Также у нас как не избаловать ребенка. Избалованный ребенок: как не допустить ошибки

Родителей часто беспокоит то, что их ребенок может вырасти избалованным. Но чем больше они об этом думают и волнуются, тем скорее так оно и случится в будущем, потому что, когда ребенку уделяют слишком много внимания, это так же плохо, как и то, когда внимания слишком мало. Но все же это пресловутое «а вдруг избалуется» может испортить родителям немало нервов, особенно если малыш в первые месяцы жизни часто плачет, кричит в самое неподходящее время. Многие матери не могут спокойно слышать плач своего ребенка. Она берет его на руки, ходит по дому, баюкает малыша, стараясь его успокоить.


Но как только младенца кладут в кроватку, он часто начинает плакать снова. Надо сказать, что избаловать ребенка в первые два месяца почти невозможно, потому что в этом возрасте он чаще всего капризничает по какой-то определенной причине: из-за колик в животе, расстройства желудка или даже просто потому, что устал. Бывают, конечно, и дети с повышенной раздражительностью, которые реагируют на любое изменение обстановки громким плачем. Известно, что такой период капризов заканчивается через несколько месяцев, но родителям, которые мучаются с маленьким крикуном от этого вряд ли станет легче.

Когда мама берет ребенка на руки, он успокаивается, потому что отвлекается от боли, которая его может беспокоить. Мама согревает, поглаживает малыша, и, например, мучающие его колики от этого проходят. Но, оказавшись в кроватке, младенец может снова почувствовать боль и начать плакать, ведь он не знает, отчего ему вдруг стало нехорошо. Если родители приняли решение отучать от рук ребенка, которому уже исполнилось 4-5 месяцев, то нужно просто проявить твердость и не брать малыша из кроватки, когда он начинает плакать.


Обычно ребенок отвыкает от рук буквально за несколько дней, хотя так бывает и не всегда. К 4 месяцам многие дети становятся спокойнее, потому что реальные причины плача — колики, возбудимость, усталость — в этом возрасте уже исчезают. Но дети, которые привыкли к тому, что их при малейшем капризе берут на руки и успокаивают, хотят, чтобы так продолжалось и дальше. Многое зависит от матери, которая должна стать несколько более строгой. Например, уложив малыша в кроватку, можно сказать ему, что он должен спать, а у мамы много дел. Слов ребенок в этом возрасте не понимает, но очень чутко разбирается в тоне, которым они сказаны.

Часто причиной избалованности ребенка становится поведение родителей, которые буквально не отходят от малыша ни на минуту. Маленьким детям, конечно, необходимо общение, но это не значит, что нужно постоянно носить их на руках. Если так делать, малыш не научится развлекать себя сам, будет скучать, оставшись один, чувствовать себя брошенным. Поэтому и в общении с ребенком нужно соблюдать меру, чтобы он не превратился в капризного маленького тирана. Если брать ребенка на руки каждый раз, как только он заплачет, то через месяц-другой он станет капризничать еще чаще, по любому поводу требовать, чтобы его покачали и успокоили. Поэтому слабохарактерные родители, которые слишком уж заботятся о своем чаде, нередко оказываются фактически в подчинении у младенца, который становится капризным и раздражительным.

Всем известно, что первого ребенка в семье балуют больше, а если потом появляются другие дети, то к ним родители относятся уже гораздо спокойнее. Первенец же занимает все мысли родителей, и заботиться о нем доставляет им удовольствие. Чувство ответственности за жизнь малыша и те надежды, которые родители на него возлагают, порой и приводят к избалованности.


Психологи упоминают и о закомплексованности некоторых родителей, которые подсознательно готовы подчиняться детям и идти для них на любые жертвы, лишь бы ребенок вырос, добился в жизни успеха и оправдал надежды. Но такой подход приводит к обратным результатам. Уже в самом раннем возрасте ребенок будет капризничать и требовать тем больше, чем больше родители готовы подчиняться ему и выполнять каждый каприз. Поэтому, чтобы не избаловать малыша, главное — уметь проявлять твердость и постепенно приучать ребенка к тому, что у родителей есть кроме заботы о нем и другие дела.

