Стоунхендж – происхождение и предназначение. Где находится Стоунхендж? История и тайна древних камней

Стоунхендж - гигантская каменная загадка в самом центре Европы. Сегодня мы знаем очень немного о его возникновении, истории и назначении, но даже этой информации хватает, чтобы понять: обычные люди никак не могли рассчитать и построить такую громадину… Предлагаем Вам узнать об исследованиях этого феноменального сооружения и о гипотезах, выдвигаемых разными учёными, согласно возраста Стоунхенджа и его предназначения.

Стоунхендж… Несколько камней, курганов, рвов, ям и валов, но о нем не перестают говорить и историки, и эзотерики, делясь своими догадками и ощущениями. Причем эти чувства и мысли нельзя сравнить с обыденными и примитивными. Поистине, о Стоунхендже было немало сказано, однако еще многое следует выяснить, чтобы разгадать загадку этого поистине странного сооружения.


Стоунхендж - это каменное мегалитическое сооружение в 130 км к юго-западу от Лондона. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных “лунок Обри”, названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца когда-то находилось ещё 5 отдельно стоящих трилитов, образующих подкову.


Согласно преданиям к возведению мегалита приложил руку сам Мерлин, который принес камни из юго-западного Уэльса, славящегося скоплением священных источников.


Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку.

Однако ученые придерживаются иного мнения. Так, в эпоху Возрождения архитектор И. Джонс предположил, что Стоунхендж построили древние римляне.


Средневековые научные умы полагали, что сооружение - дело рук швейцарцев или германцев.


В XIX веке решили, что здесь находилось место силы друидов, благодаря которому они могли совершать серьезные ритуалы, объединив свои общинные силы с силами природы - считалось, что мегалит расположен на пересечении энергетических линий.


Английский писатель и историк Том Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого из которых указывала на следующий пункт.


В наше время некоторые историки выдвигают теорию, гласящую, что Стоунхендж - гробница Боадицеи, некой языческой королевы. В любом случае все сходятся на наличии некоего глубинного смысла, которым древние зодчие наделяли свой труд. Ведь все-таки, очевидно, не зря в XVIII веке от мегалита аборигены откалывали кусочки и носили с собой в качестве амулета.


В целом представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.


До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен во втором тысячелетии до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей. Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 2300 и 1900 гг. до н.э. А недавние исследования этой территории показали, что люди жили здесь ещё в 7200 году до н.э., задолго до создания Стоунхенджа (до этого считалось, что раньше 3600 года здесь никого не было).


Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства! Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий.


В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет…


Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад!


В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.


Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают “усадки почвы”, которая неизбежно происходит при современном строительстве.


Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века эту грандиозную астрономическую обсерваторию. По этому поводу до сих пор кипят дискуссии и споры, которые вряд ли стихнут в ближайшее время - слишком уж колоритное сооружение является предметом этих дебатов.


Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали просто колоссальными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре! И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории…


Большинство исследователей, рассматривая Стоунхендж, приводят его как доказательство блестящих астрономических познаний древних британцев. Не исключено, что для древних обитателей Британии и севера Франции мегалитические постройки типа Стоунхенджа были как астрономическими, так и ритуальными сооружениями. В них одновременно с изучением планет, звезд, восходов и заходов Солнца, производили захоронение умерших, о чем говорят многочисленные могильники и другие обрядовые места.

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом «чуде света» почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты

Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты

Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги «Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века» утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая «рабочая» версия.

Версия № 3. Мерлин

В Средние века была популярна легенда, изложенная в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, «сработанная» в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество «сенсационных» фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая «база»: якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности"».

Версия «горячая», но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория

На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем.

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики

В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс

Четырехлетнее исследование, проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. «Дискотека»

Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя «дискотека».
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж «уже не тот», но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Во все времена, все правительства (а особенно вне- и над правительственные круги) занимались подлогами. Снимки 1949-58 годов.

