Встречаем Масленицу! Что такое Масленица у православных? Что такое карнавал у католиков.

Масленица - это веселый праздник не только России, но и всех стран Европы, у народов которых когда-то существовала религия друидов. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

Пожалуй, самое известное масленичное празднество в Европе - это знаменитый своими масками и костюмами 10-дневный Венецианский карнавал (ит. «carnelevare» - «убирать мясо»), продолжающийся, как и положено всем масленичным праздникам, до первого дня Великого поста, который у католиков начинается в "Пепельную среду". В прежние времена рано утром в "Пепельную среду" сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн - отсюда и название. О Венецианском карнавале существует настолько много материалов, что здесь мы не будем останавливаться на его описании.

В Италии по размаху и пышности с Венецианским карнавалом с давних пор соперничает масленичный Римский карнавал, первые сообщения о котором относятся к XI веку.

Масленичные шествия ряженых известны уже в течение многих веков, но лишь с середины XV века они приобрели определенные традиционные формы. По улицам везли орудия земледелия - плуги и бороны, причем нередко для смеха в них впрягали незамужних женщин и девушек. Со временем эти шествия становились все сложнее и красочнее. Так возникло, например, шествие «Шембартлауф» в Нюрнберге. С годами уличная игра превратилась в праздничное шествие с множеством участников, ставшее одним из крупнейших городских праздников.

В связи с расцветом средневековой городской культуры, ремесленных цехов и гильдий масленица стала приобретать все более светский характер. В эти праздничные дни уже издавна выпивалось немало горячительных напитков, теперь же к празднику стали привлекать музыкантов и танцоров. Традиции обильного застолья, танцев и маскарада сохранились до нашего времени. Кроме танцев для средневековой масленицы были характерны различные соревнования. В самом конце масленицы проводилось аллегорическое состязание: толстый мужчина, олицетворявший собой масленицу, выходил на бой с тощей «постной» старухой. Разумеется, Пост одерживал верх над Масленицей.

В городах XV века главными участниками масленичных игр были ремесленники. Во время масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни. Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений.

Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали.

Фигура карнавального шута. В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь. Начиная с 1540 года тема масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями. Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты.

Типичные атрибуты карнавального шута - это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине (намек на его самодовольство) и, наконец, бубенчик. Этот бубенчик обычно связывают с цитатой из Библии: «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». То есть шуту не была свойственна добродетель христианской любви к ближнему. В средние века он олицетворял в первую очередь глупость и ребячество, шута считали существом злым и опасным. Глупость толковали как невежество по отношению к Богу, так что карнавальному шуту оставалось сделать всего один шаг, чтобы вступить в союз с дьяволом.

Короче говоря, шут презирал все то, что общество обычно считало хорошим и правильным. Таким образом, создание шутовского королевства, ставшее масленичной традицией в средние века, можно рассматривать как пародию на нормальное общественное устройство. Шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Эта традиция по сей день продолжается в форме «карнавальной гвардии» или «танцевальных союзов».

Современная церковь уже не питает прежней враждебности по отношению к масленичному карнавалу: в 1993 году кардинал Фридрих Веттер, архиепископ мюнхенский, заявил, что масленичные костюмированные празднества - это «веселое восстание против подавляющего, изматывающего стресса». Они создают атмосферу «здорового реализма, для того чтобы мы не считали себя важнее, чем мы есть на самом деле».

На то, что возникновение карнавала связано с религиозными традициями, указывает употребляемое с XVIII века название масленицы «фастнахт» («канун Великого поста») и соответствующий праздник в церковном календаре. Лишь в XIX веке в Рейнланде стали чаще употреблять слово «карневаль» (отсюда русское «карнавал»). Это слово итальянского происхождения, оно вошло в немецкий язык лишь в конце XVII века и происходит, в свою очередь, от церковно-латинского названия поста «carnislevamen», то есть «исключение мяса». По-итальянски «carnelevare» значит «убирать мясо».

