Жизнь со старшей сестрой 1.2. Старшая сестра — это диагноз

Конечно, нельзя сказать, что ведьм на свете не бывало и всех тащили на костер без разбору. Попадались среди них и настоящие, не мнимые колдуньи, обладающие сверхъестественной силой, которая не всегда шла во благо человека.

«О времена, о нравы!» – можно только воскликнуть, когда речь заходит о мрачном Средневековье. Допустим, было легче простого прохожему ткнуть пальцем на красивую девушку и во всеуслышание объявить ее ведьмой, как тут же словно из-под земли вырастали суровые инквизиторы в сутанах и тащили бедное создание в свои застенки. Изощренные пытки, издевательства делали жертву покладистой, и она сознавалась в том, что превращалась по ночам в черную кошку, чтобы мстить порядочным людям и наводить на них порчу. Если же женщина или девушка стояли на своем и не собирались признавать себя нечистой силой, применялась «ведьмовская узда». На лицо предполагаемой колдуньи надевали стальную маску с шипованным кляпом. Яркая красота, рыжие волосы или, наоборот, уродливость женщины становились предметом подозрения и гонений. Под этим предлогом представительниц слабого пола топили, рубили головы, сжигали на кострах как ведьм, которыми, дескать, буквально кишат улицы средневековых городов.

По некоторым подсчетам, инквизиторы свели в могилу несколько миллионов девушек и женщин. Казалось бы, в наш просвещенный век с суевериями должно быть все покончено, и наука, образно говоря, наступила «на хвост» всякой мистификации, связанной с потусторонним миром. Однако факты свидетельствуют об обратном: к примеру, за последние два десятка лет в Индии было казнено около 5 тысяч ведьм и колдунов. Они стали жертвами самосуда жителей, которые посчитали, что те виновны в неурожаях и эпидемиях болезней, унесших немало человеческих жизней.

Мэри Бейтмен

«Йоркширская ведьма» начинала путь предсказательницы (колдуньей она себя никогда не считала!) с мелкого воровства и мошенничества. Она умела обвести вокруг пальца любую жертву. Причем Мэри не стеснялась говорить о своих связях с потусторонним миром, который подарил ей невиданные способности. Обманывать людей она не бросила и после замужества. В Лидсе Мэри повстречала Джона Бейтмена, который вскоре стал ее супругом. Она быстро освоилась в городе, и через некоторое время ее имя местные жители произносили с легким страхом и уважением.

Объявив себя прорицательницей, Мэри готовила зелья, якобы спасающие грешные души от любой нечисти и помогающие лечить болезни. И все шло как по маслу: деньги щедрым ручейком текли в карман Мэри Бейтмен. Пока не случилась история, положившая конец ее бизнесу и репутации непревзойденной целительницы.

Однажды Мэри взялась за лечение Ребекки Периго, жаловавшейся на боли в груди. Муж посчитал, что виной всему чье-то злое проклятие, и обратился за помощью к Бейтмен. Он в течение нескольких месяцев кормил жену пудингами, в которые было подмешано «целительное» зелье предсказательницы из Лидса. И лишь когда Ребекка умерла, в душу несчастного мужа закралось подозрение. О чем он и поспешил заявить в полицию. Служители закона тут же обнаружили яд не только в зелье, но и в личных вещах супругов Периго. В марте 1809 года Мэри Бейтмен судили в Йорке. Многочисленная публика, собравшаяся возле здания, кричала: «Ведьма!» – и требовала сурового наказания. Мэри не признавала своей вины и даже придумала беременность, чтобы спасти себя от виселицы. Но все ее попытки оказались тщетными. В память о «Йоркширской ведьме» правильные по жизни англичане поместили в музее Thackray Museum в Лидсе ее скелет. Также на всеобщее обозрение выставили кошелек из кожи Мэри Бейтмен…

Анжела де ла Барте

Судьба этой женщины благородного происхождения изменилась с того момента, когда на нее косо посмотрел один из священнослужителей католической церкви. Необычное поведение дворянки, ее экстравагантность показались ему крайне подозрительными. Он тут же настучал инквизиторам, которые не знали в своей охоте за ведьмами ни часа отдыха, и те не мешкая схватили бедную женщину, потащили в подвал, чтобы с помощью изощренных пыток добиться признания в злом колдовстве. И несчастная Анжела созналась во всех смертных грехах, о которых до этого и не подозревала! Говорят, что она была психически больной женщиной. И единственный ее грех заключался в том, что она проповедовала гностическое христианство, к коему католическая церковь относилась с большим недоверием. Наклеив на Анжелу ярлык ведьмы, обладающей бесовскими чарами, ее обвинили и в сексуальных отношениях с инкубами, приписали несчастной женщине рождение демонического волка-змея, похищение детей. И полностью потерявшую рассудок Анжелу торжественно сожгли на костре…

Тасмин Блайт

В Корноулле (Англия) ее звали «Ведьмой изгороди», прославившейся в XIХ веке своим искусством целительницы и колдуньи. Как настоящая представительница нечистой силы, она жила с мужем, фокусником и магом Джеймсом Томасом в уединении. Нельзя сказать, что жители местных деревень были довольны подобным соседством. Отделенная от всех живыми изгородями, ведьма наводила на них легкий ужас. Тасмин известным только ей способом общалась с параллельными мирами и умела, кстати, точно предсказывать человеку будущее. Это не было пресловутое гадание на кофейной гуще, потому что ведьма редко промахивалась в своих прогнозах. По сути Тасмин Блайт никому не приносила вреда. Но если кто-то пытался прогневить ее, то горько расплачивался даже за неосторожное слово.

