Значения праздника 8 марта. Международный женский день - история и традиции праздника

Экология познания: Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Версия первая, официальная: «День солидарности трудящихся женщин»

Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат.

Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить «международный женский день 8 марта». Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы».

Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в России в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами.

Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех врагов евреев, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим (день массовой резни персов). Дата «празднования» была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о проститутках

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная для всех, кто с трепетом ожидает «международный женский день».

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить проституткам.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы.

Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день «женским» и «международным», как это предложила Цеткин.

Сама Клара Цеткин проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подельницей Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием «прекратить бесчинства полиции». Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин». опубликовано

Праздник вымытой раз в год мужем посуды, праздник Mimosa pudica (в народе именуемой «мимозой»), праздник обязательных к посещению детских утренников…. Одна моя приятельница говорит об этой дате исключительно пренебрежительно пожав губы: « Мы в семье не празднуем гендерные праздники». При этом слово «гендер» на данном этапе развития общества имеет значение уничижительное, а временами и оскорбительное. То есть праздник женщин, Женский День, в её представлении - и не только в её - день, который унижает женские честь и достоинство. Так ли это? Давайте разбираться.

Древний Рим

Праздник жизни, праздник возрождения и нарождения, праздник домашнего очага - праздник женщин. Нет, не так: праздник Женщины. Праздник богини Весты и её «подопечных». Праздник, в который все женщины Рима и окрестностей, вне зависимости от своего социального статуса (и свободнорожденные, и рабыни), пользовались несравнимо бОльшим количеством свобод, чем в иные дни (римские женщины, даже свободнорожденные не обладали теми правами, которые имеем мы, современные женщины). Принарядившиеся с утра матроны и рабыни украшали себя венками цветов и шли в храм Весты для принесения жертв и поклонения богине. Кроме этого, особые права в этот день имели и ослы (шутки в сторону) - у них был официальный выходной, ведь, согласно мифологии, именно осел спас Весту от изнасилования Приапом - божеством, отвечающим за плодородие, но имевшим, скажем так, странности в психике. Среди прочего Приап мерялся размером члена с говорящим ослом и, проиграв, в ярости убил последнего.
Несмотря на то, что праздник раньше праздновался 9 июня, то есть в начале лета, после его запрета в 382 году произошло постепенное смещение праздника на весну. Фактически официального праздника не осталось, а привычка сохранилась и её поставили «на службу Отечества», связав уже весну с женщинами и забыв про пострадавших за женскую честь ослов.

Древняя Персия

Ксеркс - тот самый, который задавил числом трехсот спартанцев и царя Леонида - нам сейчас не важен. А вот жена его, Эсфирь, - интересна и вне всякой связи со Спартой. Она была еврейкой и достойной дочерью своего народа. Фактически, она спасла иудеев от очередного тотального уничтожения, направив гнев своего мужа на своих же подданных и преданного царю генерала.
480 год до нашей эры - гибель, « с легкой руки» Эсфирь примерно 75 000 персов вместо примерно такого же количества иудеев. Об этой женщине есть своя книга, которая входит в Ветхий Завет - Книга Эсфирь.
Существует легенда, что Клара Цеткин - которая и «назначила» нам праздновать 8 марта, предложила эту дату в честь праздника Пурим - дня, который отмечает очередное сохранение еврейского народа на иудейской и вавилонской землях, дня, посвященного Эсфирь. Женщине, сумевшей сохранить целый народ.
Где здесь унижение чести и достоинства?..

Америка

1857 год. 8 марта. Есть буквально нечего. Рабочий день женщин составляет 16 часов. Оплата труда мизерная. Избирательным правом и «не пахло». «Марш пустых кастрюль» - скажут в последствии о текстильщицах, которые вышли на улицы Нью-Йорка, протестуя против условий труда. Они хотела не так уж много: рабочий день 10 часов, сухие и освещаемых рабочие места… Вдумайтесь в это слово - «сухие».
Восьмого марта 1908 года те, кто имел силы протестовать дальше - потребовали запрета на использование детского труда и предоставления женщинам права голоса. Те самые права, которые римские женщины никогда не имели: ни права голоса, ни права на недвижимость, ни права на детей.
И уже в 1909 году социалистическая партия Америки решила провозгласить последнее воскресение февраля Национальным Женским Днём.

