12 месяцев ребенку развитие что должен уметь. Кушать? Не очень хочется, но если интересно

За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 12 месяцев

Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.

Развивающие игры в 12 месяцев

Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.

При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.

Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.

Особое внимание в уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
  5. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психическом развитии:

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
  • Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
  • Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

  • Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
  • Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
  • Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться


  • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
  • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
    • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
    • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
    • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
    • Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
    • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
    • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
    • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью

Совсем незаметно пробежала время. Казалось бы, малыш только недавно появился на свет, и вот ему уже исполняется 12 месяцев. Это возраст кардинальных изменений и активного познавание окружающего мира. Так как он является переходным, поэтому и чреват некоторыми сложностями, как для родителей, так и для самого маленького человека. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 12 месяцев.

Навыки в годовалом возрасте

Возможности двигательной активности в 12 месяцев состоит в том, что малыш уже хорошо умеет:

  • стоять без поддержки и опоры;
  • ходить при помощи поддержки взрослого за одну или обе ручки, а иногда и самостоятельно;
  • активно ползать, исключение составляют дети, которые сразу начинают ходить, что тоже является нормальным;
  • передвигаться при помощи ползания по лестнице, как вниз, так и вверх;
  • ходить по лестнице, приставляя одну ножку другой при помощи взрослого;
  • выполнять приседания, поднимаясь на ножки из этого положения;
  • залезать на кресло, кроватку или диван, и спускаться на пол.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни проявляются и в игре, считается нормальным, если малыш научился делать следующее:

  • разбирать и собирать пирамидку;
  • играть в кубики, делая из них башню;
  • в игре, подражая взрослым, ухаживать, кормить и укладывать спать игрушки;
  • наблюдать за действиями других детей и повторять их.

Социальное развитие и сфера эмоций считается нормальной к году, в том случае, когда ребенок умеет:

  • проявлять свои чувства: обнимать близких, целовать их;
  • проявлять радость во время игры с взрослыми и другими детьми, а также новыми игрушками;
  • узнавать родных людей, и радоваться их приходу;
  • разглядывать фотографии своих близких и узнавать их, и показывать пальцем;
  • настораживаться или плакать при виде постороннего человека;
  • рассматривать книжки с яркими картинками и показывать пальчиком на изображения по просьбе взрослого;
  • пытаться танцевать или подпевать под знакомую музыку;
  • подражать поведению взрослого человека и копировать его мимику.

Показанием правильности речевого развития ребенка в возрасте одного года является оценка активной речи и понимание того, что говорят другие. Малыш должен уметь:

  • произносить около 10 слов на своем собственном языке;
  • отвечать на вопрос «кто это»;
  • подражать звукам животных: лаю, мяуканью, блеянию;
  • стараться повторять за взрослыми более сложные слова;
  • повторять звуки и слова за другими детьми;
  • выполнять просьбу: «принеси, дай, открой»;
  • понимать когда говорят «нельзя»;
  • показывать на предмет по просьбе взрослого человека;
  • узнать свое имя и отзываться на него.

Бытовые навыки у малыша должны также развиваться, обычно в 12 месяца он умеет:

  • откусывать от пищи кусочки и жевать их;
  • пить из стакана или кружки (бутылочки, поильника) совершенно самостоятельно, придерживая двумя ручками;
  • начинать попытки есть ложкой, некоторые дети умеют даже накалывать еду вилкой;
  • помогать взрослому одевать себя на прогулку;
  • давай четко понять, что у него мокрые штанишки, особенно если родители не используют подгузники, а многие дети в этом возрасте уже умеет проситься на горшок;
  • протягивать ручки для мытья под краном стараться вытереть их полотенцем.

Расписание дня

Режим ребенка в 12 месяцев распорядок дня может быть приблизительно следующим:

  1. Пробуждение после ночного сна. В течение получаса малыш получает грудное кормление или молочную смесь.
  1. В течение последующих трех часов проводятся утренние процедуры, включая умывание, чистку полости рта, воздушные ванны, гимнастику и легкий массаж.
  1. Следующие полчаса ребёнок подкрепляется кашей со сливочным маслом.
  1. Далее полтора два часа проходит первый дневной сон.
  1. Затем необходимо двухчасовая прогулка.
  1. Обед.
  1. После основной трапезы лучше всего заняться интеллектуальной или творческой деятельностью, включая рисование, лепку из пластилина, чтение книг.
  1. Следующим этапом идет второй дневной сон.
  1. Зачем рекомендуется проведение в течение часа подвижных игр и упражнений, поскольку именно в данный момент малыш имеет для этого все силы и энергию.
  2. Плотный ужин поможет восстановить растраченных запас калорий.
  1. После еды полезно прогуляться на свежем воздухе.
  2. Следом за прогулкой ребенок может пообщаться с другими членами семьи собравшимися в доме к вечеру, поиграть и принять водные процедуры.
  3. После этого идет последний перекус перед ночным сном.

