Старший сын (пьеса). А.в

Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Анализ литературного произведения.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

«Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

Биография А. Вампилова

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.

Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась «Стечение обстоятельств». Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. В 1962 году редакция «Советской молодежи» решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

В 1964 году Вампилов покидает «Советскую молодежь» и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами. Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу «Прощание в июне». Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым.

В 1966 году Вампилов вступил в Союз писателей. Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году - «Двадцать минут с ангелом». Затем появились «Прощание в июне», «Случай с метранпажем», «Старший сын» и «Утиная охота» (обе- 1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне». А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание» - Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: «Ленфильм» подписывает с ним договор на сценарий «Сосновых родников». Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.

17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.

По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только «Старший сын» шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

Пьеса «Старший сын»

Пьеса А. Вампилова «Старший сын» существует в нескольких вариантах. Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова». Вариант пьесы под названием «Женихи» был опубликован отрывками 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье», печатается в 1968 году в альманахе «Ангара». В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где она носит название «Старший сын» и выходит отдельным изданием.

Отметим, что название «Старший сын» наиболее удачное. Для автора главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Кроме того, Володя Бусыгин оправдал взятую на себя роль: помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью, а отец Сарафанов, в свою очередь, обрел в лице Володи опору и понимание.

Сам Вампилов писал: «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы , обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным ».

Сюжет пьесы «Старший сын» рождается из случайностей, из странного стечения обстоятельств. Как ни в какой другой пьесе Вампилова, в «Старшем сыне» «случайное совпадение» является двигателем сюжета. Случай, пустяк, стечение обстоятельств становятся самыми драматическими моментами в развитии действия этой пьесы. Случайно герои встречаются в кафе, случайно оказываются в предместье, случайно подслушивают разговор Сарафанова с соседом, случайно узнают о взаимоотношениях Васеньки и Макарской, случайно оказываются посвященными в семейную тайну. Бусыгин потом сам признается Нине: «Все вышло совершенно случайно». Бусыгин и Сильва мало знакомы, в кафе они даже не расслышали имён друг друга и по ходу пьесы знакомятся заново, но это не мешает им понимать друг друга буквально с полуслова.

Поэтика пьесы сохраняет основные черты драматургии Вампилова: это, как отмечал О.Ефремов, тяга к острой форме, нестандартной ситуации, незатасканному приему; по мнению В. Розова – водевильное и даже фарсовое начало, стремительно достигающее предельного драматического напряжения; выпуклая бытовая материальность, телесность жизни, острая сюжетная напряженность, как считает Е.Гушанская; соединение философской глубины с ослепительно яркой чисто театральной формой, по мнению А.Симукова.

В «Старшем сыне» анекдот становится жанрообразующим компонентом - происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством построения сюжета».

Бесспорно, авантюрная идея знакомства с семьей Сарафановых принадлежит Бусыгину, и Сильва трусливо предупреждает своего приятеля: «Эта ночь закончится в милиции. Я чувствую» . Но идея выдать Бусыгина за старшего сына принадлежит Сильве. Риторическая библейская фигура «страждущего, голодного, холодного» брата, стоящего у порога, обретает черты реального Бусыгина. Бусыгин не сразу принимает на себя предложенную ему роль, он колеблется. Герои как бы меняются местами: теперь Сильва готов остаться, а Бусыгин спешит уйти. Однако, трусость Сильвы и Бусыгина имеет разные корни: если первым руководит страх перед милицией, то вторым – страх перед совестью.

Наивность, чистота, доверчивость, «сарафанность» отца, трезвый скептицизм и недоверчивость Нины, перерастающие в откровенную симпатию к мнимому брату, восторженность Васеньки, обаяние и интеллигентность самого Бусыгина, напористая нагловатость Сильвы уплотняют, материализуют образ старшего сына. Семья оказалась перед ситуацией, когда он – старший сын – должен был появиться и он появился.

Параллельно материализуется и образ еще одного «старшего сына» – мужа Нины, курсанта и будущего офицера Кудимова. Он создается в основном Ниной и ревниво корректируется Бусыгиным. О Кудимове, еще до его появления на сцене, мы знаем практически все. Бусыгин находится в несравненно более выигрышном положении: о нем никто ничего не знает и он сообщает о себе то, что хочет сообщить. Уже в оценке Нины Кудимов предстает как человек достаточно ограниченный. Появление героя только подтверждает это.