Дореволюционная Россия

Итак, та самая Клара Цеткин. Та самая женщина, которую почему-то сейчас называют «проституткой», будто кто-то стоял рядом со свечкой. Та самая женщина, которая в 1910 году в Копенгагене, на международной женской конференции, предложила ежегодно отмечать 8 марта в честь тех событий, что произошли пятьдесят с лишним лет назад. Её предложение было поддержано, хотя дата в разных странах перенеслась на иные дни. Так, в 1911 году впервые Международный Женский день был отмечен в Австрии, Германии, Дании и Швейцарии 19 марта, затем, в 1912 году, подключились 12 мая и другие страны. В России впервые он был отмечен 2 марта в 1913 году с разрешения властей. В итоге полторы тысячи женщин собрались для обсуждения насущных вопросов: избирательном праве для женщин, государственном обеспечении материнства (декретном отпуске) и т.д.. В 1914 году в начале марта во многих странах Европы женщины организовали марши протеста против войны, которую в последствии назовут Первой Мировой.
В 1917 году именно женщины в последнее воскресение февраля (в честь американского Национального женского дня) вышли с лозунгами «Хлеба и мира», а после отречения Николая Второго от престола «вытребовали» у временного правительства свои избирательные права. Так сложилось, что этот поистине исторический день выпал на 23 по старому стилю и 8 марта по новому стилю.

Можно ли говорить теперь о том, что праздник этот унижает наши честь и достоинство? Нет. Это праздник в честь тех прав, которые мы сейчас считаем самим собой разумеющимся и забываем, чего стоило тем женщинам, которые это сделали, нам наши права сначала добыть, а потом подарить.

Кристина Вязовская

Стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с "маршем пустых кастрюль", который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года и вовсе было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем.

Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой, возможно, на самом деле никогда не было. Точнее, была, но бастовали вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник привезла подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Коллонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз "великой фразой": "Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды".

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин иудейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери. Однако стремление Цеткин связать 8 марта с еврейским праздником Пурим не замолчишь.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Эсфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Эсфирь убедила его не только не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех их врагов, включая самих персов.

Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля - начало марта). Восхваляя Эсфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия, пожалуй, самая скандальная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня.

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Представительницы древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые пользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми женщинами, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке - незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным по предложению Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году вместе со своей подругой Розой Люксембург она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на "трудящихся женщин".

Зачем внедрили 8 марта?

Многие историки сходятся во мнении, что 8 марта - обычная политическая кампания социал-демократов.

В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно было просто пройти по улицам с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги, и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны.

Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

В ТЕМУ

В след за праздником "Дня защитника Отечества", которое до недавних пор отмечали 23 февраля, в небытие могут отойти и Международный женский день – 8 марта, и День победы – 9 мая.

Цель: Создать атмосферу праздника в игре.

Задачи:
1. Познакомить учащихся с возникновением праздника
2. Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе преодоления определенных, соответствующих возрастным особенностям, трудностей.
3. Формирование коллектива, исключение разобщенности
мальчиков и девочек.

Подготовительная работа:

Выбрать творческую группу, которая подготовит информационный блок классного.

Просмотр выставки работ воспитанников «Праздничная открытка».

Оформление: праздничные открытки, книги о русских женщинах.

План классного часа

2. Конкурсная программа.

3. Подведение итогов (рефлексия).

ХОД КЛАСНОГО ЧАСА

Из года в год, всегда весной,

Бывает март и день восьмой.

Здоровья, счастья, долгих лет

Для вас иных желаний нет!

Пусть каждый день цветет сирень,

Пусть солнце светит ярко,

Пусть будет каждый день у вас

Как день 8 Марта!

1. Из истории праздника 8 марта

Этот всеми любимый праздник 8 марта восходит к традициям Древнего Рима I века до нашей эры. Считалось, что богиня Юнона, супруга великого Юпитера, была наделена большой властью и обладала огромными возможностями. У нее было много имен: Юнона - Календария, Юнона-Монета. .. Она дарила людям хорошую погоду, урожай, удачи в делах и открывала каждый месяц года. Но более всего римлянки преклонялись перед Юноной - Луцией («светлой»), покровительствующей женщинам вообще, а при родах в особенности. Она была почитаема в каждом доме, ей приносили дары при вступлении в брак и при рождении ребенка.

