Существует ли профилактика? С помощью сказок.

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Непреодоленные детские страхи могут переходит во взрослую жизнь, нарушая гармоничные отношения с близкими людьми.

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности.

Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

Откуда берутся: причины и особенности проявления

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Психологи выявили, что очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

  • конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;
  • детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);
  • семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;
  • отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;
  • невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Увеличению количества страхов способствуют следующие факторы:

  • наличие страхов у родителей;
  • строгость в воспитании, ограничения в шумных эмоциональных играх;
  • отсутствие товарищей по играм;
  • нервно-психические перегрузки матери, вынужденной или сознательно взявшей на себя роль главы семьи;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • воспитание в неполной семье.

Очень многие страхи возникают у ребенка именно в процессе его воспитания, что необходимо учитывать родителям.

Возрастные фобии и виды

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.


Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год . В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года . Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года . Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет . В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет . В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет . Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет . Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет . Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

Последствия и диагностика

Страх – своеобразная защитная функция организма. Если он проявляется соответственно возрасту, то легко поддается коррекции, да и проходит самостоятельно.

Патологический же страх, особенно проявляющийся в крайних формах, таких как ужас или эмоциональный шок, может затормозить развитие и привести к формированию особых качеств личности: замкнутость, неуверенность в себе, безынициативность. В этом случае без консультации специалиста не обойтись.

Непреодоленные страхи могут повлиять и на взрослую жизнь человека, мешать гармоничной семейной жизни, передаваться его детям.

Чтобы побороть детские страхи, необходимо их диагностировать. Трудность диагностики у детей дошкольного возраста заключается в том, что они не говорят о своих страхах. Их наличие родители могут заметить по поведению ребенка:

  • нервозности;
  • капризности;
  • беспокойному сну;
  • некоторым привычкам (грызет ногти, накручивает на палец волосы).

Диагностика детских страхов ставит целью выявить их причину. Все методики опираются на типичные особенности детской психики. Их несколько:

  • рисование – на произвольную или заданную тему (семья, школа, детский сад, можно попросить нарисовать свой страх), рисунок расшифровывается по совокупности аспектов (тематика, цвет, расположение фигур, четкость линий и др.);
  • лепка – по смыслу идентичный предыдущему метод, подходит для детей, которые не любят/не хотят рисовать;
  • специальные истории или сказки – можно попросить ребенка придумать сказку или закончить прерванную в кульминационный момент, подходит для детей старше 5 лет;
  • беседа с ребенком – вопросы должны быть тщательно продуманы, заданы в доступной для понимания форме, нельзя излишне заострять на чем-то внимание, чтобы не спровоцировать появление новых страхов, вопросы могут быть и конкретными («Ты боишься оставаться один в комнате?»).

Диагностика – первый, но очень важный шаг в коррекции детских страхов.

Как бороться родителям

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

После этапа диагностики начинается работа психолога по коррекции детских страхов. Существует несколько методик, которые помогают ребенку преодолеть тревожность, полнее раскрыть свои личностные качества, стать более раскрепощенным.

Методики могут использоваться в совокупности или по отдельности, среди них нет более или менее эффективных. Но все они должны соответствовать особенностям ребенка и не идти вразрез с его желаниями (если ребенок не любит и не хочет рисовать, то не следует использовать такие формы занятий).

Методы и приемы работы с детскими страхами разнообразны.

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Сказки со «страшными» эпизодами способствуют формированию приемов преодоления эмоционального напряжения. Но если у ребенка страх конкретного сказочного персонажа (например, Бабы-Яги), то страшные истории с его участием ребенку лучше не читать, особенно перед сном.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

Существует ли профилактика?

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Видео: Детские страхи. Как научить детей справляться со страхами

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Почему ребёнок заикается. Виды и типы заикания. Причины

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: 6 очень важных книг для любой мамы

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

«Мне страшно, я боюсь…» фраза знакомая каждой маме. Как же быть с детскими страхами? Как родители могут помочь своему ребенку?

Причина детских страхов одна из популярных при обращении к психологу на консультацию, поэтому я решила поговорить на эту тему более подробно.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

· Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

· В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

· В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение,болезненные процедуры, т.д.).

