Суровые нравы иракских езидов.

Езид - национальность, исторической родиной которой считается Месопотамия. Это прямые потомки древних вавилонян. Само вероисповедание носит название «езидизм» и является своеобразным отголоском государственной религии которая уходит своими корнями в давно ушедшие тысячелетия. По другой версии возникновение этой веры связывают со смешением доисламских верований и суфийского учения с христианскими гностическими взглядами.

Кто такие езиды

Национальность езиды в основном распространена на территориях Ирака, Турции, Сирии, но люди этого вероисповедания также живут в России, Грузии, Армении, некоторых странах Европы.

Последние данные о численности свидетельствуют о наличии 0,3-0,5 млн езидов. Существует общепринятое мнение, что они являются обособленной группой курдов. Но каждый езид национальность своего народа считает уникальной, категорически отрицая родство с курдами. Сейчас на международном уровне их признали представителями отдельной этноконфессиональной группы. Значительную роль в этом сыграли усилия востоковедов Армении, для которых это открытие послужило одним из важных факторов сохранения национальной безопасности. Причиной тому служит отведение от Армении серьезной угрозы иметь репутацию страны с «курдским фактором».

Но все же многие исследователи настаивают на связи по национальности «курд - езид». Например, Н. Я. Марр считает, что езидизм - это курдская религия, которую исповедовала большая часть курдов до принятия ими ислама.

Национальность «езид»: корни

Происхождение названия этого народа также является спорным вопросом. Согласно первой версии, слово «езид» имеет персидские корни и в переводе означает «бог». Вторая версия гласит, что название народа происходит от имен гениев добра и света, одних из самых главных героев зороастрийского учения. Приверженцы третьей версии утверждают, что оно произошло от имени халифа Йязида, который был сыном халифа Моавии. Но, как известно, созвучие не всегда означает родство понятий, поэтому последняя версия имеет много противников. Есть и другие причины, по которым сами езиды не хотят верить в связь своей национальности с именем кровожадного убийцы халифа Йязида.

Ясно одно: данная национальность является одной из самых древних. Этот народ делает все возможное для сохранения своей самобытности, языка, обрядов, традиций и праздников. Езиды - национальность (фото расположено ниже) очень сплоченная и жизнелюбивая.

Лалеш - главная святыня езидов

Большинство святынь располагается на территории Северного Ирака. Самой крупной является Лалеша Нурани. В народе ее называют пресветлым или священным Лалешем. В обязанность каждого езида входит совершение паломничества в это место хотя бы один раз в жизни. Если проводить параллели, то можно сказать, что значимость Лалеша соизмерима со значимостью Иерусалима у христиан, Мекки у мусульман или горы Фудзияма у синтоистов. Лалеш - это место нахождения гробницы Шейха Ади ибн-Музаффара, который считается основателем и реформатором этой религии.

Праздник «Аида Эзида»

На середину декабря приходится главный праздник этого народа. Называется он «Аида Эзида». Считается днем примирения. Отмечается во вторую пятницу декабря. Последние три дня перед праздником - это время строжайшего поста. Пока не зайдет солнце запрещено принимать пищу, что бы то ни было пить, курить. Вечер четверга духовники и миряне проводят у священнослужителей, распевая религиозные гимны и танцуя. Пятница - это день посещения собратьев по национальности, которые недавно потеряли кого-нибудь из близких. Через неделю после «Аида Эзида» наступает другой важный праздник - «Аида Шамс», считающийся днем Солнца. Церемониальная подготовка к нему практически такая же.

Праздник «Хыдыр Наби»

«Хыдыр Наби» - это праздник, который почитают все езиды. Национальность, вера, образ мыслей - все это, по мнению данного народа, должно быть главным выбором каждого человека. А Хыдыр Наби - это имя ангела-покровителя, помогающего исполнению праведных желаний в случае верного выбора. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет половинки одного целого. В праздник каждый молодой парень и каждая девушка должны поесть соленых лепешек, чтобы увидеть во сне свою судьбу. Для специалистов очевидно некоторое сходство с праздником святого Саргиса, который существует у армян.

