Золото или серебро используют в магий чаще. Магические свойства золота — Храм Истины

Мы воспринимаем золото, в первую очередь, как показатель статуса и материального благополучия. А на самом деле вполне можно воспользоваться волшебными свойствами этого непростого металла, чтобы привлечь в свою жизнь удачу, вылечить некоторые болезни и даже исправить характер.
Магические свойства золота
Золото любит решительных, ярких, творческих людей. Его считают металлом Львов – самого солнечного знака зодиака. Однако даже Львам золото не пойдет на пользу, если они будут предавать свою сущность, окажутся слабыми или мелочными. Поэтому золотые украшения не рекомендуется носить тем, кто неспособен бороться. Максимум, что может сделать в этом случае золото для своего обладателя – защитить его от нападок. Однако в большинстве случаев такая защита больше вредит, чем на самом деле помогает – человек расслабляется, перестает даже пытаться прогрессировать и развиваться, окончательно теряет бдительность. И когда утрачивает или снимает с себя защищавшее его золото, то становится беспомощным и открытым для любой угрозы.
Так что, если вы не чувствуете в себе внутренней силы, чаще меняйте золотые украшения, снимайте их на ночь. Или вовсе выбирайте серебро или платину.
Цепочки и кулоны
Золото отлично усмиряет эмоции – делает человека более уравновешенным, спокойным, неподверженным гневу. Оно помогает оставаться независимым от настроения, принимать решения на рациональном, а не на эмоциональном уровне. Поэтому легковозбудимым людям золото рекомендуется носить на шее в качестве цепочки или кулона так, чтобы украшение или конец цепочки оказывались в области солнечного сплетения. Кстати, считается, что эти ювелирные изделия ко всему прочему еще и снижают давление.
Перстни
Массивный золотой перстень в виде печатки без драгоценных камней сделает своего обладателя увереннее в собственных силах, подарит ему власть над людьми, привлечет к нему удачу и финансовый успех. Такое золотое украшение помогает четко видеть все возникающие возможности, дарует решимость рисковать там, где можно приобрести многие блага. Однако, как уже говорилось, золото умножает могущество сильных, но не дарит его слабым. Поэтому носить золотую печатку в качестве талисмана рекомендуется людям активным, умеющим и любящим экспериментировать, рисковать, отстаивать свои интересы.
Серьги
Золотые серьги без вкрапления камней, других металлов и эмали помогают женщине понять свою истинную сущность, избавиться от комплексов и от постороннего влияния. Они делают свою обладательницу раскрепощеннее, свободнее в выборе своего пути. Женщина охотнее идет на контакт, у нее появляется больше поклонников и почитателей. Если вам предстоит первое свидание или собеседование на новой работе, то золотые серьги могут сыграть роль мощного талисмана, который принесет вам удачу.
А еще золотые серьги помогают вовремя услышать важную информацию и грамотно ей распорядиться.
Браслеты
Золотые браслеты не рекомендуется носить тем, кто боится оказаться в эмоциональной зависимости от другого человека. А также тем, кто слишком подвержен чужому влиянию. Для таких людей браслеты становятся узами, оковами, которые негативно отражаются на всем жизненном процессе. Если же вы хотите нейтрализовать отрицательное влияние браслетов, то выбирайте украшения не чисто из золота, а с подвесками из подходящих вам камушков. В этом случае золото перестанет быть магическим предметом, а станет просто ювелирным изделием.
Зато если вы человек творческой или созидательной профессии, который что-то делает своими руками – рисует, ваяет, строит, то золотой браслет сослужит вам добрую службу – ваши руки станут поистине «золотыми», и из-под них будут выходить настоящие шедевры.
Золото и исцеление Золоту приписывают и лечебные свойства. Так, например, считается, что если подержать золото во рту, то пройдет боль в горле или ноющий зуб. От зубной боли используют и такое средство: взять золотой предмет без камней и опустить его в чистую воду, настоять около часа, подогреть до комнатной температуры и полоскать больной зуб через каждые 15 минут. Повторить процедуру 4-5 раз, при этом золото из воды не вытаскивать.
А если на некоторое время прикладывать золото к больным участкам, то можно вылечить или хотя бы облегчить боль в суставах, в позвоночнике, в печени. Для уменьшения боли в позвоночнике рекомендуют катать гладкое обручальное кольцо сверху вниз – от шеи до копчика. Снизу вверх катать не надо, особенно при пониженном давлении.
Естественно, не стоит заменять золототерапией обычное медикаментозное лечение под строгим надзором компетентных врачей. А вот дополнить это лечение можно.
Только надо учитывать, что и на золото бывает аллергия – под ободком кольца может начать слезать кожа, от цепочки, кулона и серег по телу может пойти мелкая сыпь. В этом случае откажитесь от ношения данного металла – по каким-то причинам вы с ним несовместимы, оно вам не подходит.
Древние врачи считали, что золото избавляет от печали и от депрессии. Но тут как раз мог сказаться стереотип – если у вас много золота, то зачем вам печалиться и впадать в уныние?
Магию золота использовали также и в приворотных зельях. Считалось, что вино, настоянное на золотом перстне, способно вселять любовь, так как в вине появляется частичка жаркого солнца.
Заговоры на золото
В наше время, как и в стародавние времена, нередко применяют заговоры на золото. Однако стоит учитывать, что для подобных магических манипуляций золото берут самой высокой пробы, то есть в нем должен быть совершенно незначительный процент посторонних примесей.
Заговор для красоты
Делается этот заговор на рассвете, на растущую Луну, желательно, во вторник. Возьмите глиняную миску с чистой (родниковой или колодезной) водой, опустите в воду золотое кольцо без камня. И от центра к краям миски начинайте водить кольцом в воде как бы по спирали. При этом говорите:
Сила кольца для моего лица, быть красоте, как кольцу, без конца. Золото в воду, вода на лицо, дай мне пригожесть, златое кольцо.
Оставьте кольцо в воде на сутки, а саму миску поставьте на подоконник, чтобы на нее в течение дня попадали солнечные лучи. Умывайтесь заговоренной водой три дня, произнося тот же заговор.
Заговор на богатство
Этот заговор так же делается на растущую Луну, желательно, на вторые лунные сутки. Возьмите новый качественный кошелек, положите туда крупную купюру или золотую монету. Обвейте золотой цепочкой кошелек трижды. И произнесите заговор:
Как цепью златой кошель обвивается, так денег в доме моем прибавляется, золото к золоту, деньги к деньгам, богатство само прилипает к рукам. Деньги наполнят мой кошелек, как только луны новой блеснет рожок. Слово мое крепкое!
После чего спрячьте кошелек с цепочкой в укромном месте до полнолуния. После полнолуния снимите цепочку, ее можно носить. Кошельком тоже можно пользоваться, только не тратьте ту купюру, с которой вы проводили ритуал. Положите ее отдельно, пусть лежит там хотя бы месяц.
В завершении позвольте заметить, что, как и любой другой талисман, оберег или амулет, золото помогает только тем, кто верит в его силу, кто его просит о помощи и благодарит за содеянное. А еще оно любит, когда за ним ухаживают, когда его чистят, наводят блеск. Так что, если хотите не просто носить ювелирное изделие, но и пользоваться силой этого замечательного солнечного металла, относитесь к нему с должным почтением.
Надежда Попова