После масленицы идет «Пепельная среда» (аналог русского «чистого понедельника»), которая для католиков - первый день сорокадневного Великого поста перед Пасхой, во время которого они вспоминают о страданиях Иисуса Христа. Но люди, участвующие в карнавале, хотят, прежде всего, повеселиться, и поэтому «Пепельная среда» зачастую не является для них началом реального поста.

Окончание масленицы и начало Великого поста в «Пепельную среду» раньше символически отмечалось особым действом. Над куклой, которая символизировала масленицу, сначала устраивали шутовской суд, нередко сопровождавшийся пародиями на церковные ритуалы. Потом эту куклу обычно закапывали в навозной куче, были и другие варианты «казни»: расстрел, сожжение или утопление в воде. С этим древним обычаем связано сожжение чучела, несколько лет назад вновь введенное в Кельне.

Теперь каждый год в полночь с карнавального вторника на среду в Кельне сжигают «нуббель» - так здесь называют чучело в человеческий рост, которое воплощает в себе все карнавальные грехи. Сожжение «нуббеля» знаменует окончание масленицы и начало Великого поста. Священник поджигает «нуббеля», а все вокруг поют песню «В Пепельную среду праздник заканчивается». После того как «нуббель» превратится в пепел, можно попросить священника осенить себя пепельным крестом в знак покаяния. Карнавал окончен.

В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…

В Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно - фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.

В школах Дании в масленичные дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе - холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет "продавать" незамужних девушек.

А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - "клатик". Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться - плати.

В Сербии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

В рейнских городах масленичные празднества называются «карневаль» (Karneval), в Майнце и его окрестностях «фастнахт» (Fastnacht), в Швабии «фасснет» (Fassnet), а в Баварии «фашинг» (Fasching). Различаются не только названия праздника, отмечают его тоже везде по-разному.

Самой широкой известностью пользуется карнавал в Рейнской области - Рейнланде. Здешний карнавал - это безудержное веселье начиная с масленичного четверга до вторника. Народ поет и раскачивается из стороны в сторону, танцует и смеется, пьет горячительные напитки и флиртует. По улицам разгуливают ряженые всех возрастов, разнообразию костюмов и масок нет предела. Клоуны, ведьмы, принцессы и ковбои стоят вперемежку вдоль улицы и ждут карнавального шествия. Детям достаются сладости, которые участники карнавального парада горстями бросают в толпу с разукрашенных автомобилей, а взрослым частенько подносят по рюмке шнапса. Восхищение вызывает выдумка, с которой оформляют карнавальные автомобили: вот где уж впрямь не жалеют ни денег, ни усилий. Мимо пестрой толпы проплывают замки и парусные корабли, между ними шествуют оркестры, которые исполняют известные карнавальные песни, тут же подхватываемые публикой.

Масленичные празднества на юго-западе Германии имеют несколько иную форму, чем в Рейнланде. Их участники надевают замысловатые деревянные маски страшных ведьм и чертей. Ряженые носят также маски фантастических животных, в каждой местности есть своя фигура карнавального шута. В швабско-алеманских землях большое внимание уделяют старым традициям, поэтому участники масленичных представлений строго следят за тем, чтобы костюмы и маски соответствовали старинным образцам. В некоторых городах на масленичное шествие нельзя явиться в первой попавшейся под руку маске, надо, чтобы ее официально утвердили.

Масленичные гуляния в Кёльне называются «фастеловенд» (Fastelovend), а в Майнце «фассенахт» (Fassenacht). Масленица и карнавал занимают прочное место в жизни Германии, хотя городской карнавал в его нынешней форме возник не так уж давно. Эта традиция сложилась только в начале XIX века, после того как была проведена реформа масленичных празднеств - сначала в Кельне, затем в Майнце, Дюссельдорфе и других рейнских городах.

Знаменитый кёльнский карнавал обязан своей нынешней формой инициативе нескольких человек, которые в 1822 году решили реорганизовать масленичные игры, чтобы они лучше отвечали новым потребностям общества. В масленичный понедельник 1823 года состоялось первое кельнское карнавальное шествие. В последующие годы возникли организационные структуры карнавала, которые сохранились до сих пор.