Обращает на себя внимание тот факт, что в распорядке дня сохраняется два дневных отдыха. Однако к годовалому возрасту, у большинства малышей достаточно сформирована нервная система. Для них достаточно бывает всего лишь одного дневного сна, который может продолжаться от полутора до двух часов.

Режим сна

У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:

  1. Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
  1. Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.

Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:

  1. Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
  1. Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
  1. Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.

Особенности кормления в 12 месяцев

В зависимости от того, каким образом ребенок отдыхает днем, у него формируется определенное меню в 12 месяцев.

Первый вариант

Если дневной отдых состоит из двух частей, то малыша следует кормить не менее пяти раз. При сохраненном грудном кормлении, утром и вечером ребенок должен получать материнское молоко. Малыш находящиеся на искусственном вскармливании первое и последнее кормление получает в виде молочной смеси.

Второе, третье и четвертое кормление состоит из овощей приготовленных отвариванием или тушением, а также мясом или рыбой. В этом возрасте уже не нужно протирать еду, мясные блюда следует разрезать на мелкие кусочки. Это особенно важно, поскольку в этот период идет формирование прикуса и установление жевательного рефлекса.

Малышу не следует давать острую и жареную пищу, его следует оградить от копченостей, консервированной продукции, колбас, шоколада и некоторых видов сладостей. Лучше всего, если на столе всегда будут свежие фрукты и ягоды.

Второй вариант

В случае, когда режим предусматривает однократный дневной отдых, то питание становится четырехразовым. Это совершенно не означает, что объем пищи должен быть увеличен. Одно кормление должно содержать не более 250 миллилитров продуктов. Данный режим питания предусматривает необходимость первого приема пищи не сразу после пробуждения, а после проведения гигиенических процедур и гимнастики. Через четыре часа ребенок получает обед, который может состоять из первого блюда, котлеты и пюре из овощей, запись можно соком или компотом.

Два раза в неделю ребенок должен получать рыбу, и два раза в месяц любое блюдо, сделанное из говяжьей печени. После дневного сна в качестве полдника нужно давать ему легкую пищу, так как ужинает он раньше. В этот момент ему можно съесть творог или блюда из него, фруктовое пюре и сок.

Приблизительно около семи вечера годовалый ребенок получает молочную кашу или овощное пюре. Иногда можно разнообразить меню в виде омлета, приготовленного на пару или отварного яйца. Ужин завершается с соком из фруктов компотом или некрепко заваренным чаем.

Физическое развитие

Малыш в возрасте 12 месяцев как никогда нуждается в укрепление мышц, постоянном и регулярном проведении занятий и упражнений. Они обязательно должны в себя включать:

  • необходимо чтобы малыш висел на турнике или на кольцах;
  • разнообразные приседания;
  • наклоны туловища;
  • проползания под препятствием;
  • занятия для укрепления мышц живота;
  • упражнения с мячом.

Для проведения занятий следует тщательно проветрить помещение, но при этом не допускать сквозняка. Ни в коем случае не следует заниматься с малышом, если он плохо себя чувствует или чем-то раздражён. Нужно принять все меры, чтобы такие упражнения вызывали у него только удовольствие. С этой целью можно использовать веселую ритмичную мелодию. После проведения занятия физкультурой очень полезно сделать расслабляющий и общеукрепляющий массаж.

Игрушки и игры

Для ребенка очень важны в этом возрасте развивающие игры, которые позволяют закрепить прежние навыки и способствовать появлению новых умений. Все, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, развивается преимущественно в игровой форме.

  • мелкая моторика развивается при помощи такой игры как «ладушки» или «сорока-ворона»;
  • логическое мышление и правильный глазомер позволяет развить складывание матрешки, порядок действий при это показать малышу должен взрослый;
  • очень важно рассматривать картинки в книжке и показывать при этом, где находятся носик, глазки у собачки или кошечки, а потом попросить ребенка показать самому;
  • чувство ритма и музыкальный слух ребенка будет развиваться в том случае, если время от времени, использовать ритмическую музыку, танцевать под нее вместе с ним;
  • для развития эстетического восприятия ребенку следует начинать рисовать красками, мелками или фломастерами.

Во время игр, лепки или рисования родители должны позаботиться об использовании специальной одежды для малыша, которую можно будет легко отстирать или выбросить.