Золото со времен седой древности ценилось по-особенному. Являясь ярким символом светила, дарящего жизнь всему живому, - Солнца, благородный металл всегда пользовался почетом и уважением. Наши далекие предки применяли его не только для сугубо практических расчетных целей, но и приносили в качестве жертвы, использовали для создания всевозможных украшений, сооружения статуй и храмов.

Испокон веков за золото проливались, без преувеличения, реки человеческой крови, за обладание им предавали правителей и покровителей, бросали его к ногам своих прекрасных возлюбленных.

Уважение к благородному металлу сохранилось и до наших дней. Он является подтверждением серьезного статуса и надежного материального положения своего обладателя.

Далеко не все знают, что золото не только высоко ценится и великолепно смотрится, но и обладает целым рядом магических качеств, помогающих приманить удачу, избежать неприятностей и даже исцелить некоторые заболевания. Мы подскажем, как это можно сделать.

Магические свойства золота

Золото подходит сильным, смелым, харизматичным, неординарным людям. Оно по праву считается Львов - самых солнечных представителей зодиакального спектра. Таким образом, не следует надевать золотые изделия людям, которым не свойственны сила и смелость. Таким образом, если вы не ощущаете внутренней мощи, лучше носите серебряные или платиновые украшения.

Цепочки и кулоны

Сияющий металл обладает удивительной способностью делать своего обладателя более уравновешенным, гармоничным, дает возможность не идти на поводу у гнева. Его хозяину легко не поддаться дурному настрою, выбирать обдуманные, логически выверенные решения.

Перстни

Массивный перстень из золота в форме печати принесет своему хозяину уверенность в себе, могущество, успех и материальное благосостояние. Он дает редкое умение понимать и анализировать все верные шансы, решаться на дерзкие, но оправданные эксперименты для приобретения значительных благ.

Но не следует забывать, что золото помогает мощным от природы личностям, но не наделяет силой слабых. Поэтому печатка из драгоценного металла будет прекрасным талисманом для харизматичных, решительных людей, умеющих бороться и защищать свои интересы.

Серьги

Серьги из золота, выполненные без примесей посторонних материалов, позволяют их хозяйке выяснить свою подлинную сущность, освободиться от личностных проблем и негативного влияния окружающих. Украшения делают женщину свободной и более открытой для выбора своего собственного направления жизни. Дама лучше идет на общение, она словно магнитом притягивает сильный пол.

У вас запланирована важная встреча или аудиенция при приеме на работу? Наденьте золотые сережки, они будут работать на вашу удачу. Также золото поможет понять предложенную информацию и принять верное решение.

Браслеты

Если вы остерегаетесь эмоциональной зависимости или слишком подвержены постороннему влиянию, золотой браслет - не лучший выбор. В противном случае украшение станет оковами, ограничивающими вашу жизнь.

Отрицательное влияние браслетов может быть нейтрализовано, если выбрать золото с вкраплениями и подвесками из других материалов - как металлов, так и камней.

Если ваша профессия связана с творчеством, и вы творите своими руками, золотой браслет принесет удачу в деле - руки мастера станут по-настоящему золотыми. Вашими изделиями будут восхищаться.

Золотая сила исцеления

Золото способно исцелять. Если держать его во рту, могут пройти болевые ощущения в горле или успокоиться больные зубы. Для избавления от зубной боли используется и следующий способ: золотое изделие без посторонних вкраплений помещают в очищенную воду, дают настояться чуть более часа, затем полоскают рот каждые четверть часа. Полоскание повторяется 4-5 раз без извлечения металла из воды.

Приложив золото к беспокоящему месту, возможно устранить или уменьшить болезненные ощущения в районе суставов, позвоночника или печени. Хотите избавиться от боли в спине? Покатайте несколько раз гладкое кольцо по направлению от шейного отдела до копчика.

Конечно, мы не призываем вас к тому, чтобы отказаться от традиционной врачебной помощи. Используйте силу благородного металла как магическое дополнение.

Иногда на золото случается аллергическая реакция, которая проявляется в шелушении, облезании кожи, появлении сыпи. При такой ситуации следует отказаться от ношения металла, значит, существуют причины, по которым он вам противопоказан.

Наши предки полагали, что золотые украшения способны избавить от мрачных мыслей. Как раз в данном случае мог сработать самый обычный стереотип: если у вас изобилие золота, у вас нет причин унывать и падать духом.

Магическое воздействие золотых украшений всегда широко использовалось в . Так, например, вино, которое настаивали на золотом перстне, служило для внушения любовных чувств объекту обожания. Обряды с использованием металла проводились и при сборах дружин для участия в военных действиях. Подобные ритуалы были призваны вселить в воинов безграничную уверенность в своих силах, отсутствие страха и огромную смелость.

В настоящее время заговоры на золото остаются весьма популярными. Готовя украшение для обряда, необходимо помнить, что оно должно быть самой высокой пробы, также нежелательны посторонние примеси. Чуждые вкрапления ослабляют магическую силу металла.