Самым радостным для женской половины Рима был праздник 1 Марта, посвященный этой богине и называвшийся Матронами. Тогда весь город преображался. Празднично одетые женщины шли с венками цветов в руках к храму Юноны-Луции. Они молились, приносили в дар цветы и просили у своей покровительницы счастья в семье. Это был праздник не только почтенных римлянок, но и рабынь, работу которых в этот день выполняли мужчины-рабы. Мужчины 1 Марта дарили женам, родственницам и подругам щедрые подарки, не обходили вниманием служанок и рабынь...

В современном мире день женщин отмечается 8 Марта. История этого праздника началась в XIX веке, и был он приурочен ко дню борьбы за права женщин. Именно 8 марта 1857 года в Нью-Йорке прошла манифестация работниц швейных и обувных фабрик. Тогда они требовали, чтобы им предоставили десятичасовой рабочий день, приемлемые условия для работы и равную зарплату с мужчинами. До этого женщины работали по 16 часов в сутки и получали за это сущие гроши. После 8 марта 1857 года начали появляться женские профсоюзы, и впервые женщинам было дано избирательное право. Но только в 1910 году на Международной женской конференции социалисток в Копенгагене Кларой Цеткин было предложено праздновать Всемирный женский день 8 марта. Это был своеобразный призыв к женщинам всего мира вступить в борьбу за независимость и равноправие; и они откликнулись, включившись в борьбу за право на труд, уважение своего достоинства, за мир на земле. Впервые этот праздник отметили в 1911 году, но только 19 марта, в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда на улицы этих стран вышло более миллиона мужчин и женщин, и манифестация прошла под лозунгом: «Избирательные права работающих - для объединения сил в борьбе за социализм». В России Международный женский день впервые праздно­вали в 1913 году в Петербурге. Его организаторы призывали добиваться экономического и политического равноправия женщин. Одно из самых мощных выступлений женщин прошло в Петрограде 7 марта 1917 года. А в 1976 году Международный женский день был официально признан ООН.

Сегодня 8 Марта - это праздник весны и света, дань уважения к традиционной роли женщины как жены, матери, подруги.

Кто же был родоначальником праздниками 8 марта: Клара Цеткин или Эсфирь?

У многих может возникнуть вопрос: неужели Клара Цеткин была единственной родоначальницей 8 Марта? Историки также считают, что празднование этого торжества связано с легендой об Эсфири. Много веков назад она спасла свой народ от страшной гибели. Поэтому именно ей посвящен самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. Отмечается он практически в одно время с Международным женским днем: в конце зимы - начале весны, 4 марта.

Некогда, в 480 году до Рождества Христова, все плененные вавилонянами евреи обрели свободу и могли беспрепятственно вернуться обратно в Иерусалим. Однако желающих покинуть Вавилон, где иудеи провели практически всю жизнь, практически не оказалось. Сотни тысяч евреев остались в персидской империи, и совсем не в качестве рабочей силы. Многим из них удалось очень хорошо устроиться и неплохо зарабатывать себе на жизнь.

Со временем евреи так прижились в Вавилоне, что даже коренные жители перестали понимать, кто кого завоевал: персы Иерусалим или евреи Вавилон. Тогда один из министров могущественного правителя Ксеркса - Аман - пришел к царю и рассказал ему о том, что евреи заполонили их государство. Ксеркс решил истребить всех евреев.

О страшном замысле Ксеркса случайно узнала его жена Эсфирь, которая скрывала от супруга свое этническое происхождение (она была еврейкой). Умная Эсфирь не стала молить царя о пощаде, а решила использовать любовь Ксеркса к себе. Когда царь находился под действием ее чар, она взяла с него обещание истребить всех врагов ее народа. Ксеркс был на все согласен, и только некоторое время спустя обнаружил, что пообещал любимой жене уничтожить всех врагов евреев, но отступать уже было нельзя...

И 13 адара (месяц еврейского календаря: примерно конец февраля - начало марта) по всей персидской империи распространяется царский указ относительно погромов. Но он кардинально отличался от того, что было задумано сотворить изначально: этот указ Ксеркс позволил составить Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею.

«И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф 8, 8 -11). И в течение двух дней «все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле» (Есф 9, 3-5).