Новый год

Как и многие древние народы, езиды ведут летоисчисление не с зимы, а с весны, а точнее, с апреля. Новый год совпадает с национальным праздником, отмечаемым в первую среду месяца. История его возникновения связана с именем Малак-Тавуса - слуги Бога, который непосредственно выполняет волю Верховного Всевышнего. Малак-Тавуса переводится как Царь-Павлин. Под этим именем у езидов почитается Эзраил, как высший среди семи ангелов, созданных Всевышним. Он считается падшим ангелом. Его отождествляют с Люцифером в христианстве и Шайтаном в мусульманстве. Именно данное верование стало причиной того, что у многих соседних народов об езидах сложилось впечатление как о «чертопоклонниках». Кто знает... Национальность (езиды, во всяком случае, точно себя не относят к этой категории) сложно назвать таковой, ведь в самом вероисповедании много дружественных и добрых традиций. Сами они уверены, что в конце времен произойдет примирение Бога с павшим ангелом. Из-за этого в религии езидов строго запрещено проклинать Сатану. Кстати, часто представители других религий рьяно критикуют данную веру за праздника для женщин - это время печь большой ритуальный пирог (гату). Форма его округлая, готовится из сдобного теста. Интересно, что внутрь гаты езиды запекают бусы. Руководит всем процессом самая старшая женщина в семье. По наступлению праздника главный мужчина семейства раздает гату всем родным. Кто получит кусок с бусами, тот весь год будет удачлив. Также с апрелем у этого народа связывается еще одно поверье: апрель - это как бы «невеста» всех других месяцев, поэтому у езидов существует строгое табу на проведение в апреле свадеб; также нельзя заниматься строительством дома, возделыванием земли, менять место жительства.

Езиды и армяне

Езид - национальность, насчитывающая в Армении десятки тысяч представителей. Отношение этих народов друг к другу формировалось с древних времен. Они всегда были дружественными народами. Их связывают похожие судьбы, ведь и те и другие в борьбе за свою веру подвергались гонениям и лишениям, что вынудило их уйти со своей исторической родины, спасаясь от преследователей. Многие езиды впоследствии обосновались на территории Восточной Армении.

Армения - единственное государство, где есть образовательные учреждения, изучающие езидский язык. Их примерно 23. В стране несколько издательств выпускают учебники и художественную литературу на езидском языке. Действует фонд, способствующий развитию езидской науки и искусства.

Езидские поселения очень сильно пострадали во время разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении в 1988 году. По рекомендации тогдашнего премьер-министра СССР посещавшего зону бедствия, многие из них (примерно 5,5 тысяч человек) перебрались в Краснодарский край.

Хоть это и горестно отмечать, но мы, по словам классика, «ленивы и нелюбопытны». И даже на сегодняшний день далеко не полностью осведомлены о живущем с нами бок о бок таком древнем народе, как езиды. Многие сведения неточны и размыты. Но одно известно точно. Езид - национальность, представители которой сумели пройти все испытания, сохранив при этом свой исторический облик и самобытность. А

Традиции езидов

Для езидов характерно кастово-теократическое устройство общества. Это означает, что они могут вступать в брак только с представителем одной и той же касты. Браки с людьми другого вероисповедания запрещены вовсе.

Священнослужители из поколения в поколение выбирают одну и ту же дорогу жизни. Причем представители других каст не могут стать священнослужителями.

По мнению езидов, они - избранный народ, и это является наследственным фактором, то есть передается от старших поколений к младшим.

Об истории формирования и развития их веры практически нет письменных доказательств. Их тоже почти никогда полностью не отражалось на бумаге. Они очень берегли свою веру и считали, что сохранить письменно оформленные священные тексты от рук иноверцев очень сложно. А они могут раскрыть таинства их традиций и обрядов. Исторические факты о народе, каноны вероисповедания, тексты молитв, - все это передавали из уст в уста многие века.

Священные тексты

Немногочисленные писания все же существуют. Само религиозное учение излагается на страницах двух священных книг - Джилва и Масхафе Раш. Первая - это «Книга Откровения», вторая - «Чёрная книга». Их содержание вряд ли под силу понять представителю другой религии, ведь книги написаны на южнокурдском диалекте.

По причине все той же боязни иноверцев езиды вместили в свою письменность столько тайных премудростей, что ни один чужестранец не мог разобрать их тексты.

Запреты и предписания

Вероучение езидов очень много запрещает своим последователям. Только следование всем предписаниям и запретам в течение всей жизни позволяет оставаться истинным приверженцем религии.

Самыми многочисленными являются пищевые запреты. Во внешнем виде также есть много табу. Нельзя, например, носить одежду синего цвета.

Также известны запреты, связанные со стихиями: огнём, водой и землёй. Скорее всего, корни этих предписаний лежат в зороастрийском учении, запрещающем осквернять вышеупомянутые стихии.

Открытие нового места паломничества в Армении

Недавно в Армении произошло очень важное для езидов событие, на которое собралось большое количество паломников из разных стран. Вблизи села Акналич в Армавирском марзе они открывали новое место паломничества. Именно это событие послужило причиной того, что 29 сентября (день открытия) согласно распоряжению Национального совета езидов всего мира, теперь празднуется эти народом как День паломничества езидов. Храм получил название, созвучное с главным святилилищем езидов, которое расположено в Северном Ираке, Лалеш.

