Технология пошива изделий из кожи. виды, описание, уход

В современных магазинах представлено большое разнообразие искусственной кожи. При всех преимуществах этого материала - простота ухода и шитья, красивый внешний вид, очень схожий с натуральной кожей, - он продолжает привлекать любительниц рукоделия своей сравнительно низкой ценой.

Однако для того чтобы изделия из искусственной кожи радовали глаз, нужно ознакомиться с некоторыми нюансами шитья этого материала. Их не очень много - гораздо меньше, чем когда дело идет о настоящей коже. И всё-таки знание этих правил значительно облегчит работу.

Проблемы всего три:

  1. Кожа прилипает к лапке, тормозя ход швейной машины. Машинка как бы “топчется” на одном месте.
  2. На поверхности материала хорошо видны проколы от швейной иглы.
  3. Кожа часто рвётся под стежками.

В соответствии с этими особенностями можно дать несколько советов по работе с искусственной кожей.

На этапе выкраивания, примерки и предварительной наметки следует помнить, что пользоваться булавками и ручной иглой категорически запрещено, поскольку проколов в этом случае не избежать. Вместо этого можно, например, положить на выкройку, которую следует обвести на ткань, какой-то груз.

Вырезать детали кроя желательно не ножницами, а специальным дисковым ножом. Вниз при этом нужно подложить плоскую дощечку или стекло, которые будет не жалко разрезать. Если нужен ровный срез, то можно воспользоваться пластиковой линейкой.

Для работы на швейной машине нужно приобрести специальную лапку, выполненную из тефлона или оборудованную роликами. Это способствует тому, что искусственная кожа не тормозит ход, перемещаясь свободно. Если же такую лапку найти не удалось, то можно в процессе шитья накладывать сверху кожи полоску вощеной бумаги - это облегчит передвижение обычной лапки. Когда строчка проложена, нужно аккуратно оторвать бумагу по бокам шва, а затем удалить остатки.

Ещё один способ - просто смазать кожу маслом (машинным или растительным).

Иголки следует выбирать самые острые, поскольку это сделает прокол менее заметным. Например, подойдут иглы для джинсы. Есть, конечно, специальные иглы для пошива натуральной кожи, но для искусственной они уже не очень подходят. Нужно помнить и о том, что кожзаменитель затупляет их гораздо быстрее, чем другие ткани, поэтому иглу нужно менять как можно чаще.

Стежки должны быть довольно длинными. Если стежок короткий, то нитка очень сильно натянута и может повредить материал. Именно поэтому между проколами иглы часто можно наблюдать разрывы кожи. Чтобы этого избежать, можно вместо простой прямой строчки использовать “зигзаг”.

Во время шитья для предварительного соединения деталей удобно использовать маленькие заколки для волос или даже невидимки. Таким образом можно выровнять края стачиваемых деталей, а когда лапка приблизится к месту зажима, невидимку нужно просто снять.

Чтобы строчка не виляла и выглядела аккуратной, лучше не устанавливать слишком быстрый ход. Чем медленней вы шьёте , тем качественней будет результат.
Специально для сайта Уроки Рукоделия sabbinochka.

Здравствуйте, друзья!

Вещи из натуральной кожи всегда в тренде.

Но, без профессиональных знаний и навыков, качественный пошив изделий из кожи доступен не каждому портному. Поэтому, альтернативные материалы отличное подспорье новичкам и профи.

Шить из популярной нынче экокожи или других заменителей натурального сырья доступнее и легче. Искусственная кожа легко режется, шьётся, клеится, имеет ширину, как у обычной ткани и неприхотлива в уходе.

Между тем, некоторые нюансы пошива знать нужно. Иначе можно уже на этапе раскроя.

Поищем ответ на вопросы: как шить экокожу и кожзам.

Не буду распалять ваше внимание обзором видов искусственной кожи. Это обширная тема для отдельной статьи. чтобы не пропускать обновления блога.

Цель публикации: рассмотреть особенности экокожи и применяемые способы обработки при шитье вещей из искусственной кожи.

