Сразу три раза талак считается один. Не говори трижды… чтобы потом не плакать

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в
самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

Если муж против развода…

Ассаляму алейкум! Подскажите, куда обращаться сестре-мусульманке, если она хочет получить развод от мужа? Сам муж развод не дает. Жена просила хульг, но муж также не согласен.

Ва алейкум ассалам! Если муж создаёт серьезные причины, чтоб вы требовали развода, то в таких ситуациях надо обращаться к шариатскому судье – казыю, который должен разобраться в вашей ситуации и принять решение, что делать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» (приводит Ибн Маджах 2340, хадис достоверный). Поэтому, если будет установлено, что муж причиняет вред жене, то судья-казый своим решением может расторгнуть их брак.

Сказал три талака подряд (одновременно)

Ассаляму алейкум. Хочу помириться с женой. Я ей дал три талака подряд (одновременно), но в тот момент я был сильно раздражен и был не в себе от гнева.

Ва алейкум ассалам. Если человек разводится и произносит подряд слово «талак» (или подобные ему фразы, указывающие на развод) три раза или еще больше, то согласно более достоверному мнению, засчитывается только один развод. Передается от Ибн ‘Аббаса, что он сказал: «Однажды Абу Рукана дал своей жене троекратный развод за один раз, после чего пожалел об этом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Как ты развелся?» Он сказал: «Трижды». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «За один раз?» Он ответил: «Да». Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Это один развод, и если желаешь, то верни свою жену» (приводит Абу Дауд, 2206, хадис достоверный).

Нужно добавить, что если время идды (время выжидания) не прошло, то муж может вернуть жену, но если оно уже прошло, то вернуть бывшую жену можно только с новым никахом со всеми его условиями. И в дальнейшем старайтесь всегда следить за тем, что говорите, ведь талак — это не шуточное дело.

Кто является опекуном, если нет отца

Ассаламу алейкум! Хотела бы у вас спросить, кто является моим опекуном, если мама с папой в разводе, и с папой я вообще никаких отношений не поддерживаю, мне 21 год и из них 19,5 я живу без отца.

Уа алейкум ассалям! То, что Ваши родители в разводе, и отец живет отдельно от Вас, не влияет на опекунство отца, если он мусульманин. Если только отца и его родственников нет, то право опекунства переходит к руководителю мусульман или к судье-казыю. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никах недействителен без опекуна» (Абу Дауд, 2085, хадис достоверный). В другом хадисе говорится: «Султан (правитель мусульман или судья мусульман, как об этом сказали некоторые учёные, как имам Ахмад) является опекуном для той женщины, у которой нет опекуна» (ат-Тирмизи, 1102, хадис достоверный).

Ассаляму алейкум. Мой знакомый мусульманин одолжил у меня крупную сумму денег в рублях и пока не может мне вернуть уже 4 года. Недавно рубль упал по отношению к евро и к доллару. Можно ли у него потребовать перевести долг в евро и расплатиться с учетом повышения цены на евро?

Уа алейкум ассалям! Нельзя так сделать, потому что по Исламу долг даётся человеку с целью помочь ему, поэтому и запрещается требовать возврата долга с процентами. Как бы ни изменилась цена на валюту под влиянием инфляции, должник должен погашать свой долг в том размере, в котором он взял (взял 100 рублей – должен вернуть 100 рублей). Если стороны ожидают, что курс валют может сильно измениться, то пусть в долг передадут другую валюту, которую они считают более устойчивой, и тогда возвращать нужно будет именно ту валюту, которую брали в долг. И здесь нужно отметить, что когда человек берёт в долг какой-либо валютой, то нельзя договариваться, что он погасит долг другой валютой, ведь курс их обмена может сильно измениться за это время. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и если вы уверовали, то откажитесь от процентов, что прежде причитались вам. Если же вы не откажетесь, так знайте, что Аллах и Его посланник будут против вас. А если вы покаетесь, то у вас останется ваш [первоначальный] капитал. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол » (Коран, 2:278-279).

11:06 2016

Развод (Талак)

Развод - это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно, или письменно, или знаком. Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Если мужчина не любит жену и не может переносить супружеские отношения с ней, то ничего страшного не случится, если он даст ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

1. Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.

2. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.

Если муж имел половые сношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет.

Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» (Сура Развод, аят 1).

Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте ей развод, когда у нее менструации завершатся».

Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза.

Не говори: «Ты - разведена два раза», или: «Ты - разведена три раза», или: «Ты - разведена, ты - разведена, ты - разведена». Повторять трижды «Ты - разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал о ком-то, объявившем развод трижды:

«Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Один из присутствующих при этом спросил: «А не убить ли его, о Посланник Аллаха?»

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб божий должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их.

Всевышний Аллах сказал: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя». (Сура «Развод», аят 1). Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот - неправедный». (Сура «Корова», аят 229).

Последствия развода

Поскольку развод - это разрыв с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, среди которых укажем на следующие:

1. Необходимость соблюдения периода, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в половые сношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак.

Это соответствует следующим словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы» (Сура Сонмы, аят 49).

