Военно-патриотическое воспитание. Современные методики в военно-патриотическом воспитании молодежи

Сегодня одним из наиболее острых вопросов в сфере молодёжной политики является вопрос формирования здоровой личности. В данном контексте он состоит не столько в здоровье физическом, сколько в здоровье духовном, интеллектуальном и культурном.

Действовавшая во времена СССР система военно-патриотического воспитания молодёжи, кроме идеологического ядра включавшая в себя систему воспитания, основанную на военно-спортивной подготовке молодёжи - игры "Зарница", "Орлёнок", а также нормы "Готов к труду и обороне", − показала свои эффективность и результативность. Необходимость разработки такой системы в СССР была обусловлена низким уровнем патриотизма у населения в довоенный период. В первые дни Великой Отечественной войны более 2 млн военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии сдались в плен или перешли на сторону врага. Этот факт хоть и не подлежал разглашению, между тем послужил серьёзным поводом для того, чтобы задуматься над вопросом создания системы воспитания молодёжи в духе патриотизма.

После распада СССР система военно-патриотического воспитания была полностью разрушена. Нишу физического, умственного и духовного развития молодёжи благодаря умелой пропаганде насилия и вредных привычек, в том числе с использованием кинематографа и массовой рекламы, заняли псевдоценности, целью которых вплоть до сегодняшнего дня является формирование потребительского общества, лишённого всяческих моральных и культурных ориентиров. Индикатором масштаба возникшей проблемы является количество всевозможных псевдорелигиозных деструктивных формирований (сект).

На слабое здоровье молодёжи указывают сведения о призывниках, причём из года в год этот уровень снижается. Так, только за последние 4 года на Украине численность призывников, находящихся на медицинском учёте, возросла на 9,6 тыс. (45,4 %). Чаще всего их оздоровление приходилось осуществлять в связи с болезнями органов дыхания (72,2 %), крови и органов кроветворения (71,8 %), органов зрения (70,7 %). Среди прошедших курс оздоровления встречались и отстающие в физическом развитии.

Одновременно число здоровых призывников за 10 лет снизилось практически вдвое, годными к прохождению военной службы были признаны 74-76 %, отсрочку по состоянию здоровья получили 4-6 % призывников (при этом количество таких юношей постоянно увеличивается). Низкий уровень здоровья молодёжи имеет ряд конкретных причин. Среди всех факторов, которые так или иначе влияют на состояние как физического, так и психического здоровья населения, наиболее важным является поведение. Данный фактор превышает роль наследственности, окружающей среды и качества медицинской помощи.

Наиболее тяжёлые болезни в развитых странах в наше время связаны с индивидуальными привычками, особенно постоянными, которые в совокупности часто называют стилем жизни. Поведение человека крайне важно для здоровья и влияет на него непосредственно, как образ жизни, или опосредованно - через экономические или социально-экономические условия, которые выступают основной детерминантой здоровья. Культурное развитие молодёжи зачастую подменяется пропагандой субкультур, разрушительно влияющих на личность молодого человека. Это проявляется в моде на пирсинг, татуировках, вживлении в себя разнообразных имплантов, уродующих человеческий облик. К сожалению, такие молодые люди не могут осознать не только факт того, насколько они отвратительно выглядят, но и степень вреда своему здоровью, который наносится в процессе такого "тюнинга". Ещё недавно такие образы были редкостью, экзотикой, но сегодня эти люди живут рядом с нами, и подавляющая часть общества старается убедить прежде всего себя в том, что такое вполне нормально и является лишь проявлением свободного выбора гражданина.

Вместо проблем института семьи прозападными общественными организациями на первый план выносятся совершенно надуманные проблемы гомосексуализма и феминизма. На сегодняшний день плотность таких негативных проявлений, как молодёжная наркомания, алкоголизм, сектанство, детская преступность и беспризорность практически достигла своего предела. Не вызывает сомнения и тот факт, что данные явления − звенья одной цепи, конечная цель которой - разрушение культурных, духовных и моральных устоев нации. В этом контексте можно сделать вывод, что наиболее острыми социальными проблемами в молодёжной среде являются вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения, его воспитание в духе уважения к Отчизне, её истории, традиций, культуры и народа. Безусловно, важное место в решении данных проблем занимает именно военно-патриотическое воспитание молодёжи. С момента провозглашения независимости Украины на разных уровнях совершались попытки изменить ситуацию в этой сфере в лучшую сторону.

Данные попытки приобретали форму возрождения как казачества, так и элементов советской системы военно-патриотического воспитания молодежи. Эти инициативы потерпели фиаско в основном по двум причинам. Во-первых, такие идеи, как возрождение казачества и советской "Зарницы", являются чуждыми современной молодёжи как по причинам своей отсталости в контексте стремительного научно-технического прогресса, так и из-за полного несоответствия вызовам современности. Во-вторых, все инициативы в данном направлении характеризуются отсутствием системности. Точечное проведение мероприятий, направленных на сиюминутный результат, не приносит пользы, а лишь доказывает их несостоятельность. Попытки создания системы патриотического воспитания, в том числе в учреждениях среднего образования на административном уровне, также не принесли плодов и закончились серией отчётов чиновников об успехах. В результате эти программы были свёрнуты, а ниша военно-патриотического воспитания продолжает пустовать. Об этом открыто говорят на уровне министерств. Становится всё более очевидным, что административный аппарат сегодня не способен самостоятельно создать и внедрить такую систему, которая бы характеризовалась следующими признаками.

