У ребенка переутомление что делать. Все хорошо в меру

Елена Подосёнова
Лекция-консультация «Детское переутомление»

Детское переутомление - одна из причин плохого поведения ребенка. И нам педагогам следует обращать на это особое внимание. На одном из родительских собраний, я выступила по данной теме, с целью просвещения родителей о том, к каким последствиям может привести данное состояние и как этого можно избежать.

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"

Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …

А что же это такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).

Портрет психологически здорового ребенка:

активный,

самостоятельный и доброжелательный,

помогающий и любознательный,

инициативный и уверенный в себе,

открытый и сопереживающий.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, у него пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления , усталости: могут у всех проявляться по-разному, но вот некоторые из них:

Подавленное настроение;

Медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

Трудности с засыпанием;

Некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

Нарушения в координации движений, особенно рук;

Возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;

Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Повторюсь, что у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребёнку предоставляются обязательные требования, постоянное нахождение ребёнка, где множество народу, нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например, недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.). Поэтому необходимо уделять особое внимание этому процессу.

Конечно, каждый родитель, по-своему стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда…

Чтобы избежать утомления, переутомления, придерживайтесь следующих правил:

Естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;

Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, в общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, чтобы всё было в норму);

Соблюдайте режим;

Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;

Обеспечьте побольше витаминов для своего ребёнка;

Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;

Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

Чередуйте спокойные и активные занятия;

Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а чередует их с подвижными играми;

Необходимо обеспечить малышу своевременный отдых;

А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём недождёмся отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку, которое так ему необходимо. Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований которые предоставляются в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!

Большое спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и эмоционального благополучия!

Памятка родителям

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т. д.).

От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

У детей имеет некоторые особенности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами детского организма. Так, чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. У ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5-2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. В дальнейшем утомление наступает уже в результате активной деятельности как мышечной (игра), так и умственной (уроки). Необходимо также иметь в виду, что однообразная деятельность необычайно быстро вызывает утомление у ребенка. Известно, далее, что в детском возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами . Поэтому длительное у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за в .

Появлению утомления способствуют уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна (раннее переключение на однократный ), недостаточное пребывание на свежем воздухе. Неправильное чередование работы и отдыха также вызывает утомление детей. Утомление легко возникает при длительных однообразных занятиях, излишнем развлечении ребенка, настойчивых просьбах взрослых быть в одном положении, сидеть спокойно, не двигаться.

Утомление у детей сопровождается прежде всего ослаблением наиболее трудных для них тормозных процессов: ослабляются дифференцировки, падает точность работы, ухудшается внимание, наступает двигательное беспокойство. Дальнейшее развитие утомления приводит к охранительному торможению, которое проявляется повышением порога чувствительности зрительного, слухового, кожного анализаторов; у младших детей торможение распространяется на всю кору головного мозга и вызывает сон.

У детей школьного возраста при умственной деятельности, связанной с длительными занятиями, особенно при обучении одновременно в двух школах, в школе и дополнительно в нескольких кружках может возникать переутомление. Способствующими факторами также являются нарушение ритма работы и отдыха, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недосыпание. Внешние признаки переутомления проявляются в виде бледности слизистых оболочек и кожи, в расслабленной позе, неуверенных и вялых движениях, иногда наблюдается рук, иногда двигательное беспокойство. Темп работы и школьных занятий становится замедленным, дети не проявляют интереса к занятиям, раздражительны, легко возбудимы, у них увеличивается количество ошибок, внимание и сосредоточенность снижаются, уменьшается умственная работоспособность, у некоторых появляется плаксивость.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

У детей дошкольного возраста обязательные занятия должны продолжаться непрерывно не более 15-20 мин. Следует избегать однообразной деятельности, а в начальных классах менять виды деятельности даже на протяжении одного урока.

Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Современные родители часто стремятся наверстать то, что было упущено в их детские годы за счет стремления сделать свое дитя всесторонне развитым и универсально образованным. Яркие признаки переутомления в погоне за результатами не вызывают особого опасения у мам и пап.