Целью делегации было также посещение мемориала жертв на Цицернакаберде, где в 1915-1918 гг. было истреблено более 1,5 миллиона армян, среди которых было достаточно много представителей национальности «езид».

Что за нация без святилища на родной земле. Новый храм - первый культовый объект езидов за пределами Курдистана. Он может вмещать 30 человек, по форме напоминает езидские конусообразные святилища. Материалом для постройки послужил кирпич, а сверху здание облицовано мрамором. Рядом находится трапезная, вмещающая 2 тысячи человек.

Одним из знаковых событий последнего времени в обществе езидов явилось проведение 30 июня 2008 года в Ереване конференции езидов мира, которую посетили верующие со всего света. Именно там прозвучал призыв для 2 миллионов езидов со всего мира к объединению, чтобы сохранить и передать потомкам историю, религии, традиций, искусства. «Все езиды мира, присоединяйтесь — хола, хола, хола, хола Султан Езиде сора!» Так звучит кредо и главная цель езидов.

Этот этнос выжил не только благодаря тому, что большая часть представителей занимала труднодоступные территории в горной местности. На протяжении столетий езиды держали оборону и защищались от многочисленных завоевателей, что позволило сохранить религию предков и по сей день.

Подводя итог, следует сказать, что езидизм - это вера, езид - национальность. мусульмане - не национальность, а приверженность религии (исламу), поэтому отождествление этих понятий не является корректным.

Мир заговорил о езидах, когда они подверглись массовому истреблению террористами ИГИЛ (организация запрещена в РФ) и встали на защиту своей родины - северного Ирака. Волею судеб носители древней и загадочной религии езидизма, которая всегда была поводом для гонений, разошлись по всем сторонам света и сейчас живут в Армении, России, Сирии, Грузии, и некоторых европейских странах - всего около полутора миллионов человек. Езидская община есть и в Тверской области и насчитывает порядка 1 200 человек. О том, кто такие езиды, чем отличается жизнь езидов разных каст, о боге-павлине и о том, почему древний народ считают дьяволопоклонниками - в интервью с руководителем Тверской общественной организации «Пирани» Задо Джндояном.

Кто такие езиды

Родина езидов - Месопотамия. По преданию, древние езиды обладали даром ясновидения и могли предсказывать катастрофы и катаклизмы. Как говорили наши предки, «последний будет с огнём идти» - так и закончится мир. Дар был утерян во времена нашествия арабов и насильственного принятия частью езидов ислама. Истреблению со стороны мусульман наш народ подвергался на протяжении очень долгого времени. Страшный геноцид езидского народа произошёл в 1835 году. Во времена массового истребления армян турками в 1915 году уничтожению подверглись и езиды, но об этом мало говорят. Именно тогда езиды и вынуждены были эмигрировать вместе с армянами на территорию современной Армении.

В 2014 году резню езидов начало ИГИЛ (организация запрещена в РФ).

Нас часто называют курдами, но это неправильно. Кто такие курды? Это езиды, которые приняли ислам. В нашем языке «курд» означает «отрезок» - это люди, которые были отрезаны от своей веры, от своих предков. Нет такого понятия «курды-езиды», которое сейчас тиражируется в СМИ. Есть езиды - и есть курды.

Езидизм: Бог, солнце, павлин и отсутствие дьявола

В 2009 году Минюст РФ признал езидизм официальной религией на территории России.

Наша вера - древняя, существовавшая ещё до нашей эры, и сказать точно, когда зародился езидизм, невозможно. Наверное, когда появился разум на земле. "Езид" переводится дословно как «Я видел» - видел Бога.

Мы - солнцепоклонники. Утром мы встаем, видим солнце, просим у него помощи. Без солнца нет жизни. Но солнце - это не есть Бог. Бог един для всех. В разных религиях есть разные пророки, но Бог один.

В виде павлина изображается Малак Тавус - верховный в иерархии семи езидских ангелов. Он - посланник между землёй и Богом. Павлин - самое чистое и красивое существо на земле, его мясо не портится даже на солнце. В доме каждого езида обязательно есть изображения павлина. Однако в езидизме нет икон - мы не молимся изображениям.

Легенда о том, что езиды - дьволопоклонники, потому что Малаки-Тавус является падшим ангелом, - всего лишь выдумки, чтобы оправдать истребление нашего народа. Верховный ангел всегда служил только добру и только народу.

У езидов, как и у христиан, есть понятие о Судном дне, когда душа отчитывается перед ангелами и Богом за всю свою жизнь. Но чёткого понятия рая и ада не существует, равно как и нет понятия дьявола. Мы не знаем, как там все устроено, потому что там никто не был, по крайней мере - не возвращался. Езид должен жить праведно - если тебя ударили по щеке, подставь другую.

