Уроки шитья для начинающих: с чего начинать шить новичку? Как научить ребенка шить иголкой: рекомендации и советы.

Сегодня я с удовольствием представляю Вам нашу гостью - Наталью Кулешову ! Наталья - мама двух замечательных деток, но, кроме этого, еще и автор интересного интернет-проекта по обучению шитью. Наталья самостоятельно осваивала шитье, преодолевая много сложностей и непонятностей. Теперь Наталья делится своим опытом и наработками, помогая все желающим преодолеть этот путь легче и быстрее.

Предоставлю слово Наталье:

Здравствуйте, Наталья!

Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Кто Вы, откуда, кто по профессии, образованию?

Спасибо, Олеся, за приглашение.

Меня зовут Наталья Кулешова и в данный момент, я просто мама двоих малышей и занимаюсь своим проектом sewing-club.ru – для начинающих и новичков в шитье.

Дочке 4,5 г и сынуле 1,8г. Профессия моя совсем не связана с шитьём – я музыкант. А рукоделием занимаюсь с детства.

Начала с вязания и потом, гораздо позже, уже выйдя замуж, начала осваивать шитьё.

Наталья, у Вас интересный проект в интернет по обучению шитью. Расскажите, а как Вы сами постигали премудрости шитья? С какими трудностями пришлось столкнуться, и как Вам удалось их преодолеть?

Шить я начала по журналам, затем набиралась знаний через интернет. Приходилось достаточно долго разбираться и с терминами, и с описанием, и со многими вещами. Особенно было сложно найти элементарные вещи, которые вроде как «все знают», но найти их простое изложение, где можно было бы просто разобраться со швами, с выкройками, с последовательностью – было очень трудно. Приходилось буквально собирать всё по кусочкам из разных форумов, книг и доступной в то время информации.

Видео-уроков в то время еще практически не было:). Книг, где было бы всё просто показано, я тоже не нашла. После попыток разобраться с огромным количеством терминов в таких книгах, я решила, что это точно не для меня и мне надо что-то доступное и простое. И я просто начала шить, обучаясь уже из практики и просто совершенствуя мастерство в конкретных изделиях и вещах. Поэтому я сейчас для своих подписчиков стараюсь собрать максимум полезной информации, которая будет очень просто изложена и доступна абсолютно любому, кто хочет научиться шить. Я в своё время потратила очень много времени именно на поиски информации, просто в разы больше, чем на сам процесс шитья. Понимание того, что шить можно научиться достаточно быстро, имея базовые доступные знания, пришло уже с опытом, когда уже процесс поисков и моего собственного начального обучения прошёл. Конечно, я обучаюсь до сих пор, всегда интересно найти что-то новое и для себя и для своих подписчиков, донеся уже это в более простой форме.
У Вас тоже есть детки:). Вы часто им шьете? Может, похвастаетесь какими-нибудь костюмчиками:)?

Да, детки есть. Насчёт часто – не могу сказать. Хотя, в моём понимании часто – это что-то постоянно мастерить для детей. 🙂 Для детей очень люблю шить, потому что они и соучастники творческого процесса и сам процесс созидания для детей захватывает.

(фото увеличатся, если на них 2 раза поочередно кликнуть:))
Наталья, а как Вы выбираете модели одежды своим детям? Придумываете что-нибудь сами?

Обычно, исходя из потребностей или желаний, мы вместе с дочкой придумываем, чтобы ей хотелось. Затем я просто беру за основу какую-либо модель, в основном из журналов, и по мере необходимости изменяю её, добавляю или убираю детали, делаю декор. Сами постоянно что-то придумываем, надеюсь, когда сынуля подрастет, будет тоже участвовать в выборе своего гардероба.

А где Вы берете выкройки? Строите их самостоятельно?

Выкройки все готовые беру. Строить выкройки, особенно на детей, не вижу никакого смысла, честно говоря. Потому что, подобрав несколько основных вещей и выкройки, которые хорошо подходят, можно их переделывать до бесконечности, моделируя на их основе практически весь гардероб. Например, из выкройки футболки, которая хорошо села на ребенка, я делаю и различные кофточки, водолазки – с разной длиной рукава, разные застёжки, с карманами и без… Это можно проделывать с любой одеждой – с выкройкой брюк, ветровки можно сделать комплекты и на осень и на зиму и еще много чего придумать.