Сцена появления Кудимова (второе действие, картина вторая) - зеркальное отражение другой сцены - появления Бусыгина и Сильвы в доме Сарафановых (первое действие, вторая картина): знакомство, предложение выпить, претензии на сыновство («А где папаша?» – спрашивает Кудимов).

Столкновение Бусыгина и Кудимова – своеобразный поединок, поводом для которого становится Нина. Но за этим поводом скрыты и другие причины, которые кроются в принадлежности этих людей к разным сферам человеческой жизни и к разному пониманию ими самой жизни.

Как заклинание непрерывно повторяемые слова Нины, обращенные к Кудимову, «не беда, если сегодня ты даже опоздаешь», «сегодня ты немного задержишься», «просто так, задержишься и всё», «сегодня ты опоздаешь, Я так хочу», «нет, ты останешься», - не просто «каприз», как считает Кудимов, а последняя попытка очеловечить своего жениха, который готов в семейный быт привнести дух казармы и дисциплины.

Нина говорит о Кудимове: «Допустим, он звезд с неба не хватает, ну и что? Я считаю, это даже к лучшему. Мне Цицерона не надо, мне мужа надо». Отличник боевой и политической подготовки Кудимов сейчас, в будущем он способен «знаков тьму отличья» нахватать, так как никогда не опаздывает и не делает того, в чем не видит смысла. Удерживая Кудимова, Нина удерживает себя от любви к Бусыгину. У Нины нет возможности выбирать, но в конечном счете и она делает свой выбор: «Никуда я не уеду».

Если фразой Бусыгина «брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» старший брат начинает входить в семью Сарафановых, то с реплики Нины, обращенной Кудимову: «Да хватит тебе! Так можно вспоминать до самой смерти!» - начинается обратный процесс.

Образ похорон начинает незримо витать над семьей Сарафановых: хоронит свои мечты о призвании композитора сам глава семьи («Серьезного музыканта из меня не получится, И я должен в этом сознаться» ); расстается со своими надеждами Нина («Да. Иди. А то, чего доброго, и в самом деле опоздаешь» ), устраивает погребальный костер Васенька, сжигая ковер Макарской и штаны своего соперника. Но смерть амбивалентна: возрождается для семьи Сарафанов, обретает новую любовь Нина, вспыхивает интерес Макарской к Васеньке.

Образ похорон «какого-то шофера» - символ прерванного пути как жизненного, так и профессионального - в пьесе неоднозначен. Уходит курсант летного училища Кудимов, «исчезает» Севостьянов. Последняя попытка Сильвы, которого уже не устраивает второстепенная роль, насолить удачливому сопернику и разоблачить самозванца запоздала и безуспешна: физическое родство перестает быть определяющим и значимым и уступает место родству настоящему – духовному: «Ты - настоящий Сарафанов! Мой сын. И притом любимый сын». Кроме того, сам Бусыгин признается: «Я рад, что попал к Вам… Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Рассудительная и серьезная Нина, готовая повторить поступок матери и уехать с «серьезным человеком», в финале пьесы понимает, что она «папина дочка. Мы все в папу. У нас один характер» . Они, Сарафановы, – чудные люди, блаженные.

Еще А. Демидов назвал комедию «Старший сын» «своеобразной философской притчей» .

Начатая как бытовой анекдот, пьеса постепенно перерастает в драматическую историю, за которой угадываются мотивы библейской притчи о блудном сыне.

При этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли. Они остаются в Доме, чтобы восстановить его.

Эта пьеса - своеобразная философская притча о родстве душ и обретении родного крова. В семье Сарафановых появляется новый человек, представившийся «старшим сыном» главы семейства. В круговерти семейных неурядиц и проблем Бусыгин действительно начинает чувствовать себя родным в доме Сарафановых и ответственным за их жизнь.

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных отношений. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. Так от частной бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем (доверие, взаимопонимание, доброта и ответственност). А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. В пьесе показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин возродил семью.

