Я не могу изменить свою жизнь! Работаю над собой, но в жизни ничего не меняется. У вас есть страхи, которые останавливают вас

Здравствуйте дорогие читатели! Наконец-то мы с вами подошли к рассмотрению важнейших вопросов и проблем, которые напрямую влияют на эффективность роста личности и духовное развитие человека. В данной статье мы разберём вопросы:почему человек работающий над собой не может ничего изменить в себе и своей жизни? каковы коварные ловушки подсознания и человеческой гордыни? как выбирать авторитетов и каково значение этого вопроса?

В своей практике я достаточно часто встречаю людей, которые сознательно вроде бы всё видят, понимают и трудятся духовно, а в реальной жизни любые изменения им даются с большим трудом, или вообще ничего не меняется. Вам такое знакомо?

Такое происходит из-за большого разрыва и существующих противоречий между сознанием и подсознанием человека. Когда сознание человека (его разум) вроде бы открыто к новым знаниям, к изменениям, признаёт ошибки, принимает правильные решения и т.д., а подсознание остаётся закрытым и неизменяемым, не впуская позитивные преобразования в глубь, в жизнь. Такая ситуация является следствием наличия костных подсознательных программ, блокирующих любые позитивные изменения.

Одни из основных программ блокирующие изменения человека - это программы Гордыни, которые часто не очевидны и завуалированы.

Но давайте обо всём по-порядку.

«Я не могу измениться!» Почему с человеком, который работает над собой не происходят долгожданные изменения?

Причин может быть несколько. Основные из них:

  1. Сильные кармические блокировки - запреты на изменения, блоки на развитие, когда человеку Высшими Силами по судьбе положено всего добиваться с очень большим трудом «в год по чайной ложке» . Эзотерики и целители это называют - заавтомаченность или колесо сансары. Почему так происходит? - это отдельная большая тема, но встречается такое нередко.
  2. Это некорректные или вовсе не выстроенные мотивы! Для чего человек хочет измениться? Для чего старается? Если мотив примитивный, не соответствующий Цели - человек не получает достаточное Покровительство Высших Сил, а соответственно и результатов в работе над собой.
  3. Технические ошибки в работе над собой - не правильное выполнение техник развития, когда техника, методика освоена неправильно, или не освоена вовсе. Такое бывает, когда человек учиться без Наставника, без Учителя, и многое просто ускользает от его восприятия. Ему кажется, что он всё делает верно, но на самом деле это далеко не так.
  4. Это та самая завуалированная Гордыня! Гордыня, которая не проявляет себя внешне, но основательно засела и живёт в подсознании человека, не впуская в него ничего нового и блокируя почти все позитивные преобразования. Именно эту проблемы мы и будем решать в данной статье. Эту проблему можно определить так - «Я сам для себя самый большой Авторитет!» . Это очень опасная программа - убеждение, которое консервирует человека полностью на одном уровне развития. Ему кажется, что он весь такой классный и развитый, а на самом деле он никуда не идёт, не движется. Духовный Учитель или любой хороший эзотерик скажет - «этот человек не взял роль духовного ученика и поэтому, у него нет шансов, пока он не станет учеником» .
  5. Другие причины.

Следующий вопрос - нужны ли человеку Авторитеты для эффективного развития и достижения успеха?

Безусловно нужны! Авторитет - это Учитель или Наставник, это человек у которого вы можете чему-то научиться, который больше вашего видит, знает, понимает и умеет. И по статистике - 99% всех успешных людей, которые сделали себя и свой успех сами, имели Наставника, Тренера или Учителя, которого они слушались и у которого учились.

А если для тебя не существует авторитетов - ты закрыт к более высоким уровням, ты не взял роль и состояние Духовного Ученика, и однозначно можно сказать, что ты поражён гордыней, а значит слепотой и глухотой. Как бы ни обидно было это осознавать.

Вы скажите - «ну как же, я ведь работаю с Наставником или читаю и уважаю многих авторов - у меня есть авторитеты!» . Но я вам скажу - «здесь есть ловушка, подвох» ! Сознательно мы можем иметь авторитетов и даже Духовного Учителя, а вот подсознание наше, которое на много больше сознания, может быть зациклено лишь на себе самом и не иметь авторитетов вовсе. А если быть ещё более точным: зацикленное на себе подсознание, не способное брать роль духовного ученика - само является самым главным авторитетом для себя. Это и есть роковая ошибка и тупик развития! Это заавтомаченность на себе самом, на своём опыте, а соответственно на своих ошибках, привычках, подсознательных желаниях и на своём прошлом тоже. Это консервирование себя и остановка в развитии!

Пока подсознательно вы будете для себя самым большим авторитетом в этом мире, авторитетом выше всех остальных людей на Земле и выше Бога - вы не сдвинетесь с места, проблемы ваши будут только плодиться, а вы будете всю жизнь бесплодно сражаться с ветряными мельницами! При этом, ваше подсознание будет играть с вами в игры, путая в своих лабиринтах и противоречиях, и заставляя служить себе. А вы будете искусно оправдывать своё тупиковое положение сотнями «разумных» аргументов - почему из-за кого-то или чего-то вас опять постигла неудача.

Кто такой Авторитет?

Эзотерическое понимание: Авторитет - это человек, душа или другое существо, которое на 1 или много уровней развития выше вас, существо которое превосходит ваше сознание по уровню и позитивности (основные критерии развития).