Как Ваши детки относятся к вещам, сшитым мамой?

Такие вещи носят с большим удовольствием, а если они сами поучаствовали в создании – то можно и не беспокоиться, что это потом будет не одеваться. Например, дочку всегда было сложно уложить вечером спать. После того, как она сама выбирала ткань для своего ночного наряда, придумывала украшение (аппликацию) – про сложности уложить вечером в постель, можно было забыть. Потому что после этого наши роли поменялись и теперь уже меня утаскивают быстрее вечером переодеваться ко сну.

А однажды, наша бабушка даже обиделась, после похода с внучкой в магазин за нарядом – когда дочь ей сказала, что не надо ничего ей покупать, потому что мама сама лучше сошьёт. Пришлось улаживать бабушку после такого шопинга.

Наталья, как Вам удается совмещать шитье, развитие своего проекта в интернет, и воспитание детей, домашние дела? Как у Вас получается найти на все это время?

Приходиться делать всё очень быстро. 🙂 В том числе и находить способы – как сшить что-то быстрее, проще и легче. Времени на сложности не остаётся. Конечно, хочется добавить в сутки еще часиков 5 как минимум. Но… Шить можно только ночью или когда дети спят днём, иначе количество желающих пошить на маминой машинке в одну единицу времени сразу зашкаливает за пределы допустимого. 🙂 Помогает скорость, и конечно, организация всех дел, планирование и чёткое распределение времени. Не бывает, чтобы всё было ровно и гладко, но по возможности стараюсь придерживаться всего этого.

При желании, можно найти время и на семью, и на дела, и на детей.
Когда я шью при детях, они часто просят дать им тоже иголку в руки:), возятся с тряпочками, пуговицами. Когда я дала старшему сыну иголку в руки первый раз, ему было года 1,5 – 2. И он с большим удовольствием собирал на иголку с ниточкой пуговицы – бусы для куклы. Наталья, а у Вас есть какие-нибудь способы, чем занять ребенка пока Вы шьете?

Да, конечно, если приходиться всё-таки шить с детьми, то когда были поменьше, играли с пуговицами, тряпочками и с кусками ткани – наряжались, сортировали пуговицы и катушки с нитками по цветам и размерам, сейчас можем булавочки сортировать и втыкать обратно в контейнер. Бусины нанизываем на нитки. Хорошо в рот ничего не берем. Как-то это сразу отработалось. Года в 3 дочка пробовала шить иголкой кусочек ткани. И конечно, рисуем «выкройки» вместе со мной – у каждого своя выкройка и потом все работают ножницами – у каждого своя работа.
У Вас замечательная полезная идея проекта – помогать научиться шить! Вы думаете, это все-таки возможно – научиться шить онлайн, не посещая вживую курсов кройки и шитья? В чем преимущества и недостатки такого обучения, на Ваш взгляд?

Да, мой проект помогает научиться шить с нуля и тем, кто только начал учиться шить. Конечно можно – я же ведь научилась! И Вы сможете! Мне девочки отзывы присылают – даже после моего бесплатного мини-курса пишут, что сшили свою первую вещь по моим урокам.

Я считаю, что для мам – это вообще самый идеальный вариант обучения. Дома, в удобное время – смотрите и потом выполняете задания. Не надо никуда идти, исписывать тетради с кучей теории, чтобы потом пойти опять же в интернет посмотреть, как это делается или записаться на дорогое индивидуальное обучение офф-лайн. Это очень бюджетный, быстрый, простой способ начать шить. И потом, только практикуя то, что вы изучили, можно двигаться вперед и набираться мастерства. Поэтому, где бы Вы ни обучались – он-лайн, индивидуально, в группах, по книгам – не забывайте, что главное – это практика! Каждую мелочь, которую Вы изучили, как делать правильно – сразу применяйте на практике, только так можно быстро добраться до профессионального шитья.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашем проекте. Для кого он, и что подтолкнуло Вас его начать?

Мой проект в основном, как я уже говорила, для новичков и начинающих шить. Те, кто не знает, с чего начать и как с минимальным набором навыков и знаний можно уже что-то шить – то этот проект как раз для Вас. Можно попробовать шить уже свою первую вещь на моём бесплатном курсе «Как начать шить»

Хотя, ко мне на тренинг приходят люди, которые уже давно шьют потихоньку для себя и семьи, и которые хотят «подтянуть» основы в шитье – какие-то простые вещи, которые когда-то были упущены при обучении. Потому что без этого продвигаться в сторону профессионально шитья сложно – с упущенными основами, скорее всего это мало достижимо.

