Второй месяц жизни ребенка. Что умеет ребенок в этом возрасте? Развитие новорожденного ребенка — второй месяц жизни

Малыш освоился в окружающей обстановке, а вы начали его понемногу понимать, но ему еще так много предстоит узнать… «Растет, как на дрожжах» — самое подходящее выражение, характеризующее развитие ребенка в 2 месяца. Он по-прежнему много спит, часто плачет, но в его поведении, взгляде появляется некая осознанность. И самое радостное для родителей событие – возникновение «комплекса оживления» у малютки.

Не случайно в первый год жизни ребенка его принято осматривать педиатром ежемесячно, а иногда и с подключением узких специалистов. Например, в 2 месяца малыша осматривают еще и невролог, хирург-ортопед и окулист. Это связанно с интенсивными темпами роста и развития грудничка в этот период. Врачебные осмотры заключаются в измерении веса, роста, окружностей груди и головы, проверке зрения, слуха и моторных навыков.

Вес ребенка в 2 месяца увеличивается примерно на ¼ от той массы, которая была месяц назад. То есть малыш становится тяжелее на 750-1000 грамм. Если распределить эти цифры на дни и недели, то получим примерно 250 г. прибавки еженедельно и 30-35 г. ежедневно! Рост тоже не отстает: ребенок вытягивается на 4 см (то есть по сантиметру на неделю)! Окружности грудки и головки увеличиваются равномерно: на 1,5-2 см.

Такие стремительные показатели роста говорят об интенсивном развитии всех внутренних систем и органов в организме грудничка. А его жизненные ритмы целиком этому содействуют. Малыш много времени проводит во сне (около 20 часов), а в промежутках бодрствования активно питается (1/5 своей массы тела за сутки). Не стоит после каждого кормления кидаться к весам и проверять, сколько же он высосал. Ведь каждый раз, когда ребенок прикладывается к груди, он может удовлетворять разные потребности (в еде, в питье, в тактильных ощущениях).

Если вы ранее выкладывали новорожденного на животик, то 2-месячный ребенок уже сможет держать головку и грудь в приподнятом состоянии несколько секунд. Такие упражнения нужно делать почаще для укрепления мышечного каркаса шейно-воротниковой зоны. Пользу приносят и поглаживания ладошек, которые еще чаще всего сжаты в кулачки. Хватательный рефлекс развит достаточно сильно, если малышу вложить в ручку погремушку, то он сможет ее некоторое время удерживать. В 2 месяца постепенно исчезает врожденный гипертонус конечностей грудничка. Это выражается в постепенном расслаблении тела, ручек, ножек, кистей.


В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню. Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным. Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, желанными, узнаваемыми.

Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см. Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой. Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни. Когда ребенок будет на приеме у невролога, тот воспользуется его слуховыми и зрительными способностями, проводя яркой игрушкой (или спец. инструментом) из стороны в сторону в зоне видимости, при этом легонько постукивая по ней.

Во второй месяц жизни ребенка он начинает осознанно пробовать свои голосовые связки. Когда малыш сыт, но не спит, он может выдавать различные звуки: от «а-о», до «гу» и рокочущих гортанных раскатов. Конечно, это еще далеко не речь, но уже дополнительное средство общения. Продолжительность «гуления» и «лепета» грудничка зависит от его настроя, самочувствия и реакции взрослых. Если вы будете поддерживать его «начинания», разговаривая с ним на «его языке», обучая новым звукам, то ребенок радостно поддержит «диалог».


В 2 месяца у малыша совершенствуются его эмоциональная и коммуникативная сферы. Он овладевает такими приемами коммуникации, как осознанная улыбка. Увидев поблизости кого-то из родителей, ребенок начинает всем своим видом показывать радость: улыбается, активно двигает конечностями, гулит. Свое недовольство он выражает громкими призывными криками или визгом. Обычно его плач бывает связан со следующими моментами:

  • скука, недостаточное внимание со стороны родителей;
  • мокрые пеленки;
  • голод;
  • усталость;
  • испуг;
  • некомфортная температура (жарко или холодно).

В 2 месяца грудничок уже интересуется другими живыми существами. Его привлекают не только мама с папой, но и животные, попавшие в поле зрения, и другие детки. Малыш на время замрет, проследит глазами за интересным субъектом, а после может выразить свое восхищение радостным лепетом. Если мама внимательно следит за реакциями своего карапузика, то она поймет его сигнал-просьбу пообщаться (поиграть) – равномерное дергание 2 ручками и ножками, сопровождающееся широкой улыбкой.