Вашему ребёнку 12 месяцев

Сегодня вашему ребёнку исполняется год? Что же, вас можно поздравить с тем, что волнительный (длинной в 12 месяцев) период младенчества вами успешно преодолён, и теперь рядом с вами будет находится уже не беспомощный малыш, который полностью и во всём зависит от мамы и папы, а маленькая, но уже самостоятельная личность, которая умеет показывать свой характер, имеет свои желания, и даже выработала свои привычки. О развитии ребёнка в 12 месяцев, о первых достижениях годовалого крохи, о том, как способствовать развитию ребёнка в этот период – обо всём этом поведает молодым родителям наша публикация…

Физическое развитие ребёнка в 12 месяцев

Как к правило, к 12 месяцу жизни ребенок может гордиться такими физиологическими достижениями, как 12 зубов во рту (если их меньше – не паникуйте, главное, чтобы ребёнок получал необходимый для формирования зубов кальций, витамин Д и фосфор), вес ребёнка составляет от 10 до 11 килограммов (последняя прибавка должна быть не менее 350 граммов), а рост составляет от 72 до 77 сантиметров (за последний месяц вы должны вырасти не меньше, чем на 1,5 сантиметра). Таким образом, общая прибавка веса с момента рождения составляет около 7 килограммов, а «прибавка» роста – 25 сантиметров. После года темпы роста ребёнка и его прибавка в весе немного снизятся, так как ребёнок станет больше двигаться.

Физические достижения ребёнка в 12 месяцев

  • Многие детки в 12 месяцев уже могут уверенно стоять на ногах и даже делают свои первые шаги. В случае, если вам уже исполнился год, но ребёнок пока только ползает и неустойчиво стоит – рекомендуется обратиться к педиатру, невропатологу и ортопеду. Эти специалисты постараются отыскать причину такого состояния. И, возможно вам даже будет назначен специальный массаж, который поможет ребёнку быстрее пойти. Впадать в панику из-за того, что ребёнок в год не ходит – не стоит. Все дети начинают ходить по-разному, но устойчиво стоять на ногах он всё-таки должен.
  • Параллельно с ходьбой, ребёнок копирует действия взрослых, поэтому, не удивительно, что он может повторять за вами, как вы делаете зарядку по утрам, или копировать папу, который что-то ремонтирует на кухне. Очень важно на этом этапе подавать ребёнку правильный пример. Так что, не думайте, что годовалый карапуз ничего ещё не понимает. Всё он уже осознаёт, поэтому – будьте для него достойным примером.
  • Осваиваются ребёнком навыки и залазить на диван и спускаться с него, подниматься и спускаться по лестнице. Правда, при спускании он может испытывать страх – это естественно, у ребёнка уже срабатывает инстинкт самосохранения. Вам надо просто показать ребёнку, как можно безопасно слезть с дивана или помочь ему. Культивировать страхи в этом возрасте не стоит. Так как родом из такого глубокого детства многие наши .
  • Малыш также пробует держать ложку в руках, перекладывает её из одной руки в другую, пробует самостоятельно кушать, уверенно держит кружку и умеет пить из неё.
  • Ребёнку доступны такие навыки как зачерпывание воды, отрывание кусочков бумаги, снимание бус через голову, открывание дверей, тумбочек. Во время купания ребёнок брызгается не только руками, но и ногами и постоянно норовит подняться и даже вылезти из детской ванночки. Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра ни на минуту.
  • Познание мира у ребёнка продолжается через тактильный контакт и пробование этих предметов на вкус. Так что следите за тем, чтобы ребёнок не брал мелкие, острые и опасные предметы, так как он может проглотить их, засунуть в ухо или даже в нос.
  • Из наблюдателя ребёнок превращается в активного участника происходящих вокруг него событий. Малыш постоянно хочет быть в центре внимания, у него уже есть свои интересы. А, своё недовольство ребёнок выражает с помощью крика. Кстати, ребёнок сейчас копирует ваши интонации, так что прислушайтесь к его голосу – таким он видит вас, вечно бормочущим или громко кричащим…
  • Если родители ребёнка вовремя начали «знакомить» его с горшком, то, уже к 1 году ребёнок хорошо знает, для чего предназначается этот горшок, и просится на него, когда ему необходимо сходить в туалет. О, том, когда же лучше приучать ребенка к горшку на нашем сайте была об этом целая . Так что, прочитав её вы можете повторить основные моменты, как правильно организовать такое «знакомство» и когда это делать лучше всего.

