Учим ребенка логическому мышлению. Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.

Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.

Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?

  • рассуждать, используя доказательства и аргументы;
  • последовательно мыслить;
  • выстраивать гипотезы;
  • оценивать важность условий задачи, их истинность;
  • аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
  • выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.

Способы решения задач на логику

Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.

Стандартные методы

К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок , который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов , к которому в основном прибегают при решении школьных задач.

Пример задачи, которую хотят решать уравнением, а проще - логически.

Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.

  • метод последовательных рассуждений;
  • «с конца»;
  • с помощью таблиц истинности;
  • метод блок-схем.

Нестандартные методы

Среди популярных, нестандартных - целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.

Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:

  • знать виды логических задач;
  • владеть возможными методами решения задач;
  • уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

Алгоритм решения задач на логику и смекалку

Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:

  • Ознакомление с условиями задачи.
  • Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
  • Поиск метода решения.
  • Применение метода решения, поиск правильного ответа.
  • Проверка правильности решения и оформление ответа.
  • Анализ проведенного решения.
  • Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.

2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.

3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.

4. Используя выбранный метод, решите задачу.

5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.

6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:

  • поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
  • анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
  • выделение важных признаков данного типа задач;
  • составление алгоритма их решения;
  • систематизация полученных знаний.

Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.

Логическое мышление - не природный дар, а развитый навык наблюдать и сопоставлять, делать выводы и принимать решения, исходя из фактов и здравой доли предположений. Конечно, многим мамочкам хочется, чтобы их малыши демонстрировали задатки гениев, и были внимательны в школе, умственно развиты и в то же время, не переставали мечтать и фантазировать. В этой статье мы попробуем разобраться, как научить ребенка логически мыслить.

Но если вы далеко не Шерлок Холмс, нелишним будет разобраться, из чего, собственно, состоит логическое мышление. Основных приемов логики несколько: это сравнение, анализ, обобщение, классификация, аналогия, систематизация и синтез. Размышление начинается с момента, когда ребенок сталкивается с проблемой и ищет ее решение. Например, годовалые малыши, увидя интересную вещицу в недоступном для них месте, скорее всего, зайдутся плачем. Дети постарше уже будут стараться придумать какой-то способ достать интересующую их вещь, и чем старше ребенок, тем выше уровень критичности принятых решений и соответственно, интересней результат.
Можно сделать вывод, что ребенок не умеет рассуждать логически, если вы замечаете следующие особенности его рассуждений.

1. Известные ему алгоритмы решений он пытается использовать во всех возникающих перед ним проблемах. Теряется, если задача требует дополнительных размышлений или поиска нового решения.
2. Ему тяжело поставить перед собой задачу и разбить ее на составляющие. Как результат - быстро отвлекается и теряет интерес к результату.
3. Легко может сравнить один предмет или явление с другим, но теряется, если вы попросите его обобщить эти явление и выделить в них общее.

Как научить ребенка логически мыслить видео

Отвечайте на все вопросы, которые задает вам сын или дочка. Трехлетки («почемучки») часто забывают то, что вы им ответили, поэтому наберитесь терпения. Не выходите из себя и не кричите - вашими глазами и умозаключениями ребенок познает мир и его сложные закономерности. Не стесняйтесь так же признать, что чего-то не знаете, и вместе поищите в энциклопедии или других источниках - так вы невзначай покажете ребенку, где еще можно найти ответы на интересующие его вопросы.

Как научить ребенка логически мыслить фото

Логическое мышление развивает счет и сравнивание. С двух с половиной лет ребенок вполне может уловить разницу между «один» и «два», так что считайте все, что вам попадется под руку: игрушки, тарелки, друзей и животных во дворе. Поиграйте в «соседей числа», например, у числа 6 соседи - 5 и 7, а у 0 - только один сосед - 1. Учитесь считать и вперед, и назад - так ребенку будет проще разобраться с запутанным миром цифр.

Игрушки разных форм и размеров - тоже отличные помощники в развитии логического мышления ребенка. Учите его сравнивать большие и маленькие предметы, прятать их в квадратные и круглые коробки или банки, учитывая, какая форма и размер им больше подходит. Например, пока готовите обед, показывайте ребенку размер и форму овощей, глубину и размер посуды, учите его сопоставлять два этих параметра.

Юлия Дерябина
Учим ребенка логическому мышлению

Учим ребенка логическому мышлению .

По умению думать, анализировать, делать обоснованные умозаключения судят об уровне развития человека. И хотя ребенок развивается , учится мыслить в повседневной жизни, в общении со взрослыми и сверстниками, в играх и т. д., но для успешной работе в школе нужны другие, системные и более глубокие навыки мышления . Эти умения ребенок не может приобрести самостоятельно, в этом ему должны помочь взрослые, подготовить его к новому жизненному этапу – учебе в школе.

Мышление всегда начинается с вопроса, причем ответ на этот вопрос находиться не сразу, а с помощью каких-то умственных операций.

