Сварливая жена: причины появления сварливости, что делать? Сварливая жена. Почему у домохозяек портится характер

Сварливая жена

Женился Тыпыхкан на девушке из далекого стойбища. Привез молодую жену к себе в ярангу, и они стали жить вместе. Первое время жили хорошо, дружно, а потом жена закапризничала.
- Скоро год, как ты меня из тундры привез, а что я видела у тебя хорошего?.. Как были моржовые шкуры в пологе - так и остались. Давно пора медвежьи иметь!
- Придет время - и медвежьи будут, - говорит муж.
А жена опять:
- у людей яранги просторные, а у нас не яранга - нора мышиная!
- Придет время - и у нас просторная будет. Но жена не унимается:
- А одежда у меня какая? Посмотри на других женщин!
- Погоди, Тыгрэна, у тебя еще лучше будет. Жена свое:
- Был бы хороший муж, давно бы все было! Видит Тыпыхкан, жену не переспоришь, взял ружье,
ушел на охоту. Три дня домой не являлся, на четвертый чуть свет пришел.
- Вот тебе, жена, медвежьи шкуры...
Взяла жена шкуры, провела рукой по меху и бросила их в угол:
- Соседка на песцовых спит, а ты меня медвежьими удивить хочешь!
Ничего не сказал Тыпыхкан, поужинал и лег спать. А утром чуть свет снова отправился в путь. Пять дней не показывался - на шестой заявился:
- Вот тебе, жена, песцовые шкуры!
Глянула Тыгрэна на шкуры, в глазах искорки загорелись «Ну, - думает Тыпыхкан, - наконец-то угодил». А жена даже спасибо не сказала, лишь буркнула что-то себе под нос.
Завела Тыгрэна богатую постель. Керкер* сшила, горностаем оторочила. Но сама опять недовольна:
- Посмотри на наш жирник: ни тепла, ни света от него... Давно сменить надо!
Взял Тыпыхкан жирник, пошел на берег моря и вычистил жирник песком. А вернувшись, говорит:
- Вот тебе, жена, новый жирник.
- Совсем другое дело! Все тебе подсказывать надо... Сам же, как морж, ни о чем не думаешь!
И опять так разошлась Тыгрэна, что муж слушал-слушал ее да выскочил из яранги.
Три дня ходил Тыпыхкан по торосам и только на четвертый день подстрелил нерпу. Уставший, голодный, он едва добрался домой:
- Измучился я, Тыгрэна... Бери нерпу, готовь печенку.
А жена даже с места не двинулась:
- Люди оленье мясо едят, а ты меня вонючей печенкой кормить вздумал?
Не успел Тыпыхкан опомниться, как она схватила нерпу и выбросила ее собакам. Не вытерпел Тыпыхкан, прикрикнул на жену.
Да сразу и язык прикусил. Расходилась, разбушевалась Тыгрэна - ничем не унять.
Сидит охотник, думает, как ему от всего этого избавиться. Можно отвезти сварливую бабу в тундру, назад к отцу, и на этом покончить. Но так вроде по закону не положено. Самому уйти - люди смеяться будут. Вон, скажут, Тыпыхкана жена выгнала...
Долго думал охотник и наконец решил уйти и верхним людям**.
Как задумал, так и сделал. Лег в постель, закрыл глаза и... «умер».
Испугалась жена - как быть, не знает. Вскоре в яранге появились соседи, друзья мужа - зверобои. Посмотрели на Тыпыхкана, помолчали. Ничего не поделаешь, человек умер, надо его хоронить. Одели Тыпыхкана в новую кухлянку, в пыжиковые штаны, обули в только что сшитые торбаза***. Оружие, припасы, продукты в нарту уложили. Все сделали, как принято по обычаю. Потом зацепили нарту длинным ремнем из нерпичьей кожи и всемером легко повезли в далекое ущелье, на кладбище. Жалко было расставаться с другом, но что поделаешь - не оживишь! Вынули охотники ножи, разрезали на семь частей ремень, на котором нарту тянули, и каждый взял свою часть на память о друге.
Наступала ночь, и охотники поспешили в стойбище. Но едва они скрылись за сопкой, как «мертвец» открыл глаза, встал и прежде всего зарядил ружье. На кладбище оставаться было опасно: голодные полярные волки частенько наведывались сюда. Впрягся Тыпыхкан в нарту и пошел по знакомой тропе, что вела подальше от дома.
Долго шел Тыпыхкан по горам и ущельям. И вот кончились горы, началась тундра. Далеко - насколько глаз хватает - зеленели травы. Цвели цветы. А в большом синем озере, что раскинулось рядом, плескались гольцы, птицы плавали.