· 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

· В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

· От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

· В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

· Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

· В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.

· В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Как избежать возникновения и закрепления страхов

· Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

· Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

· Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)

· Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

· Повышайте самооценку малыша.

· «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).

· Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

· Выясните причину страха.

· Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

· Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

· Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).

· Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача – поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).

· Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

· Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

· Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

· Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).

· Не злоупотребляйте просмотром телевизора, фильмов.

Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

Итак, если у вашего ребенка большое число страхов или ему не свойственны возрастные страхи, если самостоятельное использование выше перечисленные рекомендаций не принесло результатов, я рекомендую вам обратиться на консультацию к специалисту-психологу, работающего с детскими страхами.

С вами Марина Романовская и проект “Психология для Жизни”.


Страх – естественная эмоция, которая требуется нам для защиты, для мобилизации сил перед лицом опасности. Она порождается инстинктом самосохранения, и если бы люди не боялись, то, наверное, не смогли бы выжить. Поэтому в том, что малыш испытывает страх, нет ничего страшного. Другое дело, что иногда он начинает расти как на дрожжах, подавляя и подчиняя себе личность маленького человечка. Научиться контролировать свои страхи и изживать их – очень важный урок для ребенка на пути к управлению своими эмоциями и чувствами, и преподать его должны, конечно, родители.

Фактор страха

Чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо. У каждого детского возраста есть свои «монстры». Какие? Давайте разбираться.

  • Страхи до года , по большому счету, представляют собой рефлекторные реакции младенцев в ответ на громкий звук или свет, резкое изменение положения тела, потерю равновесия (опоры), внезапное приближение большого предмета.
  • Для годовалого возраста характерны страхи одиночества (мама оставила одного в комнате), незнакомых взрослых, врачей и их действий (чаще всего уколов), неожиданных резких звуков (гром, сигнальная сирена, шум низко пролетающего самолета).
  • Для детишек от 2 до 5 лет типичными страхами являются страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, воды и огня, незнакомцев (особенно клоунов или актеров с гримом), дурных снов.
  • Старший дошкольный возраст (5‒7 лет) – время наиболее интенсивной выраженности страхов. Это обусловлено не столько излишней эмоциональностью, сколько умственным развитием ребенка и, соответственно, возросшим пониманием опасности. Центральное место среди всех страхов начинает занимать страх смерти. Он может проявляться опосредованно: через боязнь нападения (бандитов, грабителей), болезней, страшных снов, темноты, сказочных персонажей или героев мультфильмов, животных, стихий (грозы, ливня, бури), стихийных бедствий, катастроф и даже войны. Все эти «ужастики» несут в своей подоплеке тревожность, связанную, пусть и не напрямую, с потерей родителей.
  • Младший школьный возраст (7‒12 лет) определяется для ребенка новой социальной позицией – школьника. Переживание своего соответствия коллективным стандартам и новым правилам поведения сопровождается страхом несоответствия этим нормам. Также силен страх куда-то опоздать или что-то не успеть, страх заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует.

Глаз да глаз

Начинать бороться со страхом можно, когда точно известно, что пугает малыша. Например, вы случайно попали под жуткий ливень с градом, молниями, потоками воды – и теперь он не выходит за дверь даже при слегка накрапывающем дождике. А как быть, если кроха боится молча? Сколько детей – столько и «способов» выражения страха. Поэтому лучший ориентир – ваше ощущение, что ребенок в каких-то ситуациях ведет себя не совсем обычно.

Самые распространенные признаки того, что малышу страшно:

  • нетипично сильный плач или смех;
  • сильное кривляние в момент испуга или после;
  • замирание или, наоборот, высокая двигательная и эмоциональная активность (в зависимости от темперамента);
  • просьбы «взять на ручки», защитить или обнять;
  • нежелание говорить на темы, которые пугают, намеренное избегание каких-то условий или предметов;
  • постоянное беспокойство, неспособность сконцентрироваться;
  • нарушения сна;
  • непроизвольное мочеиспускание и опорожнение кишечника.

Обитель зла

Следующий момент, который необходимо выяснить: что явилось толчком для испуга? Есть несколько основных причин для развития у ребенка страха.

