Три основных цвета.

Нам всем со школьной статьи известен прием запоминания цветов радуги. Что-то похожее на детский стишок глубоко сидит у нас в памяти: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Первая буква каждого слова означает цвет, а порядок слов - последовательность этих цветов в радуге: к расный, о ранжевый, ж елтый, з еленый, г олубой, с иний, ф иолетовый.
Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды, парящими в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют и отражают свет разных цветов (длин волн): красный цвет меньше, фиолетовый - больше. В результате белый солнечный свет разлагается в спектр, цвета которого плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Радуга - самый наглядный пример того, из чего состоит видимый белый свет


Однако с точки зрения физики света, никаких цветов в природе не существует, а есть определённые длины волн, которые предмет отражает. Это сочетание (наложение) отраженных волн, попадая на сетчатку человеческого глаза, и воспринимается им как цвет того или иного предмета. Например, зеленый цвет листа березы означает, что его поверхность поглощает все длины волн солнечного спектра, кроме длины волны зеленой части спектра и длин волн тех цветов, которые определяют его оттенок. Или коричневый цвет школьной доски наш глаз воспринимает как отраженные длины волн синего, красного и желтого диапазонов длин волн различной интенсивности.


Белый цвет, который представляет собой смешение всех цветов солнечного света, означает, что поверхность предмета отражает почти все длины волн, а черный - почти ничего не отражает. Поэтому нельзя говорить о «чистом» белом или «чистом» черном цветах, поскольку полное поглощение излучения или полное его отражение в природе практически невозможны.


Но художники не могут рисовать длинами волн. Они оперируют реальными красками, да еще и достаточно ограниченного набора (не будут же они носить с собой в мольберте более 10 000 тонов и оттенков). Также как и в типографии не может храниться бесконечное колечество красок. Наука о смешении цветов - одна из основных для тех, кто работает с изображениями, включая и аэрографию. Составлено огромное количество таблиц и руководств по получению желаемых цветов и их оттенков. Например, такие*:

или


Человеческий глаз - наиболее универсальный «прибор» для смешивания. Исследования показали, что он наиболее чувствителен только к трем основным цветам: синему, красно-оранжевому и зеленому. Информация, полученная от возбужденных клеток глаза, передается по нервным путям в кору головного мозга, где происходит сложная обработка и корректировка полученных данных. В результате человек воспринимает то, что видит, единой цветной картиной. Установлено, что глаз воспринимает огромное количество промежуточных оттенков цвета и цветов, полученных от смешения света разных длин волн. Всего насчитывается до 15000 цветовых тонов и оттенков.
Если сетчатка теряет способность различать какой-либо цвет, то и человек утрачивает ее. Например, бывают люди, которые не в состоянии отличить зеленый цвет от красного.


На основе этой особенности восприятия цвета человеком была создана цветовая модель RGB (Red красный , Green зеленый , Blue синий ) для печати полноцветных изображений, в том числе и фотографий.

Немного особняком здесь стоит серый цвет и его оттенки. Серый цвет получается путём совмещения трёх основных цветов - красного, зелёного и синего - в равных концентрациях. В зависимости от яркости этих цветов оттенок серого изменяется от чёрного (яркость 0 %) до белого (яркость 100 %).

Таким образом, все цвета, встречающиеся в природе, можно создать, смешивая основные три цвета и изменяя их интенсивность.

* Таблицы взяты из открытого доступа в Интернете.

Солнечный свет

Каждый задавался вопросом, как образуются цвета или что же есть цвет, в общем и целом. Наш разум говорит нам о признаке предмета, который мы наблюдаем (красный цвет черепицы, зелёный – травы и голубой – неба). Это определение для цвета мы выучили ещё в детстве, но это определение говорит нам ещё о том, что цвета меняются, облака заслоняют солнце – всё становится сероватым, рано утром свет немного морозный и бледноватый, в обед свет становится белым и ярким и насыщает различные оттенки, вечером свет более мягкий и тёплый и мы знаем, что при полной темноте различные цвета пропадают. Мы склоняемся к тому, что цвет предмета не изменился, красная вещь, к примеру, и в темноте останется красной. Другие световые условия могут изменить её цвет (например ультрафиолетовый цвет), а без цвета она бы была бесцветной. Только свет образует цвет. Из этого следует, что цвет это элемент света. Исааку Ньютону удалось первому разложить свет на цвета. Он определил цветовую гамму солнечного света: синий, зелёный, красный, жёлтый, лиловый и голубой.

