Занятие по развитию речи цветик семицветик. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Цветик-семицветик

Дата проведения : 27.04.18

Образовательная область : Речевое развитие

Вид деятельности : Развитие речи

Тема: «Чтение сказки В. Катаева «цветик-семицветик»

Цель: Познакомить детей со сказкой В.П.Катаева «Цветик – семицветик».

Программное содержание:

Образовательные:
- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;

Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения;

Побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки

Развивающие:

Развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку);

Развивать любознательность, память и мышление

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга

Воспитывать интерес к книге

Воспитывать познавательную активность

Оборудование:

магнитная доска

портрет В. Катаева

иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»

презентация

Методы и приёмы:

опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря (введение новых слов в словарь) – чтение литературного произведения, показ рисунков – иллюстраций с незнакомым содержанием, рассказывание детьми, объяснение значений слов, словосочетаний с опорой на наглядность.

Ход занятия

1.Орг-момент

Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о желаниях. У каждого человека есть свои желания и у вас они тоже есть. Представьте, если бы у вас была волшебная палочка или волшебный цветок, то какие бы вы желания загадали?

(ответы детей)

2.Воспитатель: У нас сегодня необычная встреча. У нас встреча с одной очень хорошей книгой.

А как называется эта книга и кто ее написал – мы сейчас узнаем, посмотрев на доску.

(Книга «Цветик - семицветик», портрет В.П. Катаева)

Чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик". (Презентация)

Воспитатель:

Физминутка «Растение»

(дети сидят на коленях на ковре). Представьте себе, что вы семена самых прекрасных растений. Теплый луч солнца упал на землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают вверх руки, соединенные стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком.

Продолжение

Воспитатель:

- Кто главный герой сказки?

- Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок?

- Как вы поняли, что старушка была доброй феей?

- Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?

- Объясните, как вы это поняли.

- Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?

- Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете.

Воспитатель:

- А теперь давайте вспомним, сколько лепестков Женя потратила зря? - Почему?

- Какой поступок Жени заслуживает восхищения?

- Вы услышали сказку Катаева. Похожа ли она на рассказ? - Почему мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории? - В сказке вам встретились интересные слова и выражения: Женя любила «считать ворон». (Показ соответствующей этому выражению иллюстрации - рисунка). Как вы это поняли? В каких еще случаях говорят, что ты ворон считаешь? Как сказать про это же по-другому?

- Увидав медведей на Северном полюсе, Женя закричала «что есть мочи». Что означает это выражение? Как сказать по – другому?

- Помните, когда Женя заблудилась, то уже собиралась заплакать. Вдруг «откуда ни возьмись…». (Показ соответствующей этому выражению иллюстрации - рисунка). Как сказать по – другому?

- Так же неожиданно старушка исчезла, как «сквозь землю провалилась».

Как сказать об этом по – другому?

О какой сказке сегодня мы говорили? (Сказака «Цветик – семицветик»)

Кто ее написал? (Валентин Петрович Катаев)

3.Релаксация

Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомните лепесток желтого цвета – представьте пушистого цыпленка, мысленно погладьте его.

Вспомните красный лепесток – представьте розу – красивую свежую красную, полюбуйтесь.

Оранжевый лепесток – представьте апельсин – вспомните его сочный сладкий вкус.

Голубой цвет – представьте чистое голубое небо.

Синий цвет – представьте теплое море, в котором вы купаетесь, оно ласково гладит вас своими волнами.

Зеленый цвет – представьте зеленую молодую травку, по которой можно походить босиком.

Фиолетовый цвет – вспомните нежную фиалку в цветочном горшке, которая растет у вас в группе.

Мы вспомнили и представили все лепестки волшебного цветка. А теперь можно открывать глаза.

Лиана Гордиенко

План-конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Подготовила и провела воспитатель дошкольных групп

МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Гордиенко Лиана Евгеньевна

Тема : «Цветик- Семицветик »

Тип мероприятия : занятие

Цель : способствовать развитию интереса детей к родному языку.