Езид не должен убивать, красть, делать подлости, надевать синюю одежду, так как это божественный цвет, и заключать браки с иноверцами - это основные заповеди езидизма.

Мы очень уважаем крест. Конечно, это не христианский крест, для езидов это символ четырёх сторон света. Это нужно уважать, потому что Бог разбросал людей по свету, чтобы земля была везде заселена. В стенах древнего Лалеша - единственной святыни езидов, расположенной в Ираке - стоит крест, который мы чтим. К слову, возраст креста до сих пор не определен.

Жизнь в кастах

Среди езидов есть три касты - пиры, шейхи и мриды. Пиры и шейхи - это высшие касты, их составляют религиозные служители. "Пиры" в переводе на русский - "наставники". Мриды - это мирская каста, основа народа. То есть, примерно как у христиан: есть народ и есть священнослужители.

Мир-шейх - это глава езидов. Его семья живёт в Лалеше и возглавляет наш народ. В Тверской области живут только пиры и мриды. Никакого различия между людьми разных каст нет, однако во главе стола всегда садятся шейхи и пиры. Есть пиры, которые обладают священными знаниями древних молитв, без их участия невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон. Эти знания передаются из поколения в поколение.

Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Человек не может вступить в другую касту. Равно как и невозможно принять езидизм - езидом можно только родиться. Поэтому мы никогда не насаждали свою веру другим людям. Когда исламисты заставляли езидов в Ираке принять ислам, езиды все до одного отказались и были убиты.

Это выживший народ, который столько веков сохраняет и не теряет свою веру, в изгнаниях, наверное, имеет какую-то высшую божественную силу. Иначе как?

Письменность и язык

В исторические времена у езидов были собственная письменность и литература. Однако в течение веков они были утрачены по самым разным причинам, а вера, язык и культура передаются до сих пор только устно. Язык родители передают своим детям также в устной форме. Практически все езиды его знают, но уже есть молодёжь, которая языком не владеет.

Во всем мире езиды говорят на одном языке - езидском. Но на разных диалектах. Поэтому речь езидов в Ираке, например, и в России, отличается и часто они не могут понять друг друга. Считается, что езиды в постсоветском пространстве говорят на так называемом «материнском» языке - самом правильном.

Кстати, в древности езиды были голубоглазыми и светловолосыми. И рождаются такими до сих пор, в основном, среди мридов, - генетическая память сильна.

О смешанных браках и обрезании

Браки с иноверцами запрещены, в Ираке с этим очень строго и в России тоже. Тем не менее, бывают случаи, и даже много, когда такие союзы заключаются или дети рождаются вне брака. Если ребёнок рождается от мужчины-езида, в нём течёт езидская кровь, линия продолжается и ребёнок считается езидом. Если мать - езидка, а отец - нет, то ребёнок не может считаться езидом.

Обрезание - это древнейший обряд у езидов, сейчас в России его практически никто не делает - упустили. А в Ираке обрезание строго обязательно для всех мальчиков.

Езидский Новый год и Пасха

Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Мы красим яйца, печём лепешки и куличи, обмениваемся ими с соседями. Традиционно в тесто кулича кладут либо монету, либо бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.

Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. Постящиеся езиды не принимают пищу днём, есть разрешается только после заката. Пост соблюдается по желанию.

Конечно, мы отмечаем и христианские праздники, потому что живём в России, иначе никак.

Езидская свадьба: попасть яблоком в голову невесты, дерево счастья и национальные танцы

Свадьбе предшествуют смотрины и сватовство: невесту ищут через знакомых, родственников и даже через Интернет - время-то не стоит на месте (смеётся). Езидов мало, поэтому часто невесту выбирают из других городов и даже стран. Образование женщины получают по возможности, но часто выходят замуж до учёбы. Браки заключаются по взаимному согласию пары. Сначала пара регистрирует брак в ЗАГСе, затем венчается.

Браки заключаются по любви и если парень и девушка не хотят быть вместе, родители их не заставляют. Бывают случаи, когда родители настаивают на выборе спутника жизни, но они крайне редки. Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми.

Возможны и разводы, но обязательно по веской причине. И женщина, и мужчина могут подать на развод. Женщина может ещё раз выйти замуж, если кто-нибудь возьмет.

Езидские свадьбы в основном многочисленные и проводятся с обязательными национальными обрядами, песнями и танцами. Например, бросание яблок в невесту: жених поднимается на возвышенное место и оттуда бросает яблоки, чтобы попасть невесте по голове. Яблоко - это символ плодородия и девственности. А меткость жениха - символ мужественности. Ни одного несчастного случая на свадьбах не было - свидетели прикрывают голову невесты подносами.