Важно! Задумывая публикацию, я поняла, что в одной статье не смогу рассказать всё, что знаю.

Сегодня рассмотрим основные особенности материалов и рекомендации по работе с ними.

ищите дополнительные хитрости и личный опыт по работе с экокожей.

Чтобы шить качественные вещи из искусственной кожи нужно понимать особенности материала и тонкости обработки.

Основные сложности при работе с экокожей:

  • На материале остаются проколы от иглы
    Традиционное смётывание иглой с ниткой или скалывание булавками не подходит.
    Закреплять детали выкроек привычными булавками тоже не получится;

  • Поверхность лицевого слоя не позволяет лапке швейной машины продвигаться легко, без “залипаний”. Лапка не двигается, игла строчит на одном месте, что приводит к сильным проколам и “зажёвыванию” материала;

  • С лицевой стороны материала часто сложно нанести уточнения обычными средствами - мылом или мелом. Их плохо видно;

  • Многие виды искусственной кожи категорически нельзя утюжить с лицевой стороны и с изнанки. Можно легко сплавить верхний слой или весь материал без возможности восстановления.

Данные особенности предполагают использование не совсем привычных методов обработки. Рассмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание при работе с заменителями кожи.

Общие правила работы:

  • Намеловка контуров выкроек
    При раскрое:
    с изнаночной стороны наносите линии привычным средством;
    для линий на лицевой стороне делайте намеловку теми же материалами, стараясь запомнить расположение основных точек;
    применяйте карандаши подходящего оттенка;
    купите специальный исчезающий или легкосмывающийся маркер. Он поможет при разметке важных линий и точек.

Примечание: За время швейной практики я перепробовала разные инструменты: раскройные ножницы, электроножницы, дисковый нож. На мой взгляд, если шить не в производственных масштабах, то удобные раскройные ножницы - лучший вариант.
А что вы думаете? Поделитесь в комментариях своим наблюдением.

  • Смётывание
    Для временного соединения деталей кроя, можно аккуратно сколоть их булавками близко к срезам. Помните про риск оставления ненужных проколов!
  • Применяйте вместо булавок подручные средства.
  • Например, заколки для волос, бельевые прищепки или зажимы для бумаги. Я использую именно их: надёжно, быстро крепятся, легко убираются, почти не оставляют следов.



Примечание: Если лапки нет, а шить нужно, используйте старый проверенный способ:

Возьмите капельку машинного или обычного растительного масла, капните рядом с лапкой. Начинайте шить. Масло попадёт под дорожку лапки, шов получится ровным, качественным. Данный способ многократно проверен мной лично. Работает.

Кожа - натуральный материал. Каждую шкуру перед обработкой проверяют на наличие дефектов. Обнаруженные дефекты отмечаются на изнаночной стороне шкуры. Кожа сильнее растягивается в поперечном направлении, чем в продольном, поэтому все детали следует выкраивать вдоль хребтовой линии шкурки. При раскрое замши необходимо следить за тем, чтобы ворс на всех деталях изделия был направлен в одну сторону.

Рекомендуется сначала изготовить образец изделия из плотной хлопчатобумажной ткани, выполнить примерку, внести изменения в лекала и только после этого выкраивать изделие из кожи. Изменять готовое изделие из кожи невозможно из-за проколов, оставленных иглой.

Лекала парных деталей изделия изготавливаются в двух экземплярах, чтобы выполнить их раскладку на коже по отдельности. Лекала деталей можно зафиксировать на изнаночной стороне кожи клейкой лентой или с помощью грузиков.

При соединении деталей изделия на швейной машине следует использовать специальную лапку с тефлоновым или ему подобным покрытием. Это обеспечит хорошую транспортировку деталей во время шитья. Частота стежков в машинной строчке должна быть средней.

Для работы с тонкой кожей можно использовать стандартную машинную иглу. Если кожа толстая, то лучше использовать машинную иглу со специальной заточкой лезвия.