Для человека верующего наивысшим таким Существом (неоспоримым Авторитетом) - является Творец, Создатель, Бог и Его Иерархия Света. Именно Бог и Его непосредственные Представители (Силы Света) - определяют все позитивные изменения, которые с вами могут произойти. Но если Они для вас и вашего подсознания не авторитеты - изменений не происходит! Вы просто не впускаете в себя и свою жизнь поток преобразующей энергии от Высших Сил, вы - закрыты!

И очень многие, даже глубоко верующие люди, для которых Бог это свято, на самом деле, подсознательно остаются закрыты к Нему. То есть, сознательно они признают Бога и Силы Света как главных авторитетов для себя, а подсознательно - не признают, оставаясь единственным авторитетами для самих себя, единственным мерилом и источником истины. И это большая проблема.

Из определений представленных выше, можно сделать логический вывод: сам человек никак не может быть для себя авторитетом. Ведь невозможно же быть выше себя самого, как верно говорят - «выше головы не прыгнешь»)) И если человек ошибочно полагает, что он сам может быть авторитетом для себя самого, то его участь, в таком случае, - водить себя по уже хоженым в прошлом дорожкам, лабиринтам и тупикам, совершая повторно старые ошибки помногу раз.

Чтобы человек действительно рос вверх, чтобы его сознание развивалось - ему для этого необходимо более высокоразвитое сознание (Существо), которое стоит в иерархии на несколько ступенек выше. Это и есть Наставничество и Ученичество в Иерархии Света! А без роли ученика - человек, даже невероятно талантливый, обречён топтаться на месте. Такому человеку никакой супер Учитель не поможет, пока он сам себе не поможет.

«Я сам для себя главный авторитет» или как проявляется гордыня подсознания?

Дорогие друзья! Проанализировать свои проявления необходимо, чтобы научиться в себе видеть гордыню. Это сверх важно!

  1. Вы обычно говорите другим или думаете про себя следующее - «я сам (или сама) знаю, что делать со своей жизнью и с собой, и мне никто не указ…», «для меня главное то, как я чувствую и понимаю, всё остальное не имеет значения…», «в моей жизни - всё будет по-моему и точка…», «я полагаюсь только на себя, на свою уверенность, на свои ощущения, на свой опыт, и больше никому особо не доверяю…», др. Это и есть убеждения и жизненные решения основанные на программе - «я главный для себя авторитет» .
  2. С кем бы вы ни общались, в каком бы замечательном кругу людей не находились - внутри, в глубине души, вы всё равно чувствуете себя одиноким человеком, далеко не всегда ощущая своё единство и гармонию с людьми и Всевышним. Вам сложно открывать и доверять другим людям и даже Богу. Вы чувствуете, что ваш внутренний мир - он только ваш, и вы никого и никогда туда не впускаете.
  3. Для вас важно отстаивание именно вашей точки зрения и восприятия чего-то, а если кто-то указывает на очевидную ошибку в ваших представлениях или ощущениях - вас это непременно расстраивает, но ни как не радует. И вы, при этом, закрываетесь, раздражаетесь и стараетесь найти повод остаться при своём мнении.
  4. Самым главным источником истины для вас является не Бог и Его представители, а ваш личный опыт. Другими словами - «мой бог - это мой опыт», а значит я сам. И вы на много больше стараетесь опираться на опыт своего прошлого, стараетесь найти подтверждения его истинности, чем учиться новому, учиться у своего Создателя и Высших Сил. Опыт, какой бы классный он ни был, - не должен консервироваться, он должен быть открыт к Богу и, в идеале, постоянно развиваться. Человек, для которого его личный опыт является главной сверх ценностью (стоит выше Бога) - не может войти в собственной прекрасное будущее, он обречён жить прошлым!
  5. Другие проявления.

Есть такое философское направление мировоззрения, как «Постмодернизм». Его суть представляется в том, что нет абсолютного источника Истины, т.н. Истина - для каждого своя. А если сказать точнее - «что я чувствую - то и истинно», «что я хочу - то и правильно» , «во что я верю - то и правда» , др. Основным критерием истины в постмодернизме является внутреннее подсознательное желание человека, его личные субъективные ощущения и переживания (и не важно - негативные они или позитивные, разрушающие или созидающие, от Бога или от Дьявола).

Это направление, с нравственной и чисто человеческой точки зрения является очень опасным. Хорошо если желания человека - позитивные. А если нет? Если человек начинает считать, что его внутреннее желание кого-то убить, над кем-то надругаться - это и есть истина, которая идёт из Души, и он должен это сделать, чтобы остаться верным себе, чтобы не подавлять и не ограничивать себя? Что будет, если так начнут считать и действовать все люди? Это же касается сотен других негативных и извращённых желаний, которые уже реализует и узаконивает западная цивилизация (её проявления: педофилия, др.). С таким доминирующим мировоззрением человечество имеет все шансы превратиться в стадо психически больных извращенцев, маньяков и зомби. А на самом деле, такой человек - обыкновенный раб своих извращённых желаний, утративший связь со своей Душой и Творцом.

Это небольшое отступление, которое даёт начальное представление о том, к чему приводит отсутствие авторитетов и убеждение - «истинно то, что я чувствую» .

Что нужно делать, чтобы эффективно развиваться и освободиться от заавтомаченности?