Облюбовал Тыпыхкан бугорок, что повыше, выкопал землянку, накрыл ее мхом-ягелем. И пошла у него совсем иная жизнь. День охотится на белых куропаток, ягоду-морошку собирает, а ночевать в свой новый дом приходит. Хорошо! Что ни сделает, никто ему слова поперек не скажет.
Идут дни, недели, месяцы... Живет Тыпыхкан мирно, тихо, но иной раз и вспомнит про жену, и задумается: «А как там она одна?» Сердце человека - не камень! И захотелось ему хоть что-нибудь про Тыгрэну узнать.
Как-то вышел Тыпыхкан на берег озера, смотрит - на воде черный лебедь плавает. Вскинул ружье, чтобы выстрелить, а лебедь и говорит:
- Не убивай меня... Лучше помоги залечить рану.
Сжалился охотник, нарвал целебной травы, выжал из нее сок и смазал рану лебедя:
- Плыви, выздоравливай!
Прошло несколько дней. Как-то утром проснулся охотник и услышал хлопанье крыльев над землянкой. Выглянул - а это черный лебедь.
- Спасибо тебе, охотник, я выздоровел! Приказывай все, что надо!
Обрадовался Тыпыхкан:
- Лети на берег моря к моей жене Тыгрэне и узнай, что она про меня думает!
Взмахнул лебедь широкими крыльями, сделал круг над землянкой и скрылся в облаках. Когда он спустился в стойбище, где жила Тыгрэна, был уже вечер. Ударился лебедь о камень и превратился в седого старика.
Вошел он в ярангу и увидел: сидит на шкурах молодая женщина и горько плачет.
- О чем, красавица, плачешь? - спросил старик. Женщина вытерла слезы и стала рассказывать о своем горе.
Выслушал ее старики говорит:
- А хороший ли был у тебя муж?
- Хуже, чем у других, но все же был муж... Старик не сказал ни слова, поднялся и вышел из яранги.
В тот же вечер Тыпыхкан услышал хлопанье крыльев над своей землянкой и поспешил навстречу лебедю.
- Не торопись, охотник, поживи здесь еще, - сказал лебедь.
И Тыпыхкан не стал расспрашивать почему - очень хорошо знал он свою Тыгрэну.
Уже на исходе было короткое чукотское лето. Улетели птицы перелетные. Пожелтели травы, отошла морошка, зеленел только мох-ягель. Вот-вот накроет тундру снегом.
Все чаще вспоминал жену Тыпыхкан, все больше задумывался о ней. И вот снова появился лебедь.
- Приказывай, охотник, все исполню.
И снова полетел лебедь в далекое стойбище, что стояло на берегу моря. Обернулся седым стариком и вошел в ярангу. Увидела Тыгрэна старика и так расплакалась, что ее трудно было унять.
- Наверно, твой муж был хороший, что ты так плачешь? - спросил старик.
- Хороший, не хороший, а лучше не найти,- и Тыгрэна залилась слезами.
Старик отдохнул немного, простился с хозяйкой и ушел. Лебедем возвратился он в тундру и про все, что узнал, рассказал охотнику.
- Подожду еще, - решил Тыпыхкан.
...Белым пухом закружился над тундрой первый снег. Совсем не осталось птиц на озере, лишь один черный лебедь плавал в небольшом разводье, где били со дна горячие ключи.
Хорошо жилось охотнику. Но все же тянуло его в родное стойбище. В третий раз послал он лебедя к морю. И когда тот, обернувшись в седого старика, вошел в знакомую ярангу. Тыгрэна уже не плакала, а рыдала. Казалось, ничем нельзя было ее успокоить.
- На всем белом свете не было такого мужа, как у меня! - причитала она.
- А не кривишь ли ты душой? - спросил старик. Вместо ответа женщина зарыдала еще громче.
...Тыпыхкан возвратился домой ночью. Он распряг оленей и осторожно вошел в ярангу. Увидев его, жена сначала испугалась, потом протерла глаза и, убедившись, что это не сон, не привидение, а ее муж, бросилась ему на шею.
До глубокой старости прожили они вместе, и жена больше никогда не затевала никаких ссор, ни в чем не упрекала мужа.
Даже старый жирник казался ей самым лучшим.
- Как хорошо он горит! Как много дает тепла и света! Такого жирника никто из мужчин ни за что не сделает!
___
* Керкер - меховое платье.
** Уйти к верхним людям - умереть.
*** Торбаза - мягкие сапоги оленьих шкур.

