Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? Что делать, если у ребенка появились воображаемые друзья.

Антонина Фенева

Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?

Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.

Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?

Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».

Как завести воображаемого друга?

Придуманный друг - довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.

Завести воображаемого друга для ребенка - вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»

Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития

Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.

Рассказы детей о воображаемых друзьях

Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».

У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?

Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.

Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.

Воображаемые друзья у подростков

Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.

В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.

Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.

Вымышленный друг у ребенка, по мнению многих психологов, явление распространенное. Выдумывать себе друга до определенного возраста считается абсолютно нормальным. Специалисты связывают это с развитием воображения и творчества у маленького ребенка.

Примерно к трём годам жизни ребёнок начинает активно фантазировать, размышлять. Именно в это время появляются воображаемые друзья. Выдумать ребенок может абсолютно любое существо, невидимый друг может быть зверушкой, просто человеком, сказочным героем, персонажем мультфильма или вовсе чем-то несуществующим.

Когда родители впервые узнают о появлении выдуманного друга, они начинают волноваться, думать о том, что с их малышом что –то не так. Не нужно паниковать. У ребёнка развивается фантазия. Лучше заинтересоваться новым товарищем, его именем, внешним видом, где он живет, что любит есть и т.д. То есть, нужно проявить участие.

Часто вымышленный друг также полезен и для родителей. Спрашивая у ребёнка о выдуманном друге, о его страхах, желаниях, мечтах, трудностях, родители могут узнать о том, что беспокоит самого малыша. Дети не всегда способны выразить и даже понять свои желания, а посредством вымышленного друга родители способны узнать о проблемах ребёнка.

«Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны своих родителей: со стороны отца - силу и защиту, со стороны матери - заботу и ласку. Но если все время отмахиваться от ребенка, то он реже будет обращаться к родителям с пустяковыми проблемами. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенку будет не о чем поговорить с родителями, нечего доверить им, ведь он привык с ранних лет сам решать "свои проблемы" и отвечать на возникшие вопросы, заранее зная, что у папы и мамы нет времени на такую ерунду.» (meduniver .com)

Итак, придуманный друг – это не трагедия. Но нужно знать меру. Если ребенок дружит и разговаривает только с вымышленным героем, отказывается от общения с другими людьми, если сильно переживает всё, что происходит с его выдуманным другом, если от этого он становится вялым или слишком возбуждённым, раздражительным, плаксивым – игру стоит прекратить! К примеру, попробовать отправить друга в поездку к его бабушкам и дедушкам или в дальнее путешествие, в общем, удалить персонажа без скандала. А это время придумать ребёнку игру, в которую он до сих пор не играл, занятие, способное «переключить» малыша.

В большинстве случаев, дети забывают о своих фантазиях уже в 7-8 лет, когда начинают помногу общаться со сверстниками. Появление новых знакомств и новых познаний не дают замыкаться в себе. Ребенок оценивает и понимает, что общение с настоящими друзьями динамичнее и веселее, чем игры с самим собой.

По мнению детских психологов, если вымышленный друг не исчезает в этом возрасте, это явный признак нехватки родительской любви у ребенка. Кроха не осознает, как он нужен маме и папе, как ценен для них. Всё зависит от родителей, они должны дать ребенку нужное внимание, вместе с ним выйти из придуманного мира в реальный, а оставшееся от вымышленного мира место занять своим вниманием и общением. Ведь главное не сколько, а как именно проводить время с малышом. Например, в день играть с ребёнком хотя бы полчаса, а потом обсуждать игру. Очень важно читать детям на ночь. Если ребенок уже школьник – это помощь родителей в выполнении уроков.

Не стоит бояться выдумывать и фантазировать вместе с ребёнком, нужно только не переходить грань и суметь вовремя привлечь ребёнка в настоящий мир, который не менее удивителен, чем вымышленный.

Похожие статьи:

Воображаемый друг вашего ребенка (3644 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Часто дети придумывают себе друга, он может быть невидимым, а может являться и игрушкой, друг, на которого можно свалить все шалости или пожаловаться ему на кого-либо. Некоторые родители, сталкиваясь с появлением...