Строительство Стоунхенджа с нулевого цикла. Кинo — и фотодокументы 1949-58 годов

Первая реакция отдельных читателей, продолжающих говорить про выемку, реставрацию, замену древних мегалитов , убедила, что без пояснения все же не обойтись. На ранних фото, начиная с 1-го, вы видите белые круги, обозначающие фронт работ для строителей. Разметка объекта от заказчика, выполненная известью в лунках, на ровном, нетронутом газоне. Мегалиты не дергаются как морковки, не оставляя следа этой процедуры.

Далее внимательный взгляд найдет военных, колючку окрест и другие детали, говорящие о том, что будущая циклопическая постройка древних друидо-атланто-асуро-сириянто-ариев была охраняемым режимным объектом. Увидите представителей заказчиков , не являющихся чиновниками, строителями, рабочими, окрестными жителями. Найдете посвященных с кое-какими закладками, оборудованием. Стоунхенджу — космическому порталу, энергетическому кристаллу и т.п. отводилась важная роль в представлении, связанном с апокалиптикой, скачками и пр.; об этом позаботились при закладке. До наступления же оного момента назначение сооружения — биологическое и духовное заражение. Кое проиллюстрировано современными фото в конце данного поста.

О назначении Стоунхенджа

Если присмотритесь к нынешним фото Стоунхенджа (и сопоставите их с несколькими старыми фото манипуляций, не имеющих отношения к строительному делу), то без труда найдете потеки рыжей субстанции, повсместеной в циклопическом литье (отсюда многочисленные мероприятия с огнем и электричеством), и уж совсем легко увидите современное назначение постройки.

Дополнения к Стоунхенджу

Есть достаточно малоизвестные факты, которые можно почерпнуть из таких источников, как Википедия:

1. Впервые в районе Стоунхенджа военные учения были проведены в 1898 г.
2. С того времени до Второй Мировой войны Минобороны скупало большие участки земли в том районе
3. В настоящее время Министерство Обороны владеет 390 кв.км (!) в непосредственной близости от Стоунхенджа, часть из которых закрыты постоянно, на другие доступ сильно ограничен. (по Wikimapia граница ближайшей военной базы — в полутора километрах от этих камней к северу, а военная взлетная полоса — в 5 км на юго-восток).
4. В прошлом в непосредственной близости от Стоунхенджа были проведены ветка железной дороги и аэродром, оба впоследствии были демонтированы (есть и другие источники, что военный аэродром находился гораздо ближе, на расстоянии всего одной мили от Стоунхенджа)
5. В 1943 село Imber (в 15 км от Стоунхенджа) и деревушка Par Hinton были выселены. В статье про Imber написано, что и по сегодняшний день село находится под контролем военных
6. В 2 км к северу от Стоунхенджа расположено Королевское артиллеристское училище, которое проводит реальные стрельбы 340 (!) дней в году
7. В 9 км на юго-восток, за военным аэродромом, расположена Оборонная Лаборатория Науки и Технологии, работы которого в основном засекречены.
8. В 17 км на запад от Стоунхенджа расположена база военного авиакорпуса и вертолетный аэропорт боевых Апачей.
9. В районе Стоунхенджа не ведется сельскохозяйственная деятельность из-за опасности нарваться на неразорвавшийся снаряд, которых за столетие скопилось немало. Из-за этого зеленые луга вокруг Стоунхенджа приобрели научную ценность (Site of Special Scientific Interest) так как представляют собой последние естественные газоны в Англии, а возможно — и во всей Европе.
Итак, суммируя:
Вокруг Стоунхенджа на протяжении более 100 лет — закрытая территория, охраняемая, патрулируемая военными самолетами и вертолетами, с ежедневными артеллеристскими стрельбами.
Местных жителей выселили еще во время 2 мировой войны под предлогом учений; деревеньки взяли под контроль военные, такое положение сохраняется по сей день.
Сельскохозяйственная деятельность на большой территории равнины, где расположен Стоунхендж, запрещена.
Здесь существовала инфраструктура, позволявшая масштабное строительство (включая аэродромы, ветку железной дороги), которая впоследствии была убрана за ненадобностью.
Пожалуй, более подходящее место для строительства Стоунхенджа было сложно найти…

Не столько для породы непримиримых, сколько для обычной читающей и думающей публики еще несколько снимков. Что же реставрировалось в этом древнем наследии друидо-атлантно-асуро-сириянто-лемуро-ар иев?