О заданиях

1. Задание органично связаны друг с другом. Решив одну задачку, освоив необходимые для этого знания, ребенок тем самым готовится для решения следующих, более сложных заданий, где эти знания нужны будут применить в других, новых для него условиях.

2. Начать нужно с задач «Что изменилось?» , «Что изменилось, что не изменилось?» . Они позволяют ребенку закрепить и систематизировать имеющиеся знания и осознать, что любой предмет (объект0 можно рассмотреть с разных точек зрения.

Ребенок научится выделять существительные и абстрагироваться от несущественных признаков. Эта важная стадия мышления , этап подготовки решения на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Кроме того, для решения заданий, при поиске неочевидных для него закономерностей, ребенку необходимо активно использовать полученные знания о свойствах предметов, применить эти знания для построения нужных умозаключений. Эти навыки позволят ему в дальнейшем находить логические обоснованные пути решения более сложных задач.

3. Задания «Какой предмет лишний» , «Найди правильно и продолжи ряд» , можно выполнять верно, если провести анализ нескольких признаков исследуемых групп предметов, сделать нужные рассуждения и обосновать свой вывод. Это уже полновесное умозаключение, основанное на самостоятельных суждениях.

4. Все задачки в этом материале доступны для дошкольников. Для их решения необходимы знания только самых простых понятий, таких как цвет, форма, размер, количество, а также логическое рассуждения , интуиция и догадки. Решая, ребенок учится понимать требование задачи, выделять условие и вопрос, взаимосвязь между ними, осознано использовать полученные знания для решения проблемных заданий. Все это называется готовностью ребенка к обучению , которая ему будет нужна с первых дней учебы в школе.

5. Восприятие предметов, их свойств (цвета, формы, величины) и пространственного расположения всегда включает в себя обследование и сравнение. Именно таким путем и идет развитие

восприятие детей в дошкольном возрасте. Поэтому все задания сформулированы таким образом, чтобы ребенок вовлекался в активное обследование заданных предметов.

6. Обратите внимание, что задания в данном материале являются базовыми. На их основе легко создать новые варианты задачи упражнений. Для этого нужно, сохранив суть задания, сформулировать его с помощью предметов, отличных по форме, цвету и т. д. Это касается всех приведенных заданий.

7. Во многих заданиях не предлагается обязательного, единственно правильного ответа, что позволяет детям с различным уровнем подготовки успешно участвовать в заданиях, выдвигать оригинальные версии.

Несколько практических советов

1. Этот материал не на один день – прочитал, уяснил, решил и будет результат. Задач много, они разной сложности, решать их нужно последовательно, по порядку. Не стоит разбивать задачки из середины книжки, не выполнив начальные задания. Учится думать системно полезно в любом возрасте.

2. Если ребенок с успехом решил все задания, то отложите материал на время и вернитесь к нему, скажем, через год, задачки опять будут как новые. В руках будет надежный тест для проверки того, как развивается ваш ребенок , совершенствует ли он свои способности мыслить и анализировать.

3. Нельзя давать ребенку задачку для решения , не разобрав предварительно учебные примеры. Даже если он сообразит и найдет правильное решение, этого недостаточно. В заданиях важен не только верный результат, но и сам процесс решения. При этом нужно следовать правилам, которые показаны при разборе задач. Ребенок должен не только найти верный результат, но, и это самое главное, объяснить свои решения, рассказать, как и почему он предлагает такой вариант ответа.

Нужно, чтобы решения были найдены осознанно, были бы результатом самостоятельных рассуждений, а не подбора или интуиции. Так он быстрее будет учиться думать по правилам, системно, а потом применять этот навык в убёче.

4. Если ребенку не дается решение задачи, отложите ее на время, можно предложить другие, которые он готов решить. К «сложному» заданию нужно обязательно вернуться позже. Похвалите его за правильное решение.

5. Предложите ребенку создать свои авторские задачи. Пусть над ними «поломает голову» друзья или кто-то из взрослых. Этим можно повысить его интерес у интеллектуальным занятиям и развлечениям, что для дошкольников даже важнее, чем какое-то конкретное занятие. Эти задачки лучше не рисовать или формировать словами, а составить из материальных предметов – деталей конструктора, кубиков. Очень хорошо для этих целей подойдет игротека «ТРИНТ» (тренируем интеллект) .

6. Пожалуй, самым важным условием, которое собственно и будет определять успешность занятий, является интерес ребенка к этим занятиям . Поэтому продолжительность занятий, обстановка, доверительность отношений должны создавать комфортные условия, доброжелательную атмосферу, которые будут способствовать хорошим результатам. На это нужно обращать особое внимание. Научить ребенка думать вопреки его желанию вряд ли удастся. Важно, чтобы понимание взрослых о том, что «НУЖНО» делать ребенку , как можно чаще совпадало с его желанием «ХОЧУ» делать то или это.

Мышление является высшей формой активной деятельности человека. Это психологический процесс, который неразрывно, довольно плотно связан с речью.

В результате мыслительной деятельности у человека начинают формироваться определенные навыки логического мышления: анализирование происходящего, сравнение или обобщение явлений, синтез, конкретизация.