Когда родился Костя, его маме и папе было по 35 лет. Им пришлось долго ждать, прежде чем это произошло. Соответственно велика была и радость от того, что теперь у них есть здоровый малыш. Все внимание, тепло и забота предназначались теперь только ребенку. Его первые попытки ползать встречались восторженными аплодисментами, первые самостоятельные шажки - еще большим ликованием. Ну и что, спросите вы. Разве это неправильно, когда ребенку уделяют много внимания, когда дают ему чувство защищенности, восторгаются его первыми шагами? Конечно, все это так. Но тем не менее кое-что уже тогда было сделано неверно: буквально все, что делал маленький Костя, восторженно обсуждалось, отмечалось как праздник. Он сам поднес ложку ко рту - аплодисменты, опрокинул что-нибудь - аплодисменты, вытянул вверх руки, чтобы показать, какой он большой, - опять аплодисменты. Причем родные радостно хлопали в ладоши не только тогда, когда Косте удавалось сделать что-либо впервые, но и тогда, когда он делал это в десятый или двадцатый раз.

Последствия не заставили себя ждать: скоро родители почувствовали, что для Кости главное уже вовсе не в том, чтобы владеть ложкой, подать кубик или суметь сделать что-нибудь еще. Его интересовали уже не сами вещи, на которые он обращал внимание, а исключительно аплодисменты, которыми награждалось его поведение.

Катастрофа разразилась, когда мать Кости забеременела во второй раз. В свои полтора года он быстро почувствовал, что что-то изменилось: мама уже не могла играючи поднимать его на руках, иногда целыми днями оставалась лежать, а слово «ребенок» в семье стало звучать вне связи с ним.
Костя обратил все свое «отточенное мастерство» добиваться внимания в негативную сторону: реагировал буйными приступами упрямства, когда мать ласково объясняла, что теперь не может перенести его через дорогу на руках, снова стал писать в штанишки, толкал обеденный стол так, что дребезжала и падала посуда.

С рождением дочери Кати обстановка в доме вообще стала опасной: Костя щипал и царапал малышку, когда мог достать, бросал подушки на ее кроватку, снова и снова приставал к маме, требуя «отнести ее назад». Детей ни на секунду нельзя было оставлять вдвоем. Кроме того, процесс доводил маму Кости до отчаяния, превращая каждый день в сплошную драму. Детский врач дал ей в общем-то разумный совет: при кормлении малютки усаживать Костю рядом с собой, давая ему книжку с картинками. Но из этого ничего не выходило. Костя тут же вскакивал и искал возможность спровоцировать маму, каждый раз придумывая что-нибудь новое. К примеру, начинал разматывать нитки из клубка, приносил разноцветные мелки и размалевывал стены, раскачивал торшер так, что он вот-вот мог упасть на стеклянный столик, и при этом вызывающе смотрел матери в глаза. Ей приходилось то и дело прерывать кормление, чтобы заняться им.

Это «хождение по мукам» длилось довольно долго. Судорожная напряженность, в которой жила семья, постепенно сошла на нет лишь после того, как второму ребенку, Кате, исполнилось полтора года. Косте к тому времени было уже четыре, он постепенно кое-как свыкся со своим положением, пошел в , где обзавелся собственными друзьями, и больше не интересовался «малявкой». Теперь он как бы «перешел в высшую лигу».

Самым парадоксальным моментом во всей этой истории было то, что родители Кости руководствовались именно теми принципами, которые рекомендует современная детская психология: стремились дать ребенку чувство уверенности и защищенности, окружить его любовью. Они отмечали и хвалили все его маленькие достижения, были очень чуткими к нему, старались всегда быть предсказуемыми, понятными для ребенка. Так что же они сделали неправильно?

Они просто перестарались, слишком уж явно поставив Костю в центр семейной жизни или, лучше сказать, слишком часто показывали ему, что именно он является главной «ценностью» семьи. При этом они отказывались от самих себя и своих интересов (не только тогда, когда это было действительно необходимо) до такой степени, что у Кости неизбежно должно было сложиться впечатление: на свете нет никого важнее его. Даже когда приходили дедушки-бабушки или другие гости, в первые полтора года все вертелось исключительно вокруг Кости и его способностей. Каждый брал его на колени, качал, тискал, кто-то всегда играл с ним, когда он стал ползать.

Так у Кости образовались дефицит «занятости» и неправильная программа поведения. Дефицит касался игр: зачем стараться играть самостоятельно, если всегда находился кто-то, кто показывал ему какую-нибудь игру? Неправильное поведение было следствием этого дефицита: поскольку Костя не учился играть, поскольку игровое, возбуждающее интерес общение с окружающим миром вещей оставалось для него закрытым (лишь в детском саду он постепенно наверстал упущенное), он целиком переключился на то, чтобы удовлетворять свою потребность в занятиях, принуждая окружающих занимать его. К примеру, занятия для детей 1 года сложнее придумать и воплотить в интересную игру, чтобы малыш не заскучал, а вот для деток постарше проще простого.

Можно привести еще несколько примеров, показывающих, чего только ни выдумывают избалованные дети , чтобы отстоять свои привычные привилегии.