Некоторые родители боятся избаловать кроху ношением на руках или своим чрезмерным вниманием. Однако когда ребенок плачет, обязательно необходимо выяснить причину и успокоить его. А самым главным и важным успокоителем для него является не соска, которую пытаются ему впихнуть, а теплые, нежные мамины руки и грудь. В 2 месяца жизни у малыша все еще продолжает формироваться доверие к миру, а ощущение безопасности ему может обеспечить только самый родной и близкий человек.


Малыша в 2 месяца уже можно протестировать самостоятельно. Что же нужно делать?

  1. Уйти из зоны видимости малютки и негромко погреметь погремушкой или постучать. В норме ребенок поворачивает голову к источнику звука.
  2. Двигать перед глазами карапузика яркой (лучше красной) игрушкой. Он будет следить за ней глазками. Если игрушку внезапно приблизить к глазкам, они рефлекторно зажмурятся.
  3. Ребенок, лежащий на спине, будет стараться освободить личико от предмета, попавшего на него.
  4. Если малышу в ладонь поместить какой-либо предмет, он схватит его.

Этот простейший тест покажет, все ли вовремя развивается у малыша, нет ли у него в 2 месяца отставания от возрастных норм. При признаках подозрительного поведения или иных причинах для беспокойства лучше обратиться за консультацией к наблюдающему ребенка педиатру. Зная, как должен развиваться ребенок в этот период, можно помогать ему массажем и легкими упражнениями. Считается, что к началу 3-го месяца жизни карапузик окончательно прощается со своей новорожденностью, преодолевая критическую адаптационную пору.

В этой статье:

За первый месяц жизни организм новорожденного полностью приспосабливается к внеуробной жизни. Он уже реагирует на звуки, различает интонацию голоса, поворачивает головку и вовсю дергает своими ножками и ручками.

Второй месяц жизни новорожденного характеризуется еще большим развитием. Буквально за месяц полностью меняется его режим дня. Он становится еще более активнее и восприимчивее к окружающему миру, его интерес ко всему новому возрастает в несколько раз.

Физиология малыша

Физиологическое развитие новорожденного в 2 месяца имеет свои особенности:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами. Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь.

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы. К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении. А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

В этот период малыш также активно начинает набирать весь. За второй месяц жизни он прибавляется в весе 600 – 800 г, а рост увеличивается на 2 – 3 см.

Что касается стула, то у детей, которые находятся на искусственном вскармливании, он происходит около 2 – 3 раз в сутки, а те, кто находится на грудном – 1 – 2 раза. Иногда бывают случаи, что кишечник новорожденных на ГВ не опорожняется более суток. Это явление считается нормой, если малыша не беспокоят боли в животе, и обуславливается тем, что материнское молоко хорошо усваивается в организме ребенка.

Психология 2 месячного ребенка

Психологическое развитие 2 месячного ребенка также выходит на новый уровень. Он уже распознает голоса и узнает маму и папу по внешнему виду, становится жизнерадостнее и пытается уже принимать участие в разговоре со взрослыми – улыбается им в ответ и пытается произносить звуки. Его плач приобретает тот или иной эмоциональный характер, который позволяет родителям определить, что беспокоит ребенка – голоден он или чем-то напуган.

Основными показателями нормального психологического развития являются :

  • умение держать головку, лежа на животе, и фокусировать ее в верхней точке на несколько минут;
  • умение упираться ножками, при держании его подмышками;
  • реагирует, когда с ним разговаривают – улыбается, фыркает, дрыгает ножками и ручками, издает различные звуки;
  • пристальное рассмотрение висячих игрушек;
  • фокусирование зрения на движущие яркие предметы.

В этом возрасте новорожденный ребенок начинает реагировать на изменения погоды, геомагнитные и астрономические явления, что характеризуется непрерывным плачем, беспокойным или продолжительным сном, вялостью или чрезмерной активностью.

Зрение и слух

Младенец в 2 месяца уже отчетливо слышит голоса и различает цвета. При громком звуке малыш вздрагивает и моргает, а услышав чей-то голос или резкий звук – сосредотачивается и пытается найти глазами источник звука.

Также в этом возрасте детки уже начинают различать цвета и фокусировать свое зрение на ярких предметах. Начинают распознавать черты лица людей, которые его чаще всего окружают. При разговоре с ними начинает улыбаться и лепетать.

Очень важно оградить ребенка в этом возрасте от громких и раздражающих звуков. Так как именно в этот период происходит формирование центральной нервной системы, а громкие звуки являются раздражителем для нее, что может отразиться на дальнейшем психологическом развитии малыша.

Навыки и умения

Новорожденный ребенок в 2 месяца уже держит головку и поворачивает ее в разные стороны, осматривая окружающую его обстановку.

