Сценарий праздничного развлечения «Медовый спас. Сценарий медовый спас в доме культуры

(театрализованное представление)

Действующие лица:

2 крестьянки (ведущие);
2 внучки крестьянок;
Маша и Медведь (персонажи сказки «Маша и Медведь»);
4 девочки-пчёлки;
Мальчик-самовар;
Народный вокальный ансамбль

Звучат фанфары.

Ведущая 1: «Велика наша родная земля!» — так издавна говорили в народе. Простору на все четыре стороны много», немало на свете диковинных мест, но «лучше родной нет никакой!».
«Родина облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами» вот какими словами говорили о родной земле, о той, «что всегда и в горсти мила», без которой человек, «что рыба без воды, что соловей без песни».
На Руси селом называлась та местность, где находилась церковь. Церковь
На сценической площадке участники театрализованной миниатюры.
Крестьянская семья.

1 ведущая: Ну, с зажином вас!
2 ведущая: Солнце ещё только встаёт! До вечерни нс одну сотню снопов свяжем.
1 ведущая (девочке) : А ты, Дарья, не стой, колоски следом подбирай, да связывай.
1 внучка: Да не получается!
2 ведущая: Ничего получится! А ты, Ольга, первый сноп заприметь.
2 внучка: Это ещё зачем, бабушка?
1 ведущая: Украсим его разноцветными лентами и в горницу поставим. С него обмолот начинать будем.
2 ведущая: А зерном тем корову накормить надо.
1 внучка: Зачем?
2 ведущая: Чтоб здоровой была, да приплод давала.
2 внучка: Ой, бабушка, а вон колосья-то среди поля пропустили.
2 ведущая: Вот и хорошо, будет из чего бороду деду свить.
2 внучка: Какому деду?
I ведущая: Который тут живёт. Холодно ему тут в лютую зиму, вот под бородой и коротает он её, приносит полю плодородие. Ну, да хватит разговоры разговаривать. С работой управиться сегодня надо пораньше.
I внучка : Что это с тобой, бабушка?
1 ведущая : Праздник сегодня.
I внучка : Что за праздник?
1 ведущая : В народе называют его поразному. Первый Спас, Медовый, или Маковый Спас, Спас на воде. Начинается он в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю). Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
I, 2 внучки (одновременно) : Расскажи, расскажи, бабушка!
1 ведущая : Припасла для вас
Я такой рассказ.
А вы — на праздник гостей собирайте,
Да звонкой песней созывайте!
Звучит песня «Праздники».
1 ведущая: Сколько к нам пришло народу!
Быть сегодня хороводу!
Песни пойте до утра,
А завтра нельзя — начало Успенского поста.
Много дел в поле, в огороде,
А пока побалуйтесь вы мёдом.
(авторские стихи)
Первый Спас — начало сева озимых. В народе говорили: «Спасов день пока¬жет, чья лошадка обскачет» (то есть покажет, кто раньше начал сеять). Медовым его называют потому, что в этот день на Руси «ломали» первый мед на пчельни¬ках. «Наш Спас много мёда припас». Потрудилась на славу «Божья работница» — пчелка. А кто главный в улье?
I, 2 внучки : Матка.
I ведущая : Правильно! В своём доме она — главная хозяйка, «хранительни¬ца домашнего очага». А вот во «….. улье» хранитель домашнего очага ……., старейший житель села, ему уже … лет. Когда в родительский дом приезжают двое детей, трое внучат, два правнука, то он на¬полняется жизнью и звучат задорные песни.

Звучит песня «Эх, гармошечка!».

Участник ансамбля «….»: Мы не случайно исполнили эту песню, ведь в вашем селе тоже есть гармонисты, и одного из них мы видим среди зрителей, он пришёл со своей гармошкой.

На сцену приглашается местный гармонист в его исполнении звучит песня.

Па сценическую площадку выходит 1 ведущая и дети с горшочками мёда.