Одними из самых распространенных магических обрядов с использованием солнечного металла являются заговоры на красоту, богатство, любовь.

Выбирая золотое украшение для себя, постарайтесь оптимально подобрать изделие, которое, с одной стороны, будет магическим образом помогать в жизни, а с другой, - сделает вас стильной и очаровательной. В этом случае вы сможете в полной мере гордиться вашим золотом.

Древние украшения Шумера открыл миру археолог Леонард Вулли, который вел раскопки на территории шумерского города Ура в 1920-е годы. Он обнаружил гробницу царицы Пу-Аби (Шубад), возраст которой составляет 4,5 тысячи лет . Сокровища из гробницы Пу-Аби, которая, подобно гробнице Тутанхамона, не пострадала от рук грабителей хранятся в Университетском Музее Пенсильвании и в Британском музее. К сожалению та часть, которая осталась в Багдадском музее утрачена, поскольку музей был разграблен во время войны в 2003 году. Древний шумерский город Ур находился на территории современного Ирака, между Багдадом и Персидским заливом, ближе к заливу.

Реконструкция костюма Пу-Аби. Вес украшений составляет 14 фунтов (примерно 6,5 кг). Музей Пенсильванского университета

До сих пор ведется дискуссия - кем все-таки бы ла эта знатная женщина, похороненная с таким почетом? Часто ее называют царицей, которая, возможно, правила Уром самостоятельно. По другой версии она была жрицей Инанны. В древнем Шумере сущестовала практика выборов царя и его главной задачей было участие в ритуале, во время которого он становился мужем богини Инанны. Таким образом царь обретал божественную природу и бессмертие, причем не только для себя, но и для своего народа. Пу-Аби и была воплощением Инанны - главного в Шумере женского божества. Ритуал происходил во время празднования Нового года (весной) и длился несколько дней. Инанна позднее перевоплотится в богиню Иштар в Древнем Вавилоне, культ Иштар распространится по всему Востоку: Аштарет, Астарта,Танит - это тоже ее имена. Иштар отождествляют с египетской Исидой, в античные времена ее место займут Венера и Афродита.

В одном из шумерских мифов "Сошествие Инанны в подземный мир" говорится о том, что богиня должна была спуститься в царство своей сестры Эрешкигаль, богини мертвых. Инанна должна была пройти через 7 ворот, снимая каждый раз части своего царского одеяния и украшения. Пройдя последние, 7-е ворота, она оказалась совершенно нагой и беспомощной, как обычная смертная, и Эрешкигаль превращает ее в труп. Когда Инанна умерла, на земле остановилась жизнь, прекратилось рождение, не стало любви и боги стали принимать меры по возвращению Инанны. На обратном пути, вернув свои драгоценности, Инанна возвращает свою силу. Этот фрагмент мифа показывает, что в украшениях шумерской жрицы Пу-Аби скрыто гораздо больше значения и смысла, чем мы привыкли думать.


Вместе с Пу-Аби была похоронена целая свита из 26 человек. Охранники, служанки, музыканты, придворные дамы и вся похоронная процессия с волами, конюхами и возницами. Ее нашли всю усыпанную драгоценными украшениями - золотыми, серебряными, лазуритовыми, сердоликовыми, агатовыми и халцедоновыми бусинами, с большими золотыми серьгами и в головном уборе из золотых цветов, инкрустированных индийским сердоликом и афганским лазуритом. На фото в правом нижнем углу - подвязка, в правом нижнем - браслет или манжета.

Амулеты-рыбки

У ее правого плеча лежали три длинные золотые булавки с лазуритовыми головками и амулеты: лазуритовый и два золотых в виде рыбок, 4-й - золотой в виде двух сидящих газелей.

Амулет в виде двух сидящих газелей (антилоп)

Амулеты в виде золотого сидящего быка и теленка присутствовали в головном уборе Пу-аби. Размер этого бычка 1,5 х 1,5 см, прямо-таки прообраз наборных украшений типа trollebeads.


Золотая застежка

Пу-аби носила очень сложный головной убор, который был надет на какую-то большую основу, возможно на парик.


Предметов из лазурита в сочетании с золотом было больше всего в гробнице Пуаби. А, как известно, лазурит - это камень, который в Шумере не добывался, его могли привозить только из одного места - знаменитого по сей день Бадахшанского месторождения в Афганистане. Сейчас это одно из беднейших мест в мире с самой высокой материнской смертностью. С бывшей советской стороны, ныне с таджикской на территории Горно-Бадахшанской области - тоже добывают лазурит, но он не имеет такого яркого и насыщенного цвета, как бадахшанский из Афганистана. Впрочем - Памир и там и там - наверное, по разному бывает. Бадашханское месторождение находилось на приличном расстоянии от Ура и сам факт присутствия украшений и других предметов из лазурита в древнем щумерском городе Ур говорит о многом: с одной стороны - о военных, торговых и прочих связях между этими географическими регионами, о том, что камень лазурит очень высоко ценился в Шумере и даже о шумерском художественном вкусе и эстетике.

Отвлекусь немного на ворота Иштар из Вавилона, из более позднего исторического периода

(VII в до н.э.) . Хранятся эти ворота сейчас в Пергамском музее в Берлине. По-видимому, основными цветами шумеро-вавилонской богини любви и войны были синий и золотой. Это сочетание цветов действительно выглядит божественно. Возможно синие лазуритовые камни были отличительным признаком жриц Инанны или шумерской знати. В конце концов, камень привозили издалека и наверняка он был дорогим. Интересно, что украшения из лазурита находят в гробницах египетских фараонов, в скифских курганах и даже в числе находок Шлимана в древней Трое.

Обращает на себя внимание также большое количесво сердоликовых бусин. По одной из версий лазурит считался в Междуречье мужским камнем, а сердолик - женским, поэтому вполне логично, что они составляют основу костюма Пу-Аби. В костюме жрицы древнейшего женского божества безусловно скрыт сакральный смысл и содержится много символики, не до конца разгаданной. В мифах и обрядах шумеров много общего с египетскими: смерть бога и возрождение его благодаря богине - в Месопотамии это Инанна, а затем Иштар, в Египте это Исида. Корнями эти мифы уходят в еще более древние времена. Судя по богатству захоронения, роль женского божества была в большом авторитете, как известно, положение женщины в шумерском обществе было равноправным. Сохранились клинописные таблички, в которых содержится что-то типа предложений запретить женщинам иметь больше, чем одного мужа.

