Ткань жаккард: состав материала и виды переплетения. Жаккардовые ткани, что это за вид материала – состав, разновидности, описание

Жаккардовый трикотаж

В трикотаже жаккардового переплетения иглы включаются в работу выборочно, согласно заданному рисунку. Если на иглу не прокладывается нить, то при этом не сбрасывается и старая петля, такие переплетения называются жаккардовыми. Если в трикотаже прессовых переплетений нить всегда прокладывается на иглу, то в жаккардовых – нить прокладывается на иглу лишь в том случае, если старая петля с нее сбрасывается. Поэтому в местах пропущенных петель нить тянется в виде протяжки, расположенных сзади старых петель.

Особенностью жаккардовых переплетений является наличие структурного элемента как протяжка.

Трикотаж жаккардовых переплетений вырабатывается на базе всех главных и производных переплетений, поэтому он может быть кулирным и основовязальным, одинарным или двойным, регулярным и нерегулярным, вырабатывается на всех типах трикотажных машин.

На рис. 5.1 изображена схема переплетения однофонтурного жаккардового трикотажа. С лицевой стороны видны только прямые отрезки двухцветных лицевых петель. С изнаночной стороны видны дуги петель 2 и прямые отрезки 3, соединяющие петли, полу­ченные из одной и той же нити.

Так как особенно длинные отрезки нитей, располагаясь с изна­ночной стороны, уменьшают растяжимость изделий и снижают их прочность, при проектировании рисунков не следует располагать подряд в горизонтальных рядах более 4–5 петель одного цвета. Цветные лицевые петли могут иметь любое расположение, зави­сящее от рисунка.

Рис. 5.1 Строение регулярного жаккардового переплетения

Регулярный жаккардовый трикотаж , то есть полученный при регулярном способе вязания, на каждой из сторон образует петли за одинаковое число циклов петлеобразования. Поэтому его каждый ряд образуется регулярным прокладыванием стольких нитей, сколько цветов в трикотаже. Так, в двухцветном – двух нитей, в трехцветном – трех нитей и т.д.

Фигурная скобка, объединяющая количество рядов, и представляет цикл петлеобразования ряда лицевой стороны в двухфонтурных переплетениях.

На лицевой стороне полотна петли образуют четкий рисунок, который полу­чен провязыванием петель из нитей разных цветов или видов нитей. Чаще всего такой трикотаж вяжут из одного цвета (вида) нити и рисунок получается на изнаночной стороне трикотажа за счет разных длин протяжек или их расположения, поэтому изнаночную сторону обычно используют как лицевую.

На изнаночной стороне отчетливо видны протяжки из этих нитей, соединяющие одноцветные петли в одном горизонтальном ряду. Протяжки создают дополнительный слой нитей, увеличивая теплозащитные свойства. (Рис 5.2)


Производная гладь представляет собой частный случай регулярного трикотажа жаккардового переплетения.

Рис. 5.2. Одинарный регулярный жаккард

Нерегулярный жаккардовый трикотаж , то есть полученный при нерегулярном способе вязания,содержит петли, полученные за разное число циклов петлеобразования, поэтому петли имеют различные размеры.

У одинарного жаккардового трико­тажа неодинаковая фактура лицевой и изнаночной сторон рисунок мелкий, так как протяжки большой длины уменьшают растяжимость изделий и снижают прочность, при создании рисунков не следует располагать подряд в горизонтальных рядах более 4-5 петель одного цвета.

Однофонтурный жаккардовый трикотаж применяется главным образом для выработки перчаток, варежек, чулочно-носочных изделий, спортивных носков, шарфов и головных уборов.

Для двойного жаккардового трико­тажа, кроме мелких рисунков характерны крупные цветные узоры, так как все протяжки провязываются в петли на изнаночной стороне трикотажа. В зави­симости от характера лицевой и изнаночной сторон различают полный и неполный двойной жаккард.

У полного двойного жаккарда лицевые петли длиннее изнаночных. Каждый петельный ряд с лицевой стороны состоит из петель разного цвета, чередующихся по рисунку, а петельный ряд изнанки одноцветный рис. 5.3.

Рис. 5.3 Двухцветный полный двойной жаккард

Поэтому в полном жаккардовом трикотаже иглы, образующие лицевую сторону работают по рисунку, а иглы, образующие изнанку работают все и постоянно.

На рис. 5.4 показана схема переплетения полного трехцветного жаккардового трикотажа.

Рис. 5.4 Трехцветный двойной полный жаккард

Отличительный признак полных двойных жаккардовых переплетений – на изнаночной стороне полотна нить каждого цвета образует горизонтальные цветные полосы.

Рассматривая его строение, мы видим, что на лицевой стороне рас­положены удлиненные лице­вые петли трех различных цветов; их расположение в раппорте зависит от рисунка.

Каждому лицевому петельному ряду соответствует несколько изнаночных, число которых зависит от числа цветов нитей в заправке. В данном случае каждой лицевой петле соответствуют три изнаночных. Там, где нити не должны образовы­вать лицевых петель, они протягиваются внутри полотна, соединяя изнаночные петельные столбики.

Характерной особенностью полного жаккардового трикотажа является определенная закономерность чередования цветов в изна­ночных петельных рядах; все петли каждого изнаночного петельного ряда имеют один цвет, и петельные ряды различных цветов чере­дуются между собой в постоянной последовательности, соответ­ствующей прокладыванию нитей различных цветов на машине.

В результате на изнаночной стороне полного жаккарда всегда можно увидеть мелкие горизонтальные цветные полоски. В данном случае эти полоски будут трех различных цветов.

В неполном двойном жаккарде лицевая сторона образуется, также как в полном, а на изнаночной сто­роне чередуются петли каждого цвета, т.е. иглы работают через одну

Это достигается тем, что в той игольнице, на которой образуются петли изнанки, вставляются иглы двух позиций через одну и включаются в работу поочередно.

Особенностью неполного жаккардового трикотажа является закономерное расположение изнаночных цветных петель, которые при трехцветном рисунке располагается в шахматном порядке, а при двухцветном – в виде двухцветных вертикальных полосок, иногда в зависимости от последовательности работы игл может быть – пестрой.