Режим дня для ребенка в 12 месяцев

О том, что ребёнок взрослеет, вы можете догадаться и по тому, что он реже стал спать днём. Всё больше времени малыш проводит бодрствуя, познавая мир, играя в игрушки. И, теперь интервалы между его отдыхом – – составляют уже не 2 часа, а 3-5 часов. Это вполне естественный процесс, поэтому, переживать о том, что ребёнок подолгу не спит, не стоит — его нервная система уже готова к таким промежуткам бодрствования и таким образом повышается выносливость его маленького организма.

Некоторые родители также замечают, что укладывать малыша спать днём чаще, чем 1 раз у них уже не получается. Что же, с этим придётся смириться. Главное, чтобы в общем ребёнок спал положенные ему 12 часов в сутки.

Психологическое развитие ребёнка в 12 месяцев

Эмоции малыша

Сейчас ребёнок переживает период активного психологического развития, в его сознании закладываются азы и зачатки его восприятия мира, стремление познавать и исследовать что-то новое в нём постоянно растёт. Ребёнок уже хорошо различает близких ему людей, и знает, что есть и чужие. К ним он относится уже не с тем былым доверием, что раньше, скорее, наоборот – с опаской и настороженностью. А, попытки заговорить с ним или прикоснуться к нему могут закончиться слезами и даже истерикой, если малышу не понравится чужой дядя и тётя. Наказывать ребёнка за такое поведение не стоит. Сейчас у него в сознании происходит идентификация окружающих его людей и это вполне правильная реакция на своих и чужих. Ребенок уже начинает произносить свои первые слова, причём он не просто их повторяет за взрослыми, он уже начинает понимать их смысл. Поэтому, когда он произносит «ма-ма», он действительно обращается к маме. Детские игры приобретают ролевую тематику и уже имеют свой сюжет. Он не просто катает машинку по полу, он ею ездит.

В год ребёнок сталкивается со своим первым психологическим кризисом, который вызван тем, что психологически он развит лучше, чем физически. Другими словами, его сознание может намного больше осознавать, чем могут делать его руки и ноги. Такое осознание приводит к тому, что ребёнок может стать плаксивым и раздражительным – это чувство недовольства самим собой. Нередко оно выливается в громкие истерики, когда бывает очень трудно успокоить малыша, который никого не хочет слушать. Однако, кричать на ребёнка в таком состоянии, ставить в угол, и наказывать за такое поведение – не стоит. Единственно верный способ, как действовать в этой ситуации – это сказать ребёнку добрые слова, обнять его и успокоить.

Словарный запас ребёнка в 12 месяцев

Нормально развивающийся ребёнок в 12 месяцев уже радует вас 5-10 облегченными словами. Причём, сама речь ребёнка тесно связана с теми эмоциями, которые он испытывает. Правда, обращаясь к вам, ребёнок очень хочет, чтобы вы его поняли. Ну, а если мама с папой его языка не понимают, малыш может помочь себе жестами. Кстати, детки в этом возрасте уже отлично понимают, что можно и нельзя, а также то, когда их хвалят или ругают. Кстати, сейчас – эффективный инструмент воспитания, который находится в ваших руках. Обязательно им воспользуйтесь.

Показывайте ребёнку в этом возрасте картинки с изображениями животных и людей, читайте детские сказки, включайте музыку – таким образом, вы будете способствовать его гармоничному развитию.

Эмоции ребёнка в 12 месяцев

Психологи проводили интересный эксперимент, когда годовалым детям включали видео, где такие же детки, как они, играют, смеются и плачут. Примечательно, что на смех дети реагировали ответной улыбкой. А, детский плач поддерживали своими слезами. Это свидетельствует о том, что в эмоциональном плане годовалые дети уже способны чувствовать то же, что и мы – взрослые . Они умеют обижаться, сочувствовать и любить. Они могут испытывать страхи, и над этими страхами ни в коем случае не надо смеяться. К тому же, у детей в таком возрасте уже развита причинно-следственная связь. Они прекрасно понимают, что если мама их одевает – значит, они идут гулять на улицу, а если мама одевается сама, а малыша никто не собирает – значит, он остаётся дома. И, нередко ответной реакцией на такое явление служат детские слёзы. Ребёнок понимает, что он остается дома, а мама уходит одна…

Дети в этом возрасте, несмотря на физическую возрастную ограниченность своих возможностей, уже пробуют проявлять самостоятельность, и доказывать свою правоту. Правда, методы доказательства – это слёзы, истерики и крик. В этом случае, необходимо успокоить ребёнка и постараться выяснить от него, чего же он хочет. Также, психологи рекомендуют уже в этом возрасте предлагать ребёнку право выбора. Пускай ребенок сам выбирает, какую одежду ему носить (естественно, под вашим бдительным наблюдением), сам выбирает игрушки, которыми он будет играть. Такая самостоятельность помогает ему взрослеть.