Огромные золотые серьги в форме полумесяца были либо, собственно, серьгами, либо частью головного убора. Поскольку ткани истлели - это трудно установить совершенно точно. Но многие исследователи, а также сам Вулли были уверены, что головной убор был париком, а серьги всегда вдевают в уши манекенов при реконструкциях.

Это одна из самых древних находок серег такой формы - она будет распространена на протяжении тысячелетий и встречается даже в древнерусских головных уборах в виде височных колец, форму эту называли "лунницей", иногда в них капали ароматическое масло.

Древние украшения, найденные в гробнице, поражают своей красотой, своеобразием и особым стилем. Украшения всех придворных дам Пу-Аби были очень богатыми, почти такими же, как и у самой жрицы. На фото - ювелирные украшения одной из девушек, погребенной вместе с Пу-аби, - головной убор и ожерелья из тех же "импортных" драгоценных камней - сердолика из Индии и лазурита (ляпис-лазури) из Афганистана. Британский музей. Всего во время раскопок в Уре Леонард Вулли нашел 20 головных уборов подобного типа.


Это кольца Пу-Аби. Когда ее нашли, у нее на пальцах было 10 колец.

Рядом с Пу-Аби найдены три такие золотые булавки с сердоликом. С их помощью крепились к одежде ее цилиндрические печати (опять же из лазурита).



3 личные цилиндрические печати Пу-Аби - очень важные находки, поскольку именно они донесли до нашего времени ее имя. Первый оттиск изображает банкет - слуги изображены меньшими по величине, чем королевские особы. Имя Пу-Аби в левом верхнем углу, другие знаки предположительно означают nin/eresh - "леди" или "королева". Банкет на второй печати включает изображения мужчины и женщины. Они пьют пиво через длинные соломинки, чтобы избежать попадания в рот пены или мутного осадка (сосуды и длинные соломинки тоже обнаружены в гробнице). На третьей печати опять банкетная сцена, но с участием одних женщин. Справа внизу изображена женщина, играющая на арфе.

Это ожерелье из лазурита с золотом из других раскопок, но оно тоже очень наглядно демонстрирует особенности древних сине-золотых шумерских украшений.

Судебно-медицинская экспертиза останков Пуаби, проведенная Музеем естественной истории Лондона, позволила узнать, что ей было примерно 40 лет, когда она умерла. Рост около 5 футов (примерно 1 м 50 см). Ее имя и титул известны из клинописных надписей на печатях.


Скелет Пу-Аби был усыпан большим количеством золотых украшений и бусин и исследователи, в целом, довольно легко воссоздали головной убор и наряд жрицы, в том числе лазуритовую диадему с золотыми фигурками. Но первоначально изображения цветущей и плодоносящей пальмы укрепили наоброт. Значительно позднее определили, что это подвески, а не кустики. Причем, возможно, в этих подвесках заключен любовный смысл, поскольку веточки пальмы изображены в мужском и женском проявлениях. Такая символика вполне соответствует представлениям о богине любви.

На первой фотографии - цветущая ветка финиковой пальмы из золота (мужская), на второй фотографии - ветка пальмы из дендрария университета штата Аризона. Ее долго считали кустиком или колосом пшеницы или овса и крепили на украшениях при реконструкции колосом вверх.

Золотая плодоносящая ветка финиковой пальмы с сердоликом, а справа - плодоносящая пальма из того же дендрария.

Статья "Date Sex in Mesopotamia!" о финиковой пальме найдена на сайте Музея Пенсильванского университета

Косметичка Пу-Аби из лазурита. На крышке изображен лев, священное животное Инанны, нападающий на барана.

Золотая раковина для теней. Когда ее нашли в ней сохранились остатки пигмента. Такие раковины были у многих женщин, захороненных вместе с Пу-Аби. Чаще всего встречается зеленый цвет пигмента, который использовали в качеств теней для век.

Арфа из гробницы Пу-Аби. Как видим - основные материалы опять лазурит и золото

В гробнице Пу-Аби найдена самая древняя настольная игра. Она считается прообразом игры в нарды. Коробка из дерева, полая внутри для хранения фишек. Вставки из перламутра, красного известняка и лазурита. Играли 2 игрока. Квадраты с цветочной розеткой означали "повезло". Этот мотив очень часто встречается в шумерском искусстве - наверняка он имел особое символическое значение.


На этой печати из Ура изображена Инанна - богиня любви и войны, рядом с ней лев. Это изображение особенно хорошо иллюстрирует двойственную природу Инанны. С одной стороны, Инанна изображена здесь как богиня любви, что подчеркивает ее поза с кокетливо, но властно выставленной ногой, "попирающей" льва. С другой стороны лев, оружие за ее спиной указывают на то, что она также и богиня войны. 8-конечная звезда (Венера) - еще один символ Инанны (на оттиске отражен зеркально). Хотя Инанна и считается богиней любви - она не связана с такими представлениями как брак и деторождение. Она олицетворяет плотское желание и всегда получает то, чего желает. Символизирует насилие, неуправляемость человеческих страстей. А потому и ярость смертельной битвы, и разрушения войны. В мирное время она не такая грозная, но, как видно из мифов, которые дошли до нашего времени в записях (первая письменность) - Инанна довольно коварна, мстительна и злопамятна. Но самоуверенна, горда и красива, к тому же, как считали шумеры, они были обязаны богине Инанне своей вечной жизнью и возрождением после смерти.

Ну и в заключение - об одном интересном украшении, связанном с темой драгоценностей Шумера. Это относительно современное ювелирное изделие, оно созданное по заказу британского исследователя Генри Лейарда (Henry Layard) из цилиндрических печатей Месопотамии 2200 - 355 гг до н.э. для жены леди Энид Лейард. В свое время оно наделало много шума.