Лежа на спине, начинает приподнимать верхнюю часть туловища, делая движения схожие с физическими упражнениями на пресс. Если ребенку предложить в качестве упора пальцы, то он начнет приподниматься, как будто хочет сесть, и у некоторых деток это действительно получается. Однако переусердствовать с такими «упражнениями» не стоит, так как это может повлиять на развитие тазобедренных суставов. Вообще врачи не рекомендуют сажать детей до 4 – 5 месяцев.

У малыша появляется большое желание стоять, что он и пытается делать, когда его держат подмышками. Он начинает разгибать ножки и упираться ими. Это естественное явление, которое позволяет снизить тонус ножек.

Ребенок начинает играть игрушками, крутя и рассматривая их в руках. Для развития моторики ему можно давать не только объемные предметы больших размеров, но и маленькие фигурки, которые имеют разную форму и фактуру.

Сон

В этом возрасте сон крохи занимает уже меньше времени, нежели как на первом месяце его жизни. Дневной сон по своей продолжительности уменьшается, теперь малыш дважды спит по несколько часов, и несколько раз по несколько минут (от 5 до 20). Зато увеличивается время ночного сна до 12 часов, естественно, что кроха просыпается несколько раз, чтобы подкрепится, но потом легко засыпает, и чаще всего это возникает во время кормления.

Уже в этом возрасте детки проявляют себя как «жаворонки» или «совы». «Жаворонки» засыпают примерно в 20:00 и просыпаются около 6:00 – 7:00 часов утра, а «совы» засыпают примерно в 23:00 – 1:00 и просыпаются около 10:00 – 12:00 часов дня.

Еда

В этом возрасте кормление малыша происходит исключительно материнским молоком или детскими молочными смесями. Ребенок стал активнее, а значит и трата энергии происходит больше. Для восполнения баланса ему необходимо употребление пищи в больших объемах. Так, например, если на первом месяце жизни, малыш высасывал молоко только с одной груди и ему этого было больше чем достаточно, то в два месяца ребенок может высосать молоко из двух грудей и для него это является нормой.

Грудное вскармливание может происходить в любое время по каждому требованию ребенка (хоть каждые полчаса), что нельзя сказать о кормлении малыша молочными смесями. У детей, которые находятся на искусственном вскармливании, наблюдаются частые проблемы с опорожнением кишечника. Как правило, таких малышей очень часто беспокоят вздутия и клики в животе. Поэтому кормление молочными смесями должно происходить строго по графику, то есть каждые 3 – 3.5 часа. Так как потребность в пище у малыша возросла, необходимо увеличить количество разводимой смеси.

Двигательное развитие

В 2 месяца ребенок умеет:

  • держать головку;
  • приподнимать верхний корпус туловища;
  • «стоять» на ножках;
  • держать и играться погремушками.

Малыш начинает активно развиваться, но стоит быть предельно осторожным, играя и держа ребенка на руках. Его косточки и хрящики еще не до конца окрепли, и любое неосторожное движение может привести к перелому или вывиху.

Игры

Малыш уже стал активен, и пришло время развивающих игр и занятий. В 2 месяца ребенку интересно наблюдать за различными движущимися предметами, изучать лица близких людей и обстановку в комнате. В качестве развивающих игр можно использовать следующие занятия:

  • Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, хорошо будет, если они при этом будут издавать различные звуки. При их виде у малыша возникнет желание дотянуться до них и попробовать их «на вкус». Поэтому, если игрушки находятся на близком расстоянии от малыша, то лучше всего использовать пластмассовые изделия, которые легко мыть. Мягкие игрушки хоть и безопаснее, но в них скапливается много пыли и различных микроорганизмов, которые могут вызвать инфекционные заболевания или воспалительные процессы в организме малыша;
  • Можно взять колокольчик, привязать его к ниточке и подвесить его на небольшом расстоянии от глаз малыша (примерно на 20 – 30 см, близкое расположение предметов может вызвать косоглазие). Спрячьте колокольчик в своей ладони и водите им в разные стороны. Малыш сначала будет реагировать на звук, и искать его источник. Затем разожмите ладонь и покажите предмет малышу, не переставая водить им. Ребенок сфокусирует взгляд на колокольчике и будет пытаться дотянуться до него.
  • Чувство ритма у малыша можно развить при помощи чтения книг или пения песен. Когда ребенок начнет издавать звуки, повторяйте их так, чтобы он их слышал.
  • Чтобы помочь крохе начать ассоциировать ваши слова с предметами, возьмите ребенка на руки и походите с ним по комнате, показывая различные предметы и обязательно говоря, что это такое.