Проблема из проблем: потерялся плюшевый друг (2850 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

Никогда не думала, что моя малышка будет отказываться от еды, перестанет спать, играть с игрушками, гулять и все по причине того, что... потерялся ее плюшевый зайчик. Мы целый день искали любимца крохи и, к нашей...

Недавно мой юный художник двух с половиной лет с гордостью продемонстрировал очередные разноцветные каракули. На вопрос: «А кто это?», чадо, не задумываясь, ответило: «Это зверь Тухарик». И немного подумав, добавило: «Он живет в зоопарке». Несколькими днями позже к неведомой зверушке присоединился коллега – зверь Лиссабук, который, как выяснилось в результате допроса с пристрастием, «маленький и живёт в парке». Так у ребенка появилось сразу два выдуманных друга, а у мамы – ряд вопросов: откуда родом эти «невиданные звери» и что всё это значит? И вот что показало импровизированное расследование, в котором нам помогала детский психолог негосударственного образовательного центра «ДИВО» Елена Ивановна САВЛЕВА.


ГЕРОИ НИОТКУДА


Появление выдуманного друга вызывает у некоторых мам настоящий шок. Они начинают бить тревогу, считая, что у ребенка есть серьезные проблемы с психикой. Тревога эта абсолютно надуманная, - говорит Елена Ивановна. - Воображаемые друзья у детей были всегда, просто раньше многие малыши «не открывались», об этом мало писали в литературе, поэтому и кажется, что появился некий бум «выдуманных друзей». Если у ребенка нет других симптомов, это свидетельствует исключительно о хорошем интеллектуальном и творческом развитии. Очень многие дети проходят через этот период. Обычно появление таких «друзей» активно совпадает с возрастом от 2,5 до 5 лет, и в норме их существование естественно до 7-9 лет.


Американские ученые и психологи подтверждают, что большинство малышей придумывают себе друзей, а некоторые продолжают «играть» с ними даже в раннем школьном возрасте. Придуманные друзья есть примерно у 65% детей от 3 до 5 лет: обычно это сверстники (чаще всего того же пола) или животные. Доктор Майджори Тейлор говорит: "С помощью своей фантазии ребенок просто уходит от скуки повседневной жизни, находя способ заполнить ее вымышленным общением и играми. А это только способствует его развитию".


Кстати, и разум в виде мамских интернет-форумов подтвердил, что наши выдуманные друзья не одиноки. «У нашего лет до трех были в друзьях Батанет и Кусталейка, - пишет мама Анна. - Кто это или что это, мы так и не добились. Знаю, что у Кусталейки много лапок и глазок, и она маленькая, про Батанета, только то, что он в камуфляже (сын, как-то увидев человека в форме, сказал: "Смотрите, как Батанет!"). В общем, услышав в ответ, что они очень добрые и хорошие, мы от ребенка отстали…».


ОТКУДА ПРИЛЕТАЕТ КАРЛСОН?


И всё же иногда воображаемые друзья могут не просто свидетельствовать о наличии у ребенка богатой фантазии, но и говорить о том, что у малыша в его будничной жизни появилась какая-то пустота, что у ребенка есть какое-то желание, которое он либо не высказывает вслух, либо родители в категоричной форме отказывают крохе в его исполнении. Вспомните трогательный советский мультфильм «Варежка»: девочка так мечтала о собаке, что смогла своим воображением «оживить» самую обычную красную варежку. Да и Малыш, придумавший Карлсона, в общем-то, вполне благополучный ребенок: у него есть любящие родители, старшие брат и сестра. Но мы верим ему, когда он говорит, что у него никого нет. Он искренне чувствует себя одиноким, и Карлсон заполняет эту пустоту в душе ребенка…. Кстати, именно в честь героя Астрид Линдгрен и названо это психологическое явление – синдром Малыша (он же «золотая пора детской лжи» или «mania fantastica»).