Литература

  1. Вампилов А.В. Старший сын. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2006. – С. 6 – 99.
  2. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. – Л.: Сов. Писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. – 320с.
  3. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба. – Иркутск, 2000. – С. 111-116.
  4. О Вампилове: Воспоминания и размышления // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981. - С. 612-613.
  5. Русская литература XX – начала XXI века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2. 1950 – 2000-е годы / (Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, М.В. Яковлев и др.); под ред. Л.П. Кременцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.452 – 460.
  6. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. – М.: Сов. Россия, 1989. – 168с.

Всегда так: трагедия с элементами комедии и комедия с элементами трагедии. Создатель «Утиной охоты» не делал ничего особенного, он просто пытался воспроизвести в своих произведениях жизнь такой, какая она есть. В ней же не бывает только черного и белого, существование человека наполнено полутонами. Наша задача - рассказать об этом в статье, в которой будет произведен анализ. Вампилов, «Старший сын» - в фокусе внимания.

Сразу следует оговориться, что необходим и краткий пересказ (он будет содержать некоторые аналитические наблюдения) вампиловского шедевра. К нему мы и приступаем.

Неудавшаяся вечеринка на четверых

Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив - небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были - на улице.

И вдруг они наблюдают, как пожилой человек - Сарафанов Андрей Григорьевич - кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

Наша задача - анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) - его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин - безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

Неожиданное пополнение семейства

Молодые люди не ошибаются: действительно дверь в квартиру Сарафановых остается открытой, а расстроенный недавней любовной неудачей Васенька собирается бежать из дома, как выясняется чуть позже, его цель - тайга. Дочь Сарафанова (Нина) не сегодня-завтра уедет на Сахалин, на днях она выходит замуж за летчика. Другими словами, дома царит раздрай, и его жителям не до гостей, хоть ожидаемых, а хоть и нет, поэтому пришельцы удачно выбрали момент. Нам это тоже пригодится, чтобы провести анализ. Вампилов («Старший сын») пьесу свою написал филигранно, все персонажи исполняют свои партии безупречно и реалистично.

Бусыгин делает вид, что знаком с отцом Васеньки и говорит такую фразу: «Все мы, люди, - братья». Сильва начинает раскручивать эту идею и доводит ее до того, что Владимир - это неожиданно обретенный сводный брат Васеньки. Юноша в шоке, Бусыгин тоже от прыти товарища слегка ошалел, ну что делать, на улице-то не хочется ночевать. Они разыгрывают этот спектакль перед Сарафановыми. Как показывает анализ, Вампилов («Старший сын») пьесу начал с розыгрыша. В основании драмы у него лежит шутка, а вся пьеса, кажется, что-то вроде комедии, но это только на первый взгляд.

Вася ищет, что бы выпить. Молодые люди, включая 10-классника, употребляют. Потом появляется Сарафанов, а неудачливые провожающие скрываются на кухне. Вася рассказывает отцу всю историю его старшего сына. Старик начинает вслух вспоминать подробности встречи с возможной матерью Владимира и невольно выдает прохиндеям всю нужную информацию, а они жадно ловят каждое слово: имя женщины, город (Чернигов), нужный возраст старшего сына, если бы он был.

Затем Владимир появляется, отвечает на все вопросы отца правильно. Дом захлестывает всеобщее ликование, и продолжается пьянка, но теперь уже к ней присоединился Сарафанов старший.

На шум выходит Нина и требует объяснений. Сначала девушка не верит старшему брату, затем и она проникается к нему доверием.

Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

Между Бусыгиным и пожилым человеком моментально налаживается контакт, и отец открывает всю душу перед блудным сыном. Они проговорили всю ночь. Из ночного общения Владимир узнает подробности жизни Сарафановых, например, то, что Нина скоро выходит замуж за летчика, а также душевные муки самого отца. Как тяжело жилось семье. Под впечатлением от ночного разговора, после того как отец ушел спать, Владимир будит Семена и упрашивает его быстро уйти, но в дверях их застает Андрей Григорьевич. Он просит старшего сына принять фамильную реликвию - серебряную табакерку. И тут с Владимиром случается духовный переворот. То ли ему стало очень жалко старика, то ли себя, ведь он своего отца не знал. Бусыгин вообразил, что он перед всеми этими людьми в долгу. Он поверил, что он им родня. Это очень важный момент в исследовании, а анализ пьесы Вампилова «Старший сын» двигается дальше.