И запомните, что ребенок – это личность, которая формируется благодаря вашему воспитанию. Пойте песни и рассказывайте ему истории только те, которые вызывают положительные эмоции. Ваше постоянное присутствие ему просто необходимо, он пока не может отделить свою жизнь от вашей, так как совсем недавно вы с ним были одним целым. Не бойтесь избаловать ваше чадо, ведь ваша любовь и забота, отданная ребенку сейчас, обязательно вернется к вам в будущем от него!

Полезное видео о развитии двухмесячного младенца

Физическое и умственное развитие ребенка в 2 месяца сделало огромный скачок за первые 30 дней в период возраста . Каждая мама должна помнить, что все умения малыша сугубо индивидуальны. Нельзя сравнивать навыки детей в данном возрасте друг с другом. Все приведенная информация в статья предоставлена для ознакомления родителей с официальными нормами веса и роста от ВОЗ, а также особенностями развития и ухода за детьми с двух до трех месяцев.

Как развивать малыша в 2 месяца

Ребенок не должен в 2 месяца получать излишне много эмоций, это плохо повлияет на его сон и нервную систему. Развитие малыша должно быть естественным и плавным, без какого-то либо ажиотажа. Всем процессом должна руководить мама полагаясь на свою интуицию. Все остальные родственники, включаю папу, а особенно премудрые бабушки, должны свое упорство и силы направлять на уход за мамой .

Только мама точно знает, как правильно ухаживать и развивать своего 2-х месячного малыша.

Сколько должны весить дети в 2 месяца

Нормальный вес мальчиков от 2 до 3 месяцев


график веса для мальчиков с рождения и до 6 месяцев по нормам ВОЗ
Возраст (недели) Очень низкий (кг) низкий (кг) нормальный (кг) отличный (кг) нормальный (кг) большой (кг) очень большой (кг)
4 2.9 3.3 3.8 4.4 5 5.7 6.4
5 3.1 3.5 4.1 4.7 5.3 6 6.8
6 3.3 3.8 4.3 4.9 5.6 6.3 7.2
7 3.5 4 4.6 5.2 5.9 6.6 7.5
8 3.7 4.2 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8

По нормам ВОЗ, с двух до трех месяцев, мальчик должен набрать в среднем от 800 грамм до 2 килограмм.

Нормальный вес девочки от 2 до 3 месяцев


график норм от ВОЗ веса для девочки с рождения и до 6 месяцев
Возраст девочек (недели) Очень низкий (кг) низкий (кг) нормальный (кг) отличный (кг) нормальный (кг) большой (кг) очень большой (кг)
4 2.7 3.1 3.6 4.1 4.7 5.4 6.1
5 2.9 3.3 3.8 4.3 5 5.7 6.5
6 3 3.5 4 4.6 5.2 6 6.8
7 3.2 3.7 4.2 4.8 5.5 6.2 7.1
8 3.3 3.8 4.4 5 5.7 6.5 7.3

По нормам ВОЗ, с двух до трех месяцев, девочка должна набрать в среднем от 700 грамм до 1.2 килограмм.

Рост младенцев в 2 месяца

Рост девочек от двух до трех месяцев

график роста девочек с рождения и до 6 месяцев по нормам ВОЗ
Возраст девочки (недели) Очень низкий (см) низкий (см) нормальный (см) отличный (см) нормальный (см) большой (см) очень большой (см)
4 47.5 49.5 51.4 53.4 55.3 57.3 59.2
5 48.3 50.3 52.3 54.2 56.2 58.2 60.1
6 49.1 51.1 53.1 55.1 57.1 59 61
7 49.8 51.8 53.8 55.8 57.8 59.9 61.9
8 50.5 52.5 54.6 56.6 58.6 60.6 62.6

По нормам ВОЗ, девочка от двух до трех месяцев подрастет приблизительно на 4 см.

Рост мальчиков от двух до трех месяцев


график роста мальчиков с рождения и до 6 месяцев по нормам ВОЗ
Возраст мальчика (недели) Очень низкий (см) низкий (см) нормальный (см) отличный (см) нормальный (см) большой (см) очень большой (см)
4 48.6 50.5 52.4 54.4 56.3 58.3 60.2
5 49.5 51.4 53.4 55.3 57.3 59.2 61.2
6 50.3 52.3 54.3 56.2 58.2 60.2 62.1
7 51.1 53.1 55.1 57.1 59.1 61 63
8 51.9 53.9 55.9 57.9 59.9 61.9 63.9

По нормам ВОЗ, мальчик, также как и девочка подрастет до одного месяца на 4 см.