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж: три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации; три месяца, если она не имеет менструаций; время до рождения ребенка, если она беременна.

Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж, или женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока, либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и даст развод. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены.

Это соответствует следующим словам Всевышнего: «Развод - двукратен: после него - либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием». (Сура Корова, аят 229).

«Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим» (Сура «Корова», аят 230).

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой». «Как это?» - спросила жена. «Я дам тебе развод, - ответил муж, - а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока». Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод - двукратен», ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

Господи наш! Не уводи нас в сторону после того, как вывел на правильный путь. Дай нам Твою милость, ведь Ты - Дающий. Господи наш! Дай нам хорошее в жизни земной и загробной, и спаси нас от мук огня. Да благословит Аллах Пророка нашего Мухаммада, его семью, его сподвижников и да приветствует их всех!

И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров.

Подразумеваемый развод и сомнение насчет своего намерения

Неявный развод и сомнения насчет развода.

Вопрос: Если я сказал слова, подразумевающие развод, но у меня возникли сомнения насчет того, действительно ли я намеревался развестись, каково шариатское постановление в этом случае? У меня проблемы, связанные с забывчивостью, наущениями шайтана и сильной неуверенностью. Заслуживаю ли я порицания в том, что я иногда говорю, будь то в молитве, или насчет развода?

Ответ: Хвала Аллаху…

Во-первых: Развод бывает двух видов: явный и подразумеваемый. Явный развод, это когда человек говорит недвусмысленные слова развода, например: «ты разведена», или: «я даю тебе развод».

Подразумеваемый (или неявный) развод, это примерно следующие слова: «возвращайся к своей семье», или: «ты мне не нужна», или «Аллах избавил меня от тебя» и т.п.

В первом случае (явный развод), развод происходит даже при отсутствии намерения.

Во втором случае, когда произносятся слова с неоднозначным смыслом, развода не происходит, согласно мнению большинства ученых – ханафитов, шафиитов и ханбалитов, если у человека не было намерения развестись или косвенных доказательств, как например гнев, ссора или просьба жены о разводе. В таких случаях, развод происходит, даже если не было намерения развестись. Принятие косвенных доказательств является мазхабом ханбалитов и ханафитов. См. «аль-Мавсу’а аль-Фикхиййа» (29/26).

Что касается сомнений, намеревался ли он развестись или нет, в этом случае развода не происходит, потому что основным принципом является отсутствие развода.

Во-вторых: Тот, кто страдает от наущений шайтана насчет своих слов или веры, то это не принимается во внимание в вопросах развода или в других делах. Например, тот, у кого есть сомнения насчет развода со своей женой, или он думает, что если сказал определенные слова, или подумал об определенной вещи, то он развелся со своей женой. В этих случаях, развода не происходит.

Развод под воздействием гнева

Вопрос: Мусульманка говорит, что её муж в моменты сильного гнева много раз говорил: «Ты разведена». Каково шариатское постановление в этом случае, особенно, если у них есть дети?

Ответ: Хвала Аллаху… Шейха Ибн База, да помилует его Аллах, спросили о человеке, жена которого плохо относилась к нему и оскорбляла его, и он развелся с ней в состоянии гнева. Он ответил:

– Если слова развода произнесены в момент сильного гнева, когда ты не осознавал, что делаешь и не контролировал себя под воздействием её скверных слов, оскорблений и т.д., и ты дал развод в состоянии сильного гнева, не осознавая этого, и она признает это или у вас есть справедливые свидетели случившегося, то развод не состоялся. Потому что шариатские доказательства указывают, что в момент сильного гнева – тем более, если ты не осознавал происходящее – развод не считается действительным.

Об этом свидетельствует хадис, который передали Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа от Аиши, да будет Аллах доволен ею, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет развода и нет освобождения (раба) в состоянии иг’лякъ» .

Большинство ученых сказали, что иг’лякъ – это принуждение или сильный гнев. По причине этого гнева человек не осознает, что делает, поэтому он подобен тому, кто потерял сознание, или умалишенному, или пьяному из-за силы своего гнева, и в этом случае развода не происходит. Если он не понимает, что он делает и не может контролировать свои слова и действия, по причине сильного гнева, то развод не считается состоявщимся.

Гнев бывает трёх видов:

1 – Сильный гнев, когда человек не осознает, что он делает. Это сравнивается с помешательством, поэтому развод считается недействительным, по мнению всех ученых.

2 – Сильный гнев, когда человек осознает, что он делает, но его гнев настолько силен, что это вынуждает его дать развод. В этом случае также развод считается недействительным, в соответствии с правильным мнением.

3 – Обычный, не очень сильный гнев, когда человек полностью контролирует себя. В этом случае, развод считается состоявшимся, по мнению всех ученых.

См. «Фатава ат-Талякъ» (стр. 19-21), собранный доктором Абд-Аллахом ат-Таййар и Мухаммадом аль-Муса.

