Сумочка учимся читать по слогам. Учимся читать по складам

Карточки для обучения чтению по складам (метод Зайцева)

Я хочу Вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению.
Этот материал основан на методике Зайцева, где мы с детками учимся читать по складам.
Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие.
Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

Данные пособия позволят вам начать обучение чтению дома и представляют собой карточки с буквами.
Вам надо скачать 3 файла: домик короля, домик королевы, и файл с карточками-согласными. (Скачать их в winzip архиве можно тут: bukvi.zip 137 кб)
Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант – приклеить липучку). Положить на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры, плотный картон и пр. подручные материалы, и обтягиваем его фланелью.
Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

Начинаем играть с малышом в интересную игру, которая заодно непринужденно обучает буквам и с ней же мы учимся читать.
Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: «Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы – в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д.»
Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).
Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.
Берем, например, "Б" и начинаем ее катать по домикам:
БА
БО
БУ
БЫ
БЭ
--
бя
бё
бю
би
бе
Также катаем и остальные 4 буквы:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ
--
мя
мё
мю
ми
ме

Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
БАМ
БОМ
БУМ
и т.д.
Тоже самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам).
Это вроде на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.
Моя старшая дочь, когда ходила на занятия по методу Зайцева (студия «Зайчата»), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала

Учимся читать по складам. Данилова Е.

М.: 2003 - 95 с.

Эта книга - уникальное пособие по обучению чтению. С ее помощью ваш ребенок познакомится со всеми складами русского языка, научится узнавать их в тексте и прочитывать слова по складам. Пособием можно пользоваться при обучении чтению по кубикам Зайцева, а можно заниматься по нему самостоятельно.

Формат: pdf

Размер: 18 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Эту книгу можно использовать для обучения чтению по «Кубикам Зайцева», а можно заниматься по ней самостоятельно. С ее помощью ребенок познакомится со всеми складами русского языка, научится узнавать их и читать слова по складам.
Книга предназначена для рассматривания, чтения, игр с детьми двух-трех лет и старше. Предлагаемые задания направлены на развитие речи и фонематического слуха, а также на приобретение и закрепление начальных навыков чтения.
Малышам в возрасте до трех лет предлагайте простые задания и вопросы, лишь постепенно добавляя более сложные. Для начала не раз и не два рассмотрите все картинки, все склады, не требуя что-либо показать или назвать. Пусть ребенок освоится с книгой, хорошо запомнит названия всех картинок и хотя бы часть складов.
Детям постарше можно сразу предлагать все варианты заданий, включая и те, что написаны внизу каждой страницы. Листая книгу, каждый раз действуйте по-разному. То обращайте внимание только на картинки, то просите ребенка отыскать те или иные слова или склады, то задавайте вопросы.
Не обязательно каждый раз просматривать всю книгу и выполнять максимальное количество заданий. Не стоит также начинать каждый раз с самого начала книги - открывайте случайный разворот или продолжайте с того места, где остановились в прошлый раз.
Не забудьте объяснить ребенку, что части слова, выделенные разным цветом, называются «склады», что в каждом слове есть черный склад. Он самый яркий, потому что «ярче» слышится (не требуйте от малыша до трех лет, чтобы он это запоминал); прочитайте несколько слов, выделяя голосом ударные склады.
«Показываем склады». Листая книгу, называйте ребенку склады:
"А прочитывая верхний ряд или напевая его на простой мотив (выбрав мотив, используйте его на каждой странице; простейшим мотивом может быть звукоряд «соль-фа-ми-ре-до»; склад, не содержащий гласный звук, петь не нужно, просто произнесите его, а затем пойте оставшиеся пять складов);
Ч* показывая по одному складу «вразнобой» - в верхнем ряду или в словах.
«Ищем склады». После того как вы многократно посмотрели склады вместе с ребенком, попросите его:
"/> показать все склады черного цвета;
"А показать подчеркнутый склад в каждом слове;
4t найти одинаковые склады в разных словах (давая это задание, сначала убедитесь, что на данной странице есть одинаковые склады).
Назовите какой-либо склад, например ДО или НУ, и попросите ребенка найти его. Л
Произнесите склады, встречающиеся в словах на одной странице, пусть ребенок покажет их «под диктовку».
Назовите несколько складов на странице (начинайте с двух-трех), предложите ребенку по памяти показать их в том порядке, в котором они были произнесены.
«Называем склады». Предложите ребенку назвать тот или иной склад (естественно, если малыш уже умеет говорить). Например:
"А назови подряд все склады в верхнем ряду;
<Н назови один из складов в верхнем ряду;
"А назови склады в слове - первый склад, последний, любой, все по порядку. 9
«Звукоподражания». Если на странице попадаются склады, обозначающие слова-звукоподражания, озвучьте их и спросите ребенка: «Кто так говорит?» или «Чей это голос?» Например, МУ, ME, КУ-КУ, БИ-БИ (задание для детей двух-трех лет).