Наряду с заседаниями различных обществ и большим карнавальным шествием в «безумный понедельник» в это время возникли главные фигуры, характерные для кельнского карнавала: Принц Карнавал, который поначалу назывался «Герой Карнавал», Дева Колониа, которая когда-то была символом независимости старинного имперского города Кельна (в наше время ее роль всегда играет мужчина), и Крестьянин, в фигуре которого воплотились боевитость и сила города, а также его верность единому германскому государству. Эти три фигуры, стоящие в центре карнавального действа в Кельне и именуемые Карнавальной Троицей, характерны именно для этого города. В других городах на карнавале главенствуют Принц и Принцесса.

«Шествие духов» в старинном прирейнском городе Бланкенхайме. Символическая цель бланкенхаймского «шествия духов» - приближение весны с помощью изгнания злых демонов зимы - заставляет вспомнить об одной из версий исконного смысла праздника масленицы. Это шествие уже много веков представляет собой кульминацию здешних масленичных празднеств. Его участники наряжаются духами или привидениями: они закутываются в белые простыни, углы которых завязывают на лбу в виде рожек.

Каждый год вечером в субботу карнавальной недели вереница духов с дикими криками проносится по городу. Жители Бланкенхайма так объясняют этот древний обычай, всегда собирающий многочисленных зрителей: с помощью ритуальной пляски духи весны прогоняют зимних духов. Ведьмы с метлами и дьявол с трезубцем кружатся и прыгают, чтобы выгнать изо всех темных углов духов и демонов холодного времени года.

В Бланкенхайме Принц Карнавал сначала возглавляет шествие как «главный дух»; лишь на следующее утро, в воскресенье, его официально объявляют Принцем. Как и его коллеги в Кельне, Дюссельдорфе или других городах, он получает от бургомистра шутовской скипетр и ключ от города. Теперь вплоть до «Пепельной среды» он символически правит городом.

(в 2018 году она имеет место по Юлианскому календарю с 12 по 18 февраля) – это подготовительная неделя к Великому Посту посвященная примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, а также творению дел милосердия. В этом и заключается христианская составляющая Масленицы.

Есть у Масленицы и народно-фольклорная составляющая. На Руси Масленица издавна отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних, но уже с «запахом весны», дней, наполненных гамом и шумом, вкусными ароматами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов.

Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не христианский. Это не совсем так. Действительно, Масленица произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами, - языческого происхождения, потому что язычество связано с переживанием времени. Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала – это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с христианством, то всё зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то можно спросить: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?

Разумеется, Церковь не устаёт напоминать, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть. Вспомним в этой связи наставление святителя Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всём гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».
В масленичную неделю в храмах начинают отправлять великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная Литургия, зато читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Впоследствии эта молитва будет многократно повторяться за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого Поста именуется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), а в народном благочестии – Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий Пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

В Европе празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего Средневековья, возобновилось в IX-X веках под названием « » (по одной из самых распространенных версий это название происходит от латинского «carne vale» - «мясо, прощай»). Первые карнавалы начали проводить в Италии (венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским), затем во Франции и в других странах. Отношение Церкви к этим мероприятиям было неоднозначным и сильно разнилось от страны к стране. В англоязычных и германоязычных странах празднования традиционно проходят скромнее, в латиноязычных странах – ярко и бурно.

Традиционный европейский карнавал продолжительнее православной Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего – в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого Поста, но праздничные базары начинают работать еще с предыдущей субботы. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «Пепельную среду», начинается Великий Пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но всё же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия.

Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие – забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии всё внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал (Швейцария) немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. «Безумный понедельник» кёльнского карнавала начинается с шествия во главе с Карнавальной троицей: Принцем, Девой Колонией и Крестьянином, а в прирейнском городе Бланкенхайме в этот день проходит «Шествие духов» - ряженых чертей и ведьм. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки.

В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха…

Все даты православной Масленицы.