Доктор Томас Янг позже вернулся к этому опыту Ньютона, на каждый из трёх прожекторов он поставил цветной фильтр: красный, синий и зеленый. Направив лучи на стену, он установил, что наложение друг на друга этих трёх основных цветов, образует белый свет. Это значит, что синтезом основных цветов можно получить белый цвет. Накладыванием одного цвета на другой образуются так же вторичные основные цвета: голубой, лиловый и жёлтый.


Так, накладывая красный на зелёный, мы получим жёлтый цвет, зелёный на синий – голубой, а синий на красный образует лиловый цвет. Вторичные основные цвета фиолетовый, жёлтый и голубой являются, как мы увидим дальше, основными цветами наших красок. Когда солнечный свет сталкивается с поверхностью, он поглощается или отталкивается, это свойство поверхности и определяет его цвет.


Теперь мы можем объяснить образование жёлтой поверхности, она поглощает синий цвет солнечного света и отталкивает красные и синие оттенки света, которые воспринимаются глазом как жёлтый цвет. Чёрная поверхность поглощает весь цветовой спектр и превращает его в тепло. Белая поверхность, наоборот же, отталкивает солнечный свет.
Итак, если мы можем получить из трёх базовых цветов: зелёного, красного, синего, белый свет, значит можно предположить, что смешав один из базовых цветов с фиолетовым, жёлтым или голубым, мы тоже получим белый свет. В трёх случаях это возможно: красный смешивается с голубым, синий с жёлтым и зелёный с лиловым. Эти цвета называют дополняющими цветами.

Основные цвета

В этой части вы узнаете как получить из базовых цветов красного, синего и зелёного вторичные цвета жёлтый лиловый и голубой. При добавлении одного цвета в другой всегда образуется более светлый тон, однако, смешав пигментные краски, мы получим более тёмные тона. Так из вторичных цветов жёлтого, голубого и лилового, которые мы имеем в виде пигментных красок, мы можем снова воспроизвести три базовых цвета.

Голубой + лиловый = синий
Лиловый + жёлтый = красный
Голубой + жёлтый = зелёный

При смешивании пигментных красок происходит процесс противоположный образованию цветов под воздействием солнечного цвета, смешав два цвета, мы получим оттенок темнее, чем самая светлая из исходных красок. Смешайте базовые краски с вторичными – так образуются цвета третьего порядка:


При помощи трёх цветов: жёлтого, голубого и лилового, вы можете получить практически все цвета, кроме белого. При покраске добавляются также многие другие цвета для лучшей передачи оттенка и более удобной работы художника. Смешаем голубой, лиловый и жёлтый в равных частях – так мы получим тёмно-серый (практически светлый оттенок чёрного). Смешав цвета третьего порядка оранжевый, зелёный и фиолетовый мы получим коричневый. Почему всё же при работе с красками происходит процесс обратный образованию цветов под воздействием солнечного цвета, всё дело в том, что художественные краски, так же как и любая цветная поверхность, поглощает или отталкивает определённые частички света, что и ведёт к образованию более тёмных тонов. Это и есть основа теории образования цветов.

Дополняющие цвета.

Дополняющие цвета - это цвета, которые находятся в круговой диаграмме (цветовом круге) цветов напротив друг друга. Когда смешиваются два основных цвета, к примеру голубой и жёлтый, получается зелёный. Он находится на диаграмме напротив лилового, не являющегося исходным цветом для получения зелёного.


Под воздействием света, смешав красный с зелёным, мы получим жёлтый. Для того, что бы применить это при работе с пигментными красками, нам нужно «идти в обход». Тут, смешав лиловый с жёлтым, мы получим красный и из голубого с жёлтым – зелёный. Жёлтый является исходным цветом, задействованным в обоих случаях, тогда, мешая голубой и лиловый, мы получим фиолетовый. Фиолетовый является дополняющим цветом жёлтого.
На круговой диаграмме дополняющие цвета лежат точно друг против друга, они, как мы видим, максимально удаленны друг от друга.


