Вышивка крестиком половины клетки. Вышивка крестом для начинающих или как научиться вышивать крестиком красиво

Ручная вышивка - один из непременных участников почти каждого модельного показа. Приобретя популярность столетия назад, этот вид декоративного рукоделия остается на пике до сих пор. Украшают вышивкой практически все - от одежды до предметов интерьера. Применяют многочисленное количество стежков. Модельеры и талантливые швеи тратят не один день на то, чтобы разобраться, как вышивать. Полукрестом, крестом, гладью, рококо, навивкой или стежками - каждая методика требует большой усидчивости, внимания и терпения.

Допускать ошибки в подобных работах нельзя - каждая техника специфична тем, что даже маленькая ошибка будет бросаться в глаза не только специалистам, но и простым потребителям. Например, техника полукрестов при неравномерном и неправильном расположении наклонных черт может существенно испортить внешний вид изделия. Вместо аккуратного ровного рисунка будет получаться путаница, работа будет смотреться неаккуратно.

Виды стежков

В вышивании иглой есть масса разновидностей стежков. Большая часть полотна обычно заполняется классическим равносторонним крестом. Однако есть схемы, в которых кроме стежков классических присутствуют неполный крест, бекстич, 1/4 и 3/4 креста, а еще французские узелки. Каждый из имеет непосредственно отношение к вышивке крестиком, потому освоить большинство их них со временем приходится каждой вышивальщице. Разбираться с тем, как вышивать полукрестом, необходимо подробно и внимательно. Малейшие ошибки в вышивке будут стоить часов переделывания полотна.

Технология вышивания крестиком

Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства - у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.

Для работы потребуется канва ("Аида" или "Лен-32"). Канва - это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками - канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.

Направление движения иглы

Для выполнения традиционного креста необходимо взять иглу для вышивания (она тоньше классической и острее) и нитку. Вышивают нитками, специально предназначенными для этого. Их можно приобрести в магазинах для рукоделия. Легко разобраться, как вышить полукрест. Техника проста.

На выбранной канве делается первый стежок. Для этого иглу с нитью с изнаночной стороны вкалывают в левый нижний угол квадратика. Затем острие иглы вводится с лицевой стороны на изнанку в верхний правый угол. На лицевой части получается диагональный стежок, направленный слева направо. Из этой точки с изнаночной стороны игла выводится в нижнюю правую точку на лицевую сторону. Затем прокладывается очередной диагональный стежок - из правой нижней точки в верхнюю левую. Игла выводится наружу. В результате получается крестик традиционный.

Вышивание ряда крестиков

Если необходимо вышить ряд крестиков, то сначала выполняется необходимо число наклонных линий, например, до места смены цвета, а затем сверху в обратном порядке прокладываются стежки в другом направлении.

При такой технике вышивания на изнаночной стороне будут видны только ровные палочки с редкими более длинными переходами - так будут отображаться смены рядности. Большинство мастеров со временем приходят к мысли, что можно иногда пожертвовать красотой изнанки ради того, чтобы лицевая часть выглядела красиво. Особенно это может быть актуально для вышивания полукрестов.

Техника вышивания полукреста

По сути, полукрест получается в том случае, когда вышивают первую палочку для полного креста. При движении иглы из нижнего левого угла в верхний правый получается наклонная палочка, которая и является полукрестиком. Рукодельницы всего мира согласны, что каждая методика может быть изменена под нужды мастера. Для того чтобы разобраться с вышивкой и не напутаться в узоре, необходимо внимательно читать описание к схеме.

Особенности полукреста

Недостаточно разобраться с тем, как вышивать полукрестом. Для начинающих часто становится непонятной методика работы. Вышивка такой техникой имеет много особенностей и технологических нюансов, знать которые полезно перед тем, как приступать к работе.

Как правильно вышивать полукрестом, чтобы работа смотрелась красиво:

  • Для разных частей схемы могут применяться разные углы наклона стежков. Перед началом работы важно внимательно прочесть инструкцию. Считается основным наклон слева направо, это низ полного крестика. Однако есть рисунки, в которых применяются разные наклоны одновременно.
  • Данная методика вышивания показывает недостатки лицевой стороны очень четко. Непозволительно допускать огрехи. Первый и последний стежки должны быть вышиты особенно аккуратно.

Определенные нюансы связаны с движениями иглы:

  • Из-за частого движения иглы могут возникать перевивы. Для того чтобы нитка не перекручивалась, необходимо иногда отпускать иглу свободно повисеть. Так раскрутится накрученная нить, и вышивка будет смотреться красиво.
  • Для закрепления нити с изнаночной стороны потребуется большее количество стежков, чем при классической вышивке.

