Соляной Столп. Жена Лота

Жена Лота и соляной столб
1

В Торе есть несколько сюжетов, которые меня волнуют личностно. Один из них - жена Лота. Почему она оглянулась? Почему Бог так странно наказал ее, превратив в соляной столб? Мог же он ее просто убить, или превратить в ящерицу. Почему существует такое понятие: уходя, не оглядывайся? Мне кажется это как-то связано с историей жены Лота.

Иерусалим

Считаю необходимым начать свой ответ с такого утверждения: Тора не является книгой, написанной человеком. Поэтому в ней очень много слоев, и мы попробуем разобраться в некоторых из них.

Кроме того - под Торой мы всегда подразумеваем и Письменную Тору и Устную.

Вводные сведения:

Лот был женат, а когда попал в Седом, (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота - нашего праотца Авраама она вынесла традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет, который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего ее отдали под суд.

Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит (об этом написано в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума и Пиркей де-раби Элиэзер ). У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы.

Первый слой

Жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке (в Устной Торе ее жизнь описывается более подробно, но дополнительные детали для нас сейчас несущественны). И, конечно же, она не могла поверить в то, что запрет «не оглядывайтесь!» - столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный город - ведь это сущая «мелочь»! - ничего плохого не произойдет.

Второй слой

Духовный потенциал Ирит был огромен... Имя ее состоит из букв: аин , реш , йуд , тав . И образовано оно от корня аин , реш , hей (в женском роде добавляются йуд и тав ), что означает - «пробуждение», «возбуждение».

Иначе говоря, ее суть - «быть возбужденной», томиться желанием йихуда , соединения мужского и женского начал, которое служит символом-моделью Великого соединения Неба и Земли, Творца и сотворенного Мира. И Лот (не только племянник Авраама, но и - ученик!) был с нею счастлив. Он ощущал, что их совместная жизнь усиливает процесс подготовки Единения в Высших Мирах, приближая Миры к ожидаемому совершенству.

Поэтому суть распоряжения двух посланников Всевышнего, запретившего «оглянуться» - это отрыв Ирит (вообще семьи Лота) от сильной, но негативной духовности Седома. О мировоззрении жителей этого города в трактате Мишны Пиркей Авот сказано: «Их жизненная концепция: мое - это мое, твое - это твое». И если мы напишем слово «твое» с большой буквы («Твое»), нам в данном высказывании раскроется и другая грань Истины. Они, жители Седома, стремились (и преуспевали в этом!) к полноте жизни, в которой, однако (в земной жизни, обозначенной здесь местоимением «мое»), нет Творца («Твое, небесное - это для Тебя, а не для нас»).

От этого седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности, следовало отделиться. Полностью и окончательно - «без оглядки».

Слой третий

Почему она превратилась именно в соляной столб?

Соль на иврите - мелах . В этом слове - два слога: ме и лах (на иврите слог может быть и однобуквенным, т.е. буква+огласовка).

Слог ме означает движение «от». Ме -ир , к примеру - движение, уход от города (на иврите - ир ).

Слог лах - «влажность». В целом слово мелах (соль) обозначает нечто, что уменьшает, сводит на нет влажность.

В соляных копях, пещерах, влажность равна нулю. И мясо кошеруют, посыпая на час солью, вытягивающую влажность крови.

Томление и желание женщины называется в наших книгах «маим нуквим » (женские воды). Жена Лота по имени Ирит (о значении имени - см. выше) не захотела подняться на высоту своего потенциала. Не захотела «отдаться», подчиниться распоряжению двух посланников, что должна была бы сделать, поверив в их истинность (а ведь они так ясно показали, кто они и от Кого они! - см. текст Торы о событиях в Седоме, предваряющих ситуацию с женой Лота). Она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома. Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать свою способность: желать и приближать истинное Единение. То есть - она «ушла от влажности» - ме-лах ...

Слой четвертый

Если слово «мелах » прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом » («сон»). Жена Лота хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением, которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе - невозможно.

Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» - ее халом обратился в мелах .

Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам...

Слой пятый

Здесь уже речь пойдет не о жене Лота, но опосредованно - и о ней.

Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал родоначальником моавитян . В среде моавитян , примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук Ишай родил Давида - основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения - этапа Прихода Машиаха ...


Лоту было сказано выйти из Содома и не оглядываться.

26 ст 19 гл «И оглянулась жена его вспять и бысть соляной столп ». Столп в еврейском языке это не столб, а это тот, кто поставлен «нициф». Если человек поставлен на службу, то он приставник. Если многие поставлены, то они ставленники, гарнизон, пост, отряд. То есть, жена Лота преарстилась в пост соляной. Жена Лота как бы стоит на посту. Это, для нас, этот пост для нас знак. И мы должны его понимать. Что это не столб, а это пост, и он поставлен для того, чтобы служить нашему пониманию каких-то духовных истин.

Почему ангелы сказали Лоту «не озирайся вспять»? И почему обернулась жена? И почему она превратилась в соляной столп?

Если я смотрю на предмет, то я воздействовую на него. Следовательно, и он воздействует на меня. Так считали древние. Греки, например, полагали, что зрение есть истечение мельчайших частиц, оно идёт от глаза к предмету и от предмета к глазам. На некоторые вещи нельзя смотреть. В мифологии, когда герой выходит из предисподней, он не должен оборачиваться. Но всё-таки, почему обернулась жена? Возможно такое мнение: она не могла не обернуться. Один из русских писателей, величайших, их тех, кто много думал о природе греха, он в своей повести выйскивает причину страшной гибели героя от нечистой силы. Автор ищет как бы првопричину греха в человечестве. Первое греховное греховное движение души это неодолимое, почти непроизвольное движение взора, похоть очей, одно маленькое движение глаз – посмотрел и тебя увидели, увидели и убили. Это «Вий» Гоголя.

Однако, вот, эти все соображения, которые я привёл, это всё соображения по поводу. Соображений может быть много, а ключь к истолкованию символа «жена Лота» нужно искать в Евангелии. Жена Лота почему-то превратилась в соляной столп, почему?

Окрестность Содома была очищена. «Как было во дни Лота.. » Говорит Христос «…ели, пили покупали продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, одождил Господь огонь и серу с неба и погубил всех. Так будет в день, в который Сын человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, не обращайся вспять. Вспоминайте жену Лотову. » Это слова Христа (Лк 17 гл). Вспоминайте жену Лотову. Что говорит Господь? Бывает такое время в жизни человека, и такие периоды в истории, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. В истории такие периоды короткие. И не многим избранным Христос говорил: оставь всё и следуй за Мной. Однако, для каждого человека, когда приходит настоящая теснота, становится абсолютно необходимым оставить всё и идти по пути спасения. Раньше человек принуждал Бога оказать ему милость. Но приходит минута, и теперь милость принуждает человека спасаться. В тот день, решительный день, в тот день нужно вспомнить жену Лотову. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества . Приход Спасителя был событием чрезвычайным. И чтобы принять спасение от Спасителя, нужно быть готовым на то, чтобы покинуть естественное течение жизни. Приход Спасителя был событием чрезвычайным, и чтобы принять спасение, нужно выбиться из колеи, покинуть привычное естественное течение жизни. Спасение по смыслу слова предполагает необходимость чрезвычайных мер. Когда приходят вместе спасение и суд, это грань жизни, и тогда нужно с решимостью покинуть привычное и обжитое. Решимость спасаться абсолютно необходимо для спасения . Решимость спасаться это очень важное качество, необходимое. В противном случае само естество человека терпит превращение, превращается в соляной столп.