Рост и вес недоношенных детей в 2 месяца

Недоношенный ребенок будет немного отставать в развитии на втором месяце — это нормально. Дети, рожденные прежде назначенного срока продолжают развитие, которое должно было произойти в утробе матери, уже после рождения. Если данные значительно отходят от нормы, следует обратиться к врачу за консультацией. Одним из первых вопросов педиатра будет о рационе питания.

Режим питания

В отличии от первого, в два месяца ребенок меняет свой режим питания. У кормящей мамы становится больше грудного молока, соответственно младенец начинает больше его съедать. Процесс переваривания пищи у малыша удлиняется. Можно кормить грудничка через каждые 3.5 часа. Примерное время кормления:

  • 10:00
  • 13:30
  • 17:00
  • 20:30

Ребенку давайте сисю по требованию. Если нет, то и не стоить его будить.

Сколько должен есть младенец в 2 месяца

Двухмесячному ребенку, который находится на искусственном вскармливании, потребуется больше и минералов. Из пищевых добавок следует выбрать фруктовые и овощные соки. Советуем начать с яблочного сока. Первый раз дайте младенцу несколько капель сока из пипетки. На следующие сутки пол чайной ложки. Рекомендуется давать сок малышу после второго кормления через два часа. И наконец, на третий день полную ложечку. Не следует смешивать сок с молоком.

Важно: маме нужно внимательно следить за реакцией организма младенца на новые соки. Осматривайте грудничка на наличие высыпаний и красных пятен на теле.

Кормление

Когда у мамы грудное молоко уменьшается на втором месяце кормления ребенка — это означает, что ей пора подумать о увеличении лактации. Вводить новые продукты в рацион питания младенца рекомендуют начинать с 6 месяцев и продолжать еще 18-24 месяца. Если неправильно спланировать меню малыша это может вылиться в проблемы в будущем. По оценкам ВОЗ, двое из пяти детей в странах с низким уровнем дохода находятся зоне риска нехватки всех необходимых питательных пищевых элементов.

Должен быть своевременным, а это означает, что все дети должны начать получать продукты в дополнение к грудному молоку от 6 месяцев и далее. Добавление новых продуктов питания в меню малыша должно быть сбалансировано в частоте, количестве и виде появления новой еды, поскольку только в этом случаи полностью покроете все нужды маленького организма и не повлияете на качество и состав грудного молока.

Питание

К 5 с половиной месяцев, младенец получает все необходимые питательные элементы из грудного молока. У мамы нет необходимости добавлять воду, сок или каши. 2 месячный ребенок должен съедать каждые 2-4 часа минимум 140-150 грамм материнского молока.

Кроме того, избегайте использования некачественных смесей, если ребенок на искусственном вскармливании, поскольку они не могут полностью обеспечить подрастающий, юный организм со всеми необходимыми элементами. Также в низкокачественных смесях низкий уровень железа, что может в итоге привести к риску развития железо дефицитной анемии (которая тесно связана с низкими темпами роста, веса и развития, а также обучаемости). При коликах, запорах или прочих проблем с пищеварительной системой, нужно перейти на смеси с более низким содержанием железа, но никак не менее качественную.

ВОЗ рекомендует кормить детей исключительно грудным молоком до шести месяцев, в первые два месяца после шестого 2-3 раза в день вводить новые продукты в малых количествах; потом в периоде между девятым и одиннадцатым месяцами после рождения увеличивать количество обычных продуктов и пробовать заменять 1-2 кормления грудью; в двенадцать — двадцать четыре месяца меню должно в основном состоять из обычных продуктов плюс немного грудного молока или смеси.

Почему у ребенка сильно текут слюни в 2 месяца

Сильное выделение слюней (гиперсаливация) — это нормальное физиологическое явления у ребенка с двух до шести месяцев, причиной которому является прорезывания зубов и не сформированные слюнные железы. Не стоит в данный период переживать родителям за количество пузырей изо рта младенца.

В обильном выделении слюны есть огромный плюс для грудничка — она будет обволакивать игрушки антисептическим белковым слоем. Это становиться благоприятным условием в период изучения малышом всего, что бы ни попало ему в руки.

Сколько времени ребенок должен спать в 2 месяца

Ребенок не должен бодрствовать более двух часов подряд во избежания переутомления. Малыш редко будет спать днем и ночью спокойно более 4-5 часов подряд. В совокупности продолжительность сна варьируется от 16 до 18 часов в сутки. Плохой сон для младенца данного возраста — это средне статическая норма.