  1. Необходимо научиться быть Духовным Учеником, а это открытость и доверие к духовному Авторитету (к Богу, Силам Света, Учителю, Наставнику, др.)! И брать эту роль ученика нужно научить не только своё сознание, но и, что на много более важно и сложно, своё подсознание (нижние чакры).
  2. Но для начала, самое важное - это принять, что источник и мерило Истины это не вы, не ваше подсознание, не ваши желания и чувства, а ваш Создатель (Высшие Силы, которые создали этот мир и его Законы). И именно Бог (и Его представители) может вывести вас из любой проблемы, из любого лабиринта и тупика в вашей жизни. Это означает, что вы допускаете, что многие ваши внутренние ощущения собственной правоты - могут содержать ошибки, могут быть не полными и далеко несовершенными. И то, что чьё-то понимание, чьи-то чувства в этом мире могут быть на много более глубокими и близкими к божественной Истине, чем ваши. А это значит, что вам всегда есть чему учиться и у кого учиться!
  3. Практика: для себя нужно чётко определить - кто для вас является Авторитетом, а кто не является. И желательно, в этом определиться не устно, как говориться «взагали», а письменно - чётко прописать у кого вы можете чему научиться, а у кого учиться не стоит. Но этого не достаточно!
  4. Важно объяснить своему подсознанию , самому себе, что вы сами для себя не можете быть авторитетом, и что ваш опыт и чувства не могут быть главным мерилом истины. Как это сделать? Проще и эффективней всего это сделать письменно, так и написать «я не авторитет для самого себя, потому что 1, 2, 3…» , а дальше найти и перечислить минимум 10 оснований почему это верно. Для этого, конечно, нужно посидеть и подумать. Здесь оговорюсь , что чувства человека действительно могут мерилом истины, но только тогда, когда у человека мощно раскрыто и развито его Сверхсознание (живая связь с Богом)!. Тогда говорят - «устами и сердцем человека - говорит Бог» .
  5. Далее, важно определить к кому и к чему ваше подсознание должно быть открыто всегда и безусловно, чтобы не происходило! Кто для вашего подсознания неоспоримый авторитет, источник истины и всех Благ! Для верующего человека - это д.б. Бог и Силы Добра. Хорошо описано, как открывать своё подсознание для Бога, для Света - в статье Как довериться Богу, открыть своё подсознание, убрать зажимы и страхи .
  6. Искренне просите Бога и Высшие Силы - снять с вас блоки на развитие, снять заавтомаченность и закрытость подсознания на себе. У духовных людей есть выражение - «быть истинным учеником Бога - это значит принимать свою малость перед Богом, и внешне и внутренне», и одновременно с этим важно учиться принимать достоинство и величие своей души.
  7. Так же важно научиться различать и чувствовать в себе подсознание и сверхсознание (присутствие Бога в человеке), и развивать в себе именно сверхсознательную Интуицию, а не подсознательную. А сверхсознание начинает раскрываться и развиваться в человеке именно тогда, когда человек осознанно выбирает Бога, как абсолютного авторитета, и открывает подсознание для Его Воли и влияния. Так же, когда человек открывает своё подсознание к Богу, у него мощно развивается такое качества как Искренность (чувствительность к правде и преданность ей)!
  8. Безусловно, есть и другие эзотерические техники, которые позволяют убрать механизмы неизменяемости и заавтомаченности подсознания человека. Но их нужно осваивать индивидуально, в работе с Духовным Наставником илиДуховным Целителем.

Я очень надеюсь на то, что данная статья помогла и ещё поможет вам лучше разобраться в себе, глубже научиться чувствовать и понимать, что происходит у вас в подсознании, а так же, убрать ограничения и блоки на собственное развитие.

С уважением, Василий Василенко

Почему человек бездействует в момент, когда совершенно необходимо что-то сделать, и что такое выученная беспомощность, рассказывает психолог Ирина Рокотова . Если вы воспринимаете свекровь или тещу как тайфун, а себя считаете пострадавшими от стихии – этот текст вам точно пригодится.

Ей 37 лет, и она ничего не может изменить в своей жизни. "Я какая-то безвольная" – виновато говорит она. Подруги меняют работу, а она работает там, куда пришла после вуза, хотя там никаких карьерных перспектив и сплошные придирки и сверхурочные, работа не нравится ей настолько, что она даже стала плохо спать и подумывает о том, чтобы обратиться к врачу, может быть, он выпишет какие-то таблетки. С личной жизнью у нее тоже беда, она не раз регистрировалась на сайте знакомств, но общение с потенциальными женихами дальше бесед о погоде в чате не заходило.

Однажды она решилась на встречу с симпатичным врачом, но в последний момент испугалась и никуда не пошла. "Я боюсь, что меня обидят и бросят" – говорит она. Она уже всерьез думает, что у нее какой-то дефект воли, что она не может, просто не может то, что с легкостью дается другим. Не может ничего изменить в своей жизни.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки "научились" не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

Исследователь сделал важный вывод: в формировании выученной беспомощности основную роль играет возможность или невозможность повлиять на неприятные события, другими словами, то, контролирует субъект ситуацию или нет.

Когда человек чувствует, что ничего сделать нельзя

– Как ситуации выученной беспомощности можно определить в жизни?

– Люди ничего не делают в ситуации, когда могли бы что-то сделать. Просто не предпринимают никаких попыток. Причем сторонний наблюдатель видит, что выход есть и даже не один, а человек, который, казалось бы, должен быть заинтересован в том, чтобы найти выход, ничего не делает.

Но если смотреть на ситуацию изнутри, то вариантов – не видно, или они не кажутся вариантами. Не видно и ресурсов, с помощью которых можно что-то сделать, не видно точек влияния, которые есть. Ты чувствуешь, что ничего не сработает, и сделать с этим ничего нельзя.