Министра Амана, подавшего Ксерксу идею об истреблении евреев, казнили через повешение вместе со всей его семьей. В ходе этой борьбы было уничтожено около 75 тысяч персов. Персидская империя была практически разрушена. День этой знаменательной для евреев победы чтится и празднуется до сих пор.

Среди величайших мудрецов «существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать».

Возможно, эта легенда была правдой, и Эсфирь действительно спасла свой народ. И в благодарность за такой подвиг евреи почитают спасительницу и в настоящее время, празднуя Пурим. И каждому понятно, что такая легенда о праздновании Всемирного дня женщин тоже имеет право на существование

Пока еще снега белеют на полях.
И скрыта подо льдом речная глубина,
Но зимние листки во всех календарях
Оторваны уже, в страну пришла весна.
Март наступает! А вы замечали,
Что-то с людьми происходит весной.
Женщины все необычными стали –
Славные… нежные… все до одной!
Воспитатель:
Сегодня красота здесь правит бал.
Она, вступив во всем своем величии
На эту сцену, озарит весь зал
Чудесными улыбками девичьими.
Все лучшие цветы у ваших ног.
Они - в любви признание
У нас сегодня праздник красоты.
Вы все сегодня мисс Очарование!
С помощью ромашки, на внутренней стороне которой написаны названия двух команд, девушки делятся на команды.
(Выбирается две команды).
2. Конкурсная программа

Современная женщина должна быть не только хорошей хозяйкой, но и обладать острым умом и смекалкой. А насколько присущи эти качества вам, покажет следующий конкурс «Счастливый случай» . Победит в нем та команда, которая даст больше правильных ответов на поставленные вопросы.

Вопросы для викторины

Команде _________________

    Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?

а) Можно, и чем скорее тем лучше;

б) Лучше воздержаться от подобной «помощи»;

в) Это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации.

    Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!» Как быть?

а) Сделать вид, что не расслышали;

б) Поблагодарить;

в) Извиниться.

    Шла в поход большая рать…

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское.

    Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в сердцах будут жить 28

Самых смелых твоих сынов.

    Какая из нот не нужна для компота? (Нота «соль»)

    Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

    Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника? (Бах)

    Можно ли принести воды в решете? (Можно. Кусок льда)

    Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (Запасное)

    Кто говорит на всех языках? (Эхо)

    Хищная ночная птица. (Сова)

    Оборка на платье (Волан)

    Птица, первой прилетающая к нам весной. (Грач)

    Какой город летает? (Орел)

    Самое большое государство в Южной Америке. (Бразилия)

    (Лак)

Команде _________________

    Как лучше реагировать на комплименты?

а) Скромно поблагодарить;

б) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают;

в) Ответить комплиментом.

    Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?

а) Только раз – при первой встрече;

б) Каждый раз при встрече;

в) Несколько раз, если встречи разделяет более или менее значительный промежуток времени.

    Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки…

Сыны любимые Победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы.

4.Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

    Из какого полотна не сшить рубашку? (Из железнодорожного)

    Какое крыло никогда не летает? (Крыло автомобиля)

    Спрятанные сокровища (Клад)

    Корзина из бересты. (Короб)

    Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение. (Зеркало)

    Участок земли под овощами. (Огород)

    Женское платье без рукавов. (Сарафан)

    Древнерусский князь, легендой о котором воспользовался А.С. Пушкин для одного из своих произведений. (Олег)

    Жидкость, придающая блеск обрабатываемой поверхности. (Лак)

    Вода в газообразном состоянии. (Пар)

    Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)

    Одновременный ход королем и ладьей в шахматах. (Рокировка)

Команде _________________

    Как вести себя девушке, если в ее присутствии рассказали неприличный анекдот?

а) Деваться некуда – придется посмеяться;

б) Придется сделать вид, что вы ничего не поняли;

в) Сухо заметить рассказчику, сколь он бестактен.

    Можно ли одалживать предметы гардероба?

а) Можно, за некоторым исключением: нижнее белье, носки и пр.

в) Иногда можно, но только членам семьи.

    Не было битвы такой!

И хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!