Обычный здоровый малыш полон идей, энергичен и стремится познать окружающий мир со всех сторон. Двигательная активность и желание заниматься играми, требующими определенного уровня усидчивости, покоя, от природы сбалансированы.

Температура, самочувствие, аппетит в норме. Детский организм самостоятельно может регулировать время бодрствования и сна, родители с первых дней поддерживают механизмы высшей нервной деятельности. Что делать если у сына или дочери происходит изменение настроения, повышена температура, он начинает капризничать, отказываться от еды или сильно перевозбужден? Многим родителям приходилось наблюдать нечто подобное.

Такие клинические проявления имеет одно распространенное состояние, квалифицируемое в педиатрии как переутомление у детей. Возникает оно в любом возрасте, но сегодня многие болезни и патологические состояния заметно помолодели. Известное в клинике пограничное явление диагностируется у детей с раннего периода, когда время от одного до двух часов, проведенное без сна приводит к переутомлению ребенка.

Клинические показатели

Специфические признаки заметны даже на первых этапах появления:

  • Повышенный уровень отвлекаемости, у вашего малыша частично или полностью отсутствует концентрация внимания на предмете или задаче.
  • Частые смены позы во время сна или занятий, спонтанно повышенная температура.
  • Появление непривычных движений.
  • Эмоциональная лабильность, симптомы нарушения центральной нервной системы, для ребенка характерны сонливость или бессонница.
  • Дети дошкольного возраста теряют интерес к занятиям дисциплинами, требующими концентрации внимания – рисованием, лепкой, невнимательно слушают сказки, затрудняются при пересказывании.
  • Колеблется температура, у ребенка происходят нарушения психоэмоционального плана. Симптомы заключаются в неприятной мимике, желании кривляться, передразнивать окружающих у девочки или мальчика младшего школьного или старшего дошкольного возраста до спонтанных всплесков эмоций в старших возрастных группах.
  • Девочки подросткового периода развития ощущают значительное нарушение ритма месячных. Появляются определенные симптомы, предвестники дисбаланса нервной системы в виде головных болей, повышена температура, ярко выражена раздражительность, нежелание заниматься или отрицание всего, что предлагают взрослые.

Зависимость от возраста

Причинами состояния переутомления юного гения являются факторы, зависящие от его умственного и физического развития. Чтобы качественно проводить терапию этого предшествующего патологии состояния, следует помнить об основания для его появления:

  1. Причины у ребенка, находящегося на грудном вскармливании состоят в несбалансированном режиме дня, время сна намного меньше бодрствования.
  2. Период дошкольного и младшего школьного возраста характерен серьезными учебными нагрузками. Значительное превышение времени занятий, уменьшение длительности прогулок, признаки кислородного голодания.
  3. В подростковом возрасте проявляются симптомы гормональной перестройки организма, истощающей нервную систему, снижающей физиологические защитные функции. На фоне ослабления иммунитета с интенсивной учебной нагрузкой появляется переутомление, переходящее в хронический тип.
  4. Отдельными причинами, вызывающими симптомы патологии в любой возрастной категории являются стрессовые ситуации в окружении растущей личности дома и в школе, отсутствие нормальной физической активности, проблемы между родителями.

Диагностика и лечение

В течение дня малыш или подросток находится в поле зрения взрослых. Явления ярко выраженного утомления и переутомления у детей узнают родители, воспитатели, учителя. Клиническая картина позволяет определить уровень развития синдрома переутомления, повышенная температура требует обязательного обращения к специалисту.

Есть определенная часть взрослых, которые смотрят на такие проявления с точки зрения незначительности заболевания и используют старый метод, поспит дитя и все пройдет. Это приводит к серьезным изменениям в нервной системе, влекущим дальнейшие нарушения работы детского организма. У человечка дошкольного или школьного возраста появляются устойчивые , бессонница, стабильно повышена или снижена температура, колеблются показания уровня артериального давления.

Чтобы избежать этих осложнений, педиатр назначает комплексное лечение на основании данных проведенных клинических анализов и результатов осмотра узких специалистов – невропатолога, кардиолога, остеопата и диетолога.