Упомянутого Шейхом - да помилует его Аллах – во втором пункте мнения также придерживались Шейх Ислама Ибн Тайимйа и его ученик Ибн Къайим, да помилует Аллах их обоих. Ибн Къайим написал на эту тему исследование под названием «Иг’асат аль-Ляхван фи Хьукми Талякъ аль-Г’адбан», в котором он написал:

Гнев делится на три части:

1 – Не сильный гнев, который не влияет на сознание или здравомыслие человека, и он знает, что говорит и понимает смысл этого. Нет разногласий в том, что в этом случае развод, освобождение раба и договора являются действительными.

2 – Гнев, достигающий такой силы, что человек не знает, что он говорит или делает. Нет разногласий в том, что в таком случае развода не происходит. Если гнев настолько силен, что он не знает, что говорит, то нет сомнения, что ни одно его слово не принимается в расчет. Только слова мукалляфа (взрослый человек в здравом уме) принимаются в расчет, если он знает, что говорит и что это означает, и если говорящий имеет в виду именно это.

3 – Гнев, который занимает среднее положение между вышеописанными видами. Такой гнев выходит за рамки обычного, но не настолько силен, чтобы заставить человека вести себя, как сумасшедший. Это область разногласий, однако шариатские доказательства свидетельствуют, что развод, освобождение раба и договора в этом случае являются недействительными, и это один из видов иг’лякъа, как это разъяснили имамы. (Муталиб Ули ан-Нуха 5/323, Заад аль-Ма’ад 5/215)

Муж должен бояться Всевышнего Аллаха и избегать слов развода, чтобы это не привело к распаду его семьи.

Мы советуем обоим супругам бояться Аллаха в соблюдении Его пределов и беспристрастно посмотреть на то, что произошло между ними: был ли это со стороны мужа обычный гнев, который является единственный видом гнева, при котором развод считается действительным, согласно консенсусу ученых? Они должны оберегать свою религию и не допустить, чтобы наличие у них детей повлияло на правдивость в описании гнева перед муфтием, который выносит решение о разводе, чтобы получить решение, которое они хотят.

Тот факт, что у супругов есть общие дети, должен препятствовать использованию опрометчивых слов развода. Так же, нельзя прибегать к хитрости, используя детей для того, чтобы найти лазейку в шариатском постановлении после того, как развод состоялся, и пытаться найти способ повлиять на фукаха, чтобы получить нужное им решение.

Мы просим Аллаха благословить нас всех пониманием Его религии и соблюдением Его законов. И Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Муж плохо обращается с ней и не обеспечивает её

Развод - расставание

Вопрос: Я замужем за парнем, который не любит меня, не расходует на меня своё имущество, плохо со мной обращается и не желает того, чтобы я придерживалась Сунны. Он заставляет меня работать. Я хочу просить его развестись со мной, но мои родители не желают этого. Каково мнение Шариата об этом?

Ответ: Вся хвала Аллаху.

Во-первых: Достижение любви и покоя между супругами есть одна из важнейших целей женитьбы, которые преследует Шариат. И если между ними есть хорошее отношение и возможность сохранить брак, то женщине не пристало требовать расторжения этой крепкой связи и освобождать себя от договора (брака).

(Передается) от Саубана, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать благоухания рая». (Хадис приводится у Абу Дауда под № 2226 и у других. Аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса).

Слова «без уважительной причины» означают: «без наличия вреда, который бы вынудил ее просить расставания».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Все ученые согласны, что в случае, когда между супругами хорошие отношения, развод запретен». (Аль-кауа’ид ан-нуранийа. – С. 265).

Во-вторых: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «без уважительной причины» указывают, что если пребывание с мужем приносит женщине горе и вред, то она может просить у мужа развода.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Если он не может достойно и хорошо к ней относится, то их разводят». (аль-Фатауа аль-кубра. – Т. 3 – 150).

Каждый из пунктов, упомянутых в вопросе, а именно: отказ от обеспечения своей жены, плохое к ней отношение… и так далее, уже в отдельности разрешает ей просить развод. И что же говорить, если они присутствуют все вместе?!

В вопросе развода родители жены не имеют власти, особенно, если она совершеннолетняя и разумная. Они не имеют право заставлять ее развестись, как и не имеют право запрещать ей, если она нуждается в нём. В отличие от права отца, как опекуна своей дочери при никяхе (женитьбе). См. «Аль-маус‘а аль-фикхийа аль-кувейтийа» (Т. 19 – 248 – 250).

Однако мы советуем Вам, прежде чем сделать этот шаг, найти посредника между вами, который мог бы дать совет мужу и попытаться уладить отношения между вами. Хотя бы на столько, чтобы с ним можно было продолжать жить. Мы подтверждаем, что у него нет права повелевать Вам греховное, работать в смешанном коллективе, к примеру, или не обеспечивать Вас и обходится с вами плохо. Если это не принесёт пользы, то постарайтесь убедить в этом своих родителей, даже если придётся найти того, кто разъяснит им Вашу с мужем ситуацию: что продолжать жить с ним для Вас большая трудность, и что это вредит Вам и Вашей религии. Важно прежде оставления дома, в котором вы живете с мужем, подумать о подготовке дома, в который Вы планируете переехать после своего шага.

Просим Аллаха внушить вам правильный выбор, исправить Вашего мужа и облегчить Вам путь к легчайшему! А Аллах знает лучше.