Задачи :

I – образовательная :

формировать умение обобщать и классифицировать

расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх

упражнять в делении слов на слоги

развивать умения определять местоположения звука в слоге, количество слов в предложении

подбирать слова на заданный звук

упражнять в координации речи с движениями

формировать представления о понятии «фантазия»

закрепить знание геометрических фигур, развивать умение находить их в окружающей обстановке

развивать умение ориентироваться

закрепить знание дней недели.

II - развивающая :

развивать образное представление

развивать эмоциональную сферу детей

III – воспитательная :

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим

Основные этапы занятия : организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Средства воспитания :

1. Круги из картона

2. Прищепки

3. Цветик- семицветик

4. Цветы

5. Полоски

9. Камешки

10. Карточки с квадратами

12. Кузовок

13. Конфетти

План занятия

№ п/п Этап занятия Приёмы и методы Время

1 Организационный момент Переключение воспитанников на учебную деятельность 1

2 Вводная часть Вступительное слово воспитателя. Разминка. 2-3

3 Основная часть Изготовление солнышка. Дидактическая игра-«Найди слова» . Подбор слов,обозначающих животных, в названии которых есть звук «р» .

Определение местоположения звука «с» в разных словах. Деление слов на слоги. Выделение слогов в словах. Подбор слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Дидактическая игра. Доскажи словечко. Образование слов с помощью суффиксов. Составление предложения со словом «котик» , определение количества слов в предложениях. Дидактическая игра «Один-много» , «Найди фигуру» . Пальчиковая гимнастика. Физминутка. Дидактическая игра «Любопытная рыбка» . Подбор синонимов и антонимов. Дидактическая игра «Подарим друг другу добрые слова» 18

4 Заключительная часть Подведение итогов. 3

Ход занятия

1 -Ребята, сейчас у нас будет занятие по развитию речи .

2 Вступительное слово воспитателя.

Я, Фея из Прекрасной Страны Слов. Я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Страна моя необычная, поэтому и в путешествие мы отправимся необычным способом – с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, представляем себе то, чего на самом деле нет. Закройте глаза и представьте себе, что мы лети на воздушном шаре. Внизу, под собой, мы видим леса,поля, реки. Раз, два, покружись, в волшебной стране окажись!

Откройте глаза, мы с вами прибыли в Прекрасную Страну Слов. Посмотрите, как здесь красиво! Какое замечательное солнышко!

Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до своего лица. Погладьте его.

(Массаж лица)

Личико солнце согрело, -поглаживают лицо.

Потеплело,потеплело.

Наши ручки потянулись,-потягиваются

Наши губки улыбнулись. -улыбаются.

Ответы детей

3 - Молодцы, а чтобы солнышко грело нас еще больше, давайте добавим ему лучиков. Садитесь на свои места. Сделайте солнышко.

Молодцы, а что вы можете сказать о солнышке, какое оно? (солнышко ясное,лучистое,теплое,доброе,ласковое,жаркое,желтое,круглое,красное,большое,нежное,весеннее).

Молодцы, сколько красивых слов назвали! А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде :

И на небе,и в воде,

На полу,на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда,играем в слово!

Найдите слова на небе. (Солнце,облака,тучи,звезды,луна) .

Найдите слова на стене (Картина,полка,доска,рисунки) .

Найдите слова на полу (Ковёр,палас,стол,стул,шкаф) .

Правильно,как красиво в волшебной Стране Слов! Здесь живут замечательные животные и растут удивительные растения. А какие здесь цветы ! Мне особенно нравится вот этот цветок .

О,да это не простой цветок – это (Цветик- семицветик , а как вы догадались? (У него семь лепестков, все разного цвета , а из какой сказки этот цветок ?

Ребята, это волшебный цветик- семицветик . У него на каждом лепестке с одной стороны написано задание, а с другой какие-то буквы. Давайте выполним задания и посмотрим, что получится.

Первое задание. Назовите животных, в названиях которых есть звук «р» .

Молодцы. А какой одинаковый звук есть в словах «лиса» и «собака» ? (звук «с» )

Где находится звук «с» в слове собака? Правильно. Придумайте другие слова со звуком «с» в начале слова.

А где находится звук «с» в слове «лиса» ?

Придумайте другие слова со звуком «с» в середине слова.

Назовите слова со звуком «с» в конце слова.

Молодцы, первое задание цветика- семицветика выполнили , и он вам дарит букву…

Какая это буква?

