Секреты воспитания счастливого ребенка (Михаил Лабковский). Михаил Лабковский: «Следить чтобы ребёнок был одет и накормлен — это забота, а не воспитание

Михаил Лабковский никогда не называет себя детским психологом. Он работает со взрослыми. Все его советы адресованы тем мамам и папам, которые готовы меняться, чтобы построить гармоничные отношения со своими детьми.

Мы подготовили для вас важные и полезные цитаты из статей и публичных выступлений психолога о том, как вырастить счастливого ребенка.

Родительский пример

1. «Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны».

2. «Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если родители счастливы, то специально и делать ничего не надо».

3. «Невозможно, не полюбив себя, вырастить ребенка в человека, который будет себя любить. И не может родитель с низкой самооценкой воспитать детей – с высокой. Хотя многие очень стараются».

Переписывайте детский сценарий

4. «Да, корни многих проблем родом из детства. Но родители – они такие, какие есть. Они растили вас так, как могли. Вы их не измените, менять надо себя: переписывать детский сценарий, вырастать из него».

Стабильность, комфорт, доверие

6. «Чувство безопасности, которое ребенок должен получить в детстве, – самое главное условие его будущего психического здоровья и жизни без неврозов».

7. «Стабильность, комфорт, доверие – вот что должны получить дети от родителей в первую очередь. Если родители ведут себя агрессивно, унижают, критикуют ребенка, то у него, естественно, подрывается доверие к жизни в целом и к людям в частности. У меня есть одна подруга, которая говорит конкретно: людей ненавижу. Подбирает собак, кошек, и понятно почему: животные ее не предавали, а папа предал».

Гармония в семье

9. «Если брать семью полную, но невротическую, и семью без отца – второе однозначно предпочтительней».

Когда родительство перестает вызывать «мимимишный» восторг

10. «Беда в том, что большинство родителей до какого-то возраста сюсюкают с детьми, а уже года в четыре вдруг отказываются понимать, что перед ними ребенок. И начинают что-то требовать, давить, ждать… Когда хочешь, чтобы дети носили твою фамилию, – это нормально, но когда хочешь, чтоб допели то, что ты не успел, – это чревато».

11. «Когда мать долго и «через силу» находится в декрете по уходу за ребенком, чувствует себя его заложницей или сознательно, волевым решением «проводит с ребенком много времени», потому что вот такая она ответственная, или – еще хуже – «посвящает сыну (дочке) всю себя», или даже еще хуже – «живет ради него», детям от этого точно не легче».

Не стоит путать заботу и воспитание

12. «Следить за тем, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен – это забота, а не воспитание. К сожалению, многие родители уверены, что заботы достаточно. При этом родители зачастую не знают, как общаться с ребенком. Просто поговорить с ним у них не получается. Потом эта проблема переходит в школу, где все разговоры крутятся только вокруг оценок, уроков, поведения и экзаменов».

Чувство вины

13. «Дети все считывают и прекрасно понимают, когда с ними «сидят» или гуляют из чувства вины. Или например, приходит мать вечером уставшая, с одной стороны у нее угрызения, что с дети требуют внимания, с другой – кто их будет кормить, если она бросит работу? И вот она пытается поддержать с ними разговор, а ей хочется только одного – лечь и умереть от усталости… И ей тяжело, и им непросто. Ищите помощников, разговаривайте с детьми, просите их поддержки – не надо все тащить на себе! В конце концов, устала – обнимите детей, умывайтесь и идите спать. Завтра пообщаетесь. Лучше так, чем ежевечерние истерики: «На мне весь дом держится, я и работаю и у плиты стою, а вы…».

14. «И когда из-за чувства вины от них откупаются с помощью игрушек, дети тоже прекрасно знают. «Извини, я снова поздно пришел с работы, а на выходные вообще уеду в командировку, поэтому на тебе, сынок, новый конструктор»… Такие отношения – с изначально неверными настройками – отражаются и на детской психике, и даже на физиологии».

15. «Здоровая ситуация, когда мать с нетерпением (и ни в чем себя не обвиняя) предвкушая, как она обнимет дочку или сына, спешит с работы домой. С работы, где она реализуется, общается, получает удовлетворение и где она успевает по ребенку соскучиться. И те пару часов или меньше, что родитель и ребенок проводят вместе, действительно ценны, наполнены любовью, искренним интересом друг к другу и много дают обеим сторонам».

Если в семье уже не первый ребенок

16. «Уважаемые родители! Когда у вас в семье рождается второй, третий, пятый ребенок, не говорите старшим, что они уже взрослые. Ни поведением, ни словами не давайте им понять, что, мол, «ты уже большой». Во-первых, он хоть и старший, но по отношению к родителям все равно остается маленьким, и это единственно нормальная позиция. А во-вторых, все эти рассказы про «ты теперь за старшего» дети воспринимают как знак того, что его уже не любят или любят меньше. Это болезненно и крайне неполезно для отношений в семье и его дальнейшей жизни».

Просто безусловная любовь без амбиций - главный залог счастья детей

17. «Ребенка, как и себя, надо любить просто за то, что он родился и есть. А все эти амбиции, требования, недовольство сыном или дочкой – явные признаки недовольства собой, собственных неудовлетворённых амбиций и собственной, извините, несостоятельности».

