Вторая военная пенсия сколько будем получать. Став военным пенсионером, не забудьте про гражданскую пенсию

Вторая пенсия для военных с 1 января 2019 года будет проиндексирована наравне с пенсиями других граждан. Также планируется введение ежегодного повышения размера основной пенсии военных. Однако претендовать на второе денежное пособие могут далеко не все желающие, а лишь те, кто подпадает под условия программы.

Особенности получения «двойной» пенсии

Военная служба предполагает более ранний выход на пенсию, нежели для гражданских лиц. При этом люди, работающие в этой сфере, обладают стойким характером, они остаются в возрасте 45 лет активными и деятельными, поэтому не редко продолжают работать уже на гражданке.

Обычная деятельность означает, что военный пенсионер (точнее, за него это делает работодатель) делает взносы в ПФР. Следовательно, он является участником системы ОПС. Участие в системе страхования позволяет гражданам претендовать на вторую пенсию при особых условиях, прописанных в Федеральном законе № 400-ФЗ.

Как и в случае с обычными гражданами, оформление этой пенсии потребует подачи определенного пакета документов в районную ПФР. Собственно, и сама последовательность оформления мало чем отличается от той, что происходит у простых россиян. Больше отличий кроется в начислении самой пенсии.

Военные пенсионеры получают ежемесячные отчисления от Минобороны РФ. Те из них, кто имеет право на оформление второй пенсии, могут обратиться с этим вопросом уже в ПФР. Очень важно, чтобы работа, на которую человек устроился после ухода из военных сил, была официальной. Если работодатель отчисления в ПФР не делал , то и доказать наличие стажа невозможно - по закону, такие периоды к учету не берутся, так как на их протяжении финансовые поступления не производились. Единственный выход - подать в суд на нерадивого работодателя.

Наличие официальной работы означает обязательную регистрацию в системе ОПС. То есть, новоиспеченный сотрудник получает персонифицированный счет, на котором и учитываются все денежные средства. Доказательством постановки на учет является СНИЛС - его выдают сотрудники ПФР. Причем получать его лично необязательно. Можно сделать все через МФЦ или вовсе обратиться с такой просьбой к своему новому работодателю.

Наличие работы - не единственное требование к «гражданскому» пенсионеру-военному. Дополнительно он должен выполнить ряд одновременных условий:

  1. Достичь пенсионного возраста. Общепринятые цифры на 2019 год - 55 лет для лиц женского пола, 60 лет - для мужчин. Этот показатель может быть скорректирован ввиду особых условий труда. Например, работа на Крайнем Севере или в опасных условиях труда позволяет начать получать вторую пенсию раньше срока.
  2. Определенный страховой стаж. Причем при его расчете не учитываются периоды военной службы. Для тех, кто должен выйти на пенсию в 2018 году, минимальный стаж составляет 9 лет. В 2019 году эта цифра достигнет уже 10 лет. Планируется и дальнейшее постепенное повышение вплоть до 15 лет к 2024 году. Стаж может оказаться и меньше при условии, что человек работал на Крайнем Севере или совершал работу повышенной опасности.
  3. Наличие определенной суммы минимальных индивидуальных пенсионных коэффициентов. Тут тоже их размер зависит от года выхода на пенсию. Для 2018 года минимальный порог составляет 13,8 баллов, а в 2019 году он возрастет уже до 16,2 баллов. До 2025 года размер будет повышаться ежегодно вплоть до 30 баллов.

Примечательно, что отсутствие военной пенсии делает такого гражданина таким же, как и все остальные лица. Если же он получает пособие от военного ведомства по инвалидности или выслуге лет и при этом получил право на «гражданскую» пенсию, то размер его финансовых поступлений увеличится, так как выплат будет уже 2.

Для тех военных, которые подверглись техногенному вредному воздействию или получили во время службы инвалидность, назначение гражданской пенсии возможно также на более щадящих условиях. В частности, начать получать дотацию они могут раньше, чем им исполнится 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.

Размер второй пенсии для военных: порядок расчета

Военным пенсионерам вторую пенсию стали начислять в 2015 году, после выхода закона «О страховых пенсиях». Для расчета положенной выплаты используется особая формула:

СП = ИПК * СИПК

где, СП - это страховая пенсия, ИПК - индивидуальные баллы, а СИПК - стоимость пенсионного коэффициента.