Кожу можно подвергать утюжильной обработке, используя проутюжильник (кусок ткани).

Обработка швов изделия из кожи

Швы изделия из кожи можно обрабатывать разными способами.

Чаще всего детали изделия соединяются стачным швом. Детали выкраиваются с припусками на швы, складываются лицевыми сторонами внутрь и стачиваются заданной шириной шва. Припуски швов можно приклеить специальным клеем, разложив по обе стороны от строчки или закрепить их отделочными строчками.

Другой вариант соединения деталей - накладным швом с открытыми срезами. В этом случае одна деталь (нижняя) выкраивается с припуском на шов, а другая деталь (верхняя) - без припуска. Верхняя деталь накладывается на нижнюю по линии разметки и настрачивается.

Если припуски соединительного стачного шва приклеиваются, то их ширина проектируется равной 1 см. Если швы настрачиваются или расстрачиваются, то ширина припусков зависит от расстояния, на котором прокладываются отделочные строчки.

При соединении деталей накладным швом лекала деталей следует изготавливать с припусками на швы и отмечать на них, какая деталь будет верхней, а какая - нижней. Ширина швов зависит от расстояния, на котором прокладываются строчки настрачивания.

Маркировка

Линии швов намечаются специальным карандашом светлого оттенка.

Если детали изделия соединяются накладным швом с открытыми срезами, то на нижней детали, с лицевой стороны, карандашом намечается линия, с которой совмещается срез верхней детали.

Технология

1. При соединении деталей стачным швом они складываются лицевыми сторонами внутрь и соединяются машинной строчкой, которая прокладывается на заданной ширине шва (илл. 1).

2. Швы раскладываются по обе стороны от строчки и разглаживаются валиком для кожи или приутюживаются утюгом (илл. 2).

3. При соединении деталей накладным швом с открытыми срезами верхняя деталь (без припуска на шов) накладывается на припуск шва нижней детали по разметке и настрачивается в край (илл. 3).

4. Если длина изделия будет определена только в процессе примерки, то подогнутый припуск на подгиб низа изделия можно зафиксировать канцелярскими скрепками (илл. 4).

5. При обработке изделий из тонкой кожи, имеющей тенденцию к деформации, припуск на подгиб изделия дублируется полосой из клеевого прокладочного материала. Затем подгиб низа приклеивается клеем или двусторонней клейкой лентой (илл. 5). Клей наносится понемногу, иначе низ изделия деформируется (станет волнистым).

Если подгиб низа застрачивается, то его можно не приклеивать.

6. Припуск на подгиб низа зафиксировать валиком для кожи или утюгом (илл. 6)

Обтачанная петля для пуговицы на изделии из кожи

С помощью шаблона из шлифовальной бумаги можно быстро и просто выполнить обтачную петлю для пуговицы на изделии из кожи. Этот способ используется также при обработке обтачных петель на изделиях из тканей.

Подготовка

Вырезать из бумаги шаблон размером ок. 4 х 7 см. На тыльной стороне шлифовальной бумаги начертить прямоугольник. Длина прямоугольника равна длине петли, ширина - удвоенной ширине рамок петли (5 мм х 2). Вырезать полученный прямоугольник макетным ножом. Параллельно продольным срезам прямоугольника начертить еще две вспомогательные линии на расстоянии 5 мм (т.е. на ширине рамок).

Раскрой

Выкроить две обтачки петли (илл. 1). Длина обтачек равна длине петли плюс по 1 см с каждой стороны, ширина - ок. 3 см. Обтачки перегнуть вдоль пополам лицевыми сторонами наружу и склеить клеем или клейкой лентой. Подрезать обтачки роликовым ножом до ширины 1 см.

Дублирование

С изнаночной стороны основной детали место для петли продублировать клеевым прокладочным материалом для кожи.

Маркировка

Двумя булавками отметить конечные точки петли. Шаблон приклеить клейкой лентой на лицевую сторону основной детали, ориентируясь на булавки. Важно! Клейкую ленту следует располагать только на месте отверстия для петли, если приклеить клейкую ленту снаружи, то при ее удалении можно повредить лицевой слой кожи.