  • Масленица в 2015 году пройдет с 16 февраля по 22 февраля.
  • Масленицу в 2016 году мы будем праздновать с 7 по 13 марта.
  • Масленица в 2017 году с 20.02 - 26.02 .
  • Масленица в 2018 году будет праздноваться, с 12 февраля по 18 февраля.
  • В 2019 году проводы зимы — Масленица приходятся с 4 марта по 10 марта.
  • В 2020 году Масленица празднуется 24 февраля. Масленичная неделя: с 24.02 по 01.03.
  • В 2021 году Масленица празднуется 8 марта. Масленичная неделя: с 8.03 по 14.03.
  • В 2022 году Масленица празднуется 28 февраля. Масленичная неделя: с 28.02 по 6.03.
  • В 2023 году Масленица празднуется 20 февраля. Масленичная неделя: с 20.02 по 26.03.
  • В 2024 году Масленица празднуется 11 марта. Масленичная неделя: с 11.03 по 17.03.
  • В 2025 году Масленица празднуется 24 февраля. Масленичная неделя: с 24.02 по 2.02.
  • В 2026 году Масленица празднуется 16 февраля. Масленичная неделя: с 16.02 по 22.02.
  • В 2027 году Масленица празднуется 8 марта. Масленичная неделя: с 8.03 по 14.03.
  • В 2028 году Масленица празднуется 21 февраля. Масленичная неделя: с 21.02 по 27.02.
  • В 2029 году Масленица празднуется 12 февраля. Масленичная неделя: с 12.02 по 18.02.
  • В 2030 году Масленица празднуется 4 марта. Масленичная неделя: с 4.03 по 10.03.

В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ ухода зимы и наступления весны.

Даты Масленицы на 2012, 2013, 2014 годы:

  • 2012 год: Жирный вторник 21 февраля (19-26 февраля в России)
  • 2013 год: Жирный вторник 12 февраля (10-17 марта в России)
  • 2014 год: Жирный вторник 4 марта (23 февраля — 2 марта в России)

Аналоги Масленицы в других странах. Что такое Жирный вторник?

Жирный вторник - католическая масленица, носит название почему то -карнавал. Отмечается в католическом мире накануне Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста. В Англии Жирный вторник еще называют «Покаянный вторник», и это один день вместо масленичной недели.

Популярен Жирный вторник в Великобритании, Канаде, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии и некоторых штатах США.

Во франкоязычных странах называется Марди Гра; в англоязычных - «покаянный день» (Shrove Tuesday), «блинный день» (Pancake Day), в США также «жирный вторник» (Fat Tuesday). Традиции Жирного вторника в разных странах различны, общими чертами являются обильные пиршества и карнавальные представления. В США особо празднуется в Новом Орлеане, где устраивается большое народное гулянье с продолжительным карнавалом.

В некоторых странах с превалирующим католическим вероисповеданием (Польша) отмечается - в этот день едят пончики с разнообразной начинкой. Наиболее характерные - это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. С этого дня начинаются Остатки - дни, когда проходят балы и вечеринки. Всё заканчивается наступлением Пепельной среды.

Жирный вторник празднуют:

В странах с христианской культурой в феврале-марте отмечается веселая Масленица, или сырная неделя (англ.Shrovetide, фр. Mardi Gras). Исторически, Масленица (ошибочное написание — Масленница) — время веселых гуляний и развлечений перед началом Великого поста.

Весенние языческие фестивали февраля и марта — предшественники и прототипы Масленицы. Февраль — время приближения весны, середина между зимним солнцестоянием (21 декабря) и весенним равноденствием (21 марта). Совсем не удивительно, что эту середину не обошли вниманием язычники в западной и южной Европе. Февраль был заполнен языческими фестивалями.

Англосаксы называли февраль Блинным месяцем (Sol-monath), потому что в феврале пекли, ели и подносили блины богам. Круглый и горячий блин символизировал солнце, приход света и тепла, окончание зимы.