18. «В разговоре с ребенком (и не только) не критикуйте его, не трогайте его личность, не выходите за рамки анализа его поступков. Говорите не о нем, а о себе. Не «ты – плохой», а «я думаю, ты плохо поступил». Используйте формулировки: «Мне не нравится когда ты…», «Мне бы хотелось, чтобы…» Поменьше критики, побольше конструктива и позитива».

19. «Ребенок должен ощущать, что родители – это добрые, но сильные люди, которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят».

Михаил Лабковский, психолог с 35-летним практическим стажем и 20-летним опытом работы в прямом радио- и телеэфире рассказал сайту detki.co.il об особенностях воспитания израильских детей.

Большинство проблем, с которыми люди приходят к психологам (либо не приходят, а так и живут с ними всю жизнь) – это проблемы из разряда «спасибо маме с папой за наше счастливое детство».

Комплексы, звездой среди которых сияет комплекс неполноценности, и прилагающиеся - зажатость, низкая самооценка, неуверенность в себе возникают от недостатка любви и внимания в детстве, от отсутствия поддержки, элементарного одобрения малыша со стороны семьи.

И вот с этим в Израиле все в порядке. Здесь только и делают, что одобряют, поддерживают и балуют детей. И кстати, очень правильно делают.

В начале мая я читал лекцию в Тель-Авиве, тема которой звучала примерно так: «Секс, либидо, любовь». И думаю, это самая продаваемая, вечнозеленая и востребованная тема на планете земля – ну везде от американской кинопромышленности до российского журнала «Лиза-горосокоп».

Везде, но только не в Израиле.

Первый же вопрос из зала начинался словами: «Моему сыну тринадцать и у меня с ним вот какая проблема…». Отношения с детьми интересовали чуть ли не большую часть зрителей. Я пытался вернуть разговор к либидо и переспрашивал: «Женщина, вы помните о чем мы собрались поговорить?» - «Да-да, конечно, но у меня дочь-подросток и…». И пошло-поехало.

С сексом тут то ли проблем нет, то ли взрослые целиком погружены в родительство.

Расскажу, как мне видится ситуация. И начну с плюсов отношения к детям в израильской семье.

Плюсы

Ребенка любого возраста всегда готовы выслушать, а значит, он привыкает делиться своими переживаниями и печалями, что очень важно. В столкновениях и конфликтах с внешним миром, будь то незнакомый обидчик или друг семьи – родители априори принимают сторону детей, что тоже совершенно оправдано.

Ребенок ухожен, накормлен, хотя, зачастую накормлен больше, чем он сам хочет и чем это необходимо организму. Количество так называемых «холодных матерей» (психотип эмоционально отмороженной женщины, которая не в состоянии дать детям тепла – ее психика тепла не вырабатывает) по моим наблюдениям в Израиле стремится к нулю. Развитием, образованием, учебой отпрысков традиционно занимаются чуть ли не с грудного возраста – плотно и со всем рвением. Тут и музыка, и бассейн, и спорт - баскетбол, футбол, каратэ. (О перегибах на местах чуть ниже).

Я бы сказал, что взрослые безгранично преданы младшим в семье. Дети в семье главные! Их интересы – в приоритете! Если папа хочет пойти направо, мама прямо, а ребенок назад – все пойдут назад. Если папе нужна новая рубашка, маме - юбка, а ребенку теннисная ракетка – первым делом купят ракетку. Детей обожают просто за то, что это дети. Причем не обязательно свои. В отличие от России, в Израиле детям рады в принципе и всегда – на улице, в любой бытовой ситуации – ребенку каждый улыбнется, похвалит, расспросит, если надо поможет. Такой культ детей существует еще разве только в Италии. И я считаю эту ситуацию здоровой.

А советский подход к воспитанию даже обсуждать не хочу. Это государственная модель, в которой неуважение ко взрослым начинается с неуважения к детям. Знаете сталинский канон, как школьник должен располагаться в пространстве? Пол-попы на стуле, спина прямая, спинки стула касаются только лопатки, согнутая в локте левая рука снизу, правая сверху. А если хочешь что-то спросить, надо поднять правую руку, согнутую под углом 90 градусов. Правила, как в тюрьме. Сейчас уже не так строго, но о том, чтобы младшие школьники могли например, сидеть или лежать на полу в классе – в российской школе не может быть и речи. А в Израиле может!

Бывшие советские граждане, привыкшие к строгому, требовательному стилю воспитания («у нас не забалуешь», «будь готов – всегда готов») считают израильских детей избалованными. А они не избалованные – они свободные.

Не запуганные, не зашуганные, не поломанные авторитарными окриками и уничижительными замечаниями.

При этом мама для детей в израильской семье – это мама, а не подружка. Она - авторитет и глава дома. И если мама сказала «нет» – это означает «нет» без вариантов. Что дает жизненно-важное ощущение иерархии, границ, чего нельзя, а что можно.