Маша была замечательным младенцем, милым, не требующим особого присмотра: никаких проблем днем и почти никаких ночью. «Можно только позавидовать», - говорили другие матери. Но потом, примерно в возрасте двух лет, она вдруг превратилась в какого-то непоседливого чертенка: не говоря ни слова, совершенно неожиданно бросалась бежать - из кухни в комнату, вокруг большого стола, выбегала в сад, носилась между кустами и, если ее не удавалось поймать, падала с разбегу прямо в компостную кучу. Сперва это было игрой, родители смеялись и бежали за ней, крича: «Догоню-догоню!» Но скоро смеялась только Маша, особенно когда вырывалась на улице и проворно бежала к перекрестку. Родители чувствовали свое бессилие, не зная, как отучить Машу от таких опасных проделок.

Причина и в данном случае в том, что ребенка избаловали : для многочисленной родни Маша была звездой, она получала массу внимания, но у нее было мало времени на то, чтобы научиться играть самостоятельно. Поэтому, когда Машины родители разъехались с дедушками-бабушками, в доме стало тихо. Для Маши - чересчур тихо, вот она и старалась «дать жизни»: когда никто с ней не занимался, она бросалась убегать.

Похожая история была со Степой. Родители тоже уделяли ему чрезмерно много внимания, хотя и не по собственной воле: он вынудил их. Будучи трудным ребенком, он никогда не засыпал раньше 12 часов ночи. Да и то только на два-три часа, заставляя родителей бодрствовать круглые сутки. Когда они попытались постепенно уменьшить количество уделяемого ему внимания, он случайно открыл эффективное средство противодействия: стал подбрасывать в воздух всевозможные предметы. Сначала какие-нибудь мелкие вещи, потом кубики, ложки, а под конец - и чашки.

Таким образом, то, что ребенок оказался избалованным, не всегда есть только следствие ошибки, невольно совершаемой родителями из любви и восторженного отношения к своему ребенку. Часто этому способствуют внешние обстоятельства, буквально вынуждающие баловать ребенка .
С Мишей все началось тогда, когда он в младенческом возрасте плакал по полночи и засыпал только от полного изнеможения. С какого-то момента родители стали брать его к себе в постель. Плакать малыш перестал, однако теперь «плачут» родители: сейчас Мише уже пять лет, а он по-прежнему спит с матерью в родительской кровати. Все попытки отправить его в собственную кроватку, до сих пор разбиваются об упорное сопротивление ребенка. Дошло до того, что полгода тому назад мальчик снова стал писать в постель, когда родители хотели заставить его спать в детской.

Надеемся, что, окружая малыша заботой и вниманием, вы стараетесь все-таки «держать себя в руках». Помните: с пьедестала, на который вы возносите свое чадо, ребенок может упасть - тогда больно будет и ему, и вам.

Современные психологи доказали, что человек в наши дни не торопится расставаться с детством. У многих период взросления затягивается аж до 45 лет. И это не шутка. Основной причиной неосознанного отказа от неизбежного перехода во взрослую жизнь определяют стереотип воспитания современных детей.

Гиперопека со стороны родителей, вседозволенность и отсутствие у ребенка возможности принимать решения, развивать чувство ответственности, приводит к тому, что период детства затягивается, от чего в первую очередь страдают сами родители, поскольку вовремя не задались вопросом, как не избаловать ребенка.

Обычно, родители начинают бить тревогу и думать, как перевоспитать избалованного ребенка, когда чадо уже начинает выходить из под контроля, демонстрируя худшие стороны характера и проявляя неуважение и пренебрежение к окружающим, в том числе к родным людям.

Исправить ситуацию всегда сложнее, поэтому тему воспитания детей родителям следует изучать заранее, постоянно пополняя знания, применяя творческий подход и находя индивидуальные решения для нестандартных воспитательных моментов.

У родителей есть только один шанс воспитать гармоничную, психически-здоровую личность, не стоит этот шанс упускать.

Признаки избалованного ребенка

Постарайтесь объективно оценить поведение ребенка, он избалован, если:

  1. Плохое настроение преобладает над хорошим — все желания выполняются мгновенно, поэтому вспышка радости от полученного становится все более непродолжительной;
  2. Частые истерики — сформированная привычка добиваться своего с помощью плача и капризов;
  3. Желает слышать только положительный ответ на свои просьбы — степень потакания достигла предела, когда ребенок не воспринимает слово «нет»;
  4. Не умеет делиться — эгоцентризм и эгоизм развиваются вследствие недостатка информации о компромиссе, неумение общаться со сверстниками;
  5. Хамит взрослым — не привиты элементарные нормы общения и поведения в социуме, как результат — обращение ко взрослым на «ты», повышение голоса и перебивание собеседника;
  6. Манипулирует — становится «хорошим» только в обмен на возможность получить материальные блага, или возможность сделать по своему;
  7. Требует особенной еды — привычка получать особенное меню в ответ на капризное поведение;
  8. Зависим от родителей — то есть все действия за свое чадо выполняют родители, а в результате — отсутствие жизненного опыта;
  9. Не знает об ответственности — родители не объясняют связи между поступком и последствием поступка.