Он дал ей третий развод и утверждает, что сказал его в гневе

Вопрос: Я, моя сестра и мама ссорились с мужем моей мамы. Так как он ударил ее по руке, а мой брат стал кричать, нападать на него и выпроводил его из дома. После того, как он вышел и подождал на улице пару минут, он потребовал: «Откройте дверь». Мама открыла ему, а он ей заявил: «Ты разведена», после этого мама дверь закрыла. Это был уже третий развод.

На следующий день он сказал матери, что произнес слова развода в гневе, и что они точно не считаются разведенными. Прошу вас помочь нам, и разъяснить положение этого развода, так как мы носим хиджаб, и боимся, чтобы наша мама не совершила большой грех.

Ответ: Хвала Аллаху. Мы советуем Вам обратиться к одному из ученых в своей стране, которому Вы доверяете, чтобы он послушать версию произошедшего со слов Вашей родительницы и ее мужа, и чтобы он узнал и понял, каков был гнев мужа, когда он произносил слова о разводе.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, после перечисления видов гнева (они разъяснены в вопросе, упомянутом выше) сказал: «Теоретически, мнение о том, что развод в гневе не считается действительным, является верным. Но что лучше с практической точки зрения и воспитательной: давать фетву, подтверждающую это, или давать ее только в определенных ситуациях, когда мы уверены в правдивости слов мужа? Во-вторых. Если мы бы сказали, что развод в состоянии гнева недействителен, то количество тех, кто говорит: „Я был в гневе и развелся со своей женой“ увеличилось бы. Подобный человек не различает первую степень гнева от второй, и происходит своего рода спекуляция. Решение о том, что развод в гневе недействителен, приведет к тому, что люди станут невнимательными в вопросе развода. Если же человек видит, что муж правдив и не станет проявлять небрежности в этом вопросе, в этом случае он обращается к фетве, что гласит о недействительности развода в гневе. Если же видно, что муж небрежен в этом вопросе и лишь желает вернуть свою жену любыми путями, то в этом случае следует дать фетву о том, что развод произошел. В подобном подходе проявляется мудрость в отношениях между людьми, и этот подход играет важную роль в исламском законоведении, даже в вопросах материальных. Возможно, иногда, мы запретим человеку принимать определенную пищу, несмотря на то, что она дозволена, но запретим, так как она вредит ему. А другому мы скажем, что она дозволена, так как не причиняет ему вреда». «Аш-шарх аль-мумти‘» (13/29).

А Аллаху ведомо лучше.

Примеры уважительных причин для требования у мужа расторжения брака (хул’)

Если женщине ненавистен нрав мужа: например, он слишком строг и вспыльчив, слишком много сердится, критикует без повода и упрекает за малейшую ошибку, то она имеет право на хул’ (расторжение брака по требованию женщины).

Если ей неприятен его внешний вид. Например, у него есть физический дефект, уродство или недуг. В таком случае она так же имеет право на хул’.

Если он делает упущения в исполнении религиозных обязанностей: не совершает молитву, или пренебрегает коллективной молитвой, или без уважительной причины пропускает пост в Рамадане, или совершает запретное, подобно совершению прелюбодеяния, распитию спиртного, или слушает песни, посещает увеселительные места и так далее. Все это дает ей право на хул’.

Если он ущемляет ее права на материальное обеспечение, одежду и другие необходимые расходы, имея возможность на это, то она имеет право на хул’.

Если он не выполняет супружеские обязанности из-за полового бессилия или по причине того, что он не желает ее или предпочитает другую, или он несправедливо распределяет время между своими женами, то она имеет право на хул’.

А Аллах знает лучше.

Шейх Абд-Аллах б. Абд ар-Рахьман б. Джибрин, да помилует его Аллах.

Развод с беременной женщиной

Вопрос: Мой муж развелся со мной во время моей беременности и затем, еще до того, как я родила, он пришел ко мне и сказал, что мы не разведены, поскольку беременная женщина не может быть разведена. Поэтому я хотела бы знать разведена я или нет. Мы очень любим друг друга и у теперь нас маленький сын. Прошу вас ответить как можно скорее.

Ответ: Хвала Аллаху. Шейха Ибн База, да смилостивится над ним Аллах, спросили, возможен ли развод с беременной женщиной. Он ответил:

Этот вопрос возникает среди простых людей – некоторые из них считают, что развод с беременной женщиной невозможен. Я не знаю, почему они так думают, ведь этому нет основы в словах ученых. Наоборот, все ученые считают, что такой развод возможен. Это единогласное мнение ученых, и в этом вопросе нет разногласий среди них. Согласно Сунне, развод (талякъ) с женщиной происходит в двух ситуациях:

1. Когда женщина беременна. Развод в таком случае – сунна, а не нововведение.

2. Когда женщина чиста от менструаций, и (после очищения) ее муж не имел с ней полового акта. То есть она очистилась от месячных или послеродового кровотечения, а перед этим ее муж имел с ней половую связь. В этом случае так же развод соответствует сунне. См. «Фетвы шейха Ибн База о разводе» (1/45-46).