Каким должен быть стул у ребенка на втором месяце

У ребенка на грудном вскармливании стул меняется 5-6 раз на день. бывают редко, потому не следует моментально принимать радикальные меры при долгом отсутствии. При кормлении соками, какашки становиться мягким и частым. У младенца на искусственном вскармливании стул более обильный, но происходить реже от 1 до 3 раз. Писает малыш в два месяца часто, около 10 раз на сутки.

Почему младенец в 2 месяца часто зевает

У доношенных детей зевота в 2 месяца встречается редко от 1-3 раз на притяжении 10-15 минут, пока ребенок лежит голенький. У сильно недоношенных, зевота происходит долго и часто, но проходит по завершению созревания младенца. Стоит обратить внимания на частоту зевоты — это признак расстройства мозга.

Развитие двигательных навыков

Малыш в 2 месяца будет учиться танцевать и крутиться со стороны в сторону, правда, скорее всего, только крутиться (делать попытки). В два месяца будет только получаться вертеться с положения на спине в разные стороны. Полного вращения вы не сможете наблюдать до 3-х месячного возраста, поскольку ребенку, для этого маневра, понадобятся более развитые мышцы спины и рук.

Развитие двигательных способностей у двух месячного младенца будет требовать от родителей большего внимания во время смены пеленок. Никогда не оставляйте ребенка без присмотра или страховки на кровати или других возвышенных поверхностях ни на секунду.

Что должен уметь

Ребенок умеет в 2 месяца более скоординировано управлять своим тельцем, движения становятся все менее хаотичными. Нелепые взмахи ручек и ножек малыша в первые дни жизни дают дорогу более плавным и кругообразным движениям, особенно во время наблюдения за окружающими.

Ребенку в два месяца нужно достаточно места для подтягиваний и движений конечностями. Растяните покрывало на полу и дайте возможность свободно двигаться малышу. Все неумелые движения помогают младенцу развивать физические способности. Первым шагом на пути к ходьбе будет навык отталкивания ножками с положения на животе.

Малыш в данном возрасте умеет держать и поворачивать голову в разные стороны. Родителям нужно развивать навыки поворотов головы младенца таким образом, чтоб они были равными в обе стороны во избежании кривошеи.

Режим дня

Представляете ли двухмесячного ребенка спящего отдельно в коляске или разделяющего с вами семейное ложе, плавный и предсказуемый режим сна даст возможность получать необходимый отдых. И не волнуйтесь, начинать устанавливать режим со второго месяца жизни малыша.

В режим дня ребенка включайте: танцы, пение, купание, сказки на ночь и объятия с мягкими игрушками. Вы также можете пронести малыша по всему дому, желая всему окружающему спокойной ночи. Этот список будет дополняться и изменяться по мере взросления младенца.

Первые знакомства трехмесячного малыша

Ребенок должен быть в 2 месяца открытым для взаимоотношений со взрослыми. Улыбка на лице малыша будет появляться каждый раз, когда кто-то зайдет в комнату, возьмет его за руки или просто захочет поагукать.

В два месяца настало время представить родным возможность присматривать за ребенком. Дайте опекунам возможность провести некоторое время с малышом. В противном случае младенец может быть охвачен боязнью к незнакомцам, что сделает невозможным дальнейшее общение.

Не забывайте, что у младенцев разные черты характера и некоторые из них менее открыты для новых знакомств.

Любопытство

Малыш несколько недель назад узнал о существовании своих ручек. В 2 месяца от такого дарования природы ребенок просто в восторге. Понаблюдайте за тем, как кроха изучает свои ручки, сует их в рот и пытается пососать. Маме не стоит переживать о новом увлечении, которую младенец для себя недавно открыл. Такое познание окружающего мира будет ему интересна и полезна.

Как маме развивать навыки ребенка?

Держа ребенка на руках можно увидеть, как он умеет приподнимать голову и удерживать ее пару секунд. Малыш, лежа на животике, может поднимать шею и грудь почти на 45 градусов, будто делает мини-отжимания. Родители могут помочь развивать данный навык, сев перед младенцем с яркой детской игрушкой в руке.

Воспитание на втором месяце жизни

Чтение книг ребенку на втором месяце его жизни даст удивительные плоды в развитии и воспитании в будущем. Данное занятие поможет малышу быстрее развить слух к восприятию модуляции человеческой речи. Изменяя интонацию голоса с помощью разных акцентов и пения, сделают с ним общение гораздо интересней. Если младенцу стало неинтересно, и он начал смотреть в другую сторону, попытайтесь придумать что-то помимо чтения. Возможно, малышу нужно немного отдохнуть. Понаблюдайте за реакциями.

