Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый — история, традиции, приметы. Спас - это что за праздник

Окончание летнего сезона является знаменательным для православных христиан и особенно для тех, кто собирает урожай со своих огородов и хозяйств. Именно конец лета характеризуется множеством издавна любимых всеми за их важность среди народа.

В первую очередь август знаменуется и Хлебным (он же Ореховый) Спасом. Спас - это спасение души, очищение от грехов, обретение покаяния и успокоения души перед лицом бога. Все эти три праздника отмечаются в августе каждого года (с небольшим интервалом). Православные готовятся к ним заранее, т. к. они знаменуют начало сбора урожая, который можно употреблять в пищу. Все, что собрали за лето, хранится всю осень и зиму до следующего сбора урожая. Важно, чтобы урожай был собран вовремя, не раньше, чем предписано православным календарем.

Медовый Спас - мед на стол выставляй!

Первый праздник приходится на 14 августа. В этот день отмечается Число выбрано неслучайно, т. к. к этому времени мед в сотах поспевает и можно собирать первый урожай. Спас - это когда в церкви принято освящать мед, после чего он становится не просто лечебным, а имеет исцеляющие свойства. Для человека, питающегося таким медом, не страшны никакие заболевания, недуги полностью проходят и появляются духовные и физические силы в организме. Считается, что такой мед способствует омоложению за счет обновления клеток всего тела, т. к. он насыщается святым духом.

Полезная информация

В качестве традиционных советов можно использовать следующие рецепты.

Для улучшения обменных процессов в организме следует натощак каждое утро съедать кусочек хлеба, намазанный медом. Также рекомендуется растворять мед в стакане кипяченой воды и выпивать. Это позволит добавить в организм весь комплекс микроэлементов, а также улучшить состояние кроветворной системы. Именно поэтому принято считать, что с Медовым Спасом начинается праздник в доме, тепло на душе и здоровье всей семьи.

Какого числа Яблочный Спас?

После медового спаса начинается сразу пост, в который пекут маковые пироги, блины, едят мед и огурцы. В церковных календарях он именуется как Успенский, и связан он с Успением Богородицы Девы Марии. В этот пост отмечается еще один праздник - Яблочный Спас. Число 19 знаменует переход на осень, и этот великий праздник важен для прихожан и всех, кто выращивает яблоки, да и для простых мирян. Приятно угощать свежим урожаем бедных, больных и всех, кто встречается. Благодатный Яблочный Спас - это начало первых заморозков или просто понижения температуры на почве.

Яблоки созревают как раз к тому времени, когда отмечается этот праздник. Многие сорта спеют именно в августе, и поэтому считается, что пробовать их можно только с 19 августа.

В этот день, 19 августа, отмечается великий православный праздник - Преображение Господне, когда во все храмы несут плоды с деревьев для угощения и освещения. Все яблоки становятся волшебными и исполняют самые заветные желания.

История праздника

Начало данного праздника приходится на время жизни Иисуса Христа. Перед распятием Иисус так усердно молился на что ученики, присутствующие при этом, заметили, как Господь преобразился, и его одежды засияли белым небесным светом. Это подтверждало факт того, что Иисус Христос является сыном Божьим, и поэтому праздник называется «Преображение Господне».

С данным праздником связаны события, которые помогают человеку найти пусть к Богу и через покаяние преобразиться духовно. Для этого необходимо вспомнить все свои плохие поступки и покаяться, тогда Господь поможет найти путь истинный и простит все грехи.

В сельском хозяйстве с началом Яблочного Спаса связывают посадку озимых культур. В давние времена православные земледельцы приглашали для получения благословления священников, которые молились о том, чтобы следующий урожай был таким же хорошим, и благодарили Бога за урожайный год. На Руси провожали день песнями, т. к. считалось, что с этого дня начинало светить первое осеннее солнце. После этого уже наступали первые холода, а значит, нужно было начинать подготовку к зиме.

Ореховый Спас - начало осени!

Следующим событием августа является Ореховый Спас - это праздник, когда созревают орехи, хлеб, и поэтому его называют и Ореховым, и Хлебным одновременно. В Ореховый Спас принято посещать храм для получения благословения на следующий год и вознесения благодарности за полученный урожай в этом сезоне.