А подтолкнуло меня начать такой проект – мой собственный опыт, когда я искала нужную информацию, и было очень трудно её найти именно на начальном этапе и именно в очень доступной и простой форме. Поэтому есть большое желание помочь таким же новичкам пройти первый этап в обучении шитью, без огромных временных затрат. Очень многие перестают заниматься этим именно на начальном этапе, потому что слишком много технических тонкостей, которые не объясняются простым языком – и тогда возникает идея – что научиться шить это сложно, нужно долго учиться, нужно специальное образование и т.д. Хотя, на самом деле, это не так. Поэтому стараюсь сделать так, чтобы желание освоить это очень творческое хобби не пропало ни у кого, кто задумал двигаться в этом направлении.

Чтобы Вы ответили, если бы Вас спросили: «Зачем учиться шить, не проще ли купить?». Как Вы считаете, чем одежда, сшитая самостоятельно лучше покупной (и лучше ли), даже если ее шил новичок в шитье?

Да, этот вопрос мне постоянно кто-нибудь задает. 🙂 И я отвечаю – да, проще. Но не лучше. Даже просто потому, что вы шьёте и вкладываете в эту вещь кусочек своего хорошего настроения, любви к тому, кому шьёте. Не говоря уже просто про качество подбираемых материалов для себя и возможности сделать то, что хочется именно Вам – отчего Вы будете испытывать другие чувства, когда будете носить подобные вещи. Поэтому удовольствие, которое вы будете получать от процесса шитья, и потом от ношения этой вещи не идет ни в какое сравнение с покупными вещами. Конечно, без покупных вещей никак не обойтись. Но, всё-таки, отношение к сделанным своими руками вещам совсем другое. Это как сравнивать, например, обед в столовой, и обед, приготовленный дома. Вроде бы в столовой готовят профессиональные повара, а вкуснее всё-таки ваш домашний обед. 🙂

Какие у Вас планы на будущее? И планируете ли Вы в скором времени новые семинары, тренинги по шитью? Чему они будут посвящены?

Да, совсем скоро, 24го сентября начинается тренинг «Основы Шитья – 2.0.» , приглашаю всех желающих. И в планах – еще тренинг по корректировке готовых выкроек, и несколько курсов по основам в шитье, которые пригодятся во всём, чтобы Вы ни шили. Заглядывайте на мой блог, чтобы не пропустить анонсы. До Нового Года, скажу по секрету, должно появиться несколько таких курсов.

Наталья, спасибо Вам большое, что уделили время и побывали у меня в гостях:)! И напоследок, чтобы Вы пожелали нашим читательницам? Возможно, кто-то хотел бы начать шить, порадовать себя и своих деток, но боится возможных трудностей, неудач. Чтобы Вы посоветовали в этом случае?

Спасибо, что пригласили. Пожелать хочу, чтобы Вы не останавливались на достигнутом, и двигались дальше. Самое главное – это практика! Шейте, тренируйтесь, и обязательно обучайтесь, если не получается - посмотрите, как должно быть и пробуйте еще. Ставьте себе цели, которые можно достигать и добирайтесь до них. Главное - чтобы это приносило Вам удовольствие и доставляло радость вашим детям и близким.

На Руси издревле ценились мастерицы, умеющие шить, вязать, прясть, ткать и красиво оформлять жилище. Эти знания, формировавшиеся веками, передавались из поколения в поколение. На первый взгляд, в нашу информационную эпоху рукоделие и все, что с ним связано, кажется анахронизмом, пережитком старины. Однако это не так: будущей хозяйке необходимый «минимум» знаний и навыков всегда пригодится во взрослой, семейной жизни. К сожалению, не каждая мама учит свою дочку этим премудростям. А в творческих студиях, мастерских и кружках нашего города юные леди могут их освоить.

Полезных техник великое множество: можно отдать предпочтение как классическим видам рукоделия, так и современным направлениям — например, лоскутному шитью или шерстяной живописи. Не стоит забывать при этом и про вязание крючком, вышивку лентами, создание игрушек. Конечно, без усидчивости, внимательности, аккуратности и терпения на таких занятиях делать нечего, но, как говорится, не боги горшки обжигали: все получится, если постараться. Вещи ручной работы могут стать уникальными и оригинальными предметами интерьера или подарками.