Когда ангелы говорили Лоту «не озирайся вспять» это означало «будь решителен и помни, что тебя помиловали, не оглядывайся на тех, кого не помиловали». А иначе что будет? А почему жена Лотова превратилась именно в соль? Окрестность Содома была очищена, а жизнь там уничтожена посредством серы и огня. Уничтожает и очищает сера, уничтожает и очищает огонь, уничтожает и очищает соль. Взглянув на то, что подлежит сере и огню, жена Лота превратилась в соль. Был человек стал столп соли. Это называется «превращением» или «катастрофа». Жена Лота превратилась в соляной пост. И нам необходимо помнить о ней, помнить о том, что спасение есть, всё таки, событие в нашей жизни чрезвычайное. И необходима решимость, чтобы спасаться, и в этот момент нужно не оглядываться, когда тебя помиловали, и не оглядываться на тех, кого не помиловали.

Жена Лота превратилась в соляной пост. Но не одна жена Лота посмотрела на Содом. Авраам также смотрел на Содом. Оба события происходили одновременно, утром.

27 ст 19 гл «Поднявшись же утром Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом ». Так, Авраам пошёл на место, где он стоял пред Господом. От Хеврона, где жил Авраам, до Содома, примерно 40 километров. Какую-то часть этого пути по направлению к Содому прошёл Авраам и оттуда увидел место катастрофы.

28 ст «И воззрел Авраам на лицо Содома и Гоморры и на лицо земли окрестной и увидел. И вот восходил пламень земли, как дым печи ». Картина жуткая. Не потому только, что печь имеется в виду плавильная, или для обжига (евр. «кефшан»), которая сильно дымит. Такая же печь упомянута при описании знамения на горе Синай. Это дым густой как туча. Авраам увидел картину того, что такое превращение или ниспровержение или карастрофа. Была круглая долина, где располагалось пятиградие. Она орошалась как Рай Божий. А в Раю пар восходил от Земли и орошал всё лицо Земли, сказано. Теперь же восходил дым земли как дым печи. Вот, катастрофа! Авраам увидел горящую и дымящуюся землю. Он видел то же, что видела жена Лота. Почему жена Лота погибла, а Авраам – нет? Давайте спросим. Почему жена Лота погибла, превратилась в соляной столп, Авраам смотрел на тот же самый предмет и остался жив?

Если Авраам и жена Лота видели одно и то же, то дело очевидно не в самой картине катастрофы. Жена Лота поззрела вспять, Авраам воззрел на лицо Содома и Гоморры, в этом различие? Или нет? Лоту с семейством было сказано не оборачиваться. Аврааму ничего такого не говорили, чтобы он туда не смотрел, в этом различие? Нет. Ответ где нужно искать ответ, когда мы сталкиваемся с серъезными затруднениями по смыслу? Где мы имеет ответ на сложные места в Ветхом Завете? Ответ в Евангелие.

Читаем в Евангелие, что спасение происходит через Сына Божьего. «И суд и спасение Отец отдал в одни руки » он отдал их Богу Сыну. Иначе быть не может. У кого спасение, у того и суд. Бог судит только после того, как Он спасающихся спас. Смотирте, Бог судит только после того, как Он тех, кто хотел спасаться, спас. Содом – пример того, как совершается суд для нечестивых. Это превращение, катастрофа, крайняя точка гнева Божьего. Весь суд, сказано в Евангелии от Иоанна 5 гл 22 ст «Весь суд» имеется в виду до конечной катастрофы «отец отдал Сыну». А с другой стороны, всякий, кто верит в Сына, как в Сына. Всякий. Суду не подлежит. Он не подсуден. (Ев. Иоанна 5 гл 24 ст) «Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь ». Вот какой человек Авраам. То, что Авраам смотрит на горящий Содом, как жена Лота, но она мертва, а он жив, есть свидетельство веры Авраамовой. Когда Аврааму явилась Троица, Господь сказал ему, что познал его. Но это значит, что и Авраам нечто познал в Боге. Если Бог познал Авраама, то и Авраам познал нечто в Боге. Авраам стал ходатаем о спасении: помните, как он заступался за жителей Содома. Авраам стал ходатаем о спасении, и вера Авраамова тогда сделала ещё один шаг. Это стала вера спасительная. Авраам – сын Божий, ещё ближе усыновился Богу. Вера спасительная это такая, когда человек не идёт на суд . Вот, что значит верить. Вот есть такой этап движения по пути веры, когда человек уже на суд не идёт. Это вера спасительная. Он достигает это. Человеку дано было это достичь. Ветхозаветному человеку, такому как Авраам.