Как справиться с этой ситуацией? Если есть возможность, купите ребенку котёнка или щенка, о которых он так просит! Если же это невозможно, или если малыш мечтает, например, о маленьком домашнем драконе или пони, придется эту ситуацию обыгрывать…


Развитая индустрия детских игрушек позволяет найти хороший выход, - советует психолог Елена Савлева. - Купите ребенку игрушечного дракончика или лошадку, но не оставляйте малыша с игрушкой один на один, «оживите» ее, внесите познавательный момент. Вам придется рассказать об условиях жизни этого животного, выделить небольшой уголок дома, где оно будет жить, а также развивать чувство ответственности у ребенка. Обязательно нужно интересоваться состоянием игрушечного питомца, помогать ребенку в «уходе» за ним, активно включаться в игру. Эти навыки обязательно пригодятся во взрослой жизни!


Отдельного внимания требует воображаемый друг, появившийся у ребенка после развода родителей или смерти близкого человека. Если ваш «Карлсон» возник в результате посттравматического синдрома, то крайне желательно подключить к решению проблемы специалиста-психолога, чтобы ребенок не абстрагировался от реального мира. Но все-таки на первых порах не отрицайте существования выдуманного друга – он оказывает ребенку очень сильную психологическую поддержку в трудный момент его жизни. Но никогда не пускайте ситуацию на самотек, если истории ребенка становятся мрачными и жестокими. Если малыш, увлекаясь игрой, теряет аппетит или сон, забывает о других играх, неохотно идет с вами на контакт, путает игру и реальность и становится слишком зависимым от своего придуманного друга, немедленно обращайтесь за психологической помощью!


КТО ЭТО СДЕЛАЛ? ПУШКИН!


Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Ребенок снимает с себя чувство вины и сваливает на него свои провинности, боясь потерять вашу любовь и расположение (и чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на придуманного друга!). Это обычно случается, если у ребенка строгие родители или воспитатели. Когда ребенка наказывают, он не всегда понимает взрослых - жизненного опыта не хватает. Но проблему он чувствует, поэтому и пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место - воображаемого друга. Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о воспитателе вашего ребенка... или о себе.


Ругать и наказывать в этом случае не стоит. Для родителей лучшим выходом будет включиться в игру и сказать ребенку примерно следующее: «Давай-ка мы позовем твоего друга, и ты объяснишь ему, что он сделал не так». Снимите страх наказания и создайте условия, чтобы ребенок посмотрел на проблему с другой стороны. Отлично работает такая фраза: «Если твой друг такой неосторожный, пожалуйста, следи за ним, помогай ему, а если нужна будет помощь, то обращайтесь ко мне».


Может быть и обратная ситуация: выдуманный друг становится для ребенка защитником. Если ребенка часто обижают в реальной жизни, он может искать защиты хотя бы в воображении. Вот в таком случае не вмешиваться нельзя: нужно найти реальных обидчиков и, возможно, обратиться к психологу. И, конечно же, постарайтесь создать в семье теплую доверительную атмосферу, в которой ребенок не будет бояться делиться своими проблемами.


ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ…


Нередко у детей появляются не только выдуманные друзья, но даже братья и сестры (это больше свойственно школьникам и подросткам). Если подросток переживает тяжелое психоэмоциональное состояние, то воображаемый друг в этом случае становится корректором поведения, который помогает справиться с проблемами. Чаще всего такая ситуация возникает, когда в семье наблюдается дефицит общения, нет доверительной атмосферы, тесной связи между ребенком и родителем, и обычно эта проблема семей с единственным ребенком. И настоящая катастрофа случается тогда, когда сверстники догадываются о том, что братья и сестры вашего ребенка – это только плод его фантазий…


Семья в этом случае является самой главной опорой. Постарайтесь «развиртуализировать» ребенка, помогите ему выйти из мира фантазий в социальную жизнь. Предложите ребенку записаться в секцию по интересам или на тренинги личностного роста для подростков. Нужно получать больше положительных эмоций от реальной жизни, чтобы потребность ребенка в общении была удовлетворена. Если не помогает и это, придется обратиться к специалисту, чтобы выйти из ситуации максимально безболезненно.