29 августа отмечается Ореховый Спас. Число это, так же как и предыдущие праздники, помогает людям объединиться для того, чтобы поблагодарить Господа Бога за урожай, ведь именно к этому дню поспевает хлеб на полях. В Ореховый, он же и Хлебный Спас, принято угощать орехами, употреблять их в пищу. Освящать орехи при этом необязательно.

Ореховый спас еще называют Нерукотворным, что означает, что образ Христа нерукотворен. Это название также пошло со времен жизни Иисуса Христа. История гласит, что Иисус, после того как умылся водой, вытер лицо полотенцем, на котором отобразился его лик. Затем с этого полотенца был написан образ Христа, который передавался от одного поколения императоров к другому, но в 12 веке был утерян и восстановлен только в копиях.

Благословленное время года!

С приходом Орехового Спаса начинается время для сбора в лесах грибов и ягод. Все праздники связаны именно с переходом из одного сезона года в другой. Так люди приучались соблюдать последовательность в уборке урожая, могли правильно употреблять в пищу созревшие продукты питания, запасать их на зиму и лечить различные болезни.

Во время Орехового Спаса заготавливали ветви орешника и пускали его в привычный обиход как оберег от злых сил и хвори. Также орешник используют для веников в банях. С их помощью излечиваются многие ревматические и простудные заболевания.

Сила природы дана человеку через плоды!

Орехи, так же как и мед, на Руси ценились особенно, поскольку в них содержится вся сила природы. Из кедровых делали настойки, которыми впоследствии исцеляли разного рода заболевания внутренних органов. В частности, настойка из кедровых орешков способна повысить иммунитет человека. Все дары природы человек использует с умом и благословлением Господним, поэтому праздники часто связывают с христианскими торжествами, чтобы еще больше укрепить веру и духовность. Многие целители соблюдают церковные посты для того, чтобы использовать в своих рецептах определенные ингредиенты, которые созревают в те или иные сезоны года.

Таким образом, дары природы способствуют укреплению здоровья человека, укреплению духа у православных, а кроме того, они являются символом объединения народа.

Зарево раннее,

День про запас.

Небо бескрайнее.

Яблочный Спас.

Куполом радуга,

Птица - крестом.

Августу рады, да

Осень потом...

Глупые, бедные,

Выпросим мы

Денежки медные

Скряги-зимы:

Листья напрасные,

Всполохи глаз,

Яблочки красные,

Яблочный Спас!

Август-месяц щедр к людям тремя христианскими праздниками: тремя Спасами. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас. Вот и поздравления с Яблочным Спасом!

14 августа православные отмечают Медовый Спас, или Маковей. Этот праздник еще называют "Происхождение древ Креста Господня". В Константинополе хранились части от креста, на котором был распят Иисус Христос. С помощью этих частей креста в Византии останавливали болезни и эпидемии, предотвращали засуху. С 14 августа начинался строгий Успенский пост, равный по значению Великому посту.

19 августа - Яблочный Спас, который имеет православное название Преображение Господне. Праздник Яблочного Спаса имеет следующую историю. Вот что говорит об этом Библия. "В самом конце своего праведного пути Иисус поведал ученикам своим, что пострадает Он на Кресте, а после - воскреснет. Позвал Христос на гору Фавор трех апостолов - Иоанна, Петра и Иакова. Там, на горе преобразился Иисус, а лицо его сияло, а одежды стали белыми, как снег. Со Христом разговаривали пророки - Илья и Моисей. Слышали апостолы и голос Бога, который говорил со светлого облака."

На протяжении 9 дней проводятся обряды на Яблочный Спас. Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Аромат принесенных яблок, которые кропили святой водой, был похож на аромат яблок в Эдемском саду. Только к этому дню (19 августа) яблоки можно было есть, до Спаса вкушать яблоки считалось грехом.

В течение праздника Яблочного Спаса, принято также готовить различные блюда с яблоками: запекать в тесте, делать пироги с яблоками, печь яблоки в печи или духовке с медом.

Простой рецепт шарлотки:

Масло сливочное - 150 г

Сметана - 150 г

Сахар - 3/4 стакана

Яйца - 4 шт.

Сода, погашенная уксусом - 1 ч. ложка с верхом

Мука - 1,5 стакана

Яблоки - 2 шт.