Цветные лицевые петли как в полном, так и в неполном жак­кардовом трикотаже могут иметь любое расположение, в зависи­мости от рисунка.

Многообразие рисунчатых эффектов можно наблюдать при проектировании жаккардового рисунка, с использованием одного и того же патрона рисунка, но с разными способами вязания. При этом также, можно получить трикотаж с различными соответствующими свойствами.

Двойной трикотаж жаккардовых переплетений позволяет создавать следующие виды рисунчатых эффектов: цветной, оттеночный, рельефный, накладной и пресс-жаккардовый.

Цветной трикотаж жаккардового переплетения имеет лицевые петли, различные как по цвету, так и по размеру.

Оттеночные жаккардовые переплетения получают путем образования петельных столбиков или участков, состоящих из жаккардовых петель, на фоне глади. Так как участки палочек у петель глади более изогнуты, чем у жаккардовых (они вытянуты), то отражение света от них будет более рассеянное и они будут блестеть меньше, чем жаккардовые.

Рельефный трикотаж жаккардовых переплетений получается при сочетании жаккардовых петель высоких индексов на одной стороне трикотажа с петлями глади, расположенными на другой стороне.

Если все иглы одной игольницы, например передней, на время выключить из работы и продолжать вязать петельные ряды на другой игольнице, то на трикотаже образуется рельефный валик, расположенный поперек. Высота этого валика зависит от индекса жаккардовых петель.

В рельефном трикотаже жаккардовые петли стягивают петли глади и, окаймляя участки этих петель, создают на них выпуклости. Чем выше плотность вязания и упругость нити, тем рельефнее выпуклости.

Рельефное жаккардовое двойное переплетение формируется на базе накладных переплетений, когда одному ряду грунта соответствует два и более накладной глади, связанных на одних и тех же иглах.

Накладной трикотаж жаккардовых переплетений образуется прокладыванием одних нитей на иглы обеих игольниц, а другие – на иглы только передней игольницы согласно рисунку.

Нити, образующие петли только на передней игольнице называют накладными, а нити образующие петли на обеих игольницах – называют грунтовыми.

Петли, полученные из грунтовой и накладной нитей, соединяются только в тех местах, где грунтовая нить образует петли на передней игольнице, там, где не соединяются, образуются пустоты, что является внешним признаком накладного трикотажа. Такое строение повышает его теплозащитные свойства и снижает растяжимость, что является преимуществом по сравнению с другими видами двойного трикотажа жаккардовых переплетений.

Характерной особенностью накладных жаккардовых переплетений является то, что одному лицевому ряду грунта соответствует один ряд накладной глади. Это соотношение называется кратностью накладной глади.

Игольный жаккардовый трикотаж – рисунчатое переплетение, которое получается, по тому же принципу, что и обычный двухфонтурный жаккардовый трикотаж, но без применения жаккардового аппарата.

Рисунок в виде прямоугольных цветных клеток и шашек образуется на полотне путем сочетания вертикальных и горизонтальных цветных полос.

Вертикальные полосы могут быть любой ширины, в зависимости от рисунка.

Игольный жаккардовый трикотаж по своему строению может быть полным, неполным и двухсторонним. Его строение зависит от способа получения изнаночных петель.

Вопросы по лекции

1. Какие элементы структуры составляют жаккардовый трикотаж?

2. Каковы достоинства и недостатки трикотаж одинарных жаккардовых переплетений?

3. Как отличают образцы полного, не полного и накладного жаккардового трикотажа?

4. Как определяется индекс жаккардовых петель?

5. Как классифицируется трикотаж жаккардовых переплетений?

Список литературы

1. Далидович А.С. Основы теории вязания. – М.: Легкая индустрия, 1970. –431 с.

2. Кудрявин Л.А., Шалов И. И. Основы технологии трикотажного производства. – М.: 1991. – 496 с.

3. Кудрявин Л. А. Особенности структуры и методы проектирования основных характеристик двойного кулирного трикотажа жаккардовых переплетений на ЭВМ. – М. 1986

4. Марисова О.И. Трикотажные рисунчатые переплетения. – М.: Легкая индустрия, 1984. – 216 с.

5. Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. – М.: Легпромбытиздат,1987. – 272с.

6. Шкунова Л.В., Маханова Ж.Ш. Методика анализа рисунчатых переплетений. Методические указания к лабораторным занятиям по курсу «Рисунчатый трикотаж» Алматы, АТУ, 2001г., с. 1 – 24.

7. Шкунова Л. В., Худова Л. Н., Хромцов С. В. Методика расчета полных двойных переплетений. – А. 1993

8. Шкунова Л. В., Худова Л. Н., Хромцов С.В. Методика расчета трикотажных жаккардовых полотен. – А.1994

Вот уже около двухсот лет без жаккардовой ткани сложно представить себе полноценный выбор штор или столового текстиля, но на самом деле сегодня производство тех же портьер и скатертей возможно и по иной технологии. Впрочем, жаккард так и не уступил им место окончательно – у него есть собственные достоинства и недостатки, которые заставляют рассмотреть такой материал поближе.

Что это такое?

Для начала немного углубимся в историю. В 1804 году французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар предложил новый ткацкий станок, который предполагал более замысловатое переплетение отдельных нитей, из-за чего становилось возможным производить очень красивую и в то же время довольно прочную ткань. Во Франции, где очень велик спрос на все изысканное и красивое, это решение оценили весьма быстро, а уже оттуда оно с течением времени распространилось и на весь мир. Благодарные потомки назвали такую ткань жаккард – в честь ее изобретателя.

Однако в наши дни будет не совсем верным считать, что жаккардовая ткань – это какой-то один конкретный материал. Дело в том, что француз предложил лишь способ переплетения нитей, но ни одно описание технологии не содержит точного указания относительно того, из чего они должны быть сделаны. Соответственно, в современном мире для переплетения жаккардовым способом используют как натуральные, так и синтетические нити, а на выходе получаются разные ткани, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.