Она должна: - быть реально действующей; - охватывать внешкольную и кружковую занятость молодёжи; - быть современной, прогрессивной, технически продвинутой, интересной подрастающему поколению; - служить дополнением к школьным предметам по допризывной подготовке молодёжи; - способствовать разностороннему развитию молодёжи; - воспитывать молодёжь в духе уважения к Отчизне, её истории традициям, культуре и народу. Наилучшим путём решения проблемы молодёжи является привлечение общественных организаций при надлежащем содействии со стороны государства. К сожалению, на протяжении многих лет не проводилась научная и методическая работа по разработке и усовершенствованию способов и методик военно-патриотического воспитания молодёжи. Многочисленные организации, клубы и сообщества энтузиастов, каждый по-своему, пытались на разных этапах внедрять в жизнь своё ви�дение процесса. Как уже упоминалось, эти попытки характеризуются отсутствием системности, что минимизирует их социальный эффект в масштабах государства.

Не менее значимым недостатком является использование методик, не отвечающих требованиям времени. Проще говоря, они не пробуждают у молодого поколения интереса к занятию военно-прикладными видами деятельности. Как бы кому-то ни хотелось, но "методики", в основе которых лежит программа допризывной подготовки юношей, не отвечают современным реалиям и возможностям, а следовательно, не имеют перспектив развития. Постигать таинство неполной разборки и сборки автомата Калашникова, может быть, и интересно, но до поры до времени. Недостатком большинства методик является зачастую субъективность лидера (созидателя такой методики). Его личные убеждения являются основными постулатами того или иного патриотического движения. Однако такие взгляды могут восприниматься не всеми членами общества. В результате вокруг организации объединяются граждане, придерживающиеся того или иного мировоззрения. На наш взгляд, идеологической основой системы военно-патриотического воспитания молодёжи государственного уровня должны выступать исключительно объективные и безальтернативные ценности − это духовность и мораль, семейные ценности, патриотизм, преданность общей идее. В противном случае методика, построенная на субъективных представлениях лидера, со временем превращается в кружок по интересам с элементами сектантства. И стоит отметить, что многие секты, особенно пропагандирующие "возрождение славянской культуры", а попросту говоря, язычество, взяли на вооружение тему патриотизма, но интерпретируют её в ракурсе возрождения язычества как единственно правильного пути к процветанию государства. Другая крайность таких общественных образований − это объединения граждан, отрицающих государство и патриотизм в целом.

Итак, анализ природы и структуры разнообразных военно-прикладных методик показывает, что в основе общегосударственной программы должна лежать прежде всего система, идеологической основой которой будут безальтернативные общечеловеческие ценности. Данная система должна отвечать современным достижениям науки и техники, должна использовать прогрессивные методы работы с молодёжью. Пора посмотреть правде в глаза и признать, что такие игры, как "Зарница" (в её классическом виде) и другие подобные мероприятия, безнадёжно устарели и не отвечают потребностям современной молодёжи. Их место успешно могут занять военизированные игры с использованием пейнтбольного оборудования, лазертагоборудования (система Майлз), аирсофт-оборудования (мягкая пневматика). В каждом из вышеперечисленных видов свой принцип действия, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, а потому его выбор остаётся за непосредственным пользователем. В любом случае современные достижения науки и техники дают нам широкий спектр инструментов для реализации тех или иных задач в рамках организации и проведения военно-патриотических и военно-спортивных мероприятий.

Сам по себе "инструмент" не имеет абсолютно никакой ценности без методики по его правильному применению, поскольку является лишь одним из элементов системы, которая при правильной реализации даёт ощутимый результат. Активисты общественной организации "Харьковское областное молодёжное военно-патриотическое объединение "Динамо" на протяжении многих лет работают над созданием, систематизацией и внедрением новейших принципов организации и проведения военно-спортивных и военно-патриотических мероприятий. Работа ведётся как в области сотрудничества с учреждениями образования (школы и вузы), так и со взрослым населением. В рядах Организации состоят как действующие, так и отставные военные, сотрудники милиции и других силовых и силовых ведомств. Новейшие технологии и методики, помноженные на опыт и авторитет более взрослого поколения, дают свои результаты.

Сама методика включает в себя несколько направлений, в том числе: - организация и проведение военизированных игр, военноспортивных соревнований и лагерей; - методическая работа по созданию новых подходов к организации мероприятий военно-спортивного направления. Что касается военизированных игр, то необходимо отметить - данное направление является наиболее динамично развивающимся.

Проведение игр с использованием новейших методик и достижений науки и техники, по сюжетам, отвечающим самым требовательным вкусам молодежи, делает это направление наиболее интересным и востребованным. Целью соревнований, проводимых ВПО "Динамо", является прежде всего возрождение системы военно-прикладной подготовки. На сегодняшний день проведение соревнований позволяет привлечь молодёжь в ряды Организации к участию в основных направлениях деятельности. Методическая работа позволяет выявлять, систематизировать, адаптировать новейшие методы, подходы, достижения науки и техники к проведению мероприятий военно-спортивной и военнопатриотической направленности. Отдельно стоит отметить работу с руководителями методических объединений и преподавателями предмета "Защита Отечества".