Луперкалии (Lupercalia)в Древнем Рим е прославляли бога Луперка, повелителя скота. Древние славяне отмечали в начале февраля Сретенье, или День Сречи — встречи зимы с весной, возрастание дневного света и уменьшение морозов. Древние кельты , предшественники многих современных европейских народов (римляне называли их галлами), в начале февраля отмечали Имболк (Imbolc, или Oimelc) — один из 4 главных солярных годовых фестивалей язычников, праздник очищения, прославления солнца и света, а также наступления нового земледельческого сезона. Во время Имболка чествовали триединую богиню огня, солнца и тепла Бригхиду(Брид, Брайд, Бриджитта, Бригитта). Названия праздников (Имболк — в животе, Oimelc — овечье молоко) связаны с тем, что многие домашние животные ожидают в это время прибавления.

Вера в Бригхиду — деву и невесту, хранительницу святого огня и вдохновительницу новых свершений, была настолько сильна, что христианской церкви пришлось принять ее в святые. Так древнее языческое божество вошло в Христианство под именем Св. Бриджиды. Торжественный католический праздник отмечается 2 февраля традиционной Мессой со свечами, символизирующей очищение Святой Девы на 40-й день после рождения сына (Рождество, 25 декабря), после которой также принято есть блины. После дня Мессы со свечами начинали собирать подснежники(принести их в дом раньше считалось плохой приметой).

Отголоски Имболка — праздника растущего света, когда предсказывали погоду, можно проследить и в забавном Дне сурка (Groundhog Day), отмечаемом в Пенсильвании 2 февраля. Если сурок, вылезающий из своей норы в этот день, видит свою тень, то предстоит еще 6 недель зимы. Если он не видит своей тени, то весна совсем рядом.

В древнеславянской культуре Комоедица, или Комоедицы (праздник-предшественник современной Масленицы) выпадала не на февраль, а на весеннее равноденствие (21 марта). Вероятно, это связано с более суровыми погодными условиями и более поздним приходом тепла. Как и в западной Европе, праздник наступления нового земледельческого года знаменовался у славян весельем, разжиганием костров, состязаниями, играми, катанием с гор, походами ряженых, кулачными боями, непрестанным хождением в гости с обильными трапезами. В последний день праздничной недели сжигали чучело Марены-зимы (Марена, или Морена — богиня царства мертвых и богиня плодородия в древнеславянских поверьях), провожая зиму и уничтожая вместе с ней все плохое, отжившее и ненужное, и приветствовали приход Живы-весны, которая спускалась на землю из Сварги — небесного царства богов.

Впоследствии Христианство ввело Масленицу (как и другие языческие фестивали годового цикла) в свой календарь.

Масленица сегодня

В современной российской традиции Масленица по православному календарю выпадает на февраль или март. Завершается современная российская Масленица Прощеным воскресеньем, или Проводами, когда принято просить прощения у всех окружающих и делать добрые дела.

В современной западноевропейской традици и из принятых ранее трех дней более или менее широко отмечается только Исповедальный вторник(жирный вторник, день блинов) — последний день перед Великим постом (в разные годы это разные даты между 3 февраля и 9 марта). По христианской традиции в Исповедальный вторник на сырной неделе ходили к исповеди (отсюда название праздника), а после правила предписывали употребить с блинами все оставшиеся в доме яйца, мясо, сливки и другие жиры. На следующий день (в Пепельную среду) по церковному расписанию наступает Великий пост.

Название Масленицы в других странах

  • Бун Барекендан (Армения);
  • Вастлавьи (Прибалтика);
  • Жирный вторник или Марди Гра (Западная Европа, США);
  • Жирный четверг (Польша);
  • Карнавал (западные христиане);
  • Sächsilüüte (Швейцария (Цюрих));
  • Фастнахт (Германия);
  • Uzgavenes - Литовская Масленица (лит.);
  • Vastlapäev - Эстонская Масленица (эст.);
  • Fastelavn - Норвежская Масленица (норв.);
  • Karneval, Fastnacht und Fasching - Немецкая Масленица (нем.);
  • Masopust - Чешская Масленица (чеш.);
  • Апокриес - Греческая Масленица (греч.).