Чем больше баллов сумеет накопить военный пенсионер, тем больше будет размер положенной ему выплаты. Чтобы увеличить размер ИПК, можно:

  • увеличивать свой страховой стаж;
  • стремиться к повышению своей заработной платы.

Все вкупе ведет к увеличению суммы ИПК, а это уже напрямую влияет на размер выплаты.

Главным отличием страховой пенсии для военных является то, что размер выплат не включает в себя фиксированную выплату, которая положена обычным гражданам.

Напомним, что фиксированная выплата страховой пенсии на 2018 год составляет 4 982,90 рублей. А стоимость балла для пенсии 2018 года равна 81,49 рублям. Следовательно, обычные пенсионеры в этом году получают выплаты, рассчитанные по формуле:

СП = ИПК * 81,49 + 4 982,90

Для военных размер выплат несколько иной - он не включает фиксированную выплату, то есть:

СП = ИПК * 81,49

Пример . Старовойтов и Селиверстов - два соседа, получающие страховую пенсию по старости. Однако Старовойтов дополнительно получает военную пенсию. На гражданке он смог накопить 16 индивидуальных баллов, что позволило ему в 2018 году выйти на пенсию. Размер его выплаты составил: 16 * 81,49 = 1 303,84 рубля. У Селиверстова пенсия оказалась больше, хоть и он вышел на пенсию вместе со Старовойтовым. Размер его индивидуальных баллов составил 17. Отсюда пенсия равна: 17 * 81,49 + 4 982,90 = 6 368,23 рубля.

Многие гражданские лица изъявляют свое недовольство по поводу двойных выплат военным пенсионерам. Однако именно эти люди защищали свою страну, и не только в мирное время. К тому же, в большинстве случаев выплата оказывается совсем небольшой. Она заслужена трудовым стажем и работой. А военную пенсию и вовсе выплачивает военное ведомство, а не ПФР.

Пенсия военных долгое время не индексировалась. В 2018 году было принято решение начать пересчет сумм для выравнивания уровня выплат и инфляции. Однако сама индексация откладывалась уже несколько раз. На данный момент ее планируется произвести в октябре. Но не исключен вариант, что повышение вновь будет отложено на 1 января 2019 года.

Что же касается индексации страховой пенсии, то она происходит ежегодно. Однако сумма повышения незначительна из-за небольшого размера самой выплаты. Причем индексируется во второй военной пенсии стоимость балла. Последнее такое повышение произошло в начале года. Тогда СИПК выросла на 3,7% и достигла актуального сегодня значения в 81,49 рублей.

При индексации также учитываются максимальные границы повышения. Поэтому на высокий рост в 2019 году военным пенсионерам, как, собственно, и гражданским, рассчитывать не стоит.

Порядок оформления

Прежде чем приступать к оформлению второй пенсии, военному стоит убедиться, что он подпадает под условия, описанные программой. Если все верно, то идти ему нужно в региональное отделение ПФР по месту регистрации или фактического проживания. Примечательно, что военным сотрудники Пенсионного Фонда сами пенсию не назначают. Вся процедура инициируется только после подачи письменного заявления. Причем поставить в известность вышестоящую инстанцию можно одним из следующих способов:

  1. лично обратиться в ПФР или попросить представлять свои интересы третье лицо, но при условии наличия у него доверенности;
  2. обратиться в кадровый отдел по месту своей работы (в этом случае контактировать на заявительном этапе с сотрудниками ПФР не придется);
  3. отправить пакет документов и заявление по почте;
  4. воспользоваться помощью многофункционального центра (они не только разъясняют всю процедуру, но и помогают собрать документы, проверяют их правильность и соответствие программе).

Все чаще люди пользуются и дистанционными каналами связи с ПФР. Подать такое заявление можно на официальном сайте службы или через портал Госуслуг. Однако в обоих случаях придется предварительно пройти регистрацию в системе. Без этого подать заявление не получится.