  1. Резкий звук или движение, неожиданное касание – любая необычная ситуация в сочетании с неподготовленностью ребенка (упал, ночью проснулся один, подавился, подбежала собака и укусила, поздно вечером громко постучали в дверь и т. д.);
  2. Беспокойство родителей . Взрослые, сами того не осознавая, легко подпитывают сиюминутную детскую боязнь словами и реакциями, превращая ее в настоящий страх: «Бога ради, не трогай эту кошку! У нее же когти как бритвы – поцарапает!», «Не уберешь свои игрушки – другие дети придут и заберут их», «Не перестанешь капризничать, отведу тебя в больницу – сделают укол от вредности».
  3. Обесценивание страха . Неправильный и категоричный «ответ» родителей на проявленную тревогу («Перестань трястись – ты же мальчик!», «Хватит плакать – ты что, трусишка?», «Ой, насмешил! Чего же тут страшного?!») вызывает обратную реакцию – малыш начинает бояться еще больше.
  4. Бурная фантазия . Какие дети чаще боятся? Эмоциональные, чувствительные и впечатлительные. Симпатичный при дневном свете динозаврик ночью может привидеться такому малышу уже в образе пугающего монстра – и вот страх темноты и кошмаров обеспечен. Ничего ненормального в этом нет. Просто у ребенка развитие эмоциональной сферы опережает развитие логики и мышления, и ему трудно разграничивать в сознании реальное и вымышленное. Поэтому чем больше непонятных и тревожных образов он черпает из жизни (в том числе из телевизионных программ и интернета), тем больше становится возможностей для работы воображения.

Панику отставить

Ситуаций, когда кроха может испугаться, – миллион. Из кустов прямо перед носом неожиданно вырулил велосипедист; схватил горячую кружку и обжегся; нахлебался воды во время купания; увидел живого Деда Мороза и расплакался, так и не рассказав выученное стихотворение… Важно правильно отреагировать на первый детский испуг, чтобы смягчить его последствия и предотвратить закрепление страха.

1) Первые действия

  • Не упрекать, не стыдить и не высмеивать (многие родители начинают так делать из чувства неловкости перед окружающими из-за собственного чада, если дело происходит в общественном месте) – в этом случае к страху прибавится еще и обида, что самые близкие и родные люди его не поняли;
  • отвести в сторонку, обнять, сказать, что все хорошо, подождать, пока кроха успокоится;
  • спросить, что случилось, что именно испугало, а если последует ответ – внимательно выслушать и понаблюдать за реакцией. Если с течением времени ребенок начинает проявлять интерес к тому, что происходит вокруг, можно вернуться к прерванному занятию. Когда малыш не успокаивается, лучше покинуть «место происшествия».

2) План на перспективу

  • Не говорить, что бояться – это плохо. Избегать замечаний вроде «не бойся», «не будь как маленький», «большие не боятся» – такие фразы не помогают побороть страх, а загоняют его глубже. В результате ребенок начинает не просто бояться чего-то (темноты, воды, одиночества), но и боится сказать кому-то о своем страхе;
  • не вспоминать о случившемся просто так, при случае («Смотри, вон горка, с которой ты на прошлой неделе упал. Помнишь, как испугался тогда?») и не рассказывать про реакцию ребенка другим людям, когда он находится рядом («Наш-то, оказывается, бабочек боится – так ревел, когда одна ему на плечо села. Да, Сережа?»);
  • не апеллировать к гендерным различиям («Мальчик должен быть храбрым и ничего не бояться, иначе он – трус и плакса»). Испытывать страх имеют право все дети – как девочки, так и мальчики;
  • изживать страхи постепенно. Если острая реакция повторится, постараться справиться со страхом с помощью собственной фантазии и арт-методик (рисования, лепки, сказкотерапии и т. п.) или обратиться за помощью к детскому психологу. У страха есть интересная особенность: если его «выпустить в реальность», то он ослабнет или вовсе исчезнет. «Оденьте» страх в слова, в рисунок, в поделку – он сразу станет «настоящим», и ребенок почувствует контроль над ним. Малыш боится больницы и «белых халатов»? Возьмите врачебный чемоданчик и проиграйте визит в поликлинику. В ужасе убегает от пылесоса, заглатывающего все и вся? Купите игрушечный агрегат – пусть самостоятельно убирает у себя в комнате. Твердит, что боится чудовищ под кроватью? Примите правила игры и «переговорите» с монстром, а условия достигнутых «договоренностей» изложите малышу.