Если муж возвращает ее в период выжидания (‘идда), то она остается его женой, поскольку ‘идда беременной женщины заканчивается только после родов. Всевышний говорит (перевод смысла): «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Коран, 65:4). Это срок выжидания беременной женщины, как разведенной, так и вдовы. Муж должен считать это одним разводом.

А Аллах знает лучше.

Она не любит своего мужа, но он отказывает ей в разводе

Вопрос: Я соблюдаю религиозные предписания, но не люблю моего мужа по многим причинам. Он знает это, но отказывает мне в разводе, и я часто отказываю ему в супружеских контактах. Каково религиозное положение этого вопроса?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых. Женщине не дозволено требовать у мужа развода без причины. В случае наличия причины, такой как ущемление ее прав или несправедливое отношение к ней, не будет греха, если она попросит развод.

Передали Абу Дауд (2226), ат-Тирмизи (1187) и Ибн Маджа (2055) со слов Савбана – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине, попросившей у своего мужа беспричинного развода, запретен запах Рая». Ал-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Аби Дауд».

Если мужчина не ущемляет права жены и не поступает с ней несправедливо, но он ненавистен ей до такой степени, что она не может жить с ним и не выполняет свои супружеские обязанности, то они оба должны попытаться исправить положение. Если это не приведет к положительному результату и их жизнь зайдет в тупик, то Аллах оставил для нее выход в виде хул’а – она отдает весь махр, который он дал ей, а мужчине предписано принять махр и расстаться с ней.

Передал ал-Бухари (5273) от Ибн Аббаса – да будет доволен ими Аллах, – что жена Сабита б. Къайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита б. Къайс из-за его характера или его отношения к религии, но я не хочу совершить куфр после того, как приняла Ислам». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты согласна отдать его сад?». Этот сад был подарком в качестве махра для нее. Она ответила: «Да».Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Возьми свой сад и разойдись с ней». В версии Ибн Маджы (2056) сказано: «Я не выношу его». Ал-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Ибн Маджа».

Ее заставила просить развод глубокая неприязнь к нему. В словах «я не хочу совершить куфр после того, как приняла Ислам» имеется в виду ущемление его прав, и что она не сможет выполнить то, что Аллах вменил ей в обязанность: подчинение мужу и хорошее отношение к нему.

Во-вторых. Мы хотели бы напомнить Вам, что если у вас нет очевидного оправдания для требования развода, отказ от разделения ложа является большим грехом, о чем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина позвал свою жену в постель, а она отказалась, и он лег спать рассерженный, ангелы будут проклинать ее до утра» . Хадис передали ал-Бухари (3237) и Муслим (1736).

Вам следует выбрать праведных людей среди Ваших или его родственников, того, кто сможет дать ему совет и призвать расстаться с вами надлежащим образом.

В-третьих. Мужу мы советуем не удерживать жену, когда она страдает с ним. Если он хочет, чтобы она осталась, и отказывается развестись, то он должен наладить семейные отношения и устранить причины, вызывающие у нее антипатию. Если он не может сделать этого, он должен развестись с ней или удовлетворить ее просьбу о расторжении брака (хул’), а не заставлять жену совершать грех, проявив непокорность (нушуз) и ослушание.

Ученым постоянного комитета по изданию фетв был задан вопрос: «Женщина не любит своего мужа, хотя у нее нет претензий к его характеру и выполнению религиозных обязанностей. Она вернула ему весь махр. Нужно ли заставить этого мужа развестись с женой, если он удерживает ее несмотря на то, что она сильно не любит его?».

Они ответили: «Если женщина не любит своего мужа и боится, что может преступить ограничения, установленные Аллахом, в таком случае предписан хул’, когда она возвращает махр и расстается с ним, согласно хадису о жене Сабита б. Къайса… Если между ними возник спор, дело должно быть передано шариатскому судье, который разъединит их». «Фатава ал-Ладжна ад-Даима» (19411).

Просим Всевышнего Аллаха исправить дела мусульман. И Аллах знает лучше.

Шариатское постановление о женщине, чей муж пропал без вести

Вопрос: Если муж не появлялся девять месяцев, она не видела его все это время и не знает, где он находится, оправдывает ли это требование развода через хуль’? Если да, должна ли она выждать срок ‘идды перед тем, как снова выйти замуж?

Ответ: Хвала Аллаху. Если в вопросе имеется в виду, что муж этой женщины пропал без вести, то эта ситуация относится к категории, которую ученые называют: «женщина, чей муж пропал без вести»,то есть от него нет никаких вестей. Известно много мнений ученых насчет срока выжидания перед тем, как муж может быть признан мертвым. В соответствии с наиболее предпочтительным мнением, этот период должен определить судья, и это решение (иджтихад) зависит от обстоятельств и времени. Таким образом, къадий называет период выжидания, после которого вероятнее всего муж может считаться мертвым, и по истечению этого срока он официально выносит решение о смерти. После этого его жена выжидает срок (‘идда) в 4 месяца и 10 дней, который необходимо выжидать женщине в случае смерти мужа, после чего она имеет право выйти замуж.