В Пенсионный Фонд будущий получатель страховой пенсии подает не только заявление, но и особый пакет документов, на основе которых и решается, положена ему выплата или нет. В перечень бумаг входят:

  • документ, удостоверяющий личность (чаще всего - паспорт гражданина РФ);
  • СНИЛС;
  • справка-подтверждение о получении военной пенсии;
  • трудовая (оригинал, если работать пенсионер уже закончил);
  • документы, подтверждающие факт наличия стажа, который не отображен в трудовой книжке по тем или иным причинам);
  • справка о зарплате за последние 5 лет (нужна при условии, что в этот период входят промежутки до 2002 года);
  • сведения об иждивенцах.

Этот перечень может дополняться в зависимости от ситуации. Например, если женщина сменила фамилию после вступления в брак, то она подтверждает это соответствующими бумагами. Сюда же можно приложить справки о нетрудоспособности, иные документы, по которым можно рассчитывать на дополнительные льготы от государства .

После установления пенсии выплаты начисляются ему наиболее удобным способом. ПФР готов это сделать через Почту России, банк (перевод на банковскую карту) и даже на дом или в кассе обслуживающей организации. При желании способ можно изменить в любое время, написав заявление.

Закон, касающийся пенсионного обеспечения бывших военных и приравненных к ним категорий государственных служащих, а именно об установлении дополнительной, второй пенсии, принятый в середине 2008 года, был с удовлетворением воспринят «государевыми» людьми.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Естественно, у многих еще в то время возникли вопросы: все ли могут претендовать на законодательную прибавку, каковы дополнительные условия, как рассчитывается ее величина, порядок оформления и так далее.

С тех пор изменился расчет пенсии по старости, что повлияло и на процедуру назначения надбавки. Поэтому освещение рассматриваемой темы актуально до сего времени.

Возможно ли

Вспомним, что в недалеком прошлом, военнослужащие и все другие сотрудники силовых ведомств при увольнении со службы получали только одно, государственное пособие, а до 60 лет им было, как правило, еще далеко.

При достижении этого возраста они могли переоформить военную пенсию на гражданскую, но при этом должны были отказаться от военной. То есть, одновременно получать два пособия было невозможно.

Так продолжалось до тех пор, пока некий военный пенсионер В. В. Наумчик, проработав длительное время по трудовому договору, с пенсионными отчислениями в ПФР, не подал жалобу в Конституционный Суд (КС) Российской Федерации по поводу отказа пенсионных органов принять заявление о назначении ему страховых пенсионных выплат.

Аргументация заявителя: если работодатель перечисляет за него денежные средства в систему ОПС (обязательного пенсионного страхования), то почему работник, пусть и получающий военную пенсию, лишен возможности получить назад свои деньги как страховую составляющую гражданской пенсии.

Такой логике не могли ничего противопоставить 18 членов КС во главе с его председателем В. Зорькиным. Результатом оказалось удовлетворение искового заявления, но дело получило дальнейшее развитие.

КС признал неконституционной существующую практику в отношении пенсионных прав бывших военных и вынес определение в адрес законодательного органа РФ, которым рекомендовал внести изменения в законодательную базу.

Итогом стало принятие закона от 22.07.2008 г, который внес изменения в Закон о пенсионном назначении, а также в Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих.

С 25 июля того же года Закон вступил в действие. Отныне военные пенсионеры, достигая пенсионного возраста, установленного для всех, имеют право, при соблюдении некоторых требований, на получение второй, «гражданской» пенсии.

Действие закона распространяется на правовые отношения, возникшие с начала 2007 года. Это означает, что страховой стаж для назначения второй пенсии учитывается с указанного времени.

Каковы необходимые условия для этого

Достижение единого для всех, установленного государством, возраста выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 для женщин.

При этом сохраняется пониженный пенсионный возраст для определенных категорий граждан: работа на Севере и приравненных к нему местностях, а также военнослужащим - участникам ликвидации чернобыльской аварии, аварийных выбросов на объединении «Маяк», подвергшихся радиоактивному облучению на Семипалатинском полигоне.

Минимальный страховой стаж. На 2019 год эта величина составляет 7, к 2024 году будет увеличена до 15 лет (12 месяцев - ежегодно).

Наименьшая величина индивидуального пенсионного коэффициента (баллы):

Военная пенсия за выслугу лет или по инвалидности, назначенная силовыми ведомствами.

Расчет второй пенсии для военных пенсионеров

В соответствии с Законом РФ начиная с 2019 года, устанавливается новая методика формирования и расчета пенсии в системе ОПС. За основу взята балльная система. Выплаты состоят из трех частей: фиксированной, и . «Трудовая» пенсия заменяется «страховой».