Страшно не будет!

Один из лучших способов борьбы со страхами – предотвращение их возникновения. Проводить профилактические мероприятия не так и сложно.
Как нужно вести себя взрослому?

  • Не бояться. Разберитесь со своими страхами, чтобы лишний раз не заряжать ими малыша. К примеру, многие детки начинают бояться насекомых, наблюдая реакцию взрослых на пролетающую мимо осу или ползущего паука. Не теряйте самообладания, а прокомментируйте эпизод спокойным голосом, в буквальном смысле опускаясь на детский уровень (т.е. на корточки, чтобы малыш видел ваше лицо и хорошо слышал голос). Скажите «Ой, какой маленький паучок – наверное, он нас увидел, испугался и теперь бежит к себе в домик» – или, если резко стало темно: «Ух ты, свет выключился, а пока будем ждать, когда снова дадут электричество, мы зажжем волшебную свечу и будем рассказывать веселые истории».
  • Не использовать страх в «воспитательных» целях , стращая и запугивая ребенка («Если ты сейчас же не соберешься, уйду и оставлю тебя одного»). В раннем возрасте таким способом легко сделать только одно – воспитать привычку бояться всего.
  • Не самоустраняться. Контролируйте, что ребенок читает, смотрит, слушает, в какие электронные игры играет. Внешний, часто очень негативный информационный фон сильно влияет на детскую психику, многократно повышая уровень тревожности. Напротив, благоприятно воздействуют на нее походы на культурные мероприятия, прогулки, знакомство с разными людьми.
  • Не нагнетать ситуацию. Страх боится улыбки, смеха и шуток, поэтому разные тревожные моменты можно просто-напросто высмеять, сняв напряжение.

Не игнорируйте детские страхи, но и не придавайте им слишком большого значения! В противном случае малыш, прочувствовав ситуацию, может начать притворяться испуганным – просто для того, чтобы привлечь ваше внимание.

Бояться не по-детски

Очень часто родители путают понятия страха и фобии. Страх – это реакция на реальную или воображаемую угрозу, возникающая в момент столкновения с объектом (дома, на улице, на картинке, в мультике, во сне). Типичный пример проявления страха: малыш увидел в витрине зоомагазина большого паука, сказал маме «Смотри, какой большой, наверное, больно кусается. Давай не пойдем в этот магазин?».

Фобия – это гипертрофированный страх, бесполезный и необоснованный, захватывающий полностью. Как она проявляется? Ребенок, увидев в витрине паука, не просто отказался зайти, но попросил маму обойти магазин и во время обратного пути говорил только о пауке. Придя домой, достал «оружие» против пауков, ночью требовал быть рядом и смотреть, нет ли в кровати пауков, а проснувшись утром, отказался идти в садик по той улице, где впервые увидел в витрине паука.

Страх у ребенка может перерасти в фобию, если:

  • на нем постоянно заостряется внимание;
  • происходит постоянное столкновение с предметом страха;
  • в моменты испуга не оказывается поддержка (словами, объятьями, присутствием);
  • развитие и становление страха происходит на фоне негативных перемен (развод родителей, смерть близкого).

Самые распространенные детские фобии – это боязнь темноты, боли, грома и молний, животных и насекомых. Фобические страхи практически невозможно преодолеть самостоятельно без помощи специалиста. Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя, так как со временем она может лишь усугубиться!

Лариса Геннадьевна Скоробогатова,
Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей.

Детские страхи - что это такое? Иногда, мы их не замечаем, относимся к ним снисходительно, видя в них милые глупости, иногда, мы взрослые сами боимся детского страха, не зная, что с ЭТИМ делать. А между тем знание детских страхов открывают нам доступ к внутреннему миру детей.

Хочу сразу оговориться, страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека, и что страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.