Лечение представляет собой объединение психологической, педагогической и медико-биологической методики. Поддержка адекватного эмоционального фона и восстановление устойчивости психики при помощи аутогенных тренировок, приемов массажа, ЛФК, восстановление правильного режима дня, планирование и распределение учебных нагрузок, активное пребывание на свежем воздухе, как ни была бы температура на улице, нормализация питания дает быстрый устойчивый эффект.

  • Изучите информацию:

Важно уделить внимание рациону и набору продуктов, входящих в состав меню ребенка, ввести максимум овощей, фруктов, злаков, легкоусвояемых белков. Продукты растительного и животного происхождения должны находиться в четкой пропорции. Врач назначает прием витаминных препаратов группы «В» и «С», поливитаминов, адаптированных для возраста биологических добавок.

Профилактика

Детский организм очень быстро и тонко реагирует на любые изменения и отклонения в окружающей его среде. Основной задачей родителей является вырастить и воспитать здорового, полноценного, самодостаточного человека. Для этого требуется максимально оградить ребенка от усталости с самых ранних месяцев жизни.

Своевременная полноценная профилактика переутомления у детей позволяет им учиться жизни, познавать мир с интересом, эффективно осваивать школьные предметы, гармонично развиваться духовно и физически. Создать малышу условия, обеспечить предупреждение симптомов усталости достижимо для каждого взрослого.

Начиная с первых дней обеспечить ребенка полноценным питанием, следить за соблюдением режима дня и соответствующими количеству лет жизни физическими нагрузками.

Важно поддерживать правильный микроклимат в комнате, где спит ночью, проводит день ваш ребенок. Это комфортная температура, проветривание, исключение использования освежителей и веществ, опасных в плане появления аллергии.

  • Актуальная информация:

Большое значение в профилактических мероприятиях занимает психологическое состояние, настрой в семье и во внутреннем мире отдельно взятого растущего индивидуума. Конфликты между взрослыми культивируют ощущение дискомфорта, боязни, ненужности, страха перед каждой ситуацией.


Возрастное непонимание создает постоянный стрессовый фон, у вашего сына или дочки появляются различные версии, домыслы, догадки по поводу происходящего, что еще интенсивнее угнетает нервную систему и психику. В большинстве случаев это главная причина появления утомления, истощения нервной системы маленького человека.

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

Повышенная отвлекаемость;

Частая смена позы;

Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

Неприятная мимика (кривляние, тики);

Неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку» . При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку» . Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Зачастую родители в своем стремлении дать чаду все лучшее стараются активно развивать его сразу во многих сферах жизнедеятельности. Случается, что дитя после школы вынуждено посещать несколько кружков, курсов, секций, заниматься с репетитором. При этом не все подобные занятия могут быть интересны ребенку. Но даже если он и проявляет интерес, то чрезмерная как физическая, так и умственная загруженность способствует накоплению усталости , которая может привести к переутомлению. Как же характеризуется это патологическое состояние и почему так важно не допустить его развития?

Переутомление и механизм его развития

Взрослые называют переутомлением состояния, которые таковыми не являются, поскольку не задумываются об истинном значении термина. Часто под этим подразумевается сильная усталость, являющаяся субъективным признаком утомления. Взрослым и в голову не приходит, что малыша, который весь день разглядывает картинки или играет, может настигнуть утомление, так как они не видят отличий между утомлением и физической усталостью.

Утомлением называют психофизиологическое состояние, связанное с совершением какой-либо деятельности и приводящее к временному снижению ее эффективности. Это состояние является естественным для организма. Более того, оно может быть даже полезно.

Полезно знать: несильное утомление тренирует организм, заставляя задействовать его резервы, развивать возможности, повышать работоспособность. Но чрезмерное напряжение резервов при длительном утомлении сказывается отрицательно.

Состояние утомления - это своего рода сигнал о том, что необходимо снизить интенсивность нагрузок или временно прекратить осуществление деятельности.