Однажды проклятие «Ведьмы изгороди» испытал на себе сапожник одной из деревень. В некоторой степени он был прав: колдунья осталась должной ему за прежнюю работу, но раскошеливаться ни в какую не хотела. Спор зашел так далеко, что Тасмин пообещала сапожнику, что ни один из жителей округи не сунется к нему с заказом. Сказано – сделано. И вскоре колдовские флюиды разогнали всех клиентов незадачливого сапожника. Может быть, бизнес ведьмы процветал бы и далее: за свое умение она драла три шкуры с бедных жителей деревень. Однако все испортил благоверный: отчаянный пьяница своим скандальным поведением подмочил жене репутацию. И однажды люди обнаружили, что она не такая уж искусница, если не может справиться с мужем и наставить его на путь истинный. А если раз посеешь сомнение, то жди со временем полного разочарования.

Лори Кэбот

«Ведьма Салема» известна не только в штате Массачусетс. Слава самой продвинутой колдуньи распространилась по всей Америке, что засвидетельствовал сам губернатор, проявив к ней почет и уважение. Уже в шесть лет Лори слышала голоса, которые поведали девочке о том, что существуют странные миры, о которых обычный человек и не подозревает. В конце 60-х годов прошлого столетия Лори совершила довольно смелый поступок: она объявила себя настоящей ведьмой. Пентакль, черные одеяния и ритуальные украшения – вот что стало отличать ее от остальных людей. В Салеме Лори Кэбот открыла курсы гадания на картах Таро. А в промежутке между занятиями превратилась в «мисс Марпл» – знаменитый персонаж Агаты Кристи. Ясновидица помогала полиции распутывать самые трудные уголовные дела. И матерые преступники приходили в изумление, когда узнавали, что их вычислила «ведьма Салема». Лори также могла по человеческой ауре ставить диагноз болезни. Заметим, что впервые в истории существования ведьм она убедила общественность в необходимости профессии колдуньи. Кстати, никто даже и не попытался поднять на смех мнение Лори Кэбот. А она продолжила свою деятельность и вскоре основала Лигу общественного признания ведьм.

Анна Гёльди

Обычная горничная в доме Иоганна Якоба Чуди в одночасье превратилась в страшилку для всей добропорядочной Швейцарии. Ее объявили ведьмой, и она было намеревалась бежать из Гларуса, власти которого назначили крупный денежный приз за ее поимку. Вся вина бедной женщины заключалась в том, что в октябре 1781 года заболевшая младшая дочь Иоганна Чуди – Анна-Мария якобы стала исторгать из себя булавки. Хозяин дома долго не раздумывал и сразу же уволил ее. Он на полном серьезе утверждал, что Анна Гёльди регулярно подмешивала в пищу дочери булавки, дабы свести ее в могилу. К счастью, дочь Чуди не умерла и благополучно исцелилась от неведомой болезни. По некоторым слухам, во всей этой довольно мутной истории был замешан сам хозяин дома, который соблазнил горничную и, узнав о ее беременности, решил избавиться от всех последующих проблем. В итоге Анну схватили, заковали в кандалы. Суд был коротким: мнимую ведьму приговорили к отсечению головы. Анну реабилитировали лишь в 2008 году: парламент Швейцарии признал все обвинения беспочвенными и надуманными…

Бриджет Бишоп

Небольшой английский городок Салем в 1692 году всколыхнули жуткие события, которые послужили причиной массовой расправы с местными ведьмами. Все началось со странного случая: в двух девочек – Бетти и Абигайл – словно вселились бесы. Они падали на пол, бились в истерике и кричали какую-то тарабарщину. Напуганный отец, городской пастор Сюмюэл Пэррис пытался с помощью молитв вылечить дочерей. Но те только корчились в судорогах и кричали так пронзительно, что приводили в ужас соседей. И тогда из добрых побуждений служанка Титуба решила опробовать способ, которым пользовались ее предки. Она облила кусок мяса, грубо говоря, мочой девочек, поджарила его и бросила на съедение собаке. Но все было напрасно. Более того, в бессознательном состоянии одна из сестер назвала имя служанки. А потом пошло-поехало! В судорогах и корчах сестры огласили целый список женщин Салема.

Мария Лаво

«Змеиная королева» была известна в Новом Орлеане тем, что основала здесь культ вуду. Огромный питон Зомби, который у нее был вместо домашней кошки и покорно слушался хозяйку, своим присутствием словно подтверждал серьезность намерений Марии Лаво. Местное католическое духовенство приходило в ярость, когда ведьма утверждала об отсутствии противоречий между христианством и культом вуду. И пустить кровь петуху, устроить небольшой шабаш, немного смахивающий на оргии африканских шаманов, никому не помешает. Вступать же в открытый бой со «Змеиной королевой» священники не рискнули. Говорят, что все решило колдовское искусство Марии Лаво: однажды она вылечила от эпилепсии дочь мэра. А покровительство власти, как известно, дорогого стоит. Особую же известность Марии Лаво принесло ее умение готовить приворотное зелье. И неудивительно, что многочисленными клиентками «Змеиной королевы» были девушки и молодые женщины. Кстати, умерла Мария Лаво в возрасте 87 лет в почете и уважении жителей Нового Орлеана.