Любовь как объединяющая сила

Когда отшумел праздник, надо было убирать со стола и вообще приводить в порядок кухню. Это вызвались делать двое - Бусыгин и Нина. Во время совместного труда, который, как известно, объединяет, любовь вынула свой и пронзила сердце каждого из молодых людей. Дальнейшее повествование лишь вытекает из такого знакового события. К такому выводу подводит нас анализ пьесы Вампилова «Старший сын»

К концу уборки Бусыгин, например, позволяет себе очень едкие и колкие замечания в адрес без пяти минут мужа Нины. Она же их не то чтобы отвергает, но и не слишком противится яду брата. Это говорит о том, что "родственники" уже на дружеской ноге друг с другом, а за быстрое развитие доверительных отношений в короткий срок может отвечать только сильная взаимная симпатия.

Спонтанно возникающая любовь между Владимиром и Ниной выстраивает весь дальнейший сюжет и является той силой, которая сплачивает вновь семью Сарафановых в единое целое.

Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова

Таким образом, памятуя о недавно зародившейся любви, читатель понимает, что Владимир теперь не иллюзорно, а действительно становится своим в семье Сарафановых. Неожиданный гость становится тем гвоздем, который не дает родным людям утратить связи между собой, он их соединяет, становится центром. Сильва же, наоборот, оказывается все более чужим Бусыгину и тому дому, куда их по случайности занесло, поэтому Семен старается хоть что-то извлечь из сложившейся ситуации и пытается закрутить роман с Наташей Макарской. Замечательную пьесу написал Вампилов - «Старший сын» (анализ и краткое содержание продолжаются).

Явление жениха

В день уборки кухни должно произойти знаменательное событие: Нина планирует познакомить отца со своим женихом - курсантом летного училища Михаилом Кудимовым.

Между утром и вечером происходит целая цепь событий, о которой стоит упомянуть хотя бы кратко: Макарская меняет свое отношение к Васеньке с гнева на милость и приглашает его в кино. Тот мчится покупать билеты, не подозревая, что Сильва уже плетет свою паутину соблазна. В нее он рассчитывает поймать Наташу. Та с готовностью, естественно, уступает любителю женщин, ведь Семен ей более подходит по возрасту. Сильва и Наташа должны встретиться ровно в 22:00. На это же время воодушевленный паренек берет билеты на киносеанс. Наташа с ним идти отказывается и раскрывает тайну, что к ней ночью приходил Андрей Григорьевич сватать за Васятку.

Пламенный юноша в отчаянии, он снова бежит собирать рюкзак, чтобы прочь уйти из дома в объятья тайги. Кое-как персонажи в предельном нервном напряжении дожидаются вечера и прибытия жениха.

Представление сторон как-то сразу идет вкривь и вкось. Новоиспеченный старший брат и Сильва подшучивают над курсантом, тот не обижается, так как «любит веселых ребят». Сам Кудимов все время боится опоздать в военное общежитие, и вообще, смотрины ему в тягость.

Вот появляется отец семейства. Познакомившись с Сарафановым, жених начинает мучиться от того, что он не может припомнить, где же он видел лицо будущего тестя. Пожилой человек, в свою очередь, говорит, что он - артист, поэтому, наверное, лицо его видел летчик либо в филармонии, либо в театре, но тот все это отметает. И вдруг, как гром среди ясного неба, курсант говорит: «Вспомнил, я видел вас на похоронах!» Сарафанов вынужден сознаться, что да, действительно, он уже 6 месяцев не работает в оркестре.

После раскрытия тайны, которая уже не являлась ни для кого секретом, так как дети давно были в курсе, разыгрывается еще один скандал: с криками и стонами уходит из дома Вася, полный решимости добраться-таки до тайги. Жених также, увидев достаточно, спешит вернуться в военное общежитие до его закрытия. Сильва уходит в кино. У отца семейства случается истерика: он тоже хочет куда-то уйти. Его успокаивают Бусыгин и Нина, музыкант поддается. Все это очень важно, так как имеет прямое отношение к кульминации. Мастерски все сделал Вампилов. «Старший сын» (анализ произведения мы приводим) продолжается.