Субъективными ощущениями при утомлении является дискомфорт, мышечное напряжение в конечностях, снижение концентрации внимания, апатия, замедление реакций и речи, раздражительность и другие.

Но существуют и объективные признаки, свидетельствующие о неблагополучии, как невозможность выполнить элементарные действия, учащенное дыхание, нарушения сердечного ритма, перепады кровяного давления, накопление молочной кислоты в мышцах. В анализах крови также наблюдаются изменения, в том числе количество лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина увеличивается, а тромбоцитов падает.

Переутомление развивается на фоне физического, интеллектуального и психического истощения. В первом случае это выражается в нарушении мышечных функций, как снижение силы, точности, замедление скорости реакции, отсутствие согласованности в движениях.

Полезно знать: если ребенок учится или занимается спортом на пределе своих возможностей, то это неминуемо ведет к переутомлению, особенно если при этом он имеет неполноценные или недостаточные периоды отдыха, не позволяющие полностью восстановить работоспособность.

При психическом и умственном переутомлении наблюдаются трудности сосредоточения, ослабления концентрации внимания.

Ускоряют развитие переутомления несбалансированное питание, психологическое напряжение и стрессы (неприязнь и насмешки со стороны сверстников, постоянное ожидание оскорблений, чувство неполноценности, страх перед тестом или экзаменом, боязнь наказания), отсутствие двигательной активности при высоком умственном напряжении, физическая работа, значительно превышающая возможности детского организма. Таким образом, переутомление может стать результатом как однократной перегрузки, так и хронической усталости.

После прочтения изложенного могло создаться впечатление, что переутомлением страдают все от дошкольников до стариков, а младенцам оно не свойственно. Однако это не так. Дети грудного возраста также могут быть подвержены этому патологическому состоянию , если нарушен их режим дня, то есть когда кроха спит меньше, чем ему необходимо. Причин тому множество, от нездоровья до шумных соседей.

К переутомлению также могут привести прием некоторых лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний. Так, это нарушение может развиться:

  • если ребенок болеет простудными заболеваниями более двух раз в месяц и при этом применяются противокашлевые или другие лекарства для устранения симптомов,
  • если малыша укачивает в транспорте, но ему нужно каждый день добираться в школу на автобусе и он вынуждено принимает препараты для устранения чувства дурноты,
  • в случае , когда без применения антигистаминных средств не обойтись,
  • подростки могут самостоятельно применять оральные контрацептивы или употреблять вещества, оказывающие воздействие на нервную систему, те же снотворные.

Среди болезненных состояний, способных привести к переутомлению, находятся нарушения сна, сердечна недостаточность, длительно текущие инфекционные заболевания, гормональные изменения, онкологические болезни, патологические состояния дыхательной системы, как астма, эмфизема легких и прочие.

Симптомы переутомления у детей

Здоровые дети всегда энергичны, они готовы преодолеть все преграды на пути познания окружающего мира или для того чтобы воплотить свою идею. Совсем иначе они себя ведут в состоянии нездоровья. Переутомление как раз относится к таким состояниям и проявляется нарушениями со стороны многих органов и систем организма. В зависимости от степени выраженности этих проявлений принято различать переутомление первой, второй и третьей степени.

О переутомлении первой степени свидетельствуют лишь субъективные признаки. Как ни парадоксально, но чувство усталости вызывает у детей трудности с засыпанием, а сам сон не приносит желаемого отдыха. Ребенок не может расслабиться и погрузиться в глубокую фазу сна, много ворочается и часто просыпается от кошмаров или других тягостных сновидений. Малыш, который уже давно отвык от дневного сна, может снова спать в обеденное время. В результате сонливости днем и бессонницы ночью нарушается режим дня.

Характерными проявлениями на этой стадии переутомления также является спонтанные колебания температуры тела, снижение рефлексов, .

Причем одни дети могут потерять аппетит, а другие, напротив, начинают кушать все подряд, поэтому у одних переутомление со временем проявляется стремительной потерей, а у других излишним набором веса.