Вышивать в этой технике можно не только по прямой, однако есть нюансы:

  • Вышивка может просвечиваться. Для того чтобы вышить один темный крест в окружении светлых, лучше сделать несколько стежков в одном и том же месте, но нить взять в более тонком сложении. В этом случае конец нити, которой затем будет пропускаться под светлыми, не будет заметен и не испортит рисунок.
  • Разобраться с тем, как вышивать полукрестом, несложно. Важно следить, чтобы результат работы не испортился пяльцами. При перерывах или прекращении процесса нужно снимать рамку, пяльца и любой вспомогательный инструмент. Даже неаккуратно рукой можно сдвинуть нитку.
  • Работа может менять форму в зависимости от наклона стежка. В багетной мастерской это могут откорректировать.
  • При использовании канвы следует избегать слишком сильного натяжения полукрестика. В противном случае появятся дырочки в местах проколов ткани.

Направление вышивания

Разобраться с тем, в какую сторону вышивать полукрест, сможет каждый. Главное, чтобы лицевая часть была ровной.

Для того чтобы продвигаться полукрестиками по диагонали, необходимо иглу выводить не по прямой, а под углом, немного сдвигаясь в диагональном направлении. Тогда будет получаться ровная линия из направленных в одну сторону полукрестиков.

Частичный крестик

Кроме понятия крестика существует еще комбинированный полукрестик. Он вышивается легко, но требуется некоторая сноровка. В зависимости от того, верхний будет полукрестик или нижний, вводится игла, и делается первый стежок. Рассмотрим, верхний полукрест. Как вышивать его, понять легко. Могут быть левонаправленные и правонаправленные верхние или нижние крестики. Первый стежок делается из верхнего левого угла. Острие иглы вкалывается в правый нижний угол. Затем вышивают часть крестика. Для этого кончик иглы выводится в верхний правый угол и вводится в середину клетки.

Верхние и нижние полукрестики должны, как и любой крестик, иметь одинаковое направление верхнего стежка. Если первый длинный стежок делается из нижнего угла, то все стежки должны в этом ряду начинаться так же. Часто стараются первой вышить маленькую часть, а только потом перекрывают ее длинной стороной. Для этого сначала делают так, как вышивать полукрестом. Для верхнего комбинированного крестика игла сперва с изнаночной стороны вводится в верний левый угол. Вкалывается острие не в нижнюю точку, а в середину квадрата, в место переплетения четырех прядей, из которых состоит клеточка канвы. Затем иголка выводится с изнаночной стороны в левый нижний угол. Входит игла после этого в правый верхний угол и выводится в середину или нижний левый угол следующего элемента.

Большая часть тканей, которые используются как канва, позволяют не слишком пристально следить за тем, какая часть вышивается в комбинированном крестике. За счет движения волокон получается так, что пряди сдвигаются, а большая и маленькая черточки оказываются встык. Важный момент: необходимо следить, чтобы большая черта перекрывала маленькую и не было пробелов. Если вколоть иглу слишком далеко от пересечения волокон клетки канвы, то в середине может образоваться выступ, который будет виден. Таким образом, в одной клетке, из которой получается один традиционный крест, можно вышить 4 маленьких.

Применение методик

Разобравшись, как вышить крест и полукрест, можно браться за работу над картинами с частичной вышивкой. Данные виды стежков применяются для того, чтобы более реалистично передать фактуру на изображении, качественно прорисовать черты лица или переход от одного цвета в другой сделать плавне.

Очень красиво смотрится комбинированный полукрест. Как вышивать его, можно посмотреть на схемах. В сочетании с традиционными техниками такие работы смотрятся нетривиально и реалистично.

Полукрест, или неполный крест, используется в вышивке сам по себе или в вышивке крестом при вышивании отдельных элементов и заполнения фона. Также шов широко применяется в бисерной вышивке. Прекрасно подойдет бисерная вышивка полукрестом для начинающих, так как схемы таких вышивок просты и понятны даже для детей. Вышивку бисером можно выполнять нитью одного цвета, не меняя ее, как при вышивке картин обычным крестом.

Если же вы приверженец классической вышивки нитью, тогда вышивка полукрестом не будет представлять для вас особой сложности. Чтобы выполнит шов полукрест, достаточно просто заменить крестообразный шов на один стежок, проще говоря, вышить половину креста, отсюда и название этого стежка. Технику полукрест применяют с целью придать работе больше легкости, нежности, прозрачности, картины, вышитые этим способом, чем-то напоминают акварельный рисунок.