Если говорить о неких общих чертах для всех жаккардовых тканей, то, помимо переплетения, в котором разбираются только специалисты, характерной особенностью является ткацкий рисунок, который наносится не красителями, а формируется за счет особого переплетения отдельных нитей. К сожалению, сегодня некоторые предприимчивые продавцы этим же названием награждают и другие ткани, на которые рисунки нанесены методом печати или набивания, что, естественно, никакого отношения к оригинальной технологии не имеет. Настоящий жаккард чем-то напоминает гобелен, но отличается от него рядом особенностей , например, более тонкими и дешевыми нитями, а также своей легковесностью.





Виды жаккарда

Даже оригинальная технология жаккардового переплетения не выдвигает ни малейших ограничений относительно нитевого материала, потому сегодня такие ткани производятся практически из любых существующих нитей. Подобная ситуация создает огромное разнообразие на рынке швейных материалов, и хотя хороший выбор помогает добиться идеальных результатов в пошиве тех или иных текстильных изделий, иногда такое обилие даже немного запутывает. Чтобы разобраться, попробуем вкратце пройтись по основной классификации жаккардовых тканей.



По составу нитей

Пожалуй, главные различия между готовым товаром заключаются в том, из чего сделаны отдельные нити в переплетении. Как правило, готовая ткань во многом перенимает основные особенности того материала, из которого она сделана.

Рассматривать абсолютно все варианты нет смысла, потому выделим только наиболее популярные и часто встречающиеся.

  • Жаккардовую органзу , как и обычную, производят из нитей разного материала – чаще всего полиэстера или вискозных нитей, нередко в сочетании с шелком. При обилии синтетического материала удается достичь особо точной передачи задуманного рисунка, кроме того, в структуру такой ткани довольно легко вплести металлические нити. Увидеть подобную материю можно не только в оформлении окон, но и во многих современных свадебных платьях, также она часто фигурирует в различной театральной одежде, имитирующей изысканные убранства старины.



  • Стретч- или стрейч-жаккард пользуется большим успехом в трикотажном производстве, поскольку имеет свойство тянуться и затем снова возвращать былую форму. Ради достижения пресловутого эффекта растяжения в качестве основных компонентов используют современные тянущиеся материалы, среди которых лайкра, эластан и даже ультрасовременный велсофт. Однако для лучшего внешнего вида и повышенной нежности материи к ней могут добавлять классические решения вроде хлопка или даже поплина. На сегодняшний день этот материал весьма распространен, он окружает вас, даже если вы об этом никогда не задумывались, поскольку именно из него часто шьют повседневную и верхнюю одежду.



  • Хлопок-жаккард – еще один популярный материал, который основывается на натуральном сырье и обладает дополнительной прочностью и долговечностью. Хотя современная синтетика во многом оттесняет подобные решения на второй план, все же сатиновый жаккард можно встретить и в повседневной одежде, и даже в чехлах для матрасов.



  • Шелковый жаккард , в отличие от многих других материй, куда шелк входит в небольшом количестве, предполагает значительную долю собственно шелка, хотя при этом не столь важно, идет ли речь о натуральном материале или же о его синтетических заменителях. Шелковые жаккардовые ткани, в свою очередь, можно поделить на большое количество отдельных разновидностей, среди которых особо популярными принято считать атлас-жаккард и сатин-жаккард. Сферой применения таких тканей обычно называют кружевное нижнее белье и вечерние платья, занавески, постельное белье, и даже повседневную одежду.



По характеру переплетения

Поскольку жаккард – это даже не точная схема переплетения, а лишь механизм того, как можно в одной ткани комбинировать несколько видов переплетений, сегодня жаккардовые ткани могут использовать разные такие типы, что дает еще один повод для их классификации. Наиболее примитивным вариантом жаккардового плетения является так называемое простое, когда есть всего одна система ниток основы и еще одна – ниток утка. Благодаря такой методике появляются относительно дешевые жаккардовые материи вроде крепдешина, сатина или зефира. Из них обычно шьют столовый текстиль (многоразовые салфетки и скатерти).





Если же систем ниток основы и утка несколько, то жаккардовое плетение называется сложным, и, в свою очередь, делится на несколько групп:

  • двусторонний жаккард интенсивно применяется для пошива костюмов;
  • двухслойный или двойной жаккард наиболее уместен для производства гобеленов;
  • ворсовые разновидности жаккардовой материи нашли свое применение в качестве обивки для мягкой мебели.

По цвету

Особенностью жаккардовых тканей является их сложная, рельефная структура, благодаря которой они по-своему красивы даже безо всякой окраски. Именно поэтому многие производители выпускают белый жаккард, который отбеливают специально для того, чтобы придать ему особой торжественности и подчеркнуть тонкую работу ткачей. Из однотонных разновидностей такой материи определенным успехом пользуется еще черная разновидность, но в целом обе они не относятся к наиболее востребованным – их используют преимущественно для создания дорогих дизайнерских костюмов.



Другое дело – разноцветный жаккард, ведь в сочетании с рельефным рисунком многообразие цветов и оттенков может создавать по-настоящему яркую картинку. При этом и здесь есть определенное пространство для классификации материй, ведь некоторые виды жаккардовой ткани делают из разноцветных, предварительно окрашенных нитей, тогда как в другом случае однотонный кусок уже готовой ткани затем окрашивают.