– Это состояние похоже на страх неудачи?


– Думаю, в большей степени это похоже на чувство безнадежности. Ощущение пассивности на телесном и эмоциональном уровне: такое всеобъемлющее чувство: "все плохо" и отсутствие импульса что-то сделать на уровне тела.

Важно еще и то, что у человека в этом состоянии отсутствует реакция на изменение ситуации. Почему? Это – важный и интересный вопрос. Чисто теоретически, если человека привязали за ногу и он делал попытки освободиться, то в момент, когда его отвязали, он просто возьмет и уйдет.

А при выученной беспомощности нет ощущения, что нога уже не привязана. Почему с непривязанной ногой человек продолжает жить так же, как с привязанной? Что с человеком происходит такого, что он перестает замечать изменение контекста? Мне кажется, что в этом и есть самое интересное.

– Насколько такие ситуации встречаются в вашей практике?

– Достаточно часто. Мне кажется, что почти любой человек в каких-то областях своей жизни чувствует, что ничего сделать нельзя. Это может касаться чего угодно, отношений с родителями, поисков работы, каких-то личных отношений, возможности выйти замуж, похудеть, выучить английский, сделать карьерный рывок. Я бы не стала излишне обобщать, но думаю, что достаточное количество людей в отдельных ситуациях думают, что ничего не могут сделать.

Как перерасти "слезы тщетности"

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении "Альфа-родительства" (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие "слезы тщетности". Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он "закрывает" внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не "остается в клетке".

У взрослого человека, пережившего "момент тщетности" и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только "выйдя из клетки".

Когда условия изменились, а я – нет

– В экспериментах с собаками травмирующая ситуация повторялась много раз, прежде чем выработалось пассивно-депрессивное поведение. Неужели в нашей жизни бывают такие стрессы?

– Конечно. Многим людям, особенно тем, кто постарше, будет близок пример с изучением иностранного языка. Выучить его в очень средней советской школе было практически невозможно, несмотря на то, что человек ходил на уроки, выполнял домашние задания и писал контрольные, а с учителями-самородками и энтузиастами везло не всем.

Многие люди, уже став взрослыми, даже не пытаются выучить язык, зная, что это – "бесполезно". Они считают себя "неспособными к языкам", "тупыми", "с плохой памятью" и т.д.

Но если внимательно посмотреть на себя и вокруг, выяснится, что условия задачи давно изменились: вы уже не пятиклассник, который боится идти на "инглиш", потому что учительница кричит, а взрослый человек со своими достижениями, в которых проявили и ум, и способности, и хорошую память, который может позволить себе нанять квалифицированного и доброго преподавателя. Но из позиции: "Со мной все плохо, я не способен к языкам" эти возможности увидеть нереально.

– А в отношениях между людьми выученная беспомощность может проявляться?

– Бывает, что человек "застревает" в отношениях с другими людьми и каждый раз в определенной ситуации испытывает беспомощность. Например, у женщины проблема со свекровью: как только наступает погожий летний день и вся семья собирается погулять в парке, звонит свекровь и требует, чтобы сын немедленно поехал с ней на дачу (отвез ее в магазин, кино и т.д.). Ситуация повторяется, женщина относится к ней как к обстоятельствам непреодолимой силы: "Свекровь снова сорвала нам выходной. Что я могу сделать? Такой уж она человек".

Для того чтобы увидеть варианты, нужно изменить представление о себе.

В состоянии выученной беспомощности мы находимся в позиции бессильного ребенка, а варианты видны из позиции взрослого, который знает, как устроена эта реальность, кто и что в ней может.

Если наша героиня перестанет воспринимать свекровь как тайфун, а себя – как пострадавшую от стихии, то вполне сможет придумать какую-то тактику. Но для начала героине нужно понять: она – субъект этих отношений, и услышав, что ее муж обязан прибыть к маме, может ответить: "Мы не договаривались на сегодня", "Давайте на следующей неделе", вообще то, что посчитает нужным, а не только: "Да". Может даже сработать на опережение, позвонив свекрови заранее. Но это уже – высший пилотаж.

Конечно, не с любой свекровью (мамой, братом) можно построить теплые дружеские отношения. Тут важно понять, что будет для вас хорошим вариантом в этих отношениях, может быть, это – правильная дистанция, а может быть, ясность, что ничего сделать нельзя и нужно просто не вкладывать в это энергию, обеспечить себе психологическую безопасность. Ситуация и расстановка сил в отношениях может измениться со временем, и умение заметить, что теперь что-то по-другому – тоже противоположность выученной беспомощности.

"Мы сделаем все для вашего счастья"

В 1976 году в США психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден, продолжая исследования выученной беспомощности, поставили эксперимент, участниками которого стали жители двух этажей дома престарелых "Арден-Хауз". Жителям четвертого этажа дали возможность делать выбор и нести за себя ответственность, а жители второго этажа вели обычный для дома престарелых образ жизни.

Жителям четвертого этажа вручили такое письмо от дирекции: "Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната: если хотите, можете оставить все как есть, а если решите переставить мебель, вам помогут наши служащие. Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Кроме того, я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза”. Если вы решите, что хотите завести растение, можете выбрать из ящика то, которое вам понравится. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным".

А так выглядела инструкция для жителей второго этажа: "Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее, и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам. Я хочу вручить каждому из вас подарок от “Арден-Хауза” (служащая обошла всех и вручила каждому пациенту по растению), теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них".

