Значимые даты экологического календаря природы. Тебе и мне нужна Земля: экологическое воспитание в библиотеке Сентябрь

Август. Спад лета

Месяц август

Температура воздуха: от +12° C до +22° C;

Световой день: 14 ч. 54 мин;

Погода: Теплое солнце, ночные похолодания;

Живая природа: Желтеет береза, сохнет трава, первый отлет птиц, первые листопады...

Август - время отступа жары к тихим безмятежным теплым денькам. Солнце пригревает уже не столь интенсивно, вечерами становится прохладней, зато погода становится более спокойной, умеренной и комфортной для долгих прогулок.

Календарь природы

I неделя - II неделя: дни продолжаются теплыми и жаркими, мягкими и безветренными, средняя температура постепенно опускается до +17° C, поспевание брусники, отлет стрижей, первые желтые листья на липе

III неделя - IV неделя: солнце становится менее жарким, как только средняя температура опустится ниже +15° C, первые окрашивания листьев на березе, природа начинает готовиться к осени

Наблюдение за природой (август)

Средняя дата

Цветет капуста

1 августа

Уборка пшеницы

4 августа

Уборка овса

9 августа

Засев озимой ржи

20 августа

Первый незаметный листопад

26 августа

Ночами возможны заморозки

27 августа

Засев озимой пшеницы

27 августа

Уборка картофеля с момента увядания батвы

Сентябрь. Ранняя осень

Месяц сентябрь

Температура воздуха: от +7° C до +16° C;

Световой день: 12 ч. 42 мин;

Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней;

Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц...

Сентябрь - первые признаки приходящей осени уже заметны на деревьях. Береза первая начинает играть в осенних лучах еще теплого солнца желтизной листьев, кроны деревьев накидывает первая заметная позолота. Впереди еще много хороших осенних дней бабьего лета.

Календарь природы

I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей

II неделя: птицы собираются в стаи, заметные пожелтения и первые опадания листьев многих деревьев

III неделя: заметные изменения цвета листьев, обильный листопад, примерные сроки начало "бабьего лета", иногда возможны даже повышения температуры свыше +19 ° C на солнце, отлет уток

IV неделя: холодные фронты и ночные заморозки, постепенно кучевые облака заменяются сплошной пеленой и серой дымкой, примерное окончание "бабьего лета", птицы улетают на юг

Наблюдение за природой (сентябрь)

Средняя дата

Грачи собираются в стаи

3 сентября

Первые заморозки земли

4 сентября

Последние возможные грозы

12 сентября

Клен начинает терять листья

14 сентября

Роняет листья орешник

15 сентября

Рябина окрашивает листья

18 сентября

Желтеют листья у липы и березы

19 сентября

Начало листопада осины

19 сентября

Меняет окраску листьев клен

20 сентября

Вяз полностью теряет листья

20 сентября

Листопад затрагивает и дуб

20 сентября

Осина и яблоня меняют окраску листьев

21 сентября

Полностью опадают листья у черемухи и липы

24 сентября

Отлет журавлей на юг

27 сентября

Октябрь. Золотая осень

Месяц октябрь

Температура воздуха: от +3° C до +9° C;

Световой день: 10 ч. 30 мин;

Погода: Туман, долгие дожди;

Живая природа: Обильный листопад, отлет последних птиц...

Октябрь - месяц золотой осени, когда лес ненадолго одевается в самые расписные золотые одежды, ветер с шумом кружит листья в листопаде, выстилая лесные дорожки золотым ковром. Листья опадут очень быстро и следущая половина месяца будет не столь красива, а скорее дождлива, грязна и прохладна, тем более, что совсем скоро выпадет первый снег.

Календарь природы

I неделя: сильные листопады, самые яркие контрастные окраски деревьев, несмотря на половину сброшенных листьев, отлет грачей, возможна устойчиво не холодная погода.