(Слова, вставленные в квадратные скобки и выделенные курсивом, взяты из церковно-славянской редакции)

От жены начало греха, и через нее все мы умираем (Сир. 25. 27).

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13-15).

Добродетельная жена - венец для мужа своего, а позорная - как гниль в костях его (Притч. 12. 4).

Жена добродетельная радует [веселит ] своего мужа, и лета его исполнит миром (Сир. 26. 2).

Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит [ублажает ] своего мужа (Сир. 25. 26).

Любезность жены усладит [возвеселит ] ее мужа, и благоразумие [художество ] ее утучнит кости его (Сир. 26. 16).

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14. 1).

При худой [лукавой ] жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай (Сир. 42. 6).

Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте ] дома ее (Сир. 26. 20-21).

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31. 30).

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная [злоумная ] (Притч. И. 22).

Кроткая [молчаливая ] жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной [наказанной ] душе (Сир. 26. 17).

Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию [возвышению ] глаз и век [бровей ] ее (Сир. 26. 11).

Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души (Сир. 26. 18-19).

Большая досада [гнев ] - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама (Сир. 26. 10).

Непрестанная капель в дождливый [зимний ] день и сварливая [клеветливая ] жена - равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер (Притч. 27. 16).

Сварливая жена - сточная труба.., а разумная жена - от Господа (Притч. 19. 13-14).

Что хождение [восхождение ] по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого [молчаливого ] мужа (Сир. 25. 22).

Блажен, кто живет с женою разумною (Сир. 25. 11).

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном [общем ] доме (Притч. 21. 9).

Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная ] жена (Сир. 40. 19).

Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая [лукавая ] жена; берущий ее - то же, что хватающий скорпиона (Сир. 26. 9).

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину ] и получил благодать от Господа (Притч. 18. 22).

Как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское (Сир. 42. 13).

Добрая жена - счастливая [благая ] доля [часть ] (Сир. 26. 3).

Злость [лукавство ] жены изменяет взгляд ее и делает лицо ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей [искренних ] своих, и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25. 19-21).

Счастлив [блажен ] муж доброй жены, и число дней его - сугубое (Сир. 26. 1).

Сердце унылое и лице печальное и рана [язва ] сердечная - злая [лукавая ] жена (Сир. 25. 25).

Жене... не давай власти над собою при жизни твоей... Во всех делах твоих будь главным, не клади пятна [порока ] на честь [славу ] твою (Сир. 33. 19, 23).

Жена да боится своего мужа (Еф. 5. 33).

Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею (1 Кор. 11. 9-10).

Господь Бог жене сказал: ... к мужу твоему влечение [обращение ] твое, и он будет господствовать [обладать ] над тобою (Быт. 3. 16).