Это направление позволяет своевременно информировать преподавателей школ и других учебных заведений о деятельности Организации и даёт возможность таким образом привлекать всё больше молодёжи к участию в организации и проведении военно-спортивных мероприятий. Военно-спортивные лагеря ВПО "Динамо" − это настоящая школа мужества. Они проходят не в привычном формате детско-оздоровительных лагерей, где упор делается на развлекательные мероприятия, дискотеки и т.д. В динамовских лагерях курсанты живут жизнью, близкой по уставу к военно-полевому лагерю: ходят в наряды, проходят различную подготовку, как общую, так и специальную. Кроме общефизической, огневой и тактической подготовки курсанты обучаются основам рукопашного боя и самообороны, медико-санитарной подготовки, основам разведки и наблюдения, ориентированию на местности. В рамках лагерей, а также специальных курсов и семинаров, проводимых на базе лагерей, курсанты могут овладеть узкоспециализированными знаниями и навыками, такими как выживание в условиях дикой природы, погружение с аквалангами, верхолазная подготовка и многое другое.

В целом стоит отметить, что в условиях современного мира, высокого уровня информатизации молодого поколения для эффективной работы с молодёжью должны применяться новейшие и наиболее востребованные ею методики и инструменты. Как показывает практика европейских стран, в решении многих социальных проблем наиболее эффективным является привлечение к решению тех или иных задач именно общественных организаций соответствующей направленности

Патриотическое воспитание

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине -- государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества. Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира. Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса. Таким образом, патриотизм -- это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам -- один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества. Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах наших людей во время войны вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны. Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача -- воспитание у детей готовности защищать свою страну. Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами социалистических стран, с трудящимися всего мира, нетерпимости к расовой и национальной неприязни, ненависти к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся с лучшими представителями науки, культуры, героями войны и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.

Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины. Это соответствует ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу. Начальная военная подготовка молодежи проводится в десятых-одиннадцатых классах общеобразовательных школ, в средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Она имеет своей целью помочь юношам получить военные знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны.

Начальная военная подготовка неразрывно связана с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Сложившаяся в Советском Союзе система обязательных форм подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах дополняется мероприятиями оборонно-массовой и спортивной работы. Ее задачей является пропаганда военных и военно-технических знаний, вооружение молодых людей знаниями основ военного дела, гражданской обороны. Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил. Успешному овладению молодежью военными знаниями способствует шефство воинских частей, военно-учебных заведений над общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, техникумами, учебными организациями ДОСААФ. Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии или на флот, успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.

Военная психология

Военная психология занимается изучением личности воина с учетом его общественного положения. Как личность воин -- полноправный гражданин общества, представитель трудящихся классов, член воинского коллектива, выполняющий предусмотренный Конституцией РК священный долг по защите Отечества. Ему присущи высокая политическая сознательность, нравственная зрелость, психологическая готовность и мастерство для выполнения учебных, служебных и боевых задач. Каждый воин имеет индивидуально-психологические особенности.

Личность социальна по своей сущности и происхождению, и ее значимость оценивается критериями общественно-классовых интересов. В то же время личность -- это сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств и преобладающих состояний. Она имеет свое содержание и структуру. Под содержанием личности понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и природной среды. Элементами содержания личности являются представления, знания, понятия, взгляды и убеждения.

Центральную часть духовного мира воина составляет мировоззрение. Это система общественно-политических знаний и убеждении, сознание патриотизма и интернационализма, воинского долга. Важнейшее место в содержании личности принадлежит нравственному и правовому сознанию.

Центральным свойством личности воина является направленность, которая является обобщенной характеристикой воина с точки зрения того, к чему он стремится, что он ценит в мире и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Знание содержания и структуры направленности воина дает представление о преобладающей ориентации его мыслей и стремлений, позволяет верно оценивать и, что очень важно, прогнозировать его поступки и их мотивы. К направленности личности примыкает характер, под которым понимают способность воина действовать в соответствии со своими взглядами. Он представляет совокупность черт, в которых закрепляется отношение воина к типичным условиям и требованиям службы, а также соответствующие способы реагирования. Характер -- это отношения, базирующиеся на идейности, нравственности и культуре личности и проявляющиеся в основных профессиональных привычках и качествах, сформировавшихся в условиях военной службы и необходимых для нее. Особенно ярко вырисовывается характер в сложной обстановке, когда предъявляются повышенные требования, когда воин должен проявить такие качества, как смелость, самоотверженность, мужество, стойкость, сознание воинской чести, взаимовыручка и др. Оценивая характер личности, обращают внимание на отношение воина к службе, своим товарищам и коллективу подразделения, к различного рода материальным и духовным ценностям, а также к самому себе. Трудолюбие, дисциплина, аккуратность, пунктуальность и ряд других профессионально важных черт характеризуют воина как специалиста. Смелость, самоотверженность, бдительность, хладнокровие в боевой обстановке образуют основу военного характера. Коллективизм, доброжелательность, товарищество, готовность к взаимовыручке или же индивидуализм, враждебность, замкнутость -- все это черты характера воина как члена коллектива, его непосредственно социальные качества. Существенное значение имеют черты характера, которые закрепляют отношение человека к миру материальных ценностей, прежде всего к оружию и боевой технике, народному и военному имуществу, а также к ценностям духовного порядка - законам, нормам нравственности, науке, искусству, культуре. Важная сфера характера -- отношение воина к самому себе: его самооценка, скромность, гордость, чувство чести и личного достоинства, аккуратность в одежде, забота о внешнем виде и другие качества. В процессе изучения способностей людей определяются такие показатели, как уровень и возможный темп развития мышления и памяти, наблюдательности и воображения, чувствительность органов зрения, слуха, осязания, приспособленность психофизической организации индивида к осуществлению тонких, ювелирной точности движений. Существенную сторону личности воина составляет его темперамент - свойство, характеризующееся особенностями протекания психических процессов, деятельности и поведения в целом: подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, степень эмоциональности, импульсивности. Темперамент дополняет облик личности динамическими показателями и является весомым фактором в общей картине поведения. Он тесно связан как с характером воина, так и с его способностями.