II неделя: первые намеки на снежную пыль в воздухе, снег выпадает, но еще не садится на землю, окончание листопада

III неделя: по утрам и вечерам появляется тонкая наледь на лужах, исчезают облака, превращая небо в серую дождевую пленку

IV неделя: первые выпадения снега, снежный покров уже остается на почве, но спустя немного времени тает.

Наблюдение за природой (октябрь)

Средняя дата

Полностью осыпает листья осина

5 октября

Первый снег

14 октября

Полностью теряет листья клен

14 октября

Осыпалась береза

15 октября

Потерял все листья орешник

15 октября

Последние кучевые облака

19 октября

Лужи затягиваются льдом

21 октября

Ложится первый снежный покров

23 октября

Затягиваются льдом пруды

ноябрь - конец осени

Месяц ноябрь

Температура воздуха: от -3° C до +2° C;

Световой день: 8 ч. 24 мин;

Погода: Туманы, заморозки, первый снег, ледоход;

Живая природа: Конец листопада, замирание природы...

Ноябрь - месяц туманов и холодных ветров. Все ближе подступает зима, уже слышно ее холодное дыхание, а как выпадет снег и от осени почти не остается заметных следов, природа укутывается в белоснежное покрывало из еще тонкого льда и мокрого снега.

Календарь природы

I - II неделя: понижение температуры, дневная и ночная температура около 0° C

III - IV неделя: на земле ложится устойчивый покров снега, дожди сменяют моросящие снег с дождем осадки и снегопады

Наблюдение за природой (ноябрь)

Средняя дата

16.06.2017 Фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы» собрал в библиотеке-филиале №5 им. В.И.Кривобокова ребят младшего школьного возраста

В библиотеке прошел фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы», посвященный Году экологии в России. На мероприятие собрались ребята младшего школьного возраста.

Ведущая рассказала детям о календарях на основе исторических сведений, о том, что народные календари помогали людям жить в одном ритме с природой. Дети внимательно слушали библиотекаря и задавали интересующие вопросы.

Затем библиотекарь провела игру «Посади – собери». Играли две команды по 5 человек. По сигналу первые номера участников команды раскладывали «сажали» то, что находилось в мешочке, затем вторые номера собирали все предметы. Конечно, в игре просто посадить и собрать урожай, а на самом деле это тяжелый труд.

Библиотекарь рассказала ребятам о русских праздниках и обычаях, о жизни наших предков, как они вели быт, как отдыхали, кому верили и кому поклонялись. Ребятам были показаны книги, в которых об этом можно прочитать.

Потом ведущая провела конкурс «Возьми венок», так как 15 июня отмечался праздник Вьюн зеленый. В этот день на Руси сплетали венки, чтобы было счастье в доме. Под веселую музыку дети вставали в хоровод, а в центре лежали венки. Пока играла музыка, игроки водили хоровод, но как только музыка прекращалась, они надевали венки на головы. Кому не хватило венка, выбывали из игры. Победители получили призы.

Все желающие приняли участие в русской народной игре «Веревочка». На оба конца длинной веревки ведущая привязала палочки. Победителем становился тот, кто быстрее накрутил веревку до метки на палочку.

В завершение, библиотекарь провела конкурс «Нарисуй свой календарь». Участники разделились на две команды. Каждой команде ведущая раздала лист бумаги, клей, цветную бумагу, вырезки из старых журналов. Ребята придумали свои календари, в которые внесли необычные и фантастические праздники. Оригинально и красиво украсили их и мальчики, и девочки.


Детский абонемент центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина продолжает цикл книжно-иллюстративных выставок в рамках Года
экологии. В ноябре наш экологический календарь представляют следующие даты: Синичкин день и День моржа.

"В Синичкин день в лесу так много разных птиц.

Они ждут помощи от нас с надеждой, верой,

что не забудем мы про них, все смотрят вниз —

туда, где сыплем корм им полной мерой….