Таким образом, жители четвертого этажа могли сами выбирать и контролировать различные обстоятельства своей жизни, а жители второго этажа были поставлены перед фактом, что решения, касающиеся их жизни, будет принимать руководство.

Через три недели исследователи провели в доме престарелых подробное анкетирование. Оказалось, что большинство жителей четвертого этажа оценивают свою жизнь как более счастливую, у них улучшилось состояние, они были более общительны и активны, показывали лучшие результаты при оценке памяти, умственных способностей и физического тонуса.

В то время как жители второго этажа хуже чувствовали себя физически, у них снижались когнитивные функции, настроение. Некоторые из них отказывались от еды и лекарств – предположительно потому, что это был единственный выбор, который им был доступен.

У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится

– Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?

– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.

Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.

Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.

Главный вопрос, который здесь стоит задать – чувствует ли человек, что от него что-то зависит? Не преуменьшает ли он значимость своих действий? Где есть маленькие возможности, которыми можно воспользоваться, маленькие ситуации, на которые он может повлиять?

Еще одна "засада" подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.

Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.

Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.

Не беспомощность, а взрослое решение

– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?

– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка. Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями.

Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: "Я подумал и решил, что не буду браться", или "Все так безнадежно, что я даже не начну".

– Так что же делать тому, кто с детства "бился головой о стеклянную стену"?

– Вспоминается мультфильм "Король Лев", где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.

Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.

От малых выборов – к проактивности

– Что делать человеку, который увидел у себя признаки этой самой выученной беспомощности?

– Мне кажется, если человек у себя их видит – это уже очень много. Знаете, что меня больше всего поразило в эксперименте в доме престарелых? То, что право выбора пожилым людям было дано извне. Пришли экспериментаторы и совершенно произвольно решили – вот у вас выбор будет, а у вас нет. И люди жили с этим как с данностью. Никто из них (или мы не знаем) не жил с установкой, что он и сам, без эксперимента, может поменять мебель в своей комнате. Или возразить против навязанных растений.

Мне кажется, просто мысль о том, что я сейчас переживаю беспомощность и это неправильно, подразумевает идею, что вообще-то выбор есть и я могу на что-то повлиять. Даже если сию минуту этого не вижу и не очень-то в это верю.

Практика самых малых выборов – могу же я выбрать между кексом и слойкой? Пройти пешком две остановки или проехать на автобусе? Взять синюю ручку или черную? Тренировка на безопасном материале может привести к тому, что я смогу выбрать: брать телефонную трубку или я сейчас не хочу разговаривать с этим человеком? Выполнять просьбу или отказаться? Выбираю я сейчас сделать то, что я хочу, или, пожалуй, побоюсь? И масштаб выборов постепенно будет нарастать: уволиться с работы или остаться? Пойти учиться другой профессии или придумать что-то в имеющейся? Рискнуть заговорить с человеком, который нравится, или придумать способ, чтобы он сам это сделал?

Это не будет просто, и хорошо бы иметь в этом процессе поддержку – или профессиональную, или просто понимающего человека, который за вас. Потому что будут откаты, и не все выборы будут удачными, и не всегда будут силы и решимость их делать – тут важно не позволить беспомощности загнать себя обратно в угол.

Но выученная беспомощность, по своей сути – привычка. И если совсем обобщать и упрощать – надо просто заменить эту вредную привычку на полезную – привычку к проактивности.

Постараюсь написать кратко. Проблема не нова. Начну с того что я не симпатичный парень, от этого у меня низкая самооценка. Думаю если бы я был красавцем всё было бы как раз наоборот, лучше б я был с завышенной самооценкой чем с заниженной. Мне 20 с небольшим лет, я девственник, что само собой для такого как я. Естественно что я хочу секса , но на меня даже "стремненькие" девченки не смотрят. Я с ними пытаюсь познакомится по интернету, но они отвечают тем, что я не в их вкусе. Некоторые откровенно игнорировали меня, после того как я скидывал им свое фото. А о красавицах даже как то и не думаю, уж если на меня и такие не смотрят. Хотя было пару попыток. Красотки слишком пафосные и у них другая система ценностей. Ещё вторая моя беда это - замкнутость. Ну а как ещё может чувствовать себя человек, на которого никто не смотрит, кто никому не нужен, и которого никто не любит. Я очень боюсь оценки окружающих, я пытался с этим боротся, перестраивал себя словно робот. Но как я появляюсь на людях, меня сдавливает. Смысле при общении, так то ещё терпеть можно, если это какойто общественный транспорт. И то у меня появляется ком в горле, както слезятся глаза и самая большая моя фобия , когда дрожит мой голос. Но есть волшебная таблетка. Когда меня злят, я становлюсь злой как чёрт и мне до фени окружающие. Все мои симптомы как рукой снимает. Если когда я добр, во мне эмоция - страх . То когда я злой - гнев. Но с девченками я не общался в таком состоянии, имею ввиду при знакомстве. Я на свидание с ними ходил всего пару раз и чувствовал себя как не в своей тарелке. Просто не представляю о чем общатся, нет к этому тяги, как бы это ценично не звучало, но меня влечет только к телу. Я не могу разбудить в себе заинтересованной в девушке как в личности. А ведь я даже не целовался и не представляю что это такое. Мне кажется с таких как я, вырастают маньяки, но я хочу любить. Хотя бы, лишь бы меня либили, любила какая нибудь девушка. Хотя мне нужно еще нагулятся. Что бы вы посоветовали мне? И просьба не пишите что нужна консультация и в двух словах все не расскажешь. Спрашиваю письменно и жду того же. Надеюсь ответите. Спасибо

Ответы психологов

Здравствуй, Иван!