Важным моментом при работе в технике полукрест является способ прокладывания рядов. Если в первом ряду стежки будут идти сверху вниз, то следующий ряд необходимо вышивать наоборот, снизу-вверх. Это делается для того, чтобы в готовой работе нити изнаночной стороны не провисли. Также техника полукрест обязывает мастера к тому, чтобы направление стежков всегда было одинаковым, так как стежки, вышитые «в разброс», будут непременно заметны в готовой работе, а сама работа будет выглядеть не аккуратно.

Полукрест очень простой в выполнении и не требует особых навыков, однако, если при работе в этой технике у вас возникают трудности, вы легко можете найти подробные видео подходящей тематики, где пошагово описывается процесс вышивки в этой техники и методы решения возникающих по ходу вышивки проблем.

Плюсы и минусы

Рассмотрим основные плюсы вышивки полукрестом:

  1. Техника полукрест очень простая и доступная для понимания даже новичкам;
  2. Это очень экономичный вид вышивки, так как по сравнению с вышивкой обычным крестом тратится примерно в два раза меньше нитей;
  3. Готовая работа имеет вид акварельного рисунка из-за своей легкости;
  4. Работа техникой полукрест вышивается гораздо быстрее;
  5. Практически все схемы для вышивки, доступные в Интернете, создаются в технике полукрест. Не нужно искать специальные схемы исключительно для этой техники.

Основным минусом вышивки полукрестом является то, что неаккуратные стежки будут сразу заметны, поэтому старайтесь не допускать их во время процесса вышивки.

Несколько советов по работе в технике полукрест:

  1. Следите, чтобы мулине не скручивалось во время вышивки, если такое произошло, дайте игле свободно повисеть на нитках, чтобы они раскрутились обратно.
  2. Концы нитей придется крепить более тщательно и следить за тем, чтобы они не проглядывались с лицевой стороны, так как вышивка не такая плотная, как при вышивке обычным крестом.
  3. Откажитесь от использования пялец в такой работе, так как излишнее воздействие на уже готовые стежки растянет или деформирует их, тем самым испортит работу и ваше настроение. Если же вы не привыкли работать на свободной ткани, лучше воспользоваться большой рамой.
  4. Не стоит слишком затягивать стежки, это может сделать ряды не равномерными и в местах проколов образуются некрасивые растянутые отверстия.
  5. Если в вышивке применяется комбинация стежков крест и полукрест, следите за тем, чтобы направление стежка полукрест соответствовало направлению верхнего стежка полного крестика.
  6. В бисерной вышивке полукрест — основной вид стежка, объясняется это тем, что бисер не требует дополнительной плотности цвета или заполнения основы для вышивки. Он сразу ложится на схему ровно и плотно, бисеринка к бисеринке.

Основные правила при вышивке в технике полукрест бисером остаются такими же:

  1. Следите за направлением стежка, если работу начинали вышивать справа налево, то обратный порядок будет выглядеть неаккуратно.
  2. Не затягивайте стежки, это деформирует материал, на котором вы вышиваете, исправить это будет очень сложно даже при натягивании готовой картины на холст.

Для лучшего понимания того, как выглядит готовая работа в технике полукрест, советуем ознакомиться с примерами таких работ на следующих фото.


Варианты вышивки полукрестом:



  • Для разных схем разработчики могут применять различны наклон стежков. Поэтому, перед выполнением вышивки по схеме, изучите инструкцию повнимательней. За основной принято принимать наклон слева направо, то есть нижняя часть полного креста. Но есть и такие схемы, где применяются разные наклоны стежков;
  • Этот вид вышивки позволяет явно увидеть все недостатки на лицевой стороне. Поэтому не обращайте внимания на изнанку, сосредоточьтесь на внешнем виде вышивания. Очень внимательно нужно совершать переход из ряда в ряд, последний стежок первого ряда и первый следующего требуют особого внимания;
  • Чтоб нитка не перекручивалась, как можно чаще отпускайте нитку свободно свисать. Под весом иглы нить сама раскрутится;

