Родители, приучая малышей к социуму, берут их с собой в общественные заведения: магазины, рестораны, на концерты и т. п. Семья обязательно делает выезды на природу. Малыш учится взаимодействовать с окружающими. Акцент делается на естественных принципах развития малыша. США - многонациональная страна, но принципы воспитания у населения сохраняются одинаковые.

Соцзащита, социальное воспитание

Государство заботится о маленьких американцах, обеспечивая социальные гарантии для малышей:

  • выплаты социальной помощи;
  • обязательство биологического отца выплачивать 1/3 заработной платы;
  • законная защита от морального, физического насилия.

Социальное воспитание начинается с маленького возраста: малыш взаимодействует со сверстниками, взрослыми. Особенностью воспитания подрастающего поколения является предоставление . Принцип передачи опыта объясняется возможностью избавиться от сложившихся стереотипов : малыш делает желаемое, а не навеянное традициями.

Американцы скептически рассуждают о воспитании детей из России . Российские малыши воспитываются методом кнута и пряника, находятся под чрезмерной опекой и вседозволенностью.

Культура передачи ценностей, умений, навыков у американцев формировалась в мультикультурных условиях. Штаты - страна переселенцев, переехавших из разных стран Европы, Азии. Поэтому в странах Западной Европы и Америки схожие принципы отношения к маленькому населению.

Дошкольники - свободные дети

Особенностью дошкольного образования в США является наличие небольшого количества учреждений, занимающихся присмотром за детьми. Нравственное воспитание девочек, мальчиков дошкольного возраста заключается в том, что д ошкольники перенимают нормы поведения в социуме не только от родителей, но и от нянь. Существует несколько беби-ситтеров (детских садов) с ограниченным количеством мест, в которых предпочтение отдается населению черного квартала. Еду несут домашнюю. Альтернатива - частные учреждения, отличающиеся высокой стоимостью.

Дошкольное воспитание детей в Америке сводится к непринужденному общению в развивающих центрах, «домашних» садах, когда мамы дежурят с воспитанниками из разных семей.

В учреждениях для дошкольников делается акцент на всестороннем развитии малыша. Основными занятиями являются:

  • игры;
  • изготовление поделок;
  • рисование;
  • пение;
  • знакомство с музыкальными произведениями, искусством, литературными произведениями;
  • физические упражнения;
  • развитие устных навыков речи.

Дошкольная организация в конце обучения выдает родителям сертификат с общими достижениями ребенка: документ необходим при зачислении в начальные классы. Также родители уделяют много внимания организации внеаудиторной работы.

Основная школьная учеба

Американская система воспитания детей предполагает активное обучение с пятилетнего возраста. Дошкольники активно познают мир, разные характеристики предметов, общаются.

Акцент коллективизма

В Соединенных Штатах воспитывают детей индивидуалистами, но в коллективе. Маленьких учеников хвалят за выявленные достижения , про отставание по программе родители узнают от учителей.

Успешность обучения

Школьная программа рассчитана на определенный уровень знаний ребенка. Есть углубленные задания, средние, низкий уровень заданий. Результаты обсуждаются наедине с родителями. Основой педагогической мысли США является мониторинг результатов одного ученика, сравнение достижений. Такой подход закладывает у ребенка уверенность в знаниях, школьник видит свои достижения.

В школах обеспечиваются необходимые условия для успешного усвоения материала: видеоуроки, лаборатории, практические занятия.

Патриотическое воспитание

Особое место занимает предмет истории развития гражданского воспитания в США . Дети с раннего детства усваивают, что американское государство могучее, сильное, крепкое. Дух патриотизма поддерживается военно-патриотическим воспитанием у малышей дошкольного возраста.

Целями воспитания гражданина американского общества являются:

  • Акцент на культуре мира, толерантности: главным американским преимуществом является мультикультурность страны. Основа обучения в США - равенство людей, независимо от национальности, расы, религии.
  • Патриотизм. Маленьких граждан в США воспитывают для поднятия патриотического духа, понимания, что американцы сильны в единстве.
  • Целомудрие. Маленьким детям прививают правила приличия, целомудрия. К примеру, на пляже девочкам запрещено ходить в открытых купальниках, а мальчики носят купальные шорты вместо плавок.

Студенческая жизнь

ВУЗы США ценятся среди других социокультурных условий. Американские образовательные учреждения престижны, значимы. Студенты ценят университетское место, прикладывая максимум усилий, чтобы окончить обучение. Это способствует сознательной, самостоятельной учебе. Студенты активно трудятся среди организаций внеаудиторной работы , способствующих развитию новых ценностей .

Особое внимание уделяется самоактуализации студентов гуманитарных факультетов - развитию творческого, креативного мышления, помогающего качественно выполнять работу .

Зарубежные социальные нормы, правила воспитания маленьких членов семьи не всегда понятны и приемлемы для россиян, но родителям полезно воспользоваться опытом США в воспитании волевых, уверенных, оптимистичных, патриотичных, свободных личностей.