Грамотные и опытные мастера и педагоги умело подскажут, направят, обязательно помогут своим воспитанницам. Кстати, бывают случаи, когда и мальчики желают освоить тонкости занятий, которые «по умолчанию» предназначены для девочек. Конечно, будущих защитников Отечества почти не встретишь в «девчоночьих» кружках, но нередко они посещают мастерские, где изделия из мягких материалов становятся частью более масштабных творческих замыслов — например, для проектов исторической реконструкции.

Вязание крючком: с чего начать?

Самое главное перед тем, как начать что-то создавать с помощью вязального крючка - это научиться правильно его держать. Такое, казалось бы, несложное правило соблюдается не всегда. В ряду советов для начинающих рукодельниц основным считается такой: держите крючок в «основной» руке (то есть для правшей это правая, для левшей - левая). Немаловажно и верно зафиксировать инструмент - между большим и указательным пальцами, а руки опереть на локти. Правильной же фиксацией нитки при вязании считается по внешней стороне ладони меж безымянного пальца и мизинца.

Вышивка. История с продолжением

Точное происхождение вышивки неизвестно. Одни ученые считают, что она зародилась в Азии, другие - в Древней Греции. Бесспорно одно: этот вид декоративного искусства имеет богатую историю. В древние века вышивка была признаком высокого социального статуса семьи, члены которой носили предметы одежды, расшитые изящными узорами. Самые богатые щеголяли в нарядах из дорогой ткани с вышивкой золотой, шелковой и серебряной нитью. Не менее ценилась вышивка белой гладью, дополненная элементами в технике ришелье. Переходы с цветной нитью отличали художественную гладь. Крест, полукрест, стебельчатый и тамбурный швы - в таких техниках вышивки украшало одежду и предметы обихода менее богатое и знатное население, в частности на Руси. В 20 веке появились такие модные техники, как вышивка лентами и тесьмой. Вышивка не утратила своей ценности и в наши дни, так как используется при пошиве эксклюзивной, дизайнерской одежды. Оригинальность ей придает сочетание вышивки со стразами, бусинками, бисером и элементами декора.

Здравствуйте, дорогие друзья! О важности развития у ребёнка мелкой моторики рук и пальцев мы неоднократно писали на страничках нашего сайта. Существует множество занятий и упражнений для тренировки рук малыша. Сегодня мы хотим поговорить с вами о рукоделии и расскажем, как научить ребёнка шить самые простые изделия.

Польза рукоделия для детей

Само слово «рукоделие» означает «делать что-то своими руками», а всё, что делается руками, способствует их развитию.

Мелкая моторика влечёт за собой развитие речевых навыков ребёнка, способствует логическому мышлению, воображению, координации движений, способности концентрироваться.

Любой вид рукоделия, будь то шитьё, вышивание или вязание, является довольно трудоёмким процессом, но именно благодаря этому у малыша развиваются такие качества, как усидчивость, терпение, стремление довести работу до конца.

Кроме того, увидев и прочувствовав всю сложность создания готовой вещи, например платья для куклы или мягкой игрушки, карапуз в дальнейшем будет более бережно относиться к вещам, созданным им самим и другими, то есть в нём развивается уважение к труду.

Учимся шить постепенно

Те родители, которые считают, что учить шитью нужно только девочек, глубоко ошибаются. Мальчики тоже должны уметь пришить пуговицу, зашить дырку на носках, поставить латку на штанишки.

Поскольку в процессе шитья малышу придётся сталкиваться с такими весьма опасными предметами, как ножницы и иголки, мы хотим дать несколько рекомендаций для родителей.

Умение шить, как и любое другое, приходит постепенно. Поэтому вам придётся пройти вместе с малышом несколько этапов.

Развиваем гибкость пальцев

Ребёнок не сможет справиться с ручным швом, пока его ручки не будут готовы. Чтобы развить гибкость пальчиков, научиться управлять ими, приобретите или сделайте своими руками необходимые игрушки. Прежде всего, это разнообразные шнуровки: картонные, пластмассовые, деревянные.

Поможет подготовке рук к шитью и нанизывание различных бусин. Начните с более крупных деревянных или вылепленных из солёного теста и постепенно переходите к мелким и даже бисеру.