Первая часть раз в год устанавливается государством и от результатов трудовой деятельности работающего не зависит. Например, на 2019 год фиксированная выплата назначена в размере 4558,93 рубля.

Остальные две части формируются из пенсионного капитала работника, который увеличивается за счет страховых отчислений работодателя. Эти перечисления накапливаются на персональном лицевом счете гражданина (СНИЛС).

Мерой оценки вклада будущего пенсионера в страховую часть своей пенсии является индивидуальный коэффициент пенсионера (балл), стоимость которого устанавливается законодательно. При этом накопительная часть формируется по-старому.

Один пенсионный балл на 2019 год оценен в 74,27 рубля. Возможное количество баллов, заработанное в течение года (годовой пенсионный коэффициент - ГПК), подсчитывается по формуле:
Где:


Кроме этого, существуют и повышающие коэффициенты, учитывающие некоторые обстоятельства: уход за ребенком, малолетним инвалидом, инвалидом I группы, служба по призыву и некоторые другие.

Страховая пенсия, назначаемая военному пенсионеру при окончательном выходе на пенсию, рассчитывается по формуле: Где:

Следует уточнить, что балльная система действует с 2019 года. Пенсионные права, возникшие до этого момента, также реализуются через пенсионные баллы по формуле: Где:

Внимание: фиксированная выплата ко второй (страховой) пенсии бывшим военнослужащим не законом не предусмотрена.

Как самому рассчитать будущие выплаты

Из этой суммы 6% направляются в солидарную часть пенсионного бюджета, из которой выплачиваются фиксированные выплаты сегодняшним пенсионерам, получающим страховую пенсию.

Остальные 16% по желанию работника могут распределяться по двум вариантам:
все 16% идут на формирование его будущей страховой пенсии;
10% направляются в страховую часть, а 6% - в накопительную.


По итогам года, обратившись в местный пенсионный фонд, можно узнать величину страховых взносов, поступивших на ваш лицевой счет.

Разделив ее на ежегодно устанавливаемый уровень страховых взносов граждан, и умножив результат на 10, получим искомый годовой пенсионный коэффициент. Он выражается числом с тремя цифрами после запятой.

Величина его законодательно ограничивается. Так, на 2019 год он не может превышать следующих значений:

Пример

Сотрудник МВД уволился из органов в 2001 году, после чего устроился на работу по трудовому договору в гражданскую организацию. В 2019 году ему исполнилось 60 лет, и он получает право получения пенсии по старости.

Его страховой стаж с 2007 года составил 9 лет, что превышает необходимый для 2019 года - 7 лет. Средний заработок за это время равен 24 тысячам рублей, в пенсионный фонд перечислено 414720 рублей.

Годовой коэффициент пенсионера равен (среднегодовые отчисления в ПФР): Максимальная взносооблагаемая база в 2019 году установлена в размере 796 тысяч рублей. Взносы с нее составляют 127360 рублей (менее 7,83 при отчислении только на страховую часть пенсии): ИПК за весь страховой период составит: Умножая стоимость пенсионного балла на 2019 год - 74,27 рубля на количество баллов ИПК, получаем :

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости.

Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Если работодатель в соответст-вии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин).

До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает.

Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст-вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком -«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следст-вием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного -обеспечения», -вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде.

Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст-вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете.

Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов -конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия -назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию -радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т1 ,

где ПКч - сумма расчетного пенсионного капитала2 застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения ему пенсии за выслугу лет до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части -трудовой пенсии;

а Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой части трудовой пенсии. В соответствии со ст. 32 Закона о трудовых пенсиях начиная с 01.01.2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

Пример 2

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) -рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного -пенсионного капитала (ПК) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) × Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для -застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона -о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной -продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 × 1,2 × 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 × 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму -(300 месяцев)3: 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) × 174 × 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) -по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 × 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 × 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 × 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 × 1,08 = 1 172,18 руб.

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

1 П. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

2 Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 407.

NEW: Для трудоустройства

На высокооплачиваемую работу подготовка к тестированию на соответствие квалификации (очно, дистанционно, в записи). Быстро, недорого, качественно.