И еще очень важно, что в Израиле во всей полноте, широте и силе сохранилось понятие семьи, понятие Дома. Бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры окружают ребенка с самого раннего детства. (Правда, иногда окружают так плотно, что когда он хочет побыть один – это удается с большим трудом). Семейные праздники, семейные обеды, семейные ценности, интересы семьи – все это на первом месте, прямо как в итальянской мафии. В хорошем смысле.

Об этом парадоксе уже немало написано: израильские дети бесконечно сосут соску или палец. Опекаемые, не вылезающие из памперсов и скрипок, они потом раз – и оказываются в составе одной из самых боеспособных армий в мире. И нормально себя там чувствуют. Они подготовлены к службе морально и физически.

Так как дома их никто не унижал, не пугал и уж точно не бил – они вырастают достаточно бесстрашными, чтобы не спасовать в настоящем бою. И еще, будучи на службе, они не сомневаются, что у них есть крепкий тыл - семьи и родина, и, конечно, они точно знают, что именно защищают.

Бабушки и внуки

Меня часто спрашивают насколько правильно вовлекать в процесс выращивания ребенка бабушек. Думаю, хорошо, когда они есть, но злоупотреблять этим способом перевести дух – не стоит.

В Европе и Америке – бабушка – это женщина, которая не вылезает из SPA, у нее своя жизнь, свой дом, машина и богатая, забитая до отказа программа проведения досуга. Оставить ей внука можно разве что ненадолго и по договоренности, осуществленной сильно заранее. Как советскому еврею мне такое не очень понятно, наши бабушки занимались внуками всю жизнь и с утра до ночи. Не скажу, что это правильно – нет. Но что было, то было, да и сейчас есть.

И для некоторых детей, взросление без участия родителей, свидания по выходным, вообще жизнь, в которой мало мамы с папой, а одна только бабушка – становится серьезной психотравмой. Ребенок скучает, тоскует, все время ждет, выбегает на звук открывающейся двери, а потом уже и не выбегает… Все это формирует ущербную психику, закладывает ущербную модель отношений: «привычку» страдать и влюбляться в людей, которые надолго куда-то пропадают, не дают любви и внимания, в общем, причиняют страдания.

Естественная ситуация - это когда детей день за днем воспитывают и растят родители. С ними он просыпается, засыпает, ест, у них получает основные жизненные навыки, проводит будни (хотя бы вечера) и праздники. И обязательно знает, что родители его очень любят. Вот это серьезная база для психологического здоровья.

Так что хорошо, что в Израиле бабушка в том, советском варианте почти вымерла. Ей еще можно привезти ребенка, но и вовремя забрать тоже надо не забыть.

Минусы

Да, отношения с детьми в стиле «еврейская мама» имеют и свои минусы. Ибо дозировать опеку еврейская мама зачастую не умеет и не собирается учится. И тогда те качества, о которых я сказал выше приобретают гипертрофированные черты, а также всем известные нездоровые и даже анекдотические формы.

Опека перерастает в гиперопеку, забота – в постоянную тревогу и попытки контролировать буквально каждый шаг ребенка. Довольно часто встречается классический перекос приоритетов, когда мать посвящает ребенку «всю себя», а потом ставит это в вину сыну или дочери, и закономерно слышит в ответ: «Никто тебя не просил».

Среди нездорового – напряженное ожидание академических успехов прямо с детского сада. Плюс постоянные попытки встревать в разборки между детьми. В обстановке тотального контроля, когда мама бдит днем и ночью, у ребенка нет никакой возможности проявить себя и свой характер, так же как нет никакой возможности научиться принимать решения. Зачем? Мама все уладит. Кто-то это потом наверстывает, а кто-то так и живет всю жизнь с оглядкой на маму.

Не каждая мать примет эту информацию, но, тем не менее: у ребенка должно быть личное пространство, какая-никакая, но личная жизнь, и даже свои тайны.

Так же как и у матери с отцом.

Специально для сайта

«Не воспитывайте детей,

все равно они будут похожи на вас.

Воспитывайте себя » .

«В кого ты у меня такой невоспитанный? » – пожалуй, самый глупый родительский вопрос. Разве ответ не ясен?

Правильное воспитание – понятие неоднозначное. А идея существования идеальных родителей – не более, чем миф. Родители тоже простые смертные и имеют право на ошибку.

Маловероятно, что великие умы педагогики когда-нибудь вообще выведут формулу идеального родительства. И причина этому одна – все дети разные.

Задумчивый интроверт может часами спокойно ковыряться в песочнице, другой проявляет чрезмерную акт ивность и любопытство – в этом случае монотонной игрой с песочными замками от него не отделаться.

Ему нужно бегать, прыгать, лазать и скакать. Выше, сильнее, громче.

Воспитание не всегда при чем, но все же это не менее важный процесс, чем построение карьеры, самореализация и здоровые отношения в семье.

И все-таки, наказывать или не наказывать? Если наказывать, то как?

Заставлять учиться или главное, чтобы был счастливым?

Источник: Giphy.com

Как найти ту самую золотую середину между «Сам как-нибудь вырастешь » и «Мама прожила свою жизнь, проживет и твою » ?

Воспитание личным примером

Психолог Михаил Лабковский утверждает, что единственный рабочий способ вырастить эмоционально и психически здорового ребенка – самому стать такой личностью.