Преимущества

Поскольку жаккардовые ткани производятся из совершенно разного сырья, в каждом случае плюсы и минусы могут быть особыми, потому всегда нужно делать определенную скидку на то, из чего сделан конкретно взятый отрез. Впрочем, специфика переплетения тоже оставляет особый отпечаток на материи. В среднем можно отметить следующие положительные свойства жаккардового плетения:

  • высочайшая плотность такой ткани достигает 250 г/м2, что существенно увеличивает прочность вытканных изделий;
  • если сравнивать жаккардовое плетение с другими тканями аналогичной прочности, то обычно оно оказывается значительно более легковесным, что существенно расширяет потенциальную сферу применения;
  • сама специфика плетения существенно продлевает жизнь готового материала, поскольку здесь и переплетение очень тугое и плотное, и перекручивание отдельных нитей препятствует распусканию петель;
  • вещи, сшитые из жаккардовой ткани, очень устойчивы к внешним механическим воздействиям, а также к перепадам температур, потому срок их полезного использования в некоторых случаях может существенно превышать десятилетие;



  • жаккардовая материя всегда сохраняет оригинальные свойства того материала, из которого произведены нитки, потому при необходимости можно отыскать совершенно гипоаллергенные варианты;
  • материи, изготовленные благодаря жаккардовому переплетению, не мнутся и не образуют складок, они почти никогда не требуют глажки;
  • в большинстве случаев сама структура переплетения упрощает уход за тканью – она попросту не требует никакого особого ухода, поскольку даже не собирает на себе пыль, а ведь это идеальный вариант не только для штор, но и для любых других текстильных изделий;
  • наконец, жаккард очень красив, а еще он приятен на ощупь, потому пользуется заслуженной популярностью среди потребителей.


Недостатки

Если бы у жаккардовых тканей было много недостатков, они к этому моменту уже успели бы выйти из моды или сильно потеряли в популярности, однако, на самом деле мы наблюдаем едва ли не расцвет переплетения этого типа. Впрочем, это не означает, что у подобной технологии нет тех или иных слабых мест.


В первую очередь, у настоящей ткани, произведенной жаккардовым плетением из сырья натурального происхождения, главным недостатком является довольно высокая стоимость . Хотя эксплуатационные свойства такой материи не вызывают каких-либо сомнений в том, что цена обоснована, для некоторых потребителей более приемлемой кажется покупка чего-нибудь подешевле, даже если приобретение окажется менее долговечным. А уж в традиционной для классической технологии красоте у жаккарда сегодня появилось множество конкурентов, которые готовы предложить сопоставимый по качеству результат за значительно меньшие деньги.


Другой, типично современной проблемой промышленного производства является то, что производители в погоне за удешевлением продукции часто отказываются от некоторых оригинальных обязательных условий, из-за чего современные аналоги оказываются куда дешевле классики, но и не обладают при этом ее качеством. Сегодня в составе жаккардовой ткани могут присутствовать какие угодно волокна , и если вы приобрели ее за скромные деньги и никогда раньше не слышали о производителе (или, хуже того, не нашли о нем никакой информации), не исключено, что ткань окажется еще и вредной для человеческого здоровья. В связи с этим некоторые преимущества, описанные выше, могут быть перечеркнуты стремлением производителя привлечь покупателя экстремально низкой ценой.


Напоследок повторим и то, о чем уже говорили выше: не все то, что называется жаккардом, является им на самом деле. Многие производители, пользуясь неопытностью потребителей, называют так любую цветастую ткань, но по переплетению она далеко не всегда хотя бы имитирует оригинальную технологию. От такой продукции в принципе не стоит ожидать каких-либо преимуществ, описанных выше, поскольку с настоящей жаккардовой тканью ее роднит только внешний вид, но не сущность.


Для чего используют?

Использование различных современных синтетических нитей в жаккардовом переплетении позволило существенно расширить потенциально полезные качества тканей, открыв для них такие варианты использования, о которых, возможно, и подумать не мог сам Жаккар. Можно с уверенностью сказать, что сегодня подобные ткани используются практически повсеместно. Несмотря на то что из таких материй можно шить даже повседневную одежду, основная сфера применения – это мебельная обивка и портьерная ткань. Почему именно из этой ткани шьют занавески и обивку для дивана и другой мягкой мебели, понять несложно – достаточно взглянуть на список преимуществ такой материи.



Особенно следует выделить три момента:

  • износостойкость позволяет существенно продлить срок службы изделия, не заставляя регулярно менять дизайн помещения;
  • отсутствие потребности в регулярном уходе существенно упрощает повседневную жизнь хозяев;
  • эстетически привлекательный внешний вид позволяет добиться атмосферы уюта или даже просто заинтересовать потребителя.


В случае с мебельной обивкой можно добавить и четвертый важный момент: комфортнее сидеть на мягкой мебели, обитой приятным на ощупь материалом, а материи на основе жаккардового переплетения именно такие.

Во всех остальных отраслях текстильной промышленности жаккардовое плетение имеет скорее вспомогательное значение. Из таких тканей часто шьют одежду, которая должна имитировать классические кружева – это как повседневная одежда, так и нижнее белье, и даже столовый текстиль. Однако в этих сферах жаккардовое плетение нельзя назвать настолько принципиальным, как в обивке мебели или производстве портьер, поскольку в данных двух случаях его применение является массовым.

Экокожа для обивки мебели – принципиально иное решение, ничем не похожее на жаккард, кроме большинства преимуществ. Она даже не является тканью, будучи искусственной полимерной материей, плюс которой в том, что она не пропускает воду, и, следовательно, не впитывает загрязнения. При этом на нее никогда не наносят какие-либо рисунки, она всегда однотонна, и хотя в этом есть своя эстетика, тот же критерий может быть ее минусом в сравнении с жаккардом.

Флок, как и жаккардовые ткани, бывает даже слишком разным по качеству. В идеальном исполнении они практически «братья», только флок отличается еще и тем, что не впитывает в себя воду, которую в первые минуты можно просто вытереть тряпкой. Кроме того, он дешевле традиционного жаккарда, но это-то и играет с потребителем злую шутку, ведь бюджетные варианты не имеют многих преимуществ, в частности куда быстрее вытираются, легче рвутся, мнутся.


В сравнении с жаккардовыми тканями велюр выглядит несколько более дорого, к тому же его переплетение еще более прочное, потому такая штора добавит интерьеру помещения аристократического лоска. Однако велюр всегда однотонный, шторы из него не бывают украшены рисунками, что может стать преимуществом в пользу жаккардового плетения.

Преимуществом поликоттона перед жаккардом в плане пошива является более низкая стоимость, а также более нежная на ощупь структура, что важно для комфортного сна. Однако далее этот материал приобретает массу недостатков, которые в оригинале несвойственны жаккардовым тканям – в первую очередь, он быстро скатывается, легко электризуется, а также плохо пропускает воздух, и даже способен из-за этого вызвать раздражения на коже.