"Складовой" метод обучения чтению известен еще со времен книги "Юности честное зерцало" и с успехом применялся Л.Н.Толстым в его "Азбуке".

Основоположником "складового" принципа в современной педагогике стал Николай Александрович Зайцев. Он придумал свои знаменитые "Кубики Зайцева" и "Складовые картинки". За ними последовали "Складушки" Воскобовича и пособия Буракова "Складарики" и "Пиши-читай".

Складом считается:

Слияние согласной с гласной, так называемый "слог-слияние" (ПА, РИ, ЩУ, ЖИ...),
отдельно гласная в качестве слога,
отдельно согласная (в закрытом слоге),
согласная с любым знаком (РЬ, БЪ, МЬ...).

Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т, КО-Т-ЛЕ-ТА или Я-Б-ЛО-КО и так далее. Годовалый младенец начинает говорить МА-МА по складам, а не по буквам, и не целым словом. Именно по складам легче и естественней научиться читать.

В. В. Воскобович

Складушки

"Игра-пособие "Складушки" может быть использована как приложение к уникальному и широко известному пособию для обучения детей раннему чтению с двух лет "Кубики Зайцева", разработанному творческим коллективом АО "Мазай", г. Санкт-Петербург, под руководством Н. А. Зайцева.

Как правило, родителей и удивляет, и радует, когда в три-четыре года их дети знают все буквы. Такие родители полагают, что дети готовы к чтению. Перед ребенком появляется какое-нибудь простенькое слово, например, КОТ, и ребенок начинает читать: "КАОТЭ". - "Нет же! - начинают снова объяснять мама или папа своему ребенку, - буквы К и Т в словах читаются совсем не так, как на кубиках". Оказывается, что почти все читается не так, как раньше. Ребенку это уже непонятно. Частенько такая учеба кончается тем, что родитель "вскипает", а ребенок "остывает" к чтению и порой надолго. В первом, и даже во втором классе можно услышать, как дети слово МАМА читают: "ЭМАЭМА". - "Как же так, восклицает "ЭМАЭМА", - он же в три года знал все буквы".

А нельзя ли обучать детей чтению иначе?

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ПО СИСТЕМЕ ЗАЙЦЕВА.

Петербургский педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил складовую систему обучения детей раннему чтению, которая сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта системность дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка. Дети учатся читать не вымучивая слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков-складов.

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ-ПОСОБИЯ "СКЛАДУШКИ"

Игра-пособие "СКЛАДУШКИ" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, которых живут песенки и про Борю, и про гусяток, и многие другие. Есть также солнечный домик (А О У Ы Э Я Ё Ю И Е). В этом домике также живет песенка. Начало сказки есть.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ РОДИТЕЛИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

1. Виды складов и их произношение.

Правый и левый вертикальные столбики на каждой карточке - это и есть склады. Наибольшую трудность произношения вызывают склады, представленные в виде согласных букв (они расположены в левых столбиках сверху). Например, склад Б произносится звонко и отрывисто, как последняя буква в слове ЗУ - Б, а П - глухо и отрывисто, как последняя буква в слове СУ - П. Склады, представленные гласными (АОУЫЭЯЁЮИЕ- солнечный домик), произносятся как в алфавите, а все остальные склады так, если бы вы читали коротенькое слово из двух букв.

2. Склады и слоги.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове ЗИМА - два склада и два слога: ЗИ и МА, а в слове СЛОН - один слог, но три склада: С, ЛО, Н. В слове ВДРУГ - один слог, но четыре склада: В, Д, РУ, Г. Попробуйте теперь сами разбить слова ОН, ТЕТРАДЬ, КНИГА. У вас должно получиться два, четыре и три склада. Склад, на который падает ударение, называется ударным. В слове КНИГА ударный склад НИ. В стихах, приведенных на карточках данного пособия, ударные склады выделены красным цветом.

3. Смысловые и складовые песенки.

Смысловые песенки заданы стихом, приведенным на карточке. При пропевании смысловая песенка переходит в складовую. Например, поете: "Потерял котенок маму, пропищал котенок: "Мяу, мамочка, окликни, мамочка, мурлыкни" М МА МО МУ МЫ МЭ МЬ МЯ МЁ МЮ МИ ME". Склад М задает звучание складовой песенки, поэтому его всегда необходимо акцентировать четким произношением (как буква М в слове ГРОМ) и небольшой паузой перед дальнейшим пропеванием складов. Все остальные складовые песенки поются аналогично. Не беда, если вы не владеете музыкальным инструментом или считаете, что плохо поете. Для своего ребенка вы все равно лучший певец.