Реальная экономия и защита бизнеса. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (20-21 мая 2019 г., г. Москва, зачет часов ИПБ)

Навигация по статье

Следует также учитывать, что порядок расчета второй выплаты военным пенсионерам предполагает исключение следующих периодов:

  • службы, работы и иных периодов трудовой деятельности, учтенных при определении размера военной пенсии за выслугу лет;
  • службы, происходившей до назначения выплаты по инвалидности.

Индексация страхового пенсионного обеспечения

Вторая пенсия для военных, как и назначаемое для обычных граждан, подлежит со стороны государства. Размер повышения устанавливается в размере уровня инфляции прошлого года согласно п. 10, ст. 18 закона «О страховых пенсиях» .

В 2019 году страховые выплаты были проиндексированы на 7,05% - такое повышение превышает инфляцию предыдущего года. Помимо этого, сама индексация перенесена с 1-го февраля на 1-е января. Стоимость ИПК в настоящий момент составляет 87,24 рублей .

Дальнейшее повышение второй пенсии военнослужащим () может происходить в августе текущего года и связано оно будет с прибавкой тем пенсионерам, кто работал в прошлом году. Время проведения такого перерасчета - 1 августа. Но не стоит забывать, что максимальное повышение в данном случае будет ограничено тремя баллами , выраженными в денежном эквиваленте.

Когда следует обращаться за назначением гражданской пенсии?

Обращаться за военным пенсионерам можно в любое время без ограничения каким-либо сроком, но не ранее возникновения права на нее.

Следует помнить, что право на вторую выплату возникает при соблюдении всех , необходимых для назначения страховой пенсии. В 2019 году общие требования выглядят следующим образом:

  • достижение возраста 60,5 лет для мужчин и 55,5 лет для женщин;
  • минимальный страховой стаж, не учтенный при назначении военной пенсии, должен составлять 10 лет;
  • минимальная сумма индивидуальных баллов должна быть равна 16,2;
  • факт назначения пенсии по линии силовых ведомств.

Общий порядок обращения за страховой пенсией, применимый и в данном случае, предполагает письменное обращение за назначением выплаты.

Согласно п. 1, ст. 22 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» гражданская выплата назначается со дня обращения за ней при условии возникновения к этому моменту права.

Для того, чтобы не пропустить назначение второй пенсии, документы можно подать и раньше даты появления на нее права, но не более чем за месяц до наступления шестидесяти лет.

Куда обращаться за назначением гражданской пенсии?

Гражданской пенсии следует в территориальное управление Пенсионного фонда РФ :

  • по месту регистрации;
  • по месту пребывания (в случае отсутствия места жительства, подтвержденного регистрацией);
  • по месту фактического проживания (в случае отсутствия зарегистрированного места жительства и места пребывания на территории нашей страны).

Обращение за вторым пенсионным обеспечением носит строго заявительный характер, то есть должно быть оформлено в виде письменного уведомления.

Подать заявление можно несколькими способами :

  • самостоятельно или через законного представителя в клиентскую службу районного управления ПФР;
  • через кадровую службу своего работодателя;
  • отправив по почте необходимые документы;
  • лично или через представителя обратившись к специалистам МФЦ.

Кроме того, в последнее время все большую популярность приобретает новый способ подачи документов в электронном виде . Осуществить это можно с помощью такой системы в сети интернет, как Единый портал государственных услуг. Для этого потребуется предварительная регистрация в системе, зато в дальнейшем возможность пользоваться порталом сэкономит затраченные силы и время.

Какие документы нужны для оформления второй пенсии военному пенсионеру

Для письменного обращения за назначением второй пенсии военному пенсионеру необходимо будет подготовить . Общие требования к ним практически не отличаются от правил подачи необходимых бумаг для обычного гражданина.

К обязательным документам при назначении второй выплаты относятся следующие:

  1. паспорт (или иной документ о регистрации);
  2. страховое свидетельство (СНИЛС);
  3. документ, подтверждающий факт назначения военной пенсии;
  4. трудовая книжка;
  5. справки о наличии стажа, не учтенного в трудовой книжке до даты регистрации в (от работодателя, а в случае его ликвидации из архива);
  6. справка о заработной плате за 60 месяцев трудовой деятельности, следующих подряд (при наличии периодов работы до 2002 года);
  7. сведения о наличии иждивенцев (детей до 18 лет, а в случае их учебы на дневном отделении этот возраст продляется до 23 лет).