Для чего это нужно? Зная, какая краска находится на диаграмме напротив нужной нам, можно отлично сыграть на контрастах, и позже при тонировке дополняющие цвета сыграют важную роль, так как тень состоит из исходного цвета, только более тёмного оттенка плюс дополняющий цвет и немного синего.
Сейчас мы вспомним дополняющие цвета солнечного света.


Лиловый – зелёный,
голубой – красный,
жёлтый – синий

Они образуют те же пары, что и пигментные цвета.


Этот рисунок показывает порядок цветов и их дополняющие цвета. Справа вы видите, чем ярче оттенок, тем темнее его дополняющий цвет и наоборот.
Хорошую помощь окажет так называемый "Color-Wheels", на котором вы без труда распознаете нужную вам комбинацию цветов. "" вы можете взять в любом магазине художественных товаров.


Умелое использование теории дополняющих цветов сделает работу с краской намного интереснее, так как нет большего контраста, чем контраст между этими парами.

Если мы смешаем равные части трёх основных красок, то получим тёмно-серый, при неравных частях же, получается неплохая палитра серых тонов, которыми можно добиться отличных успехов при нанесении теней.
Рассмотрим пару примеров:


Для начала красный смешаем с зелёным и синим, наносим краску и теперь наносим тёмно-красный цвет и в конце высветляем светло-красным.

2. Зелёный


Теперь мешаем зелёный с красным с добавлением синего, после нанесения высветляем поверхность, смешав зелёный и лимонно-жёлтый.

3. Жёлтый


Тут мы смешаем лимонно-жёлтый с красками, необходимыми для создания тени, с фиолетовым и синим, после нанесения обработаем поверхность оранжевым и высветлим лимонно-жёлтым.

Эти примеры показывают, как мы можем добиться глубины тонов при работе с дополняющими красками.

Как мы видим цвета, находящиеся на диаграмме, резко отличаются друг от друга. Если мы будем их использовать в их полную яркость, то они не будут гармонировать и будут очень грубо смотреться, поэтому наносить тени нужно аккуратно и экономно, не увлекаясь. Часто при смешивании красок образуются оттенки серого, которые воспринимаются как «грязный», однако этот тон очень близок к естественным теням и не режет глаз. Как мы знаем, тень это отсутствие света на отдельном участке, цвет которого из-за этого состоит из оттенков серого, эти оттенки, конечно, зависят от цвета поверхности.

Для моей технологии покраски роль второстепенных красок играют чистые цвета (прямо из тюбика): белый и чёрный. Белый я использую для белых поверхностей и для изменения оттенка другого цвета. Чистым чёрным цветом я практически никогда не работаю, чёрный, смешанный из основных красок, выглядит более жизненным. Так же я никогда не высветляю участки белым цветом. Попробуем разобраться с этим при помощи следующей иллюстрации.


Голубой мешается со следующими цветами:
1-й ряд – с белым,
2-й ряд – с чёрным,
3-й ряд – дополняющий цвет плюс голубой и тёмно-синий,
4-й ряд – с «королевским синим»

В первом и втором ряду характер цвета изменяется под воздействием белого и чёрного. В третьем и четвёртом ряду мы можем сказать, что тут речь идёт о гармонии цветов, которые воспринимаются глазом как довольно приятные.

Чёрный или серые оттенки.

Как уже говорилось, мы воспринимаем поверхность как белую, если она отражает солнечный свет, и как чёрную, если она его поглощает. Когда смешиваются равные части основных цветов, отражается только одна треть света, остаток поглощается, и мы видим тёмно-серый цвет. Мешая пигментные краски в более менее равных пропорциях – мы получаем широкую палитру серых тонов, которые мы можем изменять добавлением различных цветов и оттенков. Так, к примеру, из синего можно получить «цвет морской волны», «королевский синий» и так далее. Эту палитру серых тонов можно использовать при нанесении теней.

Исходные цвета для этого опыта голубой, лимонно-жёлтый и лиловый. Белый цвет используется для выправления цвета образующейся смеси.

1.Тенденция к фиолетовому цвету
1 часть красного, 1 часть синего и немного жёлтого

2. Нейтральный цвет
1 часть красного, 2 части синего и 1 часть жёлтого

3. Тенденция к зелёному цвету
1 часть синего, 2 части жёлтого и 1 часть красного

4. К красному
2 части красного,1 часть жёлтого и 1 часть синего

Преимущество серых тонов в том, что цвета гармонируют друг с другом. Пример: для тонировки зелёного подойдёт оттенок серого с тенденцией к красному цвету (рис.4), красный лежит на диаграмме напротив зелёного и в этом оттенке доминирует красный цвет.