С.В. Мельникова

"Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит", - говорят в народе. Синичкин день - молодой экологический праздник, который создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. А с давних времен в этот день по народному календарю отмечается праздник Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. На Руси в этот день встречали первых "зимних" птиц: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей и других пернатых. "Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною", - гласит народная мудрость. Люди заготавливали для них подкормку, делали и развешивали кормушки в благодарность за то, что с весны и до поздней осени птицы уничтожали вредителей садов, огородов и лесов, сохраняя тем самым бесценный урожай.

На выставке представлена литература о пернатых виновниках праздника - синицах, об удивительных фактах из жизни синиц, об их видах и средах обитания.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живет,

Где снег вокруг и лед.

Степанов В.

День моржа - экологический праздник, отмечаемый по инициативе Всемирного фонда дикой природы и Совета морских млекопитающих 24 ноября. Впервые он отмечался в 2008 году на Чукотке, а в последующие годы к празднованию присоединились и другие регионы России. Этот день призван сохранить популяцию моржей, многие из которых записаны в Красную книгу.

Основные факторы, которые приводят к сокращению численности этих животных: браконьерство, таяние льдов в местах обитания, загрязнение среды в результате антропогенного воздействия человека.

Ольга Крохина
Экологический проект «Календарь природы в нашей группе»

Тип проекта : экологический , исследовательский, долгосрочный

По продолжительности : 2 месяца

Возраст детей : 4 года

Образовательная область : «Познание» . Ребенок открывает мир природы .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Труд» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Безопасность» .

Актуальность проекта :

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе .

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения : сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе.

Цель проекта : пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.

Задачи :

Сформировать у детей элементарные экологические природе .

Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе ;

Учить наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Развивать интерес к явлениям и объектам природы .

Пополнить развивающую среду в группе .

Организация уголка природы способствует :

развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями ;

формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира ;

формированию элементарных экологических представлений ;

воспитанию умения вести себя в природе ;

воспитанию любви к природе и желанию беречь ее .

Ожидаемые результаты :

У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе .

Дети знают взаимосвязь в природе , бережно относятся к живым объектам природы : животным, птицам, насекомым и т. д.

У детей развит интерес к явлениям и объектам природы .

Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.

Пополнена развивающая среда в группе .

Повышена экологическая культура родителей и педагогов, понимание необходимости в экологическом воспитании детей .

Пути реализации проекта

проекта Содержание работы с детьми Взаимодействие с родителями

подготовительный 1. Составление плана работы по проекту .

2. Сбор, накопление материала.

3. Включение в план-схему проекта занятий , игр и других видов детской деятельности.

4. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

5. Создать проект экологического уголка в группе . - Беседа с родителями «Знакомство с проектом »

-«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Изготовление кормушек для птиц совместно родители и дети.

Участие в подборе литературы по проблеме.

основной 1. Подготовка консультаций по теме для родителей «Игры экологического характера » , «Наблюдаем за природой всей семьёй »

2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

3. Разработать картотеку наблюдений на прогулке в средней группе за живой и неживой природой .

4. Разработать план схемы составления рассказов по временам года.

5. Подбор пословиц и поговорок о временах года.

6. Подбор стихов о временах года.

7. Подбор картинок на тему праздники

8. Картотека бесед экологического характера .

9. Подбор картинок на тему забавы детей в разное время года

10. Подбор экологических сказок для детей . - Участие в подборе дидактического материала.

Развешать кормушки для птиц на участке совместно с детьми.

Консультация для родителей

«Наблюдаем за природой всей семьёй »

Консультация для родителей

«Игры экологического характера »

заключительный 1. Обобщение материалов проекта .

2. Создание уголка природы в группе .

3. Призентация проекта на педагогическом совете.

4. Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Презентация уголка природы для родителей

Заключение.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал : использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления , прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой , когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

В будущем данный проект поможет воспитателям достичь хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Полученные знания, дадут возможность свободно работать в сфере дошкольного образования.

Практическая значимость проекта состоит в том , что в нем подробно разбирается содержание и требования к построению образовательной деятельности в детском саду, что поможет воспитателям достигать наивысших результатов в профессии.

Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Список используемой литературы :

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом . Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) .

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы ) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва : ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем) .

Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва : АРКТИ, 2001. - 128с.

Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество) .

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва : Издательский центр «Академия» , 2002. - 336с.

Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию » - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

Календарь природы, как условие формирования развития наблюдательности и экологической грамотности ребенка

Проблема:

Что такое погода и от чего она зависит?

Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

Задачи:

    Развитие умения наблюдать за природой, анализировать полученные данные, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;

    Развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе;

    Развитие умения использовать свой опыт и опыт предшествующих поколений в предсказании погоды;

    Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Гипотеза:

Предположим, что календарь природы способствует развитию наблюдательности, экологической грамотности ребенка.

Предполагаемый результат:

    Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека;

    Дети должны приобрести навыки использования термометра для наблюдения за погодой;

    Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении ветра, об осадках;

    Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Участники проекта:

Дети группы предшкольной подготовки (возраст 6-7 лет)

Продолжительность проекта: 1 год

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

    принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

    принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

    принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

    принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка бережного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Одну неделю каждого месяца в классе планируется:

    вести ежедневные наблюдения за погодой;

    изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;

    наблюдать за животными и птицами окружающего мира (в конце недели);

    ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

1. Вводный (организационный) этап

Создание условий для работы детей по изучению погоды. Составление перспективного плана работы по данной проблеме

2. Практический

3. Аналитический

1.Вводный (организационный) этап

    На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.

    Выявлены основные требования к организации наблюдения за погодой.

    Был составлен перспективный план работы над проектом.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в парк, занятие на пришкольном участке.

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории школы

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в классе

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

пришкольном участке

2. Практический этап

Деятельность учителя

    Проведение целевых прогулок – экскурсия в парк (наблюдение за одним и тем же местом)

    Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).

    Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», конкурсы рисунков

    Проведение с детьми занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану .

    Проведение бесед с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;

    Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;

    Выступление перед педагогами на тему «Работа с календарем природы как условие экологического воспитания» ;

Реализация проекта

Ежедневно дети подготовительного класса проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

    Наблюдения за облачностью

    Определяют температуру воздуха (снимают показания термометра).

    Наблюдение за осадками

    С помощью вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.

    Выставляют показания на стенде-календаре.

    Делают прогноз погоды на текущий день.

    Сообщают этот прогноз погоды учителям и другим учащимся.

Дневник наблюдений за погодой

Уровни освоения материала проекта

1 балл – низкий уровень

    ребенок проявляет интерес к темам раздела;

    при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

    затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.

2 балла – средний уровень

    ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;

    общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

    имеет системные знания по некоторым темам раздела.

3 балла – высокий уровень

    ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;

    использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

    проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

    имеет системные знания по всем темам раздела.

Основные показатели знаний, умений и навыков проекта

ФИО ребенка

Знание погодных явлений

Народные приметы

Знание о профессии метеоролога

Знание метеорологических приборах

Умение использовать приборы

Календарь

Баллы

Уровень

1

2

3

Средний балл

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

%

Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами является формирование следующих умений:

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы экологического воспитания).

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдения в окружающем мире, работы с иллюстрациями.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД :

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

    Использовать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; делать выводы.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесный образ в условные обозначения признаков погоды.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметным результатом является ежедневное заполнение дневника наблюдений

Вывод:

Мероприятия проекта смогут сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно повысить уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный коммуникативный опыт, возьмут на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует экологическому воспитанию детей.

Используемая литература

    Анохина Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2010. -190с.

    Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Методическое пособие.3-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 2006.-256с. с ил.

    Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.

    Нефёдова Е.А., Узорова О.В. 200 текстов для внеклассного чтения.: Пособие для начальной школы. М. «АКВАРИУМ ЛТД», 2009. – 128 с.

    Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». –М.: Дрофа, 2011.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил.

    Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.