Существует огромное количество детских книг для детей двух месячного возраста. Например: «Спокойной тебе ночи, месяц» или «Сладких снов, мартышка». Лучше выбирать книги с большими и яркими иллюстрациями и простым текстом. Можно даже покупать книги с одними картинками, чтобы вы придумывали истории на ходу. В этот период можно не принимать во внимание возрастные руководства. Книги, написанные для детей постарше, если таковые содержат в себе четкие и яркие рисунками, могут также легко увлечь малыша.

Хорошей идеей в 2 месяца будет читать взрослую литературу для ребенка: газеты, журналы, любимые романы. Главное делать это громко и эмоционально. Будь то Шекспир или последний хит продаж, если родителям нравится его читать, то и малышу понравиться слушать ритм родного голоса.

Как развивать слух?

Ребенок становиться в 2 месяца лучшим слушателем и осознает различие между знакомыми и незнакомыми звуками. Малыш также может показать, что настроен на одну волну с окружающей средой. Понаблюдайте за тем, как младенец ищет место происхождения определенных звуков. Продолжающееся общение (пусть пока одностороннее) помогает младенцу развивать чувство окружающей реальности. Грудничок даже может наблюдать за движениями маминого рта и удивляться тому, как все это работает.

Примечание: если мама озабочены слухом ребенка, долго не задумываясь, обратитесь к педиатру. Ибо, несмотря на то, что слух младенца был ранее проверен, новые проблемы все же могут возникнуть.

Что умеет ребенок к концу 2-ого месяца (итоги)

Ребенок должен уметь в 2 месяца маневрировать телом, упираться ногами и переносить вес на руки. Рассматривать руки и ноги, лежа на спине. Малыш может поднять грудь упираясь ножками. Младенец учится тянутся к близким предметам и хватать их. Несколько минут

Самый трудный период - период адаптации, позади. Малыш постепенно начинает привыкать к окружающему миру, заканчивается перестройка его органов и систем, происходит созревание нервной системы. На втором месяце жизни продолжается активное физическое и эмоциональное развитие ребенка.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

53,4-62,1 см.
3,6-6,6 кг.
36,9-41,8 см.
35,0-41,6 см.
52,1-61,8 см.
3,8-5,8 кг.
35,6-41,4 см.
34,6-40,9 см.

Физическое развитие ребенка на втором месяце

За второй месяц жизни ребенок, в среднем, набирает 800 грамм. Общая прибавка веса за истекший период 1400 грамм (600 грамм за 1-й месяц и 800 грамм за 2-ой).

Подрастает малыш за второй месяц жизни на 2,5-3 см (за истекший период 5-6 см).

Окружность головы увеличивается на 1-1,5 см (за истекший период на 2-3 см).

Окружность грудной клети увеличивается на 1,5-2 см (за истекший период) на 3-4 см).

Нервно-психическое развитие ребенка на втором месяце

Для оценки нервно-психического развития у ребенка, врач оценивает несколько основных критериев: моторика, статика, условно-рефлекторная-деятельность, речь и высшая нервная деятельность.

Моторика (или движение) - это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. К двум месяцам становятся более координированными движения мышц глаз, благодаря чему ребенок хорошо фиксирует свой взгляд на ярких предметах. Поворот головы за игрушкой указывает на развитие шейных мышц.

Статика - это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первым признаком статики у малыша является удерживание головы. Этот навык появляется на 2-3 месяце жизни и в дальнейшем совершенствуется.

Условно-рефлекторная деятельность - адекватная реакция малыша на различные раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у двух месячного малыша, как и у новорожденного, пока еще остается пищевой рефлекс (доминанта). Но, на втором месяце, у ребенка начинает появляется улыбка и комплекс оживления на появление мамы. К признакам условно-рефлекторной деятельности относятся также слуховое и зрительное сосредоточение. В два месяца в ответ на громкий резкий звук ребенок должен моргнуть. Также в этом возрасте малыш уже должен хорошо следить за движением предмета.

Для ребенка первого года жизни характерна сенсорная речь - понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны. Первые признаки речи появляются у малыша на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.

Высшая нервная деятельность - этот критерий развивается по мере становления нервной системы, а также на основании формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать только в 5-6 лет.

После второго месяца жизни начинают постепенно угасать рефлексы новорожденного.

Зрение и слух ребенка второго месяца жизни

К двум месяцам органы зрения заметно развились, так ребенок может более длительного (до 30 секунд) фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном на расстоянии 30-50 см от его глаз. Это значит, что у малыша совершенствуется зрительное сосредоточение, об этом свидетельствует и то, что малыш уже может внимательно следить на только за неподвижными объектами, но и за перемещающимися предметами.