  • Имейте в виду, что с изнаночной стороны полукреста одиночные вертикальные колонки, а не двойные, как при вышивке крестом, поэтому концы нитки, которые вы закрепляете под нитками изнанки, должны быть длиннее, а количество стежков – больше. Если вам необходимо сделать одиночный темный полукрестик в окружении более светлых, есть риск, что конец темной нити, пропущенный под светлыми, будет просвечиваться через ткань. Это испортит цветовую схему рисунка. В этом случае, вы должны взять нить в одно сложение и дважды повторить косой стежок, закрепив темную нить под ней же самой;
  • Вышивка этим стилем требует аккуратного обращения, при перемещении пялец или рамы в местах, где ткань зажимается, стежки могут деформироваться. Используйте пяльцы больших размеров, или снимайте пяльцы каждый раз, когда делаете перерыв в работе;
  • Не пугайтесь, если вам кажется, что прямоугольная форма вышивки в технике полукрест поменяла свою форму в сторону наклона стежков, при оформлении картины мастер, натягивающий ткань, легко это поправит;
  • Если вы не пользуетесь канвой, вышивая неполным крестом, не делайте стежки слишком тугими, от этого на ткани могут появиться дырочки, что подпортит внешний вид работы;
  • Вы можете добиться очень интересного эффекта, используя на белой однотонной канве нитки меланжевой расцветки. Фон будет переливаться и играть, это оживит любую самую скучную картинку;
  • Сейчас стала известна техника, при которой вышивальщицы при большом объеме работы с диагональным стежками, применяют сразу две техники: гобелен и полукрест. Этот прием позволяет сохранить форму вышиваемого объекта и создать более ровную поверхность вышивки. Просто необходимо чередовать ряды с похожими стежками.
  • Урок по технике вышивки «полукрест»

    Натягиваем ткань на рамку. Лучше, если это будет канва. Для тренировки возьмите одинарную темную или яркую нить мулине;

  • Протяните ее в игольное ушко и соедините концы;
  • Возьмите простой узор и определите, в каком месте он будет расположен на ткани. Начинать следует с верхнего левого угла;
  • Первый стежок выполняется из нижнего левого угла клетки, на картинке точка №1. Иглу выводите с изнаночной стороны, оставив свободным хвостик нитки;
  • Иглу вводите в верхний правый угол в точку №2, протягивая нить с лица на изнанку. Первый стежок выполнен;
  • В следующем по рисунку квадрате начинайте стежок также, как и в первом, с нижнего левого угла из точки №3. При этом, на изнанке свободный конец нитки пропускайте по ткани под вертикальными стежками;

  • В первом ряду выполните необходимое число стежков, затем переходите на второй ряд;
  • Во четном ряду стежок начинается из верхнего правого угла. Иголка выводится с изнаночной стороны, затем выводится с лицевой в нижний левый угол;
  • Таким образом, чередуя нечетные и четные ряды, выполняется весь рисунок до конца. В этом случае с изнаночной стороны и получаются ровные ряды из вертикальных стежков.
  • Видео: техника вышивки полукрестом


    Чередование техники полукрест и гобеленового шва

    Гобеленовый шов, представленный на картинке, при первом взгляде не отличается от неполного креста. Однако, на изнанке мы видим совсем другую картинку: ряд еще более косых стежков, чем на лицевой стороне, но с тем же наклоном.


    Если использовать только технику полукрест, то возможность легкой деформации готовой картинке значительно выше, чем при чередовании двух техник. Происходит это из-за того, что при вышивании неполным крестом, клетка стягивается вертикальными изнаночными стежками и становится похожей на прямоугольник. Это незаметно, если объем вышивки полукрестом небольшой. Но если вышивается большая площадь, то изменения рисунка не избежать. При гобеленовой технике перекос клетки тоже существует, но не такой сильный. Для уравновешивания перекосов и используется двойная техника.

  • При чередовании двух техник, первый ряд выполняется таким же образом, как и при технике полукрест;
  • Во втором ряду на смену полукресту приходит гобелен. В первой клеточке второго ряда начинаем выводить иглу с нижнего левого угла, затем вводим в верхний правый;
  • Второй стежок выполняем также, как первый;
  • Изнаночная сторона выглядит не так красиво, как при полукресте, зато на лице нитки ложатся более ровно. Это обусловлено тем, что игла вводится с изнанки только в свободные дырочки канвы. Таким образом, не происходит вытягивание нитей уже готовых стежков, как при технике полукреста.
  • Видео: вышивка крестиком и гобеленовый стежок

    Полукрест – роспись

    Полукрест «роспись»

    Техника полукрест – это не только вышивка по рядам, но и в технике росписи. Такая техника интересна тем, что создает контурный рисунок из стежков. Стежки могут быть прямыми и косыми, главное, чтоб они создавали непрерывную цепочку из стежков.