Важные особенности личного состава обусловлены возрастом; юношам свойственны энтузиазм, самоотверженность, стремление к самостоятельности, желание разобраться в сложных мировоззренческих и нравственных вопросах, повышенная потребность в общении и дружбе. Многие качества этого возраста имеют большую социальную ценность. «...Не надо глушить эти юношеские особые свойства, -- советовал М.И. Калинин. -- Наоборот, их надо беречь, их надо развивать, на почве их надо растить нового, более совершенного человека»* В процессе изучения молодых воинов важно установить, в какой мере им свойственны лучшие черты молодежи, в какой индивидуально-своеобразной форме они проявляются в условиях армейской службы. Юношескому возрасту свойственны и определенные трудности становления и роста. Нередко проявляются категоричность и незрелость суждений и оценок, преобладание эмоциональных форм поведения, групповая замкнутость, неумение применять ранее полученные знания, отсутствие самокритичности. Личность воина -- ее содержание и структура -- не является чем-то застывшим, раз навсегда данным. Напротив, она динамична, ибо формируется в процессе воинской деятельности, обучения, воспитания и самовоспитания. Молодой человек, который приходит в подразделение или поступает в военное училище, уже представляет собой личность. Но ему предстоит пройти еще определенный путь развития, чтобы приобрести, закрепить и закалить те морально-политические и боевые качества, которые определяют сущность личности воина -- вооруженного защитника Отечества.

Напряженность, ответственность и большая значимость службы -- сильные воспитывающие факторы, формирующие личность воина. Общественная значимость воинской деятельности, ее сложное содержание обусловливают развитие у него высоких, благородных черт защитника Родины. Развитие личности молодого воина -- это возмужание 18--20-летнего человека. Современные психологические данные говорят о том, что в этом возрасте развитие не только не завершается, но и по многим направлениям активизируется. На начальном этапе службы происходит адаптация личности к новым условиям жизни и деятельности. Многие люди при изменении жизненной обстановки испытывают определенный стресс.

Новизна обстановки вызывает у некоторых молодых солдат, матросов чувство неуверенности и даже растерянности. Через известное время, по мере того как формируются необходимые для данной обстановки способы поведения, состояние внутреннего дискомфорта, тоски по прошлому, привычному ослабевает, что свидетельствует о завершении процесса адаптации к условиям военной службы. В ходе его происходят обычно обратимые изменения в системе привычек и навыков повседневного поведения, в уровне функционирования личности и основных жизненных функций организма. Человек должен привыкнуть к распорядку дня, повышенному режиму физических нагрузок, к новым формам общения и взаимодействия с людьми, к форме одежды, условиям быта и отдыха, а также нередко и к новым климатическим, природным условиям. Все это представляет большую нагрузку для организма и психики молодых воинов. Существенно меняется весь образ жизни и деятельности -- задача, с которой отдельные из них справляются с трудом. Благоприятные перемены затрагивают все структурные элементы личности: направленность, характер, способности и темперамент. Развивается понимание воинского долга, усиливаются чувства любви к Родине и ненависти к империалистам. Все это находит свое выражение в повседневной готовности воина с оружием в руках в любой момент защищать социальные ценности казахстанского народа и народов других стран содружества. Одновременно с развитием направленности личности происходит закалка характера, особенно таких его черт, как смелость, настойчивость, мужество, дисциплинированности, боевая активность, воля к борьбе и победе, коллективизм и войсковое товарищество.

Определенные изменения происходят и в области темперамента: становятся более яркими и выразительными положительные тенденции, сглаживаются отрицательные. Как правило, воины приобретают уравновешенность и сдержанность, увереннее чувствуют себя при новых обстоятельствах жизни. В армейских условиях воины получают всестороннее общее развитие. Они расширяют свой общеполитический и культурный кругозор, участвуют в общественной работе, овладевают новыми полезными для жизни знаниями, навыками, привычками, становятся более сильными и выносливыми в физическом отношении. Для многих воинов служба в армии является прекрасной школой овладения народным языком, ознакомления с национально-культурными ценностями других народов. Разумеется, все эти и другие положительные сдвиги в содержании культуры личности воинов происходят не самотеком, не стихийно, а при эффективной боевой и политической учебе, умелом проведении политико-воспитательной работы, четкой организации всей службы.

Культурное воспитание

В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки советского общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, -- говорил академик Д.С. Лихачев, -- нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука. Если в прошлом культура рассматривалась, прежде всего, как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного». Широкий простор для развития культуры открыла перестройка. Она уже многое сделала для культурного возрождения общества, а вместе с ним и армии. С культуры сбиты оковы запретительства и командно-административного диктата, она обретает свободное дыхание. В духовную жизнь возвращается культурное наследие во всем его объеме и многообразии. Интеллигенция получила свободу творчества, какой не знала никогда раньше. Распрямляется и набирает силу потенциал национальных культур народов Казахстана. Заявляют о себе различного рода культурные движения и объединения. Иными словами, культура начала восстанавливать в обществе свою собственную функцию.