I ведущая: Правду говорят в народе: «Кто пчеле рад, тот будет богат» и дом построил, и детей вырастил, и сад посадил, и сладко на душе от мёда, и поёт она под гармошку, и радостно становится, когда ребятня угощением пчеловода лакомится. Этот мёд нам предоставил ….. Вкусно!? (обращается к детям).
1 внучка: Ой, вкусно! Давай всех, кто к нам на праздник пришёл, тоже угостим.
2 внучка : Эй, Мишка, выходи
Людей мёдом угости!
К зрителям выходят персонажи русской народной сказки «Маша и Медведь» и угощают всех мёдом. Дети на сценической площадке благодарят пчеловода Анатолия Григорьевича Коваленко.
1 внучка: Дай, Господи, хозяину МНОГИЕ лета,
Многие лета-долгие годы!
2 внучка: А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
1 внучка: Божьих пчел водить, ярый воск топить-
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
1 ведущая: Угощайтесь, гости дорогие! «Спасовка-лакомка», «Медовый Спас — медовый стол», «У хорошего пчеловода нет плохого года», — так о празднике говорят в народе. Росу медвяной называют, уста — медоточивыми, а месяц — медовым.
1 внучка: А что такое медовый месяц?
1 ведущая: На этот вопрос знают ответ семейные пары, которые много лет прожили рука об руку.
На площадку приглашаются семейные пары,
которые прожили в браке 40, 45, 55 лет.
1 ведущая : В августе в селе ….родились:
На площадку приглашаются юбиляры (75, 80 лет).
1 ведущая: Дорогие юбиляры, вас поздравляет ваша односельчанка, которая приготовила особенные пироги.
По старым обычаям предков славяне пекут «мачники» — постные пироги с маком и мёдом. Мёд силу даёт, а мак от зла защищает. Жить вам в здравии, да согласии».
Юбиляры: А мы тоже приготовили подарок для ….. В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крестный ход на реку, родники для освящения воды. Ваши пироги будут намного вкуснее с использованием святой воды. Здравия вам и благополучия (дарят бутылку со «святой водой»),
1 ведущая: Подарок есть и у нас
Песня прозвучит для вас!

Звучит песня «За деревней, за дубравой!»

На сценическую площадку выходит 1-я ведущая, внучки, девочки-пчёлки

I внучка: А вот и пчёлки прилетели.
1 ведущая: «Пчёлка — божья пташка». Если у кого заведутся пчёлы, это знак особенной Божьей милости к человеку. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. «Без пчелы», — говорили в народе, — «не могла совершиться обедня». В старину верили, что мёд, продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. По легенде, пчёл на Русь «принесли странники соловецкие, в своих посохах святых».

1 пчёлка: Над селом мы все летали,
Краше места не видали.
Здесь усадьба одна есть,
Что и глаз нельзя отвесть!

2 пчёлка: Много там цветов растёт,
Значит, дел невпроворот.
Ну, сестрицы, не ленитесь,
В цветник к Ирине Георгиевне слетитесь.

3 пчёлка: Загудел пчелиный рой.
Мы спешим к тебе домой.
Соты мёдом наполняем
И хозяйку почитаем.

4 пчёлка: В гости всех мы приглашаем.
Медом нашим угощаем.
И в морозный зимний час Вспоминать мы будем вас.
(авторские стихи)

1 ведущая: О ком, о ком это вы здесь «жужжите»?
Пчёлки (вместе): Об …..
1 ведущая приглашает на сцену хозяйку лучшей усадьбы на селе.
1 ведущая: …, для вас мои внуки собрали особенный букет, который состоит из мяты, чабреца, календулы. Каждой из них народ приписы¬вал магическое значение, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Дети дарят букет лучшей хозяйке усадьбы.
Пчёлки: (вместе) На радость вам и на здоровье!
1 ведущая: А гостей на чай приглашаем!
Ароматным, сладким угощаем!
Вот наш русский самовар.
Рад ему и млад, и стар!
Среди зрителей появляется мальчик в костюме «Самовара»,
он угощает гостей чаем из трав.
1 ведущая: Пейте чай, да знайте, что на Руси с этого дня начинался сбор лекарственных трав. «Спас — всему час».