Если же ей известно, где находится ее муж, и что он покинул ее на такой длительный срок, то она считается в положении женщин, мужья которых поклялись не вступать в половую близость со своими женами. В таком случае женщина или ее попечитель (вали) должны связаться с ним или обратиться к судье, который обязывает его вернуться к ней, а в случае отказа расторгает или аннулирует брак. А Аллах знает лучше.

Шейх Мухьаммад Солихь аль-Мунаджид

Как мужчина, давший развод, возвращает свою жену?

Вопрос: Как я знаю, человек, решившись жениться, просит у родителей одобрения и согласия. Однако, что делать, если супруги разошлись, а сейчас думают сойтись вновь? Нуждаются ли они в одобрении своих семей и проходом через всё, то же самое снова?

Ответ: Хвала Аллаху. Если муж дал своей жене первый или второй развод, и если ещё не закончился период ‘идды (окончание трёх периодов менструаций или рождение ребенка для беременной женщины), то он может вернуть свою жену словами: «Я вернул тебя» или «Я удержал тебя». Этим возобновление брака будет считаться верным. Или же может совершить какое-либо дело, намереваясь вернуть жену. К примеру, совершить половой акт с намерением возобновить брак. Этим брак также возобновится.

Сунной в этом вопросе является свидетельствование о возобновлении брака, то есть призыв двух свидетелей-мужчин в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (сура «ат-Таляк», аят 2).

Этим осуществится возобновление брака.

Если же после первого или второго развода у жены прошёл период ‘идды, то необходимо заключить новый брак. В этом он подобен остальным мужчинам: он просит руку у опекуна женщины и у неё самой. Когда она и её опекун согласятся, то они договариваются о махре, который удовлетворит её, и в присутствии двух справедливых свидетелей-мужчин заключают брак.

Если же он дал ей окончательный – то есть третий – развод, то она становится запретной для него, пока не заключит брак, соответствующий Шариату, с другим мужчиной, и пока он не совершит с ней половой акт, а после расстанется с ней: или разведётся, или умрёт. Так как Всевышний Аллах сказал:

فَإِنْ طَلَّقَهَا فَلا تَحِلُّ لَهُ مِنْ بَعْدُ حَتَّى تَنْكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُ

«Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (сура «аль-Бакара», аят 230).

Мужу запрещено договариваться с другим мужчиной, чтобы тот женился на его бывшей жене, а потом покинул ее. Подобное является одним из больших грехов. Такой брак не делает её дозволенной для бывшего мужа, и даже более этого, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял как первого мужа, так и второго мужа, который своей женитьбой решил сделать женщину дозволенной для первого мужа.

См. книгу шейха ‘Абдуль-‘Азиза бин База «Фатауа ат-таляк» (Т. 1. – С. 195 – 201).

Действителен ли тройной развод в одной фразе?

Вопрос: Я развелся с женой около восьми лет назад. Когда я попросил Кади зарегистрировать развод, я сказал: «Я развожусь с моей женой такой-то, дочерью такого-то, три раза». Но при записи акта, пишущий записал это как один развод. Это дало моей жене надежду, что я верну её обратно, и она до сих пор не вышла замуж… Теперь я хочу взять ее обратно, и ее семья тоже этого хочет. Должен ли я пойти против моего намерения и действовать на основе того, что записано в акте или нет?

Ответ: Хвала Аллаху. Мнения ученых разошлись в вопросе того, кто дал жене тройной развод в одном выражении (т.е. сказал: я развожусь с тобой трижды). Большинство ученых считают, что тройной развод действителен, а другие считают, что это засчитывается как один развод.

Шейха Абдуль-Азиз ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: Человек дал своей жене тройной развод в одной фразе, каково постановление по этому поводу?

Он ответил: Если человек разводится со своей женой три раза с одного слова, такие, как говорят, «Ты разведена три раза» или «трижды разведенная», большинство ученых считают такую женщину разведенной три раза, и что она становится запретной для него, до тех пор, пока она не побывала замужем за другим человеком в серьезном браке, не в браке «тахлиль»1, а затем они разошлись, по причине смерти нового мужа или развода с ним. Они обосновывают это, тем, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал тройной развод действительным, и ввёл это среди людей.

Другие ученые считают, что это следует рассматривать как один развод, и муж может взять ее обратно, если идда2 еще не закончилась. Если идда закончилась, он может жениться на ней заново. Они приводят в качестве доказательства, хадис из «Сахиха Муслима», от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время Абу Бакра и в первые два года правления Умара, тройной развод считался как один. И Умар сказал: «Поистине люди проявили спешку3 в том, в чем должны быть терпеливы4, а что если мы утвердим их слова5 ?», и он утвердил это». В другом риваяте Муслима: Абу аль-Сахба сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими Аллах: «Разве во время Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и в течении первых трех лет правления Умара, да будет доволен им Аллах, тройной развод не считался как один?» Он сказал: «Да».