В два месяца малыш уже не просто реагирует на звуки, но и пытается определить откуда эти звуки исходят. Если пошуметь достаточно громкой погремушкой вне поля зрения малыша (но в пределах одного метра от него) в течение 5-10 секунд, то можно заметить, как малыш замрет на несколько секунд, а затем начнет поворачивать голову, то в одну сторону, то в другую, пытаясь найти предмет, который издавал звук. Так же малыш реагирует и на человеческие голоса, особенно знакомые.

Что должен уметь ребёнок на втором месяце?

В два месяца малыш может самостоятельно поднимать и удерживать голову в вертикальном положении в течение нескольких секунд.

Удерживать в руках игрушку и размахивать ею, крепко держа её ладонью.

Начиная со второго месяца жизни малыш начинает выстраивать первые причинно-следственные связи. То есть он начинает понимать, что если он заплачет или подаст голос, то к нему подходят.

Малыш улыбается, аукает, фиксирует взгляд и следит за движущимися предметами.

У здоровых малышей к двум месяцам жизни мышечный тонус приходит в норму. Ребенок перестает, так интенсивно сжимать пальцы в кулачки, движения становятся более свободными. Ребенок может лежать в спокойном, расслабленном состоянии. В то же время у него появляется интерес к окружающим предметам, он может схватить пеленку, погремушку, предметы ухода, всё что попадается ему под руку.

Сон малыша занимает около 18 часов в сутки. Начинает устанавливаться ночной сон продолжительностью 8-10 часов с перерывами для кормления.

Уход за ребенком на втором месяце

Продолжаем выполнять все необходимые гигиенические процедуры (умывание, подмывание, купание, подстригание ногтей и другие).

Можно постепенно увеличивать количество и длительность прогулок. С двух месяцев, даже здоровым детям, рекомендуется делать массаж и гимнастику. О наличии противопоказаний проконсультируйтесь у врача педиатра.

Многие малыши все еще вздрагивают во время сна и будят себя непроизвольными движениями ручек и ножек, такие малыши нуждаются в пеленании, чтобы крепче спать. Но есть и те, которые любят свободу, таким малышам удобнее спать без пеленок.

Питание

Необходимый объем пищи для ребенка 2 месяцев составляет около 1/5 часть от массы его тела, при этом он не должен превышать 1 литра. Но не стоит на этом зацикливаться, все дети индивидуальны и здоровый ребенок обычно сам чувствует сколько молока ему нужно.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании по требованию, то есть без выраженного режима, могут часто прикладываться к груди, при этом полноценные кормления, как правило, происходят каждые 2-2,5 часа. В два месяца обязательны ночные кормления.

Период колик еще не прошел, поэтому уделите особое внимание профилактике. Правильное положение после кормления, чтобы отошел лишний воздух из животика, частое выкладывание на животик, массаж, гимнастика и правильное питание мамы, вот основные аспекты в профилактике кишечных колик у малышей.

Необходимые обследования

В два месяца, на приеме в поликлинике врач-педиатр осмотрит ребенка, оценит его физическое и нервно-психическое развитие. До 2-х месяцев жизни малыш должен быть осмотрен окулистом, невропатологом, хирургом, ортопедом. Также врач-педиатр расскажет Вам о результатах проведенного обследования (общий анализ крови, мочи, УЗИ тазобедренных суставов и внутренних органов).

Как играть с ребенком в 2 месяца?

Так как малыш начинает более интенсивно следить за движущимися предметами и различать звуки, то старайтесь больше с ним разговаривать, читать сказки, петь песни. Показывайте ему яркие игрушки. Можно поиграть с ним в «прятки», встаньте там, где он Вас не увидит, но услышит и начните с ним разговаривать. Малыш начнет Вас искать, но не стоит испытывать его терпение слишком долго, через несколько секунд покажитесь малышу, после чего опять спрячьтесь с другой стороны. Можно звонит в колокольчик или шуметь погремушкой периодически меняя его положение, ребенок будет реагировать на звук и поворачивать голову в сторону раздражителя.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Хорошо подходят игрушки, которые можно повесить над кроваткой. Лучше если это будут игрушки разного размера и цвета. Можно подвесить их так, чтобы ребенок мог дотянуться до них ручками и ножками. У малыша будет еще больше радости, если эти игрушки будет издавать разные звуки.

В два месяца для игр с ребенком можно использовать погремушки, колокольчики и другие игрушки, которые издают звуки.

Для укрепления мышц и профилактики кишечных колик можно укладывать ребенка на большой мяч и осторожно и бережно его покачивать.

Другая информация по теме


  • Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев
Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.