Вместе с тем нельзя не видеть, что наметившиеся здесь сдвиги пока что неустойчивы и противоречивы. С одной стороны, духовная жизнь общества бурно обогащается ранее запретными произведениями литературы и искусства, возрождением национальных культурных традиций, расширением участия в культуре церкви, активизацией международных культурных обменов и т. п. С другой -- падает посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, библиотек, клубов, распадается массовая художественная самодеятельность, в молодежной среде все большее признание получает антикультура. То есть дает знать о себе тенденция к декультуризации жизни значительной части советских людей.

В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.

Последнее обстоятельство со всей очевидностью заслуживает особого разговора. Надо посмотреть, все ли делают армейские культурные учреждения для того, чтобы каждый офицер был действительно человеком высокой культуры и нравственности. Ведь он -- воспитатель молодежи, носитель таких понятий, как офицерская честь, воинский долг, защита Отечества. Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что для многих сегодня слова «армия» и «культура» звучат как взаимоисключающие понятия. Мол, армия -- это среда, которая, естественно или скорее противоестественно подавляет всякое индивидуальное культурное проявление. Отсюда понятие «культура» кое-кто трактует как нечто чужеродное по отношению к военнослужащим. Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиция глубокими корнями уходит в отечественную историю. Например, академик Д.С. Лихачев подчеркивает, что лучшие традиции русской армии всегда были, прежде всего, культурными традициями. На протяжении длительного периода истории русская армия олицетворяла огромный культурный и нравственный потенциал. Не случайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу, в их числе -- Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.П. Мусоргский, Чокан Валиханов и другие. Это значит, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная.

В ратном труде своих далеких предков мы находим сегодня не только яркие примеры верности воинскому долгу, Отечеству, но и проявления высокой общей культуры, воспитанности. Знаменитый Чокан Валиханов (1835-1865)- яркий ориентир в этом отношении. Он был одним из образованнейших людей своего времени. Годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ- мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие… И во всем том, что свершилось к 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался след Чокана, его усилий, понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения. Растолковать многоязыкой России, что такое Степь и ее кочевой народ, открыть всему человечеству жизнь казахов, их прошлое, их настоящее, их помыслы о будущем…

Сделанные им открытия поставили молодого поручика русской армии в ряд с выдающимися людьми мира. О нем писали и пишут не только историки, путешественники, но и лингвисты, философы, археологи и литературоведы. Передовые офицеры придавали большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в офицерской среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного и воспитанного человека.

В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сегодня архаичной фразу: «Честь имею!» В наше время понятие офицерской чести должно быть глубже, но не секрет, что для кое-кого оно стерлось, потускнело. Утрата чувства чести привела к тому, что мы стали «стесняться» произносить это слово. Как тут не вспомнить высказывание римского мудреца Апулея «Стыд и честь -- как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься». Немаловажное значение имеет и такая проблема, как эстетическая культура. Видный педагог-новатор В.А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания быть не может. Именно обращение человека к красоте облагораживает его душу, снимает, как говорится, «толстокожесть», утончает его чувства. «...Человек, -- говорил В.А. Сухомлинский, -- выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -- увидел и изумился и начал создавать новую красоту».

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве мы открываем прекрасное в самих себе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», -- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. И поэтому одна из важных задач эстетического воспитания состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому будущему воину скрипку, чтобы он услышал звучание своих душевных струн. Есть немало родников, питающих эстетическую культуру. Среди них, безусловно, одним из плодотворных, одним из самых мощных является тот, который исходит от армейских культурных учреждений. Но не только клуб, Дом офицеров, музыкальный ансамбль заключают в себе духовно-облагораживающую функцию. Не в меньшей мере это относится и к военным учебным заведениям. Например, очень хорошо, что во всех военно-политических училищах введен курс основ культуры. Многое может сделать для дальнейшего повышения эстетического воспитания на уроках начальной военной подготовки Военное издательство

Министерства обороны РК. К примеру, оно могло бы увеличить выпуск литературы по актуальным проблемам эстетики. Куда более предмет нашел бы процесс воспитания молодежи, если бы педагоги и политработники имели под рукой такие, скажем, издания, как «Эстетика военной формы», «Эстетика поведения военнослужащих», «Литература и искусство в твоей жизни», «Красота и нравственность» и т. д.

Кто-то из великих весьма тонко заметил, что реальная культура находится не в музеях, архивах, библиотеках, не в театрах и концертных залах -- это лишь ее символы. Реальная культура в самом человеке. Действительно, это так. Вот почему надо постоянно воспитывать у наших подростков стремление быть нравственно чище и богаче, интеллигентнее, развивать способность к творчеству, духовному и культурному самосовершенств. Как бы ни были велики накопленные человечеством материальные и духовные сокровища, они до тех пор не окажут своего благотворного воздействия, пока не станут частицей собственного мировоззрения личности. Именно в способности учитывать, использовать, применять почерпнутое из этих сокровищ в своей повседневной жизни и проявляется культура каждого из нас. Можно не пропустить ни одной кинопремьеры, ни одного вернисажа, концерта однако само по себе это еще не говорит о высокой культуре. Сколько известно случаев, когда, скажем, завзятый театрал или меломан может позволить себе появиться на службе неряшливо одетым, неуважительно вести себя по отношению к окружающим и т. д. Так что прежде чем стать обладателем этих бесценных кладов, надо немало потрудиться, используя познания о том или ином произведении искусства, явлении культуры для нравственного самосовершенствования.

Будущий военный, умеющий плодотворно сочетать службу с серьезными творческими увлечениями, всегда интересен как неординарная личность. Такая личность не может не вызывать уважения, тем более когда достигнутое ими высоко оценивается талантливыми мастерами.