С каких игл лучше начинать

Для маленького ребёнка можно приобрести специальный детский набор для ручного шитья. В него входят безопасные пластмассовые иголки с тупыми концами и толстая рыхлая материя. При помощи такого набора кроха без труда, а главное - практически безопасно, сможет начать свои первые шаги в швейном деле.

После первого набора с пластмассовыми иглами можно купить немного посложнее, например с картонными карточками. Вышивка на картоне, рисунок которой строится по определённым правилам, называется «изонить». В таком наборе иголка уже настоящая, большая и с тупым концом.

Нарисуйте на картоне цветочек, зверюшку или забавную рожицу. При помощи шила проделайте по контуру отверстия и покажите малышу, как делать стежки.

Шьём настоящей иголкой

Когда карапуз всё хорошо освоит, можно попробовать дать ему в руки настоящую иголку. Остановите свой выбор на игле с тупым кончиком и большим ушком.

Обязательно научите малыша пользоваться напёрстком. Поначалу ребёнку будет не очень удобно, но постепенно он привыкнет и обезопасит свои пальчики от уколов.

Для удобства работы малыша с тканью купите пяльцы. Зажатая в них ткань не будет сдвигаться, и ребёнку будет удобно делать стежки.

Не забывайте о безопасности карапуза. Даже тупая игла может в мгновение ока оказаться во рту ребёнка. Поэтому не оставляйте его без наблюдения и не бросайте на столе лишние иглы и булавки.

Пришиваем пуговицы

Когда малыш научился управляться с иглой, то можно дать пришить ему крупную пуговицу, показав предварительно как это сделать. Закрепите пуговицу одним стежком и передайте ребёнку, пусть попробует сам.

Конечно, задание достаточно трудное, но если вы будете рядом, поддерживая и помогая, то кроха увидит результат своей работы и интерес к шитью у него возрастёт.

Вручите малышу пуговицы разного размера с двумя и четырьмя дырочками и попросите пришить их на лоскут ткани.

Заинтересовать ребёнка можно, дав ему задание пришить оторвавшуюся пуговицу бабушке на халат или маме на юбку.

Учимся делать швы

Следующий этап - соединение двух деталей при помощи швов. Покажите ребёнку, как нужно выполнять шов «вперёд иголку», расскажите, что стежки должны быть ровными и одинаковыми по размеру.

Если у малыша не получается делать шов ровно, возьмите кусок полосатой ткани и предложите крохе «простегать» вдоль полоски. Или выдерните на однотонной ткани несколько нитей, сделав для крохи линии.

Когда первый шов освоен, можно показать ребёнку более сложный «назад иголку» - имитацию машинного шва. С его помощью вы сможете смастерить с малышом первые изделия.

Первые поделки

Какие первые вещицы сможет пошить малыш? Пусть это будут забавные игольницы в виде яблока и груши из разноцветного флиса.

Нарисуйте на бумаге выкройку изделий и перенесите её на ткань. Вырежьте аккуратно ножницами по две детали. Сложите их лицевыми сторонами вовнутрь и попросите малыша соединить ткань, прокладывая шов.

Готовые изделия выверните и наполните ватой или синтепоном. Аккуратно зашейте потайным швом отверстие и пришейте яблочку и груше забавные листики из фетра.

Кроме игольниц, ребёнок вполне справиться с кухонными прихватками, небольшой подушечкой, простой сумочкой.

Как пошить с ребёнком игрушку

Первая игрушка, сшитая своими руками, наверняка станет у карапуза самой любимой. Давайте смастерим очаровательного зайчишку-плутишку.

Для работы вам понадобится:

  • Любая ткань понравившейся вам расцветки. Даже забавно, если зайчик окажется полосатым, в горошек или в цветочек. Лучше всего брать для работы флис, так как он легко прокалывается иглой и «не сыпется» в процессе работы.
  • Синтепон для набивки игрушки.
  • Иголки, булавки и разноцветные нитки.
  • Различная фурнитура для украшения игрушки: бусины, пуговицы и т. п.
  • Глаза для игрушки.
  • Кусочки фатина, кружева, тесьмы и т. п.
  • Ножницы, утюг.
  • Бумага для выкройки.
  1. Для начала необходимо сделать выкройку будущей игрушки. Позвольте малышу проявить фантазию и нарисовать контур зайца самостоятельно.
  2. Перенесите выкройку на ткань. Материю сложите вдвое, лицевая сторона должна находиться внутри. Рисовать выкройку можно как обычным карандашом, так и специальными мелками.
  3. Закрепите нарисованного зайца при помощи булавок, чтобы ткань не смещалась во время шитья.
  4. Сшить игрушку на швейной машинке, конечно, быстрее. Но лучше работать вручную, ведь это принесёт карапузу куда больше удовольствия. Не забудьте оставить незашитый участок, через который будет выворачиваться и набиваться игрушка.
  5. После сшивания деталей обрежьте лишние кусочки ткани. До выворачивания и после него ткань нужно хорошо проутюжить. Благодаря этому игрушка будет выглядеть намного более аккуратной.
  6. Вывернутое изделие набейте синтепоном, зашейте потайным швом оставшееся отверстие.
  7. Приступайте к созданию мордочки. Наклейте глаза, а рот, нос и усы вышейте нитками «мулине».
  8. Если у вас получился зайчик-мальчик, то ему можно повязать на шею бантик из тесьмы и пришить для красоты несколько пуговиц разного размера.
  9. Зайчишке-девочке вы можете смастерить нарядную юбочку из фатина, украсить её кружевом, нашить пайетки.
  10. Очаровательная, милая, а главное - сделанная своими руками игрушка готова. Пусть она станет первой в коллекции, которую вы будете пополнять вместе с ребёнком.

Выкройки для более сложных игрушек вы можете нарисовать сами по эскизам малыша. Их также можно найти в интернете и распечатать. Забавные игрушки, сшитые вместе с ребёнком, могут стать артистами в домашнем театре, и вы сможете разыграть много разных сказок.

Творческие процессы, к которым можно отнести и пошив своими руками различных изделий, играют большую роль в воспитании ребёнка, поскольку:

  • способствуют развитию у малыша эстетического вкуса;
  • являются одним из средств самовыражения ребёнка, проявления им инициативы;
  • поднимают настроение, отвлекают карапуза от негативных эмоций;
  • помогают более тесному общению со взрослыми.

Дорогие друзья, если наш материал заинтересовал вас, то поделитесь ссылкой на наш сайт со своими друзьями в соцсетях.

Всего вам самого наилучшего! Творческих вам успехов!

Ножницы и иголка - как научить ребенка пользоваться этими, на первый взгляд опасными предметами? В каком возрасте можно доверить малышу такие орудия труда?

С недавних пор мой трехлетний ребенок не может равнодушно смотреть на швейные принадлежности. Каждый раз, когда я достаю коробку с нитями и иголками дочь упрашивает меня пошить что-то вместе.

Раньше эти просьбы заканчивались просто: я сама что-то простенькое шила, а малышка наблюдала за моими действиями. Сейчас такой номер не проходит: она сама тянет иголку, нитки, пытается нанизывать иголку на нить, ну и в обязательном порядке, есть множественные попытки проколоть, прошить, вышить или пошить что-нибудь самостоятельно.

Три года, это ведь еще маленький ребенок, что бы спокойно дать ему иголку в руки? Но если он испытывает к этому предмету большой интерес, если он действительно хочет научится им пользоваться и старается это делать, не отбирать же у него это страшное, на первый взгляд увлечение?

Отбирать или нет

Почему не отбирать:

  1. Каждый раз, «отбирая», что-то безумно интересное и важное у малыша, по той или иной причине, вы рискуете подавить интерес к окружающему миру у своего чада, а также желание чему либо учится. Таким образом вы притупляете любознательность ребенка, его стремление познать что-то новое для себя.
  2. То, на что у вас сегодня нет времени или желания, завтра может уже не заинтересовать ваших детей.
  3. С другой стороны - очень строгие запреты порождают очень большой интерес. В один прекрасный момент ребенок может получить желанный предмет своего нераскрытого интереса, сам, без вашего разрешения, участия и ведома. И тут уж лучше что бы он знал правила пользования и понимал, как опасно то, что он сейчас держит в руках.

Не подумайте, я не совсем еще с ума сошла, я не агитирую давать ребенку в руки все, что ему взбредет в голову. Лишь хочу сказать, что каждый яркий интерес вашего ребенка, к явно небезопасным предметам (не обязательно иголке и ножницам) должен быть вами прокомментирован, а не проигнорирован. Обязательно объясните, а может и не раз, так что бы малыш точно понял, что такого страшного в том, чем ему захотелось поиграть? Если можно, замените страшный взрослый предмет - детским игрушечным и не страшным.