Масленица отмечается не только в России, но и в тех странах Европы, где существовала религия друидов, поскольку всюду сохранилась традиция праздновать приход весны. А в Италии вообще существуют древнейшие традиции Сатурналий, вакханалий и других общенародных празднеств в честь богов.
В странах Западной Европы проводятся общенародные карнавалы, аналогичные славянской Масленице, во время которых смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.
Карнавал - праздник, сопровождающийся массовыми народными гуляньями с переодеваниями, красочными уличными шествиями и театрализованными представлениями. По времени карнавал обычно предшествует католическому Великому посту.

Francesco Guardi Carnival Thursday on the Piazzetta. 1766-70 гг.

Историк Всеволод Миллер в книге «Русская масленица и западно-европейский карнавал» (1884) пишет, что карнавалы являются наследием древнего Рима, отразившимся и на их продолжительности. Отличительные черты древнеримских языческих весенних празднеств — очищение водою, зажигание огня на алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские скачки — имеют много общего с европейскими карнавалами.
«Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и Сатурналий, удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед началом Великого поста».


Anonymous Carnaval de Rome, via del Corso. 1836 г.

Само слово «карнавал» - итальянского происхождения, происходит оно от латинского словосочетания «carnem levāre» или «carnis levamen», что означает «убирать мясо», «исключение мяса». Это слово аналогично русскому церковному слову «мясопуст», которое в словарях обозначается, как «неделя перед Великим постом, то есть Масленица» и как «день, в который запрещено употребление мясной пищи». В католических странах это время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе Великого поста). Первый день католического сорокадневного Великого поста перед Пасхой начинается в «Пепельную среду» (аналог русского «чистого понедельника»). В прежние времена в ночь на «Пепельную среду» сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн — отсюда и название.

Johannes Lingelbach Carnival in Rome. 1650-51 гг.

Johannes Lingelbach Carnival in Rome (detail). 1650 г.

Последний день католической Масленицы называется во многих странах Жирный вторник (по-итальянски - Martedì Grasso), в который, обычно, проводятся самые пышные празднества, и царит самое большое обжорство, сопровождаемое обильными возлияниями. В Жирный вторник с самых древних времен полагалось наедаться не просто до отвала, но вплоть до тошноты, пить и веселиться до упаду.

Первые карнавалы появились в Италии в IX—X веках, поскольку там раньше всего появились большие независимые города. В средние века карнавал с особенною пышностью справлялся в Венеции, поэтому и считается, что самое первое и самое известное масленичное празднество в Европе — это знаменитый Венецианский карнавал.
В эпоху венецианского упадка в XVIII веке эстафету блистательных карнавалов принял Рим. Римский масленичный карнавал, первые письменные упоминания о котором относятся к XI веку, с давних пор соперничал по размаху и пышности с Венецианским карнавалом.

A. Jourdain Carnaval de Rome (détail d"une illustration). 1857 г.

Более скромно карнавал праздновался и в других городах Италии, причем, в разных местностях продолжительность карнавала была разная. В Венеции карнавал начинался в день святого Стефана - 26 декабря (это сейчас он скромно отмечается 10 дней), в Риме он всегда продолжался 11 дней, предшествующих Пепельной среде, в Милане — до воскресенья инвокавита (у католиков название шестого воскресенья перед Пасхой).
Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX веках они разделились, и карнавал стал существовать, как один из видов массовых развлечений.

Карнавал в Италии повсеместно сопровождается различного рода забавами, играми, переодеваниями и представлениями. В каждом городе праздник развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города.

Одна из любимых забав карнавала в Риме - перестрелка конфетти . К разноцветным, обычно бумажным кружочкам мелкого размера, неотъемлемому атрибуту праздников, которым осыпают друг друга участники празднеств или его сбрасывают сверху, итальянские конфетти не имеют никакого отношения. Хотя слово конфетти — итальянское (confetti), но означает оно «изделие из сахара». Поэтому в Риме участники карнавалов осыпали друг друга сладостями, например, орехами в сахарной глазури, или маленькими гипсовыми и меловыми шариками. А то конфетти, которое известно нам, - это обычные отходы от перфорации в бумажной промышленности.