Искусство постигается и через людей, его создающих, через творческие личности. У каждого зрителя, слушателя - свои авторитеты, свои кумиры. Читая сегодняшнюю прессу мы внимательно следим за тем, что думают деятели искусства о современной армии, воинской службе, о проблемах, которые будоражат жизнь Вооруженных Сил. Радует, что в большинстве такого рода высказываний звучат доброжелательность в понимании и оценке нынешней далеко не простой обстановки в армии. Кирилл Юрьевич Лавров народный артист СССР, герой Социалистического Труда сказал: «Мы, люди творческих специальностей, обязаны в полной мере отражать на сцене, в кино, в других видах искусства героику мирного времени, в том числе каждодневную, весьма нелегкую службу воинов по обеспечению надлежащей боевой готовности. Надо не забывать: все, что мы сейчас имеем, воинским трудом обеспечено и гарантировано». Мы должны в наше перестроечное время не охаивать Армию, не искать пятна на мундире, а помогать ей воспитывать воинов-патриотов, воинов-интернационалистов, заботиться о своих надежных защитниках, гордиться ими».

Когда она выходит на сцену, то кажется, что поет сама степь, поют снежные вершины гор, поют цветущие сады у их подножий. Песни в исполнении народной артистки СССР Розы Баглановой давно покорили слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые она появилась на профессиональной сцене в 1941 году в Ташкенте. Потом была война. Роза Багланова выступала перед фронтовиками -- на передовой и в госпиталях. Случалось, выносила с поля боя раненых. Не зря 23 февраля 1945 года под Варшавой сам К. К. Рокоссовский вручил ей вторую медаль «За боевые заслуги». Первую она получила в 1943-м.

Это самые дорогие награды, добытые мужеством артистки. Песни казахских степей, советских композиторов, песни народов мира в исполнении Розы Баглановой открывают миру наше многонациональное, многоцветное музыкальное искусство, вдохновляют, заряжают людей оптимизмом.

Знаменитая певица возглавляла в Алма-Аты общество милосердия. Члены его -- студенты, рабочие, служащие -- держали шефство над инвалидами, ветеранами войны и труда, оказывая им посильную помощь.

Спросили как-то Розу Тажибаевну, в чем она видит причины негативных явлений в воинской среде, в частности пресловутой «дедовщины», и она, как нам представляется, по-философски, весьма мудро увидела связь между нравственностью, милосердием и названным явлением:

«Милосердие -- камертон нравственности, которая в наше время, к сожалению, стала дефицитом. И мне представляется, что октябренок или пионер, помогающий людям, утратившим здоровье, сам приобретает нравственное здоровье, из него обязательно выйдет настоящий защитник Родины, настоящий советский солдат. Тот самый, кто ценой своей жизни и пролитой крови добыл нам победу в сорок пятом. Уверена, что мальчишки, прошедшие нашу школу милосердия, встав в армейский строй, никогда не поддержат «дедовщину», наоборот, будут с ней бороться. В последнее время приходится часто и читать, и слышать обвинения в адрес нашей армии по поводу этого позорного явления. Люди, сваливающие все на армию, забывают о том, что именно многие из них поставляют армии уже готовых организаторов «дедовщины». С этим злом надо бороться всем миром».

Культура есть здравый смысл, ибо она -- психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она -- физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она -- нравственное здоровье. А еще культура -- это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе.

При алматинском Доме офицеров существует вокально-инструментальный ансамбль «Каскад». Который сформировался в Афганистане, его участниками являются воины афганцы. Он пользуется успехом у солдат, но знает его и молодежь города. Военно-патриотические, солдатские и лирические песни, исполняемые ансамблем, завоевали сердца слушателей. Ансамбль дает благотворительные концерты, средства, от которых поступают на пополнение фонда центра реабилитации воинов-интернационалистов. Ансамбль выступает с концертами в разных гарнизонах округа, своими песнями пробуждая в сердцах слушателей любовь к родным краям, преданность Родине.

Сегодня в пропаганде воинского музыкального творчества активно участвует Центральное телевидение, что само по себе весьма похвально. Вспомним, с каким успехом проходили в недавнем прошлом телеконкурсы «Когда поют солдаты», какую огромную аудиторию зрителей они к себе приковывали.

Все очевиднее становится необходимость массовой песенной пропаганды. Песню в лучших ее образцах -- патриотическую, лирическую, эстрадную, строевую -- принято считать своеобразной формулой общественного настроения. Она воздействует на эмоциональное состояние человеческой души, формирует музыкальный вкус, общественную позицию. Справедливо утверждение, что любовь к Отечеству немыслима без любви к родной песне.

Когда мы говорим о музыкальном искусстве, то конечно же подразумеваем не только его сугубо утилитарную роль, но и как важное средство формирования здорового эстетического вкуса. При тотальном наступлении так называемой массовой культуры в самом беззащитном положении перед ней оказалась молодежь, разумеется, армейская в том числе. И с этим нельзя не считаться.

Сегодня забота об интеллектуальном и духовном возрождении страны является одной из важнейших политических и практических задач. Это должно найти конкретное выражение в преодолении монополии ведомств, организаций в области культуры при гарантии государством доступности культуры народу; совершенствовании государственно-общественной системы управления культурными процессами и обеспечении защищенности деятелей культуры на законодательной основе; в уважении самобытности и равноправия культур всех проживающих народов в бывшем Советском Союзе, расширении и совершенствовании их свободного взаимодействия и взаимообогащения, создании условий для формирования и развития культурно-национальных центров; в свободе творчества, поощрении таланта, беспрепятственном соревновательном развитии различных культурных направлений, стилей, школ; наконец, в открытости многонациональной советской культуры гуманным идеям и ценностям, обеспечивающим полноценное включение страны в духовную жизнь современного мира.