Другой обряд - "Дерево счастья": за день до свадьбы наряжают ветку дерева фруктами, конфетами, денежными купюрами. На свадьбе свидетель жениха должен потрясти эту ветку над молодыми - это символ совместной жизни в любви и достатке.

Когда невеста заходит в дом, свекровь ставит на порог тарелку, которую девушка должна разбить одним ударом ноги - к счастью. Затем на плечи молодым ставят хлеб, чтобы жизнь была богатой и изобильной.

На свадьбе танцуют национальные езидские танцы: женщины и мужчины, взявшись за мизинцы, ходят по кругу, слегка притопывая.

Свадьба езидов в Тверской области:

Положение женщины в обществе

Женщин в езидизме почитают и уважают даже больше, чем мужчин. Однако хозяин в доме - однозначно мужчина. Благополучие семьи - это его обязанность. Езидские женщины часто работают - здесь все зависит от материальной обеспеченности семьи.

Раньше мужчины и женщины садились за стол по отдельности. Сейчас сидит ли женщина за одним столом с мужчиной, зависит от семьи: где-то садятся вместе, где-то врозь - по-разному. В банкетных залах на праздниках женщины и мужчины по возможности садятся за разные столы.

Женщины могут свободно входить в храм, но молятся отдельно от мужчин. Что касается одежды, то она должна быть закрытой и строгой. Естественно, молодежь сейчас одевается обыкновенно - так же как русские парни и девушки.

О похоронах

Я считаю, что обряд похорон у езидов - один из самых чистых и правильных. Ночью перед похоронами жены священнослужителей (если умерла женщина) или сами священнослужители (если умер мужчина) начинают готовить усопшего к обряду. Они тщательно омывают тело на специальной кушетке и одевают в специально сшитую из белой ткани одежду. Ткань должна быть только натуральной, никакой синтетики. Затем кладут тело в гроб и накрывают белой простынёй. После этого священник читает над покойником молитвы, гроб закрывают, и никто больше не имеет права подойти к усопшему. В Ираке усопших хоронят в день смерти, а в России - на третий день.

Покойников, в отличие от христиан, выносят головой вперед - у езидов считается, что человек в последний путь должен уйти так же, как и родился. И хоронят с запада на восток - так каждое утро солнце поднимается над кладбищем и озаряет его.

О еде

Свинья испокон веков считается грязным животным и запрещена на столе у езидов. Но зачем кривить душой - конечно, в России мы её едим - кто здесь не ест колбасу? Алкоголь тоже употребляем - и на свадьбах, и на поминках, хотя он запрещен религией. В Ираке, например, алкогольные напитки не употребляют вообще.

Если мы хотим помянуть усопших или приснится покойник, мы готовим еду и раздаём по домам соседей, малоимущим. Если покойник курил - раздаем сигареты. Считается, что так усопшему на том свете будет хорошо и спокойно.

В родительский день все езиды собираются на кладбище, готовят еду и садятся за один стол. Еду с кладбища выносить с собой запрещается.

Имена и фамилии езидов

Исконные окончания езидских фамилий на -и. То есть моя фамилия звучала бы как «Джнди». Однако исторически езидские фамилии были ассимилированы под армянские и сейчас в основном оканчиваются на -ян или -ев. Что касается имён, то они самого разного происхождения, наиболее распространенные назвать трудно. Мне имя, например, дала бабушка-армянка. Я родился в ночь с 6 на 7 января, на Рождество Христово, поэтому меня назвали Задо, что и означает «Рождество». В России детям-езидам даже дают русские имена. А если имя сложное в воспроизведении, заменяют на созвучное русское.

Об отношении к русским и мечте

Я родился в Ереване, в Россию переехал в 22 года. С детства я уважаю русский народ. Помню, когда маленьким сидел за столом со своими дедами и прадедами, второй тост всегда был за великий русский народ. Я не понимал, почему великий - со временем начал понимать. Это уважение и благодарность народу-освободителю мы впитали с материнским молоком. Грибоедов, Суворов - это герои, которых нужно почитать - они сыграли большую роль в жизни езидского и армянского народов. Советский народ единственный смог остановить фашизм.

Я почти всю свою жизнь отдал России, здесь живу, работаю, пытаюсь что-то сделать на благо родины. Никаких конфликтов между езидами и людьми других национальностей здесь нет, да и не будет. Мы очень дружелюбный народ.