Для шарлотки лучше брать кислые яблоки, чтобы был контраст со сладким тестом. Сахар взбить с яйцами, осторожно ввести сметану и размягченное масло. Далее добавить муку. Когда тесто размешано до однородной консистенции, добавить соду, гашеную уксусом. Яблоки очистить, порезать крупными "апельсиновыми" дольками, обвалять в муке, чтобы не давали сок. В среднюю сковороду залить половину теста. Выложить яблоки, затем добавить остальное тесто. Выпекать в хорошо разогретой духовке, при температуре до 180 градусов. Готовность проверить с помощью шпажки. Шарлотку остудить и посыпать сверху сахарной пудрой.

29 августа отмечается Ореховый спас, как говорят о нем в народе. Церковь же называет этот праздник "Перенесением Нерукотворного образа Господня". Перенесенным образом Иисуса Христа был исцелен князь Эдессы - Авгарь. После того, как Христос вытер полотенцем лицо, на полотне отпечаталось его изображение. Слуга князя забрал это полотенце и отвез Авгарю. Это полотенце исцелило князя. Отсюда пошел обычай защищать городские стены или башни изображениями Иисуса Христа.

Поздравления с Яблочным Спасом

Медовый Спас. И, выложены горкой,

Льют соты аромат цветущих трав.

И пчеловод, от суеты устав,

Жужжанию толпы внимает горько.

Кружатся представители народа,

Гудят, с утра до вечера снуют,

Чтоб сот бетонно-каменных уют

Дополнить баночкой душистой мёда.

Расплавлен город, и ручьём янтарным

Тягуче льётся, убегает мёд…

Но кто из покупателей поймёт

Пчелиный труд и будет благодарным?

Медовый дух и радостен, и сладок.

И ульем растревоженным - базар.

Нектар полей он принял за товар,

Назначив цену древней из загадок.

Поздравления с Ореховым Спасом

Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный, ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый Спас…

Ореховый Спас

Незаметно прокатилось лето
В хлопотах, и вот уж Третий Спас.
Подарила жаркая пора за это -
Хлеб, дары природы про запас.

Меж дубрав орешник поспевает,
В листьях желтых гроздьями висит.
Август в лес прохладой зазывает,
Щедрыми дарами одарит.

Ветер с веток листья обрывает,
В кроне дуба листьями шумит.
Пышные убранства лес теряет.
Осень лето завершить спешит.

Есть повод к радости сегодня:

Преображение Господне!

Представ в сияющих одеждах,

Господь просящим дал надежду,

И день сей с давних тех времен

Слепящим светом озарен!

Пусть входит праздник в каждый дом

Благословенными трудами,

Молитвой, тихим торжеством,

И освященными плодами!

И, светлым праздником дыша,

От суетного сна проснется

Преображенная душа,

На свет Господень отзовется.

Как тепл и светел день сегодня -

Как свечи у иконостаса.

Преображние Господне,

День встречи Яблочного Спаса.

Вас поздравляем нынче рано,

И Вам, наш батюшка, с поклоном

Несем мы яблок в дар румяных

И меда спелого со склонов.

Пусть будет Ваша жизнь молитвой

О нас, чьи дни пусты, грешны.

И Свет Божественный разлитый

Пусть будет на делах земных.

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Трижды чествуются самые значимые дары русской природы: яблоки, мед и орехи. Хотя, строго говоря, во время трех Спасов внимание уделяется не только этим продуктам..

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа по новому стилю. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить «неправильный» мед , а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Верующие приходят в храм, чтобы освятить мед – как жидкий, так и в сотах. Они оставляют медовые подношения в церкви, одаривают ими пожилых людей, детей и тех, кто просит подаяние. В России даже есть старая поговорка: «На Первый Спас и нищий медку покушает».

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: «Мокрый Спас» или «Спас на воде».

Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию. К тому же Мокрый Спас – последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.

Если у вас на даче или рядом с домом есть колодец, родник или хотя бы артезианская скважина, наберите воды, съешьте ложку меда и запейте ее тремя маленькими глотками чистой воды – это подарит вам отличный заряд бодрости. Только помните, что подобный ритуал вы можете позволить себе только в Медовый Спас. Дело в том, что обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

«Героем» Медового Спаса, помимо собственно меда, является и мак. Третье «имя» этого праздника – Маковей. Мы не будем вдаваться в подробности исторического происхождения данного названия, а просто скажем, что вместе с дарами пчел в этот день освящают и маковые головки. Как раз к этому времени мак вызревает окончательно. Поэтому на праздничный стол ставят и блюда, в которых он используется: маковые рулеты , мак, вываренный в меду, булочки, а также салаты, первые и вторые блюда, например, сочиво (пшеничная каша с изюмом, медом, грецкими орехами и маком).