Культура-это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе. Нурсултан Абишевич Назарбаев является не только президентом нашей Республики, но и главнокомандующим Вооруженных сил Казахстана. Он очень многое сделал и делает для процветания и надежности нашей армии. Сегодня воины армии получают колоссальный объем разнообразной информации - политической, исторической, экономической, художественной, социально-правовой, экологической и т.д. Они стали шире смотреть на окружающий мир, глубже всматриваться в себя. Несомненно, весомый вклад в этот процесс вносят учреждения культуры армии, роль которых как оперативных информационных центров за последнее время значительно возросла. Совершенствуется и система агитационно-пропагандисткой деятельности. Перестройка общественной жизни Казахстана вызвало радикальное переосмысление целых исторических пластов, высветила неизвестные страницы нашей истории, в том числе и касающиеся жизни наших Вооруженных сил. На данный момент происходят серьезные реформы в Вооруженных силах Республики Казахстан. Идет внедрение современных технологий, компьютеризация, обновление технической базы.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

А.Г. Соломатина, преподаватель физической культуры,

Россия, Тула, ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», [email protected]

Традиции военно-патриотического воспитания молодежи в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (из опыта работы).

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, физическая и психологическая подготовка, студенты, военно-спортивные игры, соревнования, служба в рядах Вооружённых Сил.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи также характеризуется рядом негативных факторов. К доминирующим из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого поколения продолжает оставаться слабый уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, связанный с отсутствием осознанной мотивации, а также - слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне; патриотическая тематика должна быть больше представлена в средствах массовой информации (СМИ).

У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.

Критериями военно-патриотического воспитания являются: наличие у студентов знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.

Несмотря на то, что в 2015г. в Министерстве обороны РФ констатировали «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу основная масса студентов первого курса нашего техникума, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность».

Констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных силах РФ остается недостаточным. Причинами в первую очередь он назвал слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом.

Анализируя проведённое тестирование уровня подготовленности студентов-первокурсников техникума, следует сделать вывод о том, что физическая готовность молодого пополнения Вооружённых Сил ухудшилась. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности.

Актуальность военно-патриотического воспитания молодежи в образовательном учреждении повышается, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий, в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме сложились свои традиции, которые ежегодно поддерживаются. Военно-патриотическая работа ведется по трем основным направлениям.

1 Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил:

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях);
  • проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий;
  • празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций;
  • сообщения о героических событиях отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

2 Участие в военно-спортивных играх и соревнованиях:

  • турниры по пейнтболу;
  • Открытая военно-спортивная игра «Победа»;
  • Областная военно-спортивная игра «Защитник Отечества»;
  • военно-тактическая игра «Марш-бросок»;
  • проведение строевого смотра и военно-патриотической песни;
  • турниры по стрелковому спорту;
  • Спартакиада юношей допризывного возраста;
  • соревнования по туризму.

3 Развитие социального партнёрства.

Работа по данному направлению осуществляется через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований. В г. Туле в апреле 2015 года был создан клуб «Русич» , его основная цель военно-патриотическое, спортивное воспитание молодого поколения, подготовка к службе в армии. На базе клуба проходит теоретическая, физическая и психологическая подготовка молодых людей к службе в армии в 106 гвардейской Краснознаменной воздушно-десантной Ордена Кутузова II степени дивизии и других родах войск, соединений, силовых структур РФ, высших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Шесть наших студентов прошли начальную военную подготовку в этом клубе и получили дипломы.

Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в военно-спортивных играх и соревнованиях.

В настоящее время среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, спортивным состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями. Это явление связанно с тем, что урбанизация общества и стремительный технический прогресс настолько окружили человека комфортом и всевозможными благами цивилизации, что привело к утрачиванию остроты эмоциональных переживаний, появлению гиподинамии.

Военно-спортивные игры служат мощным защитным инструментом от «идеалов» улицы, передачи подросткам положительного социального опыта, нравственного и физического совершенствования и формирования патриотического сознания.

Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимой Отчизны всегда волновала и будет волновать юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость – таково назначение военно-спортивной игры.

Игра приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре, – писал А.С. Макаренко, – таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Основными мотивами, порождающими у студентов интерес к военно-спортивным играм, являются следующие: во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться; во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, защите своего Отечества.

Уроки, усвоенные на военно-спортивном поприще, помогают не только в подготовке к военной службе, но и в жизни, реализуя принцип - «рассчитывать на самого себя». С уверенностью утверждаю, что студенты – участники военно-спортивных игр к службе в рядах Вооружённых сил готовы и физически и психологически. Для них служба, это – долг и перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы все сейчас жили.

Список литературы

1 Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных илах Российской Федерации / Психологический журнал, 2010. – №4

2 Большакова Т.В., Кривцова С.В. Особенности социально-психологической адаптации призывников / Личность в современных исследованиях, выпуск 10: сб. науч. тр. / Рязанский гос. Мед. Ун-т. Рязань, 2012.

3 Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. – М.: Патриот, 2011. – 210 с.

4 Соловьев В. А., Мясников В.Р. Армейский призыв свалился в штопор./ Независимое военное обозрение. 2012. 21 апр.

