8 лет ребенку водные процедуры. Закаливание детей летом — профилактика заболеваний зимой

Купание ребенка — это не только важнейшая процедура по уходу за нежной детской кожей, но и возможность эмоционального общения мамы и малыша. Кроху приводят в восторг теплая водичка, душистая пена и, конечно, любимые игрушки.


С овременная российская педиатрическая школа считает ежедневное купание обязательной процедурой, способствующей гармоничному физическому и эмоциональному развитию ребенка. Во время водных процедур у малыша развиваются двигательные навыки, тренируются мышцы, позвоночник, дыхательная и сердечнососудистая система, а также совершенствуются механизмы терморегуляции кожи.

Веселое купание

О том, как сделать водные процедуры приятными и полезными рассказывает Елена Александровна Чистозвонова, врач-педиатр, к.м.н., заместитель главного врача по неонатологии Московского перинатального центра, член экспертного совета Johnson"s baby:

  • Температура воздуха в ванной комнате должна быть не ниже 24-26ºС, а температура воды примерно равна 37ºС;
  • Купать малыша следует не раньше, чем через полчаса после кормления. Оптимально перед одним из вечерних кормлений, не позже 22:00;
  • Первые водные процедуры могут длиться до 10-15 минут, в дальнейшем это время можно увеличить;
  • Налейте необходимое количество воды в ванночку. Добавьте несколько капель пенки-шампуня в воду и размешайте ее;
  • Разденьте малыша и аккуратно опустите его в воду: его затылок должен быть у Вас над запястьем левой руки (если Вы правша), в то время как Ваша кисть удерживает ребенка за дальнее от Вас плечо. Другой рукой Вы будете мыть малыша;
  • Свободной рукой осторожно поливайте малыша водой. Чтобы малыш не испугался и не плакал, улыбнитесь и ласково поговорите с ним;
  • Нанесите небольшое количество пенки-шампуня на свою руку, вспеньте и приступайте к купанию. Мыть малыша нужно последовательно: шею, грудь , живот, ручки и ножки, спину и лишь затем голову;
  • Тщательно промойте складки на шее, подмышечные складки, в паху, локтевые и коленные сгибы. Не забудьте раскрыть и вымыть сжатые кулачки;
  • Запрокиньте головку малыша назад, придерживая ее ладонью. Полейте волосы водой от лица к затылку, нанесите и вспеньте несколько капель пенки-шампуня;
  • Помассируйте кожу головы, а затем аккуратно смойте пену омывающими движениями от лица к затылку;
  • Теперь можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на 1°С прохладнее воды в ванночке;
  • Затем заверните ребенка в полотенце или чистые пеленки: промокните сначала голову, а потом и тельце ребенка.

Выбираем средства для купания

Поскольку у маленьких детей кожа очень уязвима, родителям необходимо знать, как правильно за ней ухаживать, чтобы не навредить малышу.

Тончайшая защитная пленка, гидролипидная мантия, предохраняет кожу малыша от излишней потери влаги и воздействия бактерий, тем самым помогая организму крохи противостоять неблагоприятным внешним факторам. Чтобы не повредить этот уникальный защитный барьер, необходимо с особой тщательностью выбирать очищающие средства для нежнейшей детской кожи.

Некоторые мамы до сих пор часто используют для купания малышей твердое мыло, щелочные компоненты которого способствуют разрушению гидролипидной мантии, а также приводят к повышенной сухости кожи. В результате нарушается естественная защита кожи ребенка и ей становится сложнее противостоять инфекциям.

Специалисты-дерматологи давно убедились, что традиционно популярное твердое мыло, зарекомендовавшее себя как хорошее очищающее средство, негативно действует даже на кожу взрослого человека, не говоря о нежной детской коже. У малышей защитная пленка очень тонкая, ведь ее формирование заканчивается только после третьего года жизни. Уровень pH кожи у новорожденных равен 6,5, и за несколько месяцев он изменяется до 5,5 - именно этот показатель обеспечивает лучшую антимикробную защиту.

Обычное твердое мыло имеет уровень pH 10, и даже особые смягчающие добавки снижают его только до 7. Содержащиеся в нем щелочные компоненты просто «стирают» защитную пленку. А это значит, что возрастает риск попадания инфекции на чувствительную детскую кожу. Организм малыша старается восстановить защитный слой и притягивает влагу из глубоких слоев кожи на поверхность. Так запускаются процессы глубинного пересушивания тонкой нежной детской кожи, которые усиливаются с каждым разом использования мыла.