Вы также можете с удивлением заметить, что ваш ребенок с разными людьми ведёт себя тоже по-разному. С бабушкой — он один, с дедушкой – другой, а вам с папой – показывает свои капризы. Это естественный процесс развития.

Дети в этом возрасте уже понимают, что такое шутки, и даже сами пробуют с вами шутить, они подражают вашему поведению и копируют тех взрослых, которые больше всего проводят с ними времени.

Кризисы первого года жизни

Ребёнок требует к себе повышенного внимания, может вести себя очень упрямо и не слушаться вас, отказываясь выполнять то, что вы его просите. Реакция на воспитание у него скорее негативная, чем спокойная. Ребёнок начинает капризничать, ведёт себя агрессивно, бросает игрушки на пол и даже обижается. Также, для детей в этом возрасте характерна противоречивость в действиях. Малыш вроде бы и просит вас о помощи в игре, но хочет всё делать по-своему.

Однако, такие кризисы всё-таки чаще настигают тех детей, врожденные потребности развития которых не удовлетворятся взрослыми. Другими словами, ребёнок вынужден хоть как-то привлечь к себе внимание. И, он выбирает именно такой кризисный способ. При правильном воспитании, в случае, когда родители правильно воспитывают ребёнка, уделяют ему достаточное количество внимания, а сам кроха развивается в гармоничной обстановки любви мира и согласия в доме – такие кризисы могут себя не проявить.

Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик! За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.

Малышу пошел 12-ый - последний месяц периода младенчества. За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.
Увеличивается время бодрствования ребенка с 2-х часов (как было в предыдущий период - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов между сном. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы.

Начинает развиваться активная речь , появляются первые осознанные слова. К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".

В интеллектуальном развитии ребенок не стоит на месте: в его понимании появляются и первые обобщения: он уже ориентируется среди многих предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п.
Малыш уже все более и более хорошо понимает речь, и может выполнять простые просьбы. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.

А как прекрасно развита его память? Годовалый кроха запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

В предметной деятельности (игровых занятиях) тоже выявились первые достижения: малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр. Например, ребенок снимает и надевает на палочку кольца; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка.

В социальном развитии на протяжении 12-го месяца, в поведении ребенка происходят существенные изменения. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность. В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от мамы (ухаживающим за ним человеком), его собственное "я" только начинает складываться. Дитя хоть копирует Ваши действия и эмоции, но Вы сами наверняка уже заметили, как значительно возрастает его самостоятельность..

Перестройте отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не Вы делаете что-то за ребенка, а выполняете то или иное действие, решали задачи совместно с ним. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. После любого показа действий, предоставьте малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Разумеется, всегда следует помнить о возрастных возможностях ребенка и его индивидуальности и не ставить перед ним действительно непосильных для него задач.

Помните, что эмоциональное, доверительное общение с ребенком всегда будет актуально. Не скупитесь на проявление своей любви. Крохе недостаточно того, что его только учат, холят, кормят, ему очень важно чувствовать себя любимым. Ему как воздух нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, поцелуи и нежные слова. Только Ваша любовь поможет ему познать себя и утвердить собственную значимость в жизни. Так Ваше любимое чадо начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это самое главное в развитии ребенка именно в этом периоде – на рубеже первого года жизни.

Читаем в статье: Уход за ребенком на 12 месяце жизни.

Комплексное развитие ребенка на 12 месяце первого года жизни.
Игрушки для ребенка .
Все также актуальны:

  • резиновый мяч и другие игрушки, способствующие физическому развитию;
  • игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка);
  • пирамидка с кольцами, вкладыши (сортеры);
  • погремушки и резиновые пищалки небольшого размера;
  • кубики разнообразных форм;
  • музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом);
  • игрушки для игры в ванне и др.;
  • привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы, изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла);
  • фигурки кукол и куклы из мягких материалов - образные игрушки, матрешки;
  • игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь);
  • заводные, забавные игрушки (динамические игрушки, игрушки с сюрпризом);
  • для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см;
  • технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукояткой;
  • в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал.

Развивающие игрушки и предметы быта – все идет в ход!
Не переставайте осваивайте вместе с малышом все новые и новые ручные операции с развивающими игрушками и предметами. Ученые доказали, что такие действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Так и говорят: интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев.
Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает, как вода убывает через дырочки.

Орудийные действия, или «Как труд сделал из обезьяны человека»
Покажите малышу, так называемые, орудийные действия, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу. Например, воздействуя предметом на предмет, используйте при этом подручные средства - палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Покажите, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д.
Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.