Катарсис

Затем Владимир признается Нине, что он ей не брат и, что еще хуже, он ее любит. В данный момент, наверное, по замыслу автора с читателем должен произойти катарсис, но это еще не совсем развязка. Ко всему прочему в квартиру вбегает Васятка и признается, что он поджег квартирку Макарской как раз в то время, когда она там была с Сильвой. У последнего пришли в негодность брюки из-за хулиганской выходки юноши. Для полноты картины из своей комнаты вышел несчастный отец с чемоданом, готовый ехать в Чернигов к матери Владимира.

Сытый по горло спектаклем на волне разочарования от испорченной одежды, Семен закладывает Бусыгина и говорит, что Владимир такой же сын Сарафанову, как он ему племянница, и уходит.

Сарафанов не желает верить и утверждает обратное. Более того, даже предлагает Володе переехать из студенческого общежития к ним. В хитросплетении всех этих событий Бусыгин обнаруживает, что он снова опоздал на электричку. Все смеются. Все довольны. Так заканчивается пьеса, которую написал Александр Вампилов. «Старший сын» (анализ также это показывает) - чрезвычайно трудное и неоднозначное произведение для оценки. Нам остается подвести некоторые итоги.

Семья, попавшая в тупик

Теперь, когда мы всю историю знаем, можно поразмышлять над тем, кем выступил во всей это истории «старший сын».

Очевидно, что семья разваливалась на части: отец потерял работу, стал пить. Стены одиночества стали сходиться, он был в отчаянии. Дочери надоело тянуть всю семью (она вынуждена была работать, поэтому и выглядела старше своих 19 лет), ей казалось, что отбытие на Сахалин в качестве жены военного летчика - это замечательный выход. Все же лучше, чем такая жизнь. Васенька тоже искал выхода и не находил, поэтому решил уйти в тайгу, раз прибиться к более опытной женщине (Наташе Макарской) у него не получилось.

Во время ночного разговора, когда отец посвящал сына в подробности своей жизни и деталей быта своей семьи, он очень точно описал ситуацию, ее можно было уместить в одну фразу: «Все бегут, предчувствуя огромную трагедию, нависшую над ними». Только Андрею Григорьевичу бежать некуда.

Бусыгин как спаситель

Старший брат пришел именно тогда, когда он нужен был всем. Владимир восстановил баланс и гармонию семьи. Их любовь с Ниной наполнила опустевшие резервуары семейной благодати, и никому никуда уже бежать не хотелось.

Отец почувствовал, что у него есть сын, старший сын, на которого можно опереться. Нина поняла, что на остров не обязательно ехать, а брат смог победить свою болезненную привязанность к девушке намного старше себя. Естественно, под любовью Васи к Наташе скрывалась глобальная тоска по матери, чувству защищенности и комфорту.

Единственный персонаж пьесы, который остался в абсолютном проигрыше, - Сильва, так как все другие основные персонажи образовали некоторый внутренний круг. Из него был исключен только Семен.

Разумеется, выиграл в итоге и Владимир Бусыгин: у него появился отец, о котором он так мечтал с самого детства. Другими словами, пьеса заканчивается сценой общей семейной гармонии. На этом хочется закончить краткий анализ. «Старший сын» Вампиловым написан блестяще, и это не только замечательное, но и глубокое произведение, ставящее серьезные вопросы перед читателем.

Пьеса «Старший сын» Вампилова была написана в 1967 году, и первоначально имела несколько вариаций с разными названиями: «Мир в доме Сарафановых», «Женихи», «Предместье». Комедия в двух действиях построена на странных стечениях обстоятельств, случайных совпадениях, которые и составляют основу сюжета.

Главные герои

Владимир Бусыгин – молодой человек, студент мединститута, добрый, отзывчивый парень.

Андрей Григорьевич Сарафанов – мужчина средних лет, музыкант в клубе железнодорожников.

Другие персонажи

Нина – дочь Сарафанова, 19 лет, ответственная, серьезная девушка.

Васенька – младший сын Сарафанова, десятиклассник.