    Выполняется такая цепочка в два этапа. Первым делом вышиваются прокладочные стежки. Они, чередуя лицевые и изнаночные стежки, очерчивают примерный контур будущего рисунка. Следующий этап: заполнение места между прокладочными стежками. Лицевые и изнаночные стежки меняются местами, и рисунок складывается окончательно. Это очень интересная техника. Выполняя ее в различных цветах, вы можете получить прекрасный кант или самостоятельную картинку.

    Шов «Бэкстич»

    На основе неполного креста существует множество узоров, используемых в сочетании с другими техниками вышивки или в качестве окантовки основного рисунка. Внешне техника росписи похожа на шов бэкстич или «назад иголкой». Для многих начинающих рукодельниц этот шов становится одним из первых в их вышивках. Он подходит для обрамления вышивки и исполнения контуров и мелких частей рисунка. Только бэкстич отличается тем, что стежки прокладываются один за другим без пропуска. Есть и еще одно существенное отличие – шов бэкстич предназначен для простых линий и фигур, для более сложных узоров следует полукрест роспись. Впрочем, тамбурный, бэкстич, роспись, любой крестообразный шов – все они могут быть использованы для придания вышитым работам самобытности и стиля.

    Видео: вышиваем швом бэкстич


    Техника «полукрест» стремительно набирает популярность. Раньше о ней вспоминали при вышивке мелких элементов картины, чтобы придать полотну дополнительный рельеф и правдоподобность. Сейчас вышивка полукрестом быстро и просто для начинающих необходима, потому что этот способ выбирают для исполнения работы целиком, не задумываясь о комбинированных швах. Техника относится к азам рукоделия, давайте её освоим.

    Современные схемы для вышивки стали детализированными и навороченными, позволяющими максимально приблизить результат к исходному изображению. Но процесс работы не изменился: мастерица работает руками с помощью иголки и нитки.

    Учимся вышивке полукрестом для начинающих: базовые сведения

    Основные техники для реализации сложных схем также остались прежними:

    • Крест;
    • Полукрест;
    • Гобеленовый стежок.

    Полукрест – это одна диагональ крестика, половинка стежка «крест».

    Направление стежка:

    • Слева направо;
    • Справа налево.

    Обычно изготовитель указывает на схеме направление стежков. Это важная рекомендация: от направления зависит логика и смысл вышивки, её очертания и выразительность.

    Необходимо освоить технику наложения полукреста в любом направлении. Это позволит не запутаться в выполнении стежков и избежать искажения схемы.

    Для оформления фона изделия направление стежков принципиального значения не имеет. Делайте так, как удобно.

    При работе на канве плотными нитями, техника «полукрест» очень напоминает гобеленовую вышивку. Гобеленового эффекта и пытаются добиться многие производители готовых наборов, рекомендуя мастерицам для исполнения полукрест. Вышитое полотно выглядит ярко и выразительно, а вышивать полукрестиком проще, чем классическим гобеленовым швом.

    Тонкости работы:
    • На «лице» изделия хорошо заметны все изъяны вышивки. Поэтому не стоит обращать внимание на «изнанку» работы. Она может иметь огрехи. Безошибочно оформляйте лицевую сторону, получайте отличные результаты.
    • При работе этой техникой нитка имеет обыкновение перекручиваться. Отпускайте нитку свисать свободно. Под весом иголки она быстро раскрутится.
    • При вышивке полукрестом с «изнанки» формируются одиночные вертикальные столбики, а не двойные, как при технике «крестик». Поэтому количество стежков должно быть больше, а концы нитей, закрепляемых со стороны изнанки, длиннее.
    • При распяливании канва деформируется в местах зажатия. Это может исказить рисунок. Снимайте основу с рамки при каждом перерыве в работе.
    • Если канва не используется, не стягивайте полукрестики слишком сильно. На ткани образуются дырочки, портящие внешний вид изделия.
    • Фон вышивки будет переливаться и заиграет, если подобрать нитки меланжевых оттенков к светлой однотонной канве. Этот интересный эффект оживит самое унылое полотно.
    • Сейчас набирает обороты принцип чередования гобеленовой техники и полукреста. Комбинация смотрится выигрышно при работе с диагональными стежками: вышивка сохраняет форму, стежки ложатся ровно, рабочая нить расходуется экономно. Нужно только следить, чтобы ряды, выполненные разной техникой, периодически чередовались.

    Изучаем пшаговое руководство по вышивке в технике «полукрест» с фото

    Материалы для работы:

    • Канва;
    • Вышивальная игла;
    • Нить мулине любого цвета для оттачивания техники.