Звучит песня.

1 ведущая: «С первого Спаса - холодные росы». «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». «Ласточка весну начинает, осень накликает». На первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети улетающим птицам кричали:
1 внучка: «Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы? Где твои детки? Где же твои сестрицы? Испей спасовой водицы! Улетать — не уле¬тай. До Спожинок доживай!».
1 ведущая: Прощаются с нами птицы. Говорим и мы вам до свидания, а ещё с радостью встретить два Спаса.
2 ведущая: Едва Медовый справлен Спас,
Светает Спас Преображенский.
Спас третий — с вечери Успенской.
Иванов день: всему свой час».
(Вячеслав Иванов)
1 ведущая: С Медовым Спасом! Радости и покоя! Пусть дни твои станут чистыми и светлыми! Всегда помни, что Создатель посылает испытания тем, кому желает блага. Так никогда не отступай же перед трудностями. И пусть покой, достаток и счастье не покидают тебя!
Благославляю этот час!
С праздником! Со Спасом вас!
Создатель все обиды вам прощает,
На жизнь в миру благославляет!
В пчелиной суете работ Вы отдохните от забот.
Медовый пряник, сбитень, квас Вам приготовил этот Спас.
Пусть будут помыслы чисты,
Как родники святой воды,
И медосочная роса Ложится прямо на уста!
Благославляю этот час.
С праздником! Со Спасом вас!

Е. Шарапова,
методист Центра культуры и досуга «МИР» Грибановского района

Post Views: 2 768

Ирина Харук

Сценарий фольклорного праздника для двух старших и двух подготовительных групп. В празднике отражены традиционные, обрядовые,народные игры свойственные только для этого празднества .

Спас – всего про запас !

Сценарий для старшего дошкольного возраста.

Цель : ознакомление детей с народным праздником – Спасом : Медовым , Яблочным, Хлебным (Ореховый) . Показать красоту праздника , познакомить с обрядовыми играми, приметами и обычаями. Воспитывать любовь к русской культуре.

Ведущий 1 :

В августе у мужика три заботы : и косить, и пахать и сеять. В августе отмечают : Медовый , Яблочный, и Хлебный (Ореховый) спас . Сегодня мы покажем как русские люди отмечали праздник спаса .

Ведущий 2 :

А почему их было три?

Ведущий 1 :

Все дело в том, что Спас –это праздник сбора урожая , а как известно, разные плоды поспевают в разное время. Вот и получилось из одного целых три праздника .

Ведущий 2 :

И вот на нашем празднике –ярмарке мы представим их все. Встретим хозяев праздника .

Песня : «К нам гости пришли» .

1 Зазывала : Привет детвора! Как у вас дела?

2 Зазывала : Нынче ярмарка у нас! Покупай все про запас !

1 Зазывала : Эй, народ не зевай, пятками доставай!

2 Зазывала : Пляши,гуляй, только рот не разевай!

Ведущий 1 : И так первый «Медовый спас » . Начинали качать мед. Считалось, что пчела заканчивала свою летнюю работу и не обижается на выкачку. Пчелки всех медом угощают , ведь он помогает от всех болезней.

Давайте посмотрим игру «Пчелы» в неё играли дети в старину.

Игра «Пчелы»

1 Зазывала : Яблоки ранет, яблоки! Кому яблоки!

Яблоки ранет, каких на свете лучше нет!

2 Зазывала : Кому яблоки продать? Кому дешево отдать? Грушевый! Ананас! Купи дочка про запас !

Ведущий 2 : А следующий спас называется –Яблочным.