Ещё в глубокой древности золото начали добывать вдоль рек Африки и Азии. Лёгкость, с которой этот металл подвергался обработке, вдохновила умельцев на создание из него украшений. Красота и универсальность золота как материала была оценена очень быстро.

Древние украшения — почему именно из золота?

Золото настолько податливо, что может быть расковано в холодном состоянии в тонкие, почти прозрачные пластины. Оно настолько пластично, что может быть вытянуто в тонкие и достаточно прочные нити. Все это позволяло выполнять филигранные работы с золотом еще с ранних времен. Его цвет и блеск приравнивали к солнцу, а неподверженность коррозии (что сильно затрудняет определение возраста ранних золотых украшений) сделало его символом постоянства.

Ношение золота было символом богатства и власти, оно было доступно немногим – в этом заключается главное отличие древних ювелирных украшений от современных. Сегодня изготовление золотых ювелирных изделий является массовым, они доступны каждому.

В ювелирном деле используется большая часть добываемого золота. В этом нет ничего нового, золото начало использоваться для изготовления украшений задолго до того, как появились первые монеты.

Золото шумеров

Самые ранние найденные украшения относятся к Шумерской цивилизации , которая процветала около 3000 г. до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Золото носили и мужчины и женщины. Разнообразие украшений очень удивило археологов, которые обнаружили сокровища в Королевской гробнице на месте древнего города Ур, столицы шумерского государства.

Кроме золотого шлема царя, с большим изяществом украшенного безупречной техникой чеканки, и головного убора царицы из очень натуралистично выполненных золотых листьев бука, были найдены различные серьги, браслеты, а так же цепи плетения «лисий хвост », которые широко популярны и в наше время. По словам историка ювелирного искусства Guido Gregorietti, «шумерские ювелирные изделия почти полностью охватили весь спектр направлений, которые будет появляться в ювелирном искусстве в ходе истории ». По его мнению, «в действительности, в то время было больше разновидностей ювелирных изделий, чем в наше время ».

2600-2500 г. до н.э. III раннединастический период. Ур, Месопотамия, Шумерская цивилизация. Золото, лазурит, сердолик.

Золотые украшения в культуре древних египтян

В отличие от шумеров, древние египтяне располагали большими запасами золота. Этот металл добывался в Нубии – территории между Нилом и Красным морем, южнее современного египетского города Асуан и севернее Хартума, столицы современного Судана. Есть предположение, что название Нубия произошло от древнеегипетского слова «nub » – золото.

Мастерство ювелиров очень быстро возрастало. Египтяне овладели искусством легирования золота для увеличения его твердости и получения разных цветовых вариаций (легирование — добавление других металлов для улучшения свойств основного ). Они разработали технологию литья, включая литье по выплавляемым моделям. Она широко используется и в наше время — ювелиры называют ее «восковка».

Предполагается, что египтяне научились определять чистоту драгоценных металлов по их цвету при нагревании в огне. Самым значимым наследием древнеегипетских ювелиров являются сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона, который умер примерно в 1350 году до нашей эры. Изделия в этой гробнице – ожерелья, нагрудные украшения, серьги и маска на голове мумии, выполненная из чистого золота, с чеканкой и полировкой – были описаны археологом Говардом Картером, который нашел гробницу и первый их увидел, как «удивительнейшие вещи». Гробница мальчика-царя, который взошел на престол в возрасте 10 лет и правил примерно такой же срок, сохранила для нас величайшие памятники древнеегипетского искусства, которые вызывают восхищение спустя несколько тысячелетий. Тело Тутанхамона было помещено в искусно сделанный саркофаг из цельнолистового золота толщиной 2 мм общим весом более 110 кг. На голове мумии была маска из кованого золота весом 9 кг. Она настолько реалистично повторяет черты лица фараона, что в ней даже легко заметить сходство с имеющимися изображениями предков фараона.

Посмертная маска Тутанхамона. Сделана из чистого золота и инкрустирована цветным стеклом и драгоценными камнями. Прилегала непосредственно к мумии в многослойном саркофаге.

В гробнице находился также трон из дерева, облицованный золотом и украшенный фаянсом, эмалью стеклом и драгоценными камнями. На троне был изображен Тутанхамон, сидящий в свободной позе (что нетипично для изображений фараонов того времени), и его жена Анхесенамон, покрывающая его плечо благовониями.

Сокровища гробницы Тутанхамона обычно выставлены в Каирском музее, но всегда собирают миллионы посетителей, когда изредка выставляются в других странах. Они являются символами успеха человечества в обработке и изготовлении золотых украшений. Формы египетских золотых изделий оставались удивительно постоянными на протяжении почти двух тысяч лет, пока после завоевания Египта Александром Македонским не стали вытесняться греческим, а затем римским стилем.

Золото минойской цивилизации

Появление греческого ювелирного искусства связано с расцветом минойской, а затем сменившей ее микенской цивилизаций. Каких-либо изделий, относящихся к греческим и датированных ранее 1800 г. до н.э., пока найдено не было.

Минойские мастера с острова Крит впервые в истории стали создавать золотые изделия в виде цепочек с типом плетения «якорь », которые широко распространены и в наше время. Широко известны золотые маски и массивные золотые кольца, найденные археологом-любителем Генрихом Шлиманом при раскопках в конце 19 века на месте древних Микен.

Упадок микенской цивилизации наступил около 1100 г. до н.э., после чего наступили так называемые «греческие темные века», и золотые украшения появляются вновь около 800 г. до н.э. К 500 г. до н.э. греческие ювелиры производили прекрасные, сложных форм изделия, которые образовали узнаваемый, классический греческий стиль украшений. Политическая нестабильность Греции, а также рост числа греческих торговых центров в южной Италии, Египте и по побережью Черного моря привели к широкому расселению греческих мастеров. К моменту, когда около 330 г. до н.э. Александр Великий создал свою греческую империю от Египта до границ Индии, греческий стиль выполнения золотых украшений был повсеместно доминирующим.

Золотое кольцо с гравировкой. Минойская цивилизация, Крит, 15-14 век до н.э.

Золотые украшения этрусков

Примерно с 700 г. до н.э. искусство изготовления золотых изделий возникает в Этрурии (современная область Тоскана) в Италии. Хотя этрусский стиль просуществовал относительно недолго, он известен благодаря повышенной сложности своих изделий.