Achille Pinelli Del Carnevale Romano.1835 г.

Achille Pinelli Teatro delle Marionette.

Гвоздем программы римского карнавала были лошадиные скачки Corso (производное от итальянского horse - лошадь).

Надо отметить, что в Риме карнавалы проводились традиционно на одной из широких улиц старого города Виа дель Корсо (Via del Corso).

Giovanni Battista Piranesi Veduta nella Via del Corso.

Эта улица протяженностью почти два километра вела от площади Венеции (Piazza Venezia) на север к Народной площади (Piazza del Popolo). Интересно, что название Народной площади площади вообще-то происходит от церкви Санта-Мария-дель-Пополо, названной так из-за прежде росших здесь тополей. А слова «тополь» и «народ» в латинском языке являются омонимами.
В античности и средневековье улица дель Корсо называлась виа Лата (Широкая улица) и из-за наводнений мало использовалась. В 1467 году при папе Павле II эту улицу восстановили и расширили. Начиная с XV века и вплоть до 1882 года, здесь проходили карнавальные шествия и конные состязания Corso, из-за которых улица и получила свое нынешнее название.

Jean Louis Théodore Géricault La Corsa dei Barberi a Roma. 1817 г.

Заключительный аккорд римского карнавала — праздник огней Moccoli .

Ippolito Caffi Carnival on the Corso.

Название обозначает «маленький карнавальный огонек», а дословно переводится с итальянского в двух вариантах: как потёки воска на свече, нагар на фитиле, огарок свечи и как сопли. В праздник Мокколи с наступлением сумерек повсюду появлялись огни - на окнах, подмостках, экипажах, в руках у каждого из толпы зажженная восковая свечка. Эти свечи в виде озорной забавы беспрестанно друг у друга тушились, но вновь зажигались.

Ippolito Caffi Carnevale al Corso.

А «море огней», заполнившее всю улицу, - это было очень красиво. И потом, огонь олицетворял сжигание всего плохого, что было.

Franz Theodor Aerni La Girandola a Castel San Angelo. 1874-80 гг.

Хотя в книге «Сказки и легенды лесного Тироля» (1867) описывается ритуал сожжения в южном итальянском Тироле олицетворения Масленицы - вязанку соломы, перемешанную с дровами.
Эту вязанку торжественно сжигали на главной сельской площади, и вокруг костра две «враждебные рати», одна — в пестрых арлекинских одеждах с погремушками, олицетворявшая Масленицу, а другая — в белых рубахах, с горбами, олицетворявшая Пост, устраивали показательную театрализованную битву, в которой побеждал Пост.

Bartolomeo Pinelli Scena del Carnevale Romano.

В ХХ веке римские карнавалы были упразднены. Только в 2009 году власти Рима решили провести в городе карнавал, возродив, таким образом, многовековую традицию. Праздничные мероприятия проводились всего несколько дней, однако привлекли 200 тысяч человек.
В 2010 году римский карнавал прошел с 6 по 16 февраля - в те же дни, что и венецианский. Двум итальянским городам удалось заключить своеобразное «мировое соглашение». Участие в параде, открывшем римский карнавал, приняли участие артисты из Венеции. В обмен музыканты Римской оперы выступили в венецианском оперном театре Ла Фениче.
В Риме карнавальная процессия прошла от Пьяцца дель Пополо по Виа дель Корсо, в ней приняли участие наездники, старинные экипажи, актеры Комедии дель арте и итальянские буттеро - пастухи. Кроме того, в Палаццо Браски прошла историческая выставка "Римский карнавал", на которой демонстрировались экспонаты из частных собраний, римских музеев, а также венецианского музея Фортуни.

К концу подходит масленичная неделя: наевшись блинов, мы готовимся сжигать чучело и просить друг у друга прощения. Пожалуй, это одни из немногих общеизвестных традиций Масленицы. Даже названия масленичных дней недели («Встреча», «Заигрыши», «Лакомка»…) вспомнить смогут не все. «365» решил исправить недостаток знаний об этом веселом празднике и отобрал для вас 10 самых интересных фактов о Масленице.