А назывался он Яблочным потому, что с этого дня начинался сбор и заготовка яблок. Есть яблоки до этого дня нельзя было, в этот день яблоки несли в церковь и освещали. Только после этого вся семья садилась во дворе своего дома под развесистой яблоней. И чего только не бывало на этом столе –яблоки во всех видов : печеные, медом политые , фаршированные, яблочные пироги, оладьи, лепешки, яблочный квас, компот –вкусно и весело.

Ребятишки забавлялись –яблоки с горки катали –чьё дальше укатится.

Игра «Катание яблок с горки»

Считалка «Катилось яблочко»

Хоровод «Веселый хоровод»

Веселей, хоровод! Все ребята рады!

В руки к нам упадет яблоко из сада.

К нам из саду придет яблоко большое.

К нам оно приведет грушу за собою!

Песня : «Яблочко»

I.Яблочко, яблочко соку спелого полно.

Ой люли, ой, люли, соку спелого полно.

II.Так свежо и так душисто, так румяно золотисто.

III. Будто медом налилось видны семечки на сквозь.

Вот так справлялся медовый спас !

Зазывала : Вот орешки! Вкусные орешки.

Вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

Отгадайте загадку : Маленький мужичок –костяная шубка!

(это орех)

А это подоспел Ореховый Спас !

Заходят дети : Чики –чики –чикалочки

Едет Ваня на палочке

Дунька на тележке

Щелкает орешки.

Игра «Орехи» .

Загадка :

В лесу на полянке стоит орешник в зеленом кафтане.

Богач и невелик

А орешками наградит.

В день праздника орехи , свежее выпеченный хлеб несли в церковь для освещения, и только после освещения разрешалось все это есть. Деревенские ребятишки весь день грызли орехи и играли с ними.

1 Зазывала : Глядите, не моргайте, рот не разевайте.

Ворон не считайте, подешевле покупайте.

2 Зазывала : Давай, давай! По дешёвке выбирай

Небывалого случая три года ждут!

В этот день –Орехового Спаса на горе крестьяне продавали холсты, полотенце. Отсюда и название –«Спас на полотне » .

Игра «В холсты»

Двое играющих становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы холста, свернутого жгутом. С возгласами «Тени холст будет толст» . Тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок. Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

1 Зазывала. Все ли песни перепели! Пели –не напелися

Пели –не напелися, сели разревелися! Ой

2 Зазывала. Я иду по коридору, гуси серые за мной.

Здесь на ярмарке, веселой, как нам весело с тобой!

Ой подруга дорогая не пора ли нам сплясать

1 Зазывала. Гармонист играть нам станет, а мы будем танцевать. Два медовых пирожка , картошку рассыпучую.

Общая русская пляска

Песня «Будьте здоровы»

Ведущий 1 : Вот так разумно, мудро в старину у русских крестьян сочетался труд и отдых. Они умели потрудиться на своих полях и садах, взрастить плоды своего труда,а потом, когда был собран урожай –они умели словно повеселиться

Ведущий 2 : Закрома были полны у тех, кто хорошо поработал весной и летом –теперь долгая зима была не страшна.

Ну вот, ребятки теперь вы кое –что узнали о старинном русском празднике Спаса , о трех Спасах : Медовом , Яблочном,да Орехово –Хлебном. И теперь вам будет понятно русская поговорка.

Первый Спас –на меде стоит .

Второй Спас –яблоки едят .

Третий Спас –на зеленых холстах холсты продают.

А теперь милости просим к нашему столу!

(подводим детей к трем столам. Ну –ка попробуйте угадать, на каком столе от какого спаса угощения ) Дети

На первом столе –мед, медовые пряники , медовый квас .

На втором столе –яблочные пироги, яблоки.

На третьем столе –булочки, домашний хлеб, орешки.









Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.

Задачи: — дать информацию о первом спасе;

— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;

— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;

— изготовить букет «маковийский цветок»;

— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;

— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.

августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.

В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».

Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.

Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».

Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга

В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».

Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.

К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.

Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:

«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;

«Чёрен мак, да бояре едят»;

«Рад Яков, что пирог с маком»;

«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;

«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»

♦ «Первый Спас — первый сев!»,

♦ «Спас — всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.

Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».

После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас — мокрый»;

♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»

Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.

Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Викторина «Что мы знаем о пчелах?»

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаливания?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

12. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

9. Мёд на столе - достаток в доме.

10. У хорошего пчеловода нет плохого года

Приметы про пчел.

Пчела жалит только грешника.

Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.

Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.

Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.

Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.

Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».

Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.

100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.

Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом

Развлечение для дошкольников «Яблочный Спас». Сценарий

Полякова Александра Абдувалиевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №23»
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям.
Задачи:
Познакомить детей с русским православным праздником «Яблочный спас», развивать и уточнять знания детей об этом празднике;
создать радостную атмосферу праздника;
способствовать развитию двигательной активности детей»
развивать ловкость, смекалку;
воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны.
Ход развлечения
Участок ДОО украшен цветами и веточками с яблоками, дети рассаживаются на участке, под русскую народную музыку выходит ведущий в русском народном костюме.
Ведущий: Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит...
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!
Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить «неправильный» мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. В этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок собирали груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник- Ореховый Спас, мы его будем праздновать 29 августа.
Главным фруктом яблочного спаса является яблоко. Давайте послушаем стихи про этот замечательный фрукт.
Дети читают стихи про яблоки.
1 ребенок :Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет.
2 ребёнок: Яблоко спелое,Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
3 ребёнок: Быстро яблоки поспели!
Как собрать их, в самом деле?
Потрясем немножко ствол,
Фрукты, падайте на стол!
Ведущий: Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Будем кушать до весны.
Воспитатель несет корзину с муляжами яблок (маленькие мячики желтого, красного и зеленого цвета), роняет корзину с «яблоками».
Ой, ребята, что - же я натворила, все яблоки уронила, поможете мне их собрать.
Игра «Собери яблоки в корзины по цвету» (младшая группа).
Воспитатель: Какие молодцы ребята младшей группы, все яблоки собрали, а давайте вспомним, что можно приготовить из яблок?
Речевая игра «Блюда из яблок». Дети называют, что можно приготовить из яблок (компот, варенье, сок, пюре, добавить в кашу, в салат и др.). Затем ведущий спрашивает, как называется: сок из яблок, компот из яблок, пюре из яблок, варенье из яблок, сок из яблок, салат из яблок и т.д.
Ведущий: Какие вы ребята молодцы, сколько много знаете блюд из яблок. На яблочный спас собирали и ели не только яблоки, но и, а вот что угадайте:
Круглый, круглый,Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри: красный, красный
Он внутри.(Арбуз)
Да, конечно, это арбуз. На яблочный спас дети и взрослые с удовольствием ели арбуз, ну а мы давайте с вами поиграем с арбузом.
Игра «Кто быстрее соберёт арбузы»(старшая группа). Дети строятся в две шеренги. Перед шеренгами лежит обруч с «мячами - арбузами», а в конце шеренг лежат пустые ящики. По сигналу дети каждой команды поочерёдно передают по одному мячу из обруча в ящики. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не уронившая ни одного арбуза.
Ведущий: Какие ребята молодцы, все арбузы перенесли и не одного не разбили.
Ну, а теперь немного разомнемся.
Физкультминутка «Яблочко».
У дороги яблонька стоит. (Руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит. (Сложить запястья вместе)
Сильно ветку потрясу, (Руки над головой, движения вперед-назад)
С ветки яблочко сорву(Имитация движения срывания яблока с ветки)
Вот и яблочко у нас. (Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
Яблочки я соберу(Имитация сбора яблок с ветки)
И друзей всех угощу. (Руки развести в стороны).
Ведущий: Ай, ребята молодцы, все такие удальцы!
Приготовила я сейчас, загадки разные для вас.
Загадки:
1. Зеленое да красное,Кислое да сладкое,
Здоровье деткам обещает,Во второй спас угощает.(Яблоко)
2. На ветвях они висели,Как созрели - посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,Ждут, когда сорвут их.(Сливы)
3. Этот фрукт на вкус хорошИ на лампочку похож.(Груша)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко)
5. Из растительных продуктов,Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,Можем мы сварить.(Варенье)
6. Бусы красные висят,Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи(Малина)
7. К нам приехали с бахчиПолосатые мячи.(Арбуз)
Ведущий: Молодцы, все мои загадки отгадали!
Становитесь в круг скорей, поиграем веселей!
Яблочко катись, катись, да к ребяткам прикатись!
Хороводная игра «Яблочко» (средняя группа). Дети передают бутафорское большое яблоко по кругу со словами:«Яблочко, катись по кругу,
Быстро - быстро по рукам,
У кого в руках замрешь ты,
Тот сейчас станцует нам! »
(Ребенок, у которого с окончанием музыки осталось в руках яблоко, выходит в центр и выполняет произвольные танцевальные движения под музыку, дети хлопают в ладоши.)
Ведущий: Яблочки вами собрали, а теперь чтобы их покушать, что нужно сними сделать? Ну конечно помыть, ребята подготовительной к школе группы поможете нам помыть яблоки?
Соревнование «Помоги помыть и достать яблочко» (подготовительная к школе группа). Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки. Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок, та и выиграла.
Ведущий: Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Сегодня мы с вами встречали яблочный спас, играли и веселились. Наш праздник подходит к концу. Давайте на прощание поводим хоровод, проводим спас и будем угощаться вкусными, сладкими и наливными яблочками.
Все группы заводят круги - хороводы, идут по кругу и поют песню.
Хоровод «В сад зелёный мы пойдём»
1. В сад зелёный мы пойдём
Спелых яблок соберём
Ой люли, люли, люли
Спелых яблок соберём.
2.Яблочки медовые
Да лукошки новые
Ой люли, люли, люли
Да лукошки новые.
3.Яблочки мы принесём
Пирожков мы напечём
Ой люли, люли, люли
Пирожков мы напечём.
4.Чудо – пирожки у нас
Нынче праздник, нынче Спас!
Ой люли, люли, люли
Нынче праздник, нынче Спас!
Ведущий выносит корзины с яблоками и угощает всех участников развлечения яблоками.

