Шелк - виды тканей. Натуральный шелк – виды ткани, уход и история

Шелк – ценная ткань, которая известна во всем мире своим мягким блеском, уникальной гладкостью и высокой прочностью. Именно из натурального шелка в древности изготавливались одеяния королей и знатных вельмож. Сейчас драгоценный материал доступен всем: из него делают великолепные наряды и обувь, роскошные украшения для интерьера и ценный домашний текстиль.

Шелк, в отличие от других тканей, производится не из материалов растительного или животного происхождения. Он изготавливается из коконов гусениц тутового шелкопряда.

Появление материала

Появлением шелка мир обязан древним китайским мастерам, которые начали извлекать шелковую нить из коконов за пару тысячелетий до нашей эры. Тогда шелковая ткань производилась вручную, поэтому изделия из нее были лишь у императоров и знати.

Китайцы понимали, какой ценностью обладает поразительная ткань, поэтому держали тайну ее изготовления в секрете. Человек, который отваживался разгласить тайну производства шелка, осуждался на смертную казнь. Однако уже к IV веку технология производства шелка стала известна в Корее, Японии и Индии. В 550 году это искусство стало доступно и европейцам.


The colour of passion.

Технология изготовления

Технология изготовления шелка очень сложна. Моль и гусеницы шелкопряда выращиваются в специальных питомниках. Когда гусеница заворачивается в кокон, ее умерщвляют, а кокон размягчают в горячей воде. Потом его разматывают. Из одного кокона получают от 300 до 1000 м шелкового волокна. Нить уплотняют, перекручивая по 5–8 волокон одновременно, и сматывают в катушки.

Катушки рассортировывают, обрабатывают, иногда волокна дополнительно скручивают для увеличения плотности. Готовый материал отправляют на фабрику. Там пряжу вымачивают в воде и окрашивают. Затем из нее изготавливают ткани с разным плетением. От типа плетения и плотности нитей будет зависеть вид шелковой ткани.

Важно! Сейчас изготовлением этого материала занимаются разные страны. Однако по-прежнему лидером по поставкам натурального шелка на мировой рынок считается Китай.

Химические и физические свойства шелковых тканей

Состав шелка

Шелковая нить по химическому составу близка к человеческому волосу или шерстяному покрову животных: на 97% она состоит из белка, остальное – воск и жиры. Ее состав таков:

  • 18 аминокислот;
  • 2% калия и натрия;
  • 3% жировых и восковых компонентов;
  • 40% серицина;
  • 80% фиброина.

Натуральный шелк стоит очень дорого: не каждый человек может позволить себе изделие из этого материала. Поэтому сейчас появились фабрики, которые занимаются изготовлением искусственных тканей – шелка-купро (из вискозы) и синтетического шелка. Внешне синтетика мало отличается от натуральной ткани, но не обладает ее износостойкостью, прочностью и гигиеничностью.

Важно! Прочность шелка снижается при воздействии температуры выше 110°С или ультрафиолетовых лучей. Ткань становится хрупкой, может рваться от незначительных физических воздействий. При долгом нахождении на открытом солнце (более 200 часов) прочность шелка снижается вдвое.

Свойства шелка

Натуральный шелк приобрел популярность благодаря удивительным свойствам. Особенности шелковой ткани таковы:

  1. Высокая плотность, износостойкость и устойчивость к воздействию уксуса и спирта. Повредить материал может лишь концентрированный раствор кислоты или щелочи.
  2. Гладкость, мягкий блеск и яркие переливы. Шелк приятно прилегает к коже, нежно струится вдоль тела и мягко сияет, благодаря чему изделия из него выглядят по-королевски роскошно.
  3. Бактерицидные и гипоаллергенные свойства. Шелк препятствует размножению бактерий, поглощает неприятные запахи и не вызывает аллергии. Вот почему его часто используют для изготовления одежды и постельного белья.
  4. Сминаемость материала зависит от вида. Шелк полотняного переплетения сминается легко. А вот шелк-ликра или шелк-жаккард почти не мнутся.
  5. Ткань не подвергается сгоранию: при попадании искры на шелковое изделие оно начинает тлеть, распространяя запах горелых перьев.

Характеристики ткани

Для поклонников шелковой одежды важны и другие свойства материала:

  • ткань хорошо окрашивается в любые оттенки благодаря высокой гигроскопичности материала:
  • отлично пропускает и впитывает воду, не электризуется, хорошо тянется;
  • имеет среднюю усадку: после стирки шелковое полотно всегда садится и может потерять до 5% первоначальной длины.

Важно! Шелк используется не только для пошива одежды. Из него изготавливают прекрасные сувениры, он используется в вышивке, вязании и валянии, а крепдешин, фуляр или туаль – прекрасная основа для картин и платков в технике батик.

Разновидности шелка

Существует множество разновидностей шелковых тканей. Они различаются качеством нити, внешним видом, структурой, схемой плетения и свойствами.

Самые распространенные виды шелковой ткани:

  1. Туаль – материал с полотняным плетением, который неплохо держит форму и отличается неярким сиянием и высокой плотностью. Идет на пошив платьев, юбок, подкладок для верхней одежды и галстуков.
  2. Шелк-атлас – ткань с атласным плетением, которая имеет две стороны: блестящую лицевую и матовую изнаночную. Атлас хорошо драпируется и может иметь разную плотность. Используется для изготовления одежды, обуви и украшения интерьеров.
  3. Шелк-шифон – ткань, имеющая полотняное плетение. Отличается мягкостью, прозрачностью, шероховатостью и матовостью. Используется для блузок, платьев, халатов.
  4. Дюпон – плотная ткань с блеском. Используется для пошива штор, портьер и вертикальных жалюзи.
  5. Фуляр – легкая и блестящая ткань, подходящая для изготовления белья и платков. Пользуется большой популярностью у мастеров батика.

Существуют и другие виды ткани: газ, органза, шелк-вискоза, эксцельсиор, парча, чесуча.

Области применения

Области применения шелка многочисленны:

  1. Изготовление одежды. Из шелковых тканей изготавливают как зимнюю, так и летнюю одежду, поскольку этот материал при любой погоде сохраняет комфортную для тела температуру. Кроме того, изделия из шелка имеют привлекательный внешний вид, поглощают неприятные запахи, препятствуют размножению бактерий на коже и не вызывают аллергии.
  2. Медицина. Шелк обладает дезинфицирующими и бактерицидными свойствами, поэтому используется в качестве шовного материала в хирургии (даже в таких деликатных областях, как глазная или нейрохирургия). Для выполнения операционных швов лучше всего подходят нити, сделанные из наружного или внутреннего волокна кокона – буретный шелк.
  3. Домашний текстиль. Этот гипоаллергенный материал, в котором не размножаются клопы и пылевые клещи, прекрасно подходит для изготовления домашнего текстиля. Из плотного шелка шьют портьеры, рулонные шторы, постельное белье, чехлы для мебели, покрывала.

Преимущества и недостатки натурального шелка

Плюсы материала:

Минусы шелка:

  • дорого стоит;
  • нуждается в особом бережном уходе;
  • не переносит стирки в очень горячей воде;
  • требует аккуратности при проглаживании утюгом;
  • теряет прочность при длительном воздействии ультрафиолета;
  • загрязняется при попадании на поверхность жидкости или пота.

Несмотря на то, что изделия из шелка имеют ряд недостатков, эта ткань остается популярной во всем мире.

Шелк – деликатная ткань, которая требует аккуратной носки и бережного ухода. Основные рекомендации по уходу за шелковыми вещами таковы:

  • стирать вручную при температуре не выше 30ºС или в машинке в режиме «Деликатная стирка» или «Шелк»;
  • не применять для стирки обычный щелочной порошок: нужно приобрести чистящее средство с надписью «для шелка»;
  • нельзя использовать отбеливатель и кондиционер для белья;
  • не стоит мять, перекручивать и сильно выжимать материал, чтобы не испортить его структуру;
  • чтобы высушить шелковое изделие, желательно завернуть его в полотенце, дать лишней влаге впитаться, а потом положить вещь на горизонтальную поверхность и оставить до высыхания;
  • утюжить шелк можно в режиме «Шелк» без пара, мокрое изделие гладить запрещено;
  • цветной шелк после стирки нужно прополоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (5 ст. л. 9%-ного уксуса на 10 л воды).

Если вы будете правильно ухаживать за изделиями из шелка, они прослужат вам многие годы.

Вещи из натурального шёлка - настоящая роскошь! Элегантные и стильные предметы гардероба стоят прилично, поэтому к их выбору покупатели относятся весьма ответственно. Никто не хочет стать обладателем дорогостоящей вещи, для которой производитель использовал не натуральный шёлк, а качественный искусственный аналог.

На что обращают внимание требовательные покупатели? Как отличить натуральный шёлк от подделки? Об этом вы узнаете далее.

Критерии анализа материала

Подделка, какой бы она ни была качественной, не так нежна и мягка на ощупь. Оригинальные полотна приятно носить, они пропускают воздух и не накапливают статическое электричество. С благородностью и неповторимостью ткани, полученной из коконов тутовых шелкопрядов, не поспорить. Итак, чем же будет отличаться капрон от натурального «оригинала»? Многими критериями, описанными ниже.


При рассмотрении товарной позиции необходимо анализировать следующее:

  1. Визуальные особенности. Яркий, отчётливый и ослепляющий блеск - явный признак того, что в руках находится подделка. Шёлку тоже характерно мерцание, но лёгкое, приглушённое, приятное. Желательно осматривать вещь под искусственным источником света. Такой тест позволит правильно оценить блеск.
  2. Тактильные ощущения. Приятные эмоции, которые дарит натуральная дорогостоящая ткань после прикосновения, непередаваемы. Материалу присуща струящаяся лёгкая текстура. Он мгновенно адаптируется к температуре тела человека. Капрон тоже мягкий и невесомый, но холодный и сильно мнущийся.
  3. Кончик нити. Можно легко проверить подлинность, рассмотрев швы. Там просматриваются обрывы нитей. Какие они будут у «оригинала»? Кончики похожи на связанные пучки, состоящие из множества волокон. В результате обрыва капрона образуется кисточка.
  4. Горение. Увы, приобретая ту или иную вещь, покупатель не может провести эксперимент, для которого понадобится зажигалка. Однако такой тест позволит сделать добросовестный продавец ткани, ведь у него нет сомнений по поводу качества собственной продукции. Для анализа натуральности нужно поджечь небольшой кусочек полотна или даже отдельную нить. Подделка будет быстро гореть, издавать запах синтетики. Натуральные нити спекаются в валики и медленно гаснут. Что касается «аромата», то он схож с тем, который присущ палёному волосу.
  5. Прочность. Натуральный шёлк отличается долговечностью. Как в мокром, так и в сухом состоянии его нити очень сложно порвать. Если намочить синтетический аналог, то для разрыва не придётся прикладывать больших усилий.

Как видно, обладает множеством преимуществ. Искусственные полотна, схожие с ним, несправедливо называть подделкой. Слово уместно только в тех случаях, когда производитель или продавец преследует цель одурачить покупателя.


Кстати, дорогостоящая благородная ткань не лишена недостатков. При некорректном уходе полотно садится, теряет привлекательную форму. С изделиями из искусственного шёлка ничего подобного не случится. Однако при стойком воздействии солнечных лучей они выгорают, а вещи из натурального шёлка - нет.


Самый доступный способ проверки

Покупателю, конечно же, ни один продавец не позволит поджигать или замачивать в воде свой товар. Как же тогда узнать, натуральный шелк или нет? Прислоните вещь к щеке и оцените собственные ощущения. Возник хоть малейший дискомфорт? Не стоит покупать за баснословные деньги вещь из искусственного шёлка. Касание к натуральному изделию вызовет только положительные эмоции. Материал «сольётся» с кожей. Почему? Ранее шла речь об адаптивности ткани к температуре тела. Не зря же некоторые люди называют её второй кожей.

Профессиональный метод оценки

Оптовым покупателям ткани поставщик всегда пойдёт на уступки, предоставив образец материала. В данном случае целесообразно провести небольшой эксперимент.

Что для этого понадобится? Следующие составляющие:

  • 1 щепотка каустической соды;
  • 16 грамм сульфата меди;
  • 10 грамм глицерина.

Все перечисленные вещества нужно соединить в смесь. Полученный состав поможет убедиться в натуральности или поддельности ткани. Волокна, сделанные из кокона тутового шелкопряда, полностью растворятся в жидкости, а вот любые другие - нет. Химический метод оценки совершенен. Для профессионального анализа натуральности шёлка лучшего эксперимента не найти!

Шелк – материал поистине императорский. Китай - это родина шелка . В Китае его используют уже много тысячелетий, а одежда из него издавна была одеждой лиц, приближенных к правителю. За разглашение тайны создания шелка была предусмотрена смертная казнь. Шелковую нить производят гусеницы шелкопряда. Она по крепости такая же, как и проволока из стали того же диаметра, при этом очень эластичная. Как отличить подделку от натурального? Поговорим сегодня об этом.

Изделия из шелка приятны на ощупь и очень красивы. Натуральный шелк хорошо впитывает влагу и дает коже дышать. Неудивительно, что натуральный шелк научились подделывать. Поэтому нелишне будет узнать, как отличить натуральный шелк от подделки, тем более, что одежда из натурального шелка станет замечательным подарком, привезенным из Китая. Кроме того, для тех, кто хочет купить изделия из нефрита, не помешает статья, как отличить нефритовую подделку от настоящего камня . Чтобы не омрачить ощущение от привезенного подарка, нужно обязательно почитать эту статью.

Внешний вид

У натурального шелка блеск немного мерцающий, переливающийся. Полиэстер же имеет ровный холодный блеск. Если внимательно присмотреться, то в натуральном шелке можно заметить мельчайшие неровности, так как нить шелкопряда не может быть абсолютно одинаковой по всей длине. Поверхность полиэстера же отличается идеальной ровностью. Поэтому натуральный шелк не может быть слишком скользким.

По фактуре, особенно после стирки, он больше напоминает нежную лайку. В руках натуральная ткань очень быстро нагревается, полиэстер же будет холодить кожу. При прикосновении натуральной ткани к коже Вы не должны испытывать ни малейшего дискомфорта. Возьмите отрез ткани и сомните его. В натуральной ткани останутся едва видимые складки, в искусственной – глубокие заломы

Проверяем нить

Аккуратно выдерните кусочек нити из ткани и подожгите ее. Натуральная ткань будет пахнуть как горелый волос или кожа. Если поджечь нить из искусственного шелка, то раздастся специфический химический запах. Более того, полиэстер плавится. Если в качестве подделки используют вискозу, то при горении она будет пахнуть горелой бумагой и будет тлеть. Кроме того, сгоревшая нить натурального шелка с легкостью разотрется пальцами в пепел.

Дешевая рыбка…

Конечно, благодаря промышленному производству стоимость натуральной шелковой ткани упала. Но при этом его цена составляет не менее 10 долларов за метр, а чаще она доходит до 50, а иногда и 100 долларов. Но при этом все равно натуральный шелк не может быть слишком дешевым, ведь его производство достаточно сложное и долгое. Кроме того, для производства всего 9 килограмм натуральной шелковой нити потребуется около 100 килограмм коконов шелкопряда.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

История

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Виды шелка


Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

Как определяют искусственный шелк:

  • не имеет переливчатого блеска, искусственная ткань «светится» тускло;
  • в отличие от полиэстровых тканей, даже гладкий вид шелка имеет некоторые погрешности на поверхности;
  • шелк-холодок ткут из нитей искусственного происхождения;
  • шелковые нити растворяются в теплом 10% растворе щелочи;
  • подожженные искусственные волокна издают запах горящего пластика или древесины;
  • при сжатии в кулаке образуются заломы с четкими линиями.

Свойства шелка

  • Натуральный шелк обладает уникальным приятным умеренным блеском, который не исчезает с годами. В лучах солнца шелковая ткань будет сверкать и переливаться, играя различными оттенками в зависимости от угла падения света.
  • Шелк отличается высокой гигроскопичностью (все шелковые ткани впитывают влагу, равную по количеству половине собственного веса и при этом очень быстро сохнут).
  • Внешний вид нитей: белые, слегка кремовые, гладкие, длинные (около 1000м), тонкие, мягкие.
  • Толщина элементарной нити – 10-12 мкм, комплексной – 32мкм.
  • Шелк настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
  • Шелк обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение – порядка 40 кгс/мм? (1 кгс/мм?=107н/м?); разрывное удлинение 14–18%.
  • Во влажном состоянии разрывное напряжение падает на 10%, разрывное удлинение растет на 10%.
  • Шелк малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется.
  • Шелк не тянется и не дает усадку
  • Шелк прекрасно драпируется. Это свойство позволяет использовать шелк не только для создания одежды практически любых форм, но и для штор, постельного белья и др. предметов домашнего интерьера
  • К действию света устойчивость шелка невелика. При попадании прямых солнечных лучей разрушение шелка происходит быстрее, чем у других натуральных волокон.
  • Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени горение само затухает, присутствие слабого запаха жженого волоса, продукт горения – черный пушистый хрупкий пепел.
  • Получение шелка связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалом.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Уход

Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Стирать шёлковые платки (шарфики и др. изделия) нужно вручную, в теплой (30-40 градусов) воде, причём без предварительного замачивания, без отбеливателей.
  2. Для стирки использовать мягкие моющие средства для шелка (типа Ласка), нейтральный шампунь или детское мыло. Налейте воды в тазик, добавьте пару капель (много не нужно) моющего средства, взболтайте его до пены. Только после этого опускайте шёлк в воду.
  3. При стирке и полоскании шёлк не рекомендуется тереть руками, т.к. ткань очень нежная и от сильного давления может потерять свою красоту. Поболтайте ткань в мыльном растворе пару-другую минут, несколько раз поднимите её из воды и опустите вниз. После таких несложных движений в мыльном растворе шёлк можно полоскать в прохладной воде. При этом при первых стирках возможно незначительное окрашивание воды. Не пугайтесь! Если вода осталась такая же прозрачная, но чуть-чуть окрасилась, изделие цвет не теряет. Это выходят излишки краски из очень ярких изделий.
  4. Для освежения цвета шёлк желательно полоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (2 ст. ложки на 10 л воды). Вода должна быть слегка кисленькой. Но можно этого и не делать. Полощите шёлк и сливайте воду до тех пор, пока не останется пены.
  5. Отжимать шёлк надо бережно, без выкручивания. Не забывайте, что шёлк, даже атласный – очень нежная и деликатная ткань! Сжимайте её, зажав между двумя руками, пока не перестанет течь вода. После этого – можно отжать в чистом полотенце.
  6. Сушить шёлк лучше в расправленном виде, вдали от отопительных приборов, чтобы не образовались складочки, которые потом придётся снова намочить, чтобы разгладить. Исключение – шёлк, окрашенный способом шибори, когда ткани специально придают фактурность. После заключительной стирки её скручивают жгутом (не сильно) и сушат, не разворачивая.
  7. Гладить шёлк лучше всего пока он влажный, т.к. шёлк разглаживается лучше во влажном состоянии максимально горячим утюгом в режиме «хлопок». Натуральный шёлк температуры не боится и не расплавится, как искусственные (вискоза и ацетат) или синтетические (полиэстер и капрон) ткани. С изнаночной стороны в режиме «шёлк» нужно гладить также изделия, окрашенные акриловой краской и имеющие контурный (выпуклый) рисунок. Для надёжности их лучше гладить через тонкую хлопковую ткань.
  8. Избегайте попадания на шёлковые изделия химических средств (духи, крем, лак для волос, дезодорант). От этого краски могут потерять яркость или даже обесцветиться. Чтобы этого не произошло, повязывайте платок (шарф) после того, как парфюмерия высохнет.
  9. Пятна от пота и другие сильно загрязненные места аккуратно протрите спиртом.

  1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда. Для формирования мотка шелковой нити весом 250 грамм требуется 12 часов работы.
  2. Шелковая нить обладает потрясающей прочностью, она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником).
  3. В изделиях из натурального шёлка не заводится пылевой клещ. Этому свойству шёлк обязан серицину. Серицин, шёлковый клей, вязкий белок натурального шёлка. Большая его часть вымывается при обработке (промывке) шёлка в горячей воде, но то что остаётся, достаточно для того, что бы противостоять появлению пылевого клеща. Благодаря этому натуральный шелк абсолютно гипоаллергенен.
  4. Отличить натуральный шёлк от не натурального можно с помощью теста «на горение». Как и в случае с шерстью, от горящего шелка исходит неприятный запах, а если убрать источник огня, материал прекращает гореть, а сама нить затем рассыпается в пепел.
  5. 80% всего производимого шелка в мире принадлежит Китаю.
  6. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
  7. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
  8. Для создания всего одного метра шелковой материи требуется в среднем от 2.800 до 3.300 коконов, на галстук уходит 110, 650 требуется для изготовления блузки, а для шелкового одеяла может потребоваться до 12.000 коконов тутового шелкопряда.
  9. Если распутать нити десяти коконов тутового шелкопряда, их хватит, чтобы овить ими Эверест.
  10. Одно из самых ценных свойств шелка – терморегуляция. В жару натуральный шелк «холодит», а зимой прекрасно держит тепло. При этом изделия из шелка отлично впитывают влагу.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.