Страх возникает непроизвольно и сопровождается беспокойством, тревогой, волнением. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхах ребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.

Чего боятся наши дети?

Условно страхи можно разделить на две большие группы "врожденные" и "приобретенные".

Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития.

У детей до года оно выражается в инстинктивном беспокойстве при громких звуках. У ребенка 8-месячного возраста, могут появляться страхи, связанные с отсутствием матери, появлением рядом незнакомых людей. Нередко реакция ребенка зависит от выражения лица матери: мать улыбается - ребенок спокоен, мать напугана - соответствующим образом реагирует и малыш.

Благодаря страхам, после первого года жизни малыш учится: - остерегаться падений, разумно обходить препятствия, предметы, кажущиеся ему опасными, страшными.

В 2-3 года бывает страх наказания и страх боли (при посещении врачей). Типичен для младшего возраста страх одиночества и темноты. Дети требуют, чтобы не выключали свет в комнате или, не всегда четко объясняя причину, стараются заснуть в постели родителей.

Чуть позже (у мальчиков в 3 года, у девочек - в 4) появляются страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Собственные фантазии соединяются у ребенка с впечатлениями, полученными извне, и могут излишне возбуждать психику, вызывать страхи. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или даже безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя, несколько дней, или даже недель, у него могут появиться страхи.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.

Детям школьного возраста свойственны усиление ответственности, социальной активности, рост самосознания. Поэтому у них преобладают страхи порицания и наказания. Особое место у школьников занимают страхи устных ответов, заикания и в целом опасение оказаться несостоятельным в той или иной деятельности. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах.

Теперь о "приобретенных" страхах. Давайте проясним, какие страхи, и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.

Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи в результате травмирующих событий. Многое зависит от особенностей характера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности и восприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.

Третья причина - это запугивание в воспитании.
Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

Иногда, родители не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. "Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!". Здесь два варианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его для того, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшем использовать подобные способы управления людьми, или, действительно верит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущение незащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источником этого страха.

"Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п." - рекомендуют психологи. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страх нереализуемыми угрозами вроде: "Если будешь плакать, то я вообще тебя здесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!"

Дело в том, что иногда, сами того не осознавая, взрослые прививают ребенку страхи: "Пойдешь к врачу - и он будет тебе делать уколы." Да, уколы неприятны, и ребенок помнит об этом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенка сложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируют страх врачей. Давайте вспомним, сколько взрослых людей испытывают страх перед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.

Причина четвертая - тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: "Не гладь собаку - укусит", "Не ходи по лужам - заболеешь", "Не ходи один во двор - там хулиганы". Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причиной возникновения страха может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашего дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают, услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобные опасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.

Дополнительные источники страхов СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях. .

То, что ребенок видит по телевизору - родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно стали сниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы или мультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины, замените на менее травмирующие.

Рядом с телевидением стоит литература Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда у взрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлении картины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читая ребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда вы почувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойное существование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своими словами.

Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно с выражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать или защищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниям удается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первую минуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с ним невозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпает вновь. Наутро ребенок полностью или частично забывает о ночных переживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания. Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза в неделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можно уловить связь с психотравмирующей ситуацией.

Причиной ночных страхов могут стать разные житейские коллизии - пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркие устрашающие впечатления, особенно если ребенок испытывал страх, засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные истории перед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейные скандалы.

К счастью, большинство детских страхов, обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.

Как вести себя, если у ребенка страхи?

Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Насмешка, грубый окрик, неоправданно строгое наказание могут серьезно ранить ее и привести к неврозу. Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего необычного, что и вы, и многие другие люди в его возрасте испытывали что-то подобное.

Нельзя относиться к страхам детей, как к капризам, тем более наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, - одна из основных эмоций человека. В этих переживаниях нет ничего противоестественного. Ни один ребенок не рождается трусом.

Но независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?

· Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику "Монстров не существует!", для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.

· Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря "Но это же глупо!" или "Такой большой мальчик боится такой ерунды!", вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

· Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

· Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

· Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

· Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

· Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?

Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: "Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать". Временным решением может быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с более младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.