Также в качестве доказательства они приводят сообщение, переданное имамом Ахмадом в Муснаде, с хорошим иснадом, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Ракана развелся со своей женой, сказав «я развожусь с тобой три раза», но потом пожалел об этом, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернул её ему и сказал: «Это всего лишь один (развод)». И они (ученые) отнесли смысл этого и предыдущего хадиса к тому, что тройной развод считается как один, совместив эти два хадиса со словами Всевышнего: «Развод допускается дважды». (Коран, 2:229). А так же словами Всевышнего и Великого: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» . (Коран, 2:230).

Этого мнения придерживался Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обеими), согласно достоверному сообщению, переданному от него. В другом его риваяте передается, что он придерживался мнения большинства. Того мнения, что тройной развод должен рассматриваться как один, придерживались также Али, Абдурахман бин Ауф и Зубайр бин аль-Аввам (да будет доволен Аллах ими всеми).

Это было также мнением ряда Табиинов, Мухаммада ибн Исхака, автора ас-Сира, и некоторых уляма из ранних и поздних ученых. Этому мнению отдавали предпочтение так же Шейх аль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Каййим (да смилуется над ними Аллах). Я тоже поддерживаю это мнение, по причине этих текстов, а так же потому, что это милосердие к мусульманам и добро для них. (Фатава Ислямийа, 3/281, 282).

Вероятно, Кади так же придерживался точки зрения, состоящей в том, что тройной развод засчитывается как один развод. Основываясь на этом, не будет греха, если вы возьмете её обратно. Однако, после истечения срока «идда» вы не можете взять ее обратно, − вы должны заключить с ней новый брачный контракт.

Что касается принятия ее обратно после того, как идда закончилась − то есть, после трех менструальных циклов − это недопустимо, потому что, как только идда женщины завершена, она становится «чужой» для своего мужа, и она не является допустимой для него, за исключением с нового брачного контракта. (Фатава Ислямийа, 3/293).

И Аллах знает лучше.

___________________

1 Брак тахлиль - запрещенный вид брака, заключаемый с разведённой женщиной, с целью последующего развода с ней, для того, чтобы она имела возможность выйти замуж за того человека, с которым прежде она уже трижды развелась. (Здесь и далее прим. редакции).

2 Здесь, идда - срок, который должа выждать разведенная женщина, прежде чем сможет снова выйти замуж, и который составляет три полных менструальных цикла. Согласно шариату, получившая развод женщина остается в супружеском доме на весь период идда.

3 Т.е. Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам, сделав женщину запретной для мужа только после третьего развода и тем самым оставил дорогу для тех, кто раскаялся и пожелал вернуть жену обратно. Но люди сами навлекли на себя трудности в этом вопросе, собрав три развода в одной фразе и пожелав сделать жену запретной для себя с одного раза.

4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о ком-то, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Так же пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака». («Сунан ат-Тирмизи», «Сунан Абу Давуд», «Сунан Ибн Маджа»).

5 Т.е. постановил, что отныне, тройной развод в одной фразе будет считаться как три развода. Умар, да будет доволен им Аллах, был категоричен в вопросах религии и не позволял людям относиться легкомысленно к шариату Аллаха.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» - говорится в Коране (сура «Ар-Рум», аят 21). Однако, к сожалению, некоторые семьи не получается сохранить. И как гром среди ясного неба звучит слово «талак». О том, что значит «талак», какой период идды и когда женщина может попросить развода, говорили в рамках очередного заседания мусульманского дискуссионного клуба в Галиевской мечети.

Главным спикером встречи стал главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев , а со светской точки зрения давал комментарий практикующий юрист-мусульманин.

Традиционно нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время односторонний развод путём троекратного произнесения формулы развода. При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен, обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, который означает «отпускать», «освобождать».

В исламе разделяется 3 вида развода:

1. Талак раджи (не окончательный развод).

2. Талакуль Баин (окончательный развод).

3. Талакуль Мугаллаза (окончательный развод).

Талак раджи

Талак раджи происходит, когда муж говорит жене «Я развожусь с тобой» или «Ты разведена». В этом случае развод считается действительным в независимости от намерения мужчины, независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так или в шутку. Как только мужчина произносит эти слова, женщина становится разведенной и должна переждать идда – период ожидания, что составляет три месяца.

По истечению срока идда муж имеет право вернуть жену без заключения нового брачного договора. Муж, дав жене развод, может раскаяться и изъявить желание возвратиться в семью. Мужчина может отозвать свой развод, устно произнеся свое желание вернуть жену в никах или же посредством физического контакта в виде поцелуя, поглаживания, объятия и т.д. Если же мужчина не выявляет желание вернуть жену до истечения срока идда, то развод становится невозвратимым.

Талакуль баин

Талакуль баин – окончательный развод, когда мужчина говорит слова, которые могут указывать на развод. Например, «Ты больше не моя жена», «Собирай свои вещи и уходи». В таком случае талак баин считается действительным, если мужчина действительно имел намерение развестись с женой в момент произнесения данных слов. Если же он произнес эти слова из-за гнева или не имел в виду это, то развод не действителен.

Если же произошел талак баин, никах аннулируется, женщина должна переждать период идда. Супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения строгих условий, предъявляемых к шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего.