Альтернатива запретам

Нужны альтернативные методы , а не полные запреты - это ведь предмет, которым рано или поздно каждый ребенок должен научится пользоваться. Например: кухонный нож замените детским пластмассовым, молоток - игрушечный молоток, иголка - есть иголки из пластмассы, ножницы - купите детские, для всей бытовой техники есть свои игрушечные аналоги: утюг, печка, миксер, фен… ну вы сами знаете.


Вернемся к нашей интересной для многих деток и родителей творческой теме.

Когда можно начинать учится шить и вырезать?

Или просто кромсать бумагу, и штопать все, что попадет под руку, потому что это интересно и увлекательно, мы ведь никогда еще этого не делали!

  1. Когда есть явный интерес к не совсем безопасному, но полезному и нужному предмету рукоделия;
    Когда есть элементарное понимание того, что с ним нужно делать (как держать, к чему прикладывать и куда направлять, здесь обязательно нужны ваши советы и подсказки);
  2. И главное - у ребенка должно быть осознание того, в чем опасность пользования подобными интересными и полезными вещами (вы должны «на очно — понарошку» показать ребенку какие неправильные, неловкие действия могут привести урок «очумелых ручек» к очень неприятным результатам.)

Жмакаем, кромсаем, а потом режем и вырезаем!

  • Первое, что нужно сделать для того, то бы спокойно дать ребенку в руки ножницы - это купить простые, но специальные, безопасные детские ножницы, они есть в любом канцелярском магазине, стоят копейки. В чем их преимущество - лезвия этих ножниц спрятаны в пластмассовый чехол, кончики их закруглены.
  • Второе, возьмите лист или пачку бумаги, можете попробовать и не очень твердый картон, а может, наоборот - салфетку. Такое разнообразие предметов порезки не обязательно, но желательно, чтобы определиться с тем, чем ребенку интересней и легче справиться.
  • Третье, покажите малышу, как нужно держать ножницы, как двигать пальчиками, чтобы лезвия могли разрезать бумагу. Для начала можно просто потренироваться - пощелкать лезвиями в воздухе.

Кстати, учить держать ножницы ребенка лучше у себя на руках - так вам будет удобнее показывать и контролировать действия малыша. Большой и средний палец должны быть продеты в кольца, указательный палец снизу, помогает на нужное расстояние раздвигать лезвия и поворачивать их.

Будьте готовы к тому, что у ребенка не сразу все получится. Вначале ножницы будут жевать бумагу, потом понемногу резать. Возможно вам придется посидеть не один вечер, и испортить много листиков, но наградой будут сверкающие глаза малыша у которого, все же вышло вырезать непонятную фигурку из очередного листочка.

Сейчас мы вырезаем вот такие бесконечные «змейки». Но прежде, моя малышка перерезала кучу листов, потом самостоятельно принесла рулон туалетной бумаги и резала ее пока уже некуда было деваться, и вот наверное, после того испорченного рулона, она научилась вырезать кружочки, и еще какие-то фигурки. Иногда может час сидеть и только резать, резать и резать… Ребенку интересно! Также и полезно - это развитие , внимательности, воображения, концентрации внимания… Я ничуть не сопротивляюсь и бумаги мне вовсе не жалко, а от мелких обрезков на полу мы легко избавляемся вместе — с помощью пылесоса.

Шьем и вышиваем

Для того что бы ваш жаждущий ребенок научился шить безопасно для себя и всей семьи, также необходимо ваше участие.

  • Первое - купите пластмассовую иголку или если совсем уже невмоготу, и нужно срочно учится шить, то найдите толстую иглу с тупым концом, и желательно большим ушком.
  • Второе. Для первых уроков детского шитья вам не подойдет ткань, нужно что-то менее гибкое, более твердое, то что легче держать и удерживать в детских руках. Например, мы выбрали простые листы бумаги и тонкий картон. Лист держится в руке ровно, не падает вниз и не облегает руку, он не выскальзывает от прокола иголкой, что увеличивает безопасность рукоделия.
  • Третье. Вам нужно все показать и объяснить ребенку. Вначале, контролировать его ежеминутно, пока он не приобретет необходимый навык и не научится безопасности. Объясните где острый конец иглы, и где ее ушко, какие их функции. Покажите как нужно шить, очередность движений иголкой, рукой, как следить за нитью.