Заметный камушек, да?

И это литье чего-то на древний мегалит совсем не похоже.

А эти древности совсем ни в какие ворота — халтура откровенная. Ручная бетонная мазня.

Стоунхенджа еще нет. Лишь разметка и первые ямы под древности копаются. Камушек на чистой поляне водружен. Однозначный брак. Срочно старить!!!

Вообще какой-то модерн (футуристы-модернисты, чего с них взять! творческая публика. Вроде тех, что Наску незадолго до открытия оной ТВАРисчами учОными расчерчивали)

Вот и представитель заказчика ужас как недоволен

Пришлось реставрировать.
Вот такими формами с надлежащей фактурой

Ну вот, совсем другое дело!

А Вот и птичка на камне, а сверху форма для ее литья

Ну и надписи само собой.
Загадочные письмена друидо-плеядо-ариев.
Вуаля!

Ребят, там больше ничего не было. Что реставрировалсь — вот оно, особо неудачное литье древних цивилизаций.

Такие циклопические блоки тоже отбраковали и вывезли — какой-то охламон при изготовлении не удержался и пальцем буквы латиницы написал. Латинице на памятнике працивилизаций быть не положено.

Ну и еще — уж не знаю, реставрация это или нет — древние камушки с бетонозавода биогенкой накачивали (но это уже тема нелюдей со связанной с нею темой сакрального биогенного секрета всех культов-конфессий-религий-вер).
Только тут не в литье эту мерзь мешали, как в обычных древностях загадочных працивилизаций, а на месте, используя электрооборудование для высокой статики. Зарядили — и на место.

Поскольку обидно ваятелям новой единодуховности человечества за накрывшуюся тазом чакральную систему Земли, во всех обсуждениях суют оппоненты аргументы про реставрацию из Википедии и старинные рисунки из трудов интернет-академиков.

Ребята, сделать старинные рисунки еще проще, чем объект. Статью в Википедию написать — тем более.

Иногда приводят единственное достоверное место во всех писаниях мира до 1954 года, где упомянут стоунхендж — отрывок из романа Харди про Тэсс. Есть там эпизод, где персонажи бегут от полиции в фэнтэзийную местность Менчестер , и в ряду несуществующих объектов и городков встречают означенный стоунхендж (но полиция и там их достает — проза жизни, увы). С этого объекта и делали проект данного реального Стоунхенджа, уменьшив линейные размеры в 1,5 раза. Писатель грезил старой Англией, нормандскими королями, легендами Уэссекса и часто изображал подобные вещи. Одна из них и воплотилась в 20 веке. Менчестер — аналог города Глупова Салтыкова, Великого Гусляра Булычева и многих других мастеров слова. Это литературный прием такой — несуществующие страны и города.
Собственно, вся история Стоунхенджа как духовного феномена началась с экранизации романа Харди режиссером Полански, снявшим знаменитую сцену в новопостроенном объекте Менчестера .

Другими словами, на территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный центр древней цивилизации, наследие великих предков, памятник человечества, ставший (не сам собой, ясно дело) важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой духовности .

Нет сомнений, что и у самого наследия человечества , и у духовности , важным атрибутом коей является данное наследие , и у науки , развернувшей вокруг оного наследия в колоссальных масштабах свои исследования , один заказчик.

В английском фильме Маленькая задняя комната 1949 года (американская отредактированная версия Час славы вышла в прокат в 1952 году)

есть эпизод с несколькими кадрами на фоне фрагмента Стоунхенджа. Он никак не обусловлен сюжетом, а просто вкраплен в фильм, как были вкраплены точечные упоминания в «старинных хрониках», «фотографии и рисунки 19 века», «фото реставраций 1901, 1919-20, 1931 годов».
Без сомнений, объект запечатлен в ходе начатого в том же сезоне строительства. На нем полностью отсутствует газон , а есть только голый грунт. Часть древних мегалитов еще не поставлена. Есть несколько интересных кадров, прежде всего снятые в непосредственной близости от Стоунхенджа.