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25. 24).

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1 Тим. 2. 11-12).

Что сообразно с здравым учением: чтобы... любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми [благими ], покорными своим мужьям, да не порицается [хулится ] слово Божие (Тит. 2. 1, 4-5).

Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22-23).

Не давай воде выхода, ни злой [лукавой ] жене - власти [дерзновения ]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25. 29).

Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив (Притч. 18. 23).

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).

Соглашусь лучше жить со львом и драконом [змием ], нежели жить со злою женою (Сир. 25. 18).

Жены, повинуйтесь своим мужьям... Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно ] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3-6).

сварливая жена

Альтернативные описания

Бензоплотницкий инструмент

Инструмент для разрезки металла, древесины

Плотницкий инструмент

Синоним ножовка

Стальная зубчатая пластина для разрезания различных материалов

Жена с «острым» языком

Ела дуб, поломала зуб

. «нож» плотника

Лесоповальная рыба

Фильм Джеймса Вана «...: игра на выживание»

. «скоро ест, а мелко жует, сама не глотает и другим не дает» (загадка)

. «зубастый зверек, грызет со свистом дубок» (загадка)

. «две ручки, во все брюхо зубки» (загадка)

. «ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб» (загадка)

Зубастый помощник столяра

Она поломала зуб, когда ела дуб

Циркулярная...

Любимый столярный инструмент сварливых жен

Ножовка

Инструмент, пластина с режущими зубьями

Металлическое изделие

И рыба, и баба

. «дружба» на бензине

Двуручная...

Лесная «Дружба-2»

. «скальпель» для Буратино

. «дружба» лесоруба

Двуручная или бензиновая «Дружба»

Орудие плотника

Нудная супруга в роли ножовки

Лучковая...

Полотно с зубьями

Зубастый инструмент

Бензиновая или лучковая

Инструмент лесоруба

Морская донная рыба

Помощница лесоруба

Город в Польше

Столярный инструмент

Инструмент плотника

Инструмент Джильи

Инструмент для резки древесины

Инструмент вальщика леса

. «дружба» с зубьями

Инструмент столяра

Жена, у которой муж бревно

Ручной инструмент

Поломала зуб, когда ела дуб

Основной инструмент лесоруба

Зубчатый режущий инструмент

Плотничный инструмент

Инструмент для разрезки металла, древесины

Инструмент, стальная зубчатая пластина для разрезания дерева, металла

Город в Польше

. "Дружба" лесоруба

. "Дружба" с зубьями

. "Зубастый" инструмент

. "Скальпель" для Буратино

Двуручная или бензиновая "Дружба"