Вот почему специалисты рекомендуют полностью отказаться при очищении кожи малыша от мыла и средств, в которых присутствуют щелочные мыльные компоненты. Мягкие, не содержащие мыло пенки и крем-гели эффективно удаляют с поверхности кожи малыша различные загрязнения, сохраняя естественный защитный слой.

После принятия водных процедур Вы можете приступать к кормлению, ведь активные игры в воде еще больше разбудили аппетит крохи.

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Это удивительно, но привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям.
Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но - обязательно помните о главных правилах закаливания.

Закаливание по всем правилам:

1. Нельзя закаливать ребенка до достижения им 1 месячного возраста! Организм крохи, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, еще только приспосабливается к новым для него условиям.
2. Перед проведением со своим ребенком закаливающих процедур, обязательно посоветуйтесь с врачом.
3. Закаливайте ребенка систематически и регулярно - во все времена года без перерывов. Хорошо, если закаливающие процедуры прочно войдут в распорядок дня ребенка, и будут сочетаться с обычными повседневными делами (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.). Кроха быстро привыкнет и будет воспринимать закаливающие процедуры – как должное.

4. Увеличивайте силу понижения температуры воздуха последовательно, но непрерывно. Как и продолжительность закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей.
5. Всегда учитывайте возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чем слабее малыш, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если Ваше чадо все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать всё с самого сначала.
6. Проводите закаливание только тогда, когда у малыша хорошее настроение. Не допускайте плача, беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. В противном случае - положительного эффекта от закаливания не будет.
7. Перед процедурой закаливания и во время ее обязательно следите, чтобы нос и конечности у ребенка были теплые. Если ребенок уже охладился, то выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Кроме того, малыш не должен быть и перегрет! Прохладный воздух может привести к значительному переохлаждению организма ребенка, и мы получим от закаливания обратный эффект.

Методика закаливания водой

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры - мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой.
Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

1 этап водного закаливания: умывание:

Начинайте закаливание с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка - примерно +28-26°С.

2 этап водного закаливания: обтирание.

Делайте обтирание вот так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю - только верхнюю половину тела, а спустя неделю - все тело.
При этом обтирайте руки ребенка в направлении - от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к бокам, ноги - от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их.
Каждое движение повторяйте 2-4 раза.
Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.

А вот новый метод обтирания , предложенный шведскими врачами. Проводить рекомендуется с шести месяцев.
Махровое полотенце смочите «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С). Как только малыш проснется, держа его на весу за подмышки – опустите на полотенце. Ребенок с удовольствием будет топтаться.
Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета.
Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ножки ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.
После влажного обтирания необходимо растерите кожу ребенка до розового цвета и оденьте его.

Внимание: те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми - если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

3 этап водного закаливания: местные и общие обливания.

Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).
Итак, после 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом).
Делайте обливание в таком порядке: начиная с ног, затем ягодицы, далее грудь и живот и заканчивая обливанием левого и правого плеча.

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног. Они оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, оттого, что охлаждение стоп - один из способов стимуляции деятельности надпочечников. А те, в свою очередь, играют важную роль в функционировании иммунной системы человека.
Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ подойдет Вам наилучшим способом, если Ваш малыш часто болеет или склонен к аллергии, поскольку у таких детей имеется склонность к спазму капилляров.

Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С.
Налейте в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем налейте воду на 2-3°С холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).
Внимание: как уже сказано выше - не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды всего на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиенической ванны.

4 этап водного закаливания: душ.

Сильнодействующим средством закаливания является душ.
К нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение статьи хотим напомнить - закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) - проветривание, прогулка, сон на воздухе, о которых мы подробно рассказали.

Летний период - наиболее благоприятное время, дабы начать практиковать закаливающие процедуры для детей. Под закаливанием полагается рассматривать метод усовершенствования способности организма ребенка сопротивляться внезапным температурным колебаниям, инфекционным заболеваниям и недугам простудного характера. Закаливание происходит под воздействием внешних факторов окружающей среды - воздушных масс, воды, солнечных лучей.

Основополагающий принцип закаливания - тренировки, постепенно адаптирующие организм к сопротивляемости заболеваниям, в результате чего вырабатывается стойкость к внешним воздействиям, которые нарастают по силе и продолжительности.