Технология

1. Обтачки петли наложить поверх шаблона лицевыми сторонами вниз, совмещая сгибы обтачек с намеченными вспомогательными линиями на шаблоне, при этом разметку петли (начало и конец) видно на шаблоне. Притачать обтачки, прокладывая строчки на ширине рамок петли, т.е. вдоль прорезанных краев отверстия шаблона. Длина строчек равна длине петли в готовом виде, т.е. длине отверстия шаблона (илл. 2). Снять шаблон и клейкую ленту.

2. Прорезать основную деталь посередине между строчками, выполняя в концах наклонные разрезы к концам строчек. Отогнуть обтачки, располагая их сгибами встык (илл. 3).

3. Обтачки разгладить валиком для кожи или приутюжить (илл. 4).

4.Закрепить концы петли, прокладывая строчки по основанию углов припусков швов (илл. 5).

5. Срезы обтачек с изнаночной стороны подрезать, закругляя углы (илл. 6). У переднего края петли приклеить кусок клеевой кромки.

6. Обработать петлю со стороны подборта. Это можно сделать двумя способами. Первый способ - на подборте вырезать отверстие в соответствии с положением и размером петли, затем приклеить срезы отверстия к изнаночной стороне обтачек петли, обработанной на основной детали, и настрочить края петли сквозной строчкой (илл. 7).

7. Второй способ - не разрезая подборт, настрочить края петли на подборт с лицевой стороны основной детали, прокладывая строчку в край (илл. 8).

8. Со стороны подборта вырезать петлю в виде прямоугольника, оставляя припуск ок. 2 мм (илл. 9).

ВАЖНО. Пуговицу на изделие из кожи всегда следует пришивать с подпуговицей, чтобы избежать разрывов кожи.

Прорезной карман в рамку в изделии из кожи

Прорезной карман в рамку можно обработать традиционным способом. Но ниже показана альтернативная технология: обтачки кармана не притачиваются, а настрачиваются на подготовленный вход в карман. Таким же способом можно обработать карман с листочкой.

Раскрой

Длина кармана 13 см в готовом виде. Ширина рамок кармана в готовом виде - по 1 см каждая.

Верхняя обтачка выкраивается равной удвоенной ширине рамки 1 см х 2 = 2 см с припусками по 1 см с обеих сторон. Длина обтачки равна длине входа в карман 13 см плюс по 1 см с каждой стороны. Нижняя обтачка выкраивается цельновыкроенной с одной частью подкладки кармана. Ее ширина равна удвоенной ширине рамки кармана плюс глубина подкладки кармана плюс припуски на швы по 1 см. Длина обтачки, цельновыкроенной с подкладкой кармана, равна длине входа в карман плюс припуски на шов по 1 см с каждой стороны.

Вторая часть подкладки кармана выкраивается цельновыкроенной с подзором, с припусками на швы по 1 см с каждой стороны.

Подготовить шаблон из картона с отверстием для прореза кармана (илл. 1).

Маркировка

Специальным карандашом или гелевой ручкой серебристого цвета отметить местоположение кармана в виде прямоугольника. Длина прямоугольника равна длине кармана (13 см), ширина равна удвоенной ширине рамок кармана (2 см).

Дублирование

Продублировать область входа в карман клеевой прокладкой. Вдоль краев входа в карман можно приклеить кромку.

Приклеить клеевые кромки с изнаночной стороны обтачек кармана для предохранения их от растяжения.

Технология

1. Посередине разметки входа в карман разрезать основную деталь, выполняя наклонные разрезы к углам разметки (по биссектрисам углов). По шаблону заутюжить припуски прореза кармана на изнаночную сторону (илл. 2).

Верхнюю обтачку заутюжить вдоль пополам лицевой стороной наружу. Нижнюю обтачку заутюжить на изнаночную сторону на 2 см.

2. Приклеить припуски прореза кармана к изделию, не растягивая края (илл. 3), должен получиться красивый прямоугольный вход в карман.