Л.Н. Вячеславова. «Широкая масленица», 2007

1. Масленица – праздник языческий. И в течение масленичной недели нередко можно столкнуться с негативным отношением к праздничным гуляниям и другим атрибутам Масленицы — праздник «не наш» и отмечать его нечего. Но сама православная церковь к таким недовольным не относится: в 17 веке Масленица была официально признана. Более того, некоторые представили православной церкви называют Масленицу подготовкой к Великому Посту, который начинается сразу же по окончании «блинной» недели.

2. Происхождение самого названия праздника – «Масленица» – действительно связано с маслом. Название указывает на молочную продукцию, которую можно есть в этот период времени (в течение Великого поста употреблять молочные продукты строго запрещено).

3. Такое название у праздника было не всегда. Изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу» (от древнеславянского «ком» — медведь). Со временем Комоедица превратилась в самостоятельный белорусский народный праздник, посвященный пробуждению медведя и встрече весны, который отмечается 6 апреля.

4. То, за что мы так любимым масленицу – вкусные, пышные блины – никогда не было символом праздника. Блины всегда считались блюдом поминальным, а статус «символа солнца» и главного атрибута Масленицы приняли только в 19 веке по ошибке исследователей культуры.

О. Г. Симонова. Батик: Блин-символ солнца. 1996 год

5. Сжигание чучела в последний день масленичной недели на самом деле символизирует не столько проводы зимы, сколько жертвоприношение. Чучело считалось символом плодородия: сжигая его, люди передавали плодородие земле. Именно поэтому, пепел, который остался от чучела, раскидывали по полям.

6. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще повторял похоронные обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб.

7. У Масленицы есть еще одно, неформальное, название: «Бабья неделя». В масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Всё, что делали женщины – на протяжении семи дней жарили блины и ходили друг к другу в гости, чтобы угостить этими самыми блинами.

8. Блины бывают на молоке и на кефире, тоненькие и толстые, маленькие и большие. Самый большой в истории приготовления этого блюда блин был испечен в Великобритании в 1994 году. А в 2016 году во время празднования Масленицы в Беларуси был установлен похожий рекорд, но с национальным колоритом: под Минском был испечен самый большой драник в мире, диаметр которого составляет более двух метров. Для приготовления рекордсмена понадобилось целых 30 кг картошки!

9. В католических странах существует прямой аналог масленицы – Карнавал, который отмечается также перед Великим постом. Название «Карнавал» образовалось от лат. «carne vale» — «прощай, мясо».

10. Во многих европейских странах существуют свои «масленичные» традиции:

В Словении, главной целью которого является не просто проводы, а даже изгнание зимы. Курентованье представляет собой (аналог привычного сожжения чучела) традиционные танцы в вывернутых тулупах и масках. Происходит это так же в последний день праздничной недели.

«Свадьба с сосной » , еще одна словенская традиция, которая осуществляется так же в последнее воскресенье перед Великим постом. Если в предыдущем году в регионе, который отмечает Мясопуст (Масленицу), не состоялось ни одной свадьбы, то словенцы ее разыгрывают. Участники празднования переодеваются в сватов и дружков, а в роли жениха и невесты выступают сосны.

В Хорватии; обряд, несколько напоминающий словенское Курентованье. Молодые парни надевают шкуры и маски с рогами и расхаживают по улице, издавая громкие страшные звуки, чтобы спугнуть зиму.

«Вастлавьи » у датчан, норвежцев, эстонцев и латышей. Вастлавьи или Скандинавский карнавал (так же популярный в Прибалтике) – это праздничные гулянья, которые предшествуют началу Великого Поста. Одним из главных лакомств праздника являются сдобные булочки с разными начинками.

«Марди Гра» у франкоязычных европейцев и американцев. Во время «Марди Гра» («Жирного вторника») проводится шумный и веселый карнавал, который возглавляют импровизированные «король» и «королева».

Текст: Алеся Сидненко