И эту мысль нельзя потерять. Вера спасительная это такая, когда человек уже на суд не идёт. Нельзя потенять эту мысль, поэтому Писание делает обощающее заключение ко всей истории Содома. Лот спасён не потому, что был праведен. А Лот был праведен. Но Лот спасён не потому, что был праведен, а потому, что Бог вспомнил Авраама. Когда завершался Потоп, Бог вспомнил Ноя. Это 8 гл 1ст. Когда Бог судил Содом, Бог вспомнил Авраама. И вот, завершающий по смыслу весь эпизод стих это 29 ст 19 гл.

«И было, когда истребил Господь все города страны той, вспомнил Бог Авраама и выслал Лота из среды ниспроверщения, когда ниспроверг Господь города, в которых обитал Лот ». То есть, Лот был праведник. Лот был удивительный, удивляющий человек. Бог не погубит праведного с нечестивым, однако в спасении Лота из Содома, Писание выделает, что Лот получил спасение через Авраама. И всё сошлось у нас. Вера Авраама стала спасительной для Лота. Верующий человек становится источником веры для других .

Когда у человека вера спасительная, она спасительная для других. Стяжи веру спасительную и многие вокруг тебя спасутся . Что такое спасительная вера, Писание расскажет в отдельном богословском сюжете, когда Авраам и Сарра окажутся в Гераре. Это гл 20.

А сейчас другой сюжет, который тоже имеет отношение к теме спасения. Этот сюжет – дочери Лота. Мы рассказали о жене Лота, теперь – другой сюжет. Дочери Лота.

В истории семейства Лота тема спасения делает самый неожиданный поворот. Это история о дочерях Лота, которые пожелали избегнуть уничтожения их рода.

30 ст 19 гл «Поднялся же Лот из Сигора и поселился в горе сам и обе дочери его с ним ибо он убоялся селиться в Сигоре и вселился в пещеру сам и две дочери его с ним ». Ну замечательно, никакой благодарности. Спаситель Сигора. А ведь он спас Сигор. Этот город спас Лот, помните. Никакой благодарности спаситель Сигора не получил. И пришлось ему по слову ангелов по слову ангелов, та кему и сказали 17 ст 19 гл. Пришлось Лоту жить в горе (т.е. в пещере). Сказала же первородная к младшей. Это очень редкое слово употребление. Первородная по отношению к дочери. «Сказала же первородная к младшей: отец наш стар и никого нет на Земле, кто войдёт к нам, какой есть путь всей Земли » Никто не войдёт к нам, каков есть путь всей земли. Еврейское выражение «идти в путь всей земли» означает умирать. С такой же неизбежностью, как люди должны умирать, женщины должны рождать. Вот такое убеждение было у старшей дочери Лота, которая названа и ощущает себя как первородная. То есть, она также, с такой же неизбежностью, как люди умирают, с такой же неизбежностью они должны зачать и родить. Вот так она убеждена. То есть, ради спасения рода дело, которое она задумала… смотрите какой поворот сюжета. Ради спасения рода дело, которое она задумала не противоестественное, но естественное. А задумала она что?