    Порядок действий:

    Простую схему выбираем по желанию. Нитки протягиваем в ушко иглы, концы соединяем. Первый стежок идёт из нижнего левого угла квадрата, на рисунке он обозначен №1.

    Иглу выводим на «изнанку», конец нити свисает свободно.

    Далее нить протягиваем в правый верхний угол квадрата, как показано на рисунке №2. Так накладывается первый стежок. Остальное вышивается аналогично, схема указана на фото. Свободный конец нитки прокладывайте по канве по изнаночной стороне работы.

    Выполняем определённое количество стежков в первом ряду, затем делаем следующий столбик. Чётные и нечётные ряды чередуются, пока не закончится схема эскиза.

    Создаем полукрест и гобеленовый стежок: комбинируем техники

    Швы аналогичны по технике исполнения. «Лицо» работы выглядит одинаково. Но на «изнанке» разница хорошо заметна.

    Рассмотрим фото:

    Двойную технику используют, чтобы уравновесить перекосы вышивки.

    Подробности двойной техники:

    Первый ряд вышиваем полукрестом. Второй ряд – гобеленовый шов. Нить протягиваем с нижнего левого угла до правого верхнего. Продолжаем по описанной схеме.

    Техника «роспись».

    В основе техники «роспись» лежит полукрест. Роспись уникальна тем, что позволяет «вылепить» из стежков контурный эскиз. Стежки идут непрерывной цепочкой, складываясь в картинку.

    Вышивка исполняется в два приёма. Прокладочные стежки обозначают примерную основу эскиза. Выполняются посредством чередования лицевых и изнаночных стежков.

    Затем заполняем пустые места прокладочных стежков, собирая «пазлы» рисунка воедино.

    Техника росписи напоминает шов «бэкстич» или стежки «назад иголкой».

    С такого базового шва начинают обучение мастерству многие рукодельницы. Стежки прокладываются поочерёдно и без пропусков. Применяется шов для выполнения контуров и мелких частей эскиза.

    Мастерим с вышивкой бисером и техникой «полукрест»

    Для вышивки картин бисером традиционно применяют «монастырский» шов. Такая техника практически повторяет вышивку полукрест.

    Лицевые стежки исполняем по диагонали, не забывая нанизывать бисеринки. На «изнанке» получаются вертикальные стежки.

    Такая техника вполне подойдёт для начинающих мастериц.

    Таким образом, техника «полукрест» - основа успешного рукоделия. Овладеть ею необходимо.

    Видео-уроки, помогающие освоить технику «полукрест»

    Вышивка крестом бесспорно очень интересное занятие, которое покоряет многих уже с первого вышитого крестика. Вы создаете особый уют в доме с помощью своих детищ. Я не хочу привести Вас к мысли, что со временем это занятие надоедает. Это не так, но зачастую оно ищет своего проявления в других техниках…


    Сегодня, я хочу рассказать о технике гобеленовой вышивки. Почему так ценны гобеленовые картины? Что нужно знать о технике исполнения? Почему понятия полукрест и гобеленовый стежок принимают за один? Нужны ли специальные материалы для создания гобеленовой вышивки?



    Как и большинство видов рукотворного искусства, берет свое начало с древних времен. Очень сложно сказать, когда именно появились гобеленовые изделия.


    Само слово «гобелен» появилось во Франции в XVII веке, когда там открылась мануфактура братьев Гобеленов. Продукцию, которую они стали выпускать называли в их честь — гобеленами. Долгое время эта продукция была распространена на территории Европы.


    В современном мире, популярность классических интерьеров, дало новый толчок для развития гобеленов. Картины, вышитые техникой гобелен являются уникальным предметом красоты и изысканности. Когда то гобеленовые картины стоили очень дорого и были доступны только очень обеспеченным людям. Создавались они исключительно вручную, и порой на одну работу уходили месяцы, а то и годы кропотливого труда. Наше время, современные технологии во многом сократили процесс производства гобеленов, сделав их общедоступными.


    Техника выполнения: гобеленовый шов.

    Технически вышивать гобеленовым (Petit-point) швом сложности не представляет. Лицевая часть гобеленового стежка такая же, как и у полукреста. Поэтому их очень часто путают и принимают за один. Это факт заставляет сравнивать их между собою, выбирая самый оптимальный, в одном конкретном случае. Основное различие между этими швами это их изнанка.



    Гобеленовый шов
    состоит из косых стежков, которые образуются благодаря тому, что игла проходит наискосок с изнанки полотна. Он как бы обвивает нить плетения по диагонали и каждый лицевой стежок ложиться более компактно и аккуратно (по сравнению с полукрестом).