(1380 г. Куликовская битва)

    Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

(1941-1942 гг. Блокада Ленинграда)

    Равносторонний прямоугольник. (Квадрат)

    Наружный слой плодов цитрусовых растений. (Цедра)

    Место на площади для торговли. (Базар)

    Безворсовый ковер. (Палас)

    Пакет из бумаги. (Конверт)

    Перерыв между отделениями концерта. (Антракт)

    Место представления в цирке. (Арена)

    Минерал ярко-зеленого цвета, используемый для поделок. (Малахит)

    Одноклеточные грибки, используемые в виноделии, пивоварении, хлебопечении. (Дрожжи)

    Герой русских народных кукольных представлений. (Петрушка)

    Плод тропической пальмы. (Кокос)

    Квашеное топленое молоко. (Варенец)

Викторина «Слушай внимательно и отвечай»

    Какая река носит женское имя?

    Назовите имя первой женщины дегустатора.

    Назовите цветок влюблённых.

    У какой сказочной героини были голубые волосы?

    Как называют женщину, которая умеет шить, вязать, вышивать?

    Какая из планет солнечной системы носит женское имя

    Какая героиня детской книги попала в страну чудес?

    Ближайший спутник Земли.

    Как зовут женщину, которую мы любим больше всего?

Какими качествами должна обладать современная девочка?

Доброта, красота, ворчливость, интеллигентность, коммуникабельность, чувство юмора, любознательность, находчивость, трусливость, степенность, серьёзность, гордость, открытость, простота, смекалка, лидерские качества, хитрость, глупость, лень, трудолюбие, фантазия.

Тест

    Любите ли кушанья с острыми приправами? Д -3,Н-2

    Хорошо ли вы себя чувствуете в компании? Д -2,Н-1

    Возникает ли у вас иногда желание подпрыгнуть до потолка от радости? Д -4,Н-2

    Умеете ли вы принимать гостей? Д-3,Н-2

    Часто ли у вас бывают головные боли? Д-1,Н-2

    Забываете ли вы хоть иногда чистить зубы? Д-4, Н-1

    Занимаетесь ли вы зарядкой? Д-3,Н-1

    Всегда ли вы носите одну и ту же причёску? Д-3,Н-1

    Любите ли вы разгадывать кроссворды? Д-1,Н-4

    Любите ли вы работать в тишине, в спокойной обстановке? Д-4,Н-1

3. подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель.
Сегодня мы узнали об истории праздника 8 Марта. Проводились интересные, занимательные конкурсы. Кто же был родоначальником праздниками 8 марта?

Ответы детей:

Время потратили не зря. Узнали много интересного о истории праздника 8 Марта.

Кто был родоначальником праздника От нас все равно ничего не зависит. Мы ничего не изменим.

Услышали красивые строки из стихотворений о девочках. О женщинах.

8 марта — это, разумеется, День женщин. Или Международный женский день. Или Международный день прав женщин. В это время всегда нужно быть готовыми к еще больше чем обычно сексистским ремаркам:

— Подожди, я подержу дверь. Сегодня же Женский день!

— …???!!!

Это не говоря уже о правительственных обещаниях и целом ворохе самых разных требований, перемежающихся вопросами «а когда же мужской день?» и «а чьи тогда оставшиеся 364 дня?» Но почему все происходит 8 марта? А не, например, 22 июля? Декабрь, наверное, лучше не трогать, потому что от засилья штампов во время праздников и так уже идет кругом голова. Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает нам о довольно туманных корнях этого праздника.

Женский день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с буржуазией.

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.

«Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, — объясняет Франсуаза Пик. — Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга».

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.

8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями.

В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником.

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L"Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.

«Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, — рассказывает Франсуаза Пик. — Тем не менее, все сходились на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле этого события».

Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d"Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

«Все газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга».

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

«Добравшись до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно не складывалось».

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года.

Почему L"Humanité создала этот миф?

Тогда ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L"Humanité 1955 года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни, чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать Женский день от советской истории?» Действительно, зачем…

В конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): «Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.

«Женщинам разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти в парикмахерскую», — рассказывает Франсуаза Пик.

Речь шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу к Америке?

«События, которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, — признает Франсуаза Пик. — Тем не менее, нельзя не отметить скорость его распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое несформулированное ожидание».

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения.

В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире.

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции.

«Мы хотели объяснить Иветт Руди, что все это — неподтвержденный миф, — вспоминает Франсуаза Пик. — Тем не менее, эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе».

Миф о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось несколько очагов сопротивления, например, в той же L"Humanité. «Эту дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», — делает вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы за права женщин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.