4. Как показывать склады.

Пропевая складовые песенки одновременно показывайте их ребенку сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка. Для показа складов можно позвать на помощь оловянного солдатика или маленькую куколку. Помните всегда о том, что ребенку должно быть интересно.

5. Самое главное.

При обучении чтению необходимо добиться того, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки.

СКЛАДОВЫЕ ПЕСЕНКИ - ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ РЕБЕНКА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОН ОВЛАДЕВАЕТ ЧТЕНИЕМ. ПЕСЕНКАМИ, РИСУНКАМИ, СТИХАМИ, СКАЗКАМИ, ИГРАМИ НУЖНО ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ СКЛАДОВ, ЧТОБЫ ПОТОМ ОН МОГ САМОСТОЯТЕЛЬНО, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ, НАХОДИТЬ НУЖНЫЙ ЕМУ СКЛАД.

ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

1 ЭТАП: вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, например, про город Складинск, поете песенки. Складовые песенки пусть ребенок вам помогает подпевать и показывать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они достаточно быстро запоминают их. На этом этапе стоит обратить особое внимание на солнечный домик и на склады, которые определяют складовые песенки В, Л, Р, Г и т. д.)

2 ЭТАП: постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только пропевал-проговаривал складовые песенки, но и правильно показывал их.

3 ЭТАП: ребенок из складовых песенок учится выделять отдельные склады. Например, скажите ребенку, что обещали знакомому коту сложить слово КОТ. На соответствующей карточке попросите ребенка найти склад КО. Ребенок еще не знает, где спряталось это КО, но он знает песенку К КА КО КУ КЫ и т. д. Может не с первого раза, но ребенок остановит свой пальчик на КО. Осталось найти Т. Сможет ребенок найти сам Т - очень хорошо, если нет - помогите. Две карточки можно приставить одна к другой - вот оно слово КОТ. Первые слова, которые составляет ребенок должны быть простыми, близкими и понятными ему.

4 ЭТАП: возьмите какую-нибудь карточку, ткните пальцем, например, в склад РА и попросите прочитать. Если ребенок теряется, то скажите волшебное слово по песенке. Р РА - конечно же это РА. Ребенок скоро привыкнет к тому, что по песенке он может определить любой склад и сам будет пользоваться этим.

Итак, вы приучили ребенка к складовым песенкам-домикам и теперь начинайте потихоньку уводить от них. Давайте ребенку читать слова, написанные большими буквами на специальных карточках. Такие карточки могут содержать просто слово, а еще лучше - слово с соответствующей на обороте картинкой или рисунком

Склады на таких карточках можно разделить черточкой, ударный склад выделить красным цветом. Сделайте таких карточек побольше.

ПРИМЕЧАНИЯ

Практика показала эффективность обучения в группах по 5 - 7 человек. При групповом обучении желательно пользоваться помимо карточек общей таблицей, которую можно составить из карточек данного пособия как показано на рис.

Назвать точный срок, за который ребенок научится читать, трудно: это зависит и от ребенка, и от педагога, но практика показывает, что трехлетние дети могут научиться читать за 5 - 6 месяцев, а 6-ти летние за месяц и быстрее, занимаясь по тридцать минут два раза в неделю.

Игра "Складовое лото": для каждой карточки делаются две полоски со складами,

размеры которых соответствуют размерам складов на карточках. Этими полосками по правилам лото закрываются складовые домики-песенки на карточках.

Очень часто при обучении ребенка чтению родители сталкиваются с такой ситуацией: «Моей внучке 4 года. Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы , не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад - это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове "пальто" 2 слога "паль-то", но 3 склада "па-ль-то". Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

На чтении по складам основывается не только методика Н. Зайцева. Когда-то давно мне попалась очень хорошая книга В. Эдигей. Честно говоря, я даже не помню, как она называлась. Сама книга не сохранилась у меня, потому что мы передавали ее друзьям и знакомым. У кого-то она и осталась. Но это не так важно. Важен сам способ, как учить читать.

В книге был предложен необычный в то время подход к обучению ребенка чтению . Причем, для того, чтобы научить ребенка читать по складам , совсем не обязательно, чтобы он знал все буквы. Достаточно, чтобы ребенок знал хотя бы половину гласных. А остальные и гласные, и согласные, ребенок выучит в процессе обучения чтению.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

  1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте
  2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.
  3. Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.
  4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.
  5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 - 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью : можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать - .

P.S. Поскольку по этой методике обучения чтению мы читаем отдельные склады, которые совпадают с открытым слогом, то можно употреблять как слово склад, так и слог. А вот когда будем соединять их в слово, тогда уже будет склад.