Самое важное - это стабильность в государстве, чтобы все народы жили мирно и дружно. Каждый человек рождается на семи путях, а куда уходит его последний путь, там и есть его родина. Для меня моя родина - это Россия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000

Езидские свадьбы начинаются очень рано утром в доме жениха. В его жилище принято приглашать и музыкантов. Молодожены приглашают на свой праздник лучших друзей и людей, которые живут по соседству. Обязательным считается присутствие ближайших родственников обеих сторон. В полдень родные, которые автоматически становятся доверенными лицами жениха, едут к его будущей жене. У девушки во дворе ставят столик с угощением для желанных гостей. Их будут угощать напитками, вкусной едой, десертами. Когда родственники молодого человека достигнут нужного места, они произносят слова поздравления, пьют и едят.

Приглашенные на праздник женщины преподносят невесте подарки на больших круглых подносах. Презенты нужно красиво упаковать, перевязать ленточками разного цвета и аккуратно разложить на подносах. Лучше всего упаковывать их в прозрачную пленку. Всего должно быть пять подносов с подарками – это считается обязательным. В число подарков входят два обязательных презента. Это нарядное свадебное платье для виновницы торжества и шаль красного цвета. На другие подносы кладут сладости, шампанское и остальные мелочи, которые родственники девушки с удовольствием забирают.

Ближайшие родственники невесты занимаются подарками, а музыканты в это время играют веселую музыку. Затем близкие девушки должны подарить подарки доверенным жениха. Чтобы невеста смогла переступить порог родного дома, родственники обеих сторон должны станцевать танец под названием «гованд». Это очень веселый и оригинальный танец. Только после этого родные невесты позволяют гостям зайти в дом.

Хозяева дома должны показать все подарки, которые получила невеста ранее. Гости внимательно их осматривают. Когда будут произнесены слова благодарности, близкие невесты преподносят жениху сюрприз. Обычно в качестве презента выбирают обручальное колечко. Его и будет носить жених всю оставшуюся жизнь. Когда молодой человек примет этот подарок, родные невесты начинают показывать гостям ее приданное. Затем родственники молодого человека отвозят приданное в его дом. Оно будет ждать приезда молодоженов там. Приданное для невесты собирают долго, ведь оно состоит из вещей, которые понадобятся молодым в будущей семейной жизни. Самое главное, чтобы там были теплые одеяла, подушки, постельное белье.

Перед тем, как начнется трапеза, необходимо провести несколько обрядов. Шаль, которая есть у девушки и шаль, которую преподнес ей в подарок будущий муж, связывают вместе. Невеста должна надеть этот импровизированный наряд. Она не имеет права снять связанные шали до того, как закончится этот торжественный день. Сама трапеза длится примерно три часа. Девушка уйдет из родного жилища только после того, как родные проведут несколько важных обрядов. Во-первых, родной брат невесты должен обвязать и развязать вокруг талии молодой девушки ленточку. Это нужно сделать три раза. Во-вторых, жених обязан дать родственникам своей будущей супруги выкуп за ее подушку. Если он справился с этой задачей, то девушку отпускают из родного дома. Затем все направляются в дом молодого человека. Поездка сопровождается веселой мелодией, которую играют музыканты.

Молодые не войдут в дом, пока будущая свекровь невесты не осыплет их конфетами и печеньем. Она держит сладости на большом подносе. Затем молодой человек становится на ступеньку или другую возвышенность, чтобы положить на голову своей будущей невесте яблоко. Это символ плодородия и знак того, что нужно размножаться.

Перед тем, как новоиспеченные супруги переступят порог дома жениха, на их плечи кладут лаваши. Это символ богатства и достатка. Считается, что молодая семья никогда не будет испытывать трудностей с деньгами. При входе в дом невесте и жениху дают тарелку. Они должны одновременно ударить посуду ногой. Если ее разобьет жених, то их первенцем будет мальчик. Если тарелку разбила девушка, то первой у пары родится малышка. Молодые девушки и парни должны собрать все осколки, которые остались от разбитой посуды.

Каждый обряд езидской свадьбы должен сопровождаться веселой мелодией. За свадебным столом женщины не должны сидеть с мужчинами. Чтобы церемония бракосочетания прошла правильно, на праздник приглашают тамаду. Ведущий будет следить, соблюдены ли традиции и обряды.

Не так давно мне удалось побывать на курдской свадьбе в Сирии, причем курдов, которые исповедуют не ислам, а езидизм, поэтому пойти на эту свадьбу для меня было особенно интересно.
Я конечно, перевидала в арабском мире множество свадьб - и христианских, и мусульманских, но на свадьбе у езидов до этого момента не была.

Религия езидов близка вероучению других изначально доисламских курдских религий. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: «Книга откровения» и «Чёрная Книга».

Из-за постоянных гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама.

Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Малак-Тавуси (Ангела-Павлина) с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади.

Жених Осман проживает в Алеппо - самом крупном сирийском городе после столицы, расположенном на севере страны. А забирать невесту из ее дома мы ехали больше часа в небольшой городок Африн ближе к турецкой границе.