К сожалению, если вышеперечисленные признаки присутствуют, а описанные ситуации знакомы, то вопрос, как не избаловать ребенка, смысла уже не имеет. Нужно искать способы, как его перевоспитывать.

Разбаловать малыша проще простого, достаточно систематично идти у него на поводу в момент капризов и истерик. Кроме того, многие родители, в силу огромной любви и желания сделать и дать ребенку все самое лучшее абсолютно теряют чувство меры, а иногда и связь с реальностью. Ребенок становится центром вселенной, любое желание — закон, к сожалению, остальные люди не станут относиться к избалованному ребенку с пониманием, что при адаптации в социальной среде станет для малыша неприятным сюрпризом.

Итак, если вы готовы признать, что у вас избалованный ребенок разрабатываем тактику, что делать:

Каждый воспитательный случай в отдельной семье требует индивидуального подхода. Тем не менее, не стоит пренебрегать очевидными приемами по воспитанию: твердость, ласка, доброта, объективность, выражение эмоций (не только положительных). Важно вести разговор с ребенком в корректной форме, как со взрослым, поскольку дети усваивают и копируют родительскую манеру поведения. Тем не менее, тактильный контакт (объятия, поцелуи, ободряющие жесты) очень важен.

Как не избаловать ребенка — актуальная проблема, и если в какой-то момент вы понимаете, что не справляетесь можно обратиться за помощью к детскому или семейному психологу. Специалист сможет грамотно, без эмоций определить положение вещей и дать соответствующие советы и даже проверенные алгоритмы действий, как перевоспитать избалованного ребенка.

Этот вопрос возникает у родителей уже в первые несколько недель, если ребенок между кормлениями капризничает, вместо того чтобы спокойно спать. Если положить его в кроватку, все начинается заново. Однако не стоит беспокоиться. Избаловать ребенка в первые 6 месяцев очень трудно. Вполне возможно, что малыш просто неважно себя чувствует.

Если вы боитесь избаловать ребенка, то учтите, что это зависит от тех уроков, которые малыш усваивает в первые месяцы жизни. Маловероятно, чтобы он в этом возрасте уже надеялся на то, что малейшие его пожелания будут исполняться круглосуточно. А именно в этом и заключается избалованность. Мы ведь знаем, что грудные младенцы не в состоянии предугадывать будущее. Они живут только сегодняшним днем. Поэтому они не могут сформулировать свою мысль таким образом: «Сейчас я устрою им веселую жизнь и буду орать до тех пор, пока они не дадут мне все, чего я захочу».

Главное, что усваивают малыши в этом возрасте, - это общее ощущение доверия (или недоверия) к окружающему миру. Если их желания выполняются быстро и с любовью, они чувствуют, что этот мир - не такое уж плохое место. Выдающийся психиатр Эрик Эриксон полагал, что это ощущение доверия составляет стержень характера ребенка. Поэтому на вопрос, можно ли избаловать грудного младенца, ответ будет «нет» - до тех пор, пока он не подрастет настолько, чтобы понять, почему не все его желания мгновенно выполняются (вероятно, ближе к 9 месяцам). Лучше задайте себе вопрос: как воспитать в ребенке чувство доверия к окружающим?

Избалованность ребенка после шести месяцев

С шестимесячным малышом родители должны уже быть осторожнее. В этом возрасте у детей уже проходят колики и другие причины физических недомоганий. Разумеется, дети, которых не спускали с рук в тот период, когда они мучились животиком, уже привыкли к постоянному вниманию. Они хотят, чтобы их продолжали носить на руках и постоянно занимались с ними.

Возьмем, к примеру, мать, которая не может ни минуты вынести, когда ее малыш плачет, и постоянно держит его на руках, пока он не уснет. К 6 месяцам ребенок моментально заходится плачем и начинает тянуть к ней ручки, как только она уложит его в кроватку. Сделать по дому уже ничего невозможно. Матери, разумеется, хотелось бы вырваться из этого рабства, но, с другой стороны, она не выносит, когда малыш плачет. Ребенок, очевидно, чувствует, что мать раздражена и расстроена, и от этого становится еще требовательнее. Сравните теперь эту ситуацию с той, когда мать при первой же возможности по своей инициативе берет ребенка на руки и носит его целый день, даже если он не плачет.