Правила ухода за тканью

Хотя ткань на основе жаккардового переплетения почти не требует особого ухода, хотя бы периодически он все-таки нужен. В каждом случае его точные параметры зависят от использованного в производстве сырья, но в целом при той же стирке в машинке следует соблюдать несколько простых правил. Жаккардовая ткань всегда стирается, будучи вывернутой наизнанку, проводить процедуру желательно в воде температурой не выше 30 градусов, поскольку не всегда возможно точно определить состав материи.

Вопреки всей хваленой износостойкости, жаккард еще и не любит агрессивных отбеливателей , потому нужно выбрать максимально мягкое средство и ни в коем случае не отклоняться от инструкции по его использованию. Оптимальный режим стирки – «деликатные ткани», количество оборотов должно быть небольшим, а еще не рекомендуется перегружать машинку, иначе складки и заломы на этой ткани все же могут появиться. Для противодействия той же проблеме извлекать постиранные вещи нужно тут же по завершении программы.


После стирки не рекомендуется старательно выкручивать жаккардовую материю – лучше немного отжать ее руками и позволить высохнуть самостоятельно, даже если это займет больше времени. Тканые вещи нужно тут же расправить, избегая фиксации образовавшихся складок, а вот сушить их следует только в помещении – попадание яркого солнечного света на мокрую ткань может дать непредсказуемый результат.


Поскольку обивку с мебели вы вряд ли станете снимать для стирки, в случае какого-либо загрязнения вариант очистки будет всего один – попытаться оттереть его влажной губкой. Наконец, если вы решили еще и отутюжить ткань на основе жаккардового переплетения, обратите внимание, что делать это можно только с изнаночной стороны. Только так вы можете гарантировать, что не испортите рисунок с наружной стороны, сжигая сложное плетение.


Жаккардовая ткань назвали в честь Жозефа Мари Жаккара, исторической личности, жившего во времена Наполеона I и прославившегося изобретением ткацкого станка для производства узорчатых тканей. Созданная им машина была настолько хитроумной и сложной по разнообразию технологических процессов, что эта инновация не осталась незамеченной для самого императора, который наградил Жаккара пожизненной пенсией и наделил его правом брать комиссию, за использование другими изобретательской технической мысли на практике. Главной особенностью станка стало применение в производственном процессе перфокарт – наличие или отсутствие дыр в них, определяли подъем или опускание нити во время движения челнока. Сама идея применения перфорированных карточек в процессе управления станком, по сути, стала основополагающей для дальнейшей разработки станков с ЧПУ и в будущем – в качестве обработки данных для первых компьютеров. В благодарность, жители Лиона, в 1840 году, установили памятник своему земляку на площади Круа-Русс (на фото ниже).


Памятник в честь Жозефа Мари Жаккара

Особенности выработки жаккарда на ткацком станке

Крупноузорчатые ткани или жаккардовые, это такие ткани, в раппорте которых количество разнообразно переплетающихся нитей основы более 45 шт. В зависимости от содержания рисунка раппорт на основе такого материала может иметь тысячи нитей.

Особенности производства жаккарда на ткацкой машине основывается на следующем принципе. Основные нити приподнимаются специальными крючочками жаккардового станка. Все крючочки могут быть приподняты или приспущены независимо от других. Каждая перфокарта отвечает только одной уточной прокидке. Число проколов на перфорированной карточке соответствует количеству крючочков, приподнимаемых для создания зева. Крючочки жаккардового станка объединены аркатными веревками с лицами, в глазочки коих пробирают основные нити в отверстия кассейной доски, численность отверстий в которой, равняется количеству аркатных веревок и количеству основных нитей в материале. Ширина доски соответствует заправочной ширине материала. Опускание крючочков, веревок и нитей совершается под влиянием подвешенных грузиков или эластичных веревок, закрепленных к нижнему краю лиц.


Изобретатель крупноузорчатого ткацкого станка и его творение

В современных станках перфорированные карты заменены программным обеспечением, а в остальном, принцип их действия аналогичен первой жаккардовой машине.

Описание ткани

Ткань жаккард, стала очень распространенной сначала во Франции, а потом и во всем остальном мире. Благодаря особенности плетения ткань получается очень плотной и долговечной, имеет сложную замысловатую структуру узора. Особое переплетение нитей является основной характеристикой этой ткани и ее строения. Еще одной отличительной особенностью жаккардового плетения является прочность и легкость ткани, благодаря которым, область ее применения практически безгранична: одежда, обивка мебели, шторы, покрывала, постельное белье и многое другое.

Жаккардовые ткани – это такой тип тканевого полотна, с особенным переплетением нитей, произведенного промышленным способом, на котором обязательно присутствует крупноузорчатый ткацкий рисунок. Рисунок может иметь повторяющийся узор или воспроизводить любую сюжетную композицию. Основными орнаментами среди них, как наиболее массовые, являются растительные и геометрические.

Очень часто люди путают жаккард и гобелен. В действительности довольно затруднительно понять разницу между двумя этими тканями, да и ткутся они, как правило, на одном и том же станке. В производстве гобеленовых тканей используется большее количество цветных нитей, более дорогих и, как правило, более толстых. , когда на нем создается определенная канва – сюжетная линия картины. Еще одним способом понять разницу, можно определив плетение нитей: в жаккарде нить проходит через части узора, а в гобелене стежки крепятся узелками, с перехлёстыванием нитей с изнанки. Как правило, гобеленовая ткань имеет более сложную структуру, состоящую из нескольких слоев с применением нитей большего сечения чем жаккардовая, поэтому вес и жесткость такого материала более значительна, в сравнении с жаккардовой тканью того же размера.

В наше время жаккардовыми стали часто называть натуральные, искусственные и синтетические ткани с набивным или печатным орнаментом, что в корне противоречит духу того, что создавал Мари Жаккар. Но это веяние времени и отсутствие потребителями элементарных знаний о тканях, поэтому и в дальнейшем продавцы будут вводить в заблуждение доверчивых покупателей, основываясь на их неведении.

Основные параметры строения ткани

Характерной чертой структуры жаккардовых материалов считается применение значительного количества разных типов переплетений в раппорте. Вид плетений в раппорте может иметь однослойное (простое) и сложное строение.

Если в материале используется система с одной основной и одной уточной нитями, располагающиеся в одном слое, то такой материал называют однослойным или простым. Внешнее оформление такой ткани делится на две группы:

  • ткани с гладкой поверхностью;
  • ткани с рельефом на поверхности.

В простой системе, как правило, применяют: главные, производные и комбинированные переплетения.
Рисунок при сложном строении выстраивается при пересечении трех и более систем нитей (сложные переплетения). Нити (основная и уточная) в сложной системе распределены по нескольким слоям. Плотность рельефного рисунка и многослойность переплетений, значительно влияют на свойство ткани, ее износоустойчивость и долговечность.

Так, например, ткани с одним артиклем могут иметь разные рисунки и характеристики, что существенно изменяют параметры ухода за изделиями.

Из чего делают жаккардовую ткань

Жаккард – не типовой материал, а название метода производства, поэтому он может изготавливаться из разных волокон: синтетических, натуральных, смесовых. Благодаря особой технологии исполнения рисунка, ткань становится более устойчивой, способной выдержать большие нагрузки в процессе эксплуатации. При этом в процессе выработки материала в его структуру, можно вплести разнообразные нити: металлизированные, антистатические и многие другие. Это делает жаккард наиболее универсальной тканью среди прочих, широко расширяя области ее применения.

Применение синтетики из полимеров (полиэстра, полипропилена) придают материалу долговечность и повышенную прочность при этом стоимость изделий из такой ткани, будет значительно ниже аналогичных, сделанных с применением натуральных волокон. За счет своей износостойкости, синтетический жаккард часто применяют при производстве мебельной ткани и чехлов для матрасов. Помимо обычных синтетических тканей существуют и премиумные полимерные ткани класса люкс, отличительной особенностью которых являются использование в процессе выработки антистатических (и других) нитей и более качественного исполнения, благодаря чему материал становится более мягким, оригинальным и изысканным, лишенным основного недостатка синтетических материалов – электризуемости.

Натуральный жаккардовый трикотаж вырабатывается из нитей, имеющих в своей структуре волокна только из природных компонентов. К таким можно отнести ткани из:

  • хлопка;
  • шерсти;
  • льна;
  • шелка.

Изделия из натурального жаккарда, как правило, более дорогие, чем их синтетические аналоги, но в отличие от них обладают рядом преимуществ, за счет чего до сих пор не вытеснены с рынка дешевыми конкурентами. Преимущества ткани из того или иного натурального материала, соответствуют их типовым характеристикам, соответственно и условия ухода будут для каждого из них разными. Самым дорогим, среди рассматриваемого списка, будет шелковый жаккард, а более дешевый – хлопковый жаккард.

Смесовый жаккард содержит в своем составе, помимо натуральных нитей, так же и другие волокна, придающие трикотажу дополнительные свойства, при этом немного удешевляя конечную стоимость готовой продукции. Так, например, добавляя в хлопковый жаккард нетканное волокно, материал приобретает большую прочность в сравнении с натуральным образцом, при этом становясь чуточку дешевле.

Виды жаккарда

Благодаря тому, что жаккардовая ткань производится практически из всего ассортимента волокон, представленного на рынке, существует неимоверное количество вариантов жаккардового материала. Среди которых, можно выделить лишь некоторые, не перечисляя всего многообразия:

  • Жаккардовая органза. Этот воздушный, прозрачный, блестящий или матовый материал, как нельзя лучше ассоциируется с рельефным, контурным рисунком и металлическими нитями, вплетенными в ее структуру. Область применения: нарядная, театральная одежда, свадебные платья, можно использовать в качестве балдахина над кроватью.
  • Срейтч-жаккард наиболее востребованный на сегодняшний день материал, из которого изготовляется верхняя и повседневная одежда. Лайкра, спандекс, эластан – искусственные эластичные волокна, придающие жаккардовым изделиям возможность растягиваться без потери первоначальной формы. Чаще всего эластичные материалы используются в сочетании с вискозой (искусственного волокна произведенного из целлюлозы), футера и хлопка.
  • Хлопковый жаккард. Хлопок, наряду с его искусственными производными, выработанный на жаккардовом станке, приобретает особые качества, придающие ткани прочность, необходимые для изделий повседневной носки, а так же в качестве матрасных чехлов.
  • Шелковый жаккард – это вид материала на основе натуральных нитей или его искусственных и синтетических аналогов. Применяется для пошива постельного белья, портьер, вечернего и повседневного текстиля, нижнего белья и другой одежды. Среди прочих, в эту группу входят атлас-жаккард и сатин-жаккард, как наиболее «яркие» шелковые представители.

Ткани с крупноузорчатыми, рельефными рисунками, выполненные с применением жаккардового плетения и данного нам в наследство два века тому назад Мари Жаккаром, не утратили своей актуальности до сих пор. Процесс создание ткани на станке может вызывать восхищение, сродни наблюдению за творчеством художника пишущего картину. На видео, под классическую симфонию, можно понаблюдать за работой современного ткацкого станка использующего при работе все тот же принцип, заложенный великим изобретателем:

[Оценивших: 4 Средняя оценка: 5]

Роскошные орнаменты жаккарда

Красота узорчатой ткани всегда ценилась очень высоко. Ее создавали с помощью вышивки, росписи, набойки и тканых орнаментов. Первоначально переплетение цветных нитей осуществлялось вручную. Получение полос и клеток было относительно несложным, но узоры в гобеленовой технике требовали очень высокого мастерства и большого времени на их изготовление, поэтому гобелен был синонимом роскоши и богатства. Настоящим переворотом в ткачестве стало появление техники жаккарда, которая явилась своего рода прообразом многих автоматических устройств современности. Таким образом, жаккард - это специальная техника переплетения нитей тканого полотна, при которой на обеих его сторонах создается повторяющийся орнамент разной степени сложности. Состав ткани, ее плотность и предназначение могут быть любыми.

История и особенности материала

Свое название ткань жаккард получила от фамилии французского ткача Жозефа Мари Жаккара. Представитель династии ткачей Лиона первым придумал способ изменения направления разноцветных нитей в станке, используя картонные пластины с отверстиями, прорезанными на различной высоте . Эти приспособления впоследствии были использованы во многих механических устройствах и даже преобразовались в перфокарты для электронно-вычислительных машин. Ткацкий станок новой конструкции мог использовать до тысячи таких карт и до сотни оттенков нитей, создавая необыкновенно красивые узоры одновременно на лицевой и изнаночной стороне. Изделие, очень понравилось Наполеону I, ценившему технические новинки. В 1808 году он назначил изобретателю высокую пожизненную пенсию и премию с каждого работающего станка. Правда, выпуск роскошной ткани в промышленных масштабах оставил без труда многих лионских ремесленников, что привело к большим общественным потрясениям, однако массового выпуска ткани жаккард это не остановило. Принципы механизма станка сохранились до настоящего времени, правда, теперь жаккарды ткут с помощью компьютерных программ. Для него используют все виды текстильных волокон - от натурального шелка до дешевого полиэстера. Как правило, жаккардовый орнамент создается с повторяющимся шагом, но эксклюзивные полотна могут быть и с одиночным изображением, к примеру, гербом или логотипом .

Разбираясь, что за ткань жаккард, нужно учитывать такие его свойства, как:

  • долговечность;
  • повышенную плотность и прочность, независимо от состава волокон;
  • стойкость расцветки;
  • отсутствие затяжек и катышков;
  • устойчивость к истиранию и деформации, обусловленную как плотно переплетенными нитями, так и их скруткой в процессе создания полотна;
  • разнообразие узоров, оттенков и фактур;
  • схожесть орнамента и отличие оттенков лицевой и изнаночной стороны, сто позволяет создавать оригинальные цветовые сочетания;
  • красота и изысканность как натурального, так и недорогого (вискозного и синтетического) материала;
  • приятные тактильные ощущения;
  • простота ухода.

Первоначально этот текстиль ткали из шелка и использовали для парадных туалетов, в том числе и мужских, дорогого обивочного материала, различной отделки.

В наши дни существует множество разновидностей узорного полотна, основными из которых являются:

  1. Жаккард-сатин или хлопковый жаккард. Он может быть однотонным с рельефным орнаментом, выпуклым с лица и вдавленным с изнанки. Выпускается и двуцветный материал. Он имеет темный узор на светлом фоне на лицевой стороне и аналогичный, но светлый орнамент на темном фоне с изнанки. Красота этого материала и высокие гигиенические свойства хлопка способствуют его широкому применению для столового белья, элитных постельных комплектов, разнообразного домашнего текстиля.
  2. Атлас-жаккард в настоящее время изготовляется преимущественно из вискозных и синтетических нитей. Он имеет гладкую блестящую поверхность, переливающуюся многоцветными узорами, довольно легок, практически не мнется, легко стирается и главное – недорог. Эта ткань прекрасно подходит для занавесей, штор, покрывал им других декоративных аксессуаров, а также нарядных платьев.
  3. Трикотаж с жаккардовыми узорами на основе шерсти, акрила, полиэстера, вискозы очень популярен и выглядит весьма декоративно и стильно. Его используют для разнообразных свитеров, шапочек, носков, перчаток и других теплых изделий.
  4. Стрейчевый жаккард содержит волокна эластана, благодаря чему приобретает способность растягиваться и хорошо облегать фигуру. Его применяют для разнообразной нарядной и сценической одежды, костюмов для спортивных и танцевальных выступлений.
  5. Шелковый жаккард относят к элитным тканям, которые используют для создания нарядной одежды и эксклюзивного декоративного текстиля.
  6. Органза –жаккард – это синтетическая прозрачная ткань с рельефным узором, которая выглядит очень эффектно. Из нее изготовляют шторы, украшения для волос, подарочную упаковку и т.п.

Особую группу узорного текстиля составляют обивочные ткани. Они отличаются повышенной плотностью и часто снабжаются защитными пропитками - водостойкими, грязеотталкивающими, светонепроницаемыми (для затемняющих штор), антивандальными и т.д. Как правило, для такого жаккарда используют полиэстер и полиамид, иногда с добавлением хлопка или шерсти. Мягкая мебель, обитая такой тканью, имеет очень изысканный вид, и к тому же практична и проста в чистке.

Основные правила ухода

Наиболее просты в этом отношении мебельные ткани с защитной пропиткой, которые достаточно регулярно протирать влажной тряпкой или смоченной в мыльном растворе губкой. Обычную мебельную обивку следует периодически пылесосить и своевременно выводить появившиеся на ней пятна, стараясь при этом избегать излишнего трения. Поскольку жаккардовое полотно медленно впитывает загрязнения, то его можно посыпать содой, а после полного высыхания почистить пылесосом.

Наиболее капризны в обслуживании материалы из натурального шелка. Эксклюзивные изделия лучше отдавать в химчистку. В крайнем случае, их можно постирать руками в теплой воде, не выкручивая, а после полного высыхания погладить с изнанки в режиме шелк.

Хлопковый, смесовый и синтетический материал жаккард хорошо переносит машинную стирку, однако при этом следует использовать воду не более 40 градусов и нейтральные моющие препараты без отбеливателей, а отжимать нужно только в центрифуге. Перед сушкой вещи хорошо расправляют и размещают вдали от солнечных лучей. Гладят жаккарда ткань только с изнанки, температуру утюга выбирают в соответствии с типом наиболее легкоплавких волокон. При укладывании в шкаф жаккардовые изделия тщательно расправляют во избежание трудноустранимых заломов.

,

Жаккард – это ткань, имеющая рельефную фактуру и красивый тканый рисунок. Уже более двух столетий жаккард с успехом используется людьми и не теряет своей популярности. С помощью сложного способа плетения достигается выразительность рисунка ткани.

Специальное переплетение нитей позволяет точно воспроизводить задуманный дизайнерами рисунок.

Первый ткацкий станок, который стал производить полотно, был изобретен Ж. М. Жаккардом, в честь которого и был назван этот материал. Современные ткацкие станки оборудованы программным обеспечением, что значительно усовершенствовало оборудование и облегчило сложный процесс производства. Но при этом принцип работы станка остался тот же.

Жаккардовую ткань можно отнести к числу изысканных и дорогих материалов. Рельефный рисунок может достигаться раппортом в десятки и сотни нитей.

Это дает возможность воплотить в создании ткани любой дизайнерский замысел, вплоть до создания портрета. На жаккардовое полотно может быть нанесен растительный, геометрический или авангардный орнамент.

Жаккардовый материал производят из натуральных или синтетических волокон. Чаще всего применяют хлопок или смесовую пряжу.

Наиболее популярен сейчас жаккард стрейч, который изготовлен из смесовой пряжи, делающей ткань эластичной.

Натуральные жаккардовые ткани являются более дорогими, чем синтетические. Они имеют все положительные характеристики, которые присущи натуральным волокнам: экологически чистые, противоаллергенные и приятные на ощупь.

Более доступную стоимость, в отличие от натуральных материалов, имеет полотно из смесовых нитей. В состав входит хлопок с различным сочетанием нетканых волокон. При этом показатель прочности значительно увеличивается.

Основные качества жаккарда зависят не от вида волокон, а от технологии их переплетения.

Эта ткань способна выдержать большие нагрузки, она не распускается и не изнашивается.

Различаются простые и сложные жаккардовые материалы. Двойное полотно имеет более высокую плотность, чем обычный вид. Это позволяет создавать на поверхности четкий рисунок с красивым рельефом.

Жаккардовые ткани широко используются для изготовления различных текстильных изделий. Благодаря безупречным качествам, их применяют для изготовления элитного постельного белья, скатертей, мебели, матрасов. Жаккардовой материей обтягивают мягкую мебель, а также используют для изготовления женских сумочек и косметичек.

Жаккард всегда отличается красивым внешним видом. Он очень прочный, отлично сохраняет свой внешний вид на протяжении долгого срока эксплуатации, за ним легко ухаживать .

Ткань для производства мебели обрабатывается специальным водоотталкивающим и противогрязевым составом, что облегчает уход и уборку. Мягкую мебель обивают более прочной тканью из толстых нитей, которая имеет повышенную стойкость к истиранию.

Жаккардовый сатин

Сатин жаккард является одним из видов жаккардового полотна. Он производится путем машинного ткачества и имеет рельефный рисунок. Сатин жаккард имеет очень интересную фактуру, которая немного напоминает старинные гобелены.


Данная ткань не имеет изнаночной стороны . Однотонное полотно будет с одной стороны с выпуклым рисунком, тогда как на обратной стороне этот же рисунок будет с противоположным эффектом – вдавленным. Двухцветное полотно с одной стороны будет иметь основной фон одного цвета и рисунок другого, а на изнанке цвета поменяются местами. Таким образом, сатин жаккард можно назвать двусторонней тканью.

Сатин жаккард широко используют для пошива элитного постельного белья. Полотно имеет высокую прочность, что достигается благодаря двойному плетению крученой нити из хлопка. Постельное белье из этой материи не мнется и способно выдержать многократные стирки. Натуральные волокна способствуют комфортному сну, они отлично впитывают влагу. Постельное белье из ткани сатин жаккард имеет шелковистую поверхность с красивым переплетением нити, что придает изделию стильный и благородный внешний вид. В объятиях этого постельного белья можно почувствовать себя по-королевски.

Жаккардовый атлас

К жаккардовым тканям также относится атлас жаккард. При производстве этого вида материала также используется переплетение с неодинаковым шагом. Такое сложное плетение делает ткань очень прочной и долговечной.

Атлас жаккард легко отличить на ощупь. Фактура рисунка одной стороны повторяется на обратной стороне в зеркальном отображении. Поверхность этого полотна гладкая и блестящая. Перелив цвета и плотная фактура делают этот жаккард нарядным и изысканным. Все изделия из него выглядят эффектно и стильно.

Атлас жаккард имеет еще одно бесценное качество – эта ткань совершенно не мнется, поэтому все изделия из нее на протяжении долгого срока будут сохранять первоначальный вид .


Чаще всего этот материал применяется для пошива портьер. При этом используют новую технологию – блэкаут. Это означает, что портьерная ткань не пропускает свет и солнечные лучи. Шторы блэкаут имеют хорошие тепло- и звукоизоляционные свойства. Такие полотна широко применяют для оформления жилых комнат, гостиниц, офисов, конференц-залов, кинотеатров.

Ткани блэкаут могут быть легкими и тонкими. Это позволяет использовать их в изготовлении различных текстильных изделий.

Жаккардовый атлас изначально производили из натуральных шелковых нитей, за счет чего и достигался блеск полотна. Теперь, с применением различных технологий в производстве тканей, его стали производить и из искусственных волокон. Полиэстер и полипропилен – это наиболее часто встречающиеся материалы для изготовления искусственного атласа . Эти ткани очень легкие, но прочные и износостойкие. Они практически не мнутся, хорошо сохраняют внешний вид, не подвергаются воздействию солнечных лучей и тепла, не требуют специального ухода. Такие качества ткани делают ее идеальным материалом для производства матрасов.

Стрейч жаккард

Жаккард стрейч – это современный вид высокоэластичного жаккардового полотна, который сохраняет все положительные качества: воздухообмен, влагопроницаемость, прочность и долговечность.


Входящие в состав материала волокна лайкры, эластана или спандекса улучшают характеристики ткани, наделяя ее способностью хорошо сохранять изначальную форму. Чаще всего используется для пошива платьев, костюмов и жакетов. Эта красивая ткань безупречно садится по фигуре, что делает ее сегодня востребованной среди представительниц прекрасного пола.

Трикотаж жаккард

Трикотажный жаккард — это трикотаж, в котором петли формируются с интервалами согласно узору, однако в тех местах, где нить не образует петлю, старая петля не сбрасывается. Его плотность зависит от количества цветных нитей и их состава. Применяется жаккардовый трикотаж при пошиве платьев, пальто, костюмов и других изделий.