Меня удивило на этой свадьбе следующее обстоятельство: несмотря на то, что среди приглашенных были не только курды, но и арабы, свадьба полностью проходила на курдском языке. Тамада говорил исключительно по-курдски, не было также арабской музыки и песен, даже танцевальная музыка была своя - курдская. Правда, родственники жениха поочередно подходили к каждому столику в ресторане и приветствовали всех гостей, в том числе и на арабском, если за столиком сидели гости-арабы.

Очень своеобразный танец исполняли гости и молодожены под невероятно вялую, как траурную музыку. Они ходили, взявшись за руки, по кругу, медленно переставляя ноги, почти не совершая каких-либо еще движений. Этот малоэнергичный танец могли исполнять гости любого возраста, поэтому круг танцующих был невероятно широк, в него встала не только молодежь, но и совсем уже еле ходящие пожилые родственники брачующихся.

Арабские друзья жениха все норовили этот скучный танец превратить в живой зажигательный арабский дабки с подскоками и лихими вывертами, но им этого не давали.

Еще одна вещь удивила меня уже под конец нашего пребывания на свадьбе, когда мы собрались уходить.

В это время к нашему столику подошли официанты и поставили на стол несколько баночек с разной газированной водой. Я, решив попить из одной, вдруг вместо сладкого вкуса "Кока-колы" ощутила во рту горький вкус пива. В другой баночке из-под "Фанты", которую по такому случаю я решила проверить, тоже оказалось пиво.

Видимо, хозяева, чтобы не смущать некоторых религиозных гостей, решили таким образом замаскировать спиртные напитки, но ведь даже не предупредили.

Хотя, то, что отдельные желающие могли подкрепиться на свадьбе чем-то более серьезным, чем газировка, я поняла и раньше. Некоторые гости были очень уж веселы и оживленны, правда, думаю, им разливали не пиво, а арак - виноградную водку.

Вот некоторые фотографии с этой свадьбы:

Невеста в компании жениха и родственников проходит садиться в машину, чтобы ехать в ресторан. Позади жениха танцует под бой приглашенных барабанщиков будущий муж сестры жениха. Их свадьба тоже не за горами.

Жених танцует курдский танец с будущей тещей перед тем, как сесть в машину, где его уже поджидает невеста. Позади него столпились родственники невесты перед входом в украшенный цветами невестин дом.

Нарядный племянник жениха, который перед свадьбой ходил очень довольный, потирал руки, а, когда жених спросил его, чему он так радуется, ответил: "Вы женитесь сегодня, через 9 месяцев родите ребенка, и я стану дядей". Просвещенный ребенок.

Жених угощает невесту тортом.

П о дороге в Алеппо родственники жениха пригласили нас на другую свадьбу, сказали, что она будет интереснее, потому что семья невесты будет больше принимать в ней участие, а здесь родственники невесты должны были покинуть свадебное торжество после двух часов ночи, такой у них обычай.

Но, по правде говоря, мне и эта свадьба понравилась. Из всей череды виденных мной арабских свадеб с огромным множеством гостей, чтобы только кого не обидеть, она прошла в более раскованной, домашней и уютной обстановке. Родственники жениха и сами молодожены старались не обделить вниманием всех присутствующих, что обычно из-за слишком большого числа гостей на арабских свадьбах не удается.



На своей свадьбе, в армянском селе Мушакан, 15-летняя Сона Амоян полчаса стоит босиком на холодном полу пока мимо нее проходят гости, приглашенные на свадьбу.

Сцены со свадьбы Омара и Соны Амоян.

Традиции езидской общины диктуют, что она не может разговаривать, сидеть или есть в присутствии родственников со стороны жениха.

Сона встретила своего жениха,16-летнего Омара на свадьбе.

После замужества она перестанет ходить в школу и переедет жить в его семью.

«Замужней женщине стыдно ходить в школу», - пояснила мать Соны. «Кроме того, какой молодой человек захочет, чтобы его жена ходила в школу?».

История Соны обычна для молодых езидских женщин в Армении, которые, как правило, бросают школу уже в 14 лет для того, чтобы подготовиться к замужеству. Мальчики учатся немного дольше и оставляют школу для, того чтобы стать пастухами. Это - традиционное занятие езидов в Армении.

Активисты предупреждают, что эти обычаи, создают риск маргинализации еще одного поколения езидских женщин, но традиционалисты говорят то, что замужество юных девушек является древней традицией.

«Это - общепринятый закон, так все и будет продолжаться. Если девушка зрелая, то я за то, чтобы ее выдавали замуж в 16 лет», - сказал председатель Национального союза езидов Азиз Тамоян.