А какой у нее звук?

Следующее задание цветика- семицветика . Назовите сладкое слово. (Конфеты,пирожное,торт,сахар) .

Назовите быстрое слово (самолет,ракета) .

Назовите слово с окошком (дом,вагон)

Кислое слово (лимон)

Лесное слово (медведь,дерево,заяц)

Сколько слогов в слове «заяц» ?

Назовите первый слог.

Назовите второй слог.

Назовите другие слова, состоящие из двух слогов.

Сколько слогво в слове «дерево» ?

Назовите первый слог.

Второй слог.

Третий слог.

Назовите другие слова, состоящие из трех слогов.

Сколько слогов в слове «лес» ? (В слове «лес» один слог) – Какой? (лес)

Назовите другие слова, состоящие из одного слога.

Молодцы,а теперь закончите слово. Ли…. (лимон,лиса,лидер, ко….(корова,кошка,коза, за (заяц,забор,засов, со (собака,сокол,совет) .

Молодцы,второе задание выполнили., назовите букву.

Это буква «о» . Какой у нее звук?

Следующее задание. Назовите ласково. Давайте все вместе, хором : лиса (лисичка, солнце (солнышко, стол (столик, перо (пёрышко,сестра (сестричка, кот (котик)

Придумайте предложение со словом «котик» (Котик пьет молоко из миски)

Посчитайте сколько слов в этом предложении и положите столько кружков, сколько слов в этом предложении.

Сколько кружков вы положили?

Почему вы положили пять кружков? (Потому что в этом предложении пять слов) .

Какое первое слово?

Четвертое?

Так сколько всего слов в этом предложении?

Поднимите руку, кто положил пять кружков.

Молодцы, хорошо выполнили третье задание. Назовите букву. (буква «л» ).

Какой у нее звук?

Сколько заданий мы уже выполнили?

А сколько заданий еще осталось выполнить? (осталось четыре задание)

А чего бывает только четыре? (4 части суток,4 времени года,4 стороны света) .

А что бывает на свете только одно? (Солнце,луна,нос,рот)

Чего бывает только два? (Глаза,руки,ноги,уши,брови,два выходных дня в недели)

Назовите их (суббота и воскресенье)

А чего бывает только пять? (5 пальцев, 5 рабочих дней в неделе)

Назовите их.

Чего бывает только семь? (7 цветов радуги , 7 дней в неделе,7 лепестков цветика- семицветика )

Молодцы,в следующем задании цветик- семицветик предлагает вам стать волшебниками. Мы волшебники немного, был один, а стало много. Дом-(дома,портфель-(портфели,ложка-(ложки, машина-(машины,дерево-(деревья,перо-(перья) .

С какой стороны от нас находится река?

А с какой стороны от нас находится озеро?

Ребята, а чем река отличается от озера? (формой)

На какую геометрическую фигуру похоже озеро?

А какие еще геометрические фигуры вы знаете?

Что вокруг нас похоже на круг? (Часы, солнце, зеркало)

Что вокруг нас похоже на прямоугольник? (Двери,стол,картины,шкаф)

Что вокруг нас похоже на трапецию? (Столы)

Ребята, а чем река и озеро похожи? (В реке и озере есть вода, живут рыбы) .

А что делает река? (Течет,журчит,бурлит,шумит,плещется,разливается,волнуется,

замерзает,бежит)

Молодцы, за каждое слово речка дарит вам камушек, поиграйте с камушками. Покатайте их в ладонях.

А теперь вернем камушки реке и представим, что мы плывем по теплой речке.

Мы плывем по теплой речке,

Тихо плещется река.

В небе тучи, как овечки

Разбежались, кто куда.

Вот летит большая птица

Плавно кружит над рекой.

Наконец, она садится

На корягу под водой.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох,

Сели все на бережок.

-(«о» ) и звук у нее(«о» )

Следующее задание. Как называются рыбы,живущие в реке? (речные рыбы) А где еще могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в море)

Как называются рыбы,живущие в море? (Морские рыбы)

Где еще могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в аквариуме)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные рыбки)

Назовите речных рыб.

Назовите морских рыб.

Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Любопытная рыбка» .