Охотники за ведьмами устали сажать подозреваемых за решетку. После короткого суда первой на эшафот взошла Бриджет Бишоп. Состоятельная женщина – владелица нескольких таверн не приглянулась жителям городка своей страстью к красным платьям, в которых она щеголяла по улицам. Ее с ходу обвинили в наведении порчи на девочек. Мол, Бриджет проделывала все это с помощью кукол, поджигая им пятки и втыкая иголки, не забывая называть имена жертв, на которых было направлено ее колдовство. Отметим, что на суде Бишоп держалась смело, ни на йоту не признавая своей вины. Однако это не спасло ее от виселицы. Странно, но после смерти в доме Бриджет были обнаружены восковые куклы.

Ведьма семьи Белл

Она считалась самым ужасным и злобным призраком начала XIX века. Ее имя долгое время произносили в Америки с ощущением страха. И было кого бояться! В 1817 году Джону Беллу, богатому плантатору из Адамса (штат Теннесси), пришлось испытать на себе воздействие потусторонних сил. Собаки-призраки и огромные птицы-фантомы стали мерещиться ему на каждом шагу. Не выдержав этих ужасов, он был вынужден палить из ружья, надеясь попасть в одно из существ. Но ущерба Джон никому не нанес. Напротив, с этого момента в течение года призрак стал буквально терроризировать многодетную семью фермера. Ни одна ночь не обходилась без того, чтобы это существо не являлось и не производило шума. Злой дух таскал детей за волосы, раздавал шлепки взрослым. Слух о мучениях семьи дошел до президента Америки. И однажды Эндрю Джексон собственной персоной приехал на ферму Беллов, заодно прихватив с собой специалиста по бесам. Мастер по борьбе с нечистью поспешно бежал с фермы, после того как попытался серебряной пулей из ружья сразить невидимую ведьму. Та отвесила ему увесистую оплеуху, ничуть не испугавшись присутствия президента страны. Нет, наверное, смысла рассказывать о последующих злоключениях Джона Белла. Старая ведьма все-таки доконала бедного фермера и как-то подменила пузырек с лекарством на отраву. Но даже после смерти Джона Белла продолжала преследовать его семью. Правда, уже не с таким рвением. Эта история вполне могла смахивать на придуманную историю ужасов, если бы не свидетельства очевидцев трагических событий, коих набралось немало.

В 2005 году в Голливуде сняли фильм «Призрак Красной реки», основанный на жутких событиях, произошедших с семьей Белл.

Некоторые ведьмы заслужили скандальную известность, а многие оказались несправедливо обвинёнными жертвами. Перед вами - подборка известнейших ведьм в истории.

1. Бриджет Бишоп и другие Салемские ведьмы

В 1692-м году в английском городке Салем состоялся самый громкий суд над ведьмами в истории. В общей сложности в колдовстве были обвинены от 172 до 200 человек, 19 из которых повешены, а остальные брошены в тюрьму.

Началось всё с того, что две девочки, 9-летняя Бетти и 11-летняя Абигайл, начали странно себя вести: впадали то в апатию, то в лихорадочное веселье. Иногда они падали на пол, бились в судорогах, кричали и звали кого-то, причём порой не на родном языке. Когда отец, городской пастор Сэмюэл Пэррис, начинал читать над ними молитвы, сестры затыкали уши и кричали ещё громче.

Служившая в доме негритянка Титуба решила, что в детей вселились бесы. Чтобы это проверить, она облила кусок мяса их мочой, поджарила его, а затем скормила собаке. Девочкам это не помогло, но одна из них в корчах прошептала имя негритянки - бедную женщину тут же обвинили в колдовстве и заключили под стражу.

Потом сестры стали называть и другие имена, весь город переполошился, под стражу заключали всё новых и новых женщин. Первой казнённой стала владелица нескольких городских таверн Бриджет Бишоп. Она была известной в городе особой, успешной женщиной, но общественное мнение осуждало её за излишнюю экстравагантность - любовь к откровенным красным платьям. Бриджет обвинили в колдовстве - в наведении порчи на Бетти, Абигайл и других девушек, порче скота и использовании в колдовских целях кукол. Некоторые местные жители говорили о том, что видели, как она использовала этих кукол: втыкала в них иголки, поджигала куклам пятки и тому подобное. А некто Сэмюэл Шаттак показал, что Бишоп просила его покрасить для неё крохотные кружева, которые были слишком малы, чтобы использовать их для украшения платья.

Во время суда Бишоп вела себя крайне вызывающе, в итоге её повесили. За этим последовали казни других женщин. Неизвестно, выздоровели ли больные девочки, но восковых кукол в доме Бриджет Бишоп действительно нашли.

2. Агнес Семпсон

В 1590-м году, в канун Дня Всех Святых, у берегов Шотландии разыгрался страшный шторм. Штормы в этих местах были делом обычным, но в тот раз буря потрепала корабль принцессы Анны - невесты шотландского короля Иакова IV. Судно уцелело только чудом, и всей флотилии пришлось остановиться в Норвегии, чтобы переждать непогоду. Бури затянулись надолго, и король лично отправился встречать будущую жену и смог добраться до неё. Но когда королевская чета попыталась прорваться морем в Шотландию, буря налетела снова.

После долгого изнурительного путешествия чета всё-таки добралась до места. Суеверный король был уверен: обрушившаяся на их корабли буря - не просто разыгравшаяся стихия, а самое настоящее колдовство. Так в Шотландии началась охота на ведьм.