Личный пример, а не рациональные доводы, нотации и нравоучения. Ребенок не воспринимает слова, ему нужны действия.

Желаете привить ребенку ценности здорового образа жизни? Будильник на 5 утра и вперед на пробежку. Сдобную булку меняем на цельнозерновые хлебцы, утренний кофе на стакан апельсинового фреша, а просмотр сериала с удобного дивана – на комплекс силовых упражнений в зале.

Это как одновременно затягиваться сигаретным дымом и говорить: «Сынок, курить вредно! » . Знаете, что сказал бы Станиславский?

Немного утрированно, но смысл ясен.

Хотите воспитать счастливого ребенка? Для начала сами станьте счастливыми.

Получить ключ к личному счастью!

Лекции Михаила Лабковского, равно как и его статьи, обычно затрагивают темы любви, отношений, замужества, психологию личности. Как говорит сам коуч, наши люди не любят детей.

В смысле, не считают, что о воспитании детей вообще нужно говорить.

Источник: Giphy.com

Кстати, вести эфиры на радио и лекции читать тренеру нравится гораздо больше, чем частная практика психотерапевта.

Михаил же тему воспитания детей считает особенно важной – здесь и вопросы формирования высокой самооценки, чувства самоуважения, ответственности, и проблемы выбора образования, карьеры, построения семьи в будущем.

И мы с удовольствием делимся его принципами правильного воспитания.

Общие проблемы воспитания

Проблемы, связанные с ребенком, начинаются еще до его рождения – а именно с родительской мотивации завести детей.

Люди ведь по-разным причинам детей заводят. Кому-то врач на консультации говорит: «Или сейчас, или никогда. Потом только ЭКО » . Кто-то считает, что возраст подходящий – «уж полночь близится, а Германа все нет».

Находятся и такие, которые таким извращенным способом пытаются мужчину к себе привязать.

Все это не очень правильно. Единственная верная мотивация – хотеть завести ребенка.

Появляется на свет ребенок – «Здравствуй, доктор Спок! » Жизненный уклад семьи меняется и возникают вопросы: «Как кормить? Бутылочка или грудное вскармливание? Какие памперсы? » и так далее.

В младшем возрасте следует сосредоточиться на вопросе детских психотравм. Но одна из самых больших проблем родителей это то, что они путают понятия общения с детьми и ухода за ними.

Допустим, пожилая старушка-мать звонит своему сорокалетнему сыну и между ними происходит диалог: «У вас все хорошо? Ты покушал? Ну хорошо, до свидания. » С тех пор, как сыну было три года ничего в их общении не изменилось.

Затем школьная пора: какую школу выбрать? Секции, французский язык, балет? Многие дети не хотят учиться, не ладят с учителями и отказываются делать домашние задания.

Потом лет до 13-ти – временное затишье. Перед бурей, конечно. Потому что сразу после него – его величество пубертат! Мальчики+девочки, отношения и подростковый протест.

Договариваться или наказывать?

Не обязательно на все говорить «нет » . Умеете договариваться с ребенком? Правильно делаете.

Сломать ребенка можно в любом возрасте, причем делается это элементарно. Рассмотрим одну из классических ситуаций: за окном полночь, вы начинаете проваливаться в глубокий сон, как ваше чадо начинает орать в своей кроватке.

Источник: Giphy.com

Поясняю на берегу: это не колики, не газики и не критическая ситуация, когда ему и вправду нужна ваша помощь.

Любая же мать с полуоборота отличит призыв ребенка о помощи от капризного плача? Это что-то на уровне экстрасенсорики.

Варианта развития у ситуации два: или вы встанете с постели и возьмете его на ручки, или он немного покричит и все-таки закроет рот. Вот кто первый совершит действие, тот и проиграл, тот и слабее.

Вам может быть тридцать лет, ему – 6 месяцев. Вы весите 60 килограммов, он – 6-7. Но по характеру он может оказаться сильнее. Так что, кто из вас круче: вы или ребенок? Это и покажет исход ситуации.

Но вот в чем хитрость: он – ваш ребенок. Вы должны быть рады, что он сильнее вас. Не надо меряться характерами. Подойдите и возьмите его на руки.

Если вы будете помнить это правило, у вас получится вырастить несломленную, сильную личность с крепким внутренним стержнем. Такие люди знают, чего стоят, ценят и уважают себя.

Безусловно, у взрослого масса превосходств – физическая сила, удельная масса и более устойчивая психика. Вам под силу сломать любого ребенка. Вы в два счета любого из детей просто в угол загнать можете. Было бы желание.

Но в чем смысл? Вырастить из ребенка жертву?

Даете ребенку выбор – он растет как личность, пресекаете и говорите веское «нет » – становится инфантильным. Когда у него нет возможности сделать свой выбор, он не взрослеет.

Источник: Giphy.com

К тому же, если на ребенка постоянно орать и проявлять в его сторону агрессию, он запросто может стать невротиком.

Что касается кризиса трех лет, его просто нужно пережить. Длится он примерно год.

Потом вас ждет самый спокойный период – с 6-ти до 12-ти лет. В этом возрасте дети почти не «козлят » .

Как наказывать ребенка?