Действующие лица:

Ведущий- воспитатель

Пчелка- воспитатель

Винни- пух- воспитатель

Сказка: -дети.

Звучит торжественная музыка. Выход ведущего.

Ведущий: Издавна август называли щедрым месяцем, разносолом, густарем. Русские люди даже поговорку сложили: «Август густарь – страды государь». Страда – время уборки урожая. Выходит, что по народной поговорке, в августе всего густо, а сам месяц август – государь поры уборки урожая. В садах поспели фрукты, в огороде – овощей вдоволь. Хотя лето уже осени навстречу бежит, все равно еще много дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары.

В августе мы отмечаем сразу 3 праздника в честь Спасителя. Поэтому каждый из них так и называют – Спас.

14 августа – Медовый Спас. В день праздника мед освещается и благословляется и только после этого начинают есть мед нового урожая.

Второй Спас - Яблочный. Празднуется он 19 августа. В этот день освещают и благославляют фрукты нового урожая. После этого мы можем их кушать на радость и на здоровье.

В России самыми распространенными фруктами были яблоки, поэтому и сам праздник у нас называют Яблочным Спасом.

29-го августа наступает третий Спас. В конце августа созревают орехи, поэтому этот Спас называют ореховым.

(выходят 3 детей)

Ребенок 1 : Август праздник припас –

Трижды празднует Спас.

Ребенок 2: Первый Спас – медовый

Cладкий, да бедовый!

Ребенок 3: С пряником печатным,

C медком ароматным!

Ведущий: Ребята, а вы ничего не слышите? Я слышу жужжание пчелок, давайте для пчелок соберем цветы.