5 Сорокин М.А. Кому доверяем защиту Отечества. Сегодняшние призывники / Социологические исследования. – 2012. – № 2.


Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.

Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи

Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:

  • выставки;
  • проведение конкурсов;
  • коллективно-творческие дела;
  • фестивали творчества;
  • посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
  • благоустройство памятников истории;
  • беседы и классные часы;
  • оборонно-спортивные игры;
  • районные и областные тематические конкурсы и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.

Военно-патриотическое воспитание молодежи

Военно-патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, а также смелость. Все эти черты являются неотъемлемыми не только для тех, кому предстоит служить в армии, защищая свою страну, но и для рядовых профессий, например, врачей.

Воспитание осуществляется в рамках уроков в школе, например, предмета ОБЖ. В ряде разделов данного предмета имеется специализированный курс уроков «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.

Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

К основным проблемам патриотического воспитания в современном обществе относят:

Важнейшими боевыми традициями Вооруженных Сил Российской Федерации являются преданность Родине и постоянная готовность к ее защите; верность Военной присяге и воинскому долгу, Боевому Знамени части и Военно–морскому флагу корабля; боевое товарищество; неустанное стремление к овладению военно–профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность и боевая готовность.

ПАТРИОТИЗМ И ВЕРНОСТЬ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ–ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Патриотизм – это любовь гражданина к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Патриотизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.

Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно–правовой нормой поведения российских военнослужащих является воинский долг, который заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении ее безопасности, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует от него мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянной работы над повышением своих морально–боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально–психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально–духовные качества воинов, которые делают армию непобедимой.

ДРУЖБА, ВОЙСКОВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО–ОСНОВА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Дружба и войсковое товарищество складывались и развивались на протяжении всей истории Российского государства. Они зародились еще тогда, когда между людьми не было социальной вражды, и они поддерживали и помогали друг друга в борьбе за существование. Люди вступали в такие отношения, которые предполагали полное доверие и открытость по отношению друг к другу. Здесь уместно вспомнить слова Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н. В. Гоголя: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Цареграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Отличительными чертами товарищества являются добросовестность и ответственность, которые предполагают добровольную готовность взять на себя труд партнера, помочь ему выполнить его часть работы ради общего дела. Кодексом войскового товарищества являются воинские уставы, в которых сказано, что каждый военнослужащий обязан «дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков». Наиболее точно сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А. В. Суворов в своей знаменитой «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай». Взаимовыручка в бою, ответственность перед товарищами – все это делает любой воинский коллектив единым, повышает его боевые возможности и обеспечивает победу в бою. Войсковое товарищество наиболее полно проявляется в боевой обстановке, но формируется эта традиция в мирное время, в период освоения военнослужащими основ военной службы, изучения воинских уставов, овладения вооружением и военной техникой, во время боевого слаживания экипажей, подразделений и частей.

Дружба – это такой вид личных человеческих взаимоотношений, которые выражаются в психологическом единстве, духовной совместимости людей, в постоянной потребности общения между собой. Друзья помогают, поддерживают в трудные минуты, в том числе и при решении личных вопросов и проблем. Этим дружба отличается от товарищества.

Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в диалоге «О дружбе» писал: «Прежде всего как может «жизнь жизненной» быть, если она не находит себе успокоения во взаимной благожелательности друзей? Что может быть слаще, чем иметь человека, с которым ты решаешься говорить, как с самим собой? Что пользы от счастливых обстоятельств, если у тебя нет человека, который порадовался бы им так же, как ты сам? А переносить несчастья было бы трудно без того, кто переносил бы их еще более тяжело, чем ты».

Дружба и товарищество возникают и крепнут в повседневной армейской жизни. Современная военная техника, как правило, предполагает коллективную эксплуатацию, а это значит, что группа воинов (экипаж танка, боевой расчет и т. д.) решают одну общую задачу. Успех в бою складывается из боеспособности каждого воина, входящего в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты, от его психологической совместимости с другими военнослужащими, от способности действовать слаженно и умело при выполнении общей задачи. В таких условиях ошибка даже одного человека может нанести ущерб боевой готовности и даже сорвать выполнение боевой задачи.

Особую разновидность малых объединений составляют микрогруппы, включающие в себя 2–3 человека. Именно в этих группах человек проводит значительную часть своего времени, в них закладываются основы дружбы и войскового товарищества. Для того чтобы такая микрогруппа воинского коллектива стала единым целым, каждый из ее членов, во–первых, должен на первое место ставить общие интересы; во–вторых, пользоваться уважением у своих товарищей. Следует отметить, что необходимые для этого качества юноши могут воспитывать у себя, занимаясь в спортивных секциях и участвуя в различных соревнованиях. Занятия физическими упражнениями и спортом помогут им сформирорвать у себя нужные психологические и волевые качества. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, попустительством. Правдивость, честность, открытость, откровенность – их главные принципы.

Долг каждого воина – бережно хранить и укреплять войсковое товарищество, дорожить честью своего воинского коллектива, повышать его организованность и сплоченность, всегда помнить, что защита Отечества является священной обязанностью гражданина Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Перечислите наиболее значимые боевые традиции Российских Вооруженных Сил.

2. Как вы думаете, почему патриотизм и верность воинскому долгу являются главными нравственными качествами военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации?

3. Какое значение для боевой готовности и боеспособности подразделений и частей имеют дружба и войсковое товарищество?

4. Подготовьте примеры из различных публикаций и художественной литературы о дружбе и войсковом товариществе российских воинов. _