3. На припуски прореза приклеить двустороннюю клейкую ленту. Обтачки сложить сгибами встык и склеить с изнаночной стороны клейкой лентой (илл. 4).

4. Располагая сгибы обтачек строго посередине отверстия кармана, приклеить обтачки к его припускам с изнаночной стороны, снимая защитный слой с двусторонней клейкой ленты (илл. 5).

5. С лицевой стороны основной детали настрочить нижнюю обтачку, прокладывая строчку на расстоянии 1-2 мм по краю отверстия кармана, нитки строчки не обрезать (илл. 6).

6. Нитки строчки вывести на изнаночную сторону и закрепить (илл. 7). Вторую часть подкладки кармана, цельновыкроенную с подзором, наложить поверх обтачек лицевой стороной вниз.

7. Притачать верхний срез второй части подкладки кармана, цельновыкроенной с подзором, к срезам верхней обтачки, прокладывая строчку с изнаночной стороны (илл. 8).

8. С лицевой стороны основной детали настрочить верхнюю обтачку со второй частью подкладки кармана, цельновыкроенной с подзором, и концы кармана, прокладывая строчку на расстоянии 1-2 мм от краев отверстия кармана (илл. 9). Нитки строчки не обрезать, вывести их на изнаночную сторону и закрепить.

9. Подкладку кармана стачать по срезам (илл. 10) заданной шириной шва (1 см).

Продумав дизайн будущего изделия, сделав макет из бумаги и вычертив необходимые лекала, приступают к раскрою. У кожи нет долевого направления, с которым мы привыкли считаться при раскрое тканей. Поэтому лекала располагают как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи . Замшу надо кроить, учитывая направление ворса. В зависимости от этого свет по-разному отражается от поверхности, и две соседние детали с разным направлением ворса будут выглядеть одна темнее, другая светлее. Лучше, если ворс направлен сверху вниз.

Линии кроя наносят со стороны бахтармы обычной шариковой ручкой. С той же стороны ее и режут, положив на кроильную доску бахтармой вверх.

Наметочные швы в работе с кожей нежелательны , поскольку следы от стежков остаются навсегда. Лучше перед окончательным ошиванием прихватить детали резиновым клеем. Неудачно проложенный шов распарывать нельзя, ряды дырочек от иглы так и останутся на коже. Так что строчите только наверняка.

Не слишком толстую кожу будет легче сшивать иглой вручную и даже строчить на машин&е, если ее края предварительно стесать наискось или, как говорят специалисты, «спустить». Это делается острым сапожным ножом или бритвой (рис. XII.6). Кожа должна лежать горизонтально, а лезвие двигаться только «от себя».

Шов вразворот получится, если края сшиваемых деталей спустить со стороны бахтармы. На края деталей по лицу нанести тонкий слой клея, дать немного подсохнуть и тогда соединить детали (это вместо наметки) (рис. XII.7 а).

Стаченный шов развернуть, счистить следы клея, пока он не схватился, и слегка простучать с изнанки молотком, чтобы он окончательно расправился и выровнялся (рис. XII.7 б).

Теперь на спущенные края со стороны бахтармы нанести более стойкий клей «Момент» или «Марс». Шов хорошо бы упрочнить матерчатой тесьмой, приклеив ее с изнанки и прострочив по краям (рис. XII. 7 в).

Шов встык часто используют для кожаного набора - как бы мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Точно подогнанные детали с ровно обрезанными краями наклеивают на матерчатую подкладку, тут же снимая тряпочкой выступившие излишки клея и не дожидаясь, чтобы он высох, прокладывают на машине крупный шов «зигзаг» (рис. XII.7 г).

Шов внахлест часто используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Так удается собрать из бесполезных, казалось бы, маленьких лоскутков сумку, пояс и даже жилет или мини-юбку. Спускать их края не надо.