Дети в состоянии переутомления плохо справляются с любыми психическими и физическими нагрузками, постоянно отвлекаются, не могут сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, им трудно усидеть на одном месте, поэтому они часто меняют позу или осуществляют несвойственные им движения (грызут ногти, теребят волосы, ковыряют в носу), теряют интерес к ранее любимым занятиям, которые требуют от них внимательности.

Полезно знать: работоспособность у таких мальчиков и девочек существенно снижается, продуктивные периоды очень короткие и для достижения намеченных целей им приходится напрягать оставшиеся резервы организма.

Ребенок на второй стадии переутомления очень быстро устает, всплески работоспособности у него наблюдаются только непосредственно после пробуждения и отдыха, реакция на раздражители при этом замедленная, даже незначительное событие может вызвать всплеск эмоций у ребенка, смену настроения. Малыш может расплакаться или, напротив, ожесточиться. В ответ даже на незначительное мышечное напряжение может возникать тремор конечностей или спазм. Разбитость и вялость ребенок может чувствовать не только после физической деятельности. Мышечная усталость накапливается и при нервном переутомлении, будь то сложный экзамен или напряженная беседа.

К субъективным проявлениям переутомления на второй стадии присоединяются объективные симптомы. При этом лицо малыша приобретает нездоровый вид , глаза могут быть красными, кожа бледной и отечной, с синяками под глазами, у него могут случаться приступы тошноты и рвоты, обморочные состояния, усиленное потоотделение, у девочек-подростков наблюдаются нарушения месячных циклов, потеря веса. Часто дети жалуются на головную боль, плохое самочувствие, которые являются результатом нарушения обмена веществ, спонтанных изменений сердечного ритма и кровяного давления.

При переутомлении третьей стадии субъективным проявлением является полная апатия, а объективным - крайне плохое самочувствие . При этом ребенок полностью утрачивает работоспособность и выполнение любых действий происходит при максимальном напряжении резервных сил организма. Незначительная нагрузка на этой стадии переутомления способна спровоцировать срыв , когда малыш прекращает выполнять даже элементарные манипуляции.

Следует сказать, что проявление переутомления у ребятишек дошкольного возраста и у подростков имеют некоторые отличия. Так, у первых первыми признаками утомления являются капризы, малыши становятся непоседливыми, их сложно успокоить и призвать к порядку, вторые же скорее проявят излишнюю агрессию и грубость, что является свидетельством дискомфорта. Но у всех детей без исключения на фоне постоянного физического, умственного и психического напряжения ослабевает иммунная система , что делает их более восприимчивыми к разного рода инфекциям, они начинают чаще и дольше болеть.

Важно: если ребенку вовремя не оказать помощь, то у него могут развиться различные психические и неврологические нарушения вроде невроза, истерии или нейроциркуляционной дистонии, соматические заболевания, как язвенная или гипертоническая болезнь.

Кроме того, поскольку в состоянии переутомления дети становятся рассеянными и невнимательными, то увеличивается риск получения ими травм.

Лечение переутомления у детей

К лечению переутомления необходимо приступать при выявлении первых его признаков, не дожидаясь пока оно прогрессирует до второй или третьей степени. Степень развития синдрома переутомления должен установить врач на основании клинической картины. Кроме педиатра ребенка следует показать невропатологу, кардиологу, остеопату и некоторым другим узким специалистам. На основании данных их осмотров и должно назначаться лечение при переутомлении.

Совет: основополагающий принцип терапии при этом отклонении сформулировать довольно просто. Он заключается в том, чтобы снизить все виды нагрузки и полностью исключить воздействие факторов, которые привели к такому состоянию.

В принципе, этого может быть достаточно, для того чтобы ребенок справился с переутомлением первой степени, особенно если обеспечить ему условия, необходимые для полноценного отдыха. Такого режима следует придерживаться в течении минимум 2-4 недель. К обычной деятельности ребенок должен возвращаться постепенно . На это ему может потребоваться месяц и более.