Даже если матери недовольны тем, что дочери повторяют их судьбу, они говорят, что не в состоянии противостоять традиции.

По словам 38-летней Лилии Авдоян, которая присутствовала на свадьбе, она мечтала стать врачом. Однако когда ей было 16 лет, ее дедушка заставил ее бросить школу и выйти замуж. Сейчас такая же участь ждет ее 14-летнюю дочь.

«Мой муж заставил нашу дочь бросить школу, и я была здесь бессильна», - сказала она. «Дети часто жалуются на то, что они должны уйти и жить в другой семье. Они еще слишком молоды и все взваливается на их плечи», - продолжила она.

«Учителя армянских школ часто пытаются убедить родителей езидских детей одуматься и не заставлять своих детей бросать школу или хотя бы отложить это на некоторое время. Однако у родителей всегда наготове заученные ответы, такие как: “мой ребенок болен” или “он не успевает в учебе и не хочет учиться», - добавила Авдоян.

Езиды - это сплоченная община, которая исповедует единственную в своем роде религию и разговаривает на одном из диалектов Курдского языка. В Армении они представляют собой растущую общину, в которой семьи имеют по 8-10 детей.

По данным переписи населения 2001 года, в Армении проживает около 40,000 тысяч езидов, что составляет немногим более 1% от общей численности населения Армении, однако, по словам Тамояна, их количество достигло 60,000.

На свадьбе Сона стоя ждет, когда гости посмотрят ее приданое. Омар сможет зайти в комнату только после этого. До того, как уйти праздновать с другими мужчинами, он надевает на ее палец кольцо. Однако он успевает запретить женщинам, собравшимся вокруг его новой жены, не делать ей макияж.

«Без разрешения мужа женщина не может пользоваться косметикой или делать покупки», - сказала Авдоян. «Она не может произносить тост, разговаривать в присутствии свекра, учиться или работать».

Пример 23-летней Инессы является доказательством того, что не все родители езиды придерживаются традиционных взглядов.

У нее есть университетский диплом, и она сказала, что ее мать и отец поддержали ее желание получить образование. Она сказала, что и другим советует, по крайне мере, окончить школу, но добавила, что изменить взгляды семей, которые придерживаются старых традиций, невозможно.

Воспользовавшись моментом, когда родственники Омара вышли из комнаты, Сона ненадолго села отдохнуть. Затем она отправится в дом своего мужа в селе Мхчян.

Когда они уезжают, Омар смотрит из окна лимузина, выкрикивая соседям невесты: «Мы увозим девушку с вашей улицы!».

В Мхчяне, перед тем как войти в свой дом, Омар поднимается на крышу и старается попасть в голову своей жены красным яблоком, но промахивается. Ритуал предназначен для того, чтобы совместная жизнь была счастливой, а жена покорной.

Один из присутствующих, Ариф сказал, что после своей свадьбы он так сильно бросил яблоко, что его 14-летняя жена упала в обморок и у нее из носа пошла кровь.

«Ей дали воды, но она пришла в себя только через 15-20 минут», - вспоминал он. «Почему я должен чувствовать себя виноватым? Закон есть закон. Надо попасть яблоком в голову. Таков наш обычай. Даже сейчас, когда, например, моя жена не слушается меня, или когда я прошу принести стакан воды, а она медлит, я ее бью”, - продолжил он.

В будущем году 33-летний Ариф станет дедушкой.

Ануш Погосян, которая работает в Женском ресурсном центре в Ереване, сказала, что ранние браки являются «пороком» езидского сообщества, но очень трудно что-либо с этим сделать. Она не помнит, чтобы езидские женщины когда-либо обращались к ним за помощью.

«Брак, заключенный между подростками, является нарушением целого ряда прав», - объяснила она. «В частности, права на распоряжение собственным телом, поскольку очень часто в подростковом возрасте девушки физически или психологически не готовы к сексуальным отношениям».

«Брак в подростковом возрасте также приводит к нарушению права на свободный выбор», - продолжила она. «Подросток не может принять осознанное решение, и очень часто родители не считаются с мнением своих детей и заставляют их вступать в брак».

Этнограф Грануш Харатян, которая занимается изучением истории езидов, сказала, что изменения в езидских обычаях маловероятны.

«Езиды - принципиально закрытое общество», - сказала она. «Их традиции являются важнейшим символом для сохранения их этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Но элементы престижа, к примеру, то, что невесту со свадьбы забирают на лимузине, стали частью их обычаев и уживаются наряду со старыми традициями, не меняя их».

После приезда в свой новый дом, Сона стоит в центре гостиной и ждет следующую часть церемонии, во время которой ее свекровь подарит ей золотое украшение.

Только после этого она, наконец, сможет сесть.

Лусинэ Авакян, независимый журналист.