Один маленький совет: Завязывайте оба конца нити в узел, что бы она не выскальзывала из иглы постоянно, ведь ребенок еще не состоянии уследить этим, а вам не понравится каждые несколько минут заправлять нитку в иголку.

Еще одно маленькое изобретение для того что бы научить ребенка шить: вот такая пластиковая тара, бывает очень и очень полезной.

И вышитые трехлетним ребенком сердца. Сейчас это у нас самый любимый объект для вышивания.

Наверное, можно уже немного учится как-то более целенаправленно вести иголку, а то у нас полный творческий хаос.

Недавно вернулась к своим швейным увлечениям, и мой сын тоже настолько увлекся этим процессом, что не отходит от меня ни на шаг, все время просит пошить. Давно я не подходила ко всем швейным делам, и получается, что он в более-менее осознанном возрасте не видел меня за иголкой и ниткой.
Поэтому сейчас он активно тренируется в управлении с иголками. А для вас я подготовила небольшой обзор швейных премудростей в стиле Монтессори.

Если говорить в общем, о пользе подобного рода деятельности, то шитье помогает развивать мелкую моторику, глазомер и координацию рук.

Если посмотреть на несколько шагов назад, то подготовительной деятельностью к вышиванию являются всевозможные шнуровки, которые можно легко сделать самим из картона или дерева. А также всевозможные нанизывания бусин крупных и мелких.

Не бойтесь давать ребенку иголку в руки. Например, моего сына всегда мало интересовали различные шнуровки, но шить настоящей иголкой ему очень понравилось, поскольку он знает, что так делает мама и это настоящая деятельность.

Так вот, для начала подготовьте ребенку все необходимые материалы:

  • Картон с нанесенным рисунком: сначала это может быть только одна линия, затем простые геометрические фигуры и т.д. по степени усложнения.
  • Ножницы, для отреза нитки
  • Игла для вышивания большого размера (если вы в магазине купите «иглу для вышивания», то конец у такой иглы будет не острый.) Ну а мы вышиваем самой обычной иглой, крупного размера. Естественно, ребенка не оставляем одного с этим предметом и обязательно проводим инструктаж по правилам обращения. При нарушении правил безопасности материал сразу убирается.

С помощью тонкой отвертки или шила прокалываем полоски (квадраты) картона по всему периметру (примерно на расстоянии 2 см).



Показываем ребенку, как продевать шнурок в дырочки и протягивать его по периметру фигуры.

Когда ребенок освоится с этим процессом, можно купить канву или специальную ткань для вышивания и научить ребенка разным стежкам, начиная с самых простых.


pic


pic


pic

Так же можно научить ребенка пришивать пуговицы: для этого готовится лоток с квадратными кусочками ткани и пуговицами:


pic

pic

Очень просто научить ребенка завязывать узелок в конце нитки :
Посмотрите, как это выглядит на видео ниже. Сам по себе этот процесс может стать отдельным видом деятельности для ребенка:

А вот так может выглядеть подготовительная деятельность к пришиванию пуговиц:

Если вы считаете, что это нужно только для девочек, то это не совсем так. В дошкольном возрасте дети не разделяют деятельность по ролевому признаку, им интересна она сама по себе. А задача раннего детства освоить как можно больше видов разнообразных действий и движений и не важно какому полу «традиционно» они принадлежат.

А еще, для размышления, приведу вам цитату из книги Монтессори «Мой метод» относительно шитья:

После некоторых попыток я приняла решение, и, как мне кажется, мудрое, полностью отказаться от подобных упражнений, поскольку плетение и шитье по картону не совсем подходит маленьким детям в силу физиологического состояния их органов зрения: еще слабо развита способность глаз к аккомодации, вследствие чего эти упражнения оказывают чрезмерную нагрузку на этот орган и в дальнейшем могут самым пагубным образом сказаться на развитии зрения малышей…

Поэтому, смотрите на ребенка и на готовность его рук и развития концентрации глаз. Слишком рано все же не стоит начинать, хотя, всегда ориентируйтесь на интерес, если физиологической готовности для этого процесса нет, то скорее всего ребенок и не заинтересуется этой деятельностью, либо интерес очень быстро угаснет.