Коричневые тона .

Для образования коричневых оттенков можно использовать практически все тона зелёного, оранжевого и фиолетового цветов. Для нанесения теней лучше использовать фиолетовый с добавлением синего или зелёный с синим. Высветлять лучше теплыми жёлтыми тонами (оранжевым, к примеру), но более углублённо мы расскажем в следующих статьях.

История

Появление концепции основных цветов связано с необходимостью воспроизводить цвета, для которых в палитре художника не было точного цветового эквивалента. Развитие техники цветовоспроизведения требовало минимизации числа таких цветов, в связи с чем были разработаны концептуально взаимодополняющие методы получения смешанных цветов: смешивание цветных лучей (от источников света, имеющих определённый спектральный состав), и смешивание красок (отражающих свет, и имеющих свои характерные спектры отражения).

Различные варианты выбора «основных цветов»

Смешивание цветов зависит от цветовой модели . Существуют аддитивная и субтрактивная модели смешивания.

Аддитивная модель

В аддитивной модели смешивания цвета получаются как смешивание лучей. При отсутствии лучей нет никакого цвета - чёрный белый . Примером аддитивной цветовой модели является RGB .

Субтрактивный синтез цвета

Способ, использующий отражение света и соответствующие красители . В субтрактивной модели смешивания цвета получаются как смешивание красок. При отсутствии краски нет никакого цвета - белый , максимальное смешение даёт чёрный . Примером субтрактивной цветовой модели является CMYK .

Основных цветов по Иоганнесу Иттену существует всего 3: красный , жёлтый и синий . Остальные же цвета цветового круга образуются смешиванием этих трех в различных пропорциях.

Биофизические предпосылки

Основные цвета не являются свойством света, их выбор определяется свойствами человеческого глаза и техническими свойствами систем цветовоспроизведения.

Четыре «чистых» цвета

Психофизиологические исследования привели к предположению о существования неких «чистых » и уникальных цветов: - красный, жёлтый, зелёный и синий, причём красный и зелёный образуют одну цветоконтрастную ось, а жёлтый и синий - другую.

Технические варианты реализации модели использования «основных цветов»

Примечания

Ссылки

  • Handprint: do «primary» colors exist? - a comprehensive site on color primaries, color perception, color psychology, color theory and color mixing.
  • Смешивание цветов онлайн - Веб сервис для моделирования цвета при смешивании исходных цветов в любых пропорциях.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основные цвета" в других словарях:

    Три цвета, оптич. сложением (смешением) к рых в определ. кол вах можно получить цвет, на глаз совершенно неотличимый от любого данного цвета. Ограничивающим условием для О. ц. явл. их линейная независимость, т. е. ни один из них не может быть… … Физическая энциклопедия

    основные цвета - Основные цвета, на которых базируются цветовые модели. В аддитивной RGB модели — это красный, зеленый и синий, а в субстрактивной CMY модели — голубой, пурпурный и желтый. основные цвета Первичные цвета в… … Справочник технического переводчика

    Основные цвета - голубой, пурпурный и желтый цвета, с помощью которых можно синтезировать все цвета многоцветного оригинала. См. Трехцветная репродукция … Издательский словарь-справочник

    Современная энциклопедия

    Три цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Число возможных систем основных цветов бесконечно. Часто основными цветами являются красный, зеленый и синий … Большой Энциклопедический словарь

    Основные цвета - ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА, три независимых цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Число возможных систем основных цветов очень велико, однако обычно в колориметрии пользуются системой основных цветов, состоящей из красного,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Астроном, писатель, химик, физик, философ – Исаак Ньютон. И поставил он однажды опыт с призмой, через которую проходил обычный солнечный свет. Каково же было удивление естествоиспытателя, когда увидел он белого света – настоящую радугу. А затем в ходе дальнейших опытов уже другие ученые поняли, что в на самом деле существует всего – три основных цвета.

Каждый охотник желает знать…

Каждый - Красный

Охотник - Оранжевый

Желает - Желтый

Знать – Зеленый

Где - Голубой

Сидит - Синий

Фазан – Фиолетовый

В этой хорошо известной мнемонической зашифрованы все основные цвета спектра. Наблюдательные люди уже заметили, что здесь нет черного и белого. Но такие состояния в спектре обычно не рассматриваются, поэтому и в поговорку они не попали.