Причины избалованности детей

Во-первых, это чаше всего происходит с первым ребенком. Для большинства людей первенец - это самая лучшая игрушка в мире. Если уж взрослый человек может быть без ума даже от своей новой машины, то вполне естественно, что грудной младенец полностью приковывает его внимание на целые месяцы.

Но восхищение младенцем - это не единственный фактор. Родители склонны проецировать на первенца все свои несбывшиеся надежды. Они волнуются, их охватывает незнакомое прежде чувство полной ответственности за безопасность и здоровье беспомощного существа. Плач ребенка заставляет их немедленно что-то предпринимать, но они еще не знают, что именно. Когда рождается второй ребенок, у них уже больше уверенности и чувства меры. Они знают, что малышу надо кое в чем отказывать для его же собственного блага, и уже не испытывают чувства вины, зная, что поступают отчасти жестко, но правильно.

Некоторые родители более склонны баловать своих детей, чем остальные. Одни ощущают вину перед ребенком за то, что вынуждены подолгу работать, или за то, что в какой-то ситуации рассердились на своего малыша. Другие очень долго ждали ребенка и подозревают, что другого у них уже не будет. Третьи слишком неуверенны в себе и поэтому становятся рабами своего отпрыска. Кто-то усыновил ребенка и полагает, что должен теперь совершать нечеловеческие подвиги, чтобы завоевать его любовь и доверие. Кто-то изучал детскую психологию или работал в этой области и считает теперь необходимым проявить свои профессиональные качества.

Какие бы факторы ни играли здесь роль, все эти родители невольно го-тоны пожертвовать своим спокойствием и собственными правами в стремлении удовлетворить все желания ребенка. Это было бы не так страшно, если бы дети знали, что можно просить, а чего нельзя. Но они-то как раз и не знают этого. Они, естественно, ожидают руководства от родителей. Если родители в чем-то сомневаются, то и ребенок чувствует себя неуверенно. Если родители при первом же плаче малыша сразу хватают его на руки, будто случится что-то ужасное, если он побудет минутку наедине с самим собой, - и ребенок тут же чувствует, что это действительно что-то ужасное. В какой-то момент родители начинают протестовать, но потом вновь чувствуют себя виноватыми и опять сдаются.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Чем раньше вы обнаружили проблему (в период от 6 до 9 месяцев), тем легче будет с ней справиться. Но для этого вам потребуется проявить силу воли и твердость, чтобы сказать «нет» своему ребенку или установить для него какие-то границы поведения. Чтобы настроить себя должным образом, вы должны помнить: необоснованные претензии ребенка и его повышенная зависимость от родителей в будущем принесут ему больше вреда, чем вам.

Составьте и в случае необходимости изложите на бумаге свой распорядок дня. который потребует от вас выполнения домашней работы или каких-то других обязанностей именно в то время, когда ребенок не спит. Старайтесь выполнять эту работу с самым сосредоточенным видом, чтобы это произвело впечатление на малыша, да и на вас тоже. Если ребенок начнет плакать и тянуть к вам ручки, объясните ему спокойным и дружелюбным, но твердым тоном, что сегодня вам надо сделать то-то и то-то. Хотя он не поймет ваших слов, но зато уловит интонацию вашего голоса. А теперь займитесь намеченным делом. Первый час первого дня будет самым трудным во всем этом мероприятии.

Один ребенок лучше свыкнется с переменами, если мать поначалу будет в основном находиться вне поля его зрения и он не будет слышать ее голоса. Это поможет ему отвлечься на какое-нибудь другое занятие.

Другой быстрее адаптируется, если он, по крайней мере, сможет видеть мать и слышать, как она говорит с ним, даже когда его не берут на руки. Когда вы принесете малышу игрушку и покажете, как ею пользоваться, или когда вы решите, что настало время немного поиграть с ним, сядьте на пол рядом с крохой. Разрешите ему вскарабкаться к вам на колени, но только не берите на руки и не носите по комнате, как раньше.

Поняв, что вы не собираетесь брать его, он, возможно, сам отползет от вас. Если же он опять вздумает капризничать, пока вы сидите рядом с ним на полу, вспомните о том, что у вас есть другие дела, и займитесь ими.

В данном случае вы пытаетесь постепенно, шаг за шагом помочь своему ребенку выработать умение терпеливо относиться к разочарованиям. Если он не начнет учиться этому с самого раннего детства, то позднее данный урок окажется для него намного тяжелее.