Как наказать ребенка, чтобы он понял, что за поступки нужно отвечать? Самое главное – делать это доброжелательно.

Огромная проблема в том, что у нас есть ужасная привычка делать зверское лицо, принимать угрожающую позу и орать, как будто ребенок тупой и других слов не понимает.

Записывайся на курс и узнай, как избежать повторения негативного родительского сценария.

Вот стоит такая мать и разрывается: «Ты наказан! Слышишь меня? Наказан! » Да он и так уже наказан. Мама, зачем же так орать?

Представляю идеальный сценарий наказания: подходим, обнимаем сына/дочь за плечи, можно даже поцеловать и спокойно произносим: «Не сочти за личную обиду, но ты наказан. Помочь ничем не могу » .

Почему этот путь лучше? Таким образом мы четко разделяете, что ребенка вы по-прежнему любите, а вот поступок его вам не нравится. К ребенку претензий нет.

90% всех родителей вместо безусловной любви транслируют условную: хорошо себя ведешь – мы тебя любим, демонстрируешь плохое поведение – не любим.

Нет, однозначно, дословно никто из вас так не говорит. Ребенок считывает эти смыслы с вашей интонации, недовольного выражения лица, осанки, позы, отношения.

Когда вы контролируете свое поведение и выстраиваете диалог в нейтральном тоне, он слышит совсем другое: «Ты хороший, поступок – плохой. Ты вне обсуждения. Тебя я люблю. Но за поступок нужно наказать».

В процессе воспитания и взаимодействия ребенка и родителя наказание необходимо. Главное – ребенок не должен чувствовать, что отношение к нему изменилось.

Можно ли применять к ребенку физическое наказание?

Можно ли бить ребенка? А в качестве наказания?

Нет, ребенка бить нельзя. Конец рассказа.

Команда Фаза Роста тоже за гуманное обращение с ребенком. На онлайн-курсе нашего тренингового центра “Высшее родительское образование” психологи рассказывают, как вырастить из детей по-настоящему счастливых взрослых. Вот что пишут о курсе участницы:

Отзыв участницы онлайн-курса «Высшее родительское образование»

Что делать, если ребенок ревнует к брату/сестре?

Если детей у вас больше, чем один, есть все шансы столкнуться с детской ревностью. Обычно старшие дети ревнуют к тем, кто родился позже.

Как поступить в этом случае? Наказывать. Только сразу всех. И одинаково.

Это вызовет солидарность и сплотит их друг с другом.

Еще на что нужно обратить внимание:

  • Не обижать старшего ребенка речью о том, что он старше по возрасту и поэтому должен уступить;
  • Не прощать младшего за то, чего вы не разрешаете старшему;
  • Не акцентируйте возраст младшего ребенка: «Ну он же маленький! Вот ты, когда был маленьким, мы тебе тоже…» Он этого не помнит, а, значит, об этом не знает. Ваши слова – не в счет. Он знает только то, что в данный момент вы ему уделяете намного меньше времени и внимания.

Ситуация может устаканиться, если всячески подчеркивать, что вы любите их одинаково, времени уделяете столько же и даже наказываете их по одной методичке на двоих.

Что делать, если не любишь своего ребенка?

Бывают, к сожалению, такие ситуации, когда фраза «Родишь – полюбишь» не работает. Это происходит с женщинами, детство которых нельзя назвать счастливым и безоблачным.

Тяжелые детские воспоминания мешают формированию здорового материнского инстинкта. У большинства представительниц прекрасной половины такой проблемы нет – за девять месяцев беременности их психика меняется и к моменту родов они уже любят своих детей.

В Европе есть очень популярное движение Child Free – свободные от детей. Их идеология заключается в том, что мир – это адское место и рожать здесь нельзя и все такое. Правда в том, что у каждого участника движения было тяжелое детство, поэтому своих детей они не хотят.

Любят детей те, кого любили родители. По сути, любовь к детям – это воспроизведение чувств, которые мы испытывали, когда сами были детьми.

А если всего этого не было, чувства могут и вовсе не развиться.

Какое решение? Обратиться к психологу.

Как подружить ребенка с отчимом?

Специально сдружить вы никого не можете. Но можете создать благоприятные для этого условия.

Дети считывают и воспроизводят ваше отношение к новым людям. Они, как собаки, чувствуют ваши эмоции.

Поэтому ребенку будет проще принять нового мужа мамы, если вы с ним прямо душа в душу. Не пытайтесь сразу заменить ребенку отца – позвольте отчиму быть просто старшим другом.

Источник: Giphy.com

Очень важный аспект: не вынуждайте его воспитывать ребенка – это может дурно повлиять на детское представление о мире. То есть, вы прекрасно жили вдвоем, а затем, грубо говоря, появляется незнакомый мужик и проходится по чистой душе ребенка своими грязными сапогами.

Во сколько идти в кровать, куда убирать игрушки, что надеть – это решаете вы. Прерогатива отчима – вместе сходить в кино, приготовить вкусный завтрак, погулять, провести приятную беседу. Пусть в глазах ребенка ваш новый муж будет прямо «праздник-праздник » .

Какую школу выбрать: частную или государственную?