    Прежде чем приступать к работы гобеленовым стежком, попрактикуйтесь в вышивке на отрезе канвы и приучите себя «думать гобеленовым швом» . Звучит очень даже странно, но Вы должны понять логику, каким образом ложиться каждый стежок, и постоянно проверять себя, заглядывая на изнанку.


    Специальные материалы.

    Как и при обычной вышивке, Вам понадобятся:



    • нитки, иголка, ножницы;


    • схема для вышивания: специальная или для вышивки крестом;


    • канва, правда специальная.

    Нитки можно использовать совершенно любые, это позволим вышивальщице, использовать нитки со своих запасов. На ряду с вышивкой крестом, будущие гобеленовые картины можно приобрести в специальных наборах. Как вариант, скачать через интернет, причем обычная схема для вышивания крестом тоже подходит. При выборе схем для вышивания надо учесть, что гобеленовое вышивание предполагает полное заполнение канвы, без пробелов.


    Для вышивке в такой технике используется специальная канва: очень мелкая — чем мельче дырочка, тем лучше (например, 1 см=10 клеточкам). Но не во всех городах ее можно найти в свободной продаже, поэтому ориентируйтесь на канву с равномерным переплетением. Аида относится к такому виду канвы, но для наших целей она непригодна. На ней шов получается слишком грубым и неаккуратным, в таком случае целесообразно вышивать полукрестом — но разве это наша цель?


    Рекомендуют использовать такие видя канвы, как: Bellana, Lugana 25, Hardanger 22, Davosa 18. Как показывает практика, высокое качество канвы обеспечивает производитель - Zweigart (Германия), но и румынские, российские и белорусские полотна тоже достойны внимания.


    Еще одно понятие, которое неразрывно связано с гобеленами — страмин. Этот вид канвы требует отдельного рассмотрения, с точки зрения применения, поэтому, в этом случае, я ограничусь цитатой.



    Страмин — жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон — особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу — одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т.д.



    Вышивка гобеленовым швом очень простая в исполнении. Она не требует специальных навыков, и любая мастерица, заинтересовавшись этой техникой, может быстро приступить к работе, предварительно купив специальную канву для вышивки гобеленов . Так же надо учесть, что расход ниток при вышивке гобеленовым швом увеличивается в 2 раза.



    Метод «парковки» представляется многим загадочным, сложным и непостижимым.

    Пучки разноцветных ниток, выведенные на лицевой стороне вышивки, смотрятся пугающе. Кажется, что обязательно запутаешься в этой бахроме. Но когда вникаешь в логику системы, то вполне возможно разобраться, научиться и успешно пользоваться этим методом. Не надо бояться парковки!

    Поверьте, рассказать о «парковке» и объяснить эту методу гораздо труднее, чем вышивать. Основной принцип «парковки»- вышивка идет по определенному порядку.


    Рядками или квадратами.

    Одной ниткой вышиваются только те символы, которые находятся рядом:

    Один за другим по вертикали или по горизонтали при вышивании парковкой рядками,

    Или в пределах определенного участка-квадрата при вышивании парковкой квадратами.


    Затем нить выводится на лицевую сторону вышивки точно в ту точку, откуда нужно будет начинать вышивать следующий символ в следующем рядке или квадрате. И «паркуется» нитка вниз, или вверх, или в сторону, в зависимости от того, в каком направлении идет вышивка.


    Все символы в рядке вышиваются петитом в строгом порядке, один символ за другим, не пропуская и не перепрыгивая через символ. Вышивка идет, как будто ткешь ткань или вяжешь полотно.


    Сначала определяюсь с направлением четных и нечетных рядов. Это направление будет соблюдаться в течение всей вышивки.

    * Нечетные ряды у меня идут слева направо, каждая петитинка вышивается из правого верхнего уголка в левый нижний.

    * Четные ряды - справа налево (стежок идет с нижнего левого уголка в верхний правый).

    Начинаю сверху слева с первого рядка десятиклеточного квадрата по схеме.

    Закрепляю нужную нитку, вывожу налицо и вышиваю символы, которые идут подряд (один или несколько) до смены символа.

    Сразу смотрю, где находится ближайший символ той ниточки, с которой я начала. Если в этом же рядке, не дальше, чем через 3 -4 символа, то тяну по изнанке нить и вывожу ее в сторону в точку начала стежка, вытягиваю на лицо, опускаю вниз и втыкаю иголку в ткань, оставляю.