Как правильно закалять ребенка: основы и принципы

Чтобы добиться хороших результатов важно следовать следующим рекомендациям.

  1. Здоровье. Нельзя начинать процедуры закаливания на фоне какой-либо болезни, необходимо дождаться полного выздоровления.
  2. Систематичность. Когда закаливающие процедуры выполняют время от времени, происходит ослабление или полная потеря приобретенных защитных реакций. Если изменяются условия (например, один сезон сменяет другой), нельзя резко прекращать процедуры, лучше их немного видоизменить. Так, если летом закаливание происходило через обливание и контрастный душ, то зимой на смену этим процедурам придет обливание ног. Если по каким-либо причинам закаливающие процедуры не проводились на протяжении 10 дней и более, то при их возобновлении следует вернуться к начальному уровню нагрузок; поскольку даже такие непродолжительные перерывы способны свести на нет достигнутые результаты.
  3. Постепенность. Дабы организм приспособился к изменяющимся условиям, важно постепенно увеличивать силу воздействия раздражителя. Это условие актуально, если закаливанию подвергаются дети раннего возраста, поскольку их организм не в состоянии мгновенно реагировать на стресс-фактор (холод).
  4. Индивидуальность. Применяя методики оздоровления посредством закаливающих процедур, возьмите за основу индивидуальный подход, учет психологических и физиологических особенностей детей. Важно, чтобы процесс закаливания нравился малышу, протекал на фоне активного желания и ярких эмоций. Позитивный настрой ребенка и получение удовольствия от процедуры – это залог положительного результата. Обязательно ориентируйтесь на общее самочувствие ребенка, особенно на проявления нервной системы. Так, легковозбудимым детям подойдут «деликатные» процедуры (обливание ног, обтирание), а склонных к пассивности, вялых малышей правильнее будет приобщить к процедурам с тонизирующим, возбуждающим эффектом (душ, обливание прохладной водой). Проводить тренировки лучше в игровой форме, совмещая с физической активностью и массажем. Ослабленным и часто болеющим деткам уделите особенное внимание и проявите осторожность при их закаливании.

Для грудничков существуют свои правила. Полезные процедуры закаливания можно начинать, когда малютке исполнится месяц от роду. На что следует обратить внимание:

  • кроха здоров (отсутствие врожденных недугов и патологии со стороны дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем);
  • у ребенка верно налажен режим сна и питания, его метаболизм без нареканий;
  • вы предварительно проконсультировались с ведущим педиатром, на наличие у вашего чада противопоказаний.

Внимание! Если вы заметили во время проведения водной процедуры у ребенка нежелательные реакции (озноб, вялость), незамедлительно завершите все манипуляции. Сопутствующие реакции («гусиная кожа», бледность кожных покровов), вполне естественны, однако если они сохраняются на протяжении длительного времени, прервите процедуру, согрейте ребенка, подайте теплое питье.

Очевидные признаки, что закаливание проводится по всем правилам:

  • у ребенка отмечается хороший аппетит,
  • крепкий сон,
  • он бодр, весел, энергичен,
  • включается в любую деятельность,
  • демонстрирует высокую работоспособность.

Местное закаливание основывается на температурном влиянии, направленном на определенный (обычно наиболее холодоуязвимый) участок поверхности тела - полоскание горла, ванны для рук, обтирание шеи. Также его назначают тем, для кого общее закаливание невозможно, например, по состоянию здоровья.

Начните с мягких воздействий (утренних умываний, игр с водой, гигиенических процедур вечером). Спустя две недели, учитывая состояние ребенка, их можно будет заменить на общие процедуры. С раннего возраста старайтесь приучить малыша к прохладной (не ледяной!) воде. Медики рекомендуют закаливать детей, делая акцент на воду, и при этом не забывать о воздушных ваннах (параллельно проветривать комнату).

Местное обтирание

Влажное обтирание отдельных частей тела считают наиболее щадящей водной процедурой. Завершается оно растиранием кожи с помощью мягкого сухого полотенца, до образования красноты. Вначале обтиранию подвергают верхние и нижние конечности; совершают подобные действия в определенных направлениях: от кисти руки к плечу, от стопы вверх.