Многие родители хотели бы узнать информацию, как научить ребенка думать правильно, поэтому рассмотрение особенностей мышления у детей довольно актуально на сегодняшний день.

Освоение навыков и познание нового

Еще в древние времена считалось, что полноценно думать малыш начинает лишь тогда, когда у него начинается развиваться интеллект и появляется разговорная речь. Современные исследования степени активности мозга доказали, что ребёнок думает, ещё находясь в животе матери. Рождаясь, он не сразу проявляет осознанность лишь потому, что поначалу учится навыкам управления собой и своими инстинктами.

Познание малышом окружающей действительности, как правило, начинается с элементарного ощущения, осознанного восприятия различных отдельных явлений, а также предметов, их образы хорошо фиксируются памятью. При этом мышление складывается в результате знакомства ребенка с действительностью, познания окружающего мира.

Общаясь с окружающими, ребенок учится как обобщать сходные между собой явления, определяя существующее между ними сходство, так и рассуждать об их особенностях. Постепенно он учится сравнивать, обобщать, конкретизировать и анализировать. С двух лет у малыша возникают первые ассоциации, которые используются в дальнейшем развитии. С этого и начинается ранее развитие процесса детского мышления.

Виды мышления, их особенности

Выделяются следующие виды мышления:

  • наглядно-действенное мышление (вид познания, основанный на использовании предметов);
  • наглядно-образное, то есть с помощью представленных мысленно явлений;
  • словесно-логическое, то есть с помощью различных понятий и слов, используя логические рассуждения.

Этот вид мышления наблюдается периодически до 3 лет, а особо интенсивно развивается от 3 и до 4 лет. Малыш начинает понимать свойства окружающих его предметов, учится манипулировать ими по назначению, выполняет различные практические задачи.

Как научить ребёнка думать

Видеоуроки: Оскар Бренифье, Как научить ребенка мыслить?

После освоения предыдущей формы мышления в полной мере на его основе у ребенка начинает формироваться более развернутый тип мышления — наглядно-образный. С 4-5 лет малыши начинают постепенно переходить от различных прямых действий с предметами к мыслительным действиям с представлением образа этого предмета. На основе этих представлений ребенок может успешно решать задачи. При этом совсем необязательно контактировать с предметом, брать его в руки, можно просто представить его. Этот вид мышления позволяет считать цифры в уме, использовать разные схематические изображения.

У ребенка с шести лет непременно начинает развиваться следующий этап мышления, так называемый словесно-логический. Из всех видов мышления этот самый сложный, ведь в нем задействованы довольно сложные и отвлеченные понятия, которые при помощи логического мышления необходимо выразить словами.

Влияние развития мышления на обучение

В основном потребность человека в мыслительном действии начинает в полной мере проявляться в школьном возрасте, потому что на уроках ребенку приходится справляться с разными довольно сложными задачками, появляется острая необходимость логически мыслить.

Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит как от степени развития мышления у ребенка, его умения обобщать, а также систематизировать полученные знания, так и от способности творчески решать разные проблемы. Достаточно развитое мышление однозначно помогает ему правильно ориентироваться в обществе и чувствовать себя довольно уверенно в окружающем его современном мире, к тому же способствует и общему развитию.

Роль родителей в развитии мышления

Каждый родитель обязан знать, как именно научить своего ребенка думать, и должным образом обеспечивать его полноценное развитие. В период, когда мыслительные способности малыша пассивны, он лишь получает внешнюю информацию, но сознательно не старается обрабатывать её. Маленькие дети постоянно общаются, но способности думать долго о чем-нибудь конкретно у них ещё не развиты, поэтому в основном многие малыши не могут надолго себя занять даже интересным для них занятием.

Развитие полноценного мышления у детей не происходит само собой, им должны руководить взрослые. Учитывая приобретенный ребенком опыт, родители должны объяснить ему понятия, которые он не познает самостоятельно. Перед ними и педагогами стоит очень важная и ответственная задача научить ребенка самостоятельно размышлять и сравнивать, рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы и устанавливать закономерности.

Упражнения для развития мышления

Научиться всему этому ребенок способен при помощи специальных упражнений, а также разнообразных игр. При этом от педагога не требуется особой подготовки, игры используются в рамках запланированной образовательной программы или в игровой форме на прогулке.

Есть большое количество игр, которые направлены на ускорение развития мышления. Степень сложности игр, соответственно, изменяется в зависимости от степени развития и возраста ребенка. В одну и ту же развивающую игру можно играть по-разному.

Например, довольно эффективная игра «Семейка», согласно правилам которой взрослый произносит вслух определенный ряд слов, например, картофель, капуста, огурец, предлагая детям назвать эти слова одним общим словом «овощи». С более старшими детьми необходимо слегка изменить условия предыдущей игры. Назвать, наоборот, обобщающее слово, например, овощи, при этом предложить детям назвать примеры овощей, это игра «Назови одного из большой семейки». Варианты игр разнообразны и напрямую зависят целиком от фантазии родителей, а также педагогов.