(проводится игра: «Кто скорее соберет цветы? »

Залетает пчелка и садится на цветок)

Ведущий : Рано утром, на рассвете,

Теплым, звонким, ярким летом

Солнце яркое проснулось,

Потянулось, улыбнулось

Протянуло семь лучей,

Дотянулось до земли.

И лучом цветка коснулось,

Лепестки вдруг встрепенулись,

Чары ночи прочь стряхнули

И раскрылись сразу все-

Слегка влажные в росе.

В том цветке пчела жила,

Сладким сном она спала.

Всю ночь пчелка отдыхала,

Мед душистый вспоминала.

Вместе с Солнышком проснулась,

Всей округе улыбнулась

(звучит запись жужжания пчел. Вылетает пчелка)

ПЧЕЛКА : Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй мой цветочный дом!

Так уютно жить мне в нем.

Как красиво все вокруг!

Полечу искать подруг (улетает)

(прилетает с пчелками.)

Танец с пчелками

(появляется Винни-Пух. Звучит «Песенка Винни-Пуха» Муз. Вайнберга, сл. Заходер а)

ВЕДУЩИЙ. : Здравствуй Винни -Пух!

ВИННИ-ПУХ: Здравствуйте ребята! Я слышал, у вас тут праздник, Яблочный Спас:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему?

Мед так нравится ему?

ПЧЕЛКА: Здравствуй Винни-Пух!

Тебе мое почтение!

Принесла тебе медок.

Не медок, а восторг!

Да чего душистый,

Желто-золотистый!

Мед от всех болезней,

Вкусный да полезный!

(Винни-Пух благодарит за мед)

ПЧЕЛКА: Винни-Пух, а ты лучше с нами поиграй!

Игра Винни-Пуха и ПЧЕЛКИ

ВИННИ-ПУХ:(поднимает шарик над головой и поет) :

Я тучка, тучка, тучка!

А вовсе не медведь!

Ах как приятно тучке

По небу лететь!

(запись с жужжанием пчел. Дети – пчелки бегут за медведем и пытаются ужалить его-дотронуться указательным пальчиком.)

ВИННИ-ПУХ: Ой, Ой, ой! Спасите! (прячется)

Ведущий: Пчелки возвращайтесь на свои цветочки! (игра повторяется)

Ведущий: Винни-Пух, мы с ребятами научили тебя, как нужно помогать пчелкам. И тогда они решили угостить тебя медом.

игра: «Помоги пчелке собрать душистую пыльцу» .

(Участвуют 5 чел. Каждому участнику дают корзинку для сбора «пыльцы» (желтый шарик). Пчелка летит и нечаянно рассыпает пыльцу. По команде ведущего игроки должны помочь ей собрать пыльцу. У кого окажется больше шариков, тот и победил.)

Реб. : Работать малой пчелке

Нисколечко ни лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

Намного километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

ПЧЕЛКА: Как вы меня повеселили!

Угощайтесь моим медком!

А мне пора улетать!

(ПЧЕЛКА улетает)

Ведущий: А мы праздник продолжаем,

Яблочный Спас встречаем.

РЕБ.: Спас второй на дворе,

С яблочками детворе.

РЕБ. :Яблочки созрели

К празднику поспели!

Яблочки садовые,

Сахарно-медовые!

Солнышком каленые,

Чистые, свеченые!

Ведущий: И вот сегодня, когда яблоки полностью созрели и освещены в церкви, их можно есть. И это большой праздник для всех людей, потому что не найдешь человека, кто бы не любил яблочные пироги, яблочные соки, варенье, да и просто наливные яблоки.

стихотворение «Яблочный Спас»

РЕБ. : В станице праздновали Спас,

И в местной церкви спозаранок

Святили яблочный запас,

Все: от казачек до цыганок.

РЕБ. : Печь пирогами наполнялась,

Сад духом яблочным дразня,

И стайкой воробьев слеталась

На запах в хаты ребятня.

РЕБ. : Под вечер солнце распалилось,

Румянцем щеки припекло,

И красным яблоком скатилось

По речке в дальнее село.