Обливания ног

Также к местным процедурам относят обливание ног водой, с уменьшением температурных показателей каждые десять дней на 2ºC (вначале - 28ºC, конечная температура не должна быть меньше 15ºC). Малыш усаживается на маленький стульчик (скамью), ножки помещает на подставку, установленную в тазу. Смачивают только стопы и голени (точнее их нижнюю половину). Важно учитывать температуру воздуха при выполнении процедуры; оптимальная - от 20ºC и выше. Длительность обливания: 20-30 секунд. Проводят процедуру перед тем, как отправиться спать (примерно за час).

Умывание

Деток первого года жизни умывают и подмывают, тем самым закаливают местными процедурами (на начальном этапе температура воды должна составлять 28 ºC, а конечная - не ниже 20 ºC). Проводить закаливание следует, ориентируясь на режим, лучше в одно и то же время. Малышу, которому исполнился год, умывают лицо, шею, руки до локтя.

Ванночки для верхних и нижних конечностей

Ручные ванны ребенок может принимать занимаясь любимыми видами деятельности, главным образом - играя (девочке попробуйте предложить искупать куклу, а мальчика попросите вымыть посуду). Начинайте закаливание, придерживаясь температуры 27-28ºC, и со временем уменьшите ее до показателей комнатной температуры (не менее 18°C).

Ножные ванны разрешены детям, достигшим двухлетнего возраста; это действенное средство против простуды. Сперва малышу омывают ножки теплой водой (летом ее температура должна быть не более 32°C, а зимой - не более 36°C), затем каждые 3-5 дней температуру уменьшают на 1°C; в итоге показатели не должны превышать 24°C. Продолжительность подобной процедуры - не более трех минут. Проводить ее следует сразу после сна, когда ножки малыша еще не успели «остыть» (только в этом случае прохладная вода сможет вызвать должный эффект для кровеносных сосудов). По этой причине нельзя подвергать процедуре холодные ноги. Вода в тазу должна покрывать исключительно нижнюю часть голеней. Лучше если ребенок не будет статичным, а потопчется в воде, совершая шаги в разных направлениях.

Контрастные ванны для нижних конечностей

Приготовьте 2 таза, один заполните горячей водой (первичная температура - 35°C, каждые 7 дней ее повышают на 1°C, в итоге она должна составить 40-42°C), другой наполните прохладной водой (стартовая температура в этом случае не должна превышать 20-22°C). В начале ноги ребенка следует поместить в горячую воду (на 1-2 минуты), после чего (не вытирая!) - в холодную воду на 20 секунд (вначале погружают лишь на 5-10 секунд). Повторить 2-3 раза. По завершению процедуры произведите энергичное растирание стоп

Полоскание горла холодной водой

Например, во время чистки зубов. Соответственно проводится не менее двух раз в день в утренние часы и перед сном. Стартовая температура для процедуры должна составлять 25°C; понижают ее понемногу, каждые 5-6 дней на 1-2°C. В результате она должна дойти до температуры воды из водопровода.

Для закаливания отлично подойдут прогулки босыми ногами по земле, по росе, либо после дождя, или по мокрым камням. Начинать следует летом, когда вы отдыхаете на природе или на дачном участке. Время увеличивайте постепенно, начиная с 30 минут и в течение месяца доходите до целого дня, проведенного босиком. В зимние месяцы и непогоду зеленую полянку заменит прохладный пол в квартире.

Общие водные процедуры

При общем закаливании температурный раздражитель воздействует на все тело.

Общее обливание

Многие родители уже с рождения практикуют данную процедуру, не подозревая об этом (ведь так завершается ежедневное купание в ванночке). Купают кроху при температуре воды в ванне 37°C, а в отдельной емкости подготавливают воду для «дебютных» обливаний (температура должна быть на 3-5°C ниже той, что в ванночке, то есть порядка 32-34°C). Когда будете извлекать малыша из ванны, уложите его на ладони спинкой кверху; начинать желательно со стоп, потом переходить на спину (по позвоночнику), до головки. После чего с тела ребенка удаляют всю влагу с помощью полотенца, и заворачивают в пеленку.

Когда малышу исполнится 9 месяцев, обливание можно выделить в отдельную манипуляцию, практикуя поэтапное снижение температурных показателей. Подобные оздоровительные мероприятия проводят только если кожа ребеночка теплая. Воду льют из емкости таким образом, чтобы струя воды лилась с высоты 40-50 см, и попадала на спинку, область груди, плечи, ноги (голову не мочить!). Продолжительность процедуры также меняется с 10 секунд до 30. Завершается растиранием сухим полотенцем. Летом старшие дети могут закаливаться подобным образом от 1 до 2 минут, начиная с 28°C и заканчивая 16-18°C. В теплые солнечные деньки обливание можно практиковать на свежем воздухе.