Граница между выдуманными обстоятельствами и ложью всегда очень и очень зыбкая. Но никогда не забывайте: намерения у ребенка на самом деле благие - сделать окружающий мир более интересным! Если мы грубо вторгаемся в этот придуманный мир, развенчиваем (или того хуже высмеиваем) фантазии ребенка, то это способно глубоко ранить его, не решив при этом проблем. Мы можем сдержать детскую фантазию, но уничтожить ее не в наших силах… И самый главный итог нашего «расследования» сводится к одной простой мысли: постарайтесь стать своему ребёнку НАСТОЯЩИМ другом, и тогда потребность в друзьях придуманных очень быстро угаснет сама собой.


Подготовила Инга Мацина

Друзья - это отлично, но что делать, если в вашем доме появился «Карлссон» - друг, которого не видит никто, кроме ребенка?

Чего делать точно не надо, так это пугаться и паниковать.

Психологи утверждают, что вымышленный друг - довольно частое и совсем нестрашное явление в возрасте от 3 до 7 лет, связанное с развитием у малыша фантазии и воображения. Обычно несуществующий друг исчезает к школе.

Причины появления воображаемого друга:

Фантазии. Одни дети говорят с игрушками, а другие, с более развитым воображением, придумывают себе друзей. Не одергивайте кроху и не ругайте за «ложь», иначе малыш рискует замкнуться в себе, разучиться мечтать, а главное - может потерять к вам доверие. Лучше направьте его фантазию в другое русло: предложите ребенку попробовать сочинить сказку, придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное…

Одиночество. Ребенок может придумать друга от скуки, если ему одиноко и не хватает общения. Несмотря на бешеный темп жизни, постарайтесь уделять малышу больше внимания, и воображаемый друг исчезнет.

Подражание. Обратите внимание на то, что говорит ребенок. Наверняка он отчитывает несуществующего друга или поучает. Вам это никого не напоминает? Скорее всего, малыш говорит вашими фразами или фразами воспитателя в детском саду. Все дети подражают взрослым, им хочется казаться большими и тоже иметь влияние на кого-то. Если в словах крохи нет агрессии, то беспокоиться не о чем. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где дочкой будете вы.


Страх наказания. Если ребенок ломает или разбрасывает игрушки и «валит» всю вину на воображаемого друга, подумайте, возможно, вы часто ругаете кроху по поводу и без. Спокойным тоном объясните малышу, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки за другом все равно придется убирать хозяину.

В любом случае, не запрещайте ребенку общаться с несуществующим другом, иначе малыш будет встречаться с ним тайно. Лучше постарайтесь выяснить причину этого явления и устраните ее.


Поводы насторожиться:

  • проблема не ушла после 7 лет;
  • ребенок не играет в другие игры;
  • игры становятся злыми, действия - вредными;
  • ребенок ссорится с вымышленным другом и сильно огорчается;
  • ребенок плохо ест и плохо спит;
  • ребенок путает реальность и игру.

Если один или несколько пунктов из этого списка вы наблюдаете у ребенка, обратитесь за помощью к психологу.

Так или иначе, прежде чем паниковать, вспомните себя в детстве. Скакали ли вы на швабре, представляя под собой коня? Говорили ли вы с игрушками? Поили ли кукол чаем? А сколько раз уже во взрослом возрасте готовили речь, репетируя перед несуществующей публикой? Вот-вот! Уделяйте крохе больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда малышу не понадобится воображаемый друг.

Ольга Давлетбаева

Уважаемые читатели! Вы сталкивались с проблемой "воображаемого друга"? Часто ли ваш малыш разговаривает с игрушками и придумывает друзей? В каком возрасте у вашего ребенка появился воображаемый друг? Ждем ваши ответы в комментариях!

Дружба – это прекрасно, но как быть, если в вашем доме завелся Карлсон – друг, которого не видит никто, кроме ребенка? Чего уж точно не следует делать, так это пугаться и паниковать, ведь в большинстве случаев воображаемые друзья у детей – явление абсолютно нормальное и проходящее само по себе со временем. Почему они появляются и что с этим делать – читайте далее в статье.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу. 5 из 5 (1 голос)