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Если вы собираетесь отпраздновать Медовый Спас, ориентируясь на христианскую традицию, то помните, что 14 августа – первый день Успенского поста, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Оградить свое жилище от недоброго вторжения, от сглаза и от порчи, от ссор между домочадцами и от бескормицы можно, рассыпав по углам дома освященные маковые зернышки.

Яблочный Спас

Следующее чествование даров природы – Яблочный Спас , его отмечают 19 августа по новому стилю. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю – с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Так что наши предки ждали до Второго Спаса и только в этот день ранним утром, практически на рассвете, начинали собирать яблоки или покупали их. Потом относили их в церковь для освящения, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги , компоты, варенья, шарлотки, а также яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба. Впрочем, если вы – человек нерелигиозный, то можете дополнить меню уткой или курицей с яблоками, мясом в яблочно-брусничном соусе, печеными яблочками с мягким сыром (или творогом), салатом из сыра, винограда и ветчины.

В Яблочный Спас принято угощать яблоками всех, даже незнакомых людей. В приоритете – дети и стоящие на паперти нищие. Причем сначала плоды раздают окружающим и только потом приступают к трапезе.

Вместе с яблоками вы можете подарить родственникам и друзьям картинки или текстиль с изображением этих фруктов или сувенирные яблочки, сделанные из дерева, металла, соленого теста. Яблоки – символ плодородия и семейного благополучия, поэтому своим подношением вы пожелаете тем, кто вам дорог, всего самого наилучшего.

Если вы собираетесь отмечать и этот Спас, то помните, что, помимо угощений и подарков, празднование предусматривает и вечерние прогулки. Отправляйтесь на закате в парк, чтобы проводить лето и встретить осень. Желательно, чтобы вы могли наблюдать, как садится солнышко – эта традиция несет в себе глубокий сакральный смысл.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Провожая глазами скрывающееся за горизонтом светило, вы благодарите природу за ее дары, за изобилие, и просите, чтобы следующие двенадцать месяцев были благодатными, щедрыми и сытыми, наши предки при этом еще и пели; вы тоже можете исполнить какую-нибудь подходящую песню или просто обратиться к солнцу с монологом.

Кроме того, согласно поверьям, последний кусок первого съеденного после освящения яблока приносит удачу – его тщательно разжевывают, загадывая желание. Считается, что оно обязательно сбудется.

Ореховый Спас

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа по новому стилю. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей. В некоторых областях нашей страны до сих пор существует обряд – остатки первой ковриги заворачивают в холщевую тряпочку и кладут за икону. Таким образом «приманивают» в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам. Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались – пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Вы же можете не ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса. К этому времени пост уже закончится, и даже если вы его соблюдали, в этот день выбор меню зависит только от вашей фантазии. Испеките хлеб по оригинальному рецепту, приготовьте блюда, в которых используются орешки, например, лобио или салат из курицы , с грибами, орехами и сыром.

В качестве развлечения выберите гадание на орехах – загадайте желание и расколите один орех. Если ядро окажется хорошим, сладким и крупным, то ваша мечта осуществится. Если же орех будет пустым или черным внутри, то загаданное не исполнится.

Кроме того, преподнесите родственникам, друзьям и коллегам символичные подарки: орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщевые полотенца – изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Произошло Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя 16 августа по старому стилю (29 августа – по новому). С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира, а в России оно совпадает с языческим, народным праздником хлеба и орехов. В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

Три Спаса – прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие. Чего мы вам и желаем!

Надежда ПОПОВА

Какая религия вам подходит?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних , посвященных : Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова “Спас”

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас - 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр на утрени выносится Крест: до субботней вечерней все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,- внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны - утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),- хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать - «пить» «новое вино» - «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее - таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно - не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге - ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это - символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это - летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, - ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, - зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время - перелом зимы.

Пасха - весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница - но Духов день - в теплое время празднуется.

Воздвижение - осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление - тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление - покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору в Галилее (по Преданию - гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века - времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете - одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм - восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня - Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, - яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом
. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас (14 августа) - первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста , то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый - в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) - второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса . Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов - обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там - весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) - третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо - второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.