Кроме того, в связи с определенными обстоятельствами военным пенсионерам могут потребоваться и дополнительные документы , например:

  1. документы о смене фамилии (или других личных данных);
  2. данные о наличии нетрудоспособности (выписка из заключения экспертной комиссии с указанием срока действия);
  3. льготно-уточняющие справки, свидетельствующие об особом характере выполнения работ, при наличии льготного стажа;
  4. документы, подтверждающие личность законного представителя, если подача заявления осуществляется через него.

Порядок получения второй пенсионной выплаты военнослужащим по достижению 60 лет

Доставка второй начисленной пенсионной выплаты военнослужащим осуществляется по общим правилам за текущий месяц . Способ получения пенсии военный пенсионер выбирает самостоятельно при подаче письменного заявления о назначении.

Среди существуют следующие:

  • почта России (в кассе самого учреждения или получение на дому);
  • банк (в кассе одного из отделений банка или оформление выплаты на банковскую карточку)
  • организация, занимающаяся доставкой пенсии (полный перечень таких учреждений содержится у специалистов ПФР и представляется военному пенсионеру при выборе данного способа; здесь также можно оформить выплату в кассе организации или на дому).

Следует помнить, что выбранный однажды способ получения страхового обеспечения всегда можно изменить в случае его неудобства по истечении времени. Для этого военнослужащему необходимо будет повторно обратиться в районное управление ПФР по месту нахождения его выплатного дела и подать заявления о смене способа доставки.

Для категории военнослужащих существует особый порядок и необходимые требования для оформления пенсионных начислений. Выйти на заслуженный отдых можно в связи с достижением определенной выслуги или получив вред здоровью в ходе исполнения служебных обязанностей, что повлекло инвалидность человека. На величину пенсионного обеспечения военных напрямую влияет размер денежного довольствия, состоящий из окладов за должность и звание, а также иных выплат, полагающихся данной категории служащих.

В чем особенность пенсий военных пенсионеров?

Социальные выплаты такого плана осуществляет Министерство обороны РФ. Основные виды пенсионных выплат для военных выражаются в пенсиях за соответствующую выслугу лет и за полученную инвалидность. Они назначаются при наступлении особых условий, устанавливаемых ФЗ №4468-1 от 12.02.1993г (далее – Закон).

Часто граждане после увольнения из рядов ВС продолжают трудовую активность, организовывают свой бизнес, занимаются образовательными или охранными услугами. Это не противоречит ст. 57 Закона, которая определяет, что какой бы доход не имел бывший военнослужащий, включая поступления от предпринимательства, оплату за работу и иные источники, он вправе рассчитывать на пенсию от ведомства в полном объеме, включая начисления для неработающих граждан.

При соответствии гражданина установленным требованиям для начисления выплат по достижению определенного возраста, он может не только получать обеспечение от силовых структур, но и страховую по старости без зафиксированного размера.

Вторая пенсия

Право на выдачу социальных выплат регламентировано нормативными актами:

  • ФЗ-166 от 17.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ-400 от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях»;
  • ФЗ-173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Кому и когда положена?

Для получения второй пенсии необходимо выполнение следующих условий:

  1. Достижение соискателем возраста 60 лет. До наступления этой даты страховая пенсия бывшему военному не назначается ни при каких условиях.
  2. Наличие необходимого размера трудового периода. С 2014 года необходимый стаж увеличивается ежегодно на один. Начиная с 2014 года требовался пятилетний стаж, в 2015 – 6, в 2016 – 7, в 2017 – 8 и далее до 2024 рассчитывается по такому же принципу, далее увеличение не предусмотрено. Далее с 2015 года необходимо наличие индивидуального коэффициента в размере не менее 6,6 и дальше увеличивать на 2,4 каждые 12 месяцев до максимального значения – 30. Получается, что к 2016 году такой коэффициент составляет 9, а в настоящем году – 11,4. Такой показатель вычисляется, как отношение пенсионных накоплений отслужившего лица, куда входят стаж, уровень зарплаты и величина взносов, к размеру пенсионного балла, устанавливаемого каждый год Правительством РФ. В 2015г. она составляла 64,1 руб., в 2016 – 74,27, в 2017г. – 78,58.