«Приди, напоим отца нашего вином и приспим с ним и сохраним в живых от отца нашего семя ». Замечательная мысль. Сохраним вживых семя. На греческий перевели неудачно. «Восстановим семя». Неудачный перевод, потому что здесь речь о другом. Действительно был обычай восстановить семя умершему брату. Затем был закон восстановить имя умершему брату. Дочери Лота совсем другое делают. Они сохраняют вживых семя отца внутри себя как в Ковчеге. Именно так должен был делать Ной – вводить в Ковчег животных, чтобы сохранить в живых. Так сказано «сохранить в живых». Имеется в виду саму их породу. Эта параллель с историей Потопа говорит, что дочери Лота исполняли, как они его поняли свой долг – спасение рода человеческого. Замечательно, что и Златоуст так думает: «Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. То, что при других условиях было бы извращением, в контексте Библейской истории выглядит как подвиг».

33 ст «Напоили же они отца своего вином в ночь ту и вошедше первородная преспала с отцом своим той ночью и он не ведал, когда она приспала и когда встала. Было же наутро и сказала первородная младшей: вот я преспала вчера с отцом нашим, упоим его вином и в эту ночь и ты вошедши преспи с ним и сохраним в живых от отца нашего семя. Упоили же и в ту ночь отца своего вином и восшедше младшая преспала с отцом своим и он не ведал когда он преспала и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего и родила первородная сына и назвала имя ему Моав, говоря от отца моего. » Сей отец моавитян до нынешнего дня. «Родила же и младшая сына и назвала имя ему Бенами, сын народа моего» Сей отец аммонитян до нынешнего дня. Имя Моав «миав» означает «от отца». Моавитяне жили к юговостоку от Мертвого моря. И, кстати, Моавитянкой была Руфь, прорадительница царя Давида, она упомянута в родословии Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. «Бен ами» переводится «сын народа моего». Аммонитяне жили к северо-востоку от мертвого моря. То есть, и Моав (моавитяне) и Бенами (аммонитяне), они жили на востоке от мертвого моря.

Златоуст пишет так: «Никто да не дерзнёт осуждать праведника и дочерей его, как будто такое кровосмешение произошло от невоздержания. Обрати своё внимание на цель и ты освободишь их от всякого осудения. Дочери думали, что всё в мире совершенно погибло. Они говорят: чтобы не прекратился род наш и нам не подвергнуться совершенному уничтожению, упоим отца нашего вином, так как отец наш сам никогда не потерпит и слышать об этом. Лот же подвергся опьянению не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина он вовсе не знал случившегося». Таково рассуждение Златоуста. Обратим внимание, как святитель умеет избегнуть осуждения. Это качество его писаний. Златоуст мастер в этом отношении. Когда он рассуждает, он умеет не осуждать. И Златоусту вторит русский философ Розанов, он тоже не дерзает осуждать Лота и его дочерей и очень уместно добавляет, что ведь зачатие произошло и у старшей и у младшей дочери с одного разу, и они родили сыновей, и от сыновей произошли народы. Такие вещи не происходят сами собой.

Дочери Лота совершили противоестественное дело. На него можно взглянуть как на извращение. Тогда дочерей Лота нужно поместить в один разряд, или близко к нему, с жителями Содома. Также дочерей Лота можно сопоставить с их матерью. Жена Лота, когда увидела превращение Содома, жители которого превратили свою человеческую природу, сама превратилась в соляной столп, а после и её дочери решились на противоественное зачатие. Нет. Не об этом нам говорит Писание. И не так толкует нам Златоуст. Если осудить дочерей Лота, как виновниц кровосмешения, вот нельзя этого делать. Но если осудить дочерей Лота как виновниц кровосмешения, то потеряется богословский смысл этого сюжета . Писание помещает дочерей Лота в один разряд с Авраамом и Лотом. История с дочерями Лота занимает своё место в том разделе учения о Спасении, которое посвящено проработке сложной темы «спасение и суд». Вот куда вписывается этот богословский сюжет «дочери Лоты». Этот богословский сюжет вписывается в сложную тему «спасение и суд». После того, как Лот был спасён из города, подвергшегося суду, его дочери желают послужить спасению своего рода, и совершают дело с крайней степенью дерзновения. Дочери Лота представляют свои тела как кивот для семени отца. Поскольку речь заходит о спасении, у Авраама, у Лота, у дочерей Лота дерзновение есть общая черта. Дерзновение необходимо для спасения. Писание как бы говорит нам и повторяет как хороший учитель. Три раза повторяет. Чтобы спасаться нужна решимость. Эту решимость ничем нельзя ослабить. В каком-то смысле она должна быть безоглядной. Спасение человека не есть продолжение естественного развития человека и человечества. Чтобы спастись, нужно уметь с решимостью покинуть естественное течение жизни. Отсюда и происходит дерзновение Авраама пред Богом, дерзновение Лота пред Богом и против естества поведение дочерей Лота. Таким образом, тема «спасение и суд» в Книге Бытия исчерпана. Но тема спасения не исчерпана. Она продолжается. Тема спасения поднимается на следующую ступень. Это будет большая тема, тема многих бесед: «Ветхий завет и Спасение».

Во время которого жена Лота стала соляным столбом, и соблазнение Лота его дочерями.

История Лота.

Лот, равно как и его отец Аран, родились и выросли в Уре Халдейском в Шумерии на реке Евфрат, что в нижней Месопотамии, примерно четыре тысячи лет назад. Отец Лота умер рано. Дед Лота, Фарра, взял всю семью и отправился

… из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там (Бытие, глава 11).

Во время странствований и Лот, и Авраам обзавелись значительным количеством скота. Обеим семьям не хватало пастбищ, что приводило к постоянным конфликтам между пастухами Лота и Авраама. Тогда Авраам предложил Лоту разойтись и поселиться в разных местах, чтобы не было между ними конфликтов.

Лот отправился жить на Иорданскую равнину, которая, в те времена была прекрасна и орошалась водой. Он поселился вблизи Содома. Авраам же стал жить на земле Ханаанской. Зеленая Иорданская равнина располагалась между пятью городами. Правители этих городов вели междоусобные войны. Во время одного из таких конфликтов Лот был взят в плен, а его имущество разграблено.

Когда Авраам узнал, что случилось с его племянником, он вооружил спасательный отряд из 318 рабов. Авраам напал на неприятеля ночью и спас Лота и все его имущество. Лот снова поселился в Содоме.

Вскоре Содом и Гоморра были разрушены гневом Господа. Как и почему это случилось, можно прочесть в статье . Единственным праведником Содома был Лот, а потому Господь дал ему время уйти из города вместе со своей семьей – женой и двумя дочерями.

Жена Лота.

Имя жены Лота в Библии не упоминается. Уход, а точнее бегство из Содома, тяжелее всего далось жене Лота. Весь предыдущий день был наполнен хлопотами и тревогами, а теперь, ночью, ей приходится оставить все и бежать в неизвестном направлении. Она уже немолода, и такие события для нее сопряжены не только с психологическим стрессом, ей нелегко еще и физически.

Господь, указав Лоту и его семье путь к спасению, запретил им оглядываться. Жена Лота думает о том, а под силу ли ей начинать все сначала… Она пребывает в нерешительности и оглядывается. Оглянувшись, она превращается в соляной столп. И сегодня можно увидеть этот столп на берегу мертвого моря.

Почему же Господь обратил жену Лота в соляной столп? Многие считают, что это наказание за любопытство, однако, едва ли это правда. Скорее всего, сердце и душа жены Лота остались в Содоме, и она должна была погибнуть, как и все. Бог требует решительного отказа от греха.

В , в Евангелии от Луки мы находим христианское толкование истории жены Лота:

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Вспоминайте жену Лотову.

Таким образом, жена Лота погибла, так как радела больше о материальном, нежели о спасении души.

Город Сигор, где жил Лот.

Лот и две его дочери направились в один из городов долины, который Господь пощадил. Это был город Сигор. Название города Сигор переводится как “маленький”, “незначительный”. Сигор также известен как Цоар или Белла. До сих пор ведутся споры, где был расположен город Сигор – на севере или на юге от Мертвого моря. Сигор - единственный город содомского пятиградья, который был пощажён Богом. Лот поселился в Сигоре, однако вскоре его покинул.

Лот и его дочери.

История Лота и его дочерей описана в Бытии 19:30-38. Лот, побоявшись жить в Сигоре, жил в горах в пещере со своими дочерями. Дочери Лота, посчитав, что не осталось больше мужчин, напоили своего отца и вступили с ним в связь, что того, чтобы продлить род. Обе дочери Лота забеременели от отца своего.

У старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»). У младшей также родился сын Бен-Ами (в переводе «сын моего народа»). Моав стал прародителем моавитян, а Бен-Ами – аммонитян.

История дочерей Лота отражает мысль о превосходстве Израиля над моавитянами и аммонитянами , так как эти народы появились в результате греховной кровосмесительной связи. Племена моавитян и аммонитян стали основой древнеарабского народа.

Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми и в наши дни рождает много вопросов, споров и теорий относительно того, каковы были реальные мотивы дочерей, и кто действительно был виноват в случившемся. Да и был ли кто-то виноват? Кровосмесительные браки не редкость в среде библейских патриархов. Авраам женился на своей единокровной сестре Саре; брат Авраама, Нахор, женился на племяннице Милке; Исаак женился на своей родственнице Ревеке и еще множество примеров. С другой стороны, в книге целая глава посвящена данной теме (глава 18), где сказано:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу.

Многие исследователи оправдывают кровосмесительные браки тем, что левитские законы появились позже, и созданы они были патриархами нации, в том числе праведным Лотом (вместе с Авраамом, Иаковом, Иудой, Моисеем, Давидом). Левитские законы, в том числе и против кровосмешения, были созданы с целью разделить образ жизни Иудея от образа жизни народа Ханаан, вопреки всем инцестуальным проявлениям, которые патриархи имели в прошлом. Левитские законы – новый шаг в развитии общества, часть прогрессивных идей человечества на пути к современной цивилизации.

Отражение истории в живописи.

История Лота и его дочерей легла в основу многих картин. Картины на данный сюжет, как правило, изображают Лота и его дочерей в горном убежище. Часто на фоне можно заметить маленькую фигурку жены Лота, и горящий город на отдалении.

Персонаж Лота в разных религиях.

В иудаизме .

Фигура Лота в иудаизме – спорна. Он считается праведником, праведность которого постоянно оспаривается. Считается, что в своей жизни Лот отклонился от истин еврейского пути, а потому потомки его не стали частью еврейского народа. Лот упоминается в торе,

В христианстве

В Новом Завете мы находим сочувственное отношение к Лоту. Во Втором Послании Петра Лот называется праведником, утомленным жизнью среди неистово развратных людей.

Исламский взгляд

Лут в Коране считается посланником Бога и пророком Бога. Его история практически созвучна с библейской. В Исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрахима (Авраама). Он мигрировал с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в городах Содом и Гоморра. Ему было велено Аллахом идти в землю Содома и Гоморры проповедовать единобожие и остановить похотливые и жестокие деяния местных жителей. Проповеди Лута были проигнорированы, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Лут покинул город, его жена оглянулась назад и погибла.

Над безжизненным пространством вдоль юго-западного побережья Мертвого моря на несколько километров простирается гора Содом. Ее название напоминает о том, что, по всей вероятности, именно здесь четыре тысячи лет назад произошла описанная в Библии катастрофа: огненный дождь стер с лица земли города Содом и Гоморру, погрязшие в разврате и жестокости.

Из всех жителей возможность спасти себя и свою семью получил лишь единственный праведник – племянник ветхозаветного патриарха Авраама, Лот. Два ангела предупредили его о неминуемом бедствии, наказав уходить с домочадцами в горы и ни в коем случае не оглядываться. Однако жена Лота ослушалась. Женщина на несколько секунд прервала спасительный путь – она остановилась, чтобы бросить прощальный взгляд на полыхающий город, и… Застыла, превратившись в соляной столб!

На горе Содом сегодня можно увидеть множество соляных скал. Одна из них, своими очертаниями напоминающая фигуру женщины, так и называется – «жена Лота». Эта скала не может в буквальном смысле быть той самой, что описана в Библии, уже потому, что ее высота достигает двенадцати метров. Однако этот природный памятник побуждает задуматься – возможно ли в принципе мгновенное превращение человека в соляную глыбу? В 1988 году американский химик доктор Клотц из Северо-Западного университета штата Иллинойс предложил научное объяснение этому явлению. Он утверждает, что жену Лота убил парниковый эффект, вызванный огнем, пожиравшим Содом.

Жену Лота накрыл мощный поток раскаленного воздуха с очень высоким содержанием углекислого газа. Это спровоцировало ряд смертоносных химических реакций в организме, соединение кальция с углекислым газом, и в результате – мгновенную кристаллизацию кальцитов. Женщина превратилась в неподвижный блок кальцитов,

Высказывания о том, что превращение жены Лота в соляной столб могло произойти в действительности, впервые прозвучали еще в девятнадцатом веке, после раскопок древнего итальянского города Помпеи, погибшего в результате извержения вулкана Везувий. Выяснилось, что вулканический пепел, в одночасье накрывший город в первом столетии от Рождества Христова, сохранил очертания тел погибших жителей. Он обволакивал людей, запечатлевая малейшие подробности. Покров затвердел, и даже когда сами трупы истлели, их формы остались неизменными. Сейчас эти скорбные скульптуры свидетельствуют о том, что жители Помпеи были уничтожены стихией внезапно, в один момент – люди застыли в веках в тех позах, в каких их настигла катастрофа. Современный антрополог Дженет Монж из Пенсильванского университета США, проводя аналогию между трагедиями в Помпеях и Содоме, настаивает на том, что соляные фигуры на берегах Мертвого моря также могут таить в себе человеческие останки.

Но если причиной гибели Помпеи однозначно называют извержение вулкана, то что же уничтожило Содом и Гоморру? Член-корреспондент Британской национальной академии наук Уильям О лбрайт утверждал, что эти города погибли в результате землетрясения, повлекшего за собой воспламенение содержащихся в этом районе месторождений нефти и серы, которые и могли стать средством для наказания Богом растлённых городов.

Поздние геологические исследования Мертвого моря и его окрестностей проанализировал доктор Клайв Э ймери из Океанографической лаборатории Ву дсхол американского штата Массачусетс. Он также выразил уверенность в том, что именно землетрясение стало отправной точкой гибели Содома и Гоморры. Это утверждение созвучно и библейскому тексту, в котором говорится не только об огне и сере, но также о том, что все города на равнине были «ниспровергнуты».

Содом и Гоморра находились в сейсмически нестабильном районе на стыке тектонических плит земли. Под землей имелись так называемые карманы с горючим газом – метаном, который мог воспламениться и вырываться столбами огня, по библейскому определению «как дым из печи» . Большой геологический разлом содрогнулся, в земле открылись гигантские трещи­ны. Жидкая сера из земных недр взметнулась в воздух на высоту тысячи футов и огненным дождем обру­шилась на города Содом и Гоморру. Серные шары, оставшиеся от это­го чудовищного фейерверка, до сих пор находят на территории региона. Лабораторные анализы показали, что эти шары заключены в капсулы из материала, сожженного при очень высокой температуре. Природного аналога этого фе номена не существует, зато по своим физическим параметрам он вписывается в картину катастрофы, описанной в Библии.

В свете этих изысканий вполне логичным выглядит и предположение американского химика, доктора Клотца, что жена праведника Лота погибла, настигнутая смертоносным раскаленным облаком. Огонь не дотянулся до нее, чтобы уничтожить вместе с другими жителями Содома. Но продукты горения заставили женщину замереть на тысячи лет, превратив ее в соляной столб. Как знать, может быть, он и сегодня возвышается над Мертвым морем среди других соляных изваяний.