Некоторых людей в частных школах пугает именно специальный подход к ребенку и особое бережное отношение. Основной их страх – что с ребенком будут «носиться » , во всем угождать и в дальнейшем это может ему навредить.

Друзья, чем больше нас любят, тем крепче мы становимся. Бережное отношение еще никому не помешало.

Однако, есть другая проблема: частные школы в России – это больше про бизнес, а не про образование. Это официальный метод отъема денег у населения, который с учебой имеет мало общего.

За месяц обучения учредители частных школ могут хотеть и 2000, и 3000 долларов. У нас практически нет таких цен, как в Европе. И что прискорбно, от государственной школы она отличается тем, что у них обед из трех блюд, а в коридорах мебель кожаная.

Я реально сталкивался с детьми из частных школ, которые отставали от общеобразовательной программы.

Поэтому прежде всего стоит выяснить репутацию школы. Хорошее образование дает? Смело отдавайте. Классы в частных школах меньше, соответственно, внимания ребенку уделяется больше.

Здесь, в принципе, как везде: есть частные плохие, есть государственные – лучше не найдешь.

Главный ориентир у вас должен быть один – первый учитель. На ближайшие 3-4 года он станет главным человеком в жизни вашего ребенка. Вот на него и ориентируйтесь.

Как объяснить ребенку, что долго сидеть за компьютером вредно?

Никак. Никак вы это ему не объясните.

Начнем с того, что человеческий мозг состоит из двух полушарий, отвечающих за противоположные вещи. Так вот, когда ребенок проводит время с компьютером, у него задействована эмоциональная часть.

Вы же пытаетесь апеллировать к его рациональной части – мол, это плохо влияет на зрение и все такое. Логика и разумные доводы здесь не работают.

Это как с подростком, который не хочет надевать шапку, когда на улице -10. Он не уши боится отморозить, а прическу испортить и чтобы над ним все смеялись потом. И шапку не наденет, что бы вы там не говорили.

Так что же делать с зависимостью от компьютера и гаджетов? Предлагаю поступить проще: полтора часа в будни и четыре часа в выходные. Без лишней лирики. Или так, или никак.

Капризничает? Лишаем гаджетов на неделю, телефон меняем на кнопочный Nokia 6300 и резюмируем: «Мы с тобой договаривались насчет полутора часов? Ты обо всем знал заранее. »

Две-три такие репрессии и он будет сам через отведенное время вставать из-за компьютерного стола.

Без объяснений: да – да, нет – нет.

Дети не хотят учиться. Что делать?

Родители часто жалуются, что у подростков нет мотивации грызть гранит и делать уроки. Разговоры и увещевания на тему перспективного будущего не помогают. Что делать?

С мотивацией, в принципе, все ясно и прозрачно: в 14 лет на месте этих детей я бы тоже не хотел учиться. По статистике, если в начальной школе успеваемость – 50%, то в средней – всего 11%. Ощущаете разницу?

Нормальные здоровые дети в 14 лет не могут хотеть учиться. Такова психология пубертата. Разумеется, у них может быть любимый предмет, даже несколько, но в общей сложности уровень успеваемости довольно низкий.

У мальчиков происходят поллюции, у девочек – мальчики в голове. Им вообще не до вашей учебы, дорогие родители.

К 16-ти годам ситуация может выровняться, но не факт. Для некоторых подростков выпускные экзамены и поступление – еще не повод хорошо учиться.

Вы должны объяснить ребенку следующее:

  1. Учиться он обязан по закону – аттестат о среднем образовании сегодня обязателен для всех.
  2. Если его не устраивает конкретно его школа, у него проблемы со сверстниками или учителями, вы можете перевести его в другую школу. Или оформить его на домашнее обучение. Так сегодня тоже можно.

Хорошая новость в том, что если подростковый период начался у ребенка рано, то к 16-ти годам его должно немного отпустить. Но не раньше.

Подростковый возраст. Как избежать влияния улицы?

Проблема здесь не в улице.

Допустим, вы с рождения выстраиваете с ребенком доверительные отношения, если вы его уважаете, умеете с ним договариваться, не орете на него, в угол не ставите, не пытаетесь его сломать, считаетесь с его желаниями, то есть общаетесь, как со взрослым человеком.

Что вы получаете в итоге? Ребенок вырастает с пониманием того, кто, что он и чего хочет.

И тогда вы как родители абсолютно спокойны: где бы он не оказался, он никогда глупостей не сделает. С самого раннего детства к нему относились с доверием, поэтому он привык сам за себя отвечать и уже в 12-15 лет умеет разбираться в своих желаниях.

Ему сигарету предложат закурить – он откажется, 15-летней девочке секс предложат – она подальше пошлет. За счет чего это происходит? За счет того, что в этом возрасте они ведут себя, как взрослые люди.

Второй вариант: ребенка чрезмерно опекают или опускают. Он не взрослая личность и легко поддается чужому влиянию. Чем раньше вы его отпустите, тем быстрее он повзрослеет.

Ваше родительское спокойствие основывается не на том, что 24 часа в сутки вы знаете, где находится ваш ребенок, а в том, что вы уверены, что он глупостей не натворит. Вы ему верите.

В заключение

Теплые доверительные отношения с детьми – мечта многих мам и пап. К сожалению, большинство из них идут к этой мечте совсем не тем путем.

Не спешите сражаться с детьми, ведь начинать, как водится, нужно с себя. Гораздо проще ведь переложить ответственность на того, кто меньше – мол, гиперактивный, трудный подросток, сложный характер. А ведь ребенок – всего лишь честное зеркало семьи: что у вас, то и у него.

Любите детей за то, что они есть. Без условий и договоренностей, без разделения на плохих и хороших.

Искусство безусловной любви – тернии. Любить милую девчушку с розовыми бантиками намного легче, чем обиженного на весь мир хамоватого подростка.

Но это ваши дети. Ваш мир. И в ваших силах сделать этот мир крепче, сильнее и счастливей.

Еще раз – начните с себя.

Вопросы воспитания пугают не только молодых и неопытных родителей. От необходимости разбираться в нюансах психологии детей и подростков волосы встают дыбом даже у бывалых мам и пап.

А уж подростковый период даже Михаил Лабковский называет самым тяжелым в жизни человека. «Летидор» внимательно послушал консультацию и выбрал 8 самых интересных и необычных мыслей психолога. Надеемся, его соображения и советы помогут лучше понимать подростков.

По каким критериям понять, готов ли 6-летний ребенок к школе?

В России есть так называемые ЗУМы (сокращенно - знания, умения, навыки). Например, ваш ребенок во второй четверти первого класса должен читать 120 знаков в минуту, отвечать на вопросы о прочитанном и так далее. Я в своей жизни помимо 10 лет работы в школе был также на экскурсиях в двух школах - в израильской и в английской.

У них начальная школа длится 6 лет, а не 4 года. И им совершенно плевать, кто на каком уровне развития. Там есть дети, которые во 2 классе знают программу 6 класса, а есть те, кто в 5 классе не знает программу 1 класса. Они считают, что это особенности возрастного развития, и не считают это проблемой. В России такого нет: здесь очень жесткие правила. Ну, соответственно, на выходе такой же результат: 50% - успеваемость в начальной школе, 11% - в средней. Понимаете, что такое 11%? То есть 89% детей программу вообще не усваивают.

Для мальчика главное, чтобы он был рослый и здоровый. Это все, что от него требуется. Потому что если он будет мелкий, ему просто накостыляют уже 1 сентября.

Я как психолог могу сказать, что для мальчика действительно важную роль играет физическое развитие, а не социальное, психологическое, умственное и так далее. Если он может дать отпор одноклассникам, пусть идет в школу.

Как вести себя с 7-летним ребенком, для которого не существует авторитетов?

Во-первых, его можно наказать. Авторитетов-то нет у ребенка, а ценности наверняка есть. Чтобы понять, что с ребенком - отсутствие авторитетов или проблема с коммуникацией, - нужно попросить его на листке бумаги нарисовать человека. Если вы видите, что на рисунке отсутствуют уши, рот, глаза, пальцы рук или что-нибудь из этого спектра, например, уши, то ребенок реально вас не слышит. Вот так прямо надо это и принимать. Он по своему развитию (7 лет) с точки зрения коммуникации еще младше.

Если ребенок (12 лет) не хочет заниматься спортом, как понять, в какой момент нужно прислушиваться к его желанию, а в какой - настоять на своем?

А что тут понимать? Ребенок же не хочет заниматься! Заставлять вообще не нужно никогда. Сейчас нужно все отпустить и вообще никуда не водить ребенка. Если через какое-то время ребенок изъявил желание, а вы водите его и платите за него деньги, то так прямо ему и скажите: «Что значит «хочу» или «не хочу»? Давай так договоримся: если ты ходишь месяц-два, то мы продолжаем. Как только сказал «не хочу», дальше не делаем ничего». Тогда ребенок хоть какую-то ответственность будет иметь.

По детской психологии, в 12 лет уже формируется круг интересов. Ему не 5 лет и не 8. Но из-за того, что его заставляют, он продолжает вести себя как 5-летний. Потому что он не понимает, что он хочет, ведь с самого начала ему это навязали.

Дайте ребенку возможность самому выбрать, не давите на него. И только после этого не то что призывайте к ответственности, а просто условие поставьте: либо ребенок занимается, либо эта тема будет закрыта.

Насколько важно безусловно принимать все то, что рассказывает ребенок?

Насчет доверия. Если ребенок врет, то у него есть для этого основания. Он так себя чувствует, и это уже правда. Если какого-то события, о котором ребенок рассказывает, не было, но он так говорит, у него есть на то причина. В этом смысле придется ему доверять.

У моего товарища есть маленький ребенок (5,5 лет). Он его водит в подготовительную группу в школу. Ребенок такой хулиган - он стал перекидывать через забор чужие портфели. Его наказали, отца вызвали. Потом отец и сын садятся в машину, а ребенок ему говорит: «Папа, у нас ведь с тобой одна кровь, да? Кому ты верить-то будешь?». Ребенок прав.

Чтобы у вас с ребенком были доверительные отношения, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, нужно закрыть свой рот. Нужно дать возможность ребенку говорить столько, сколько он хочет. При этом не вставлять реплики типа «А ты как думал?», «Мы же тебе говорили». Вы должны просто молча слушать, что ребенок говорит.