Особенно выдающихся успехов этрусские мастера добились в использовании техники грануляции , доведя ее почти до совершенства. Грануляция – это прикрепление к основе тысяч маленьких шариков из золота, образующих контуры и рисунки, создающих неповторимое ощущение структуры и света. Техника грануляции использовалась многими мастерами в различных странах начиная с 2000 г. до н.э., а также используется в современных изделиях. Но очень немногие школы достигли схожего с этрусским мастерства. Вероятнее всего эта поразительная изящность и сложность работ связана с отсутствием достаточного количества золота, когда мастерам приходилось уделять большее внимание качеству работы, чем количеству.

Примерно в 300 г. до н.э. греческий стиль начинает превалировать в Италии. Этрусские традиции исчезают до 19 и 20 веков нашего времени, до попыток их возрождения ювелирами нового времени.

Этрусская фибула (застежка для одежды)

Золото древних римлян

Когда Рим превратился в величайшую империю древнего мира, простираясь от Великобритании до Персии, он унаследовал также Грецию. В целом, можно сказать, что в ювелирном искусстве Рим унаследовал греческих ювелиров Востока и кельтские традиции с Запада.

Римские ювелиры, хотя обладали несомненным мастерством, предпочитали в своих работах ясные и четкие геометрические фигуры и узоры, в отличие от греческого ювелирного искусства с вычурными изображениями богов, мифических персонажей и листьев. Золото в римском обществе пользовалось спросом, и важные римляне гордились своими коллекциями украшений. Однако, оно не было главным «действующим лицом» – настоящей страстью римлян были драгоценные камни. Римские ювелиры использовали золото как оправу для изумрудов, сапфиров, аквамаринов, оливинов, алмазов, а также набирающего популярность жемчуга. Уже тогда Шри-Ланка (Цейлон) и Индия становятся крупными поставщиками драгоценных камней. Римляне также ввели широкую практику использования золотых монет.

Римское кольцо с гранатами. 1 в. до н.э.

Золотое ювелирное искусство Византии

По мере развития истории Римской империи, золотые украшения становились все более богатыми. К 325 году Константин Великий провозгласил христианство официальной религией Римской империи. С этого времени простые и резкие формы ранних римских украшений сменились более сложными и изящными изделиями с яркими камнями.

С этого периода начинается византийский период римской истории, когда столицей была Византия (Константинополь, ныне Стамбул). Украшения становятся витиеватыми, воздушными, похожими на кружева. Постепенно, в связи с изменениями вдоль восточных торговых путей, уменьшилось поступление драгоценных камней. Золотые изделия стали входить в символику господствующей христианской церкви и возрастающей мощи королей. В течении Темных веков и раннего Средневековья таланты ювелиров служили в основном церкви и государству. В VI и начало VII веков знаменуются прекрасными образцами ювелирных украшений Византии, которые включают и монеты.

Однако возрастающая сила ислама и в некоторой степени переход к менее показной роскоши в частной и церковной жизни Византии означали, что солнце древних традиций греческих и римских ювелиров пошло на закат.

Характерный византийский браслет с драгоценными камнями и жемчугом

Продолжение статьи «История золотых украшений»: .


У каждого из нас в доме найдется хоть одно золотое украшение.
Золото - самый распространенный из драгоценных металлов, а его внешнее сходство с СОЛНЦЕМ послужило тому, что древние люди считали его кусочком Великого Светила, и все свойства Солнца переносили на золото. И неспроста.
Оказалось, что концентрация золота на Солнце во много раз выше, чем на Земле.

Добытое за всю историю золото, а это около 166,6 тысяч тонн золота (по оценке на 2012 год), собранное в одном месте - образовало бы куб с ребром, равным 20 метрам, то есть высотой с пятиэтажный дом; тогда как руда и песок, из которого это золото извлечено, то есть отходы, представляли бы гору высотой более 2,5 км .

Около 38% добытого золота вложено в государственные ЦБ, международные финансовые организации, плюс инвестиционные накопления; 12% приходится на технические цели (изделия электронной промышленности, стоматологии и др.); и остальные 50% "золотого куба" - ... Догадываетесь, где?

Все верно - в ювелирных изделиях!
88,3 тысячи тонн золотых украшений !
Зачем? Ведь для человека золото не является чем-то жизненно необходимым.


До сих пор исследователи роют Перуанские горы. Появилась книга Роберта Шарру, рассказывающая о том, что он видел в Лиме истощенного европейского авантюриста, который натолкнулся в джунглях на храм, облицованный золотом. Однако всех его спутников убили индейцы, защищавшие храм. Поиски этого храма и спрятанных инками сокровищ ведутся более четырехсот лет.

III. Особой известностью пользуется коллекция скифских вещей (8–3 вв. до н.э.), найденных в южной части нашей страны в древних могильниках. Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама.
Подробнее: Скифское золото

IV. Майкопский курган , памятник эпохи ранней бронзы на территории города Майкоп был исследован Н. И. Вессловским в 1897. Курган высотой 11 м содержал богатейшее погребение племенного вождя и его двух жён. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали 4 серебряных шеста, оканчивавшиеся литыми из золота и серебра фигурами быков.


Ряд украшений - золотая диадема, серебряные пронизки, разнообразные золотые и сердоликовые бусы, привески из бирюзы и ляпис-лазури, а также фигурки животных и некоторые изображения на сосудах - свидетельствует о тесных культурных связях между племенами Северного Кавказа и странами Древнего Востока.

Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э . В настоящее время предметы, найденные в курганах города, входят в знаменитую коллекцию "Золото Кубани" в Эрмитаже.
Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.

V. Золото Древней Руси . Полнотой и цельностью отличается коллекция древнерусского искусства, знакомящая с высокой художественной культурой Московской Руси XIV-XVII веков. В богатом многообразии ее значительное место принадлежит изделиям искусных ювелиров - златокузнецов и серебряников.




Фото Золото Древней Руси XIV- XVI вв на: Антиквариат.Ру

Как изысканны произведения XVI века, признанной поры расцвета русского золотого и серебряного дела! Его лучшие образцы представлены работами мастеров московской Оружейной палаты и Троицкого монастыря .