Проблема не нова и ты прав в этом. Ты ищешь подтверждения, что ты достоин быть любимым. Но почему ты ищешь его и ждёшь от других.

Здесь таиться замкнутый круг. Себя ты не любишь - но ожидаешь от других. А другие чувствуют твою нелюбовь к себе и по этому не дают подтверждения.

И первый шаг к тому, чтобы полюбить себя - это признать как факт, что ты такой какой есть!

Это необходимо для того чтобы можно было менять себя. (До признания этого факта. Ты хороший - просто другие этого не видят.) Изменить ничего не удастся! Ведь если нет проблемы - то, что менять.

Доброго времени суток, Иван.

"Мы то, что мы о себе думаем". Если ты решил, что не красив, не симпатичен, то именно таким и будешь. Не умеешь общаться, значит не умеешь. Нравится такое положение дел? Конечно же нет. А что пробовал предпринять? Писал, что перестраивал себя, как робот. Но ты же не робот. Ты такой, какой ты есть, Иван. Парню не обязательно быть красивым, чтобы нравится девушкам. Психология жещины такова, что они любят решительных мужчин, на которых они могут положится. Женщины любят ушами. Если ты им сумеешь доказать, что ты именно тот принц, которого они так ждали, то они обязательно раскроют тебе свое сердце.

Второй аспект, не умение строить отношения с окружающими. В первую очередь ты должен просто перестать боятся людей. Никто тебе не желает зла, те, кто действительно тебя любят и ценят им совершенно не важн твой облик. Ты просто боишься, что они причинят тебе боль, откаав тебе. Ты и сам себя не любишь, постоянно ругаешь или утопаешь в море самосожеления. Перестань себя жалеть и всего боятся, ты такой, какой ты есть. Покажи миру свое внутреннее сокровище, что хранишь глубоко внутри.

Я уверен, что ты очень интересный человек и тебе просто надо научится показывать ее окружающим.

Успехов тебе.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Иван. Извините, что запоздала с ответом. Давайте попробуем разобраться в ситуации. Представьте себе маленького, щупленького мужчину, который к тому же "Р" не выговаривает. Добавьте в этот портрет лысину, большую голову и маленькие глазки. Согласитесь, красавцем здесь и не пахнет? Как вы думаете чей портрет я описала? Думаю, что не догадаетесь. Так выглядел вождь пролетериата В.И. Ленин. Если вы знаете историю, то вспомните внешние данные великих полководцев Наполеона, Суворова. Все они были далеко не красавцы! А великими стали. Как вы думаете, почему? Потому что, они работали над собой. Они хотели доказать всему миру на ЧТО способны. За этим стоит большой труд. Суворов, например, был хилым и болезненным. Так чтобы справиться с этим он обливался холодной водой, изнурял себя физическими упражнениями.

А какими достижениями можете гордиться ВЫ? Что вы сделали для того чтобы преодолеть страх ? Каких результатов добились? Вы говорите, что умеете хорошо злиться. А как вы используете это качество в мирных целях? Вы стали хорошим боксером, футболистом?

Вы пишите, что вам трудно разговаривать, общаться. А что вы сделали, чтобы преодолеть эту трудность? Вы посещали курсы ораторского мастерства, тренинги личностного роста или что-нибудь подобное?

Вы пишите, что в 20 лет вы девственник, что еще не с кем не целовались. А вы пробовали это сами себе организовать? Мне вспоминается роман "Скарлет", где юноша пробирался по ночам в дома к женщинам, чтобы посмотреть на них в нижнем белье. Этот переполох закончился, как только юноша обратился к услугам доступных женщин. Понятно, что это худший вариант. Возможно вы найдете другой.

Понимаете, Иван, вы живете в маленьком закрытом мирке и как улитка иногда выходите посмотреть что происходит на свете. И никто вас оттуда не выманит. Только вы сами, ваши усилия и желания. А самое главное труд до потери сознания, до мазолей, до хорошего результата.

Трудитесь Иван!

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Полтора месяца назад я, в очередной раз, задумался об организации своих тренировок в бассейне, мне уже надоело плавать брасом, но перейти на кроль мне так и не удалось, мне было тяжело физически, но еще больше ощущалось психологическое давление. Вода давила на меня, я постоянно боролся с собой и, что самое страшное, с водой. Подготовиться физически это самое простое, собраться морально - вот истинно ценная победа над собой. Ни какие упражнения, ни какие отрезки не помогли мне поплыть кролем, каждый раз мозг протестовал, он просто кричал: "Я не могу! Я ничего не вижу! Мне не хватает воздуха! Это ужасное однообразие давит на меня!" Попытки плыть поочередно кролем и брасом, постепенно увеличивая соотношение в пользу кроля, попытки плыть только кролем и пытаться каждый следующий раз прибавлять проплываемую без отдыха дистанцию ни к чему не привели, максимум что я мог, это проплыть 300 метров кролем, долго приходить в себя и проплыть еще чуть-чуть кролем... Очередной штурм я начал с поиска в интернете тренировочных планов, мое внимание привлек сайт swimcenter.ru , на котором планов было с избытком, все они позиционировались как для новичков, как раз то, что мне надо. Бегло пересмотрев множество планов, я остановился на трех из них, которые мне понравились больше остальных, для детального изучения и вот принтер уже работает.