Первой обвинили повитуху из графства Ист-Лотиан Агнес Семпсон. Ей приписывали колдовство и посещение шабашей, где присутствовал сам Сатана. Говорили, что именно Сатана приказал Агнес и другим ведьмам вызвать бурю, чтобы погубить королеву Анну. Женщину подвергли пыткам: сначала надели на неё особое приспособление под названием «ведьмина узда», а когда она призналась во всём и выдала ещё пять своих сообщниц, удушили и сожгли на костре.

История на этом не заканчивается. Позже в залах Холирудского дворца якобы часто встречали призрак Агнес и говорили, что тот, кто увидит его, непременно утонет.

3. Анна Колдингс

Анна Колдингс была ещё одной женщиной, обвинённой в колдовстве во время шотландской охоты на ведьм. Именно её имя вышеупомянутая Агнес Семпсон назвала первым.

Надо сказать, что Анна действительно вела себя странно - по крайней мере, по мнению жителей того времени. Она любила бродить одна по полям и лесам Шотландии, редко ходила в церковь и почти ни с кем не общалась. Женщина была бедна, не имела влиятельных родственников, так что обвинить её в колдовстве было проще простого. Она также призналась под пытками в своей причастности к вызову бури и сношениях с Сатаной. Более того, она рассказала о том, что во времена своего девичества кормила грудью маленького сына Сатаны. Анну заживо сожгли на костре, и в историю она вошла под именем Матери Дьявола.

4. Мария Лаво

Известная как «Змеиная королева», Мария Лаво была, пожалуй, самой известной жительницей Нового Орлеана. Своё прозвище она получила из-за того, что держала у себя огромного питона по кличке Зомби. Более того, она считается основательницей культа вуду в Новом Орлеане. Местное духовенство Марию ненавидело и боялось, но сделать ей что-то в «просвещённом» 19-м веке, да ещё и в Америке, не могли.

Именно Мария ввела в орлеанский вудуистский культ моду на использование некоторых христианских символов: распятия, образа святых. Так она надеялась показать, что вуду ни в коей мере не противоречит христианству. При этом многие культовые службы включали в себя распитие петушиной крови и последующие дикие оргии. Она добилась в Новом Орлеане большого влияния, имела обширные связи с нужными людьми, и, по легендам, вылечила от эпилепсии дочь мэра.

Другая история, связанная с Марией: одну девушку из влиятельной и богатой семьи хотели насильно выдать замуж за старика. Молодая невеста любила другого и угрожала наложить на себя руки, если её принудят к замужеству. Обеспокоенный жених обратился к Лаво с просьбой дать ему приворотное зелье. После этого с юной невестой как по волшебству произошли удивительные перемены: она перестала сопротивляться и покорно пошла под венец. После венчания на свадебном пиру престарелого жениха хватил удар, и он умер на глазах у толпы гостей. Дело в том, что невеста успела обратиться к Лаво раньше, и та предпочла помочь именно ей. Девушка получила состояние и вышла в итоге замуж за своего возлюбленного, а Лаво досталась от благодарных молодых солидная награда за помощь.

Умерла Мария своей смертью в возрасте 87 лет как католичка и была похоронена на кладбище, в святой земле.

5. Лори Кэбот

Лори Кэбот - современная ведьма, живущая и здравствующая по сей день. В 1977-м году она удостоилась официального звания «ведьмы Салема» от массачусетского губернатора. Будучи шестилетней девочкой, Лори часто поражала взрослых неизвестно откуда взявшимися откровениями. Она говорила, что все эти удивительные вещи ей рассказывают «голоса». В 14 лет юная Лори переехала в Бостон, где встретила двух ведьм, имена которых неизвестны, и именно они разглядели в девушке настоящий талант к оккультным наукам и стали обучать её всему, что по их мнению положено знать настоящей ведьме.

Лори оказалась смелой и в конце 1960-х годов решила открыто заявить общественности о том, что она - самая настоящая ведьма. Кэбот стала носить длинные чёрные одеяния, пентакль и другие ритуальные украшения. Поначалу над ней смеялись, её боялись, но в итоге привыкли. Лори переехала в Салем - город в Массачусетсе - и стала учить желающих гадать на картах Таро. Параллельно с этим она с помощью ясновидения помогала полиции в раскрытии сложных преступлений, проводила диагностику болезней по человеческой ауре, а позднее основала «Лигу общественного признания ведьм». Лори сделала очень многое для того, чтобы ведьм не считали опасными, а также активно боролась за права ведьм и их признание в обществе. Её перу принадлежит книга «Сила ведьм», развенчивающая большинство стереотипов о ведьмах и их основном предназначении.

6. Каэль Мерри

Во времена инквизиции в нидерландском городке Рурмонд начали происходить странные события. Неизвестно чем болели и умирали дети и старики, падал замертво скот, быстро скисало молоко. Все эти события крестьяне приписали деяниям ведьмы - датчанки Каэль Мерри.

Испанцы, ведшие судебный процесс над ведьмой, настаивали на пытках, однако голландский суд оказался более гуманным и просто выслал Мерри из страны, поскольку та поклялась на Библии в своей невиновности. Правда, позднее её выследил и утопил в реке испанский наёмник.

7. Энтьен Джиллис

В ходе того же процесса в Нидерландах были обвинены в колдовстве и другие женщины. В частности, казнили повитуху Энтьен Джиллис. Под пытками у Энтьен вырвали признание о том, что в молодости она спала с Дьяволом, убивала ещё нерождённых детей и крохотных младенцев. Женщина назвала ряд имён и, по легенде, прокляла весь город перед тем, как её повесили.

Всего во время этого процесса было казнено 63 женщины. Все признались в том, что вершить свои злодеяния им велел Дьявол, и они не могли ослушаться.