Многовековая история всех ювелирных украшений неразрывно связана с историей человечества. Несколько веков назад на Руси существовал строгий обычай: когда ребенок рождался, заседал совет старейшин, который определял, какую драгоценность ему будет положено носить. Так, некоторые дети сразу при рождении получали нитку бус, небольшой браслет из дорогого материала или специальную подвеску-оберег.

Давайте полюбуемся магической красотой сокровищ Алмазного Фонда России



ЗОЛОТЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Благодаря химической инертности золота изделия из него могли тысячелетиями сохраняться в земле и выглядеть так, как будто они только что вышли из мастерской древнего мастера.
«Скифское золото», «золото Трои», золотые изделия древних египтян и многие другие уникальные экспонаты в различных музеях мира до сих пор поражают удивительным мастерством древних умельцев.



Замечательные ювелирные изделия изготовляли и более поздние мастера




Не уступают в мастерстве исполнения и современные золотые украшения




Золото, как уже сказано выше, очень редкий металл на Земле и к тому же очень мягкий. Поэтому в ювелирных изделиях используют золото в сплаве с другими металлами. Содержание золота в ювелирных изделиях указывается в пробе .
Современная метрическая проба показывает массу драгметалла в граммах в 1000 г сплава.
Например, проба 585 означает, что сплав содержит 58,5% золота.


В некоторых странах (Англия, Швейцария) до сих пор используют каратную пробу , по которой чистое золото имеет пробу 24 карата, таким образом, пробе 14 карат соответствует метрическая проба 583.

Но даже при постоянной пробе золотые изделия могут сильно отличаться по цвету. Это зависит от вида и содержания металла, с которым сплавлено золото (такой металл называют лигатурным ).
Так, серебро, сплавляемое с золотом в разных соотношениях, придает сплаву белый, желтый или даже зеленый оттенок.
Медь делает золото красноватым, червонное (красное) золото – сплав золота с медью в отношении 9:1, а сплав, содержащий 9% серебра и 32,5% меди, имеет оранжевый цвет.



Реже применяются другие лигатуры. Например, кадмий придает золоту зеленоватый оттенок, цинк – белый, никель – бледно-желтый.
А так называемое «белое золото » содержит серебро и палладий.

Всё об обручальных кольцах
Первыми обручальные кольца стали использовать древние египтяне. Именно они делали кольца из золота и обменивались ими при заключении брака.
Круглое кольцо делали из полоски золота, которое символизируют вечную верность и любовь. Они надевали кольцо на средний палец левой руки. Считалось, что именно через этот палец проходит канал, который ведет прямо к сердцу.

Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней. Тогда как у нас, да и в странах Европы обручальное кольцо сейчас носят на безымянном пальце правой руки.

Палец, на котором носилось обручальное кольцо, считался даже чудодейственным, и эту могущественную силу придавало ему именно кольцо. Не только египтяне, но также древние греки и римляне использовали именно этот палец при втирании различных целебных мазей, прикладывали его к ожогам, болячкам и ячменям и верили в то, что именно палец, на котором долгое время носилось обручальное кольцо, помогает преодолеть хвори. В Испании и сегодня болезни глаз лечат водой, настоянной на обручальном кольце.

Обручальное кольцо широко применяется и при различных видах гадания, но в этом случае берется только обручальное кольцо счастливого в браке человека. Ведь золото, как и любой другой металл, хорошо впитывает в себя информацию о своем владельце, особенно если это кольцо с драгоценным камнем.

Согласно славянской традиции девушке не рекомендуется выходить замуж с обручальным кольцом матери.

***Правильные обручальные кольца***

Бывают обручальные кольца из белого золота, где есть серебро, платина. А вот сплав, называемый электрум, совершенно бесполезен.

В отношении обручальных колец есть следующее правило: женатые мужчины должны носить кольцо на безымянном пальце правой руки, а замужние женщины носят на безымянном пальце левой руки. Тогда кольцо приносит пользу, скрепляет брак и оставляет нужную инициативу в руках у женщины. Неравноправие в браке возникает из-за неправильного ношения обручальных колец.

Разведённые носят наоборот. Таково древнее правило.
Но если Солнце в Вашем гороскопе плохо выражено, или, как говорят астрологи - «злое», то это правило «переворачивается».



Напомню: чтобы получить одну-единственную унцию золота – примерно столько содержится в обычном обручальном кольце, – нужно выработать более 250 тонн грунта и руды!


ЦЕПИ И П О З О Л О Т А

Мы уже отмечали, что золото - металл очень тяжёлый (шар из чистого золота диаметром 46 мм имеет массу 1 кг) и очень мягкий (твёрдость сравнима с твёрдостью ногтя).
Золото также высокопластично, из маленького золотого шарика радиусом менее 2 мм можно вытянуть тончайшую проволочку длиною в целый километр (500 м/г) или расплющить его в полупрозрачный лист толщиной всего 0,0001 мм (~0,1 мкм) .






Химическая стойкость и пластичность золота послужила причиной золочения других металлов для защиты их от коррозии. Самый древний способ золочения – оклеивание предметов золотой фольгой.
Золотобойное мастерство – искусство получения тончайших золотых листков – очень древнее и упоминается еще Гомером.

Работа золотобойца тяжелая и утомительная. Чего стоит только перекладывание тысяч золотых листков: пальцами их не возьмешь – порвутся, поэтому мастер действует кисточкой, помогая себе легким дуновением. Зато фольга получается очень тонкая и равномерная по толщине.

Технология изготовления тончайших листков золота в общих чертах сохранилась до наших дней.
Сначала тонкую золотую ленту режут на квадратики и складывают стопкой, прокладывая листками пергамента. Стопку кладут на гладкую гранитную плиту и бьют по ней молотком. Когда линейные размеры квадратиков удваиваются, а толщина соответственно уменьшается в 4 раза, их разрезают на 4 части и получают листки толщиной с лист бумаги (сейчас этот этап заменяют прокаткой золота в вальцах).