Общее обтирание

Принцип процедуры: губка, рукавичка, тряпочка из мягкого трикотажа, махровой ткани (либо фланели) смачивается в воде определенной температуры (вначале - 35°C, доводят до показателей в 28°C у деток первых трех лет жизни, у дошколят - до 25°С), и ею обтирают ребенка, легкими массажными движениями. Делают это последовательно, обязательно сверху вниз, вначале до пояса (шея, грудь, руки, спина; живот обтирают круговыми движениями по часовой стрелке), а потом приступают к обтиранию ног и ягодиц. По времени процедура не должна превышать пяти минут. Подобные манипуляции помогают устранить задержку крови в венах; завершить их следует растиранием кожи ребенка мягким полотенцем и легким массажем. К подобным манипуляциям можно приобщать малыша, если ему исполнилось 2-3 месяца, главное предварительно провести подготовку и на протяжении двух недель проводить «сухие» обтирания мягкой фланелевой тряпочкой, чтобы появилась легкая краснота.

Душ

По сравнению с обливанием, целенаправленная струя обладает более сильным закаливающим свойством, ведь во время принятия душа температурное воздействие сочетается и дополняется механическим воздействием. Рекомендован малышам, достигшим годовалого возраста.

Вялые дети, а также малыши с проблемами лишнего веса и плохого аппетита получают особую пользу от подобной процедуры. Продолжительность - от 1 до 1,5 минут. Температура воды сначала должна составлять 35-36°C, при постепенном снижении ее доводят до 25°C (в летнее время), или до 28°C (в холодные зимние месяцы). Отсутствие смены температуры возможно для годовалых деток, она должна составлять 37°C (а по времени длиться 30 секунд).

Голова должна оставаться сухой. Принимать душ целесообразнее в утренние часы, перед завтраком, либо после дневного сна, солнечных ванн. Если душ принят по всем правилам, позитивное настроение и увеличение общего тонуса гарантировано.

Купание в естественных водоемах

Начинать практиковать этот вид закаливания лучше с того момента, когда вашему малышу исполнится 3 года. Учитывайте температурные показатели воды в водоеме (на начальном этапе она не должна быть ниже 23°C), а также воздуха (от 25°C и выше).

Ежедневные гигиенические ванны

Подобные виды ванн рекомендовано принимать малышам ежедневно (начинать с одной минуты); они должны быть в радость крохе, поэтому не рекомендуют усаживать в воду против его воли, когда он не в духе, расстроен, плачет, испытывает страх. Иначе вы рискуете травмировать психику малыша, у него разовьется чувство отвращения ко всем процедурам, связанным с водой. Правильное решение - заинтересовать! Привлечь внимание к предстоящей процедуре и победить страх у своего чада можно, для этого достаточно взять с собой в ванну его любимые игрушки. Температура воздуха в ванной комнате должна колебаться в пределах 21-23°С.

Некоторые взрослые практикуют обучение азам плавания грудничков у себя дома. В подобной затее есть свои плюсы: малыш перенимает жизненно необходимый навык, и параллельно закаляется. Температуру необходимо понижать понемногу, и также постепенно увеличивать длительность процедуры. Пребывать в воде ребенку следует не более 10 минут, иначе продолжительное по времени просиживание в прохладной воде приведет к нежелательным последствиям - ухудшению состояния кожи (у него она чрезмерно чувствительная, нежная), особенно если ранее у ребенка был диагностирован диатез.

Чтобы предупредить подобные явления, добавляйте в ванну отвары целебных трав. Крайне уместны будут растения с противовоспалительным, антисептическим, противоаллергическим действием (череда, ромашка, цветки календулы). Подобные травяные ванны не только не допускают негативного воздействия со стороны воды, но устраняют нежелательные высыпания на коже.