  1. Программы тренировок по плаванию - начальный уровень. Это оказался очень начальный план даже для меня. Хоть я и не могу плыть кролем больше 250-300 метров, но брасом я уверенно плыву более 2 км, ровно дыша, со скоростью около 2,5 км/ч. Этот же план предлагал тренировки максимум по 600 метров, обычно у меня 500 разминка. Отклонил.
  2. Как проплыть километр кролем не напрягаясь. Уже интереснее, но способы достижения цели для меня оказались тупиковыми в прошлом. Вариант А предполагал "сет из коротких дистанций" 4х25, 3х50, 2х75, 1х100 с постепенным увеличением отрезков, но никакой конкретики, просто "увеличивайте расстояние по самочувствию". Вариант Б "прерываемый", т.е. устал - перешел на брас, потом обратно на кроль и т.д. Для меня это тоже не вариант, и опять никакой конкретики.
  3. 1500 метров кролем за месяц. И дистанция хорошая и сроки подходят, а что внутри? План разбит на 4 недели по три тренировке в каждой. Каждую неделю увеличиваются отрезки и уменьшается отдых. Первая неделя всего 700 метров, подумал что можно добавить разминку и заминку и будет нормально. План показался несколько "жестоким" не только для новичков, но и для меня (позже я читал комментарии к плану тех кто пытался, хорошо что я сразу этого не сделал), но он мне понравился. Сначала я хотел его скорректировать, растянув на 1,5 месяца и делая по 2 тренировки, а не по три в неделю, но потом решил февраль полностью посвятить плаванию, а с марта сокращать воду и добавлять велосипед и бег. Кроме того тренировки были не объемными что просто требовало увеличить их частоту. Небольшие изменения я все таки внес в план, в оригинале отдых был на количество вдохов я же, после первой тренировки по плану, усреднил его и перевел в секунды.

Первая неделя (три дня): 4 x 100 метров. Перерывы по 12 вдохов (45 секунд) между 100 метрами. 4 x 50 метров. Перерывы по 8 вдохов (30 секунд) между 50 метрами. 4 x 25 метров. Перерывы по 4 вдоха (15 секунд) между 25 метрами. Всего: 700 метров.

Вторая неделя: 200 метров. Перерыв на 12 вдохов (45 секунд). 4 x 100 метров. Перерывы по 10 вдохов (38 секунд) между 100 метрами. 4 x 50 метров. Перерывы по 6 вдохов (22 секунды) между 50 метрами. 4 x 25 метров. Перерывы по 4 вдоха (15 секунд) между 25 метрами. Всего: 900 метров.

Третья неделя: 400 метров. Перерыв на 12 вдохов (45 секунд). 200 метров. Перерыв на 10 вдохов (38 секунд). 4 x 100 метров. Перерывы по 8 вдохов (30 секунд) между 100 метрами. 4 x 50 метров. Перерывы по 4 вдохов (15 секунд) между 50 метрами. Всего: 1200 метров.

Четвертая неделя: 600 метров. Перерыв на 10 вдохов (38 секунд) . 300 метров. Перерыв на 8 вдохов (30 секунд) . 4 x 100 метров. Перерывы по 6 вдохов (22 секунды) между 100 метрами. 4 x 50 метров. Перерывы по 4 вдохов (15 секунд) между 50 метрами. Всего: 1500 метров!

Очень логичный план, все дозировано, добавил разминку и заминку брасом по 200 метров, но уверенности что "доплыву" до конца плана не было, но попробовать стоило. В середине плана я чуть было не остановился , но нашел в себе силы, сделав шаг назад, продолжить.

Сегодня я завершил этот план! Да, я горд собой, я добился того чего хотел, я готов идти к следующей цели, покорять новые вершины. В субботу поплыву контрольную на 1 километр, без борьбы за секунды, просто проплыть без остановок, заложить еще один маленький кирпичик в фундамент большой цели.

Прогресс, запечатленный на видео.

Окей, google, как изменить себя?

Я всегда и всем говорю, что каждый может измениться .

Но почему каждый считает своим долгом с пеной у рта доказывать мне, что он слишком эгоистичен, слишком раздражителен, ленив/любой другой эмоциональный недуг?

И ведь не лень же им!

Мне пришлось серьёзно призадуматься, чтобы ответить себе на вопрос: почему люди выискивают у себя какие-то болезни, а потом всю жизнь ищут «лечение»?

И тогда я отчетливо увидел два практических вывода , от которых не спрятаться и не скрыться.

Окей, google, как мне изменить себя?

Во-первых, не надо заниматься самолечением .

Сейчас, если умеешь пользоваться поиском в интернете - можешь сойти за очень умного и начитанного человека.

Но искать решение в интернете - не выход , это может принести больше вреда, чем пользы.

Если у вас заболит ухо, то куда вы первым делом кинетесь за советом? Правильно, в интернет !

Только если на каком-нибудь сайте вам посоветуют что-то типа «приложить пареную мочу к уху», будете ли вы это делать?

Думаю, нет! Потому что, скорее всего, активируется ваш здравый смысл .

А вот пример менее забавный: у человека иногда болит голова.

Он ищет уникальный рецепт избавления от боли и, что удивительно, находит - пить мятный чай перед сном.

Пару лет он пьет чай и игнорирует боль.

Потом начинает пить таблетки, которые посоветовала тётушка Люба или фармацевт в аптеке.