На выкроенной по лекалу матерчатой подкладке разложите подготовленные лоскутки кожи так, чтобы нижние лоскутки находили своими краями на верхние на 4-5 мм. Начинайте пристрачивать их к подкладке, двигаясь снизу вверх. Такое соединение в отличие от шва вразворот ровнее и мягче.

Шов встык для толстой кожи (рис. XII.8) позволяет избежать грубых утолщений, но требует тщательной подгонки деталей. На самом деле он делается как бы внахлест.

Край одной детали спускается по лицу, а другой - по бахтарме. Они склеиваются, и соединение укрепляется с изнанки тесьмой, которую пристрачивают двумя швами.

Вряд ли вам удастся получить достаточно ровный спущенный по бахтарме край, поэтому лучше его узкую кромку сначала подогнуть внутрь и приклеить, а уж потом соединять две детали.

Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой кожи (рис. XII.9).

Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1-1,3 см, другая шириной 3-4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2-3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис. XII.9 а).

А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. XII.9 б). Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура. При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис. XIII.9 в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.

Теперь о тонкостях работы на швейной машине . Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань.

Смотрите наши видео – уроки по теме швы по коже: “ “, ” “, ” “.

Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее. Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.

В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.

Толстую жесткую кожу на машине не сшить. Приходится делать это вручную, разметив швы накаткой или зубчатой разметочной линейкой, о которых говорилось выше. Проколов по наметке ряд отверстий шилом, будет легче прокладывать шов одним из способов, описанных в статье « ». К этому остается добавить способ работы двумя иголками, каждая со своей ниткой (рис. ХИЛО). Заметим, что на глаз, без разметки вручную лучше не шить: шов будет выглядеть неряшливо.

Для сумок, кошельков, ключниц и других поделок из толстой кожи часто применяется декоративная оплетка краев тонким шнуром или узкой полоской кожи (рис. XII. 11). В этом случае нужны довольно большие отверстия, и лучше делать их пробойниками (рис. XII.3).

Чтобы получить достаточно длинную кожаную полоску для соединения деталей оплеткой, вовсе не обязательно иметь длинный кусок кожи. Такую полоску можно вырезать из небольшого лоскутка.

Полученную кожаную полоску намочите в теплой воде и туго намотайте на бутылку. Влажная кожа хорошо тянется и должна лечь ровно. Когда она высохнет, у вас будет длинная и прямая кожаная тесьма. Например, из куска кожи размерами 100×60 мм получается около 2 м ремешка шириной 3 мм.

Для декоративной оплетки деталей используют и полоски искусственной кожи без подложки (типа полихлорвиниловой).

На рис. ХП.13 показаны разные виды декоративных оплеток. Ускорить работу позволит игла из упругой стальной полоски (рис. XII. 14), в которой защемляется кончик тесьмы. Иначе много времени уходит на то, чтобы продеть мягкий кончик тесьмы в очередное отверстие.

В статье использованы материалы книги: Качанаускайте Лайма. « ». Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

  • Северная вышивка по коже
  • Украшения в обтяжку
  • Термическая и влагообработка кожи
  • Жмурка (драпировка)
  • Тиснение, гравировка, штамповка
  • Резьба
  • Выжигание
  • Интарсия
  • Золочение
  • Батик
  • Цветы из кожи
  • Отделочные операции
  • Аппликация
  • Страница 2 из 20

    Шитье кожи

    Если у вас нет швейной машины и вы надеетесь только на свои руки, обязательно обзаведитесь тонкими и по возможности короткими иглами для мягкой кожи, а для жесткой и более толстой - специальными гранено-швейными иглами с острием трехгранного сечения. Они еще называются шорными, потому что использовались при соединении кожаных деталей конской упряжи. Благодаря трехгранному сечению игла как бы прорубает своими острыми гранями отверстие и входит в кожу легче, чем обычная.

    Если сшивать кожу по заранее намеченным и проколотым шилом отверстиям, удобнее пользоваться иголкой с затупленным концом. Для этого кончик иглы надо осторожно обломить и обработать ее на точильном бруске. Тогда вы не собьетесь с намеченных отверстий и не проколете нечаянно новые.