Семен Севостьянов (Сильва) – торговый агент, большой любитель женщин и застолий.

Михаил Кудимов – жених Нины, курсант летного училища, целеустремленный и волевой парень.

Наталья Макарская – возлюбленная Васеньки, легкомысленная девушка 26 лет.

Действие первое

Картина первая

Сильва и Бусыгин под аккорды гитары провожают домой двух девушек-подружек, с которыми познакомились этим вечером. Прощаясь, молодые люди пытаются напроситься к ним в гости, но девушки решительно отказывают, сообщая, что к ним « ночью гости не ходят ».

В этот момент « появляется Сарафанов с кларнетом в руках ». Столкнувшись в подъезде с соседом, он просит никому не рассказывать, что подрабатывает на похоронах.

Васенька, дождавшись появления Макарской, принимает равнодушный вид и изображает « нечаянную встречу ». Юноша тайно влюблен в девушку, которая старше его на десять лет, и ему не приходится рассчитывать на взаимность.

Осознав, что опоздали на электричку, Бусыгин и Сильва пытаются решить серьезный вопрос – как провести ночь в этой глуши. Они начинают звонить в квартиры с просьбой пустить их переночевать, но никто им не открывает.

Вскоре приятели замечают, как Андрей Григорьевич Сарафанов направляется к дому Макарской и просит впустить его. Не желая тратить и минуты, они идут в квартиру Сарафанова, где остался юноша, готовый вот-вот покинуть дом с рюкзаком на плечах.

Картина вторая

Униженный отказом Макарской, Васенька пишет ей прощальную записку и собирается навсегда покинуть отчий дом. Нина замечает приготовления младшего брата, и отбирает у него рюкзак.

В этот момент в квартире появляются Сильва и Бусыгин, которые готовы на все ради ночлега. Сильва идет ва-банк и сообщает ошарашенному мальчику, что Бусыгин является его сводным братом. Васенька « смущен и растерян », и безотказно готовит для обманщиков застолье.

Заходит Сарафанов и узнает от сына, что у них « необычные гости ». Васенька успокаивает отца тем, что все понимает, на что Андрей Григорьевич раздраженно отвечает: « Я был солдат! Солдат, а не вегетарианец!» .

Появляется Надя, которая первым делом начинает допрашивать «сводного брата», требуя от него доказательств родства. Бусыгин, которому удалось подслушать откровения Сарафанова с Васенькой, выдает всю нужную информацию – имя матери и время встречи ее с отцом.

Сарафанов до утра мирно беседует с Бусыгиным. Он жалуется, что дети намерены в скором времени его покинуть: Нина собирается замуж и на днях уезжает на Сахалин, а Васенька « едет в тайгу на стройку ».

Приятели хотят незаметно выбраться из дома, но Андрей Григорьевич не дает им это сделать. На память он хочет подарить Бусыгину серебряную табакерку, которая в его семье « всегда принадлежала старшему сыну ». Молодому человеку стыдно за свое вранье, и он решает остаться еще на один день.

Во время совместной уборки девушка делится с «братом» своими планами на будущее, хвалит своего жениха. В какой-то момент молодые люди чуть было не поцеловались, и этот инцидент их сильно обескуражил.

Действие второе

Картина первая

Неожиданно для Васеньки Макарская предлагает ему сходить в кино, и тот не верит собственному счастью. Пока он бегает за билетами, девушка договаривается с Сильвой о свидании вечером.

Нина делится с Бусыгиным, что отец уже давно не играет в филармонии, а подрабатывает на танцах в клубе железнодорожников. Чтобы его не расстраивать, они делают вид, что верят, будто « он все еще в симфоническом оркестре ». Девушка сообщает, что вечером на ужин к ним придет ее жених, и просит «брата» остаться.

Макарская отказывается от похода в кино с Васенькой, поскольку у нее уже назначено свидание с Сильвой. В сердцах она признается юноше, что согласилась провести с ним вечером только по просьбе его отца. Васенька убегает домой и вновь начинает собирать рюкзак.

Картина вторая

К Сарафановым приходит Кудимов с букетом цветов и шампанским. Это жених Нины, блестящий « курсант авиаучилища ». Он сокрушается, что у него совсем немного свободного времени, и из принципа не собирается опаздывать в казарму даже по просьбе Нины.