Придвиньте к себе карточки с рыбками. Рыбка живет в своем домике, в центральной клетке. Скучно ей стало дома, и решила она посмотреть, что в мире творится. Поплыла она вверх,потом свернула направо, вернулась домой, поплыла влево, вниз, вверх, направо, домой.

Устала рыбка и легла отдыхать, отложите ее в сторонку.

Молодцы, цветик- семицветик дарит вам букву («д» ) и звук у нее(«д» ).

Следующее задание. Нужно вспомнить слова – синонимы и слова антонимы. Слова – синонимы- это какие слова? (Похожие по смыслу)

А слова – антонимы? (Противоположные по смыслу, слова наоборот) .

Подберите синонимы к слову : ребенок-(малыш,карапуз,дитя,крошка,чадо, кошка-(мурлыка, киска, заяц-(косой, трусишка) .

Подберите антонимы к слову : веселый-(грустный, большой-(маленький, молодой-(старый, белый-(черный, сухой-(мокрый) .

А теперь послушайте пословицы и найдите в них слова антонимы, то есть слова с противоположным значением : готовь сани летом, а телегу зимой. Труд кормит, а лень портит. Слушай больше, а говори меньше.

Молодцы, за это задание цветик- семицветик дарит вам букву («ц» , а звук у нее(«ц» )

Вот и подходит к концу наше путешествие по волшебной Стране Слов. Осталось выполнить последнее задание цветика- семицветика .

Ребята, людям бывает хорошо не только от подарков, но и от теплых добрых слов. Когда человек дарит что-то другому, то ему приятно вдвойне. Давайте подарим друг другу добрые, хорошие слова.

Встали вкруг.

Дует теплый ветерок,

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова,

Слова любви, слова добра.

Нужно передавать кузовок и называть добрые слова. Я дарю вам слово «улыбка» (Мир,добро,красота,мама,солнце,семья,труд,радость,дружба,честность,нежность,ласка).

Молодцы, а кузовок-то мой волшебный, все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправим их в путешествие : вдохните носом, губки трубочкой, плавно выдыхайте через рот.

Молодцы, за это цветик- семицветик дарит вам букву («ы» ) и звук у нее.

Ребята, прочитайте, какое получилось слово (Молодцы)

Дети делают солнце из круга и прищепок

Беру цветок , показываю

Отрываю один лепесток

Ответы детей

Ответы детей

Переворачиваю лепесток, там написана буква «м»

Ответы детей, вешаю лепесток на доску

Развитие внимания и активности детей

Ответы детей

Ответы детей

Показываю второй лепесток.

Вешаю лепесток с буквой «о» на доску

Ответы детей

Вешаю лепесток на доску.

Ответы детей

Ответы детей

Даю детям камушки

Соотнесение действий со словами

Вешаю лепесток на доску

Ответы детей

Соотнесение действий со словами

Вешаю лепесток с буквой «д» на доску

Дети отвечают хором

Ответы детей

Вешаю лепесток с буквой «ц» на доску

Отдаю кузовок детям. Они передают кузовок и называют слово.

Дети достают конфетти из кузовка и сдувают с ладоней.

Вешаю лепесток с буквой «ы» на доску

4 -Правильно. Это вы молодцы. Наше путешествие в Прекрасную Страну Слов подошло к концу. Пора возвращаться назад. Закройте глаза. Раз, два покружись, снова в группе окажись!

Вот мы и дома. Откройте глаза. Где мы с вами были? (Мы были в Прекрасной Стране Слов) .

Что мы там делали? Что узнали? (Мы делили слова на слоги, составляли предложения, придумывали новые слова, узнали много интересного)

Молодцы, занятие окончено Соотнесение действий со словами

Ответы детей

Солнышко




Полоски и кружки



Цветик- Семицветик

По развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик»

Подготовила: ,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: закрепить знания детей полученные в течение года по развитию речи.

А за ними кот


Задом наперёд.

А за ними раки

На хромой собаке.

(Тараканище)

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Что вам надо?

Шоколада. Для кого?

Для сына моего.

(Телефон)

Чья это песенка?

Если я чешу в затылке -

В голове моей опилки,

Но хотя там и опилки,

Но кричалки, и вопилки,

А также шумилки,

Пыхтилки и сопилки.