Это как с кошками и собаками. Если руками не размахивать, то животное подойдет. Как только вы начинаете активность проявлять, то они убегают. С детьми то же самое. Если вы все время перебиваете и рассказывайте, что об этом думаете, когда вас не спрашивают, на этом все замыкается.

Итак, во-первых, вам нужно набраться терпения, закрыть рот и послушать, что ребенок говорит. Во-вторых, это самое сложное: продолжать рот не открывать до тех пор, пока он вас не спрашивает.

Как воздействовать на 10-летнюю девочку, которая склонна к полноте?

Если врач не нашел никаких гормональных нарушений, то единственная причина ее переедания - нервное состояние, которое она заедает. С чем это связано, я не могу сказать. Если нет ожирения и врач не говорит садиться срочно на диету, то пусть ест на здоровье.

Сама идея, что нужно что-то скорее делать, потому что ты вырастешь страшной, это дорога к анорексии.

Вообще никак не акцентируйте внимание на еде. Это не является проблемой по той причине, что у нее еще даже месячные не начались.

Как быть, если ребенок агрессивно реагирует на то, что родители у него забирают телефон и удаляют игры?

Ну, во-первых, его уже нужно вести к детскому психологу, потому что это наркомания началась. На одном из телеканалов есть программа «Дорогая, мы убиваем детей». Там было не так давно показано, как мама забирает у 10-летнего ребенка ноутбук, а он дерется и ругается матом. И это уже наркомания, а точнее лудомания - игровая зависимость. Есть центры, где специалисты занимаются с такими детьми.

Школьная жизнь идет своим чередом: дети пишут первые контрольные, родительские чаты кипят. И многие благие намерения мам накануне учебного года - не собирать ребенку портфель, не отчитывать за плохие оценки - разбиваются в условиях постоянного стресса, который приносит в семью школа. Но если и считают, что со школой что-то не так, психолог Михаил Лабковский убежден: бог с ней, со школой, - это не самое главное в жизни.

Теперь дозвольте пару слов без протокола.
Чему нас учат, так сказать, семья и школа? -
Что жизнь сама таких, как мы, накажет строго.
Тут мы согласны, - скажи, Серега!
Владимир Высоцкий

Первое и самое главное: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать "как там, в школе?" не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки... И получают детские неврозы и все, что к ним прилагается.

В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

Школьные оценки против отношений ребенка с родителями

Российские родители ориентированы на оценки в школе. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все "наши" родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?". И это правильно.

Трудно сказать, у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и "высиживают" свои пятерки, - тревожные дети с пониженной самооценкой.

Если ваш ребенок не может самостоятельно делать уроки, у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как "лень", в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых - тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет, не так и важно - главное, чтобы не срывался с поводка.

Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком...

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, "поступить сына в институт", но уже не восстановить отношений.

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.

Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят "Мой хороший, не расстраивайся", то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.


Вы постареете - как они жить-то будут?

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками - проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.

В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что "у всех дети как дети", и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: "Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь". Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать "навести порядок" можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать - не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает - существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

08.06.2018 15:14:13, Kira995

Отлично, отлично... А если ребенок сам просит помочь? Если заданий слишком много? И почему не спрашивать про школу - это же основная деятельность, там друзья и всякие события. Опять же как родитель, контактирующий со школой, я должна быть в курсе того, что происходит. "С улыбкой отобрать планшет" - а дите не дает и вопит про свободу личности, особенно если руководствоваться такими принципами, как в статье. Он же не должен учиться-то, выходит!

Прекрасная статья!И цитата Высоцкого "в глаз"! Очень аккуратно нужно воспитывать чадо,мягко понуждать,мотивировать к учению. Действительно,амбиции, зацикленность на оценках могут многое разрушить. У нас в стране начальное образование сильное, но высшее- не лучшее в мире.Нечего портить жизнь в некоторых случаях из-за школы

27.09.2017 05:41:38, Николай И.

В советах психолога есть рациональное зерно, но в целом не соглашусь. Да, детей надо любить и уважать. Но в то же время направлять, учить и воспитывать. И делать из них потрбителей, не мотивированных, а еще хуже залеченных и с диагнозом.
Это унитожение будущих поколений...

26.09.2017 21:15:36, Арк

Очередная попытка выписать всем один рецепт. А некоторые дети психологически дозревают делать уроки сами в средней школе.К примеру:) И занятия с ними в младшей школе не делают их несамостоятельными. Это как писать в горшок- хоть в памперсах с рождения, хоть пописы лови-пока сам не дозреет, можно хоть на ушах стоять.

набор общих фраз, штампов, без оговорок и обоснований, без взаимосвязей... утверждения про алкоголиков неверные - не всегда у пьющих отцов вырастают пьющие дети и тп. а уж про оценки вообще как будто из советского времени утверждение...
объяснять всё нужно обязательно. нынче не хватает рассуждений, разговоров, слов, навыка беседы, озвучивания чувств и поступков. видеть поступок мало, нужно знать его мотивы, нюансы, движущие силы и тп. Выглядит одно, а по сути совсем другое очень часто.