Приготовьте травяной настой по следующей схеме: возьмите 50 г сухоцвета и залейте его кипятком (3 литра), настаивайте примерно два часа, дальше процедите и добавьте в ванну. Попробуйте приготовить для своего крохи «витаминизированную» ванну. Для этих целей применяют листья и веточки черной смородины. Возьмите 300 г свежего сырья (либо 150 г в сухом виде) и залейте кипятком (3 литра). В таре целебный настой должен находиться не более двух часов. Витамины С и Р, которые попадают в ванну вместе с настоем, впитываются в кожу малыша во время купания и идут на пользу общему самочувствию ребенка: снижается проницаемость сосудов, улучшается микроциркуляция, усиливается закаливающий эффект.

Оздоровительное плавание в бассейне

Температура воды в бассейне должна быть выше, нежели температура воздуха; когда ребенок будет выходить из воды, попадая в менее комфортные условия (прохладный воздух), он получит необходимую закалку. Предварительно (примерно за 10 дней до первого посещения бассейна) важно начать готовить ребенка в домашних условиях к предстоящим нагрузкам (устраивать ему контрастные воздушные ванны, практиковать обливания в утренние часы). Время пребывания в бассейне поначалу следует ограничить до 15 минут, затем увеличить до 30 минут и дольше.

Водные процедуры для детей просто необходимы. С рождения ребенка умывание, подмывание или обтирание оказывает закаливающее действие на весь организм. Перед процедурой необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы не навредить. Даже при легком заболевании не следует отменять местные водные процедуры, такие как влажное обтирание. Процедуру лучше начинать сухим обтиранием и только после этого влажным. Главное потом насухо вытирать ребенка. Общие ванны можно проводить с первых недель жизни, но мылом лучше мыть не более 1 раза в 5-6 дней. С полутора лет можно перейти к водным процедурам с душем. Благодаря которым можно струей воды воздействовать на нервные окончания. Летом, особенно, полезны обливания детей из лейки или ведерка, при этом головку можно не мочить. После процедуры необходимо насухо вытирать ребенка полотенцем. Обливание можно проводить и в холодное время года, но при этом нужно проконсультировать со специалистом.

Водные процедуры и их польза для детей

Вода, воздух так необходимы для человека, а водные процедуры окружают нас с самого рождения и на протяжении всей жизни. Это умывание, подмывание, обтирание, купание, закаливание-все это водные процедуры. При легком заболевании и простуде не стоит обострять вирусную инфекцию и процедуру лучше отложить. Лучшее водные процедуры это купание детей в открытых водоемах, при свежем воздухе, солнце благоприятно влияют на детей.

О пользе водных процедур для детей наверно знает каждый родитель, каждая мама с самого рождения поддерживает тело малыша в чистоте, купая ежедневно. Это не только закаливание, но и устойчивость к заболеваниям, доставления несомненного удовольствия и облегчения.

Водные процедуры это к тому же отличный массаж, действующий как на тело малыша, так и на его нервную психику, способствующие физическому и психическому развитию ребенка,

Замечено что после бассейна у ребенка хороший аппетит и здоровый крепкий сон, благотворно влияет на желудок, пищеварительную систему.

Приучать к плаванию нужно с рождения, чтобы малыш не боялся воды, конечно это делают не сразу после выписки с роддома, а попозже например с двух трех месяцев, в присутствии мамы, а в бассейне детского тренера. Начинать можно тогда когда нет медицинских противопоказаний. Параллельно с закаливанием можно посещать и баню, это оказывает оздоровительное действие и хорошо влияет на повышение качества иммунитета. рекомендуют заниматься плаванием и водными процедура с детьми у которых плохой тонус мышц. Да и есть доказательства что ребенок который занимается плаванием быстрее своих сверстников начинают ходить и развиваются гораздо быстрее. Но не радуйтесь, что процесс обучения плаванию будет быстрый, необходимо терпение и тренировки. конечно просто стоят в воде нет никакого смысла и эффекта, водные процедуры подразумевают активность, то есть покачивание в разные стороны, ныряние, само по себе плавание, махание руками и ногами. Конечно все процедуры как я уже говорила должны проходить под строгим контролем взрослого адекватного человека. Если вы заметили что малыш замерз или устал необходима прекратить процедуры и идти греться и отдыхать. Можно попить горячего чаю, для малышей поменьше молоко. Самое первое занятие не должно быть больше 30 минут. дальше по мере привыкание и самочувствие можно добавлять время по 15-20 мин.

Удачного вам плавания и веселья. при этом получить массу удовольствий, повысить иммунитет опднять хорошее Настроение, чтобы потом долго вспоминать минуты счастья. помните о безопастности на водоемах.