Однако из всего этого многообразия ученые выделили всего три основных цвета – синий, красный и желтый. А все остальные цвета, тона, полутона и оттенки получаются от смешения этих трех красок. Как это хорошо известно, к примеру, художникам, знакомым с палитрой и владеющим добиваться нужного оттенка .

Человек и цвета

Человеческий глаз способен воспринимать цвета, поскольку в сетчатке имеется три типа особых колбочек, работающих независимо. Они содержат различные пигменты, которые отвечают на определенные цвета, красный, зеленый и так далее.

На самом деле каждая колбочка реагирует на все световые волны (кроме ультрафиолета и инфракрасного), но «свой цвет» ощущается пигментом лучше. Дальше полученные сигналы передаются головному мозгу и уже он анализирует полученную информацию и выдает нам понимание того или иного оттенка.

Интересно, что основные цвета нельзя назвать свойством самого цвета, скорее они обусловлены способностью человеческого их различать. Кроме того, на это влияют различные технические , воспроизводящие цвет.

С точки зрения психофизиологии, ученые считают, что на самом деле «чистых» четыре – красный, зеленый, желтый и синий. Среди них желтый и синий образуют одну ось по контрасту цвета, а красный и зеленый – другую. Однако есть люди, которые не могут различать основные цвета или какие-то отдельные оттенки. Их называют дальтониками. Вопреки распространенному мнению, они не видят мир как черно-белую фотографию, а просто не могут хорошо воспринимать конкретные цвета.

Многообразие возможных стилей, универсальность использования в любой среде и ситуации и максимальная доступность для разных цветотипов. Такие цвета используются для создания небольших, но функциональных гардеробов.
У каждой женщины в гардеробе имеется вещи из разных стилей и это разумно. Любимым у вас может быть любой стиль, но у социума свои требования. Нельзя придти в офис в стиле сафари, в клубе же неуместен будет деловой стиль, да и в том и другом случае вас, скорее всего, отправят восвояси, потому что есть нормы и правила. Поэтому хочешь не хочешь, а приходиться подстраивать свой гардероб.
Для кого-то походы по магазинам – это развлечение, а для кого-то – тяжелый труд. Все это зависит от доступных финансов и знаний в этой области. При ограниченных вложениях в одежду, вещи покупаются для долгой носки, как можно более подходящие ко всем остальным предметам в гардеробе: и по стилю, и по цвету.
Итак, какие же цвета наиболее практичные?

Черный базовый цвет в одежде

Коричневый – фундаментальный цвет, он благополучен как психологически, так и эстетически. Но любая монета имеет обратную сторону, цвет, приближенный к земле, издавна относили к черни и испражнениям. И до сих пор бытует мнение, что оттенки коричневого в одежде могут подмочить репутацию солидному человеку в бизнесе.
Особо можно полюбить этот оттенок из-за разнообразия комбинаций цвета, которые с ним можно составить. Сочетания с коричневым отличаются изысканностью и утонченностью. Это связано с тем, что этот оттенок несет в себе отпечаток практически всего спектра, и каждый цвет находит в нем отклик. Конечно, сила таких сочетаний зависти и от подтона коричневого.

Синий базовый цвет в одежде

Неяркие тоже являются базовыми (к этим оттенкам не относится голубые тона). Сдержанные, предельно холодные, интеллигентные синие тона — альтернатива коричневому цвету. Он благороден по всем стандартам. Женщины, предпочитающие эти оттенки идеалистки, не склонны к изменам и отличаются развитым интеллектом. Но с другой стороны страдают надменностью, сторонятся новых знакомств и малообщительны.

У синего так же широкая гамма оттенков, но, пожалуй, все же меньше, чем у коричневого. Так основными подтонами этого цвета является зеленый, красный, фиолетовый и серый. В осенне-зимней коллекции модных цветов 2015 популярным оттенком стал , который активно ввелся во многие коллекции одежды.

Цветовая гамма в одежде

Цветовая гамма – это гармоничное сочетание цветов. Эта статья про то, как пользоваться оттенками, удачно их сочетать и получать тот результат, который вы хотите.