Как рассчитать?


Положениями ФЗ-400 с 2015 года определяется методика вычисления пенсии в соответствующей системе ОПС. Она основывается на балльной структуре. Выплата формируется из страховой, накопительной и фиксированной частей. Последняя составляющая определяется Правительством и от итогами рабочей деятельности никак не обусловлена.

Другие формируются из накопительного капитала работника, увеличивающегося за счет перечислений организации, в которой он работал. Они копятся на личном счете претендента (СНИЛС). Оценивается страховая доля пенсии персональным показателем – баллом, устанавливаемым нормативным актом. Их количество, заработанное за год вычисляется следующим образом:

ГПК = ССП: ССМ*10,

В котором:

ССП – сумма страховых перечислений;

ССМ – суммарное отчисление в размере 16% от зарплаты;

10 – условная величина.

Помимо этого, устанавливаются показатели, учитывающие наступление определенных условий:

  • Присмотр за особой категорией лиц – несовершеннолетним, малолетним инвалидом, 1 группы;
  • Прохождение службы по призыву и др.

СПст = ИПК*СПБ,

Где:

ИПК представляет собой суммарный личный показатель за весь страховой наработанный стаж.

СПБ – цена за один балл, установленная для периода оформления социальной выплаты.

Такая система действительна только с 2015г., а до такого момента баллы вычислялись через отношение:

ПК = СЧ: СПБ,

Где ПК – суммарный коэффициент, складывающийся на конец 2014 года,

СЧ – страховая доля пенсионной выплаты за такой же временной промежуток;

СПБ – денежная составляющая 1 балла на 1.01.2015г., что составляет 64,1 руб.

ВАЖНО! Бывшим военнослужащим фиксированная часть второй пенсии законодательно не устанавливается.

НАПРИМЕР

Военнослужащий покинул ряды ВС в 2001 году. Далее он вышел на работу по контракту в компанию. В 2016 году он отпраздновал 60-летний юбилей и получил право на пенсионную выплату по старости.

Период его работы составил с 2007г. девять лет, это превысило необходимый стаж на семь лет. Его средняя зарплата составила 24 тыс. руб. В ПФ РФ было перечислено 414720 руб.

Его годовой коэффициент составил:

414720: 9 = 46080 руб.

Самый максимальный облагаемый размер взносов составляет 796 тыс. руб. Платежи с него составляют 127360 рублей. Отсюда:

ГПК = (46080: 127360) *10 = 3, 618

Суммарный ИПК будет равен 3, 618 * 9 = 32, 562.

Умножив стоимость ПБ в 2016г. – 74, 27 р. на их кол-во получим 74, 27 * 32, 562 = 2418.

Индексация страхового пенсионного обеспечения

В России бывшие военнослужащие рассчитывают на индексацию пенсионных выплат на 2% в октябре текущего года, однако точной информации об этом нет, так как до сих пор не выпущены соответствующие правовые нормы. Раньше обсуждая этот вопрос, властные структуры предполагали такую возможность, связывая её с наполнением бюджета. Также в 2017 году уже были проиндексированы пенсионные выплаты в феврале на 5,4% и марте на 0,38%. Но получающие пенсии отметили, что после проведения процедуры пенсии подросли незначительно.

Последнее октябрьское увеличение социальных выплат для военных проводился в 2015г., после этого такой вид поддержки был приостановлен.

Как считать страховую пенсию военному пенсионеру?

Самостоятельный расчет страховых выплат – проблема не из легких. Для этого потребуется узнать величину своего ИПК, вычисляя его каждый год и складывая в единую сумму.

Еще его можно рассчитать по итогам 12 месяцев, ведь работодатель ежемесячно направляет в ПФ РФ до 22% з/п своего сотрудника. Из этой величины 6% перечисляются в часть пенсионного фонда, из которого платятся фиксированные суммы лицам, получающим страховые пенсионные накопления.

Остальную величину можно разделить:

  • 16% направить на создание страховой пенсии лица;
  • 10% перечислить в страховую часть, 6% - накопительную.

В конце года можно узнать в ПФР размер полученного накопления, поступающего на личный счет обратившегося. Его потребуется разделить на величину страховых взносов, а полученную цифру умножить на 10, получая интересующий коэффициент.