Ведьма в преданиях славян – это старуха незапамятных лет, которая ворожит, колдует, чарует и козни разные устраивает. Она же и красавица писанная, сладострастная, огненная, пламенная.

Кто такая ведьма

Чем опасна ведьма? Она насылает порчу на людей и животных, разводит влюбленных и разрушает добрые семьи - просто так, от злобной души, - выдаивает молоко у чужих коров, так что у них вымя сохнет, наводит погибель на чужие поля, может учинить засуху. Больше всего вреда наносят ведьмы в полнолуние или новолуние, в грозовые «воробьиные» ночи, когда черт воробьев меряет, а еще накануне больших годовых праздников: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещенье, Пасху, Рождество. Ведьмы владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п.

Ведьмы очень любвеобильны, но не дай бог вам стать возлюбленным ведьмы. Любовь ведьмы переменчива, сегодня одного любит, завтра другого. Когда любовь ведьмы пройдет, она может избавиться от бывшего любовника, уморив его или превратив в какое-то животное.

Во всех сказаниях колдуны, ведьмы и нечистые духи могут превращать людей в различных животных. Убеждение это глубоко укоренилось у всех индоевропейских народов и вызвало множество любопытных сказаний. На Руси думают, что колдун, зная имя человека, может по собственному произволу сделать его оборотнем, а потому имя необходимо утаивать и называться иным, вымышленным.

В пылу злобы и мщения колдуны и ведьмы творят чары и оборачивают своих недругов навсегда или на какой-то срок зверями. Таких невольных оборотней называют вовкулаками, или волкодлаками, потому что всего чаще их представляют в виде волков. Это - более страждущие, чем зловредные существа: они живут в берлогах, рыскают по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл и почти никогда не нападают на деревенские стада; только нестерпимый голод может понудить их искать себе поживы.

Согласно древним преданиям, все ведьмы и колдуны очень любят повеселиться, собравшись вместе. Излюбленные места их сборищ - перекрестки дорог, некоторые деревья (дуб, груша, сосна, береза), где они веселятся, танцуют или дерутся меж собой. По самым большим праздникам: на Коляду или Рождество (25 декабря/7 января), на Благовещенье (25 марта/7 апреля), на Пасху, накануне Юрьева дня (23 апреля/6 мая), на Троицу или в ночь на Ивана Купалу (23 июня/7 июля) ведьмы норовят непременно прилететь на Лысую гору, чтобы учинить там свой шабаш.

Лысых гор по славянским землям очень много, и все они – пристанище для ведьм. Самая известная из них нахоится в Киеве. Там у них почти еженедельно устраивается шабаш, где они собираются в самую глубокую полночь.

В некоторых местах России, например в Воронежской губернии, женщин, занимавшихся колдовством называли марами. Мары, по поверью, опаснее ведьм. Дело в том, что ведьмам дар колдовства передаётся по наследству, а мары – это ведьмы, которые выучились колдовству у других ведьм или мар. Их единственная цель в жизни – делать зло человеку.

Смерть ведьмам и колдунам приходится плоха. Одно средство для облегчения умирающему в этом случае – поднять над его постелью доску в потолке или слегу, от чего, думают, душа скорее освободится от тела.

Со смертью ведьмы не прекращаются ещё её сношения с землею; ненавистница при жизни, она, по мнению суеверных людей, остается долгое врем ненавистнице рода людского и после смерти. Ведьмы и колдуны встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним способом – вколотить в могилу осиновый кол.

Легенды и сказки о ведьмах

ЧАРОДЕЙНАЯ СИЛА

Жила-была в одном селении прекрасная девушка Жданка. От женихов у нее отбою не было! Но самые близкие подружки знали, что больше всех был ей по сердцу Свиреп, сын богатой вдовы-знахарки Невеи. Но отец красавицы прогнал сватов со двора, крикнув им вслед:

Да лучше я отдам ее уродливому, нищему калеке, чем сыну ведьмы!

Понял Свиреп, что Жданка для него навеки потеряна, да и утопился с горя. Жданка по своему милому убивалась страшно! И вот однажды решила навестить несчастную мать Свирепа.

Вошла - да так и ахнула! Лежит на кровати худая, изможденная старушонка. С трудом узнала Жданка красавицу Невею. Пожалела ее, зачерпнула воды резным ковшиком. Приняла Невея ковшик иссохшей рукой, выпила до дна и подает его обратно Жданке:

Возьми, дитятко.

Ох, нельзя, нельзя ничего брать от умирающей ведьмы! Но Жданка этого не знала. Протянула руку - и взяла ковш.

И вдруг… Крыша избы треснула, и в щелях увидела Жданка звездное небо, по которому вихрем мчались черти и нагие бабы с распущенными волосами, верхом на черных кошках да на помелах.

Глянула Жданка в пол - и прозрела все толщи земные, до самого подземного царства Озема и Сумерлы.

В это время кто-то стал ломиться в дверь.

Испуганная девушка распахнула ее - и в избу, приплясывая, ввалилась большая ступа, украшенная диковинными узорами, да длинный посох. А на дне ступы лежала мертвая голова с горящими очами.

И не хотела Жданка, а поделать ничего с собой не могла: схватила голову за длинные седые волосы, в другую руку взяла посох, вскочила в ступу да и вылетела сквозь развалившуюся крышу в высокое небо, освещенное полной луной.

И больше Жданку никто никогда не видел.