При лечении переутомления второй степени ключевым моментом является полное отстранение от повседневной деятельности и исключение влияния стрессирующих факторов на пару недель . В это время применяются специальные восстановительные техники и мероприятия. Переутомление третьей степени лечится исключительно в условиях клиники с применением медикаментозных средств.

Некоторые ситуации, при которых ребенок пребывает на начальной стадии переутомления, не требуют корректировки. Причиной упадка сил могут стать новые условия жизни. К примеру, он впервые пошел в детский сад или школу, что кардинально изменило ритм его жизни, увеличились нагрузки. Естественно, что в первое время малыш с непривычки может уставать, но как только завершится процесс адаптации, он снова станет тем непоседой, которого так привыкли видеть перед собой родители.

Важно: если состояние прогрессирует, то нельзя оставлять это без внимания, следует постараться снизить уровень нагрузки.

Как избежать переутомления у детей?

Многие родители полагают, что польза от множества дополнительных занятий и тренировок чрезвычайно велика и стоит всех усилий их чада. Однако среди причин психических расстройств у детей нехватка времени на собственные желания и потребности занимает одно из первых мест. К другим нарушениям, к которым приводят непомерные нагрузки, относятся нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Важно: с целью профилактики переутомления у своих малышей родителям, во-первых, следует пересмотреть свои приоритеты и решить, что для них важнее образование и хорошие отметки или здоровье их чада.

Во-вторых, им нужно внимательно присмотреться к своему ребенку, ведь то, что вполне по силам одному для другого непомерная нагрузка. Индивидуальным является и подход к выполнению заданий. Кому-то проще начинать с самого тяжелого занятия, а кто-то предпочитает сначала выполнять более легкие. Даже близнецы отличаются друг от друга, что уж говорить о детишках, которые рождены от разных родителей, при различных обстоятельствах и растут в неодинаковых условиях. Поэтому в занятиях, как и в еде, нужно знать меру.

Определить эту самую меру и узнать насколько притягательным для ребенка является то или иное дело на самом деле не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Если школьник по возвращению домой с восторгом в глазах делится впечатлениями, рассказывает о своих достижениях, то это значит, что он получает удовольствие от дополнительных занятий. Тоже касается и самых маленьких.

Полезно знать: все методики раннего развития или другая деятельность хороши до тех пор, пока приносят малышу радость от познания чего-то нового.

Когда же он начинает зевать и с трудом сидит на месте, то это должно послужить взрослому человеку сигналом, что пора сменить род занятий. Так, в среднем продолжительность урока или другого рода занятий с дошкольником составляет не более получаса, хотя в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети могут концентрироваться на выполнении одной задачи не дольше 15 минут.

Правда, если ребенок чрезвычайно чем-то увлечен, то заниматься он может и значительно дольше. Но увлечения могут быть разного рода, поэтому как много времени малыш проведет за тем или иным занятием зависит от благоразумия родителей. Например, от долгого сидения за компьютером (статического напряжения), даже если малыш играет в развивающие игры, утомление накапливается быстрее, чем от подвижных игр (динамическая работа). Поэтому даже если кроха кричит, что совсем не устал, так как не чувствует этого, разумно ограничить его времяпровождение перед экраном монитора. Развить интерес ребенка к тем занятиям, к которым он равнодушен, можно создав некую систему бонусов, причем не обязательно финансовую.

Полезно знать: следует заметить, что физическое переутомление детям практически не свойственно. Они инстинктивно прекращают активную игровую деятельность. Гораздо чаще малыши страдают от психического (нервного) переутомления.

Поэтому так важно чередовать физический и умственный труд. Это обеспечит некоторое восстановление сил и позволит выдержать нагрузки, но, конечно, не заменит полноценный отдых. При этом нужно отталкиваться от того, что продолжительность сна школьника должна составлять не менее 10-11 часов . Для того чтобы предупредить переутомление также важно создать благоприятную атмосферу в семье, обеспечить ребенка необходимыми витаминами и полезными микроэлементами, поддерживать в комнате, где малыш отдыхает, комфортные для этого условия (температура +20-22 градуса, влажность 60-70%).

Причины и признаки переутомления у детей. Видео