На втором кадре самое интересное — дерево . К началу строительства оно было , но сейчас, как известно, его нет, и оно отсутствует на всех «старинных гравюрах и фото XIX — начала XX веков». Иными словами, к концу строительства дерево убрали и старину делали без него. Эту деталь фальсификаторы просто упустили из виду. На кадрах 2 и 3 есть привязки к местности и трава, отсутствующая в готовой части постройки.
В кадре с 15:34 до 15:56 камера едет по рельсам, которые невозможно проложить при наличии всех мегалитов в полной комплектности, т.е. в момент съемки их еще не было.
В конце фрагмента вид Стоунхенджа и вовсе далек от привычного облика законченного объекта. Сначала появляются мегалиты, которых нет в окончательной версии Стоунхенджа

Куда делись 5 вертикальных и 2 горизонтальных мегалита?
Никуда. Их еще не ставили. Хотя на всех «фото 1867-1936 гг» стоят как новенькие. Новенькие и есть.
Таким образом, можно с уверенностью отнести начало этой стройки века в промежуток с 1949 по 1952 г.г.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Известная на весь мир достопримечательность Англии – Стоунхендж, представляет собой древнее сооружение из каменных блоков, окруженных рядом земляных рвов. Это каменное мегалитическое строение внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с культовым объектом Эйвбери и связанными с ними памятниками.

Находится этот археологический памятник, постоянно привлекающий туристов, на юго-западе графства Уилтшир, Англия.

До сих пор историки и исследователи пытаются разгадать цель данного сооружения, но к единому мнению так и не пришли.

Как выглядит Стоунхендж?

Внешне Стоунхендж представляет собой каменные глыбы, рвы и ямы, упорядоченные определенным образом. Как выглядело данное сооружение во время его использования, остается только догадываться ученым и археологам со всего мира.

Среди каменных глыб выделяются трилиты и мегалиты, менгиры – отдельно стоящие камни из известкового песчаника серого цвета. Часть меньших по размеру камней имеет голубоватый оттенок и является кремнистым песчаником.

Считается, что памятник представляет собой кромлех – концентрические окружности из грубо обработанных каменных глыб. Правда, в настоящее время от окружностей остались лишь некоторые фрагменты, которые позволяют ученым догадаться, каким сооружение было прежде. Например, создана следующая компьютерная реконструкция Стоунхенджа.

Внешняя окружность ранее состояла из 30 вертикальных сероватых камней высотой более 4 метров и шириной более 2 метров. Вес одной такой глыбы составляет около 25 тонн. На эти каменные плиты сверху были уложены горизонтальные глыбы длиной более 3 метров, толщиной и широтой около метра.

Конструкция была довольно крепкой, т.к. специально на вертикальных опорах делались выступы, а на горизонтальных плитах пазы для них. Сейчас остались лишь 13 вертикальных плит и 6 горизонтальных перекрытий. В диаметре внешний круг составлял 33 метра .

Внутри этого круга находился круг из 30 голубоватых камней, из которых сейчас осталось не больше 10. Эти камни не имели горизонтальных перекрытий и были меньше по размеру, чем глыбы внешнего круга.

Внутри комплекса находились 5 трилитов, расположенные в форме подковы. Трилит представлял собой два вертикальных камня и уложенное сверху горизонтальное перекрытие. Размеры трилитов были разные. Основание подковы, образованной трилитами, было направлено к авеню – параллельной паре рвов, направленной к реке Эйвон. Внутри трилитов также в форме подковы располагались голубоватые камни.

Практически в центре круга располагался вертикальный алтарный камень весом около 6 тонн, стоящий напротив центрального трилита. Сейчас алтарный камень находится в горизонтальном положении.

Вокруг каменного сооружения обнаружены ямы, которые расположены двумя окружностями разного диаметра из 30 ям каждая (внутренняя окружность – лунки Z, внешняя окружность – лунки Y). Считается, что в этих деревянных ямах ранее располагались высокие деревянные столбы.

Третья внешняя окружность состоит из 56 ям, которые носят имя человека, их обнаружившего, – лунки Обри. На пересечении лунок Обри находятся два кургана, в которых не обнаружено захоронений. Также на пути лунок Обри лежат 2 опорных камня, которых еще в XIX веке насчитывалось 4, и они четко указывали на стороны света.

Интерес представляют еще два камня, расположенные друг напротив друга. Первый – камень-эшафот, находится напротив аллеи и представляет собой горизонтальный монолит длиной около 5 метров. Второй – пяточный камень, расположен на самой аллее и представляет собой вертикальную глыбу высотой 6 метров.

Более подробно устройство Стоунхенджа и оставшиеся до настоящего времени каменные глыбы можно рассмотреть на планах.

Теории Стоунхенджа

Существует множество теорий предназначения Стоунхенджа. Ученые подсчитали, что время, чтоб привезти в данную местность эти каменные плиты (ближайшее место, где есть осадочные горные породы песчаника, – Южный Уэльс, до которого нужно преодолеть путь в 200 км), обработать и установить их в определенном порядке, могло занять около 20 веков.

Вероятно, такие неимоверные усилия, затрагивающие столько времени, должны были преследовать грандиозную цель.

Одной из версий появления Стоунхенджа является деятельность Мерлина, которого считают волшебником и наставником короля Артура. Считается, что он перенес огромную конструкцию на луга Англии с Днепровских порогов. Стоунхендж в этой теории связывали с круглым столом короля Артура. Различия в форме и размерах камней означали индивидуальность каждого члена круглого стола.

В другой теории камни Стоунхенджа рассматривали как святилище друидов. В священном месте они собирались для творчества, обмена информацией и соревнований в собственных талантах.

Другие исследователи считали Стоунхендж местом захоронения языческой королевы Боудикки, которая после смерти мужа возглавила племя иценов. В войне против Римской империи ицены пали, а не пожелавшая сдаваться Боудикка отравилась. В честь нее и было воздвигнуто данное сооружение. Правда, ни одна из этих теорий не подтвердилась учеными: с помощью радиоуглеродного метода было доказано, что постройка Стоунхенджа относится к 3500 г до н.э., когда описываемых событий еще не было. Перестал использоваться Стоунхендж где-то в 1100 г до н.э.

Иногда рассматривают версию о месте массового захоронения людей на территории Стоунхенджа, но эта версия не подтверждается. На территории Стоунхенджа лишь однажды найдены останки мужчины, убитого из лука.

Распространена теория о том, что Стоунхендж – это астрономическая обсерватория древних людей. Главным исследователем этой теории считается Дж. Хокинс. Но остается непонятен выбор места под обсерваторию. Обычно их располагали на возвышенностях, этот же объект расположен на склоне пологого холма.

Стоунхендж может быть местом силы, т.е. некоторым генератором энергии. Действительно, многие называют территорию Стоунхенджа аномальной зоной, где творятся непонятные науке процессы и явления. Но доказательств данной теории нет, и вряд ли они когда-то появятся.

Как добраться до Стоунхенджа?

Расстояние до памятника от Лондона составляет 140 км. Ближайшие города к Стоунхенджу – Эймсбери и Солсбери. Известное сооружение находится в 3 км от Эймсбери и 13 км от Солсбери.

Добраться на место можно от железнодорожного вокзала Ватерлоо на поезде до Солсбери, а затем на местном автобусе, который регулярно ездит к Стоунхенджу, или на такси. И как вариант можно взять машину в аренду и доехать самостоятельно.

Отправляясь в Англию, обязательно включите в список объектов для посещения Стоунхендж. Возможно, именно вам удастся приблизиться к разгадке тайны этого знаменитого сооружения.