БАБА НЕХОРОШАЯ

Жил-был вдовец с детьми, но надоела ему одинокая жизнь, и решил он жениться. Взял за себя красивую вдову, не поверил слухам, которые вокруг нее ходили. А люди говорили, что это была баба нехорошая: дьявольщиной занималась. Невзлюбила она мужниных детей и всех старших из дому повыжила: кто-то на заработки в город подался, дочь замуж в дальнюю деревню вышла.

Остался младший сын - Николка. Как-то раз приходит с сенокоса, а на столе полное блюдо шанежек - мачеха только что напекла. Николка обрадовался - сейчас, думает, полакомлюсь. Только отвернулся - умыться, глядь - блюдо пустое, а мачеха смотрит на него и облизывается. Это она в один миг все умяла!

Да не лопнешь ли? - изумился Николка, не веря своим глазам.

Обиделась мачеха:

Как бы тебе самому не лопнуть!

И тут же стало парня корежить от боли, в животе будто уголья горячие положены, кровь изо рта, из носа хлещет… Испугался он и пустился вон со двора, хоть ноги не слушались. А рядом стояла избенка Кости Хромого - знахаря. Николка и пополз к нему.

Костя Хромой впустил парня, усадил, дал травы какой-то испить - тому сразу легче стало.

Утром знахарь пошел, во дворе отыскал две сухие собачьи хорхоряшки, истолок в порошок, пошептал что-то и подает Николке:

Подсыпь ей в кулагу, да сам не ешь и отцу не вели.

Вернулся Николка домой и, пока мачеха с бабами чесала языком, сделал все, что Костя Хромой велел.

Сели к столу. Мачеха только ложку в рот - как ее начало бить! Как ломать! Пена из рта повалила, от боли она даже волосы на себе рвала. Только через два дня поправилась - и сразу к знахарю:

Только ты мог меня испортить!

А тот усмехается:

Скажи спасибо, что живая осталась.

С той поры мачеха присмирела, и если где-то даже и ведьмачила, повинуясь своей злобной природе, то ни домашних своих, ни односельчан больше не портила. Знахаря Костю Хромого боялась!

ЧЁРНАЯ ЛЕЧЕЙКА

Ехал с мельницы мужик поздней вечерней порою. Плетется обочь дороги старуха и просит:

Подвези, милок, до деревни.

А ты кто, бабушка?

Лечейка, родимый, коров лечу.

Да где ж ты лечила?

Была в деревне Истоминой, да вот беда - все коровы там переколели. Мужику бы погнать ее, а он глуповат был - посадил на воз и двинулся дальше. Приблизившись к околице, оборачивается к старухе:

Тебя к которому дому доставить? - А на возу уже и нет никого, только вдали черная собака промелькнула.

Поехал мужик к себе домой, а наутро узнал, что за ночь в деревне пало уже три коровы, а остальные захворали. Не лечейку он привез, а саму Коровью Смерть!

Злое существо, несущее погибель всему крестьянскому стаду, живет в народном воображении и доныне. Является оно в образе безобразной, злобной старухи, у которой, вдобавок ко всей ее уродливости, руки с граблями. По старинному поверью, она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится или заносится прохожим-проезжим человеком или местной ведьмой.

Чтобы узнать ведьму, которая занесла Коровью Смерть, сначала добывают трением живой огонь: на большой камень кладут кусок сухого дерева, и двое начинают тереть по дереву канатом, пока оно не загорится. Всех женщин заставляют прыгать через камень, и та, что откажется прыгать через живой огонь, - и есть ведьма.

Пытаясь оберечься от беды, деревенские женщины совершают по осени древний таинственный обряд опахивания деревни.

Накануне с вечера обегает все дворы старуха-«повещалка», созывающая баб на заранее обусловленное дело. Те, кто был согласен идти за нею, умывали руки, вытирая их полотенцем, принесенным повещалкою. Мужики (от мала до велика) должны были во время свершения обряда сидеть по избам и не выходить, чтобы избежать беды великой.

Наконец наступал заветный час - полночь. Баба-повещалка в надетой поверх шубы рубахе выходила к околице и била-колотила в сковороду. На шум собирались одна за другою женщины - с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами, а то и просто с увесистыми дубинами в руках. Скотина давно вся была заперта крепко-накрепко по хлевам, собаки - на привязи.

К околице притаскивалась соха, в которую и запрягали повещалку. Зажигались пучки лучины, и начиналось шествие вокруг деревни. Она троекратно опахивалась межевою бороздою. Для устрашения чудища, способного, по словам сведущих в подобных делах людей, проглатывать коров целыми десятками сразу, в это время производился страшный шум: кто чем и во что горазд, причем произносились различные заклинания и пелись особые, приуроченные к случаю песни.

Если при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное, или, храни Бог, человек, на него накидывались всей толпой, всячески терзали и старались прогнать подальше. Поверье гласило, что облик того встречного существа принимала сама Коровья Смерть.

В этом обряде опахивания деревни сохранились отголоски глубочайшей древности - матриархата, а также неискоренимая вера в то, что женщинам подвластны потусторонние силы.

НЕБЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Жил-был один мужик по имени Степан. И вот как-то раз жена пожаловалась ему, что у коров стало пропадать молоко. Не иначе, завелась в селе ведьма и отдаивает молочко. И решил мужик ведьму подкараулить.

Спрятался в коровнике под старой бороной и начал ждать.

А дело было как раз в канун Юрьева дня. Вдруг двери скрипнули и в коровник тихонько, бочком-бочком втерлась большая черная свинья, ударилась об пол и обратилась женщиной. Мужик чуть в голос не заорал, узнав молодайку, жившую на окраине села. Молодайка между тем схватила доенку, уселась на скамеечку поближе к буренке и ну тягать ее за соски! Степаха выбрался из-под бороны, подкрался к воровке и со всего маха огрел ее поперек спины тележной осью. Она рухнула наземь, а мужик, войдя в раж, вдарил вдругорядь.

Эх, беда, не знал он, что бить ведьму можно лишь единожды! От второго удара она мигом ожила и так люто набросилась на своего обидчика, что наш Степаха и ахнуть не успел, как ведьма вскочила ему на плечи и щипками да пинками выгнала во двор. Здесь она сунула ему под рубашку ворох какой-то пахучей травы. И чуть только трава прикоснулась к его телу, как земля ушла из-под ног мужика.

Словно легкая пташка, взмыл Степаха в поднебесье, не чуя тяжести ведьмы, которая сидела на его плечах, крепко вцепившись в волосы, да при этом еще и подгоняла, и пришпоривала пятками, превесело выкликая:

А ну, наддай! А ну, шибче!

Вниз мужик смотреть боялся - высота страшнейшая, голова кругом идет! Постепенно Степан пригляделся и увидел, что он не один в небесах. Длинной вереницею, перегоняя друг друга, неслись куда-то молодые и старые бабы - иные из них были красавицы, причем летели по небу в одних исподних рубахах или вовсе нагишом. Сидели они верхом на метлах, или в ступах, но большинство оседлали таких же несчастных мужиков, как Степаха, и немилосердно гнали их вперед.

А впереди вдруг забелела в лунном сиянии высоченная гора, пустынная и округлая. И тут наш Степа понял, что это знаменитая Лысая гора, куда ведьмы и колдуны со всей Руси слетаются на свой шабаш.

Ведьма щипками и колотушками принудила его опуститься на землю, и тут Степаха уяснил, что угодил на бесовскую свадьбу. Молодой козлоногий черт брал за себя хорошенькую ведьмочку. На троне, сложенном из костей грешников-самоубийц, сидел сам Сатана и с удовольствием поглядывал на невесту.

Миновала полночь, прокричали первые петухи, и веселье сразу пошло на убыль.

К Степахе подбежала его знакомая ведьма, быстренько вскочила ему на плечи и со страшной скоростью погнала обратно.

…Нашел его поутру пастух у околицы. Насилу привел в чувство!

СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ

Одна ведьма выдала дочку замуж за богатого молодца. Зажили хорошо, да одна беда - повадилась жена летать в трубу, как мать, да оборачиваться черной свиньей. Муж не потерпел да хорошенько поучил жену. Она пожаловалась матери. Теща разозлилась:

Ах он такой-сякой! Вот я поучу его, как тебя уродовать! Приходи с ним в воскресенье в гости.

Пришли молодые, теща и плеснула в лицо парню квасу из кружки, он тотчас обернулся собакой и побежал невесть куда. Бегал, бегал, наконец прибился к мельнику и прожил у него три года. Мельник нахвалиться псом не мог: дескать, если кто за помол не хочет платить, пес как чует - хватает за полы, треплет, не пускает со двора, пока не рассчитается сполна.

И вот как-то раз заглянул на мельницу один знающий человек. Поглядел на пса - да и ахнул:

Да это ж у вас оборотень приневоленный добро стережет!

Спрыснул пса какой-то наговоренной водой, утер полотенчиком - тот упал, где стоял. Велел знатка положить его спать, да не на собачью подстилку, а на лавку, где люди спят. Три дня и три ночи спал пес, а на четвертые сделался человеком.

Мельник и его жена так и разинули рты. А знатка говорит:

Я тебя три года по указке твоей жены искал. Очень она печалилась, что мать такое зло тебе содеяла, покаялась она, старое ремесло бросила. А теща ведьмачит по-прежнему. Если хочешь ей отомстить, возьми полотенчико, которым я тебя утирал, и брось ей в лицо.

Пришел оборотень домой - жена так на шею ему и кинулась, сама не своя от радости. А теща смотрит люто. Он изловчился, ка-ак бросил ей в лицо полотенце - и ведьма мигом обратилась черной свиньей и с пронзительным визгом выбежала вон из избы. Больше о ней не было ни слуху, ни духу. А с женой он отныне жил хорошо.

ВИНОВНИЦА ЗАСУХИ

Виновницей засухи и неурожая в эти года (1891-1892) толковал народ,- была одна ведьма. Она ночами на осиновом лучке т.е. дугообразной палке, разъезжала по деревням и дергала у петухов перья из хвостов и крыльев, штук по пяти из каждого петуха. Вот почему летом в те годы по ночам будто бы часто слышали крик перепуганной птицы во дворах. Спасались от ведьм только те петухи, которые садились на борону, потому что борона составленная из крестообразно связанных частей, не подпускала к себе “бесова отродья”.

Из надерганных перьев ведьма вязала пучки и, летая на своем лучке по поднебесью, над матушкою Русью, разгоняла ими дождевые облака. Таким образом не давала она плодотворному дождю проливаться на засохшую землю. Много зла причинила эта ведьма.

Когда же она почувствовала приближение своей смерти, то, убоявшись Бога, вздумала было раскаяться и пошла к священнику на исповедь. Но как перечла она свои грехи великие, то задрожала церковь, и священник сказал ведьме:

— Нет, не могу я отпустить тебе грехи, не достойна ты святого причастия.