ВЕД. : А сейчас давайте посмотрим сказку «Яблоко», которую покажут нам дети.

СКАЗКА

ВЕД: Стояла поздняя осень (Звучит пьеса Шульмана «Первая утрата»)

С деревьев давно облетела листва, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно- единственное яблоко. В эту осеннюю пору по лесу бежал заяц. Увидел Заяц на ветке яблоко. Прыгал, прыгал, хотел достать яблоко, но не смог. Увидел заяц летящую ворону.

ЗАЯЦ: Ворона, сорви мне яблоко.

ВЕД. : Ворона сорвала яблоко, только не удержала его в клюве, яблоко упало вниз. А внизу под яблоней лежал, свернувшись клубочком ежик. Яблоко угодило на его колючки. Ежик испугался и побежал вместе с яблоком.

ЗАЯЦ: Стой, отдай мне яблоко!

ВОРОНА: Это мое яблоко!

ВЕД. : Ежик остановился и сказал.

ЕЖИК : Яблоко на моих колючках- значит, оно мое.

ВЕД. : Звери стали кричать и спорить. На этот шум из чащи леса вышел медведь.

ЗАЯЦ : Михаил Иванович, ты в лесу самый большой…

ВОРОНА : Ты самый умный…

ЕЖИК: Рассуди нас по справедливости!

ЗВЕРИ (хором) :Чьё это яблоко!

ВЕД. : И рассказали звери медведю все, как было. Медведь подумал, подумал и спросил.

МЕДВЕДЬ: Кто яблоко нашел?

ЗАЯЦ: Я!

МЕДВЕДЬ : А кто яблоко сорвал?

ВОРОНА : Я!

МЕДВЕДЬ : Хорошо, а кто его поймал?

ЁЖИК : Я поймал!

МЕДВЕДЬ : Все вы правы, и каждый из вас должен получить яблоко.

ЗВЕРИ : Но ведь яблоко 1!

МЕДВЕДЬ: Надо разделить яблоко на равные части, и тогда каждый возьмет себе по кусочку.

ЗВЕРИ : Ура!

ВЕД. : Медведь взял яблоко и разделил его на 4 части. Один кусочек медведь дал зайцу.

МЕДВЕДЬ: Это тебе, заяц-ты яблоко увидел.

ВЕД. : Второй кусочек дал вороне.

МЕДВЕДЬ: Это тебе ворона, ты – яблоко сорвала.

ВЕД. : Третий кусочек медведь дал ежику.

МЕДВЕДЬ: Это тебе, ежик, ты – яблоко поймал.

ВЕД. : Четвертый кусочек тебе медведь, ты всех рассудил справедливо, никого не обидел. Позвали звери всех своих друзей и пустились в веселый

(Дети садятся)

Ведущий : Ребята, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, повторите! (выходят трое детей и читают стихотворение.)

Реб. : В это яблочное лето

Закрома полным - полны,

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки крупны.

РЕБ. : На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит,

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

РЕБ. : Все грустят сегодня сладко,

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

Ведущий: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.

1. Эстафета: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды по 5 человек. Переносят по схеме: первый-одно яблоко; второй-2 яблока и т. д.

2. Конкурс «Похвали яблоню! » Участвуют 2 чел. : кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке.

4. Аттракцион «Одень яблоньку! »

5. Аттракцион «Кто быстрее выпьет ябл. Сок»

Ведущий: Я верю в то, что пляску эту

Не барин, а мужик создал,

Пустил гулять по белу свету

И в шутку «Барыней» назвал.

Внимание! Пляшут все! Кто лучше всех будет плясать, тот и угощение получит.

(свободная пляска) За такое умение плясать всех полагается награждать. (выносит корзину с яблоками.)

Ведущий : Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

А как яблочки увидят

Сразу все кричат:

ДЕТИ: УРА!

(раздают детям яблоки)

ДЕТИ: Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое,

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.