(Винни пух)

Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите второй лепесток окрасился!

(ФИЗМИНУТКА)

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

3 Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Грязный –

Говорить –

4лепесток Дидактическая игра «Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

5 лепесток Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во . Муравей – много муравьев.

Машина – много машин.

Тюльпан – много тюльпанов.

Стол – много столов.

Сын – много сыновей.

Кот – много котов.

Дом – много домов.

Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

(ФИЗМИНУТКА)

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

6. Дидактическое упражнение «Не ошибись»

Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звукам л или ль, хлопнете в ладоши. Будьте внимательны: лук, чеснок, лимон, лиса, ландыш, белый, лягушка, квакушка.

7. лепесток Проводится игра «Покажи и опиши! »

(Ребёнок показывает животное. Остальные его отгадывают и описываю)

Медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;

Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;

Волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;

Посмотрите наш «Цветик - Семицветик» стал разноцветным.

Итог ООД:

Вот и расцвёл цветок «Цветик-Семицветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили много знаний и умений.

Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы громко хлопаете в ладоши, а если было неинтересно, скучно – то просто сидите спокойно.

Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Журавушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы

Тема: «Цветик-семицветик».

Воспитатель I квалификационной категории Кашапова Р.Р.

Тема: «Цветик-семицветик».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература».

Цели деятельности педагога: Формировать словарь детей на основе расширения и уточнения знаний ребёнка об окружающем; закрепление знания и умения полученные на занятиях в течение года; умение отвечать на поставленные вопросы; вызвать интерес к слову; развивать мыслительную деятельность ребёнка.

Планируемые результаты: «любознательный», «активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материалы: цветик-семицветик, плакат с геометрическими фигурами, корзинка, мяч, альбомные листы, карандаши, волшебная палочка.

Содержание организованной деятельности.

Дети, все сели правильно. Сегодня мы с вами отправимся в страну «Вопросов и ответов» . В ней нас ждёт много интересного. А поможет нам туда попасть волшебная палочка. Закройте глаза и вместе со мной повторяйте:

«Крибле, крабле, бум!»

Вот мы и в стране сказок. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (Цветик-семицветик).

1)-Посмотрите, здесь вот лепестки не простые, в каждом из них для нас задание. Но прежде чем мы сорвём первый лепесток нужно отгадать загадку.

«Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой- улей- пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?» (Весной)

Правильно, Аня. Тебе и первой сорвать первый лепесток. Сорви лепесток с цифрой 1. И какого он цвета?

Задание такое , игра «Большой экзамен» (вопросы на лепестке).

2)- Слушайте следующую загадку.

«На шесте дворец,

Во дворце певец». (скворец)

Правильно, Азалия. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 2. Какого цвета?

Задание такое. Игра на внимание.

Я покажу плакат с геометрическими фигурами. Вы внимательно посмотрите, запомните, когда я уберу плакат, вы по памяти нарисуете эти фигуры на своих листочка.

3)Слушайте третью загадку.

«Один льёт, другой пьёт, третий растёт». (Дождь, земля, трава).

Правильно, Дима, сорви пожалуйста лепесток с цифрой 3. Какого же он цвета?

А задание такое . Игра «Скажи наоборот»

мириться-ссориться

покупать-продавать говорить-молчать

кислый- сладкий чёрный- белый

плохой- хороший весёлый- грустный

тихо-громко злой- добрый

толстый- тонкий снизу- наверху

длинный- короткий слева- справа

холодный- горячий высокий- низкий

утро- вечер широкий- узкий

мягкий- жёсткий завязать- развязать

приезжать- уезжать закрывать- открывать.

4) –Слушайте следующую загадку.

«Шило впереди, клубок среди, ножницы сзади»(ласточка).

Правильно, Данил, ласточка. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 4. Скажи, какого он цвета.

Игра «Кузовок».

Вот вам кузовок. Знаете, что можно класть в кузовок? Будете «класть» всё, что можно назвать словом, оканчивающимся на «-ок».

Замок, листок, крючок, носок, воротничок, цветок, платок, комок, грибок, коробок, чулок, песок, молоток, поясок, шнурок, колобок, валенок, дубок, сапожок.