Так и умерла ведьма, не получив от священника разрешения грехов, и сволокли её труп железными крючьями в провальную яму без всякого отпевания. После смерти ведьмы и пошли дожди, да было поздно.

ПОД ЗЕМЛЮ УШЛА

В Киев две богомолки шли; пристала к ним третья: голос мужичий, ни разу по дороге не перекрестилась. Шли, шли, стали к одному монастырю подходить. Оглянулись богомолки, а третья- то в землю вязнуть начала: что ни ступит, дальше уходит, и ушла по пояс. Попросила она за попом сходить и покаялась попу в страшных грехах.

— Я,- говорит,- людей портила, детей замаривала и месяц не один раз скрадывала.

В одном грехе раскаяться язык у неё не повернулся. Поп прослушал ведьму, отступился, не разрешил ей грехи.

— Будь,- говорит,- ты отныне и до веку проклята!

Как сказал, она и пошла сквозь землю с гулом, с шумом. На том месте голый камень оказался, проклятое место стало.

Все мы слышали, что в XV-XVII веках Западная Европа пережила страшный период своей истории, названный историками «Охота на ведьм». В католических и протестантских государствах Европы, а также в американских колониях Англии в этот период массово преследовались и подвергались казням женщины, считавшиеся ведьмами.

К клану ведьм в период Средневековья причисляли женщин, обладавших непонятными для большинства обывателей знаниями и умениями. Ведьмы умели «вредить», лишая домашний скот способности давать молоко, мясо, сало, шерсть, а птицу – нести яйца. Ведьмы, якобы, отбирали у крестьян урожаи и отравляли продукты питания, насылали на людей страшные болезни, вызывали засухи или наводнения.

С одной стороны, их уважали и боялись. С другой же стороны, таких женщин считали сговорившимися с дьяволом, участвовавшими в шабашах и совокуплявшимися с демонами-мужчинами.

Именно за такие «проступки» «продвинутые» женщины того времени преследовались инквизицией по любому доносу и навету, и безжалостно уничтожались, предварительно подвергаясь жесточайшим пыткам.

Вспомним несколько наиболее ярко запечатлевшихся в истории средневековой Европы судебных процессов, совершившихся над ведьмами.


1. Бриджет Бишоп «Салемские ведьмы»

Этот процесс происходил в 1692 году в Новой Англии. Тогда, в результате действий инквизиции было повешено 19 человек, один подвергся раздавливанию камнями и еще около 200 были посажены в тюрьму. Поводом процесса стала болезнь дочери и племянницы пастора Салема. Местный доктор поставил диагноз – воздействие ведьм.

Что делать? Искать ведьм! И их нашли. Сначала пожилую женщину Бриджет Бишоп, владелицу нескольких местных таверн, «без суда и следствия» признали виновной и повесили. А затем еще более семидесяти «ведьм» были лишены жизни.


2. Агнесса Сэмпсон

А эти страшные события случились в Шотландии. Якобы несколько женщин-ведьм, друживших с самим дьяволом и занимавшихся черной магией, с помощью колдовских чар пытались потопить королевский корабль.

Просто был сильный шторм, обычный в тех местах, и корабль был «на волоске» от погибели, но чудом спасся. А король Шотландии, будучи человеком суеверным, посчитал это делом рук настоящих колдуний. И в Шотландии началась охота на ведьм...

Опять-таки, «свидетели» жутких ведьмовских ритуалов под страшными пытками дали показания против ведьм и первой была схвачена весьма уважаемая в городе дама, повитуха по имени Агнесса Сэмпсон. Ее жутко пытали, надев «ведьмину узду». В конце концов, она все рассказала, во всем призналась и выдала ещё пять своих сообщниц. Конечно же, Агнесса была приговорена к смерти, удушена и сожжена на костре.


3. Анна Колдингс

Среди пяти сообщниц, названных Агнессой Сэмпсон, первой значилась Анна Колдингс. Ее также обвинили в колдовстве, применили серию страшных пыток, во время которых женщина призналась в своем участии в ритуале по вызову бури на море, назвала еще пять сообщниц и была заживо сожжена на костре. Почему-то история помнит Анну Колдингс под именем Матери Дьявола.

4. Каэль Мерри

Как то в нидерландском городке Рурмонд все пошло «не так»: массово начали болеть и умирать дети, странно вел себя домашний скот, коровье молоко перестало сбиваться в масло, оно быстро скисало и пропадало. Конечно же, все это было приписано рукам местной ведьмы - датчанки Каэль Мерри.

Испанские судьи очень хотели пытать Каэль, но местный суд пожалел Мери, оставив ее в живых, и просто вынес решение об ее экстрадиции, говоря современным языком. Мерри покинула Голландию, но это ее не спасло. Испанцы не оставили своей попытки наказать ведьму, их наемник выследил Мери, и утопил ее в реке Маас.


5. Энтьен Джиллис

Повивальную бабку Энтьен Джиллис, жительницу Нидерландов, обвинили в колдовстве, в убийстве еще не рожденных детей и новорожденных младенцев. Ее страшно пытали. И ей пришлось сделать признания в том, что и с Дьяволом она спала, и нерожденных детей убивала, и на младенцев охотилась. К тому же, Энтьен указала еще на нескольких колдуний, на прощанье послала проклятье всему городу и приняла казнь в виде повешения.

В целом, в этом процессе лишились жизни 63 ведьмы. Им всем пришлось признаться в своих преступлениях, руководимых самим Дьяволом. Данный процесс вошел в историю как процесс, в котором было умерщвлено наибольшее количество ведьм.