    В этой ситуации пригодится и такой вспомогательный инструмент, как использованная игла от шприца. Она вставляется в отверстие с одной стороны, а швейная игла с другой упирается своим кончиком в скос иглы шприца и выдавливает ее сквозь отверстие, легко протаскивая нитку (рис. 5).

    Это нехитрое приспособление, предложенное уфимцем О. Соловьевым, облегчает прокладку шва в труднодоступных местах.

    Когда вам придется сшивать детали, доступ к шву которых с изнанки затруднен, пригодится самодельная ручная игла, сделанная из машинной. Достаточно снабдить ее ручкой из дерева или из полоски оргстекла.

    Полезна такая игла и когда внутри изделия мало места и трудно бывает развернуть обычную иглу, чтобы вколоть в обратном направлении. В любом случае шить машинной иглой с рукояткой быстрее. Работают ею двумя способами: можно полностью имитировать машинный шов, каждый раз продевая в петлю, образованную на поверхности движущейся обратно иглой, вторую крепкую нитку (рис. 6).

    А можно шить и одной нитью, прокладывая красивый тамбурный шов (рис. 7) который, однако, менее надежен: если нить в одном месте перетрется, он полностью распустится.

    Такую иглу-шило можно сделать самим, а можно приобрести усовершенствованный вариант (рис. 8).

    При ручном шитье не обойтись без наперстка, лучше металлического. Постарайтесь подобрать его размер так, чтобы он надежно, но не туго сидел на среднем пальце правой руки.

    Часто применяют двуигольное шитье (рис. 9).

    Отверстия в коже прокалывают острым шилом или пробойником. Сшивать детали можно различными нитками, шнурками натуральных или синтетических волокон, шнурками из кожи. Большое внимание следует уделить разметке отверстий, потому что без нее шов будет выглядеть неаккуратно.

    Нельзя не упомянуть и традиционный шов, каким народы Севера издавна соединяют детали своей одежды, обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они всегда подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой, кожи (рис. 10).

    Для этого выкраиваются две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1-1,3 см, другая шириной 3-4 мм и чуть более длинная. Сшиваемые детали складываются вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу сгибают пополам и вставляют между основными деталями. Ее сгиб должен выступать над краями деталей на 2-3 мм. Узкую полоску накладывают вдоль сшиваемого края одной из деталей с лицевой стороны (рис. 10, а). А теперь прокладывается шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Иголкой с ниткой прокалывают обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску. При этом нить прихватывает и узкую полоску косым декоративным стежком (рис. 10,б). Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура. При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны (рис. 10,в). Не забудьте, что выкраивать узкую полоску для каймы нужно несколько длиннее, так как она образует в шве ряд маленьких бугорков.

    Такой шов очень прочен и в то же время, как вы заметили, не имеет чрезмерных утолщений. Поэтому на Севере его издавна применяли при шитье обуви кожаных или меховых сапог-торбасов. Если вы надумаете сшить из старой кожи домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения подошвы с верхней частью.

    Но если кожа достаточно тонкая и мягкая, она неплохо шьется и на обычной бытовой швейной машине. Для соединения более толстых кусков кожи встык можно использовать швейную машину, выполняющую шов «зигзаг».

    Мечта домашних умельцев, работающих с кожей, - старинная швейная машина с качающимся челноком (он имеет продолговатую форму и похож на пулю). Благодаря особой конструкции такая машина без труда прошивает даже толстую кожу.

    Облегчает работу и подходящая машинная игла. Если обычная игла для ткани просто раздвигает ее волокна своим острием, то игла для кожи должна прорубать ее. Ведь составляющие кожу волокна коллагена очень тонкие и плотно переплетены, раздвинуть их ни одна игла не в состоянии. Поэтому кончик иглы для кожи плоский и заточен наподобие стамески. Подобные иглы для бытовых машин выпускаются за рубежом. Но в продаже у нас таких игл практически не бывает, поэтому придется обходиться обычной иглой, самой тонкой, в какую можно вдеть нитку.