Васеньку уходит из дома, и никто не может его удержать. С Сарафановым случается истерика, он обвиняет детей в черствости и эгоизме.

Не выдержав, Бусыгин признается Нине в любви, и сообщает, что он ей не брат и у него « нет и не было сестры ». Тем временем Сарафанов собирает чемодан и свой любимый кларнет – он готов ехать с вновь обретенным сыном к его матери. Молодые люди растеряны – они не знают, как сообщить ему правду.

Тем временем на пороге появляется Васенька – « виду него испуганно-торжественный ». Он сообщает, что поджег Макарскую и ее любовника. Вслед за ним появляются Сильва в саже и в обгоревших штанах. Он рассказывает Сарафанову правду о вчерашней авантюре.

Однако эта новость не огорчает мужчину – он успел полюбить Бусыгина, как родного сына, и предлагает переехать к ним из общежития. Молодой человек отказывается, но обещает навещать их каждый день.

Заключение

Произведение Вампилова учит милосердию, взаимовыручке, состраданию. Душевная близость не всегда зависит от родственных связей: даже совершенно посторонний человек может стать по-настоящему родным и близким.

Краткий пересказ «Старший сын» пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 299.


1. Александр Валентинович Вампилов

2. "Старший сын"

3. Для 11 класса

5. Это произведение было написано в 1967 году, а впервые опубликовано в 1968. В этом же году А. Солженицын завершил "Архипелаг ГУЛАГ", впервые взмыл в небо советский самолет МИГ-23, и появился на свет прекрасный режиссер Федор Бондарчук.

События, описанные в этом произведении, происходят во второй половине 20 века в маленьком провинциальном поселке.

Главным героем пьесы является студент мединститута Владимир Бусыгин. Новоиспеченный товарищ Бусыгина - Семен Севостьяов по прозвищу Сильва охотно дает полезные и не очень советы главному герою. Андрей Григорьевич Сарафанов - пятидесятипятилетний музыкант, который один растит и воспитывает двух своих детей. Старшей дочери Сарафанова Нине 19 лет, ей не терпится выйти замуж за курсанта летной академии Михаила Кудимова и уехать с ним в город. Младший сын Андрея Григорьевича - Васенька безответно влюблен в Наталью Макарскую (женщина старше Васеньки на 10 лет).

Краткий сюжет

Пьеса начинается с повествования о том, как Бусыгин и Сильва, только что познакомившись, провожают двух подруг домой, рассчитывая у них заночевать.

Однако девушки отказываются принять их к себе, и молодые люди обнаруживают, что опоздали на электричку. На улице оставаться холодно, поэтому недолго думая товарищи начинают искать ночлег в округе, но люди боятся поздней ночью впускать незнакомцев в свой дом. Совершенно случайно Бусыгин и Сильва узнают имя Сарафанова, который вышел из своей квартиры и направился по своим делам. Молодые люди решают воспользоваться этим и направляются прямиком в квартиру Сарафанова, где их встречает Васенька. Сильва представляет ему Бусыгина, как старшего сына его отца, который спустя много лет решил наведаться к своему биологическому отцу. Васенька незамедлительно принял гостей и принялся угощать их, чем нашлось. Позже, когда вернулся Григорий, молодые люди без труда уверили его в том, что говорят правду, да и дочь Нина не заставила себя долго убеждать. На утро Бусыгин и Сильва решают благополучно покинуть квартиру, не поднимая шума. Но, после того как Сарафанов передает своему "старшему сыну" семейную реликвию, Бусыгин решает остаться еще ненадолго. Позже главный герой замечает, что влюбляется в свою "сестру" Нину, и не выдержав барьера между ними, признается во всей лжи. Однако Бусыгин привязался к своему "отцу" так сильно, что уже и сам не верит в то, что не является его сыном. На что Сарафанов отвечает: «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном». После чего Владимир Бусыгин остается в доме Сарафановых.

Отзыв (Мое мнение)

Мне пьеса очень понравилась, так как она несет в себе настоящую отцовскую любовь и искренность, несмотря на такой большой обман, это произведение остается по-настоящему добрым для меня.