Физ. минутка. Игра «Назови цифру, на одного больше, чем у меня».

«Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит

Днём и ночью под водой

Охраняет твой покой».(подводная лодка).

Правильно, Юлай, подводная лодка. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 5. Какого же он цвета этот лепесток? Молодец, садись.

А тут задании такое. Мы с вами тоже свои лодочки проведём по извилистой реке неотрывным движение, не задевая берега.(Дети выполняют задание).

6) -Слушайте следующую загадку.

«Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки».(берёза)

Правильно, Даша, берёза. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 6. Скажи какого он цвета?

А задание такое «Подумай и реши».

Даны кружочки. Нужно составить задачу:

О О + О = О + О О О =

О О О – О = О О О О О – О О =

7)-Посмотрите, остался один лепесток. Слушайте последнюю загадку.

«Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колоситься,

Золотиться пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?» (летом)

Правильно, Эльвина, летом. Сорви последний лепесток. И какая цифра нарисована? Правильно 7.Этот лепесток у нас какого цвета? Молодец, садись.

Скоро, скоро наступит лето.

У вас на столах альбомные листы с нарисованными предметами нужно раскрасить изображения только тех предметов, которые понадобятся летом. (Дети выполняют задание).

Ну вот дети, у нас лепестки закончились. Нам пора в группу. Закройте глаза и вместе со мной повторите:

«Крибли, крабле, бум!»

Открыли глаза, вот мы с вами и дома. На этом занятие закончилось.

Программное содержание:

  1. Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
  2. Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам;
  3. Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание, мелкую моторику.
  4. Воспитывать любовь к родному языку, русско – народному фольклору (сказкам) .

Оборудование:

«Цветик-семицветик», на котором записаны задания; магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты разноцветных цветов.

Ход занятия:

Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины отправится в сказочную страну.

Вы согласны?

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо.

Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его:

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»

Ребята, поможем фее Цвета? (Да)

Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.

Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии!»

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:

1 лепесток, ответьте на вопросы :

Что бывает синее?

Что бывает мягкое?

Что бывает твердое?

Что бывает горькое?

Что бывает сладкое?

Что бывает красное?

Что бывает желтое?

Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.

(переворачивает лепесток другой стороной)

Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку.

Давайте выполним второе задание.

2 лепесток: «Угадай сказку»

«Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла»

(«Федорино горе»)

Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка - в печку!

Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом завертелось, закружилось

И помчалось колесом? («Мойдодыр»)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке. («Тараканище»)

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон Откуда?

От верблюда

Что вам надо?

Шоколада. Для кого?

Для сына моего. («Телефон»)

Чья это песенка?

Если я чешу в затылке -

В голове моей опилки,

Но хотя там и опилки,

Но кричалки, и вопилки,

А также шумелки,

Пыхтелки и сопелки. («Винни пуха»)

Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)

3 лепесток: задание волшебные карточки. (Физминутка)

Фея пишет, что по этим волшебным карточкам мы

должны выполнить зарядку.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

  • Большой – (маленький)
  • Мягкий – (твердый)
  • Жара – (мороз)
  • Тяжелый – (легкий)
  • Светлый – (темный)
  • Ложиться – (вставать)
  • Грязный – (чистый)
  • Говорить – (молчать)
  • Добро – (зло)

4 лепесток: дидактическая игра «Назови три слова».

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные – …

Одежда – …

Цветы – …

Продукты питания – …

Транспорт – …

5 лепесток: дидактическая игра «Один – много».

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число. Муравей – много муравьев.

Машина – много машин.

Тюльпан – много тюльпанов.

Стол – много столов.

Сын – много сыновей.

Кот – много котов.

Дом – много домов.

6 лепесток:

  • Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

  • Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

На горе Арарат растет красный виноград.

7 лепесток: «Назови похожее слово».

Я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, подружка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне. (мышка, книжка, шишка) и т. п

Справились и с эти заданием и посмотрите наш «Цветик - Семицветик» стал разноцветным.

Итог НОД:

Вот и расцвёл цветок «Цветик-Семицветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи)

Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы прикрепляете красные цветы, а если было неинтересно, скучно – то зеленые цветы.

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные цветы.

Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов!