Тиснение на коже. Создание вечного шедевра

Выкладывай работы и технологии. Мы тебе не конкуренты, можешь смело делиться.

В этом деле вообще нет конкурентов. Все делятся и помогают друг другу. Потому что понимают что в современном мире все проще и дешевле заказать в Китае, а индивидуальное производство не выгодно. Двадцать лет назад у нас в гильдии было в 2 или 3 раза больше людей. Сердце болит когда видишь что средний возраст мастеров где-то 50-60. Старики умирают, а смены нет. Я один из самых молодых.

Евгений -расскажите как готовить кожу перед работой. Обычной водой смачивается или есть специальные составы защищающие от лишней влаги и удержания продавленного рисунка.

И красители и лаки на какой основе. Подробнее о них.

Как готовить кожу перед работой:

Кожа смачивается обычной водой, специально готовить ничего не надо. Есть специальные составы для смачивания, но я не видел чтобы ими кто-то пользовался. Секрет правильного смачивания в том, чтобы влаги было не слишком много или слишком мало. Если кожа слишком влажная, штамп будет отскакивать как от резины, и рисунок не будет таким четким. Если влаги недостаточно, то волокна кожи будут по-прежнему прижаты друг к другу, и штамп не сможет уплотнить их там где нужно.

Самый простой способ определить "готовность" кожи для работы: когда кожа впитывает воду, она темнеет. Нужно подождать несколько минут пока ее цвет начнет возвращаться к исходному.

Мастера советуют смачивать кожу не губкой, а окунанием в воду, или даже замачиванием. После этого ее кладут на 12-24 часа в холодильник. Потом вынимают и ждут когда ее цвет начнет возвращаться. Во время работы накрывают стеклом ту часть рисунка который уже смочен, но над ним в данный момент не работают - чтобы его влажность не изменялась. Однако это уже высший пилотаж, я так никогда не делал.

Про красители :

Красители бывают 3х видов: краски, морилки (dye) и старители (antique - честно не знаю как этот тип красителя правильно называется на русском).

Краски остаются на поверхности, морилки впитываются между волокон кожи. Соответственно морилки более устойчивы к механическим повреждениям поверхности, их используют там где кожа будет касаться - ремни, седла. Так как краски остаются на поверхности, их можно стереть или повредить. Плюсы красок в том, что они намного более яркие чем морилки и краской можно закрыть другую краску. Теоретически, несколькими слоями белой краски можно закрыть черную. С морилкой так не получится, там всегда нужно начинать со светлой и (если нужно) продолжать более темной.

Морилки между собой отличаются цветом и основой. Цвета бывают синий, зеленый, красный, желтый, но их оттенки не выпускают и если нужно получить оттенки, морилки можно смешивать между собой.

Небольшое отступление про смешивание красок и морилок .

При смешивании необходимо учитывать какие цвета дополняют друг друга, а какие противоположны. Например если смешать синий и желтый, то будет зеленый. А если синий и оранжевый, то будет грязь непонятно коричневого цвета.

Традиционно используют морилки коричневых оттенков, и именно этих оттенков продается большое количество.

Основа морилок.

Они бывают на водной, спиртовой и масляной основе.

Водные : не ядовиты, можно пользоваться детям, не нужно проветривание, легко изменять их концентрацию добавлением воды из крана, хорошо смешиваются на коже потому что не так быстро высыхают. Минус: они не такие яркие как спиртовые и масляные.

Спиртовые : более яркие чем водные. Минус: быстро высыхают, во время покраски предыдуший мазок не всегда хочет смешиваться с новым. На видео вверху я пользуюсь спиртовой морилкой.

Масляные : самые дорогие. Их главный плюс в том, что все другие морилки делают кожу более жесткой. Только морилки на масляной основе не изменяют жесткость кожи.

Этот ремень покрашен морилкой на водной основе:

Основа красок.

Краски бывают на водной или акриловой основе. Водные краски выпускают специально для кожи. Они более тусклые и мне лично не нравятся. Акриловые краски можно использовать любые, на них не должно быть написано что они сделаны специально для кожи. Естественно, чем выше качество краски, тем лучше она будет себя вести во время покраски, и потом, когда высохнет. Я пользуюсь красками фирмы Liquitex, они дорогие (купил на распродаже! :)) но того стоят. Этот рисунок покрашен акриловой краской:

Плоский лист с рисунком:

Лист согнут в трубу:

старители (antique) - это краска на водной основе которая "не прилипает". Ей покрывают весь рисунок, а потом вытирают влажной тряпкой или бумажным полотенцем. После этого краска остается только в углублениях и подчеркивает контуры рисунка.

Защитные слои

Когда рисунок вырезан и выдавлен, и Вы на 90% довольны работой (даже если другие не видят, там все равно есть ошибки и проблемы которые видны Вам....) кожу покрывают защитным слоем чтобы она не впитывала воду, не портилась, не гнила. Защитные слои бывают нескольких типов.

Историческая защита кожи это масло или воск . Воск остается на поверхности, масло проникает вглубь. Минусы обоих - их нужно периодически обновлять.

Акриловые защитные слои - хорошо защищают, хорошо держатся на коже. Бывают блестящие и матовые.

Также есть много современных продуктов на основе масла или жиров

Нужно добавить что краски и защитные слои обычно используются только на лицевой (grain) стороне кожи. Чтобы защитить внутреннюю сторону (suede), склеивают и/или сшивают два куска кожи внутренней стороной друг к другу.

Изменено 29 октября 2013 пользователем maker2013

Эффектная книжная обложка, такая же, как у средневековых фолиантов, изысканная дамская сумочка, эмблема любимой футбольной команды, модные туфельки – далеко не полный список предметов, которые можно сделать из кожи и украсить тисненым узором. Начинающие рукодельницы порой считают, что сделать такое чудо можно только в мастерской. Это не совсем так. Тиснение на коже своими руками – занятие не только доступное, но даже захватывающее. О некоторых особенностях этого популярного ныне ремесла мы сейчас поговорим.

Всякая ли кожа подходит?

Кожа до того, как превратится в изделие, проходит специальную обработку. Ее выделывают, шлифуют, красят – словом, материал, из которого сшиты ваши новые туфли, совсем не похож на тот, что поступил на фабрику. Но можно ли сразу украсить башмачки тисненым узором? К сожалению, нет. Тиснение на коже в домашних условиях возможно лишь в том случае, если вы имеете дело с нешлифованным материалом.

Иногда обувь и сумки шьют и из такой кожи. Но встретить подобные изделия можно скорее не в модных магазинах, а там, где продают изделия народных промыслов. Мастера довольно часто делают тисненые узоры, но можно найти и самые простые вещи. Такие изделия особенно любят те, кто занимается исторической реконструкцией. Они восстанавливают события и технологии определенной эпохи, причем и такие, которые были в ходу у простых людей. Кожаная сумка для крестьянина была делом довольно обычным, а вот тиснение порой обходилось довольно дорого.

Важно! Если же вы не нашли готовые изделия из нешлифованной кожи, не беда. Можно купить куски – непосредственно у производителя, в магазинах для художников или там, где продают разные отходы производства – нитки, лоскутки.

Где взять инструменты?

Как сделать тиснение на коже – нужны ли для этого специальные устройства? Конечно, у каждого мастера есть свои секреты. Но существуют инструменты, которые есть абсолютно у всех, кто работает с кожей:

  • металлические формы;
  • деревянная киянка;
  • молоток;
  • штампы (пуансоны);
  • зажимные скобы;
  • острые ножницы;
  • губка;
  • краска для кожи;
  • лак для кожи;
  • вода.

Краски и лаки

Краски и лаки вы легко найдете даже в обычном хозяйственном магазине. Они продаются также в отделах, где торгуют разнообразными изделиями для художников. Нетрудно заказать эти материалы и через интернет. Главное – на упаковке должно быть написано, что краска или лак предназначены именно для работы с кожей.

Важно! Довольно часто они выпускаются в аэрозольных упаковках, так что никаких дополнительных приспособлений не понадобится. Но на всякий случай очень полезно иметь в хозяйстве набор кисточек – мягких и жестких. Инструмент для тиснения кожи своими руками можно сделать и самостоятельно – во всяком случае, заранее следует позаботиться о том, чтобы было чем прижимать.

Ножницы и нож

Те, кому хоть раз приходилось что-то делать из кожи, знают, что ровный срез получается не всегда. Для того чтобы резать этот материал, вам нужны:

  • сапожный нож;
  • металлическая линейка;
  • острые ножницы.

Сапожный нож – идеальный вариант. Правда, в этом случае детали сложной формы лучше вырезать по лекалам из прочного материала (это может быть жесткий тонкий картон, например). Но можно взять и ножницы. Они должны быть:

  • хорошо заточенными;
  • достаточно тяжелыми.

Прекрасно подходят обычные портновские большие ножницы — они дают ровный срез. Вам понадобится еще материал, с помощью которого можно перенести узор с бумаги на кожу, если вы собираетесь сочетать тиснение с другими способами обработки. Это может быть обычная копирка, которую сейчас проще купить в магазинах товаров для шитья, нежели в отделах канцтоваров. Но лучше всего, если у вас есть детали от старых механических часов. В них имеются зубчатые колесики, которые очень пригодятся при работе с кожей:

  • с их помощью можно перенести рисунок;
  • они способны делать разные линии собственно на коже.

Типы тиснения

Их существует несколько:

  • слепое тиснение;
  • тиснение с применением фольги;
  • конгревное тиснение.

Если говорить о способах нанесения рисунка, то их два:

  • штамповка;
  • выдавливание.

Слепое тиснение

Слепое тиснение может одновременно быть и штамповкой, и выдавливанием. Разница лишь в том, что в двух последних вариантах узор наносится не на каждую деталь отдельно. На все детали, на которые надо нанести одинаковый рисунок, складываются вместе, а качество тиснения зависит исключительно от силы нажима. При этом глубина получается разной.

А зачем может понадобиться фольга? Она в данном случае является промежуточным слоем между штампом и собственно кожей. Если добавить специальные вещества – рисунок можно сделать разноцветным.

Конгревное тиснение

Этот способ основан на том, что кожа разогревается до 100°С. Объемный рисунок получается благодаря тому, что штамп пробивают ударами молотка. Рисунок получается выпуклым. Изделия, оформленные таким образом, смотрятся удивительно красиво, но не каждому начинающему мастеру этот способ доступен.

Важно! Если вы собираетесь и в дальнейшем заниматься этим видом рукоделия, лучше сразу начать с выдавливания и купить набор макетов для кожи. В магазине товаров для художников вам предложат множество вариантов.

Решили попробовать? Тогда начинаем

Вас не пугает то, что этот вид ремесла быстрым и легким никак не назовешь? Тогда можно попытаться. После первого раза ответ на вопрос, как делать тиснение на коже своими руками, появится сам собой – останется только совершенствовать навыки да подбирать инструменты для каждого конкретного изделия.

Делаем штампы

Их можно купить, однако многие мастера предпочитают делать сами. Это дает возможность применять для декорирования кожаных изделий оригинальные элементы. Главная сложность в том, что для изготовления штампа нужен станок, на котором можно выточить металлический элемент.

Для того чтобы сделать пуансон, всего-то необходимы две вещи:

  • выточенный штамп;
  • металлический стержень – алюминиевый или стальной.

Важно! Основная сложность при изготовлении штампа – все элементы должны быть в зеркальном отражении. Это могут быть буквы, цифры, эмблемы. Если вы думаете, как сделать надпись на коже, лучше всего сделать эскиз на компьютере и распечатать его в зеркальном отображении.

Пробуем тиснение

Гравировка на коже своими руками требует внимания. Не пугают сложности в работе? Что ж, тогда можно начинать:

  1. Вырежьте деталь нужной формы из нешлифованной кожи (ромб, квадрат, треугольник, сердечко).
  2. Обработайте кожу – она должна быть чистой, однако, стирать ее не стоит — достаточно просто протереть влажной губкой.
  3. Разложите деталь на ровной поверхности (лучше всего на доске).
  4. Радом положите лоскуток для пробного оттиска.
  5. Подготовьте штамп с нужным изображением.
  6. Нагрейте его на конфорке или спиртовке до 140°С.
  7. Прижмите его к коже.
  8. Сверху постучите молотком.
  9. Если рельеф получился недостаточно глубоким, повторите процедуру, точно попадая в первый оттиск.
  10. Установив оптимальную температуру, нанесите основной оттиск.

Важно! Нельзя допускать, чтобы кожа во время работы подпалилась.

Тиснение фольгой

Если вы решили сделать тиснение на коже своими руками, мастер-класс по использованию фольги вам наверняка покажется интересным. Фольга для тиснения нужна специальная, пищевая не подойдет. Где взять? Там же, где и все остальное, то есть в магазине для художников. В самом крайнем случае, если на прилавках не найдется ничего подходящего, можно взять тонкую конфетную.

Для работы вам понадобятся также:

  • жестяная банка;
  • воск или парафин;
  • скипидар;
  • мягкая кисточка;
  • спиртовка.
  1. Положите в банку кусочки воска или парафина.
  2. Расплавьте их.
  3. Добавьте несколько капель скипидара.
  4. Тщательно перемешайте всю массу.
  5. На фольгу нанесите тонким слоем содержимое банки.
  6. Положите подготовленную таким образом фольгу в сухое теплое (но не жаркое) место.
  7. Дождитесь, пока она высохнет полностью.

Готовим краски

Если вам досталась белая фольга, а вы хотите сделать цветной рисунок, можно выйти из ситуации так. Подготовьте, нужны:

  • акварель нужного цвета;
  • зубной порошок;
  • яичный белок.
  1. Смешайте белок и зубной порошок в соотношении 1:1.
  2. Добавьте в смесь акварельную краску.
  3. Хорошо перемешайте то, что у вас получилось, чтобы не было разбегов и сгустков.
  4. Когда фольга высохнет, нанесите на нее полученный состав.

Хотите сделать красивое седло для лошади или ремень? Тиснение по коже - отличное ремесло, которое может быть освоено даже новичками. Тиснение по коже - это процесс вырезания по коже, при котором создаются рельефы и узоры. Конечно, существуют и другие способы обработки кожи, которые сопутствуют тиснению, например, штамповка. Если вы новичок в мире кожи, эта статья расскажет вам, как выполнять основные процессы, чтобы получить красивое изделие.

Шаги

Часть 1

Выбор и покупка кожи

    Найдите проверенного продавца. Вы можете купить кожу в магазине или у интернет-продавцов. Естественно, если вы нашли другой вариант, который вам подходит, остановитесь на нем!

    Разберитесь, как продается хорошая кожа. Когда вы имеете дело с продавцами кожи, вам следует обратить внимание на то, как они ее продают. Хорошая кожа обычно продается в квадратных дециметрах или поштучно лоскутами. Если вас что-то настораживает при покупке, будьте внимательны.

    Обратите внимание на рубцы, укусы насекомых и клейма. Рубцы, укусы насекомых и клейменные знаки затрудняют обработку кожи и портят ее внешний вид.

    Для начала купите недорогую кожу (писателю нужно написать несколько сотен тысяч слов, прежде чем создать хорошее произведение). При работе с кожей вам придется сделать несколько простых изделий, прежде чем вы будете готовы выполнить более сложную работу; поэтому для начала не стоит покупать дорогую кожу.

    Купите сорт кожи, подходящий для тиснения. Для этого лучше всего подойдет коровья кожа растительного дубления (иные сорта могут использоваться для других деталей).

    • Старайтесь избегать текстурированной кожи и сортов, которые предназначены для мебели. Они не подходят для тиснения.
  1. Выбирайте подходящую толщину кожи. Будьте внимательны при выборе. В некоторых странах толщина кожи измеряется в унциях. Для тиснения 2-3 унции (57-85 грамм) - это слишком мало. Начните с кожи толщиной 3-4 унции (85-115 грамм) и используйте более толстую кожу в зависимости от ваших целей.

    • Массу переводят в стандартный миллиметровый диапазон. Возможно, вы захотите проверить толщину кожи при ее покупке, чтобы убедиться, что вы получаете именно то, за что платите.

    Часть 2

    Выбор и использование инструментов
    1. Купите базовый набор инструментов. Нет смысла начинать с профессиональных и дорогих инструментов. На самом деле лучше начать с простого набора и со временем определиться с инструментами, которые подходят именно вам. Хороший базовый набор можно купить по очень разумной цене в магазинах или через интернет.

      Рассмотрите несколько инструментов для моделирования по коже. Инструменты, которые применяются при работе с глиной, могут также использоваться для обработки кожи. Стилус повсеместно используется в качестве моделирующей лопатки.

      Возьмите доску для резки. Никогда не режьте кожу на необработанном дереве или другой поверхности с текстурой, потому что она может отпечататься на коже и усложнить обработку. Используйте гранитные или мраморные доски для резки кожи.

      • Резиновая подложка поможет уменьшить звук и зафиксировать доску.
    2. Возьмите молоток. Это универсальный инструмент, который вы будете использовать чаще других. Когда вы только учитесь работать с кожей, используйте резиновый молоток. Никогда не пользуйтесь металлическим молотком, а также избегайте деревянных молотков (они очень хрупкие). Хорошими молотками являются молотки из сыромятной кожи, но они очень дорогие (отложите работу с ними на потом).

      Сосредоточьтесь на самых важных инструментах. Если вы покупаете инструменты по отдельности, остановитесь на наиболее используемых инструментах: стилус, поворотный нож, моделирующая лопатка, устройство для снятия фасок, молоток и несколько основных штампов.

      Убедитесь, что размер инструментов идеально подходит вам. Инструменты выпускаются разных размеров; стандартные размеры соответствуют большой мужской руке. Если вы молоды или у вас небольшая рука, подберите инструменты меньшего размера.

      Изучите названия инструментов для обработки кожи. Штампы и инструменты для обработки кожи обычно имеют уникальные названия. Их изучение поможет при чтении инструкций, которые вы найдете в интернете, и при поиске необходимых инструментов.

      Тиснение кожи похоже на работу скульптора: существует множество инструментов, и каждый мастер использует их по-своему. Не переживайте, если вы использовали штамп для получения какого-то одного узора, а в результате получили другой. Любой результат, который вам нравится - хороший результат.

    Часть 3

    Создание изделия

      Распечатайте узор. Самый простой и дешевый способ сделать узор - просто распечатать его на бумаге для принтера. Также вы можете перевести узор на восковую или чертежную кальку. Не следует использовать копировальную бумагу или наносить узор непосредственно на кожу.

      • Вы можете нарисовать узор от руки, используя собственную фантазию.
    1. Обрежьте ваш образец. Обрежьте кожу по форме и размеру окончательного изделия (полосой, если вы делаете ремень, овалом для седла, прямоугольником для бумажника и т.д.). Не используйте ножницы - они подходят только для очень тонкой, похожей на ткань, кожи. Вместо этого используйте канцелярский нож или специальный нож.

      Обработайте кожу. Закрепление кожи - это просто красивое название процесса увлажнения кожи, но это не значит, что для этого используют только воду. Вода годится, но закрепители (которые вы можете приобрести в интернете или в специальном магазине) помогут защитить вашу кожу от потеков. Просто нанесите выбранную жидкость на всю площадь обрабатываемой поверхности, используя аэрозоль или губку.

      • Тем не менее, не замачивайте и не переувлажняйте кожу. Наносите жидкость умеренно.
      • Не наносите закрепитель на один и тот же участок более одного раза. Если вам нужно отложить работу на какое-то время, оберните кожу пленкой и положите в холодильник.
    2. Переведите узор на кожу. Если кожа вернула свой натуральный цвет, вы можете начать переводить узор. Просто положите рисунок на кожу и при помощи тупого карандаша или моделирующего стилуса прорисуйте узор (надавливайте не сильно).

      Вырежьте основные линии, используя поворотный нож. Держите поворотный нож как ручку, надавливая вниз; указательный палец держите на лезвии, большой и средний палец - на ручке ножа. Лезвие должно быть направлено прямо и вниз, а скошенная часть лезвия должна «смотреть» назад. Двигайте лезвие по направлению к себе. Держите запястье прямо и при необходимости поворачивайте лезвие, вращая пальцами ручку ножа.

      • Лезвие всегда нужно вести по направлению к себе.
      • Потренируйтесь работать с поворотным ножом перед тем, как приступать к серьезным проектам. Это поможет вам научиться двигать лезвие так, чтобы получить ожидаемый результат.
      • Также вы можете менять скорость, давление и длину штрихов, чтобы получить различные варианты тиснения. Например, быстрым и коротким движением можно получить узор, напоминающий усы.
    3. Определите, какие участки должны быть продавлены глубже или мельче. Основываясь на контурах узора, нанесенных на кожу, примите решение об уровнях разных участков. Также определите, какие участки нужно затенить, а каким придать текстуру. Чтобы придать изделию профессиональный вид, распланируйте такие участки заранее и отметьте их на своем эскизе.

      Фаска или рельеф по краям украсят ваш узор. Вы можете использовать инструменты вроде моделирующей лопатки, надавливая по краям с одной или с другой стороны узора. Просто последовательно обрабатывайте более мелкие или более глубокие участки!

      Используйте штампы для создания рисунка и придания текстуры или эффекта затенения. Теперь вы можете использовать штампы! Разместите штамп на коже; он должен располагаться вертикально, равномерно опираясь на кожу. Стукните один или два раза молотком по торцу штампа, чтобы отпечатать узор (перед этим поэкспериментируйте на ненужном куске кожи).

      • Не бейте молотком по штампу слишком сильно, чтобы отпечаток не получился прерывистым и чтобы не оставлять на поверхности кожи валики вокруг отпечатка. Инструмент следует держать свободно - так, чтобы он возвращался на исходную позицию после удара.
      • Лучше всего ударять по штампу только один раз. Но некоторые большие штампы требуют двух или более ударов. Перед каждым ударом выставляйте штамп в соответствии с существующим отпечатком.
    4. Положите кожу под пресс (при необходимости). Тиснение, а особенно тиснение больших по площади лоскутов кожи деформирует ее. Простой способ борьбы с деформацией – положит кожу под пресс после окончания работы и оставить высыхать, придав ей соответствующую форму. Не нужно использовать что-то очень тяжелое; также избегайте материалов с текстурой, которая может остаться на коже.

    Часть 4

    Окончательная отделка

      Обрежьте края кожи. Для этого используйте инструмент для снятия фасок. Это предохранит края кожи от закручивания. Необходимо скашивать только лицевую поверхность - задняя поверхность может оставаться плоской. Обратите особое внимание на острые углы в вашем изделии. Их нужно обработать отдельно, срезая углы по диагонали.

    1. Нанесите лак, краску или пигмент. Когда края обработаны, вы можете переходить к окончательной отделке в соответствии с вашим замыслом. Можно использовать лак, чтобы сохранить определенные участки неокрашенными или менее окрашенными. Обязательно используйте перчатки при работе с красящими веществами.

      • Купите хорошие лаки различных цветов. Применяя их, пользуйтесь бумажными полотенцами, кистью, губкой (из натурального материала) или просто очень старой губкой (обычные губки содержат химические вещества, на которые кожа плохо реагирует).
      • Вы также можете использовать краски. Существуют краски, предназначенные для работы с кожей, но некоторые виды кожи можно красить даже кремом для обуви! Он наносится так же, как и лак.
      • Акриловые краски, разбавленные водой, также применяются для окраски кожи. Для их нанесения используйте обыкновенную кисть для рисования. На маленьких участках кожи акриловые краски смотрятся лучше, чем на больших.
        • По мере того, как вы будете набираться опыта в тиснении кожи, вы начнете делать скошенную кромку для придания объема вашим узорам. Наносите удары правее или левее центра верхней части инструмента.
        • Можно отполировать кожу после увлажнения, но перед использованием штампов. Таким образом, рисунок будет лучше держаться на коже. Также в специализированных магазинах вы можете найти брусок для затирки, при помощи которого можно отполировать края.
        • Если вы хотите научиться делать замысловатые узоры, приобретите книги по использованию инструментов для тиснения кожи (или найдите их в библиотеке).

        Предупреждения

        • Не используйте металлический молоток для тиснения кожи. Это создаст излишнее давление. Используйте пластиковый молоток или молоток из сыромятной кожи.

    Сделать тиснение на коже своими руками не сложно. Порядок действий примерно следующий.

    Для нанесения тиснения желательно выбирать кожу помягче, с такой кожей будет легче работать. Итак, допустим, у нас есть кожаное изделие и трафарет для нанесения рисунка.

    • расстелите кожу на столе. Кусок тряпки нужно намочить в воде, хорошо выжать, чтобы с нее не капало, и положить на кожу минут на 15.
    • трафарет переверните и положите на небольшую деревянную доску, прижмите его крепко, чтобы он не ходил.
    • Уберите тряпку с кожи и протрите лишнюю влагу. Прикройте кусок кожи, на который будем наносить рисунок, махровым полотенцем и прогладьте его горячим утюгом с эффектом пара. Это поможет сделать кожу более податливой.
    • положите кожу на трафарет. Если найдется дома, то желательно прыснуть чуть-чуть монтажной пены.
    • положите сверху груз и оставьте часов на 6-8. По истечении отведенного времени, аккуратно удалите пену и трафарет, надеюсь, результат Вас не огорчит.
  • Для того что бы сделать тиснение на коже в домашних условиях самому, вам будут необходимы штамп, который вы будете делать на коже, молоток или же специальное оборудование для таких целей. Так же вам понадобится физическая сила.

    Чтобы делать тиснение на коже, нужно сделать клише (штамп). Именно отпечаток рисунка на клише и будет создавать рисунок на коже.

    В промышленных условиях или для небольших предприятий клише заказывается на производстве. Например, в Санкт-Петербурге клише можно заказать в типографии имени Ивана Федорова или в небольших компаниях, занимающихся изготовлением штампов.

    Самостоятельно при большом желании тоже можно изготовить штамп для тиснения .

    Для клише понадобится металлическая пластина (хорошо подходит латунь, медь, магний).

    Например, можно простой гравировкой сделать на металлической пластине нужный рисунок. Только важно помнить, что линии гравировки должны быть широкими и глубокими.

    Глубину гравировки нужно делать в разумных пределах, чтобы штамп во время тиснения не прорезал кожу. Оптимальный вариант около 3 миллиметров.

    И самое главное - надпись на клише должна быть в зеркальном отражении.

    Можно выточить штамп для тиснения на станке. Можно вытравить нужный рисунок на металлической пластине.

    Можно приобрести ручные штампы-пуансоны в интернете здесь и здесь.

    Можно даже сделать одноразовый штамп из электрокартона. Только нужно будет из одного кусочка картона вырезать рисунок, а потом приклеить этот кусочек к другой картонке бОльшего размера. Примерно так:

    Вместо штампа можно использовать любую плоскую металлическую вещицу с рельефным рисунком. Монета или даже декоративная металлическая пуговица вполне подойдут.

    Такая металлическая вещица послужит нам штампом для блинтового (слепого) тиснения. Блинтовое тиснение это вдавленный рисунок на коже.

    Также существует конгревное тиснение , но для него нужны две части клише: верхняя и нижняя. Конгрев это выпуклый объемный рисунок на коже. Откровенно говоря, специалисты могут сделать конгрев и без нижней подложки, но в домашних условиях такое тиснение очень сложно сделать.

    На производстве тиснение кожи делают на специальном прессе под большим давлением. Дома, конечно, такого пресса нет. Кожу можно тиснить горячим и холодным методом, с фольгой и без нее. Для тиснения существует специальная фольга. Фольгу применяют только при горячем тиснении. От высокой температуры (около 110 градусов). фольга оставляет равномерный золотой или цветной отпечаток на коже в зависимости от цвета фольги.

    Как сделать тиснение на коже в домашних условиях . Дома мы можем сделать только блинтовое тиснение.

    Понадобится штамп, понадобится кусочек фольги, понадобится молоток, кожа, утюг, пинцет или х/б перчатки.

    Первый способ:

    Набиваем тиснение. Сначала пробуем на небольшом кусочке. В зависимости от типа кожи (дубления) ручное тиснение выглядит по-разному. Нагреваем штамп, ставим его на лицевую сторону кожи и ударяем по ручке штампа молотком. Важно, чтобы рабочая поверхность молотка была больше штампа для равномерного распределения силы удара. Если оттиск нравится, продолжаем таким образом набивать тиснение, периодически нагревая штамп. При желании можно посильнее нагреть штамп. От нагретого штампа верхний слой кожи немного подгорает и получается затемненный рисунок.

    Если оттиск не нравится, немного смочите лицевую сторону кожи влажной губкой. Штамп в этом случае нагревать не надо.

    Второй способ:

    В этом случае нужен плоский штампик. Сначала штамп необходимо нагреть. Можно нагреть в сухой сковородке. Затем пинцетом или в перчатках лицевой стороной кладем горячий штамп на лицевую сторону кожи, сверху накрываем кожу вместе с клише пищевой фольгой или пергаментом и с силой придавливаем горячим утюгом. Качество оттиска в данном случае зависит от температуры нагрева и силы давления.

    Важно помнить: под кожу в обоих способах тиснения нужно подкладывать какой-нибудь более-менее упругий материал. Подойдет даже обычный толстый картон. Если будете делать блинтовое тиснение на жесткой поверхности, коже некуда будет вдавливаться и тиснение не получится, либо кожу прорежете. Удачи!

    Чуть не забыла! Если по какой-то причине горячий штамп будет прилипать к коже (такое бывает из-за покрытия лицевого слоя), положите на кожу тонкую вощеную бумагу и делайте горячее тиснение через нее.

    Также рисунок тиснения можно набивать без штампа. По ссылкам смотрите видео урок и мастер-класс.

    Для этого процесса нам понадобятся клише за ранее приготовленные и ровный стол или поверхность, где будет производиться данное действие. Для начала нужно смочить кожу, расстелить на столе и подождать около 10-15 минут, чтобы с нее ушло большее количество влаги, далее приложите трафарет так, чтобы он не отходил, нужно убрать тряпку с кожи, протереть не нужную воду. Далее нам понадобится махровое полотенце и его нужно приложить к кусочку кожи, которые уже лежит на трафарете и погладить утюгом, горячим.

    Тиснение на коже можно сделать самому, только для этого надо иметь необходимый инструмент и кусочек кожи.

    К таким инструментам относится: поворотный нож и различные штампы, молоток.

    С помощью поворотного ножа прорезаются основные элементы.

    С помощью штампов создается фон, фактура.

    Перед процессом тиснения кожи, е кладут на деревянную дощечку.

    Ударяя по инструменту для тиснения молотком, делаем тисненный рисунок. Для мягкой кожи хватает одного удара молотком по инструменту для штампа, для твердой - несколько.

    Для того, чтобы сделать плавные линии, надо иметь стилус.

    В конце тиснения кожи протрите ее водой и дайте высохнуть.

    Ваш рисунок готов.

    Тиснение на изделиях из кожи можно делать дома самостоятельно. Можно сделать тиснение на ремешках от часов, на кожаных закладках для книг, на обложках и переплтах книг. Таким образом украшенные вещи могут стать замечательным уникальном подарком.

    Для того, чтобы в домашних условиях делать тиснения на коже, понадобятся некоторые инструменты:

    • штампы пуансоны (можно купить, а можно и сделать самому, если есть навык в работе по металлу);
    • молоток;
    • угловой резец и острый нож-резак;
    • портняжная накатка (чтобы делать узоры);
    • канфарник;
    • мягкая кисть и фольга (разноцветная).

    Для начала нужно приготовить все инструменты к работе. Штампы можно выточить из стальных или алюминиевых стержней надфилем. Изображения на штампах могут быть самыми разными - узоры, цифры или буквы. Помните, что эти изображения нужно выполнять в зеркальном виде, чтобы они в последствии правильно отпечатывались на коже. В качестве накатки можно использовать, например, колсики от не нужных сломанных механических часов. С помощью накаток можно украшать кожу интересными линиями, узорами. Для того, чтобы в нужных местах на коже, если потребуется, пробивать отверстия, можно использовать трубки разного диаметра, предварительно заточив у них края.

    Для того, чтобы делать тиснение без красок, берм пуансон с желаемым рисунком и нагреваем его на открытом огне (температура должна быть около 140 градусов Цельсия). Температуру штампа трудно проверить, поэтому нужно приспособиться с помощью опыта - используйте пробный оттиск, чтобы опробовать пуансон.

    Теперь таким образом разогретую часть штампа нужно прижать к коже (к пробному куску кожи) и ударить сверху достаточно сильно молотком. Если рельеф по Вашему мнение недостаточно глубок, штамп нужно разогреть ещ сильнее. Если наоборот, кожа подпалилась, то время нагрева штампа нужно несколько сократить. Со временем Вы научитесь подбирать оптимальную температуру для разогрева пуансона. Как только Вы остались довольны результатом, можно приступать к обработке рабочего материала.

    Если Вы планируете сделать красочное тиснение, то приготовьте специально для этого предназначенную разноцветную фольгу. Е можно приобрести в магазине, или же взять тоненькую фольгу из-под конфет или упаковок чая. Используется фольга следующим образом: в жестяной посудине нужно растопить воск (парафин тоже подойдт). Для того, чтобы материал не застывал быстро во время работы, можно добавить в парафин скипидар, после чего хорошо размешать.

    Берм мягкую кисточку и наносим ею тоненький слой воска на фольгу, после чего воску надо дать высохнуть в течении нескольких часов (без скипидара воск застывает очень быстро, но со скипидаром - это единственная возможность нанести воск тонким слоем на фольгу).

    Как только воск на поверхности фольги высох, сверху наносится темперная или акварельная краска, которую предварительно нужно смешать с зубным порошком и с яичным белком. Оставляем фольгу на несколько минут немного подсохнуть, и потому она готова к дальнейшей обработке.

    Есть ещ другой метод приготовления раствора для нанесения на фольгу - В воск просто добавляется масляная краска нужного цвета. Краску для этого нужно размешивать с ещ расплавленным воском (парафином). Мешать до тех пор, пока не получится совершенно однородная масса. Затем, как и в первом случае, используем мягкую кисть, чтобы нанести готовую краску на фольгу тонким слоем.

    Теперь можно переходить непосредственно к процессу тиснения. Для этого нагреваем наш штамп-пуансон на огне, кладм на кожу фольгу с краской (разумеется, той стороной вниз, на которой нанесена краска). Затем ставим и крепко прижимаем хорошо разогретый штамп к фольге и ударяем крепко один раз молотком. Проделывать это нужно не слишком быстро - при нажиме штампа краска должна нагреться, для этого пара секунд может понадобиться. Это зависит от толщины фольги и вида (качества) кожи. Научиться лучше всего методом проб и ошибок))

    Об основах тиснения на коже можно посмотреть на видео в Ютубе, например здесь.

    Более профессиональное тиснение на коже делается с помощью небольших станков, а также больших прессов. Немного больше об этом можно узнать, посмотрев следующее видео. Здесь показывается, как с помощью одного такого станка делается тиснение через фольгу.

    А есть более универсальные маленькие станки, которые способны выполнять тиснения не только на коже, но и на бумаге, картоне и даже на ткани (только для ткани требуется определнного вида специальная фольга). Такой станок можно приобрести и для дома. Станок электрический и нагрев, соответственно, производится именно таким способом.

    Вот некоторые примеры тиснения на коже, которое можно выполнить в домашних условиях.

    Способ горячий, но производится абсолютно своими силами.

    Изготовить клише из твердой резины, вырезать нужный рисунок, укладывается на твердую поверхность рисунком к верху, сверху положить фактурой вниз кожу. Нажать на разогретым до 120 градусов утюгом к клише. Подержать секунд десять.

    А если покрасить клише перманентным маркером, то тиснение получится цветным.

    есть еще холодный способ, но он требует покупки штампа, а выше описанный способ позволяет делать различные рисунки. Единственный минус, такое клише быстро теряет годность.

    Сейчас очень популярная методика,это тиснение на коже при помощи фольги. В процессе работы на любую поверхность кожи наносится фольга и глубина ее тиснения конечно меньше,чем при блинтовом тиснении.

    Для этого используются как молоток,так и самодельный пресс. А многие мастера тиснения используют для этой цели даже обычный утюг.

    И вы можете посмотреть все уроки по различным методам тиснения вот здесь и в том числе при помощи фольги.

    Для тиснения можно изготовить клише из различных подручных материалов.

    С помощью тиснения на коже делают удивительные рельефные рисунки.

    Чтобы изготовить тиснение,то нужно иметь специальные инструменты и кожу.

    Для тиснения кожу нужно положить на деревянную дощечку и ударять по ней молотком.

    Вот какие виды тиснения существуют:

    Для того, чтобы сделать тиснение на коже в домашних условиях, новичкам хорошо подойдут два наиболее простых способа: тиснение с помощью прижима и штамповка.

    1) Для первого способа нам понадобится кусок необработанной кожи, тиски, вода, губка и штамп. В качестве штампа подойдт кусочек метала с рельефным рисунком, например, монетка. Также штампы можно заказать у мастеров на Etsy.

    Кожа ложится на край стола лицевой стороной вверх. Е разглаживают и равномерно увлажняют не слишком мокрой губкой. К коже прилаживают штамп и как можно сильнее прижимают их тисками к поверхности стола на 20 минут.

    2) Для штамповки нам понадобятся следующие вещи: губка, вода, кожа, деревянный молоток, 3-Д штампы с цилиндром.

    Кожа смачивается водой, а затем нужный штамп приставляется к е поверхности. В его центр вставляется цилиндр, по которому нужно несколько раз ударить деревянным молотком.

    Подняв штамп, проверяем глубину рисунка. Обычно, если кожа мягкая, то после небольшой тренировки хватает и одного удара.

    Используя различные штампы, можно делать разнообразные рисунки. Если покрыть тиснение лаком, оно будет лучше выглядеть и дольше прослужит вам.

    Чтобы сделать тиснение на коже самостоятельно, дома, то вам понадобятся специальные инструменты, для начала. На картинке показаны примитивные инструменты для этой техники:

    Также вам понадобится пресс и инструменты для нагрева кожи, например, утюг.

    Вот несколько видео, которые вам помогут справиться с этим искусством тиснения кожи и нанесения на рее различных интересных рисунков:

    Самый распространенные способы теснения - это горячий и холодный.

    Для горячего теснения используют кожу толщиной от 1,2 до 3 миллиметра и делается такое теснение металлическими штампами (их можно купить в магазине).

    Для холодного теснения используют кожу потоньше - от 0,8 до 1,2 миллиметра.

    Для холодного теснения необходима матрица и контрматрица. Кожа спрессовывается между ними.

В данной статье мы расскажем об истории появления и основах технологии тиснения, опишем различные методы получения рельефных изображений на поверхности натуральной кожи, приведем описание необходимых для выполнения этой операции инструментов, а также постараемся дать несколько ценных рекомендаций, которые могут оказаться полезными на различных стадиях изготовления и декорирования ваших авторских изделий.

Что представляет собой тиснение по коже

Несмотря на то, что обработка шкур животных и выделка натуральной кожи являются древнейшими из ныне известных ремесел, термин «тиснение», как и сама технология, появились спустя несколько тысячелетий после того, как люди уверенно освоили различные методы заготовки шкур и стали широко использовать их в быту. Пожалуй, наиболее древним из ныне сохранившихся свидетельств применения данной технологии можно считать ископаемую глиняную посуду, на которой первые представители гончарного ремесла ставили свое клеймо при помощи нехитрых штампов. Большая часть такой посуды датируется периодом 4 500 - 4 400 лет до н.э., однако в отдельных регионах нашей планеты были найдены фрагменты примитивной глиняной посуды, которой древние люди пользовались еще за 10 000 лет до н.э.

В дальнейшем технология тиснения получила закономерное развитие и начала применяться более широко, в частности, для набивки различных орнаментов на ткань: мастер сначала вырезал определенный узор на деревянном клише, покрывал его красителями, а затем под давлением переносил изображение на ткань. Впоследствии, уже в позднем средневековье, метод переноса изображения с покрытого красителем клише на бумагу вместе с развитием искусства тонкой обработки металлов заложили основы технологии производства гравюр, и, как следствие, стали родоначальниками массового книгопечатания.

Переходя непосредственно к тиснению по коже, для начала постараемся дать максимально емкое и содержательное определение данной технологии: тиснение, или штампование – это частичная или полная обработка поверхности натуральной кожи при помощи давления, оказываемого различными специализированными инструментами с применением техники резьбы, либо без нее. Тиснение может проводиться в условиях промышленного производства для придания правильной фактуры полулицевой и корректированной коже, создания имитации текстуры кожи экзотических животных, либо наноситься на кожу вручную при помощи различных штампов, оттисков и клише. Именно таким способом в домашних студиях и мелкосерийных мастерских на поверхность изделий из натуральной кожи наносятся различные рельефные узоры, рисунки, логотипы и надписи.

В художественном плане ручное тиснение по коже дает мастеру практически неограниченную творческую свободу и обеспечивает бесконечное разнообразие вариантов эксклюзивного оформления изделий благодаря тому, что нужные штампы и клише можно приобрести в специализированных магазинах, заказать у опытных мастеров, либо изготовить самостоятельно. Поскольку ручное тиснение по коже является достаточно кропотливым, трудоемким и ответственным процессом, то для выработки навыка и получения стабильного результата вам придется запастись терпением, качественным инструментом, а также кожей определенной выделки, предназначенной специально для тиснения или хорошо подходящей для этой технологической операции.

Инструменты для тиснения по коже

Приведем перечень инструментов, являющихся необходимым и в большинстве случаев достаточным набором для выполнения тиснения по коже:

Наборы различных штампов, оттисков и клише – приобретаются в специализированных магазинах, изготавливаются самостоятельно или на заказ;

Поворотный нож со сменными насадками различных размеров и форм – инструмент для вырезания изображений на поверхности кожи. Используется при более продвинутых способах тиснения с применением техники резьбы по коже;

Удобный молоток, который не повреждает штампы и имеет минимальную отдачу при нанесении удара – такими качествами обладают специальные нейлоновые молотки, широко применяемые в кожевенном деле;

Пластиковые или деревянные стилусы для выдавливания контуров изображений на поверхности кожи;

Колесные маркеры для разметки кожи и проведения рельефных линий на обрабатываемой поверхности;

Наборы надфилей с различными профилями для изготовления, доводки и корректировки штампов;

Ровное деревянное основание, которое будет служить подложкой для обрабатываемой кожи при выполнении тиснения;

Мягкая губка для смачивания кожи с целью ее размягчения непосредственно перед началом тиснения;

Полезные мелочи, к которым можно отнести всевозможные трафареты с изображениями растений, животных, этническими орнаментами и популярной символикой.

Натуральная кожа для тиснения

Вам также необходимо запастись и некоторым количеством кожи растительного дубления – особой разновидности натуральной кожи, предназначенной специально для тиснения, штампования и резьбы. Благодаря специфической технологии выделки приданный такой коже художественный рельеф со временем не расправится, не сгладится и не утратит живости.

По большому счету, тиснение можно наносить практически на любую натуральную кожу, однако далеко не каждый вид кожи и метод штампования способны обеспечить устойчивость рельефа в течение достаточно продолжительного времени. Например, неглубокое или незакрепленное тиснение, нанесенное на кожу хромового дубления, со временем может «поплыть».

Если вы не обладаете достаточным опытом, то в процессе обучения данной технике вы сами экспериментальным путем сможете понять, какая кожа подходит для ваших производственных нужд лучше других. Однако для экономии времени и сил мы все же рекомендуем вам прислушиваться к советам опытных мастеров по выбору натуральной кожи, способной обеспечить высокое качество и долговечность тиснения.

Методы тиснения кожи

Все виды, методы и способы тиснения натуральной кожи можно разделить на две основные категории – холодное и горячее. Такое разделение продиктовано не только разницей в рабочей температуре штампов, но и отличиями в получаемых результатах.

Холодное тиснение обычно применяется в случаях, когда на гладкую кожу необходимо нанести несложный узор, надпись или простое клеймо. Для холодного тиснения подходят кожи толщиной от 0.8 до 1.2мм. Впрочем, толщина материала при данном способе не имеет решающего значения, поскольку определяющей является индивидуальная способность кожи держать полученный рельеф без дополнительной термической обработки.

Отделка горячим тиснением основана на способности кожи принимать и сохранять устойчивый оттиск после надавливания на нее металлическим штампом, разогретым до температуры 60-140°C. При выполнении горячего тиснения в домашних условиях оптимальная степень нагрева штампа обычно определяется экспериментальным путем для каждого отдельного типа кожи. При этом наиболее точные замеры температуры рабочей поверхности штампа удобнее всего производить при помощи специального бесконтактного термометра – пирометра. Для горячего тиснения подходит кожа толщиной от 1.2-1.4мм.

В технологическом плане нанесение рельефных изображений на поверхность натуральной кожи можно разделить на четыре вида:

Слепое (блинтовое) тиснение – применяется в случаях, когда на коже необходимо получить оттиск с гладкой структурой. Выполняется следующим образом: на ровном участке кожи перпендикулярно поверхности располагается штамп, а затем по нему наносится удар молотком. Если в качестве штампа используется наборное клише, то все составные детали изображения должны находиться в одной плоскости. При слепом тиснении глубина и четкость полученного оттиска напрямую зависят от силы давления на штамп, т.е. от силы удара по штампу. Данный вид тиснения бывает холодным или горячим, но не слишком высокотемпературным, так как существует риск перегрева и порчи кожи;

Тиснение фольгой – суть метода заключается в размещении между штампом и поверхностью кожи тонкой металлической фольги, смазанной клеящим составом на основе воска. Под давлением штампа фольга пропечатывается в образованный рельеф и затем схватывается с кожей. Глубина рельефа при тиснении фольгой обычно меньше, чем при слепом тиснении, однако данный метод позволяет получать сложные многоцветные изображения и осуществляется исключительно горячим способом;

Конгревное тиснение – нанесение на поверхность кожи рельефных изображений методом прессования с применением металлической фольги или без нее. При такой технологии кожа располагается между пуансоном и матрицей (клише для конгрева), а затем прессуется. Для конгревного тиснения подходит только тонкая пластичная натуральная кожа, а клише производятся исключительно из металла. Конгревное тиснение проводится как горячим, так и холодным способом;

Текстурирование – данный метод тиснения применяется на одном из этапов выделки кожи для придания нужной фактуры ее поверхности. Чаще всего текстурирование используется для обработки лицевой поверхности корректированной кожи после ее шлифования, а также для создания имитация фактуры кожи экзотических животных на поверхности кожи КРС . Суть такой технологической операции заключается все в том же прессовании, однако при этом клише выдавливает однородный неглубокий узор не на относительно маленьком участке, а на всей поверхности куска кожи.

Выполнение слепого тиснения по коже

Для примера пошагово рассмотрим процесс холодного слепого тиснения по коже, поскольку данный способ является наиболее доступным для понимания и повторения. В самом простом случае выполнение такого тиснения состоит из следующих этапов:

1. В первую очередь необходимо выбрать и подготовить кусок натуральной кожи подходящего размера и толщины. Для выполнения качественного тиснения лучше всего подходит кожа растительного, синтанного или хромтаннидного дубления.

2. Выбирается или изготавливается штамп с рельефным оттиском клейма, логотипа, надписи или изображения в масштабе 1:1. Если изображение или надпись не являются обратимыми, т.е. в зеркальном отображении выглядят задом наперед, то изображение и/или надпись на штампе должны быть отображены зеркально относительно вертикальной оси, проходящей по краю оригинального изображения и/или надписи. В случае обратимых изображений и надписей, симметричных относительно проходящей по их центру вертикальной оси, оттиск на штампе изготавливается и переносится как есть.

3. При использовании кожи растительного дубления вся поверхность куска (а не только место будущего тиснения) тщательно смачивается чистой теплой водой при помощи губки. Важно равномерно увлажнить всю поверхность кожи во избежание водных подтеков после ее высыхания. Для того, чтобы кожа размягчилась и стала пригодной для тиснения, обычно требуется не менее получаса, однако этот временной промежуток может варьироваться для кожи различной выделки и толщины. Также крайне важно не размачивать кожу сверх меры, иначе вместо аккуратного рельефного оттиска вы получите нечто бесформенное и крайне неэстетичное. Объем воды должен быть таким, чтобы она все еще продолжало впитываться, но кожа при этом уже не успевала подсыхать. Как только появятся первые признаки того, что кожа прекратила активное поглощение воды, процесс увлажнения необходимо остановить.

4. Штамп и молоток располагаются в удобном месте для оперативного доступа, кожа размещается на ровной твердой поверхности, а под кожу подкладывается подложка из дерева или плотной резины.

5. Когда кожа начнет постепенно возвращать свой оригинальный цвет и станет прохладной на ощупь, то она готова к тиснению. Признаком готовности кожи также является ее подсохший лицевой слой. Начиная с этого момента кожа в достаточной степени размягчилась, а в ее внутренних волокнах осталось оптимальное количество влаги для начала процесса штампования.

6. Штамп ставится строго перпендикулярно поверхности кожи и надежно фиксируется, а затем по нему наносится точный одиночный удар молотком. Необходимо помнить о том, что в данном случае глубина и четкость получаемого оттиска напрямую зависят от силы и точности удара по штампу, а также от степени мягкости кожи. Как правило, мягкие разновидности кожи поддаются тиснению на нужную глубину с первого удара. Более жесткие или плотные виды кожи могут подвергаться тиснению в несколько проходов. Однако вне зависимости от толщины и плотности кожи в результате мы должны получить четкий рельефный оттиск равномерной глубины по всей площади изображения.

7. После того, как желаемый оттиск получен, кожа протирается и сушится в естественных условиях до полного высыхания.

В качестве дополнительного, но совсем не обязательного завершающего штриха готовое рельефное изображение можно "оживить" при помощи красителей, подходящих к выбранному типу кожи. В таком случае после окончательного высыхания красителя полученный рисунок закрепляется специальными составами-фиксаторами, а затем тщательно полируется при помощи мягкой ткани или шерстяного войлока.

Также стоит упомянуть о том, что для нанесения выпуклых изображений на лицевую поверхность тонкой кожи ее тиснение следует проводить с бахтармяной стороны, однако процесс получения таких изображений сопряжен с определенными нюансами: во-первых, штамп с изображением нужно всегда готовить в прямом, а не зеркальном отображении, а во-вторых, после выполнения тиснения полученный рельеф следует смазать клеем ПВА с изнаночной стороны и при необходимости подклеить под него подложку из куска кожи. Однако, если вы хотите получить по-настоящему качественный и долговечный выпуклый оттиск на поверхности кожи, то следует использовать не ручное, а конгревное тиснение на прессе.

Где найти больше материалов по тиснению кожи?

Даже если у вас не получается овладеть искусством тиснения по коже настолько профессионально и быстро, насколько вам бы хотелось, то постарайтесь не отчаиваться и ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. После того, как вы набьете руку и станете достаточно опытным в этом непростом и кропотливом деле, вы не только получите желание и возможность «оживить» собственную одежду, обувь и аксессуары, но и всегда сможете изготовить штучные эксклюзивные вещи на заказ, а также порадовать своих близких по-настоящему оригинальными персонифицированными подарками.