Ж. стальная полоса, пластинка, с нарезными зубьями, для резки или пилки чего-либо. Пила вдольная, продольная, самого крупного и косого зуба, для распилки бревен на доски; фанерочная, помельче и в станочке, для резки фанерок; поперечная, двуручная, широкая, брюшистая полоса, зуб крупный, прямой, ручки по оба конца, для пилки плах, дров; камнерезная, такая же. Столярная, одноручная, полоса вставлена в станочек, который сверху скручивается веревкой; ножевка, об одной рукояти, без станочка, к концу уже; лучковая, в железном лучке, небольшая; садовая, как ножевка, но пошире ее; слесарная, железорезная, лучковая, узенькая, закаленная, для резки меди, железа. Ножевка бывает двурядная, а прочие пилы однорядные, зубья в один ряд. Пилить пилою, гнуться (дуться) спиною. плохого мастера такова и пила. Брюзжит словно деревянною пилой пилит. Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает? (пила). Он меня пилой пилит, мучить. Кабы ты была пила, так была бы ты железная! сказал муж жене. Это не нож, а пила, вызубрен. Теперь у нас пора пила стоит, страда, самое нужное и недосужное время. Пила, зубчатая планка, в шкафах, для установки полок, либо такая же дуга, задерживающая крышку сундука, при подъеме ее. Рыбища Squalis pristis, из рода акул, у коей голая челюсть с зубами выдается далеко вперед, походя на пилу. Пила-трава, пильная, растен. Serratula tinctoria. Пилка, малая пила; пилка и пилочка, говорят иногда вместо напилок, подпилок, терпуг. Пилье ср. собират. арх. пилы. Палить, пиливать что, резать пилой; драть напилком. кого, мучить или не давать покоя, докучать. Пиленый лес, доски;- дрова, однополенные. -ся, быть пилену. Впилить, или запилить в черту, за черту. Выпилить проем в стене. Допиливай до конца. Испилил все. Напилился я досыта. Доска надпилена. Опили кругом. Отпили напрочь. Попили-ка за меня. Дерево подпилено, свалится. Не отдувшись, не перепилишь. Пропилю долго. Распили кокос. Спили шишку долой. Пиленье ср. пилка ж. действ. по знач. глаг. Пиленка ж. тонкая, пиленая дощечка, фанерка. Пиловые зубья, нарез. Пиловые ручки. Пиловой лист. Пилообразный, зубчатый. Пилоусые жуки, Serricornes. Пильная мельница, пильня ж. где пилка лесу идет водой, лошадьми, паром и пр. Пильщик, работник, промышляющий пилкою леса, дров. Продольные пильщики нанимаются парами: верховой и низовой. Пильщиковы рукавицы. Пильщичья работа. Пилорез, нарезающий зубья на пилах. Ребята на пильщину ушли; промышляют пильщиной, пилкою. Пиловать, пилить, зап. у нас же употребляют бол. с предлогами и то без надобности: распиловать лес, перепилить его на брусья, доски. Пиловка ж. действ. по глаг. Пилила, пилильщих м. кто пилит, докучает, мучит кого, пристает неотвязно. Пилюкать что, южн. резать тупым ножом, пилить ножом; плохо играть смычком, пиликать. Пилюканье ученика докучливо. Всякий пилю(и)кала свою скрипку хвалит. Пилюк м. канюк, сыч, небольшая сова разных видов

Жена с "острым" языком

Фильм Джеймса Вана "...: игра на выживание"

Двуручная и "зубастая"

Двуручная у лесорубов

Стружка - от рубанка, а опилки?

Двуручная и «зубастая»

Жили-были муж и жена. Кроме общих детей у каждого были ещё дети, рождённые в первом браке. Несмотря на то, что муж делал всё, что полагается делать мужчине, жена всегда была недовольна им и постоянно ворчала:

Никуда ты не годишься. Не умеешь ты ничего делать, что делают другие мужчины! Ни на что ты не годен! Никакой ты не муж, никакой ты не мужчина!

Почему это я не муж? Почему это я не мужчина? Что такое делают другие мужчины, чего я не смог бы сделать? Они идут на реку ловить рыбу, плывут по реке в каноэ, и я тоже плыву в каноэ, и я тоже ловлю рыбу! Они ставят ловушки, и я тоже ставлю ловушки! Они возделывают землю, и я возделываю землю! Они разводят свиней и кур, и я тоже. Торговать на рынке я тоже умею, как все другие! Все спят со своими жёнами, и мы спим с тобой вместе! И беременеешь ты от меня так же, как женщины беременеют от своих мужей! Все имеют детей, и я имею детей! Что же в конце концов умеют делать другие мужчины такого, что я не умел бы делать?! - возмущённо спросил её однажды муж.

Айюе! Отстань, всё равно ни на что ты не годишься!

И столько раз он слушал эти несправедливые обвинения, что в конце концов решил обратиться за советом в собрание старейшин, которые обычно совещались под деревом, возле жилища вождя. Здесь люди отдыхали, здесь собирались старейшины на совет.

И вот, как обычно, собрались старейшины, пришёл вождь, и ещё много простых людей сбежалось. Люди всегда любопытны.