    Теперь о тонкостях работы на швейной машине. Кожа под машинной лапкой ведет себя иначе, чем ткань. Во-первых, она довольно заметно тянется, и вы скоро обнаружите, что верхняя деталь под лапкой вытягивается, зато нижняя посаживается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи немного отличаются по толщине. Положение улучшится, если перед работой протереть место будущего шва тряпочкой, смоченной в машинном масле. Да и строчка ляжет ровнее. Помогает и предварительная проклейка (наметка) шва резиновым клеем, который не позволяет деталям заметно смещаться друг относительно друга.

    В любом случае строчку на параллельных краях надо прокладывать каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая работу и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва надо проложить отдельно и в одну и ту же сторону. Тонкую мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Калька придаст дополнительную жесткость, и строчка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

    Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

    Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Дело в том, что нитки испытывают в коже меньше трения, чем в ткани. Поэтому концы ниток надо обязательно протаскивать наизнанку и там надежно завязывать на несколько узлов.

    Нитки для сшивания кожи нужны тонкие, прочные и упругие. Первое, что приходит в голову, - использовать современные очень крепкие капроновые нитки или бесцветную синтетическую мононить. Но как раз они наименее подходящие, потому что слишком прочны и малоэластичны. Поэтому при нагрузке на шов кожа будет растягиваться сильнее, чем нитки. В результате сверхпрочные нитки станут ее постепенно прорезать. Шов останется целым, а вот сшитая им кожа может скоро порваться. Поэтому лучше подходят суровые хлопчатобумажные или льняные нитки. Годится и крученый шелк.

    Для шитья подбирайте только мягкую кожу. Толстую кожу невозможно прострочить, это скажется на качестве шва и быстро испортит швейную машинку. Мы исходим из того, что у вас нет специализированных машин и приспособлений для кожи. Наши модели можно выполнить и в домашних условиях. Если при шитье бахтармяная сторона кожи плохо скользит, можно подложить снизу тонкую бумагу, которая затем легко удаляется. Чтобы верхняя деталь не сильно растягивалась при шитье, ее следует приклеить к нижней резиновым клеем.

    Шов в разворот (рис. 11,а).

    Детали со сшерфованными со стороны бахтармы краями скрепляют лицом к лицу. Отстрочите шов, разверните и удалите остатки резинового клея. С изнанки шов слегка простучите деревянным молотком. Затем со стороны бахтармы на припуски шва нанесите клей «Момент» и придавите их к основной детали. Шов можно упрочить, если приклеить с изнанки тесьму и отстрочить ее с лица вдоль шва с двух сторон (рис. 11,б). Для украшения шва в разворот применяют кант, который прокладывают между соединяемыми деталями (рис. 11,в).

    Выворотный шов (рис. 12).

    Соединяемые детали складываются лицевыми сторонами и стачиваются по краю. После выворачивания на лицо делают вторую строчку на 4 мм и более от края.

    Шов встык (рис. 13).

    Его часто используют для мозаики из небольших кусочков кожи средней толщины. Такие мозаики могут состоять из геометрических фигур, расположенных в определенной последовательности. В этой работе важно движение форм от малого к большему и развитие цвета от светлого к темному (рис. 14).

    Полотна можно набирать из кусочков неправильной формы. Они могут располагаться хаотично, а могут быть связанными цветом или фактурой кожи (рис. 15).

    Детали кладут встык на тесьму (края смазаны клеем) и прокладывают строчку крупным швом «зигзаг».

    Шов внахлест (рис. 16).

    Его используют для составления мозаик из маленьких кусочков тонкой кожи. Сшерфовывать края не обязательно. На выкроенной матерчатой или флизелиновой основе разложите лоскутки кожи так, чтобы верхние находили на нижние на 0,5-1 см. Приклейте их резиновым клеем и начинайте пристрачивать к подкладке, двигаясь снизу вверх. Используйте обыкновенную строчку или шов «зигзаг».