А дальше листки золота снова перекладывают в стопку, но на этот раз вместо пергамента берут особо выделанную внутреннюю оболочку из толстых бычьих кишок. Стопку зажимают специальным прессом и снова бьют на гранитном камне. Когда золото начинает выступать из-под краев, стопку разбирают, каждый листок снова разрезают на четыре части, и все начинается сначала.

По свидетельству Плиния Старшего, древнеримские мастера из одной римской унции (27,3 г) золота могли получить 750 квадратных листков шириной «в четыре пальца». Если принять, что площадь такого листка равна 50 см2, то можно рассчитать, какой толщины были листки, описанные Плинием. Получается чуть меньше 4 мкм. А уже в 19 веке мастера умели готовить золотую фольгу толщиной 0,1 мкм.

В Древнем Египте золотой фольгой покрывали носилки фараонов, сделанные из дерева. Такие носилки были легкими, а выглядели так, как будто сделаны из чистого золота. Этот способ золочения, начиная с 10–11 вв, широко применялся и в Киевской Руси. Золотой фольгой во время ремонта заново оклеили 72-метровый шпиль Адмиралтейства в Петербурге. Если сплавить все золото, израсходованное на покрытие огромного шпиля, то получится шарик радиусом около 3 см и массой 2 кг.

Искусство золочения было известно и в доколумбовой Америке. Когда испанские конкистадоры расплавили награбленные золотые изделия, чтобы извлечь из них драгоценный металл, они с удивлением обнаружили, что многие слитки содержат совсем мало золота. Оказалось, что эти изделия были изготовлены из медных сплавов и позолочены лишь с поверхности.

Еще за 1000 лет до расцвета государства инков андские мастера умели золотить медные изделия. Они использовали два способа, не известные в то время в Старом Свете, – электрохимическое и эрозионное золочение. Позолота получалась очень тонкой (0,5–2 мкм) и равномерной.

Другой старый способ золочения связан со способностью золота хорошо смачиваться ртутью – амальгамироваться. Техника «золотой наводки» пришла на Русь из Византии. На горячую медную поверхность наносили черный лак, который в нужных местах соскабливали, получая рисунок. Затем горячую поверхность натирали золотой амальгамой, и в тех местах, где лак был удален, золото прочно сцеплялось с медью, образуя красивый рисунок на черном фоне.

Когда надо было покрыть сплошной позолотой большую поверхность, золотую амальгаму накладывали на медные листы, которые затем ставили в печь или подкладывали под них жаровни, если листы были особенно велики. При высокой температуре ртуть улетучивалась, а золото прочно соединялось с металлом. Затем позолоченные поверхности полировали.

Такой способ позолоты «через огонь» использовали в 19 в. для золочения купола главного храма Петербурга – Исаакиевского собора. Конечно, рабочие, наносящие позолоту, сильно травились ртутью; по свидетельству современников, только на этой стройке смертельно отравилось 60 человек.

Поэтому такой способ золочения сейчас не применяют, а используют, в основном, электрохимическое золочение – с помощью электрического тока. Так золотят корпуса часов и электрические нагреватели, интегральные цепи микросхем и музыкальные инструменты, электрические контакты в точных приборах и детали искусственных спутников.

Толщина золотого покрытия очень мала, тем не менее, при изготовлении, например, деталей американского космического корабля «Колумбия» на позолоту было израсходовано более 40 кг золота.



Позолота из так называемого «сусального золота» (от древнерусского «сусало» – лицо) часто никакого отношения к золоту не имеет, а делается из дисульфида олова SnS2. Его мелкие чешуйки имеют золотисто-желтый цвет и используются для «золочения» изделий из дерева и гипса.

Так, купола вновь построенного храма Христа Спасителя в Москве почти полностью покрыты нитридом титана и отличаются чуть более красноватым оттенком в сравнении с находящимися неподалеку позолоченными куполами кремлевских соборов.


«Чистое золото отражает желтый свет, а в виде очень тонких листов (листовое золото), в которые оно способно выковываться и вытягиваться, просвечивает синевато-зеленым цветом... При нагревании даже в горнах золото дает пары, отчего пламя, проходящее над ним, окрашивается в зеленоватый цвет» - так романтично писал о золоте Д.И.Менделеев в своем труде "Основы химии".
Чем не магия?..

Благодаря своему богатому символическому значению золото очень широко использовалось в церковном ювелирном искусстве. Основное значение металла заключается в том, что оно является образом света. Этот свет помогает раскрыть суть существования всего живого на земле, почувствовать внепрос- транственность и вневременность бытия.

Так, сегодня символом Иерусалима является минора из чистого золота. Минора - это светильник с семью лампадами, который находится внутри иерусалимского храма. То, что минора изготовлена из золота, символизирует единство творца, а свет, исходящий от нее, означает свет, идущий от Божьего престола.

Мы уже знаем о ритуале «золотого жертвоприношения» на озере Гуатавита: Новый правитель раздевался донага, обмазывался клейкой землей и золотым песком. Потом он окунался в воду озера и смывал с себя золото, тем самым принося его в дар божествам.

В мифологии Египта есть один волшебный образ - Золотой Жук. Он представлял собой воплощение солнца, давал человеку счастье, здоровье, процветание и долгую жизнь. Подобные фигурки жуков служили для египтян амулетами, талисманами, они пророчили своему владельцу победу и удачу в делах.


Золотые украшения служили и в качестве оберегов, защищая людей от вредоносных чар. Согласно обычаям древних славян, когда невеста входила в дом мужа, она обвязывалась золотой нитью, чтобы никакое зло не смогло помешать ее счастью.
Если случалось такое, что в семье умирали дети, то при рождении нового ребенка ему в ухо вдевали золотую серьгу, которая должна была спасти от болезней.

Золото всегда считалось символом знатности, богатства, славы и мудрости. Почти во всех культурах оно связывается с Солнцем. Оно олицетворяет божественное начало, свет, познание. Золото - проводник солнечной энергии, символизирующий долговечность и удачливость.


В следующей заключительной части нашего повествования о ЗОЛОТЕ мы подробно окунемся в магию металла Солнца, узнаем о его лечебных свойствах, астрологической характеристике, приметах и обычаях, а также научимся правилам наследования, ношения и бережного обращения с этим солнечным Магом, нашим родовым оберегом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...