    Если в этом же ряду символ далеко, то смотрю вниз, вижу, где находится ближайший такой же символ, и вывожу ниточку в точку начала стежка рядком или несколькими рядками ниже.

    Так же вытягиваю на лицо в точке начала стежка, опускаю вниз, выравниваю нитку, втыкаю иглу в ткань вышивки внизу.

    Для следующего символа по порядку беру нужную нить, закрепляю, вывожу на лицо, шью нужное по схеме количество стежков, и опять так же тяну по изнанке и вывожу на лицо в нужную точку начала ближайшего такого же символа. Получается, что в процессе, в каждом следующем рядке у меня ниточки (с иглами) находятся каждая в начале стежочка своего символа. Беру запаркованную нитку с иглой, вышиваю символ, и вывожу ее к следующему, опускаю нить, втыкаю иглу. Самое важное при вышивании «парковкой» - понять смысл и научиться точно определять точку вывода нити на лицо. Точку, с которой должно начинаться вышивание следующего символа.

    В отличие от вышивания крестиком, у гобеленового стежка есть своя особенность. В зависимости от того, какой вышивается рядок, четный или нечетный, начало стежка будет или в верхнем правом уголке, или в нижнем левом относительно каждого символа. Если по схеме рядом стоят несколько символов, то выводить нитку нужно учитывая направление вышивания: - к крайнему левому символу (верхний правый уголок] в нечетном ряду, - или к крайнему правому (нижний левый уголок] в четном ряду. На практике это не так запутанно, как кажется с первого прочтения!


    Иногда может получаться, что из одной точки висят две разные нитки, одна ляжет вверх наискосок, другая рядком ниже вниз наискосок, когда придет их очередь.

    Шью в рядке строго по порядку один за другим, стежочки укладывать получается легко и аккуратно, потому что не приходится шить между уже вышитыми ранее стежками, а идет вышивка как будто вязание, одна петелька за другой по ряду.

    О пути каждой ниточки.

    По расположению символов на схеме возможно проследить, каким путем будет у нас идти каждая ниточка. В каком порядке будут вышиваться символы, где и как лучше переходить одной ниткой на следующий ряд.


    Вышивка петитом идет сверху вниз зигзагами. При вышивании «парковкой» бывает, что в рядке висит по несколько ниток одного цвета (номера] на некотором расстоянии, чтоб не делать в ряду длинных горизонтальных протяжек.


    Желательно придерживаться строгого порядка вышивания по рядкам. Но иногда, по ходу вышивания видно, что, например, вдруг один символ расположен неудобно в стороне так, что если вышивать по порядку, то получатся или длинные протяжки, или вообще нужно вышивать его как одиночку. Тогда делаю исключение и вышиваю заблудший символ вне очереди, делая небольшой «скачок» не по порядку. Но это уже нюансы, которые постигаешь постепенно, в процессе...


    Первые несколько рядков после каждого стежка приходится останавливаться и мучительно соображать. Потом, постепенно, когда вникаешь в логику системы, идет полегче. Когда уже запоминаются символы, привыкаешь быстро определять нужную точку вывода иглы, когда приловчишься парковать ниточки вниз так, чтоб они не перекрещивались и не путались, чтобы было удобно брать нужную иглу.


    Схему раскрашивать не надо. Достаточно зачеркивать одной линией уже вышитый ряд. Припаркованные нитки с иглами помечать тоже нет надобности, ведь ниточка всегда висит в начале собственного символа. И когда приходит ее очередь, вышиваю нужное кол-во символов подряд, определяю точку начала следующего стежка, вывожу нитку на лицо, паркую, а наготове уже висит ниточка для следующего символа. И так далее.


    Скорость вышивания у меня не увеличилась, даже получалось медленнее, чем при вышивании вразброс по цветам. Но зато своей поставленной цели я достигла. Фактура вышивки получилась гладкой, все стежочки один к одному ровнёхонькие, переходы цветов очень плавные. Изнанка тоже получилась равномернее по толщине и красивее,


    Что мне не очень понравилось в этом методе.

    Чем больше цветов (символов] задействовано в вышивке, чем чаще смена цветов, чем больше одиночек, и чем сложнее участок схемы, тем для меня вышивании методом парковки приносило меньше удовольствия, и было труднее, чем при вышивания по цветам.

    Да и само по себе вышивание строго по рядам все-таки показалось скучноватым. Но сам по себе метод «парковки» хорош и интересен, и может быть очень полезен при вышивании дизайнов определенного вида. Я не жалею, что освоила этот метод для гобеленового стежка, надеюсь когда-нибудь попробовать вышивать «парковкой» и крестиком.