Вы, вожди и старейшины, старые люди и молодые, вы, среди которых есть и высокие и низкие, среди которых есть и толстые и худые, вы, которые могут быть моими старшими братьями или моими младшими братьями, позвольте мне обратиться к вам с вопросом. Могу я сказать всё то, что хочу?

Говори всё, что хочешь!

Ну, вот я и скажу всё, что хочу! Если один человек постоянно говорит другому: «Ты никуда не годишься! Ты ничего не умеешь! Ты ничего не можешь!» - как вы считаете: должен другой человек всё это терпеть?

Нет, такие слова оскорбляют человека! - сказал один из мужчин.

Можешь говорить всё, что хочешь! Мы слушаем!

Тогда один из старейшин спросил:

Послушай-ка, этот разговор идёт между двумя мужчинами, между двумя женщинами или между мужчиной и женщиной?

Не просто между мужчиной и женщиной, а между мужем и женой.

И кто же эти мужчина и женщина?

Этот мужчина - я, а эта женщина - моя жена.

Ай-ай-ай! Тогда всё это должны решить старейшины и сам вождь.

Ну, давай расскажи всё подробно! - подтвердил один из советников вождя.

Слушайте, старейшины и советники, люди старые и молодые, высокие и низкие, толстые и худые, эта женщина постоянно говорит мне: «Никакой ты не мужчина! Ни на что ты не годишься! Ничего ты не умеешь делать того, что делают другие мужчины!» Но я ведь вместе с другими плаваю на каноэ, ловлю рыбу не хуже других, ставлю ловушки тоже не хуже других. Все землю возделывают, и я землю возделываю. Все разводят свиней и кур, и я развожу. Все торгуют на рынке, и я торгую. Ну, конечно, иногда лучше, иногда хуже, это понятно. Когда мы с ней встретились, у меня уже были дети, так же как и у неё. Но потом мы ещё родили детей вместе. И спим с ней вместе, и беременеет она от меня. Словом, я делаю всё то, что делают другие мужчины. Почему же она всё время меня ругает? Почему она попрекает меня, что я не умею делать ничего такого, что делают другие мужчины?

Слушай! - решил один из старейшин. - Твоя жена, наверное, хочет, чтобы ты получил талисман! Тогда она успокоится! - И, обратившись к вождю, спросил: - Скажи, почтеннейший, верно я говорю или неверно?

Всё верно. Пускай этот человек получит талисман, и тогда его жена успокоится, - подтвердил вождь.

И человек последовал их совету. Он отправился к колдуну с просьбой дать ему хороший, верный талисман.

Зачем тебе нужен талисман? Что у тебя случилось? - спросил колдун. - Мне это надо знать, против кого должен действовать талисман, кто станет его жертвой.

И человек снова повторил свою историю. Как жена твердит: «Никакой ты не мужчина! Ни на что ты не годишься! Ничего ты не умеешь делать того, что делают другие мужчины!» - и объяснил колдуну, что он всё делал, как другие мужчины: и ловил рыбу, и ставил ловушки, и возделывал землю, и родил детей…

Хорошо. Я всё понял. Дам тебе талисман. Но жертвой его станет не твой сын, рождённый от другой женщины, не сын, рождённый ею от тебя. Жертвой колдовства станет её старшая дочь или её старший внук. Это для того, чтобы она наконец поняла, что была не права, что ты всё можешь! Иди домой. Вот тебе талисман.

Человек вернулся домой и никому не сказал ни слова.

А через несколько дней, когда старший внук сварливой жены вместе с другими детьми ел плоды скажу, зёрнышко попало ему в горло. Он поперхнулся, закашлялся и умер.

Стали выяснять причину смерти мальчика и узнали, что во всём виноват дед. Все родственники - и матери, и отца - собрались и стали обсуждать случившееся.

Хотя ребёнок и погиб по вине деда, но дед прав! - объявили все вместе. - Слишком долго он терпел унижения от своей жены. Нельзя обижать хорошего человека.

Так муж доказал жене, что он все может.