Еще через пару лет его состояние ухудшается, и, когда уже совсем приспичило , он все-таки идет к врачу.

Диагноз - рак .

Лечить уже поздно, потому что опухоль дала метастазы. Вот если бы он обратился несколько лет назад ...

Стадии САМОколéчения

Теперь о вопросах работы вашего мозга и психологии. У вас появился симптом, неприятный, но не смертельный.

Вы шарите по интернету и находите там советы, цитаты, афоризмы.

Что сделает среднестатистический «интернет-серфер»? К счастью, обычно ничего. Все оставляет, как и прежде.

Но пройдет пара лет и прихватит плотнее, он захочет решения.

Тут-то и начнется: «Я не могу избавиться от лени/ раздражительности/ковыряния в носу! Мне нужно почитать книгу по мотивации».

Откуда у вас, ребята, вообще такие мысли?

Вы анализировали свои состояния, прошлый опыт? Откапывали разные уровни убеждений? Выявляли шаблоны поведения? Исследовали систему?

Вы просто увидели вконтакте какую-то красивую и удручающую цитату про лень, и этого было достаточно, чтобы поставить себе диагноз, поверить в него и искать решения того, чего вообще нет.

К сожалению, в вопросах психологии, здравый смысл работает плохо.

Вот и удивляемся мы потом, что не работают никакие «чудесные рецепты избавления от (подставьте каждый свой вариант»).

Посвящая свою жизнь поиску решения , мы так и не получим никакого результата . Придет разочарование, уныние, мы потеряем какой-либо интерес к своей жизни и попыткам что-то с ней делать.

В голове появляется четкая установка «все уже перепробовал, я безнадежен».

Но ведь решение такое простое - не занимайтесь самолечением !

Отдайтесь в хорошие руки

Самое важное: зарубите себе на носу - каждый может измениться .

Честные усилия, направленные в правильное русло и… «Вы превосходны!».

В некоторых случаях вы, конечно, можете сами изучить систему или взять целостную технику и работать с ними. Но что делать, если нет подходящих знаний, чтобы критически оценить эту технику?

Или вообще не удается ее найти?

Обращайтесь к специалисту . Только постарайтесь найти такого, который не будет вешать вам на уши розовую вату про вселенского позитивного джина и т.д.

Но проверяйте!

Основной критерий - результат , а не волшебные диагнозы-шмиагнозы.

Смотрите за вашим состоянием, а не за красивыми словами и умными мыслями.

Для меня будет явным тревожным звоночком, если из речи специалиста я не понял даже два-три слова. Значит, он либо сам не понимает, о чем говорит, либо хочет ввести в заблуждение.

А чаще и то, и другое одновременно.

Потому что, если человек понимает , о чем говорит, то он обязательно сможет все объяснить простым, человеческим языком.

Каких результатов лучше ждать

Одна женщина-шаман как-то мне сказала, что она «открывает новые пути» . Так вот, если открылись новые пути в вашей жизни, значит все отлично. Вы движетесь в верном направлении.

Если вам субъективно стало легче дышать - ура!

А если же в вашей голове появилось больше умных слов, сложных проблем и тарабарского хлама… Вы свернули не туда , надо возвращаться в начало.

Это невероятно важно.

Потому что о-о-очень часто люди занимаются именно словоблудием ума - подкармливанием монстра своей значимости.

Стоит заметить, если вы ещё не поняли, что в качестве примеров я приводил собственные опыты, не опыт клиента или друга.

Свои опыты.

Опыты человека, который работает над собой каждый день уже много лет, а также берет на себя ответственность учить других работе над собой!

Да, да, и у меня всё равно куча проблем

Чего точно не ждать

Скорее всего, с такими проблемами, которые были в самом начале, вы больше не столкнетесь. Но также не думайте, что вы начнете светиться, летать или сочиться любовью.

Я знаю, этого многие ожидают.

Даже я не встретил того самого вселенского позитивного джина.

И сколько бы я ни встречал различных самых матерых практиков… никто из них не встречал.

И думаю, никогда и не встретит.

Зато многие изменили свою жизнь сильно: новые места, люди, увлечения, новый уровень вдохновения и наслаждения жизнью. И это нормальный результат .

Это все довольно просто и очевидно, но даже я продолжаю работать над собой каждый день !

Но теперь ко второму выводу .

Тут все гораздо печальнее, потому что первый пункт звучит вдохновляюще - выкиньте слова… чувствуйте. А вот второй пункт звучит не так весело.

Работа над собой никогда не закончится.

Если вы решите наладить свое здоровье и попробуете правильно питаться всего одну неделю, то… Ну вы понимаете.

И точно также, если вы решите избавить себя от какого-нибудь плохого качества - вам придется заниматься этим не месяц, не два, но каждый день, всю свою жизнь .

Тут нет и не будет исключений. (Я всегда думал, что «ну я-то точно справлюсь за пару месяцев»)

Но и я круто ошибся.

Есть легенда про одного великого святого, который буквально «светился» и много лет творил потрясающие чудеса. Но когда он умирал, то постоянно повторял: «Господи, почему ты дал мне так мало времени, чтобы отмолить мои грехи.

Ведь я так грешен».

Подведем итоги

Итак, резюмируя выше сказанное, повторю:

  1. Не занимайтесь самолечением;
  2. Не ждите полного и чудесного исцеления.

И самое главное, помните - процесс работы над собой бесконечен , но увлекателен, если в ваших руках есть приятные и сильные инструменты.