Талак мугаллаза

Такой развод происходит, когда мужчина три раза произносит слово «талак», то есть даёт развод своей жене. Когда происходит такой развод, жена не может выйти за него, пока не произойдет халала – процесс, когда женщина, переждав период идда, выходит замуж за другого мужчину и он даёт ей развод или умирает. После этого она опять пережидает идда, и только тогда может заново выйти замуж за первого мужа.

В отличие от абсолютного права мужа на развод возможность жены потребовать развод ограничена. Как отметил Джалиль хазрат, это связано с тем, что женщина очень эмоциональна и может легко поддаться сиюминутному желанию. Супруга может требовать развода в случае, если муж не содержит её и детей, наносит физический или моральный ущерб.

Материальные права разведенной жены различны и зависят от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.

В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен ещё выплачивать:

1) если ребенку нет ещё двух лет - вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребёнка;

2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребёнком.

Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец должен материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к её мужу.

Есть три момента, когда развод не считается действительным.

1. Произнес «талак» в состоянии алкогольного опьянения.

2. Его заставили это произнести.

3. Произнес в состоянии аффекта, когда не контролировал свои эмоции и не понимал, что говорит.

Если говорить о законах государства, то в случае, когда мужчина до суда не дал своей жене талак, то при обращении в суд он считается передавшим полномочия по разводу судье. То есть после вынесения судебного решения о расторжении брака право на один талак считается использованным, и с точки зрения религии эта пара считается разведенной. После окончания срока идда женщина может выйти замуж за другого мужчину.

Однако не стоит без крайне надобности прибегать к разводу. Поскольку Всевышний предписал сохранять семейные узы: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (сура «Ан-Ниса», 19 аят).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Ибн Таймийа придерживался мнения, что тройной развод выраженный одним словом или трижды единовременно, является лишь одним разводом. Ибн Къайим аль-Джавзия писал: “

То, что тройной развод одним словом, является лишь одним разводом, было мнением некоторых Сахабов. Это Зубейр ибн Аввам, Абдурахман ибн Ауф, так же есть две передачи от Али и Ибн Масуда. Из табиинов,- это Икрима и Тавус, а после них, Мухаммад ибн Исхак, подобным образом считал Абу Давуд ибн Али из Зохиритов. Подобные фатвы давали некоторые соратники Имама Малика, некоторые последователи Абу Ханифы, некоторые соратники Имама Ахмада, да и сам Имам”. [Цитировалось по книге “Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.237.]
Мухаммад Амин ибн Умар, известный как Ибн Абидин аль-Ханафи говорил: “Развод “бидъий”,- запрещенный - когда даётся трижды в одном периоде чистоты, либо одной фразой. Передается от Ибн Аббаса, что подобный развод является лишь одним разводом, подобное мнение выражали Ибн Исхак, Тавус и Икрима. Мы так же знаем что Ибн Аббас говорил:“Развод во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и два года при правлении Умара, да будет доволен ими Аллах, если происходил трижды за раз, считался лишь одним. Но Умар сказал: “Поистине люди проявили спешку в том, в чем для них была возможность пересмотреть этот вопрос, а что если мы утвердим их слова?”, и он утвердил это" (Муслим 1472). [Книга “Рад аль-мухтар аля дар аль-мухтар”. Глава “Развод”. Цитировалось по книге “Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.238]
Сказал Махмуд Афанди аль-Алуси в своем Тафсире “Рух аль-Маани” в суре “ат-Талакъ”: “Под тройным разводом подразумевается то, как если кто-то скажет: “Ты разведена, ты разведена, ты разведена”, либо одним словом: “Ты трижды разведена”. В том, становится ли этот развод действительным или нет, есть разногласия среди ученых, как и в том, становится ли развод действительным во время менструального цикла. У шиитов - имамитов, развод тройным произношением недействителен, как и при менструальном цикле, потому что это новшество, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Кто совершит дело, на которое мы не указывали, то это дело несущественно”. Подобное же мнение передается с нескольких путей от Ибн Мусейиба и группы табиинов... Некоторые из них, как это передаётся от Тавуса и Икримы, сказали:“Тройной развод одной фразой, считается одним разводом”, это передавал Абу Давуд от Ибн Абаса
Это мнение было выбрано Шейхом Ибн Теймийей среди Ханбалитов. В Сахихе передается, что Абу ас-Сахба сказал Ибн Аббасу: “Разве ты не знаешь, что тройной (развод) во время Пророка, а так же при Абу Бакре и в начале правления Умара, считался одним?”, он ответил:“Да” [“Джала аль-Айнейн”, Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.240] ..... Это так же подкрепляется тем, что привел аль-Байхакъи в передачи от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: “Ракана развел свою жену тройным разводом за один раз, после чего сильно пожалел об этом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его:“Как ты её развел?”, он сказал:“Тройным разводом”, Пророк, сказал:“За один раз?”он сказал:“Да”, тогда Пророк, сказал ему:“Это будет считаться одним разводом, если желаешь, верни её обратно”. [Приводит Имам Ахмад 1\265 под номером 2387. аль-Байхаки 7\339. Иснад этой передачи посчитали достоверным Шейх Ахмад Шакир и Шейх Албани]